VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие образования в Республике Марий Эл до 1972 г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003171
Тема: Развитие образования в Республике Марий Эл до 1972 г
Содержание
Введение
    
    Роль и значение Марийского государственного университета в истории национальной науки, просвещения, культуры трудно переоценить: с момента своего создания университет был призван реализовывать три основных назначения: интеллектуальное, социальное и образовательное; но в современных условиях постоянной трансформации общественной жизни многие вузовские традиции и функции высшего образования в значительной степени оказались измененными.
    Сегодня встает вопрос о необходимости вспомнить и проанализировать историческое прошлое университета, чтобы осмыслить накопленные им интеллектуальные, научные и культурные традиции. От того, как общество сумеет распорядиться доставшимся ему наследством, во многом зависит не только настоящее, но и будущее национального высшего образования и, в частности, судьба Марийского государственного университета. В целом актуальность исследования обуславливается  отсутствием комплексного монографического исследования на заданную тему, включающего полное освещение жизни Марийского университета в 1972-2016 гг.
    Университетскому вопросу применительно к истории российских университетов и Марийского университета в частности уделялось должное внимание в отечественной исторической науке. 
    Сама постановка темы - исследование истории конкретного университета, не нова. Начало ей было положено в трудах дореволюционных авторов1. Самостоятельное звучание в советской историографии она получила с 1930-х гг., с момента появления двухтомного сочинения М.К. Корбута, посвященного истории Казанского университета2. Незадолго до начала Великой Отечественной войны увидели свет коллективные «Очерки истории Московского университета»3, а после войны работа историков в этом направлении продолжилась с большим энтузиазмом: в 1955 г. в связи с 200-летним юбилеем Московского университета был подготовлен и опубликован капитальный двухтомный труд, детально освещавший все грани его двухвековой истории. Следом за ним аналогичные издания появились и по истории других российских университетов4. Все указанные издания, сформировали общую методологическую копилку изучения истории отдельных университетов.
    Историография Марийского университета как в количественном, так и в качественном отношениях заметно уступает как старейшим русским университетам, имеющим богатое прошлое, так и возникшим позже него, например, Казанскому. Сам университет в МАССР появился только в 1972 г. 
    Поэтому авторов дореволюционного и советского времени, изучающих вопросы высшего образования в Марийском крае больше интересовали проблемы просвещения и образования марийского народа в целом.
    Так, сочинение дореволюционного автора И.Н. Смирнова5, на основе исследования этнографического материала о народе мари, показывает проблему обучения мальчиков и девочек мари средствами школ для инородцев, которые курировались православной церковью, позже земствами и Министерством народного просвещения. Некоторые сведения на эту же тему можно найти у Н.Н. Фирсова6. Авторы В. Чарнолусский7 и Н.В. Чехов8 представляют материал об организации земствами народных школ. 
    Писателям 1930-х гг. было свойственно критически относиться к попыткам дореволюционных просветителей «просвещать инородцев», хотя они отдавали должное энтузиасту, педагогу Казанского университета и миссионеру Н.И. Ильминскому, который разработал варианты обучения «инородцев»9.
    Писатели советского времени 1960-1970-х гг. делали акцент на исследовании культуры Марийского края (куда входили вопросы образования)10, анализе направлений просветительского движения дореволюционной марийской интеллигенции11, много писали о всплеске энтузиазма у мари на волне революций 1917 г., когда собирались съезды мари, обсуждавшие, в том числе, организацию образования народа на новых началах12.
    Однако вопросам университетского образования указанные авторы не уделяли должного внимания. В основном их труды содержали статистические сведения: такое-то количество школ, открылся такой-то институт или курсы. Также освещались вопросы открытия педагогического и лесотехнического институтов в Йошкар-Оле, возможности обучения марийской молодежи в соседних республиках и столичных городах.
    С начала 1990-х гг. марийская наука пережила настоящий бум в исследовании темы о возможностях высшего образования в Марийском крае и о Марийском государственном университете. Правда, одни авторы традиционно продолжали исследовать  привычные темы о просветителях Марийского края13, о деятельности земств14, законодательном обосновании вопросов образования нерусских народов в царское время15, но, благодаря архивным данным и исчезновению идеологического диктата, получили возможность освещать перечисленные темы разносторонне. Например, анализом марийского национального движения занимались Р.И. Чузаев, К.Н. Сануков16. А также выпускались обобщающие работы по вопросам образования народов Марийского края до революции (например, И.В. Алметева17), вопросам высшего образования в период СССР (например, А.С. Белоножкин18). Другие авторы открыли начало процессу исследования вопросов по истории зарождения Марийского университета. Сам университет стимулировал чрез студентов написание научно-студенческих работ по истории университета, предлагая использовать материалы музея университета и материалы местной прессы 1971-1972 гг. об открытии университета. 
    Отметим, что авторов начала 1990-х гг. (то есть времени образования Российской Федерации, после распада СССР) волновали вопросы выживания университета в эти непростые годы19, а также ученые с энтузиастом обсуждали на конференциях20 новые возможности, которые открываются перед университетами во время реформ: Б.В. Голубев указал, что надо расширить гуманистическое направление вуза21; В.П. Ившина22, К.Н. Санукова23, В.С. Соловьева24 волновали вопросы расширения возможностей вуза по воспитанию национальных кадров. А.В. Краснов25 предлагал изменить классическое направление целей университета и превратить его в региональный центр культуры.
    Е.Н. Хлебникову26 и Е.Н. Мустаеву27 принадлежит роль «первооткрывателей» в вопросах зарождения Марийского государственного университета. На основе архивных данных и свидетельствах очевидцев они обобщили действия республиканских инициаторов по созданию государственного университета в МАССР. В дальнейшем тему по хронологическим периодам должны были бы развить другие поколения ученых, но она почему-то выпал из их поля зрения. В целом, в литературе по истории Марийского государственного университета главный акцент делался на выяснении места и роли университета в советской системе народного образования28. Другие вопросы, в частности, трансформация функций университета в 1990-е гг., последствия реорганизации университета в XXI веке остались за рамками внимания авторов вплоть до 2011 г. Последним крупным историографическим достижением можно назвать два гнаучных труда: обобщающую монографию коллектива ученых самого Марийского государственного университета об этом университете, выпущенную в 2011 г. в честь 80-летия университета (включая его период МГПИ, с 1931 по 2011 гг.)29; и монографию А.Г. Иванова о Царевококшайске в XVI-XVIII веках, дополняющей неизученные страницы жизни города, в том, числе, по культурно-образовательным вопросам30. 
    Таким образом, не смотря на то, что изучаемая тема привлекала внимание указанных ученых,  считать, что данная проблема на сегодня полностью и окончательно изучена, пока еще рано. Все указанные труды, несомненно, внесли существенный вклад в общую копилку изучения истории Марийского государственного университета. Так, качественно представлен в литературе этап подготовительной работы по созданию университета; хорошо освещен год открытия университета (его научная и ресурсная база на тот момент, формирование целей и планов); история университета доведена до 2011 года. 
    Однако, создание стройной картины жизни вуза на современном этапе (с 2011 г. по 2017 г. - обобщение фактов и анализ этой картины) остались за рамками внимания авторов. 
    Словом, есть внушительный фактический материал по исторической жизни университета, и настала пора обобщить и проанализировать данный материал, выявить проблемы университета (возможно), озвучить достижения, указать на традиции, которые следует сохранить или возродить (вероятно). 
    Объектом исследования в дипломной работе являются  социальные отношения между участниками процесса вокруг проблемы зарождения и развития Марийского университета.
     В предмет исследования дипломной работы входят вопросы исторического просвещения народов Марийского края достижения отечественной культуры; правовые вопросы создания университета, фактическая база развития университета в 1972-2016 гг. 
    Цель исследования дипломной работы – попытка создания комплексной картины истории зарождения и развития Марийского государственного университета, его достижений и традиций. 
    Исходя из поставленной цели, можно выявить следующие задачи дипломной работы:
    1. Проанализировать научный материал о возможностях образования для народов Марийского края в Российской империи до 1917 г.
    2. Рассмотреть процессы открытия  учебных заведений в Марийском крае в советское время в целом и причины основания Марийского государственного университета в частности;
    3. Описать цели и действия республиканского и союзного руководства по созданию Марийского государственного университета;
    4. На основе печатных данных дать характеристику начальному процессу открытия университета: общественному резонансу вокруг открытия вуза; правовой, научной и ресурсной базам, представлениям о перспективах университета;
    5. На основе архивных данных создать картину жизнедеятельности вуза до конца XX в.: от развития Марийского государственного университета в советское время по период трансформации после 1991 г.;
    6. Используя информативную базу из разных источников (литература, пресса, интернет-сайты), проанализировать жизнь университета Марий Эл на современном этапе.
    Представленная работа базируется на широком круге источников, который можно условно разделить на три группы, имеющие специфические черты и особенности.
    К первой группе источников относятся правовые документы, которые раскрывают правовую базу по созданию и функционированию учебных заведений в Марийском крае до революций 1917 г., правовые основы развития учебных заведений в МАО, МАССР, РМЭ и правовые рамки функционирования разных сторон Марийского государственного университета:
    - Официальные  нормативно-правовые акты царского правительства о начальных школах и гимназиях, народных училищах и семинариях, университетах, в том числе по вопросам просвещения и обучения «инородцев» (указы, положения, уставы) - Устав об управлении инородцев. 22 июля 1822 г.31, Положение о начальных народных училищах 1864 года (дополненное в 1874 г. и в последующие годы)32 и др.; 
    - Материалы Министерства народного просвещения (до 1917 г.) – например, доклады, на основе которых затем Министерством выпускались указания, правила и пр.33;
    - Правовые акты советских Министерств высшего и среднего специального образования (СССР, РСФСР) по созданию вузов в Марийском крае и Марийского государственного университета; правовые акты современного Министерства образования и науки РФ, Министерства образования РМЭ о реформировании  Марийского государственного университета34;
    - Устав Марийского государственного университета 1973 г.35 (с последующими изменениями и дополнениями).
    Ко второй группе источников относятся архивные данные об образовании и функционировании Марийского государственного университета (приказы, просьбы в Министерства, материалы о вступительных экзаменах, переписка по вопросам реорганизации факультетов и кафедр и пр.), словом, все то, что иллюстрирует деятельность Марийского государственного университета на протяжении его существования36.
    Третью группу источников представляют материалы первых съездов мари (протоколы заседаний, доклады, резолюции37), благодаря которым формируется картина о чаяниях марийской интеллигенции первой трети XX века по вопросам просвещения марийского народа путем начальной, средней и высшей школы.
    К четвертой группе источников отнесем материалы прессы советского, постсоветского и текущего времени (из газет «Правда», «Марийская правда», «Молодой коммунист» и др.38), которые фиксировали значимые события в жизни Марийского государственного университета: открытия факультетов и планы в отношении них, жизнь марийских студентов во время учебы, производственных и иных практик, общественная работа и досуговая деятельность студентов и т.д.
    Пятую группу источников составляет фактологическая база с интернет-порталов, где размещается самая свежая информация о происходящих событиях в жизни университета Республики Марий Эл39.
    Кроме того, привлекались вспомогательные источники (документы разного характера (например, об образовании МАО40), выступления заинтересованных лиц (например, выступление В.В. Путина41) и другие42), которые характеризуют изучаемую эпоху.
    Таким образом, имеющиеся источники и научная литература позволяют раскрыть тему во всем многообразии ее вопросов и задач.
    Методологической основой исследования является принцип историзма, включающий в себя объективный отбор фактов, анализ конкретных исторических событий и их последствий на фоне изучения глубинных тенденций жизни страны, преобладающих в исследуемый период.
    Исследование основывалось на историческом, сравнительно-правовом, логическом и других методах научного исследования.
    Практическая значимость работы состоит в попытке, на основе архивных данных, правовых и иных документов, монографических исследований,  публикаций прессы осуществить комплексный анализ истории зарождения и развития Марийского государственного университета, реализации им обучающей, исследовательской, профессиональной, сервисной, культурной и гуманистической функций. Материалы работы могут быть использованы при написании последующих научных работ по  университетскому вопросу, на семинарских и практических занятиях.
    Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. В первой главе проводится анализ возможностей образования народов Марийского края до открытия Марийского государственного университета (дореволюционный период, советский период до 1972 г. – год открытия университета). Во второй главе освещается подготовительная работа по созданию Марийского государственного университета и его открытие в 1972 г., планы по его деятельности. В третьей главе исследуется жизнь вуза в советский, постсоветский и современный периоды.
    
    
    
    
    
1.Развитие образования в Республике Марий Эл до 1972 г.
1.1.Возможности образования для народов Марийского края в Российской империи

    XVI и XVII века - это время проникновения в Марийский край русских обычаев, христианской веры, хозяйственных навыков и пр.43. В XVII веке фактор пограничья с Россией для Марийского края отошел в прошлое: города-крепости стали уездными городами, в которых сосредоточились местные органы управления, жили мари и русские поселенцы. Часть коренного населения края ушли в другие регионы страны44.
     Положение «инородцев» в русском государстве окончательно определило принятие в 1822 году «Устава об управлении инородцев» (действовало до 1917 г.), по которому: «Все вообще оседлые инородцы сравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступят»45. «Устав» позволял коренным народам открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы46.
     Все нововведения государства в области образования распространялись на национальные окраины. Все начинания в столичных городах рано или поздно доходили до провинции. В Марийском крае проводником просвещения был г. Казань. В 1804 г. в Казани был основан университет. В этом городе работали духовная и учительская семинарии.
     Однако для инородцев дело образования изначально распадалось на две области: или обучать детей в русских школах, или образовывать свои школы. Тем самым, образование национальных народов имело свои особенности. В частности, инородцев власти всячески старались христианизировать.
     При Петре I  и Елизавете Петровне миссионерам рекомендовалось привлекать инородцев к крещению «великого государя милостью и льготными годами» (привилегии от податей47). В правление Петра I им ставились задачи по просвещению и обучению разных слоев населения. При Петре I из новокрещеных черемис было взято 32 мальчика, которые должны были сделать священниками под опекой митрополита Казанского, но  ученики частью умерли, частью разбежалась, новые - не поступали48. Со смертью царя школы по всей России пережили упадок, однако традиция приготовления детей из инородцев в священники вошло в круг деятельности, в том числе, Казанской духовной семинарии.
     Так, в 1734 г. архиепископ Илларион Рогалевский создал проект 4-х инородческих школ в Казанской епархии и при поддержке Синода стал воплощать его в жизнь. В Царевококшайске открылась школа для луговых черемис с двумя учителями. Проект подразумевал обучение крещеных и некрещеных детей. Последних, для начала, обучали грамоте. Грамотных и крещеных - по книгам, необходимых для будущих священников. 30 учеников должны были жить на казенном содержании под присмотром смотрителя и лекаря. Учителями должны были быть лица, знающие инородческие языки, чтобы дети не забывали свой язык. Но и эти школы недолго продержались без поддержки от правительства: ученики голодали, школы пришли в упадок49. Царевококшайская школа в середине 1750-х годов была переведена в Казань. С этого времени и до реформ Александра II 1860-х гг. просветительских попыток в виде планового обучения для инородцев под эгидой государства или духовного ведомства - не было. Черемис принимали в духовные училища, но это были единицы, которые не могли повлиять в плане просвещения на целый народ50. До 1864 г. в Марийском крае существовало около 10 школ, где обучались дети местных национальностей51.
     После отмены крепостного права в 1861 г., в условиях развития капитализма в России, произошли значительные изменения в духовном развитии марийского народа: развернули свою просветительскую деятельность священники, земства (под контролем Министерства народного просвещения). Зародилась марийская интеллигенция. Линию государства по отношению ко всеобщему начальному образованию народа, как русского, так и инородцев, демонстрируют Положения об училищах Министерства народного просвещения.
     Принятое 14 июля 1864 г. «Положение о начальных народных училищах»52 контролировало все общественные и частные школы городов, земские школы деревень, кроме школ ведомства Синода. В училищах (по смыслу это и начальные школы, и неполные средние школы) обучались дети всех состояний (сословий) и национальностей, без различия вероисповедания (за редкими исключениями); допускалось совместное обучение мальчиков и девочек; предметами преподавания служили: Закон Божий (краткий катехизис и Священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение (там, где преподавание его будет возможным). Следующее «Положение о начальных народных училищах» 1874 года53 устанавливало, что  при совместном обучении девочек и мальчиков в школы допускались только девочки не старше 12 лет; преподавание в школах велось только на русском языке54. Народные школы чаще всего были бесплатными.
     Существовала и вторая общая линия обучения народа - ведомства духовного, которое имело свои цели для образования инородцев. Так, Казанское религиозное братство Святителя Гурия в своем уставе ставило задачи: воспитание детей крещеных инородцев в духе православия через заведение инородческих школ; распространение книг на народных языках, устройство церквей в селениях, помощь нуждающимся крещеным инородцам. В дальнейшем добавилась задача: внушать русским людям о дружеском отношениям к братьям по вере. Священники Казанской епархии, писалось в отчете Братства в 1867 г., высказываются о необходимости обучения и отчасти богослужения на родном народу разговорном языке, о необходимости иметь учителей из инородцев, об издании учебных руководств и переводов книг духовно-нравственного содержания. В 1868 г. в селениях уже были черемисские школы Братства, и архиепископ Антоний отметил их успехи,  высказался за необходимость «книжек для первоначального чтения на своем языке»55. В 1871 г. Братство признало необходимым обучать и некрещеных инородцев.
     Стремления Братства встретило поддержку со стороны земства. Если Братство не могло содержать школы, их содержание брали земства56. Идеи Братства об обучении на национальном языке также поддержали земства, а затем и Министерство народного просвещения. И.Н. Смирнов, который объехал Марийский край и выпустил обобщающий отчет в 1889 г., отмечал: «в черемисских школах Министерства допущены учебники на инородческих языках и буквари, и молитвенники, книги по священной истории … общество сформулировало принципы … как результат соединенных усилий государства, земства и общества … из среды черемис стала выделяться интеллигенция - священники, учителя … вышли первые труды черемис по родному языку и этнографии»57. 
     С 1908 г. при сохранении за земствами их организационных функций существенное значение получили государственные субсидии земским школам, что привело развитию начальной земской школы в период 1908?1914 гг. На 1 января 1915 г. начальным образованием было до 51 % детей школьного возраста 8-11 лет по всей Российской империи (кроме Финляндии)58, в инородческих губерниях не выше 30%59. Благодаря принятой государственной политике, при сохранении существовавшей тенденции к увеличению темпа роста образовательной системы, было возможным достичь всеобщего четырехлетнего обучения к 1921 г.60. 
     Но при этом начальное образование, включая шестилетний курс городских училищ, не сопрягалось со всеми другими типами образования. Поступление в гимназию после начальной школы было редким явлением; поступление в различные технические учебные заведения с образованием ниже среднего (ремесленные училища и т.п.) после начальной школы (особенно после городского училища) было возможным, но учебные программы на этих этапах образования никаким образом не координировались. Только учрежденные в 1913 г. высшие начальные училища получили курс, согласованный с гимназическим, и давали право на поступление в 4-й класс гимназии. По анкетному опросу земских школ, проведенному к земскому съезду по образованию 1912 г., оказалось, что в 49 % из опрошенных школ никто из учеников не собирался продолжать образование, а в среднем на одну школу приходилось только 1,3 ученика, планировавших учиться далее; из них лишь 20 % намеревались поступить в среднее учебное заведение61. Разумеется, на возможность продолжать обучение для большинства сельских детей влияли и финансовые обстоятельства. 
     Кроме того, цель российской политики в национальных системах образования вначале имела христианизаторско-ассимиляторский оттенок, впоследствии ориентировалось на модель «русско-инородческой» школы. Эта политика  сыграла немаловажную роль в научно-промышленном, научно-технологическом, культурном развитии многих этносов; открыла путь к межнациональному, межконфессиональному взаимодействию; но не решила вопросов всеобщего образования для национальных народов на коренных языках62.
    Рост земских школ, министерских училищ требовал и учительских кадров. С 1872 г. одним из центров подготовки и контроля за работой своих учеников-учителей (в том числе и мари) становится Казанская инородческая учительская семинария, директором которой с 1891 г. стал знаменитый Н.И. Ильминский. Он не успел долго поруководить семинарией (умер в 1891 г.), но он и его система были к тому времени уже известны во многих кругах, он разработал так называемые педагогическую «систему Н.И. Ильминского» и «алфавит Н.И. Ильминского»63. Взгляды Н.И. Ильминского получили поддержку в Министерстве народного просвещения и были узаконены в Правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 года64. Правила распространялись на Казанский и Одесский учебные округа; был выработан комплекс мер «по просвещению» коренных народов Среднего Поволжья, Приуралья и Крыма. Правила рекомендовали дифференцированный подход в отношении крещеных «инородцев», некрещеных, знавших русский язык и плохо его понимающих. Учителя должны были знать родной язык учеников и пройти трехлетнюю подготовку к обучению нерусских народов. Для этого и открылась Казанская семинария: будущих студентов набирали из лучших учеников народных училищ по рекомендациям инспекторов народных училищ. Планировалось набирать из них более 200 студентов, половина русских и половина инородцев: мордва, мари, удмурты, крещеные татары, чуваши65.
    Обучение крещенных «инородцев» Марийского края полностью проводилось по системе Н.И. Ильминского на родном языке, но только в начальной ступени образовательных учреждений. В средних и старших ступенях школы преподавание всех предметов велось на русском языке66. Однако позитивные цели Н.И. Ильминского задумывались им значительно шире: школа должна была стать культурно-образовательным центром, включающим все ступени школы в современном понимании67. В целом, введение родного языка, марийских учебников, работа Казанской учительской семинарии объективно сыграло роль в просвещении марийского народа. Так, к 1904 г. семинарию окончили 951 чел., из них 88 мари68.
    Учителей для марийских школ также готовила Унжинская центральная черемисская школа (открыта с 1872 г., стала считаться центральной с 1894 г.). Часть учеников потом шла учиться в Казанскую учительскую семинарию, остальные преподавали в школах братства Гурия или церковно-приходских школах69. 
    Заметим, что после учительской семинарии желающие учиться дальше (например, в вузах) сталкивались с препятствиями, так как подготовка в семинарии не равнялась учебному курсу гимназий, в которых изучались, например, греческий и латинский языки. Именно на базе гимназического образования можно было идти учится далее - в вуз.
    В 1913 г. в Министерстве народного просвещения разработали очередные Правила с устранением родных языков из обучения70, с решением отменить систему Н.И. Ильминского, так как она плохо справляется с обрусением инородцев. Но начавшаяся вскоре первая мировая война и революционные события 1917 г. остановили повсеместное введение Правил 1913 г.
     Таким образом, во второй половине XIX в. в Российской империи сформировалась общая тенденция обучать детей народных масс в рамках начального образования. В целом, проводимые школьные реформы с 60-х гг. XIX века были прогрессивными, так как они подвели под народное образование реальную теоретико-педагогическую, правовую и материальную базу71. 
     До революций 1917 г. в Марийском крае правительство не успело (не считало нужным?) открывать в Казанском университете (открыт в 1804 г.) отделение для изучения культуры мари, хотя университет занимался активно восточными народами. Как выразились авторы статьи 1894 г. по истории Казанского университета в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «во всю эту эпоху устройство Казанского учебного округа приспособлено было к потребностям населения наших восточных окраин, а Казанский университет рассматривался как звено между ними и великорусским населением»72. Однако, в данной статье содержатся сведения о принимаемых к обучению русских студентов и «магометан»; мари - не упоминаются. 
     Направление, основанное на методе Н.И. Ильминского, несмотря на христианизаторские цели, позволило многим марийцам получить образование. Вкупе с революционной волной 1905-1907 гг. оно способствовало развитию национально-освободительного движения «инородцев», породив революционно-демократическую идеологию как направление общественной мысли, среди которой составной частью было стремление марийской интеллигенции печатать книжки для народа. Издание журнала-ежегодника «Марла календарь» («Марийский календарь») с 1907 г. на марийском языке представляло собой первую попытку публично-печатного обращения к народу мари. Организаторами и редакторами первого журнала на родном языке были марийский просветитель В.М. Васильев, учащийся духовной семинарии, и П.П. Глезденев, слушатель Духовной академии в Казани. Журнал выполнял просветительские функции73. Первые ежегодные календари на марийском языке были предшественниками первых газет на родном языке74. А это значит, что в Марийском крае была подготовлена почва для внедрения в массы последующих ступеней образования, так как образованных мари становилось все больше. 
     Таким образом, за всю историю дореволюционной России были приняты такие законы о просвещении нерусских народов, которые регламентировали соотношение этнического и русско-российского (общенационального) компонентов в начальном школьном образовании и способствовали просвещению нерусских народов Поволжья в целом. Гимназического и высшего образования для инородцев указанные законы практически не подразумевали, возможности были предоставлены желающим в столичных или крупных уездных городах (гимназии, университеты). 
     В целом, на развитие образования населения Российской империи большое влияние оказывали особенности социально-политического развития страны и специфика социально-экономической и культурной жизни губерний и уездов. Марийский край был составной частью региона Среднее Поволжье.
     Предысторией появления вузов в Марийском крае можно считать пореформенный период второй половины XIX - начала XX вв., потому что в массовом порядке в России распространяются и практически воплощаются образовательные идеи в народной массе (народные школы, училища, русско-инородческие школы) – государственными и общественными усилиями (Министерство народного просвещения, земства), усилиями духовного ведомства (Синод). Народные школы основой распространения не только грамотности, но и постепенного вовлечения в гражданскую, социокультурную и политическую жизнь различных слоев населения вне зависимости от этноконфессиональной принадлежности и региональной специфики. 
     
1.2.Открытие  учебных заведений в Марийском крае в советское время. Причины необходимости основания университета
     
     Февральская революция 1917 г. породила большие надежды у марийского народа: этносоциальные, духовные, экономические. Культурная политика большевистского течения (с октября 1917 г.), затем советского государства строилась на нескольких концептуальных основаниях. Последствия революций привели к образованию государственности у нерусских народов, на основе чего в автономиях начиналось развитие национальной культуры, в том числе решались проблемы образования. В 20-е гг. XX в. набирали силу и реализовывались идеи о марийской государственности и просвещении. Эти идеи аккумулировались в работе национальных организаций - Общество мелких народностей Поволжья, военные организации, сборные комитеты военных и служащих мари, «Мари Ушемы» (Общества мари)75. 
     По почину Общества мелких народностей Поволжья 15 мая 1917 г. открылся первый в России съезд мелких народностей Поволжья (свыше 500 участников, в том числе от «Мари Ушемов»). Для более плодотворной работы съезда были образованы 4 комиссии, одна из них - школьная. В докладе Л.Я. Мендиярова по вопросу о народном образовании было сказано, что до сих пор марийский народ в своей массе был неграмотный, а потому и задавленный; до сих пор через искусственно возведенную преграду прорывались лишь самые одаренные, одиночки, и «нынешний съезд - это смотр этим одиночкам». Религиозная комиссия предложила в школах изучать религиозные воззрения мари, с правом требования ухода проповедников христианства и ислама. А со временем христианство должно было «вытесниться», говорилось в докладе76. 
     Прошедший в июле 1917 г. I всероссийский съезд мари развили идеи предыдущего съезда о просвещении и образовании мари. На съезд приглашались по 2-4 человека от каждой волости с населением мари, представители кооперативных служащих, общественных учреждений, учителя, священники, представители черемисских военных организаций и лица, содействующие культурному развитию народа мари (прибыло 178 делегатов, большинство - представители национальной интеллигенции и военные (часть военных - выпускники учительских семинарий)77. Один из 4-х разделов программы съезда был отведен народному просвещению. Л.Я. Мендияров снова выступил с докладом по вопросу об образовании народа мари на заседании 23 июля, где говорилось о необходимости создания национальной школы заново78: «Все мероприятия по образованию народа должны быть национализированы, и на нашем знамени яркими буквами должно быть написано: «Национальная школа, национальное образование!»79. 
     Постановления съезда по вопросу об образовании охватили они почти все стороны образовательного и воспитательного процесса. Основной упор в них делались на возрождение и развитие родного языка. Делегаты говорили о необходимости создания в будущем высшей национальной школы с преподаванием на родном языке. А пока поставили перед собой задачу - добиваться открытия кафедры языка, истории и этнографии народа мари при государственных  вузах,  расположенных в районах с населением мари80. В отношении кадрового вопроса делегаты были категоричны: в марийских школах учителями могли работать только мари, исключения оговаривались в примечании к п. 16 «Постановлений»: «За отсутствием достаточного числа подготовленных лиц к занятию учительских должностей могут быть допущены и лица других национальностей, основательно знающие язык детей, учащихся по этому предмету»81. Для координации действий съезд призвал всех учителей мари объединиться, приняв за формы объединения союзы и общества.
     После съездов ширится география марийских национальных организаций, проведенных собраний в волостях, где читались газеты, обсуждались события и вопросы национального самосознания и просвещения 82. В фактах об этом времени везде мелькают учителя - они в гуще общественных событий, мероприятий, обсуждений. Так, 18 июня 1917 г. Казанская черемисская военная организация на очередном заседании отметило неудовлетворительное положению с педагогическими кадрами в марийских школах, а именно - знание ими языка и обычаев мари: «Вследствие неправильной постановки дела марийского образования пропадал интерес к дальнейшему учению»83. Заседание составило проект резолюции, где справедливо отметило, что переход из начальных общеобразовательных школ в средние и высшие учебные заведения должен быть обеспечен либо специальными переходными заведениями, либо подготовительными курсами. В резолюции также были высказаны педагогические, психологические, гигиенические (питание), финансовые моменты о школах для мари. Или, в Постановлении, принятом собранием марийцев в селе Морки 29-30 июня 1917 г., была сказано, что обучение в начальной школе должно продолжаться 6 лет;  должно быть всеобщим, обязательным; школа должна быть единой, народной, государственной; для подготовки у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44