- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конституционно-правовой механизм охраны и охраны свобод и прав человека и гражданина в Республике Марий Эл
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001278 |
Тема: | Конституционно-правовой механизм охраны и охраны свобод и прав человека и гражданина в Республике Марий Эл |
Содержание
Введение Актуальность исследования состоит в следующем. К числу современных актуальных вопросов с сфере конституционного права Российской Федерации можно отнести проблемы защиты свобод и прав человека и гражданина, к тому же, не только на федеральном уровне, но и на уровне каждого отдельно субъекта нашей страны. Данная возможность указана в пункте «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 год.1 Если на федеральном и международном уровне вопросы с защитой свобод и прав обозначены и осуществляются попытки их решения, то на уровне отдельного субъекта Российской Федерации они требуют как теоретического изучения, так и практической реализации данных положений. Правоприменительная практика задала перед теоретической наукой несколько вопросов: требуются ли новые формы для охраны свобод и прав граждан и какие, по какой причине довольно часто человек не может добиться охраны своих прав в субъекте нашей страны и должен обращаться за защитой в органы федерального значения государственной власти и международные институты по охране прав человека. В настоящее время в России существует реальная система реализации и защиты прав, которая, в свою очередь, подразделяется на специфические механизмы, связанные между собой и позволяющие системе эффективно работать. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, муниципальные органы власти, институты гражданского общества, отдельные лица и правозащитники, самостоятельно охраняющие свои свободы и права, в общем составляют организационную модель всей правозащитной деятельности в России. Единство их цели – защита свобод и прав человека – объективирует взаимодействие указанных субъектов. Тем не менее до сих пор не возникло понимание того, что все части правозащитной системы выступают существенными частями общего механизма, что от конструктивности их взаимодействия очень зависит эффективность конституционной правозащитной модели Российской Федерации. В данном исследовании будут выделены, кроме государственного механизма, еще такие механизмы системы защиты прав человека, как судебный, институт омбудсмена, и неправительственные правозащитные организации. Проблема состоит в том, что правозащитная система не может развиваться без гражданского контроля, без инициативной, ответственной личности. Все вышеизложенное определило актуальность и цель исследования. Степень разработанности темы. Вопрос охраны свобод и прав человека и гражданина в современном обществе как был и так остается одной из наиболее важных в научной среде. Отдельным аспектам отмеченной темы посвящены труды С.А. Авакьяна, М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, С.С.Алексеева, Н.В. Витрука, В.П. Воложанина, П.П. Глущенко, Л.Д. Воеводина, Б.Л. Железнова, С.А. Комарова, В.А. Кучинского, В.А. Карташкина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Д.Э. Марченко, И.А. Ледяха, Т.Д. Матвеевой, Л.X. Мингазова, П.Е. Недбайло, Н.И. Матузова, Н.Ю. Хаманевой, Д.М. Чечота, Б.С. Эбзеева и других. Вопросами по становлению института Уполномоченного по правам человека в нашей стране и ее субъектах занимались В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, Р.Р. Амирова, Ю.Г. Овчинников, Ю.Л. Корабельникова, А.А. Ничипоренко и др. Вопросы защиты прав граждан в сфере исполнительной власти исследовали Ю.Е. Аврутин, И.А. Адмиралова, Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева и др. Деятельность правозащитных организаций в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ изучалась Ю.Н. Турыгиным, С.С. Алексеевым, А.Ю Сунгуровым, Т.Д. Матвеевой, Л.Ю. Грудцыной и др. Исходя из актуальности обозначенной темы, в данном исследовании ставится цель – анализ правового регулирования организации структуры охраны свобод и прав человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Марий ЭЛ). Для достижения поставленной цели автором были сформулированы задачи, это: - проанализировать теоретические аспекты изучения охраны человека и гражданина в субъектах Российской Федерации, в т.ч. осветить вопросы понятия системы охраны свобод и прав человека в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, элементы, формы и механизм модели охраны свобод и прав человека в Российской Федерации; - исследовать конституционно-правовой механизм охраны и охраны свобод и прав человека и гражданина в Республике Марий Эл в исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов Республики Марий Эл; - проанализировать особенности судебной охраны свобод и прав человека и гражданина на региональном уровне; - изучить деятельность института уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл и его роль в правозащитном механизме; - охарактеризовать негосударственные правозащитные организации в Республике Марий Эл и их роль в системе охраны свобод и прав человека и гражданина; - выявить проблемы реализации права на защиту в Республике Марий Эл, в т.ч. недостатки законодательного регулирования в вопросах самозащиты прав человека и гражданина в Республике Марий Эл; в деятельности государственных и муниципальных органов Республики Марий Эл по вопросам защиты прав человека, в сфере судебной защиты, в деятельности негосударственных правозащитных организаций и уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл; - разработать предложения по законодательству Российской Федерации и Республики Марий Эл в сфере охраны свобод и прав человека и гражданина. Объектом данной работы выступает правовое регулирование взаимоотношений, возникающих в области охраны свобод и прав человека и гражданина в субъектах нашей страны. Предметом данной работы является оптимизация правового регулирования как негосударственных, так и государственных составляющих охраны свобод и прав человека на региональном уровне. Методологической базой диссертационного исследования стали следующие общенаучные методы: диалектический метод познания и системного изучения, философский и логический методы, а также частно-научные методы: технико-юридический, социологический, исторический и прочие методы познания. Нормативную основу данного исследования составили Конституция Российской Федерации 1993 г, указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе законы Республики Марий ЭЛ и прочих субъектов нашей страны. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает: введение, три главы, объединяющих восемь параграфов, заключение и список использованных источников и литературы. 1. Теоретические аспекты исследования системы охраны свобод и прав человека и гражданина в субъектах Российской Федерации 1.1 Понятие и правовое регулирование системы охраны свобод и прав человека в трудах отечественных и зарубежных авторов Основываясь на статью 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и охрана свобод и прав человека и гражданина относятся к обязанностям государства. Как писал А.А. Демидов, «длительный опыт изучения и осуществления статьи 2 Конституции Российской Федерации показал, что существенного положительного изменения обстановки в сфере свобод и прав человека и гражданина не произошло. Они по-прежнему нарушаются представителями власти, вследствие чего у индивидов формируется недоверие к государству, отторгаются его инициативы, включая и правозащитные»2. По нашему мнению, такое развитие событий значительно отдаляет Российскую Федерацию от стандарта качества правового государства и снижает его силу, создает помехи людям в осознании себя сколь-нибудь весомыми фигурами гражданского общества и отстаивания своих законных интересов, формирует угрозу значительного, вплоть до драматического, противопоставления Российской Федерации и живущих в ней граждан. Современная модель охраны прав человека выглядит как сложный механизм. Вся система охраны прав человека и гражданина в субъекте Российской Федерации повторяет общероссийскую модель охраны прав, каковая также имплементируют в своё законодательство нормы международного характера по охране прав человека. Гражданин нашей страны имеет право обратиться и к международной модели охраны прав человека3. Конституционная защита свобод и прав человека и гражданина стоит на особом месте посреди прочих форм подобной юридической защиты. Это, прежде всего, обусловлено позицией самой Конституции нашей страны, устанавливающей свое верховенство в пределах границ нашей страны (часть 2 статья 4), свою наивысшую юридическую мощь, прямое действие и использование на всей территории России (часть 1 статьи 15). Эти положения относятся и к нормам об охране свобод и прав человека и гражданина. «Конституция Российской Федерации имеет направленность на охрану человека во всех его сущностных ипостасях (личность, гражданин, биологическое существо), как обладателя полного списка естественных и позитивных прав»4. В Конституции нашей страны совершенно точным образом находит свое отображение функция охраны свобод и прав человека, так как по выражению Ю.А. Тихомирова, именно «публичное право задает методы и процедуры юридической охраны всех субъектов права»5. Отраслевыми нормами, принимаемыми на базе конституционных принципов с учетом определенных отраслевых задач, задаются конкретные объекты и субъекты охраны прав человека, виды и способы ее реализации. Важность конституционной охраны свобод и прав человека и гражданина в нашей стране имеет непосредственную связь также с организующим характером Конституции Российской Федерации, каковая, как считает А.А. Макушина, «мобилизует правозащитный потенциал всех отраслей права, активизируя весь процесс охраны свобод и прав человека и вовлекая в него все субъекты права и институты общества, в том числе и международные»6. При изучении конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина в России, необходима, в первую очередь, понятийная четкость. В этом случае конструктивно взять за основу общетеоретическое осознание модели как множества закономерно объединенных друг с другом составляющих, представляющих из себя конкретное целостное образование, единство. Основываясь на такой дефиниции, и беря во внимание внутреннюю логику, особенности и закономерности определяемого феномена, стоит согласиться с мнением Л.С. Мамута, который характеризует конституционную систему охраны свобод и прав человека и гражданина в нашей стране как «целостную конституционно обусловленную упорядоченную совокупность взаимодействующих составляющих единого правового механизма, деятельность которого имеет направленность на охрану нарушенных свобод и прав тех лиц, которые находятся под юрисдикцией Российской Федерации, и достижение в стране состояния их действительной защищенности»7. Современная модель охраны прав человека выступает следствием длительного поэтапного исторического формирования. Современные методы подхода к формированию данной модели в России строились с учетом (а нередко с помощью прямого переноса) опыта зарубежных правовых систем. По мнению В.С. Нерсесянца, «влияние передовой европейской политико-правовой мысли в этом процессе было весьма заметным»8; по словам А.Х. Саидова, «фундаментальные понятия, посреди которых и права человека, перенесены на российскую государственно-правовую реальность»9. Е.А. Лукашева говорит, что «ценности европейской цивилизации медленно, и с большими трудностями начинают входить в Россию, и что главная идея прав человека никогда не имела значимость в политических доктринах мыслителей России»10. О значимости западных правозащитных идей в формировании отечественной концепции охраны свобод и прав человека идут споры. Появляются мысли, что правозащитники нашей страны 1960-1980-х годах, основываясь на свой собственный опыт, опыт истории российского государства, российской культуры, сами сформировали без влияния западных коллег российскую теорию прав человека и их охраны11. Мнение, что данные права «не относятся к открытию Запада»12, выдвигалось и обосновывалось яркими представителями незападных теорий прав человека в нашей стране13. Конституционная система охраны свобод и прав человека и гражданина, будучи интегративным феноменом, получает качественную определенность через функциональную общность своих составляющих. Среди главных нами включены правозащитные нормы, субъекты, объекты, принципы, и гарантии. Их различает конституционная обусловленность, законодательное развитие по общепризнанным нормам и принципам международного права (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Главная цель конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина заключается в достижении уровня действенной защищенности всех граждан, находящихся под юрисдикцией России. Достичь данной цели возможно при помощи решения нескольких задач, среди которых, к примеру, формирование в стране общего правозащитного пространства на базе конституционных правил и с учетом известных стандартов международного характера; упорядочение имеющихся, учреждение и стимулирование формирования необходимых правозащитных организаций и органов; рост качества правозащитных процедур, рассчитанных на охрану конституционных свобод и прав различных категорий и групп лиц, в том числе с помощью привлечения института конституционной ответственности14. Конституционная модель охраны свобод и прав человека и гражданина в нашей стране включает определенный комплекс норм правового характера. Ими заданы как диспозитивные (потенциально возможные), так и императивные (обязательные) правила поведения участников правозащитных взаимоотношений. К примеру, Конституцией Российской Федерации заданы права каждого на защиту доброго имени и своей чести (часть 1 статьи 23), своих свобод и прав всеми возможными способами, не находящимися под запретом закона (часть 2 статья 45), что относится к диспозитивным правозащитным нормам; гарантии судебной (часть 1 статьи 46) и государственной (часть 1 статьи 45) охраны свобод и прав человека и гражданина являются нормами императивными. Как следует из приведенных и других правозащитных норм, Конституция Российской Федерации применяет разные способы их формулирования: через глаголы «защищать», через существительное «защита» и глагол «гарантируется», через право на «защиту» (часть 1 статьи 30). Таким образом отражаются как категоричность правозащитной позиции государства, так и варианты правозащитного поведения лиц, находящихся под юрисдикцией России. Описывая конституционные правозащитные нормы, можно выделить их исходные и производные разновидности. Так, часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, обеспечивающая государственную защиту свобод и прав человека и гражданина, является исходной по отношению к части 1 статьи 46, указывающей на такую форму защиты со стороны государства, как судебная. В то же время, все конституционные правозащитные нормы выступают исходными для других подобных норм. Конституция Российской Федерации учитывает правозащитные нормы общего и исключительного характера. Первые из них действуют по всей территории нашей страны и не имеют ограничения по временному периоду, вторые – в условиях специальных режимов чрезвычайного и военного положения (часть 3 статьи 55, статья 56), вводимых в соответствии с федеральными конституционными законами. Правозащитные нормы конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина в нашей стране указываются в нескольких источниках. Общие условия, которые к ним предъявляются, – недопустимость возможности возникновения противоречия Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15), необходимости официальной публикации для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15). Конституция Российской Федерации в этом смысле напрямую показывает на международный договор (часть 3 статьи 46, статья 62), федеральный закон (к примеру, часть 3 статьи 55, статья 26), федеральный конституционный закон (к примеру, часть 1 статьи 56, пункт «д» часть 1 статьи 103), всевозможные нормативные правовые акты (к примеру, часть 3 статьи 15). закон (к примеру, часть 2 статьи 24, часть 3 статьи 40, часть 2 статьи 55), Правозащитные положения могут находится также в постановлении суда, что отмечается в федеральных программах (часть 2 статьи 41) и в часть 2 статьи 22, часть 2 статьи 23, статья 25, части 3 статья 35. Основываясь на конституционных положениях пункта «в» статьи 71 и пункта «б», пункта «ж», пункта «м» статьи 72, можно отметить наличие двух уровней источников, содержащих правозащитные нормы –субъектов нашей страны и федеральные. Конституция Российской Федерации (часть 1 статьи 17) указывает в том числе на нормы международного права, которые имеют известные правозащитные возможности. Сущностными составляющими конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина выступают принципы. Они помогают раскрытию особенностей того или иного феномена правового характера. Их фундамент составляет мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практическим применением, либо умозрительное положение как плод научной мысли15. Они исполняют задачу главных путей правового воздействия. Г.В. Мальцевым также была высказана идея о том, что право принадлежит к виду таких социальных явлений, как политика, мораль, религия, этикет, выступающих нормативно-регулятивными структурами16. Представляется, что принцип присутствия духовности в конституционализме – абсолютно необходимое требование его прогрессивности и жизнестойкости. Духовность, по удачному выражению Р.С. Байниязова17, не дает юридическому негативу стать главным явлением в правовой модели общества, «тормозит» продвижение правового равнодушия и нигилизма. Невозможно не брать во внимание, что любому историческому периоду должна соответствовать адекватная конституционная модель охраны свобод и прав человека, которая опосредована также территориальным пространством. Поэтому эта модель в определенном государстве, в определенном регионе показывает свою особенность даже при последовательном учете правозащитных стандартов. Оценка современных тенденций в формировании модели охраны свобод и прав человека настраивает на взвешенный поход к соотношению европейских «универсальных» норм и культуры, традиционализма, религии других цивилизаций18. Выделим, что вопроса о общности различного и универсального в модели охраны прав человека нет возможности избежать. Он приобретает черты основополагающего правозащитного принципа в виде моральной, социальной и юридической реальностей. Основы конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина следуют в том числе из содержательной классификации свобод и прав человека. Весьма логично, что характерные черты регулирования экономических, политических, личных, культурных и социальных прав личности обусловливают наличие своеобразных основ их защиты. Конституционная модель охраны свобод и прав человека в нашей стране наравне с общефедеральным имеет также и региональное определение (пункта «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации). Это дает возможность говорить о региональных правозащитных принципах, предназначение которых – «приращивать» правозащитные ресурсы нашего государства, последовательно основываясь на конституционных нормах охраны свобод и прав человека и гражданина. Следующим составляющим конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина выступают субъекты, которые обладают свойством разнообразия. Конструкцию конституционного множества правозащитных субъектов можно провести по некоторым основаниям: к примеру, группы организационных и социальных правозащитных субъектов. Основываясь на Конституции нашей страны, индивидуальные социальные правозащитные субъекты представлены, к примеру, «каждым» (часть 1 статьи 23, часть 2 статьи 45), что содержательно подразумевает российского гражданина, иностранного гражданина, человека, лицо не имеющее гражданства. Определенное указание на эти субъекты реализовано в статья 2 (человек – это высшая ценность), часть 3 статьи 62 (иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с лицами имеющими гражданство нашей страны), часть 3 статьи 6 (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его) Конституции Российской Федерации. Коллективный социальный правозащитный субъект, как это следует из положений Конституции Российской Федерации, может проявляться на объективной и ситуативной основах. Первая из них – связывается нами с правозащитной активностью этнических общностей людей, указанных в Конституции Российской Федерации. В ней идет речь о национальных меньшинствах (пункта «в» статьи 71, пункта «б» статьи 72), коренных народах имеющих малую численность населения (статья 69), этнических общностях имеющих малую численность населения (пункта «м» часть1 статьи 72). Вторая - проявляется в связи с коллективными обращениями граждан нашей страны в органы местного самоуправления и государственные органы (статья 33), в процессе мирных, без оружия, митингов, собраний, демонстраций, пикетирований и шествий (статья 31). В научных литературных источниках появились советы о выделении в классификации конституционных свобод и прав особенной группы – права национального характера19. Посредством индивидуальных национальных прав осуществляется свобода личности. Через коллективные национальные права реализуются особые интересы народов и этнических групп имеющих малую численность населения. Национальными правами владеет каждый, при этом личные национальные права существуют в области индивидуального самоопределения личности и имеют непосредственную связь с его национальной самоидентификацией (выбором образа жизни, национальности, родного языка), отмечала В.В. Андрианова20. Организационные публичные субъекты изучаемой модели, как вытекает из Конституции Российской Федерации, обладают своими разновидностями и уровнями. Так, на государственный уровень субъектов конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина указывают, к примеру, статья 2, часть 2 статьи 19, часть 1 статьи 45; на уровень субъектов нашей страны – пункта «б» части 1 статьи 72; на муниципальный уровень – статья 18; на межгосударственный – часть 3 статьи 46, статья 79 Конституции Российской Федерации. Формы публичных субъектов конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина России, как это вытекает, к примеру, из статьи 18, части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, представлены органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Публичные правозащитные субъекты отмечены в том числе и в части 2 статьи 80 (Президент Российской Федерации – это гарант свобод и прав человека и гражданина), в пункте «д» части 1 статьи 103 (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации) Конституции Российской Федерации. К организационным общественным субъектам конституционной модели охраны свобод и прав человека в России, отталкиваясь от частей 4-5 статьи 13, часть 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, можно отнести общественные объединения. Они также несут свои конституционные разновидности, среди которых, к примеру, профессиональные союзы (часть 1 статьи 30), религиозные объединения (часть 2 статьи 14). Среди компонентов конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина – объекты, которые представлены как носители свобод и прав, так и виды последних. Кроме обычного, гражданин может иметь исключительный и особый правовой статус. В Конституции Российской Федерации речь идет, к примеру, о потерпевших от злоупотреблений властью (статья 52), о детях (часть 2 статьи 38), пожилых гражданах и инвалидах (часть 2 статьи 7), которые отнесены нами к лицам с особым статусом правового характера, а также о людях, которым предъявлено обвинение в совершении правонарушения (часть 2 статьи 47, статья 49), о задержанных, которые заключены под стражу (часть 2 статьи 48), об осужденных (часть 3 статьи 50) – лицах с исключительным правовым статусом. Свободы и права как объекты конституционной модели их охраны в Конституции нашей страны сгруппированы по содержательной общности. Так, отмечены личные (к примеру, статьях 20 – 28), социально-экономические (к примеру, статьях 34 – 37), политические (к примеру, статьях 31 – 33), социо-культурные (к примеру, статьях 43 – 44) права. Важную роль в виде части конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина в нашей стране исполняют гарантии, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации и содержательно совершенствуются законодательством для достижении позитивных правозащитных целей21. Конституционные гарантии охраны свобод и прав человека и гражданина в России имеют свои разновидности. Следуя из формулировок правозащитных норм часть 1 статьи 45 и часть 1 и часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, имеют места основные и производные от них гарантии. Так, гарантии государственной охраны свобод и прав человека и гражданина (основные гарантии) определены ее судебной формой (производные гарантии). Изучение статей Конституции Российской Федерации дает возможность также выделить гарантии «для защиты» (позитивные гарантии) и гарантии «от необоснованных ограничений» (негативные гарантии). К категории позитивных гарантий отнесем, к примеру, нормы статьи 45, статьи 46, части 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации; к категории негативных – статья 55, часть 1 и часть 3 статьи 56. Таким образом, модель охраны свобод и прав человека и гражданина, будучи интегративным феноменом, приобретает качественную определенность посредством функциональной общности своих составляющих. В число базовых включены правозащитные нормы, субъекты и объекты, принципы и гарантии. 1.2 Элементы и формы механизма системы охраны свобод и прав человека в Российской Федерации Современная система защиты прав человека представляет собой сложный механизм. С помощью такого понятия, как «механизм», принято пояснять многие процессы, в том числе процесс охраны свобод и прав человека и гражданина, т.е. его непосредственное действие22. Этот вывод вытекает из лексического значения данной категории. Е.А. Еремеева в своих работах раскрывает понятие и структуру механизма охраны свобод и прав человека и гражданина, а также непосредственное действие механизма охраны свобод и прав23. Г.С. Хайрова в своих трудах предлагает варианты и пути решения глобальной международной проблемы обеспечения эффективной охраны свобод и прав человека24. Д.В. Белоусов в своих работах выявляет актуальные проблемы охраны свобод и прав человека и гражданина в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации 25. Р.Е. Карасев раскрывает тенденции и перспективы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в системе судебной охраны свобод и прав человека и гражданина26. Е.Б. Казакова выявляет актуальные вопросы самозащиты в различных отраслях российского права27. Конституционный механизм охраны свобод и прав, по словам О.А. Снежко, есть определенная модель средств, органов, установленных в Конституции Российской Федерации, реализующих самую эффективную и полную защиту свобод и прав человека и гражданина. Среди них: 1) наличие модели государственных органов и средств, с помощью которых каждый может защитить свои свободы и права; 2) деятельность указанных органов, которая направлена на соблюдение и защиту свобод и прав личности; 3) правовая регламентация охраны, законодательной базы, международно-правовых норм и правовых принципов охраны, на которых базируется конституционная охрана свобод и прав человека28. М.В. Мархгейм, не приводя своего определения средства конституционной модели охраны свобод и прав человека и гражданина, к числу его частей относит комплекс правовых норм, принципы, субъекты, объекты, гарантии29. В.А. Лебедев изучает понятие конституционно-правового механизма защиты и охраны свобод и прав человека и гражданина, включая в него следующие составляющие: виды (самозащита, общественная и государственная защита и охрана и международная защита и охрана), методы (способы, используемые соответствующими субъектами для охраны свобод и прав и защиты не соблюдаемого права) и средства (в зависимости от правомочий субъектов разных видов защиты и охраны) защиты и охраны свобод и прав человека и гражданина30. Ф.М. Рудинский полагает, что гарантия свобод и прав - это некий внешний механизм лимитирования власти, которая всегда имеет направленность к саморасширению и наращиванию сил своего присутствия во всех областях жизни человека31. А.С. Мордовец вносит предложение разделять механизм обеспечения свобод и прав человека и гражданина в узкопрофессиональном толковании и более широком32. Прямое действие механизма охраны свобод и прав следующее: субъект деятельности правозащитного характера, будучи в определенных правовых условиях (форма охраны), использует то либо иное заданное средство либо метод защиты (способ защиты) 33. Конституция Российской Федерации в виде форм охраны свобод и прав человека учитывает: 1) защиту свобод и прав органами местного самоуправления (статья 130); 2) государственную защиту (статья 2, часть 1 статьи 45, часть 2 статьи 61); 3) защиту свобод и прав общественными объединениями, правозащитными организациями и профсоюзами(часть 1 статьи 30, часть 2 статьи 45, часть 1 статьи 48); 4) самозащиту прав гражданина нашей страны, включающую следующее: - гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (часть 2 статьи 45, статья 52 и др.); - обращения в СМИ (статья 29) - публичные выступления граждан (статья 31); 5) международно-правовую защиту (часть 3 статьи 46). К традиционным, устоявшимся видам можно причислить деятельность таких органов, как прокуратура, суд, правоохранительные органы и пр. Новые виды реализации следуют из новых способностей человека по осуществлению своих прав и охране их через деятельность таких новых институтов как Конституционный Суд Российской Федерации34, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации35, Общественная палата Российской Федерации36, общественные приемные полномочного представителя Президента Российской Федерации37 в федеральных округах38, приемные Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации 39 и др. Интеграция России в мировое сообщество позволяет ее гражданам использовать такие процедуры как обжалование решений в Европейском суде по правам человека, обращение в Совет по правам человека ООН и к Верховному комиссару ООН по правам человека. Весомое значение в качестве формы охраны свобод и прав человека и гражданина уделяется органам местного самоуправления. Это определено в статье 17 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится о полномочиях органов местного значения в сфере защиты и обеспечения жилищных, социальных и трудовых свобод и прав граждан40. Еще одной формой охраны свобод и прав человека и гражданина является защита интересов с помощью общественных объединений, профессиональных союзов и правозащитных организаций. Это определено в части 1 статьи 30, части 2 статьи 45, части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, а также в статье 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»41. Граждане имеют право обращаться в общественные объединения за защитой своих прав, а общественные объединения в свою очередь должны реализовывать данную защиту, данное положение закрепляется в уставах общественных объединений. По проблемам индивидуальных трудовых споров и связанных с трудом отношений профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов. Так же гражданами широко используется защита своих свобод и прав через правозащитные организации, а именно обращение к профессиональным сообществам адвокатов42. Еще одной формой охраны свобод и прав человек и гражданина является международно-правовая защита. Согласно Конституции Российской Федерации Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, на данный момент времени из 85 республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь). Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации призваны осуществлять законотворческую форму охраны свобод и прав человека и гражданина. Данная форма охраны свобод и прав предполагает применение в качестве методов защиты принятие соответствующих нормативных актов, закрепляющих региональные гарантии охраны свобод и прав43. Проблеме гарантий посвящено весьма немалое число трудов, авторы которых сходятся в разделении гарантий на специальные и общие. Думается, что осуществление основных прав человека и охрана этих прав, хотя и однородные формы правовой деятельности (имеют направленность на реализацию прав человека), но в то же время - разные. Они находятся параллельно один другому. Связь между ними несет субординационный характер. Защита служит реализации обеспечения основных прав, при этом возникает вместе с появлением основного права и прекращается вместе с его осуществлением. Разница реализации основных прав и их охраны обуславливается также разницей в их целях. Цель первой - получить человеком то благо, каковое предусмотрено основным субъективным правом, цель второй - сформировать условия для осуществления личностью своего права, в том числе и восстановления процесса осуществления, если он остановился, писал К.К. Гасанов44. Под защитой прав личности А.В. Стремоухов подразумевает составляющее реализации прав личности, содержание которого составляет деятельность общественных объединений, государства и самого лица по формированию юридических условий, помогающих в недопущении приостановки процесса осуществления прав, а если такая произошла - его восстановлению45. По мнению В.А. Лебедева, модель последовательных действий субъектов выступает основной предпосылкой качественной деятельности механизма охраны свобод и прав, под которым подразумевается модель заданных законом путей, способов, методов и средств, используемых субъектами правозащитной деятельности для реализации свобод и прав, а также интересов и свобод других лиц, оказания им помощи по осуществлению и восстановлению своего правового статуса, а также компенсации материального, физического, морального и профессионального вреда46. Считая в общем позиции практиков и ученых по этой проблеме, можно выделить, что как каждое явление механизм осуществления и охраны свобод и прав несет серию признаков: - ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: