VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие пространственного мышления у учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001367
Тема: Развитие пространственного мышления у учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства
Содержание
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»


ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

КАФЕДРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА


Захарова Виктория Николаевна


Курсовая работа
По теме: Развитие пространственного мышления у учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства по теме «Перспектива».






Руководитель:
Фомина Светлана Игоревна



Санкт-Петербург
2016г

Содержание:
Введение
§1. Пространственное мышление учащихся пятых классов общеобразовательной школы.

§2. Методическая разработка  упражнений для учащихся пятых классов по теме «Перспектива».

§3. Анализ результатов внедрения.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Введение.
	Развитие пространственного мышления, происходит в результате понимания окружающего мира ребенком и овладения им новыми знаниями. Это является одной из важных характеристик психики школьника. Всесторонняя работа по развитию пространственного мышления не просто улучшает общее умственное развитие ребенка, но еще и развивает его логику. Из этого следует: чем выше уровень пространственного мышления школьников, тем более интересные и сложные задачи можно перед ними поставить. 
     Пространственное мышление является основой для решения различных задач, направленных на умение вообразить структуру объекта и мысленно изменить ее. Умение управлять структурой объекта в уме будет полезно учащемуся при построении перспективы, разрезов и сечений, и других преобразований в области геометрии. Такие умения играют важную роль в  овладении многими профессиями, кроме этого, они потребуются и в связанной с ориентацией в пространстве повседневной жизни. 
«Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования.
Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям». [6]
     Каждый ребенок по-своему уникален, талантлив – в нем целый мир нереализованных, но рвущихся наружу возможностей. Учителю же необходимо раскрыть эти таланты, создать такие условия, чтобы каждый ребенок творчески реализовался. В детстве рисуют все. Потому что ребенок пытается осознать, воспринять видимое им и отобразить это. Да, получается не у всех, нужно ведь знать, как рисовать, с чего начинать и какие материалы при этом использовать. Рисование развивает у детей не только пространственное мышление, но и эстетический вкус, воображение, воспитывает трудолюбие.
   

	Цель: Разработать упражнения по изобразительному искусству направленные на развитие пространственного воображения у учащихся пятых классов. 
	Задачи:
1. Дать общее понятие пространственному мышлению.
2. Изучить возрастные особенности пятиклассников.
3. Предложить методическую разработку с упражнениями для учащихся пятых классов по теме «Перспектива».

«Актуальность проблемы можно определить тем, что роль пространственного мышления, обеспечивающего ориентацию человека в реальном (физическом) и теоретическом (геометрическом) пространстве (видимом или воображаемом). Формирование пространственного мышления эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека, служит средством практического познания предметов и явлений действительности, обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями. Важную роль пространственное мышление играет в психологической подготовке школьников к трудовой деятельности, особенно в овладении ими производственно техническими профессиями.»[5] 
     Данная работа будет полезна для учителей обучающих пятиклассников и младших школьников, но в том числе для воспитателей детей дошкольного образования. Разработанные упражнения помогут учителям правильно построить урок, сделать его увлекательным и для себя, и для обучающихся.


 
§1. Пространственное мышление учащихся пятых классов общеобразовательной школы.
    «Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению» [10]. Пространственное мышление, разновидность образного, сохраняет основные его черты, и в этом отличие от форм словесного мышления. Мы видим это различие в том, что пространственное мышление, в первую очередь, управляет образами. Другими словами происходит их воссоздание, перестраивание образов, их видоизменение в нужном направлении. Образ - это исходный продукт и результат нашего воображения (мыслительный процесс). При этом, конечно, используются и словесные знания. «Но, в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средства интерпретации уже выполненных в образах преобразований» [16].
   «Пространственное мышление формируется на всех этапах онтогенеза под влиянием различных обучающих воздействий, имеет ярко выраженную индивидуальную специфику, особенности ее проявления в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной, творческой)» [8].
   В пространственное мышление входят образы, которые мозг человека создает, используя какую-либо наглядную опору. Она может быть графической или предметной, разной по величине, объему, форме, цвету и т.д.
   Создание пространственных образов получается исходя из содержания увиденного ранее и изменения его до какой-либо степени. Это воображаемое перемещение объектов в пространстве и изменение   величины, геометрической формы, изменение положения объекта, полноты, его структуры, динамичности образа (наличием в образе подвижности, статичности или системности и т.п.). 
   «Все эти особенности пространственного мышления отражают процесс работы с образом, позволяют выявлять его качественное своеобразие, фиксировать возрастные и индивидуальные особенности проявления этого процесса, что весьма существенно в диагностических целях» [16].
   Нужно подчеркнуть: все особенности пространственного мышления проявить в полной мере невозможно, используя для этих целей различные пространственные  игры, головоломки и т. п. 
   В реальной практике (учебной, профессиональной, творческой, игровой) пространственное мышление часто включается в различные задачи, где решение опирается на систему знаний, нивелироваться которые не могут. «Этой точки зрения придерживаются многие прогрессивные тестологи, которые разрабатывают новые конструкции тестовых методик. Как считают многие из них, современные диагностические методики должны фиксировать не только общую результативность (продуктивность) выполнения заданий, но и процессуальную сторону его выполнения, так как без этого трудно выявлять индивидуальные различия между людьми, оценивать их не только количественно, но и качественно, корригировать обучающие воздействия и т.п.» [4]. 
   Важно сделать так, чтобы методики, разрабатываемые в диагностических целях, были нацелены и способствовали успешному выявлению индивидуальности в решении тестовых задач. «Только на этой основе можно дифференцировать людей по уровню развития пространственного мышления, выявлять качественные его особенности, давать рекомендации к его развитию и использованию в различных видах деятельности с учетом целей и задач этой деятельности, требований к ее осуществлению» [1].
   Конечно, содержание, структуру, условия формирования и другие особенности пространственного мышления можно исследовать в индивидуальных экспериментах. Однако разнообразные практические задачи, которые приходится решать в современных условиях (профориентация, профотбор, выбор учеником предметов для углубленного изучения и т. п.), требуют проведения массовых исследований, получения оперативной информации об особенностях умственной деятельности учащихся, которая должна дополняться сведениями об их школьной успешности, клиническими наблюдениями за учебным поведением, педагогическими характеристиками.
     Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве (видимом или воображаемом) не играло существенной роли. 
     Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
     Свободное владение пространственным мышлением является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.  Во многих сферах жизни оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям (архитектора, инженера, чертежника, геодезиста, топографа, строителя и т.д.) [1].
     Значение пространственного мышления связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается теорией познания, определением роли содержательно (предметно) функционирующих форм мышления и роли предметной логики знания. Из этих общих определений следует, что пространственное мышление представляет собой единую систему форм отражения - наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, - с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению общей структуры отражаемого. В данном типе мышления используются средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы.
      Вплоть до XIX в. существовало представление о том, что в образной форме могут отражаться лишь единичные объекты, и не ставился вопрос о том, каким образом формируются понятия более высокого уровня отражения. Лишь иногда они сводились, например, по Локку, к сумме образов, соединенных со словом на конвенциональной основе. Но позднее внимание привлекли образы взаимосвязей объектов и устойчивых между ними отношений, образы движений и действий, а затем кроме чувственных образов стали выделяться мыслительные, понятийные, приобретающие форму динамической модели, гносеологические.[2] Теперь в свете системно-структурного подхода раскрываются состав и строение содержания образов и всего процесса пространственного мышления в категориях элементов, связей, структуры. Основная задача такого подхода состоит в определении соответствия сформированного образа и выполняемых на его основе действий отражаемому объекту. Самое же широкое использование системного подхода потребовалось для определения взаимодействия с современными сложными системами (техническими, организационными, технологическими, информационными, а также природными, физическими, экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты производства, организации и управления, научных исследований и проектных решений, сферы образования, различных областей искусства и культуры. Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки компонентов систем, здесь требуются более глубокие знания: определение состава, структуры и организации систем, внутренних интегральных свойств, генезиса системного строения, способов его развития.
     Особое значение имеет знание функциональных параметров системы и характеристик ее основных функций, которые должны проявляться при взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром в деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу пространственного мышления. Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях обобщения, которые осуществляются средствами 3 видов мышления. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей. «Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование отражения и на построение из них образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее абстрагирование из концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения»[7].
     Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
     Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к повзрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания,  стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость.[9]
 Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым (а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.
     Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.
     Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания),  забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий, ограничены представления об окружающем мире.
     Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое.  Все это связано с нервно-психическим состоянием детей этого возраста.
     Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.[4] Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность, как в зеркале, увидеть и понять свои собственные проблемы.
     Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности  возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
     Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в повседневной жизни. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь детей изображать свои впечатления на альбомном листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению.
     Пространственное мышление принято разделять на два вида:
* образная память,
* образное воображение.
     Образная память отражает предмет примерно в том виде, как он был воспринят (без мысленной переработки).
     Образное воображение является новыми формами и подразделяется по способу создания на две группы:
* первая группа – образы воссоздающего воображения,
* вторая – образы творческого воображения.
     Образы воссоздающего воображения – это новые образы, которые создаются на основе заданного материала (рисунка, репродукции, словесного описания) путем его мысленной переработки, например, представление и рисование всего изображения по точкам, изображение предмета по его словесному описанию. [3]
     Другое воображение – творческое, это когда создание новых образов не направляется, не диктуется заданным материалом (рисунком, репродукцией, схемой, описанием). В процессе творческого воображения формируются такие образы, реализация которых на практике приводит к созданию новых материальных ценностей. Творческое воображение характерно для конструкторов, изобретателей, архитекторов.
     Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология.
     Целью изобразительного искусства в пятых классах является формирование у учащихся пространственных представлений, видеть и учиться изображать перспективу.
     Развитие у пятиклассников пространственного воображения формирует у них умение анализировать исходные данные, повышает познавательную активность. 
     



	Основой построения и натюрморта, и пейзажа, и интерьера, и сюжетно-тематической картины является перспектива. Поэтому на уроках необходимо уделять большое внимание изучению законов перспективы и применению их в практической деятельности.
	Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, называется перспективой. Это точная наука. 
	Обучающиеся должны знать, что перспектива бывает: линейная - на плоскости; панорамная - на внутренней поверхности цилиндра; плафонная - на внутренней поверхности перекрытия над каким-либо помещением; театральная - на ряде отдельных поверхностей; рельефная - в которой изображение имеет пространственные формы (барельеф, горельеф); диорамная - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле, с объемными предметами; архитектурная - в которой изображаются здания, площади, парки; стереоскопическая, в которой на плоскости листа выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета: одно делается так, как его видит левый глаз, другое - как его видит правый. [13] Программа обучения изобразительному искусству (автор Неменский Б.М.) требует овладения обучающихся двумя видами перспективы: линейной и воздушной.  Линейная перспектива дает нам контуры предмета. А воздушная перспектива дает нам иллюзию реальности. Ее законы в той или иной мере применяются в вышеуказанных перспективах. В своей работе обучающиеся при изображении интерьера, пейзажа, сюжетно-тематической картины применяют законы и правила этих двух перспектив. [11]
	Прежде чем рассмотреть правила линейной перспективы, я предлагаю детям ознакомиться с ее терминологией. С понятиями, которые я включаю в глоссарий, можно ознакомится в приложении.
   Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в повседневной жизни. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь детей изображать свои впечатления на альбомном листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению.
   Пространственное мышление в психологии принято разделять на два вида: 
* образная память,
* образное воображение.
   Образная память отражает предмет примерно в том виде, как он был воспринят (без мысленной переработки).
   Образное воображение является новыми формами и подразделяется по способу создания на две группы: 
* первая группа – образы воссоздающего воображения, 
* вторая – образы творческого воображения.
  Образы воссоздающего воображения – это новые образы, которые создаются на основе заданного материала (рисунка, репродукции, словесного описания) путем его мысленной переработки, например, представление и рисование всего изображения по точкам, изображение предмета по его словесному описанию.
  Другое воображение – творческое, это когда создание новых образов не направляется, не диктуется заданным материалом (рисунком, репродукцией, схемой, описанием). В процессе творческого воображения формируются такие образы, реализация которых на практике приводит к созданию новых материальных ценностей. Творческое воображение характерно для  конструкторов, изобретателей, архитекторов.
  Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология.
     Развитию пространственного воображения способствует рисование геометрических тел. Здесь предъявляются требования к приемам абстракции: обучающиеся мысленно выделяют в каждом геометрическом теле его существенные признаки. Так, например, под руководством учителя они рассматривают предметы и находят в них простые геометрические тела. Примерами могут быть ваза, корзина, кувшин при постановке для натюрморта. Дети констатируют, что эти предметы представляет собой сочетание нескольких простых геометрических тел: усеченный конус, цилиндр, четырехугольная призма и др. 
  Целью изобразительного искусства в школе является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. 

Глава 2. Методическая разработка  упражнений для учащихся пятых классов по теме «Перспектива».
    Проблемой формирования пространственного мышления, пространственного воображения у учащихся, результатом вышеуказанных процессов являются пространственные представления, без которых освоить данный предмет просто невозможно. Развитие воображения - важнейшее условие овладения умением выполнять построения в целом. Вместе с тем процесс обучения изобразительному искусству служит одним из наиболее важных средств развития воображения [17]. 
      Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология, изобразительное искусство. Целью изобразительного искусства в школе является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. Рисование способствует активному развитию у школьников динамического пространственного воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение. Этому способствует изучение в школьном курсе изобразительного искусства целого ряда тем. Среди них наиболее важными я считаю: натюрморт, пейзаж, интерьер, сюжетно-тематические картины. Для их выполнения необходимы специальные знания, которые обучающиеся получает во время уроков изобразительного искусства.
     Для развития пространственного мышления у учащихся пятых классов, а также представления о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении предметов, положении каждого предмета в пространстве; интерьера комнаты, и др. в том числе соблюдение последовательности графического изображения разработала цикл занятий.
     
Тема
Цель
Задачи
Материалы
Оборудование
Наброски птиц "Хозяева неба - птицы"  
Совершенствовать и закреплять навыки грамотного изображения пропорций птиц, их пространственного положения;
Развивать у учащихся творческое воображение.
Бумага, карандаш, резинка, кисти, акварель.
Таблицы с приёмами выполнения и наброски птиц, рисунки птиц.
Выполнение набросков по шаблонам или точкам. “Рисунок”
Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Способствовать развитию графических навыков.; знакомство с симметрией.
Бумага, карандаш, резинка.
Детские книжки с иллюстрациями, рисунки по точкам
Рисование с натуры игрушечных строений. "Живопись"
Развитие композиционного мышления.
Развивать умение наблюдать и создавать образ увиденного.
Бумага, карандаш, резинка, кисти, акварель.
Игрушки домиков и др.
Рисование проекции плана в перспективе.
развивать пространственное и образное мышление
Понимать особенности конструктивного строения формы.
Бумага, карандаш, резинка.
Карточки с планами селений.
Рисование по памяти. 
Развитие образной памяти.
Научиться рисовать используя законы перспективы.
Бумага, карандаш, резинка.
Рисунки с характерными предметами.
Рисунок по представлению из геометрических форм
Развитие аналитических способностей, воображения.
Научится сквозному рисунку, штриховке по форме.
Бумага, карандаш, резинка.
Постановка - кувшин, кружка, яблоко
Разработка упражнений на тему «перспективная сетка»
Рисуем объект в перспективе.





Развивать пространственное и образное мышление




Учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строение формы; учить пользоваться изобразительными средствами рисунка; учить реалистично изображать натуру, правильно передавать в рисунке объём; развивать наблюдательность, зрительную память, внимание.










Бумага, карандаш, резинка, линейка






Таблица геометрических тел, наглядные пособия по теме «перспектива», композиция из гипсовых фигур (куба, пирамиды, цилиндра).
Рисуем перспективную сетку.




Построение перспективной призмы.




Построение трех призм.




Построение пирамид




Рисование гор в перспективе на основе удаляющихся призм.




Рисование геометрически правильного удаляющегося рва.




Ров удаляется по диагонали.




Рисуем схему двух пересекающихся рвов.




Схема удаляющихся рядов деревьев.







Анализ результатов внедрения.
     Было введено контрольное задание, чтобы проверить степень усвоения учащимися материала и уровень их практической подготовки.
     Контрольные  задания: во-первых, они позволяют убедиться педагогу в том, что учащиеся достаточно хорошо усвоили пройденный материал, приобрели необходимые практические навыки и умения и можно двигаться дальше; во-вторых, педагог способен при анализе контрольных заданий определить, какие разделы изученного материала недостаточно хорошо усвоили учащиеся, что необходимо повторить или закрепить. Ведь если в знаниях, навыках и умениях детей имеется пробел, то он обязательно даст о себе знать новыми ошибками в последующих заданиях.
     Контрольное задание (независимо от его сложности) мы проводили для проведения контрольных мероприятий пользовались такой методикой:  сначала, педагог очень подробно ставил перед учащимися цели и задачи самого задания, при этом путем проведения беседы старались убедиться в том, что дети все хорошо поняли. На следующем этапе очень быстро напоминали наиболее существенные аспекты пройденного материала. 
     Делалось это в форме проблемной беседы. После этого, еще раз, теперь уже очень кратко напоминали учащимся цели и задачи задания и вместе с ними составляли устный план работы. Только после этого ребята начинали абсолютно самостоятельную практическую контрольную работу, в ход которой педагог уже не вмешивался.
     Сразу  предупреждали учащихся, для чего проводится это задание, сообщали им о том, что оценки выставляться не будут - это снимало напряжение, ребята работали более спокойно и уверенно.
     Постановка для этого задания состояла из двух гипсовых геометрических тел (призма и конус или куб и цилиндр и т.п.) и ставилась на подиум в центре класса. Учащиеся рассаживались вокруг нее, кто как хотел, потому что предметы стояли на подиуме в произвольном положении, т.е. педагог добивался того, чтобы грани призмы (или куба) не были бы параллельны сторонам горизонтальной плоскости подиума. Это необходимо было для того, чтобы для всех учеников хотя бы одна горизонтально расположенная плоскость (или основание геометрического тела или плоскость подиума) была бы в произвольном положении. Подиум имел, разумеется, горизонтальную плоскость прямоугольной формы, но мы стремились подбирать для этих постановок такие подиумы, которые были бы по форме ближе к кубу.
     Задача этого контрольного задания сводилась к следующему: нужно было выполнить линейный, конструктивный рисунок постановки, причем обязательно изобразить всю горизонтальную плоскость подиума (он был небольшим по размеру). Сложность состояла в том, чтобы предметы были бы не только правильно построены, но были бы сохранены правильные пропорциональные отношения между ними.
Учащиеся уже решали эту проблему без особых затруднений, хотя и в их работах были ошибки, но они, как правило, не были связаны с ключевыми проблемами перспективного рисования. Ошибки эти были связаны, как правило, с неправильной передачей пропорций.
Целью следующего  контрольного задания для анализа   стало:
- Дать представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;
- Развитие пространственного мышления у учащихся, соблюдение последовательности графического изображения;
- Закрепить полученный от знания опыт.
Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе. (Или – Сочинить интерьер комнаты во фронтальной перспективе)
Решаемая проблема:
- Как выполнить рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе?
Требования к уровню подготовки учащихся (результат):
Знать понятия: линия горизонта, точка схода, законы перспективы, композиция, вид изобразительного искусства, интерьер.
В результате большинство учеников (75%)справились с поставленной задачей, 25%  имели некоторые затруднения, и лишь 5%  понадобилась помощь учителя.
Пятиклассники смогли:
- объяснить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера на картине художника;
- выполнять изображение интерьера комнаты по представлению с использованием законов линейной перспективы;
- анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;
- создавать графическими средствами изображение интерьера комнаты;






Заключение.
   В результате работы, направленной на развитие пространственного воображения у учащихся пятых классов у детей повысилось общее интеллектуальное развитие, через средства практического познания предметов и явлений действительности, учащиеся успешнее овладевают знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями. Пространственное  мышление помогает в  психологической подготовке школьников к трудовой деятельности, особенно в овладении ими производственно техническими профессиями.
   Ученики показывают более успешное  обучение таким общеобразовательным предметам как геометрия, география, черчение, рисование, труд, а также, начертательная геометрия и специальные курсы черчения, изучаемые в техникумах, ВУЗах. 
   «Изобразительное искусство» понимается как учебная дисциплина, изучающая символический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения информации об объектах и правилах выполнения некоторых видов графических изображений. Должное внимание уделяется освещению исторических аспектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его.
     Таким образом, приобщение к изобразительной культуре становится целью обучения ИЗО, которая конкретизируется.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44