- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016886 |
Тема: | Развитие пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8 1.1. Проблема развития пространственных представлений у детей в работах отечественной и зарубежной психологии 8 1.2. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников 13 1.3. Развитие пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 27 2.1. Организация, методы и анализ результатов уровня развития пространственных представлений у старших дошкольников 27 2.2. Разработка и реализация программы развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях 36 2.3. Сравнительный анализ результатов изучения пространственных представлений у старших дошкольников 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54 ВВЕДЕНИЕ В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире. Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов. [2] Учеными установлено ряд вопросов об особенностях развития пространственных представлений у детей (А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Шорыгина, И.С. Якиманская и др.). Пространственные и пространственно-временные представления является одним из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов базовой составляющей развития, в особенности важной составляющей в общей структуре развития ребенка. В научных исследованиях подчеркивается особое значение владения дошкольниками пространственными ориентировками в трехмерном и двухмерном пространстве для качественной подготовки их к школьному обучению. В содержании программы по математике в старшем дошкольном возрасте происходит выработка умений ориентироваться в ученической тетради. Формируется умение рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное расположение его элементов на странице. Эти умения будут востребованы с самых первых дней обучения ребенка в 1 классе. Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния. В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета становиться основанием для овладения следующей системой. Такая планомерная работа по формированию элементарных знаний о геометрическом пространстве позволит детям лучше понять элементы геометрии в школе. Вопросами формирования пространственных представлений занимались А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, М. Фидлер и др. Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на основе непосредственного восприятия пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Позднее происходит переход ребенка от "непосредственной" ориентировки в пространстве, осуществляемой на уровне восприятия, к опосредованной, опирающейся на пространственные представления. Существенный вклад в создание дидактических игр и упражнений, а также их включение в систему обучения дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли А.М. Леушина, М.К Сай, Е.И. Удальцова и др. Лучшим способом формирования и развития у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т.А. Мусейибова) на разных этапах. Таким образом, в дошкольном возрасте особое внимание нужно уделять практической деятельности, в ходе которой происходит развитие пространственных представлений и понятий. Цель исследования: теоретическим и экспериментальным путем раскрыть особенности развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разработать и внедрить комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие пространственных представлений у детей 5-6 лет. Объект исследования: процесс развития пространственных представлений детей дошкольного возраста. Предмет исследования: развития пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений. Гипотеза исследования: развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если: * разработать программу развития у детей 5-6 лет пространственных представлений; * в программу дидактических игр и на развитие представлений о пространстве, о местоположении в окружающем ; о пространственном представлении в собственного тела и по предметам, с использованием и наречий; внешних объектов собой; лингвистическое , включая временные . Задачи : 1. Проанализировать понятие и пространственных представлений в и зарубежных исследованиях и особенности их у детей старшего возраста. 2. Раскрыть развития пространственных у детей дошкольного возраста дидактических игр и представлений. 3. диагностический инструментарий для особенностей пространственных представлений у дошкольников. 4. Разработать и программу дидактических игр и для развития представлений у старших . 5. Провести сравнительный результатов исследования и эффективность занятий для развития представлений. Методологическую исследований составили культурно-исторического ребенка (Л.С. Выготский); об особенностях освоения детьми дошкольного (А.А. Люблинская); дошкольного детства; о закономерностях формирования представлений на протяжении детства (Т.А. ); методика формирования представления дошкольного (Н.Я. Семаго). Методы : метод анализа литературы; эксперимент, психодиагностические (опрос, беседа); презентации ; метод качественной и обработки результатов. В экспериментального исследования был комплекс методик Н.Я. Семаго и М.М. . Практическая значимость состоит в возможности применения исследования в совершенствовании процесса в ДОО. Разработка и программы, направленная на пространственных у старших дошкольников, быть использована и родителями в условиях учреждения и . База исследования: «Ломинцевский детский сад п. Ломинцевский, Щекинский Тульской . ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. развития представлений у детей в отечественной и зарубежной Освоение окружающего сложный , и начинается он с непосредственного или чувственного познания. познания человеком представлений и важен в предметном . Пространственные отношения ребенку овладеть частями . Главным условием в пространстве служит передвижение в нем. Пространственные , это представления о и пространственно-временных свойствах, и : величине, форме, расположении объектов, их или вращательном и пр. Пространственные представления элемент познания и практической деятельности . С.Д. Луцковская, процесс формирования у дошкольника пространственных , писала, что в дошкольном ребенок в неоднородное пространство, так как его связи не имеют еще обособленной и заданной в пространстве, социально значимым . Его ориентировка в пространстве в большей мере , разделенно, , потому что на этот влияет множество , которые имеют источники, в меньшей степени между собой. о пространственных характеристиках в сознании фрагментами и с разной осознанности. [31] окружающего мира процесс, и он с непосредственного или опосредованного познания. Важен познания человеком отношений в окружении. Пространственные позволяют ребенку определенными частями и многими . Основным условием в пространстве является передвижение в нем. Поэтому представления и – емкие понятия, многогранность пространственных объективного мира. , объем, объектов в длину, и высоту, их местоположение в , пространственные отношения и между , направления в пространстве собой различные категории. Первыми описали развитие ребенка Б. и Ж. Пиаже. они считали, что стадией пространственного , дети в своих умозаключениях на одном признаке отношений. А затем они принимать во два и более признака, и возможность устанавливать между всё растущим внешних . По мнению Р.К. Говоровой и О.М. , пространственные представления, и возникают очень , являются в степени сложным , чем умение различать предмета. В формировании представлений и ориентации в пространстве различные анализаторы, у особая роль кинестетическому и анализаторам. [11] формирования пространственных на вербальном уровне длительный и не только период детства. Исследования Т.А. показывают, что есть последовательность в детьми дошкольного пространственной терминологией. всего в речи появляются около, возле, у, на, по. слова справа и , употребление которых ограничивается « различения своих ». Лишь в отдельных к концу дошкольного появляются и наречия как между, , над. Т.А. Мусейибова проанализировала отражения пространства у дошкольного и выделила несколько формирования представлений у о местности и пространственных между на ней. В соответствии с приобретенными , она систематизировала четыре понимания детьми . На первоначальной ребёнок выделяет лишь те объекты, контактно близки к , а само никак не акцентируется. На уровне ребёнок активно использовать ориентировку, пределы воспринимаемого и отдельных участков в нём; уровень характеризуется удалённых от предметов и увеличением участков, выделяемых в . На четвёртом уровне пространства уже более целостный , когда дети ориентировку в различных , месторасположение в их взаимосвязи и обусловленности. на первом этапе воспринимают предметы в раздельно, как друг от друга и не с пространством, то позже они само пространство в с объектами, в нём. Пространственная ориентировка, как В.Н. Каразану, реализуется на непосредственного восприятия и словесного пространственных категорий (, удаленности, пространственных между предмета). в понятие ориентировки входит расстояний, размеров, , взаимного положения и их положения ориентирующегося. [16] возрастные особенности пространства, А.А. Люблинская три категории ребёнком знаний о : представление удалённости и его местоположения; определение ; отражение отношений. Она предоставила формирования восприятия как процесса активного взаимодействия и окружающей действительности. По М.М. Семаго, полноценность знаниями о пространстве, к пространственному обеспечивается взаимодействием , зрительного и слухового в ходе совершения видов ребенка, направленные на познание окружающей . [44] Психолого-педагогические убеждают в том, что у можно сформировать представления об определенных отсчета и методах ориентации, использовать эти знания в жизненных ситуациях. В Р.И. Говоровой представлено, что старшего возраста могут в ограниченном пространстве с координатной сетки, «» простые и планы, отражающие пространство знакомой , использовать условные знаки. методические приемы пространственных представлений у необходимо обратить на роль , занимательных упражнений с дидактического материала. образом, пространственные отражают пространственных характеристик мира. Форма, , протяженность объектов в , ширину и , их местоположение в пространстве, отношения и расстояния предметами, направления в представляют различные пространственные . Ориентировка в пространстве ориентировку на местности. «пространственная » применяется для характеристики человека ориентироваться не на местности, но и на себе, на человеке, на объектах, в условиях пространства, например, на бумаги. Этот подразумевает действия субъекта в . 1.2. Особенности пространственных у старших дошкольников пространственных один из значимых умственного развития . Многие психологи и уделяют проблеме большое . Был раскрыт ряд закономерностей пространственной ориентировки на всего детства в трудах , А.А.Любимской, Т.А.Мусейибовой, , Ж.Пиаже. В течение дошкольного происходит формирование ориентироваться в пространстве. уже в раннем детстве овладевает принимать во внимание расположение предметов. он не отделяет направлений и пространственных между предметами от предметов. Формирование об объектах и их свойствах раньше, чем представлений о пространстве, и их основой. Н.Я. Семаго и М. М. , выделяют «как три вида представлений»: внутреннее или «пространственные представления о теле»; «внешнее » или пространственные о взаимоотношений внешних и тела; отражение в ; квази пространство» или « пространственных », далее лингвистические Психолого-педагогические исследования А.А. , О.И. Галкиной, Н.М. Яковлевой, Н.Ф. показали, что, , для образования самых знаний о пространстве накопление массы представлений о и явлениях окружающего мира. Следовательно, познание пространства пропорционально опыта и обобщению о предметах внешнего . Второй предпосылкой специализация отношений между предметами как особых , на которые вырабатываются условные . В раннем возрасте в действий с предметами накопил определенный , словарный , понимает обращенную к речь. Благодаря достижениям младший начинает осваивать окружающий мир и в этого освоения восприятие. Восприятие дошкольников года) носит характер, то есть все предмета, например, , форма, , величина и другие, не у ребенка от предмета. видят их слитно с , считают их принадлежащими предмету. При дети видят не все предмета, а только яркие, а и одно свойство, и по отличают предмет от предметов. [48] Как Д.Б.Эльконин, начинает следить за , который располагается на 4-5 м в три месяца. По мере механизма взгляда формируются движения головы, тела, изменяется положение в пространстве. В период с 6 до 10 ребенок наблюдает за , которые передвигаются по , овладевает окружающего пространства. Как Д.Б.Эльконин: «В этом движения предмета движения ». [6] У детей до года самые элементарные ориентировки в пространстве. этих тесно связан с сложных оптико-вестибулярно-кинестетических . Ребенок может предмет в месте пространства при условии многократного сведения осей на предмете. В год может действовать в пространстве, отражать до предмета, определять его . [1] Дети от до трех лет, научившись , быстро осваивают « пути», но передвижение еще не ему возможности расстояние и местоположение от самого предмета. способность ориентироваться в по образцу и по . К концу второго жизни дети геометрическую фигуру с их , но затрудняются в их . В трёхлетнем возрасте, способны отличать направления от себя: – слева, (спереди) – позади (), вверху – внизу. представления о направлениях , которые трёхлетний ребёнок, с его собственным телом. Оно для него центром, « отсчёта», по к которой ребёнок определять направления. Под взрослых дети выделять и называть свою руку. Определить других частей в качестве «» или «левых» удаётся только по отношению к правой руки. «» и «левое» ребёнку чем-то , и он не может понять, образом то, что для него справа, для может находиться . В речи появляются около, возле, у, в, на, под. тремя и годами у ребенка складываться представление о и левом, т.е. формируется и телесная . Завершается процесс различения ребенком и левой сторон к шести . В пятилетнем возрасте умеют определять предмета среди предметов, свое положение окружающих объектов: я за стулом, рядом со , перед ; передвигаться в заданном . В программе «От рождения до » под ред. Н.Е. Вераксы определяет умения : дошкольники должны ориентироваться на листе . Овладевать умением определенное предметов в указанном : верхней, нижней листа, слева, , посередине. учиться употреблять для обозначения положения на листе бумаги, на , на полу ( от, справа от, выше – , ближе – дальше, , из-за, вдоль). Только к дошкольного возраста (не у детей) формируется в пространстве, независимая от позиции, менять точки . Такая ориентировка легко сформирована у при помощи , в котором они сами пространственные отношения предметами, рассматривают их с позиций и словесно. Периоды в ориентировки в пространстве Т.С. Комарова И В.В. Гербова. Они , что дети в от трех до четырех лет слова: впереди-сзади, , слева-справа, на, над-под, полочка. в возрасте четырех-пяти лет определять направление от себя: направо, , вперед, , вниз, умеют правую и левую . В пять-шесть лет дети словами местонахождение среди и людей, а также одного предмета по к другому. ориентироваться в пространстве и на бумаги в клетку у происходит к семи . [17] Е.И. указывает, что к концу возраста дети овладевать способом восприятия (листа, стола, , доски); элементарными анализа ограниченного ; умение действовать в пределах плоскости; умение «малое пространство» и в его границах. А.А. Люблинская, изучая особенности восприятия , выделила три категории ребенком о пространстве: понимание предмета и его местоположения; направлений; отражение отношений. При она дала характеристику восприятия пространства как активного практического ребенка и действительности. [27] Из становится ясно, что на уровне словесных пространственных , в основе которых непосредственный чувственный ребенка, возможно об осознанном детьми пространством. при точном использовании таких обозначений, как: , слева - и так далее можно , что ребенок относительно отражает окружающее . Таким , изменения в восприятии по его главным признакам одним из важнейших старшего возраста. Ребенок пространство по мере , как сам им овладевает. Формирование ориентировки и о нем происходит в тесной с развитием ощущения собственного тела, с практического детей, с изменением предметно-игрового действия, с дальнейшим совершенствованием умений. изменения при формировании восприятия связаны с речи у детей, с и активным ими словесных обозначений, предлогами, наречиями. роль в развитии восприятия конструирование и лепка, адекватных действий словесных обозначений в речь. 1.3. пространственных представлений у дошкольников посредством игр и упражнений Старший возраст особую значимость в развитии ребенка. В период жизни формироваться психологические механизмы и поведения. В старшем возрасте происходит развитие , нравственно-волевой и эмоциональной личности. Существенные в дошкольный период в восприятии по его главным признакам. ориентировки в пространстве, как исследования А.Я. Колодной, с дифференцировки отношений собственного ребенка (выделяет и правую руку, , парные тела). Включение в процесс восприятия, самостоятельной речью в степени совершенствованию пространственных , направлений (А.А. Люблинская, А.Я. , Е.Ф. Рыбалко). «Чем слова направление, - подчеркивает А.А. , - тем легче ребенок в нем, тем полнее включает эти признаки в им картину мира, тем осмысленной логичной и она становится для ребенка». Пространственное в дошкольном возрасте рядом особенностей. характер, где ребенок на своем и все определяет относительно тела. Наиболее для детей являются правой и руки, потому что строится на основе преимущества правой над левой, вырабатывается в работе деятельности. В относительном пространственных отношений, нужно , как относится предмет к лицу. Для этого ему в уме встать на место . Дети определяют пространственные к объектам, находящимся на расстоянии от него. игры в ребенка неоценима, ее в педагогический процесс одним из способов личного взрослого с ребенком. развития пространственных у детей занимался ряд как отечественных, так и ученых и практиков: Л.А. , Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. , Т.И. Ерофеева, В.Н. Каразану, Т.В. , А.М. Леушина, Т.А. , В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. . У истоков разработки дидактических игр и материалов М. Монтессори и Ф. . М. Монтессори создала материал, построенный по автодидактизма, который основой и самообучения детей на в детском саду с специального дидактического , систему игр по сенсорному воспитанию и в продуктивной деятельности (, рисование, складывание и из бумаги, , вышивание). Вопросами и практики использования игр занимались зарубежные О. Декроли, Д. , Ф. Фребель, и отечественные П.П. Блонский, Л.А. Венгер, З.А и многие другие. В основных приемов, ими рекомендуются и пояснения размещения относительно друг , словесное и обозначение направлений и в пространстве, упражнения, и подвижные игры. Т.А. в системе по развитию пространственных у дошкольников включает: «на себе»; освоение « собственного »; ориентировку «на внешних »; выделение различных предметов: передней, , верхней, , боковых; освоение и словесной системы по основным пространственным : вперед - , вверх - вниз, - налево; определение предметов в пространстве «от », когда точка отсчета на самом субъекте; собственного положения в («точки ») относительно различных , точка отсчета при локализуется на другом или на каком-либо ; определение пространственной предметов относительно друга; определение расположения при ориентировке на плоскости, т.е. в пространстве; определение их относительно друг и по отношению к , на которой они размещаются.[32] На и в повседневной жизни используются дидактические и игровые . Организуя игры вне , закрепляют, углубляют и математические представления , а главное решаются обучающие и задачи. В ряде игры несут учебную . Вот почему на занятиях и в жизни, воспитатели широко использовать игры. дидактических игр и упражнений в содержание занятий как из средств реализации задач. дидактической игры в занятий для развития представлений определяется детей, , назначением, содержанием . Она может быть в качестве учебного , упражнения, на выполнение конкретной по развитию пространственного . Дидактические игры и в конце с целью воспроизведения, ранее изученного. игры делятся на: с предметами, игры, словесные , а также можно : игры на плоскостное (Сложи , Танграм и т.д.), игры , задачи-шутки, кроссворды, , развивающие игры. Широкое специальных обучающих игр для пробуждения у дошкольников к математическим знаниям, познавательной , общего умственного . Дидактическая игра является формой , наиболее для дошкольников. В дидактической содержатся все структурные (части), характерные для деятельности : замысел (задача), , игровые действия, , результат. Но проявляются они в иной и обусловлены особой дидактической игры в и обучении детей возраста. дидактической задачи обучающий характер , направленность её содержания на познавательной детей. В отличие от постановки задачи на в дидактической игре она и как игровая самого ребёнка. значение дидактической состоит в том, что она развивает и активность и речи у детей. В игре воспитатель конкретную задачу детей о предмете, развивать речь, освоить . Игровая задача заложено в названии игры: «, что в чудесном мешочке», « в каком домике » и т.п. Интерес к ней, выполнить её активизируется действиями. Чем они разнообразнее и , тем интереснее для детей игра и тем решаются познавательные и задачи. В отличие от видов деятельности содержит в самой себе; и отдельных задач в ребёнок не ставить и не . Игра определяется как деятельность, выполняется ради себя, посторонних и задач не . Для детей дошкольного игра имеет значение: игра для них - , игра – для них , игра – для них серьёзная воспитания. Игра для – способ познания мира. будет являться воспитания, если она включаться в целостный процесс. игрой, организуя детей в игре, воздействует на все стороны личности : на чувство, на сознание, на и на поведение в целом. ценна только в том , когда она лучшему пониманию сущности вопроса, и формированию математических дошкольников. и игровые упражнения общение, поскольку в проведение этих игр между , ребёнком и родителем, и педагогом начинают более непринуждённый и характер. и добровольное включение в игру: не навязывание , а вовлечение в неё детей. должны понимать смысл и игры, её правила, каждой игровой . Смысл действий должен со смыслом и содержанием в реальных ситуациях с тем, основной игровых действий в реальную жизнедеятельность. В должны руководствоваться в обществе нравственности, основанными на , общечеловеческих ценностях. В не должно унижаться её участников, в том и проигравших. В старшей необходимо закреплять определять словом того или предмета по отношению к ; по отношению к другому. упражнять в пространственной во время , учить изменять движения во время , гимнастических упражнений. упражнять в определении своего среди окружающих . Дети учатся , где у стоящего ними правая и где рука, определять туловища куклы, . В подготовительной к группе большое уделяют развитию ориентироваться на плоскости. пространственные и отношения должны в речи с помощью и наречий: в, на, под, над, впереди, , рядом, за другом, между, и т.д. Большое внимание уделять развитию передвигаться в направлении, менять движения во время и бега. Усложнение вида выражается в следующем: количество направлений, на ориентируются дети в передвижения; площадь ориентировки, условия выполнения : дети передвигаются с глазами или на бегу. Ребят учить выделять предметные ориентиры, пространственные между ними, передвижения от одного к другому. Большое уделяют в ориентировке на плоскости , т.е. в двухмерном пространстве. умение находить , верхнюю и части листа, и левый, верхний и углы. Дети геометрические на листе бумаги в с образцом в определенном . Задания постепенно , увеличивают фигур, изменяют их расположения. Детей с элементарной зависимостью движения и пути (чем путь, тем больше времени на его прохождение. образом, психолого-педагогические исследования убеждают в том, что в дошкольном дети могут информацию о окружении, получить знания о некоторых отсчета и способах ориентации, пользоваться ими в различных ситуациях. В программе «От до школы» предусмотрено знаний и в области ориентировки в во всех возрастных детей дошкольного . Представим программных задач: Так, во младшей группе учить детей пространственные от себя: впереди, , слева, справа. различения служит различение частей своего и определение сторон на себе. Детей упражняют в парных взаимообратных : вверху – внизу, – сзади. В процессе различению и левой руки внимание уделяют умения определять стороны на . Маленькие дети , что левая нога с той , где левая рука, а там, где правая . В младшей группе получают первые ориентировке на листе . На занятиях их располагать предметы на вверху и внизу, и справа. Показывая изображения на занятиях по рисованию, называет направление руки: сверху , слева . В средней группе ориентировки в пространстве . Определение пространственного предметов себя. Вначале предлагают определить только двух , находящихся в направлениях: впереди – , справа – слева. количество предметов . После , как ребенок определит предметов, полезно ему повернуться налево или (на 90°), а – кругом (на 180°). В это позволит детям относительность в определении предметов от себя. Формирование «ближе», «дальше», «», «далеко». Эти представления получают, те или иные действия с . Развитие ориентировки на бумаги, на поверхности . С первых им предлагают найти полоски счетной , расположить определенное предметов и внизу, или слева и . Проводятся специальные с целью научить определять и пространственное расположение фигур на таблице, расположение. Таким , использование ситуаций для развития в пространстве необходимо, так как – непременный компонент практического . Большие возможности для упражнений предоставляют и музыкальные занятия, гимнастика и игры. Таким , планомерная и систематическая образовательного процесса в саду по у детей пространственных посредством использования игр и упражнений, особенно в дошкольном , предупреждает возникновение ошибок пространственного , которые наблюдаются при разнообразного материала на уроках , письма, рисования. в дошкольном возрасте представлений и – основа географических и знаний в будущем. ориентироваться в пространстве, пространственных , обогащают речь , делают её более , конкретной, грамматически . Благодаря ребенком пространственных перед ним раскрываются связи между и явлениями – , целевые, следственные. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 2.1. , методы и анализ уровня развития представлений у дошкольников Исследование на базе МДОУ « детский сад №44» п. Щекинского Тульской области. В приняли участие 22 , средний возраст составляет 5 л. 9 мес. констатирующего исследования: особенностей пространственных у детей старшего возраста. Для данной цели поставлены следующие : 1. Подобрать диагностические необходимые для экспериментального исследования. 2. у детей старшего возраста особенности представлений. 3. полученные результаты. база исследования на работы Н.Я. Семаго и М.М. на развитие представлений. Таблица 1 и показатели развития ориентировки детей дошкольного Критерии Показатели Сформированность пространственных о двухмерном пространстве ориентируется на бумаги (верхняя и стороны), самостоятельно середину и центр Задание 2 3 Сформированность пространственных о месторасположении предметов в пространстве понимает предметов (, внизу, выше, ). Умеет поворачиваться , вправо, кругом, вперед, Задание 4 Сформированность представлений в схеме тела Ребенок правую и стороны своего . Знает положения тела среди предметов (, сзади) Задание 1 5 Сформированность пространственных по расположенным предметам, с предлогов и Называет и понимает в предлоги (между, за, , рядом, перед, над, на, от, ). Осмысленно на вопросы Задание 6 по развитию пространственных : «Различение правой, стороны», « летят», на определение знания детей середины листа, листа, на знания детей о предметов (вверху, , ниже, выше). уровень детей о положении тела среди предметов (впереди, ). Методика Н.Я. : умение детей и понимать в речи и наречия (между, за, , рядом, , над, на, от, под). Обследование с каждым ребенком , в свободное от занятий . Ход и результаты фиксировались в протоколе. №1 Цель: определить знания детей о и правой своего тела. результатов: за каждое выполнение задания начисляется 1 . Максимальное количество , которое может ребёнок в данном , составляет 8. №2 Цель: определить ориентировки ребёнка на бумаги (верхняя, стороны). результатов: за каждое выполнение задания начисляется 1 балл. количество , которое может ребёнок в данном , составляет высокий 4. №3 Цель: уровень знаний нахождения середины , центра листа. результатов: за правильное выполнение ребёнку начисляется 1 . Максимальное количество , которое получить ребенок в задании, составляет 2. №4 Цель: определить знаний о расположении предметов (, внизу, ниже, ). Оценка результатов: за правильное задания ребёнку 1 балл. Максимальное баллов, которое получить в данном задании, 4. Задание №5 Цель: уровень знаний о положении тела среди предметов (впереди, ). Оценка результатов: за правильное задания ребёнку 1 балл. Максимальное баллов, которое получить в данном задании, 2. Задание №6 Цель: умение детей и понимать в предлоги и наречия (, за, около, рядом, , над, на, от, под). Оценка : За каждое выполнение задания начисляется 1 балл. количество баллов, может ребёнок в данном , составляет 9. Наибольшее баллов, которое получить за все данные задания, 29, минимальное – 0 баллов. проведённого диагностического были следующие результаты. выполнения детьми « №1» приведены в рисунке 1. Рис. 1. пространственных в схеме собственного На данном рисунке (1) мы , что показатели высокого у 4 детей. понимают, где правая и стороны собственного . К среднему уровню 10 детей, левую сторону с . К низкому уровню 5 детей, дети путают , или показывают поочередно то , то левую сторону. выполнения детьми « №2» приведены в 2. Рис. 2. Сформированность пространственных в двухмерном пространстве высокого уровня на листе , как показано на рисунке 2 у троих детей. детей легко на листе , но иногда путают и нижняя стороны, они соотнесены к среднему . Семь не справились с заданием с раза. Результаты детьми «Задания №3» в рисунке 3. .3. Сформированность пространственных в двухмерном пространстве К уровню отнесены 10 , они самостоятельно с с заданием. К среднему отнесены Аня А., Вера К., Р., Денис С., Женя К., К., Лиза С. Не самостоятельно найти и центра листа К. и Артем В. Результаты детьми « №4» приведены в рисунке 4. Рис. 4. пространственных представлений о предметов в окружающем Высокий знания о расположении у двоих детей. Д. и София К. знают о предметов (, внизу, выше, ). Средний уровень – П., Вера К., Диана В., М., Егор Б., С., Полина П., Соня Б., Ш. (с помощью взрослого положение предметов). Не о расположении (вверху, внизу, , ниже) Аня А., Артем В., К., Глеб Р., Денис С., К., Кирилл К. и К. Результаты выполнения «Задания №5» приведены в 5. Рис. 5. Сформированность пространственных в схеме тела С заданием о тела среди предметов все дети самостоятельно, без . Результат....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: