- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие критического мышления,её использование на уроках географии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001979 |
Тема: | Развитие критического мышления,её использование на уроках географии |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет » Факультет Естественных науки математики и технологии Кафедра географии, теории и методики обучения географии Развитие критического мышления,её использование на уроках географии Выпускная квалификационная работа по направлению ___________________________________________________ профиль __________________________________________________________ Исполнитель: Пакулова Е.А. 5курс, заочная форма обучения Научный руководитель: к.п.н,доцент кафедры географии, теории и методики обучения географии Старчакова Ирина Викторовна Допущена к защите Зав. кафедрой ________ _________________ «___» _________20__ г. Чита-2016 Технология развития критического мышления, её использование на уроках географии СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические аспекты технологии развития критического мышления ……………………………………………… 6 1.1. Содержание и структура критического мышления……….. 6 1.2. Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо 11 1.3.Приемы развития критического мышления школьников …. 20 Выводы по главе 1………………………………………………….. 26 Глава 2. Методические аспекты использования технологии развития критического мышления в процессе обучения географии ………………………………………………………….. 27 2.1Специфика развития критического мышления школьников на уроках по географии …………………………………………… 27 2.2. Требования к современному уроку и его организации в свете использования технологии развития критического мышления 32 Выводы по главе 2 …………………………………………………. 41 Заключение ………………………………………………………………. 43 Список литературы ……………………………………………………… 45 Приложение ……………………………………………………………… 50 Введение Актуальность исследования. В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся. Задача педагога заключается, поэтому, не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса Знания, умения и навыки перестали быть основным результатом образования, но стали средством решения человеком задач различного характера, прежде всего развитие умения видеть проблемы, критически их оценивать и принимать верные решения. Поэтому, на первый план выходит задача развития критического мышления. Сегодня необходимо не только владеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Критическое мышление, способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Поэтому, актуальность исследования определяется социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления школьников в процессе изучения географии. Таким образом, считаем тему исследования актуальной. Объект исследования: Современные образовательные технологии. Предмет исследования: Технология развитие критического мышления школьников, ее использование на уроках географии. Цель исследования: Обобщить особенности технологии развития критического мышления и использование ее элементов на уроке географии. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты технологии развитие критического мышления. 2. Рассмотреть методические аспекты технологии развития критического мышления школьников в процессе обучения географии. Методологической основой исследования являются труды Е.С. Полат, Дж. Стил, К. Мередита, Ч. Темпла, С. Уолтера, Л.Д. Столяренко, И. Т. Фролова и др. (принципы развития критического мышления); Э.Н. Гусинского, Е.В. Бондаревской и др. (принципы личностно-ориентированного образования); В.В. Серикова, А.В. Хуторского, М.В. Кларина, В.Ф. Паламарчука, С.И. Заир-Бека и др. (компетентностный подход). Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей географии. Структура исследования: работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 54 источников и 6 приложений. Глава 1. Теоретические аспекты технологии развития критического мышления 1.1. Содержание и структура критического мышления Технология критического мышления стала известна в России с 1997г. Она развивается при поддержке Консорциума Демократической и Международной Читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития Критического Мышления». Проект реализуется более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Новгороде, Новосибирске [48]. С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология развития критического мышления ТРКМ (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной [2, c. 53]. Технология ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Технология формирования критического мышления, как и любая другая, руководствуется принципами построения, которые основаны на специфических видах мыслительной деятельности. Выделим семь принципов обще дидактического характера: - информационной насыщенности учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных; - социальной обусловленности предмета осмысления. Ранее было отмечено, что критическое – это мышление социальное, поэтому подбор проблем, задач тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого особого свойства; - коммуникативности в процессе осмысления и ее обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в спорах, дискуссиях, при обсуждениях и публичных обсуждениях, поэтому коммуникативные навыки участников осмысления проблемы для формирования данного типа мышления играют решающую роль в успехе; - проблемности содержания материала - этот общедидактический принцип становится ведущим при построении технологии формирования критического мышления, с которым тесно связан общими свойствами, методами и приемами проблемного обучения; - мотивации и потребности в знании – основан на том, что отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума в особенности, является рефлексия, которая возможна при условии, если человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить положительный результат, в противном случае ни о какой критичности ума не может идти речи.. Именно поэтому результаты экспериментальных исследований критического мышления указывают на то, что развить этот тип мышления удается не у всех обучаемых, а лишь у 30-60%; в зависимости от типа группы и уровня; - научности, достоверности и доступности информации – способности и умения определить ценность информации, необходимой для формирования критического мышления [12, c. 48-49]. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл. Это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала [29, c. 106]. Рассмотрим три фазы развития критического мышления [6, c. 45] (Приложение 1). Первая стадия (фаза) – вызов. Задача этой фазы не только активизировать, заинтересованность учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Фаза вызова (evocation). Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися, как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В тоже время многие известные ученые-дидактики, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж.Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызов. Второй задачей, которая решается на стадии вызова, является задача активизации учеников. Нередко некоторые школьники на занятиях не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта [11, c. 69-70]. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собственную информацию в «укрупненном» категориальном виде, причем в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, структурирование высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, не проясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность [30, c. 82]. Итак, в процессе реализации фазы вызова: - учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. - высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы [33, c. 108]. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии реализации. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть режим лекции, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Еще одна задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время вызова. В этом смысле, важное значение имеет качество отобранного материала [7, c. 82-83]. Итак, на стадии осмысления содержания учащиеся: - осуществляют контакт с новой информацией; - пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; - акцентируют свое внимание на поиски ответов на возникшие ранее вопросы. - обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; - стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; - готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного [1, c. 219-220]. Мы можем сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому отдельный курс «Критическое мышление» в школе не был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности. Таким образом, технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности могут рассматриваться как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы. Технология формирует и развивает надпредметные (метапредметные) умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современных образовательных учреждений. Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 1.2. Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще, хотя ещё не стал привычным и ясным. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение [62]. Самым широким является понятие педагогическая технология. Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процессa. Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения. Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Образовательная технология – это комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения [35, c. 84]. Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка [10, c. 67-69]. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса [38, c. 101-102]. Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [13, с. 44-45]. Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности” [5, c. 119] . Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся. Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся. Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата [14, c. 14]. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Акценты целей технологии развития критического мышления: - Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. - Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. - Развитие аналитического, критического мышления. Данная технология позволяет решать задачи: - научить школьников выделять причинно-следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; - понимать, как различные части информации связаны между собой; - выделять ошибки в рассуждениях; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - избегать категоричности в утверждениях; - быть честным в своих рассуждениях; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом [40, c. 173]. Далее: - формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; - стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации [26, c. 6-7]. К особенностям концептуала относятся: - Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. - Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. - Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. - Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. - Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. - Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую» [26, c. 9-10]. Технология развития критического мышления через письмо – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий – вызов, осмысление, рефлексия). Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.). Тексту отводится приоритетная роль. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Стадия вызова. Первый этап работы в нашей технологии называется стадия вызова (evocation stage). Кому-то из читателей этот этап наверняка знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Все это так. Вместе с этим технология развития критического мышления через письмо предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя подкупает в этих приемах, прежде всего, их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели. Ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных вопросов. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно [16, c. 84-85]. Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по наитию, по интуиции, это значит является началом технологии” [3, с. 12-14]. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию: * диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они владеют; * наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату; * наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий; * возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога; * наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов [9, 34-35]. Наибольший интерес для данного исследования представляют дидактические условия, к которым отнесем: разработку специального курса и включение материалов других дисциплин, а также проблемных упражнений, направленных на отработку мыслительных умений и критичности ума; наличие диагностических методик определения уровня критического мышления с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта обучаемых; разработанность междисциплинарной технологии формирования критического мышления; преемственности технологий формирования критического мышления школьников от среднего звена к старшему [28, c. 119-120]. Существует четыре этапа формирования критического мышления в контексте психолого-педагогической интерпретации: актуализация знаний, пробуждение интереса, любознательного отношения к теме, определение целей изучения материала; осмысление новой информации, критическое чтение и письмо; размышление или рефлексия, формирование личного мнения и отношения к материалу; обобщение и оценка информации, проблемы, способов ее решения и проявление собственных возможностей. Степень развития критического мышления у учащихся старших классов имеет три уровня. Начальный - это слабое представление учащихся об этом стиле мышления, неумение оценивать, доказывать свою правоту. Средний уровень - это проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения, желание оценивать и самооценивать, осознавать критику в качестве мыслительного процесса. Высокий уровень - устойчивость умений и навыков основных мыслительных операций, способность видеть свои и чужие недостатки в поведении, речи, слове, деле и т. д., возросшая скорость определения ошибок, стремление логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы «за» и «против», терпимость к аргументированной критике в свой адрес и т.д. [24, c. 82-83]. Изменения, происходящие в науке географии, не могли не отразиться на географии как школьном предмете. Дело в том, что без знаний, которые учащиеся должны получить учащиеся на уроках географии, современный ученик вообще не может обойтись. Сейчас уже мало познакомиться с основами законов природы. Находясь с науками общественными, а порой и с техническими (в вопросах о формах производства, особенностях воздействия на природу, добычу и использование ее благ), именно география изучает законы взаимодействия между обществом и природой в самых разных аспектах: учитывая глобальные и региональные проблемы, местные особенности, исторические изменения хозяйства и населения, разделение труда и национальные отношения. Сегодня разбираться в этих вопросах должны не только экономисты, инженеры, аграрии, политики, а буквально все культурные люди. Вышесказанное показывает, что именно, технология развития критического мышления способна решить многие актуальные вопросы, стоящие перед современной географией. Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить. Таким образом, технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет решать задачи: образовательной мотивации; культуры письма; информационной грамотности; социальной компетентности. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости. Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. 1.3. Приемы развития критического мышления школьников Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий. Мы представляем описание основных наиболее часто применяемых приемов данной технологии. Прием «Представление информации в кластерах». Кластеры (блоки идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала. Делая какие – то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. расположены в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: Это наша тема. Вокруг нее – планеты, т. е крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков [29, c. 11-12] (Приложение 2). Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «гроздьях». Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии. Это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями». Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: