VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012356
Тема: Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Начального и дошкольного образования

Направление подготовки: «Педагогическое образование»

Профиль: Начальное образование, иностранный (английский) язык







«Допущена к защите» 

Декан 

Широких О.Б.

 « ____ » ___________________ 2017 г. 

Зав. Кафедрой

Макашина Т.Ю.

« ____ » ___________________ 2017 г. 







Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)





Выполнил: 

студент очной формы обучения

Слезкина Юлия Алексеевна







Руководитель:

кпн, доцент Космачева Наталия Владимировна

Рецензент: 

кпн, доцент Смирнова Ольга Михайловна





Коломна – 2017 г.

Оглавление



Введение ……………….………………………………………………………….. 



Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………

1.1. Понятие, сущность и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………

1.2. Психологические и возрастные особенности духовно-нравственного развития детей  младшего школьного возраста…………………………………..

1.3. Нравственный потенциал программ по литературному чтению в начальной школе……………………………………………..……………………

Выводы по I главе  ………..……………………...………………………….……..

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения………………………………………………...

2.1. Выявление уровня сформированности представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников………………………………

2.2. Методические особенности проведения уроков литературного чтения с целью формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников……………………………...

2.3. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы………………….

Выводы по II главе ………………………………………………………….……..



Заключение …….…………………………………………………………………. Библиография ……….……………………………………………………………

Приложения …………………………………………………………………….… 







Введение

Наше общество, как и любое другое, в настоящее время заинтересовано в том, чтобы сохранить накопленный нравственный опыт, традиции нашего народа. Это стремление обусловлено, прежде всего, тем, что сформированность духовно-нравственных ценностей является одним из важнейших показателей культуры и самобытности общества.

Сохранение духовно-нравственных ценностей – это, прежде всего система образования и воспитания. Сегодня, мы как никогда понимаем, как трудно развивать представления детей о духовно-нравственных ценностях. Однако мы также понимаем, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью развития и становления личности ребенка. От того, как учитель осознает эту проблему, будет в дальнейшем зависеть судьба младшего школьника и общества в целом, так как только полноценно сформированная личность может стать достойным членом общества. 

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального общего образования, является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу России, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания охватывают широчайший круг областей, формирующих ряд способностей и умений, среди них: область формирования личностной культуры, область формирования семейной культуры, а также область формирования социальной культуры.

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей, их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко застревают в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного воспитания и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия, между самоценностью детства и своевременной социализацией. 

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

В настоящее время педагогической общественностью и интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нем.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что для разрешения проблем духовно-нравственного воспитания требуются наиболее эффективные способы, меры, возможности, либо же строгий отбор и переосмысление прежних путей, в связи с постоянной изменчивостью и развитием общества. 

Проблемой нашего исследования является выявление и проверка эффективности методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно-нравственного воспитания в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание учебных дисциплин в начальной школе и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание личности обучающихся.

Актуальность данной темы состоит в том, что в процессе учебной деятельности у детей формируются различные духовно-нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя различные аспекты формирования духовно-нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором духовно-нравственного развития личности.

Исходя  из  актуальности  проблемы,  нами   выбрана   тема   исследования: Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения.

В связи с этим выделим:

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения.

Объект исследования: процесс формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников.

Предмет исследования: влияние методов и приемов на формирование представлений о духовно-нравственных качествах у младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения будет успешным, если:

- использовать пословицы и притчи, развивающие способность глубокого видения ситуации;

- применять методы и приемы, способствующие установлению причинно-следственных связей в ситуациях нравственного выбора;

 - подбирать материал для осмысления системы базовых духовно-нравственных ценностей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 

	1. Определить понятие, сущность и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников.

2. Выявить психологические и возрастные особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

3. Рассмотреть нравственный потенциал программ по литературному чтению в начальной школе.

4. Провести опытно-экспериментальную работу.

	Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования: обобщение, сравнение, анализ;

- наблюдение за деятельностью школьников; беседа;

- опытно-экспериментальная работа.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского Л.И. Божовича, Н.И. Болдырева, И.С. и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Практическая значимость исследования состоит в обобщении опыта работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальной школы, студентами педагогических вузов во время педагогической практики, воспитателями групп продленного дня, родителями обучающихся.

База исследования: МОУ Черкизовская ООШ.

Структура исследования: ВКР состоит из введения,  двух глав, заключения, библиографии и приложений.







Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников



1.1. Понятие, сущность и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников

Анализ исторической, научной и специальной литературы показывает, что понятия духовно-нравственного воспитания до второй половины XIX в. не существовало. Лишь во второй половине XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу этому понятию. Используются такие термины, как «нравственное воспитание» [12, 312], «воспитание духовное» [41, 174]. А.С. Сушанский пишет, что «духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, как то: литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д.» [35, 103]. Как показывает анализ научных источников, это обусловлено тем, что понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный, религиозный характер. «Духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся, как фундамент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть не духовной. По мнению Н.Н. Барковой, «введение термина «духовность», в формирование понятия нравственности, связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей» [5, 70].

А.Г. Гамбаров отмечает: «Воспитание духовное имеет целью способствовать развитию интеллектуальных и нравственных сил ребенка и образованию его характера; оно имеет в виду создать личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и к активному воздействию на окружающую среду. Венцом духовного воспитания является образование характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею» [41, 3].

Осмысливая сущность духовно-нравственного воспитания личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью  обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Духовно-нравственное воспитание же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование духовно-нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [24, 187].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного, относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [19, 245].

С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [30, 215]. Мыслители разных веков трактовали понятия духовности и нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, 54].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова духовно-нравственное воспитание понимается как «процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий)» [23, 32].

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа духовности и нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [34, 127].

По мнению Л.И. Божович, «о  духовности и нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность духовно-нравственного воспитания» [8, 93].

О духовно-нравственной воспитанности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его духовно-нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание [7, 148].

Духовно-нравственная направленность личности, по мнению И.П. Подласого, «раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Духовно-нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности» [32, 272]. 

В этом смысле духовно-нравственное воспитание личности органически связано с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения нравственных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее духовно-нравственного развития и самосовершенствования. 

Мы придерживаемся мнения, что «духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе» [14, 36].

В современном понимании, духовно-нравственное воспитание личности – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [20, 13].

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

В нашей работе мы будем опираться на совокупность базовых духовно-нравственных ценностей выявленных с помощью анализа нравственных ценностных ориентаций в истории отечественной педагогики, проведенного Космачевой Н.В. – Человек, Любовь, Добро, Семья, Истина, Совесть, Мир, Свобода, Труд, Отечество.

Автор отмечает, что нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности.    

«Нравственные ценностные ориентации,  – по ее мнению, с чем трудно не согласиться, – являются ядром аксиосферы личности и выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности» [39, 123].

Психологическими основами функционирования ценностных ориентаций выступают для нас представления о структурных компонентах этого феномена, охарактеризованные в исследованиях А.А. Бодалева, Р.Р. Калининой,  Я.Л. Коломинского, Р.Р. Накоховой и др.

Характеризуя целостную систему ценностных ориентаций субъекта (аксиосферу), исследователи чаще всего выделяют в ней три структурных компонента: когнитивный, эмотивный (эмоциональный или аффективный) и поведенческий (конативный). В некоторых исследованиях рассматриваются и другие компоненты, например, креативный (Р.Р. Накохова).  

Применительно к системе нравственных ценностных ориентаций, когнитивный компонент заключается в познании (знании и понимании) нравственных ценностей и формировании нравственного сознания. Основными элементами структуры нравственного сознания являются, прежде всего, система ценностей и ценностных ориентиров, нравственные суждения, убеждения, мнения и идеалы. В эмотивный компонент нравственных ценностных ориентаций входят различные эмоции, переживания и чувства, связанные с нравственными ценностями, а также эмоциональное отношение к нравственным нормам. Важную роль в становлении ценностных ориентаций  психологи отводят формированию нравственных чувств (эмотивный компонент). Без них нет и не может быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения, предупреждают возможный между ними раскол.

Поведенческий компонент системы ценностных ориентаций рассматривается в психологии и педагогике как проявление нравственного поведения в ситуации выбора, нравственной направленности и намерений  личности во взаимодействии с окружающими. 

Н.В. Космачева отмечает, что «данные компоненты являются составляющими единого личностного образования – аксиосферы, поэтому они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение (или несформированность) одного компонента может привести к изменению (или быть причиной несформированности) всей системы ценностных ориентаций субъекта» [39, 24]. 

Н.И. Болдырев отмечает, что «специфической особенностью духовно-нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий» [9, 173].

Начало духовно-нравственного развития полагает семья. Именно поэтому основные общеобразовательные программы начального общего образования в аспекте воспитания должны предусматривать самое тесное сотрудничество семьи и школы. Полнота и относительная завершенность духовно-нравственного развития младших школьников обеспечивается принятием ими ценностей российской нации, здесь достигается основная цель современного воспитания – формирование российской идентичности обучающихся. Общечеловеческие ценности, знание и понимание мировой культуры дополняют российскую идентичность. Сообщают её открытость, способность к саморазвитию, способствуют выстраиванию конструктивных диалогических отношений с другими национальными культурами. 

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. «В воспитании младших школьников, – считает Ю.К. Бабанский, – такой стороной будет духовно-нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях» [4, 156]. 

Учебный процесс тесно связан с духовно-нравственным воспитанием. Г.И. Беленький обращает внимание на то, что «в условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в духовно-нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса» [6, 30].

Характер организации воспитательного процесса определен законом РФ «Об образовании». В ст. 9, п. 6 сказано, что «основные общеобразовательные программы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» [38, 84]. Духовность неразрывно связана с ценностями. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе нравственных идеалов. Это возможно осуществить через включение школьника в определенные культурно-исторические традиции и приобщение его к жизни социальных групп – носителей традиционных ценностей. Процесс должен начинаться с простейшей и органичной для человека социальной общности – семьи, ценности которой усваиваются в непосредственном общении, и заканчиваются предельно общей социальной организацией – человечеством – и освоением, соответственно, системы общечеловеческих ценностей. 

Рассматривая систему духовно-нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности духовно-нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой духовно-нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему духовно-нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [18, 93].

«В формировании личности младшего школьника, – с точки зрения С.Л. Рубинштейна, – особое место занимает вопрос развития духовно-нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность духовно-нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках» [31, 164].

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», — считает О.Г. Дробницкий [21, 11]. «В том числе и учебная, которая, – по мнению Л.И. Божович, – обладает большими воспитательными возможностями» [8, 50]. Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. Он говорит о том, что «в этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и духовно-нравственная сфера личности» [8, 52].

Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

По мнению Т.П. Грибоедовой, «для решения этих задач необходимо правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение духовно-нравственных норм и ценностей. Деятельность человека выступает и как критерий духовно-нравственного воспитания. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Необходимое звено в процессе духовно-нравственного воспитания – просвещение, цель которого сообщить ребенку совокупность знаний о возвышенном, о религии, о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов духовно- нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков» [16, 35].

Итак, теоретический анализ состояния проблемы духовно-нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при формировании представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников. В духовно-нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на духовно-нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За духовно-нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. 

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный пример, нравственного и гражданского личностного поведения.



1.2. Психологические и возрастные особенности духовно-нравственного развития детей  младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 года граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 – до 6 лет. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 9-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Б.С. Волков считает, что «учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний» [13, 75].

Обучаясь способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. 

«Не умел - умею», «Не мог - могу», «Был - стал», – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Федеральный государственный стандарт рассматривает примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

От них требуется:

– «знать, что они граждане своей страны;

– уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

– любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

– дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

– бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

– беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

– помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

– творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству» [37, 49].

В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расши.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%