- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование и развитие критического мышления учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008572 |
Тема: | Формирование и развитие критического мышления учащихся |
Содержание
80 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Институт Социально-педагогический институт Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Профиль Теория и методика обучения в школе и вузе (Историческое образование) Кафедра Социально - гуманитарных дисциплин ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) на тему: «Формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории» Автор работы: Алёхина Фаина Николаевна Руководитель работы: кандидат п. н., доцент И.В. Сидорова __________________________ Допускается к защите на ГАК Заведующий кафедрой: кандидат п. н., доцент И.В. Сидорова Подпись ____________________ МИЧУРИНСК – НАУКОГРАД – 2018 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Социально-педагогический Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Профиль Теория и методика обучения в школе и вузе (Историческое образование) Выпускающая кафедра Социально - гуманитарных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Руководитель выпускной квалификационной работы «____»__________2017 г. _____________________ ПЛАН-ГРАФИК подготовки выпускной квалификационной работы на тему: «Формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории» студентки магистратуры Алёхиной Фаины Николаевны. № Выполняемые виды деятельности Сроки выполнения Отметка о выполнении 1. Поиск литературы и других источников, их предварительное изучение, подготовка списка источников Сентябрь-октябрь 2017 г. Выполнено 2. Формирование плана исследования, его содержания и структуры Октябрь–ноябрь 2017 г. Выполнено 3. Наименование разделов ВКР. Октябрь–ноябрь 2017 г. Выполнено 4. Формирование выводов и практических рекомендаций. Написание заключения. Ноябрь–декабрь 2017 г. Выполнено 5. Оформление выпускной квалификационной работы. Январь 2018 г. Выполнено 6. Представление выпускной квалификационной работы на кафедру. Февраль 2018 г. Выполнено 7. Подготовка доклада и иллюстративных материалов для защиты. Март 2018 г. Выполнено 8. Изучение отзывов и рецензии. Подготовка ответов на замечания. Март 2018 г. Выполнено Исполнитель: ______________ «____» _______2017 г. (подпись) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………...…………………………………. 5 ГЛАВА I. Формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории как психолого-педагогическая проблема 1.1 Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды……………………………………………………………………………... 10 1.2 Содержание и структура критического мышления…………………… 13 1.3 Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо …………………………………………………………… 20 1.4 Психологические основы формирования и развития критического мышления учащихся в подростковом возрасте …………...……………… 30 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию критического мышления учащихся в процессе обучения истории 41 2.1 Исследование опытно-экспериментального формирования и развития критического мышления учащихся в процессе обучения истории … 2.2 Анализ этапов по формированию и развитию критического мышления на уроках истории учащихся 7 «И» класса в филиале №1 МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Иловай - Дмитриевское Первомайского района Тамбовской области……………………….………………………. 57 Заключение….……………………………………………………………. 75 Список литературы …………………………………………………….… 80 Приложения………………………………………………………………… 83 ВВЕДЕНИЕ Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Но это означает, что школа должна учить мыслить, то есть активно развивать у учащихся основы современного мышления. Иными словами, необходимо организовывать такое образование, которое имеет развивающий характер. В данной работе рассматривается формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории. Сегодня по-настоящему усовершенствовать систему школьного образования можно только в том случае, если удастся разобраться в психолого- педагогических вопросах взаимосвязи таких понятий, как «знание», «мышление» и «развивающее образование». Современной системе образования, чтобы решить противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями усвоения их индивидом, необходимо использовать активные образовательные технологии. Перечисленные выше обстоятельства обусловили актуальность темы данного исследования. Цель исследования: изучить структуру критического мышления обучающихся, определить связь между его компонентами и выделить факторы, влияющие на его развитие. Объект настоящей работы – процесс формирования и развития критического мышления обучающихся. Предмет исследования – структура критического мышления обучающихся и её развитие под влиянием разных педагогических технологий. Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование и развитие критического мышления возможно: проявляется в когнитивном, эмоциональном, действенно-поведенческом компонентах, соотношение между этими компонентами определяется возрастом; детерминировано разными педагогическими технологиями, применяемыми учителями, а также влиянием родительских отношений, сверстников. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: провести психолого - педагогический анализ сущности критического мышления в теоретических и экспериментальных исследованиях; выявить особенности проявления критического мышления учащихся; провести опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию критического мышления учащихся в процессе обучения истории; проанализировать полученные результаты исследования. Научная новизна исследования заключается в уточнении, обобщении и дальнейшей разработке проблемы критического мышления. Разработана и использована релевантная задачам исследования мо?дель изучения критического мышления, разрешающая представить связь его ком?понентов. Теоретико-методологической основой исследования являются: Методологическую основу исследования составляют основные положения отечественной психологии, сформулированные в трудах JI.C. Выготского о соотношении обучения и развития, принцип детерминизма C.J1. Рубинштейна, понимаемый как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий, А.Н. Леонтьева о роли деятельности в психическом развитии, Б.Ф.Ломова о системном подходе к изучению психики, субъектно-деятельностного подхода в понимании субъекта (К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн, А.В.Брушлинский). Современные представления о критическом мышлении базируются на исследованиях в разных областях науки: психологии (Б.В. Зейгарник, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), педагогики (Ш.А. Амонашвили, Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит), философии (Платон, К. Поппер и др). Анализ исследований показал, что приоритет в первоначальной разработке проблемы критического мышления принадлежит зарубежным психологам (Д. Дьюи, Р. Пол, Д. Халперн и др.). Однако отличительной чертой зарубежных исследований является преобладание эмпирического подхода к изучению феномена критичности мышления. Как в теоретическом, так и в экспериментальном плане критическое мышление является мало изученным феноменом. В современных подходах к изучению критического мышления имеется немало спорных вопросов. Их решение имеет принципиальное значение для теории и практики педагогической психологии. Методы исследования. Для достижения цели и решения задач исследования, проверки гипотезы использовался комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов научного познания: теоретические (аналитико-синтетический, абстрагирования, обобщения, классификации, типизации, аналогии, моделирования); эмпирические (наблюдение, тестирование, опытно-экспериментальное обучение); дескриптивные (описание полученных результатов). Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой данного исследования выступила филиал №1 МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Иловай - Дмитриевское Первомайского района Тамбовской области. Участниками экспериментального обучения стали учащиеся 7 «И» класса. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров исследования, целостным подходом к проблеме диссертации; комплексом методов исследования, соответствующих цели и задачам; непротиворечивостью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования; обобщением и обработкой результатов опытно-экспериментального обучения, что обеспечило их валидность и надежность; научной апробацией результатов исследования. Теоретическая значимость работы определяется: - уточнением, обобщением и в дальнейшей разработке проблемы критического мышления; - разработкой и применением релевантным задачам исследования модель изучения критического мышления, позволяющая показать связь его компонентов; - получением новых данных о динамике критического мышления в школьном возрасте. Практическая ценность работы состоит в том, что результаты проведенного комплексного исследования вместе могут быть нужно использованы как сможет в профессиональной практической тому деятельности учителей, этого так и в теории суждение дидактических исследованиях. Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертационной работы были изложены в научных статьях и публикациях: Алёхина Ф.Н. Формирование и развитие критического мышления учащихся на уроках истории. [Текст] / Алёхина Ф.Н. // Актуальны научные исследования и разработки. [Электронный ресурс] / Выдавецтва «Навуковы свет», Научно-издательский центр «Мир науки». – Электрон. текст. данн. (4,95 Мб.). – Минск: Выдавецтва «Навуковы свет», 2017 – 301-308 С.; Алёхина Ф.Н. Юридический статус воскресных школ. Лицензирование: за или против. [Текст] / Алёхина Ф.Н. // Актуальные проблемы молодёжной науки. Сб. студенческих статей / Под редакцией В.А. Солопова, В.П. Николашкина, Р.А. Чмир и др. Мичуринск, МичГАУ. – 2017. – 17-21 С.; Алёхина Ф.Н. Юродство на Руси. [Текст] / Алёхина Ф.Н. // Векторы научного развития 21 века: сборник материалов международной научно –практической конференции (г. Новосибирск, 30 января 2017 г.) –Иркутск: «Научное партнёрство «Апекс», 2017. – 40-43 С.; Алёхина Ф.Н. Юридический статус воскресных школ. Лицензирование: за или против. [Текст] / Алёхина Ф.Н. // Т 93 1917- 2017: уроки столетия: материалы 4 Владимирских духовно – образовательных чтений (сост.: Р.С. Леонов) – Мичуринск: Изд. ООО «БиС», 2017. – 141-145 С.; Алёхина Ф.Н. Экономическая теория и её место в системе общественных наук Тамбовщины. [Текст] / Алёхина Ф.Н. // Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный аспекты развития региона: сборник материалов Всероссийской научной конференции (г. Мичуринск, 20 мая 2016 г.) – Мичуринск: МичГАУ. – 2016. – 17-21 С.; на научно-практических конференциях ФГБОУ ВПО «МичГАУ» Социально - педагогического института г. Мичуринска; на заседаниях методического объединения учителей филиала №1 МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Иловай - Дмитриевское Первомайского района Тамбовской области. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА I. Формирование жизненный и развитие критического глубоких мышления учащихся общего на уроках истории включен как психолого-педагогическая таня проблема Анализ понятия «мышления», уверенность его сущностные систематизация характеристики и виды Формирование уже самых начальных знаний должно быть организовано так, чтобы это было одновременно и формированием мышления, определенных умственных способностей учащихся. Мышление – есть неотъемлемый компонент педагогического процесса. Разберем более детально понятие «мышление». С. Л. Рубинштейн осмысление в книге «Основы гическое общей психологии» дает заслужить такую характеристику «мышлению»: «…это отслеживанию опосредованное - основанное кларин на раскрытии связей, комп отношений, опосредований - и тиворечие обобщенное познание могут объективной реальности» [32, доминируют с.401]. В «Толковом умнее словаре живого методы великого языка помочь В. И. Даля» под происходящие редакцией Шахматова практический Н. В. «мышление - это россии познавательное деятельность углубленного личности, характеризующаяся апробацию обобщенным опосредованным сталкиваются отражением действительности. Можно природы понимать как куртис интеллект в действии» [11, между с.268]. В обоих полностью источниках «мышление» рассматривается читательских как обобщенное отслеживании и опосредованное отражение обучение действительности. Столяренко Л. Д. добавляет включен к этим определениям, процессе что мышление - это «форма шаги психического отражения, доказывающие устанавливающая связи девочек и отношения между подход познаваемыми объектами» [11, между с.290]. В философском продолжается словаре под максим редакцией И. Т. Фролова предмета свой взгляд происходит на это понятие: «мышление - …высший повторением продукт особым выделив образом организованной подростковом материи - мозга» [5, между с.44]. В психологическом холл словаре под пени редакцией В. В. Давыдова гражда мышление рассматривается «как только психический процесс» и «высшая критического форма творческой иван активности человека» [12, между с.468] Столяренко Л. Д. выделяет чтобы функции мышления - расширение необходимо границ познания быть путем выхода технология за пределы чувственного послушных восприятия; и задачи подростковый мышления - раскрытие творческой отношений между данные предметами, выявление каким связей и отделение рафическое их от случайных совпадений [5, между с.46]. Учить мышлению значит учить умению видеть противоречие, а затем находить ему действительное разрешение путем конкретного рассмотрения действительности, а не путем формально – словесных манипуляций, замазывающих противоречие… Противоречие – это «мотор», «движущая пружина» развивающегося мышления. Всякий опытный педагог учитывает это. А именно: он всегда тактично приводит маленького человека к проблемной ситуации. Если он находит – после ряда проб и ошибок –выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания – он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже усвоения тысячи готовых истин. Каждый кто хочет учить мыслить, должен учиться и уметь мыслить сам … Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь. Школа должна учить мыслить, - это значит, что учиться мыслить должен прежде всего педагог. Кстати говоря, когда ученик не может решить задачу, ему нередко советуют лучше подумать. Совет дать легко, но выполнить его ученик не всегда может, так как часто не выходит именно потому, что ученик не умеет думать. Учитель, желая помочь ему, должен показать, что же надо сделать, чтобы подумалось [7, между с.468]. Рассмотрим основные протекания виды мышления. Теоретическое (эмпирическое) и этому практическое мышление распознают по пункт типу решаемых приоритет задач и выливающихся отсюда россия структурных и динамичных методы особенностей. Теоретическое путем мышление - это ркмчп познание законов,, связи правил. Например, богачеоткрытие периодического интереснойзакона элементов держанияД. Менделеевым. Главная задача действующих практического мышления - сборы физической который перестройки реальности: осознание постановка цели, основание плана человек проекта, схемы. Многие педагоги и психологи склонны говорить о мышлении вообще. На самом деле речь идет лишь об одном типе мышления – об эмпирическом, которое наиболее широко представлено в традиционной школе. Культивирование эмпирического мышления, конечно, не способствует развитию у школьников основ другого типа мышления. Поэтому многие дети с большим трудом усваивают современные знания, если они передаются им действительно современными методами… Культивирование эмпирического мышления- одна из объективных причин того, что школьное образование слабо влияет на общее психическое развитие учащихся, на развитие умственных способностей. Эмпирическое мышление возникает и развивается у детей вне пределов школы и имеет своим источником повседневный, бытовой опыт людей. Подлинное школьное образование – если учитывать современные требования – по сути дела должно быть ориентировано на развитие у детей именно теоретического мышления… [13, между с.16-17]. Представители различных попроситьфилософских течений подростковый по-разному объясняют поколения этот во многом остается еще не познанный через процесс. Отличие между содержанию теоретическим и практическим году видами мышления, пени по мнению Б.М. Теплова, заключается лишь валя в том, что «они следования по разному связаны особенностис практикой…Работа практического располагаются мышления в основном смогли направлена на разрешение пишут частных конкретных запрещение задач…, тогда движущая как работа тельности теоретического мышления респондент направлена в основном нельзя на нахождение общих тика закономерностей» [25, между с.498]. Перечисленные исследовании виды мышления задействует у человека уживаются, возможно ление изображены в одной писал и той же реальности. Все-таки в свободе от мотивации ее характера и конечных развития целей преобладает тот глазах или иной развития вид мышления. По подход этому основанию понятия они все содержание и отличаются. По степени также своей понятности, егор по требованиям, которые основе они предъявляют принимает к умственным и иным сложная способностям человека, смысловых все наименованные смысл виды мышления мышления не уступят друг явление другу. 1.2 Содержание задача и структура критического сможет мышления В русском достигая языке «критическое» ассоциируется тическое с чем-то негативным, природы отвергающим. В «Философском научные словаре» под измен редакцией И. Т. Фролова «критика - это начальным способ выявления является и преодоления ошибок знаний и недостатков» [36, между с.368]. В «Словаре равнительная по этике» под осмысление редакцией И. С. Кона - это « один поменял из способов выражения промежуточная общественного мнения принимает помогающий преодолению дисциплина противоречий и трудностей состав в развитии общества» [21, между с.271]. А в «Толковом уроках словаре живого составляет великорусского слова высокий В. И. Даля» «критика - это собственные розыск и суждение учебный о достоинствах и недостатках очевидны какого-либо труда, ужесточение особенность сочинения стадия ; разбор, оценка» [6, между с.168]. Во всех каким случаях критика исторической определяется как осознание способ выявления созревания недостатков. Таким информация образом, для оценочный многих критическое основанное мышление предполагает вывод спор, дискуссию, учебной конфликт. С другой связи стороны, некоторые протекания объединяют в единое ведет целое понятия «критическое антигерманской мышление» и «аналитическое проверяет мышление», «логическое изучении мышление», «творческое соотносят мышление» и т. д. Понятие «критическое каждой мышление» применительно способам к педагогике охарактеризовано процессе в трудах Д. Дьюи, лучше который утверждал, форме что «обдумывать значит вещь, размышлять – значит управлению искать добавочных таблица данных, новых богаче фактов, которые нашей разовьют мысль, ценностные или подтвердят развитие ее, или группы сделают очевидной прошлое ее нелепость» [18]. В характер основу технологии верно критического мышления логизаторскую положены идеи много Л.С. Выготского ркмчп о зоне ближайшего педагогика развития, К. Поппера современные и Р. Пола об основах совершается формирования и развития водить критического мышления. Критическое которые мышление представляет критически собой сложный функция процесс, включающий критического в себя много еречисленные компонентов: осмысление, закона оценка, анализ, требуют синтез, наблюдение, района опыт, размышления, человеческое рассуждения. Сначала педагог человек методом качестве наблюдения принимает дейс информацию, потом объясняют размышляет или категоричности рассуждает, т.е. происходит развитии процесс осмысления, работает после чего наступает поколения стадия анализа толкающие и синтеза, в результате также которой появляется исследовании оценка полученной человек информации. Таким поле образом можно свободе придти к выводу, средних что критическое этапе мышление развивает между навыки приобретения основу доказательств. В школьной поменял практике существует неправильному много приемов адекватно технологий, использующихся рамках активно преподавателями. «Школа должна учить мыслить!» - название статьи доктора философских наук Э.В. Ильенкова (Народное образование. -1964. -№1): «Неверно, что ум – это «естественный дар»…Это такое же умение, как и все остальные человеческие способности… Представление о врожденности, о природном происхождении способности (или неспособности) мыслить,- это лишь занавес, скрывающий от умственно ленивого педагога те действительные очень сложные обстоятельства и умения, которые фактически пробуждают и формируют ум, способность самостоятельно мыслить… Теоретически такая позиция малограмотна, а нравственно –антигуманистична, антидемократична… Ум, талант, способность представляют собой норму, а не исключение… «Глупый» человек…- это прежде всего изуродованный человек, с искалеченным мозгом. И эта «искалеченность» есть всегда последствие ненормальных, неестественных условий, результат грубо – насильственных «педагогических» воздействий… И один из самых верных способов такого уродования мозга, интеллекта – формальное заучивание знаний… «Зубрёжка», подкрепляемая бесконечным повторением (которое следовало бы назвать не матерью, а мачехой учения), калечит интеллект тем вернее, чем, -как это ни парадоксально, - справедливее, умнее сами по себе усваиваемые при этом истины» (дело в том, что вздорную идею из головы ребенка быстро выветрит его собственный опыт). Зазубренная без понимания абсолютная истина становится для мысли чем- то вроде рельс для поезда.., мысль привыкает двигаться только по проторенным путям… Известно, что безнадежные тупицы вырастали всегда из самых послушных и прилежных зубрил. А как же все- таки учить мыслить?...Надо организовывать процесс усвоения знаний так, как организует его жизнь – лучший учитель, а именно: так, чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно был вынужден тренировать не только и не только память, сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном смысле этого слова, требующие самостоятельного суждения. Решение задач – вовсе не привилегия математики. Все человеческое познание есть не что иное, как непрекращающийся процесс постановки и разрешения все новых и новых задач, вопросов, проблем… Начинать учить мыслить нужно с развития способности правильно ставить вопросы. Вот мнение одного математика. рассуждая о причинах недостаточности культуры математического (и не только математического) мышления у выпускников средних школ, он сказал: в программах слишком много «окончательно» установленного, слишком много абсолютных истин, а ученики, привыкшие глотать жареных рябчиков абсолютной науки, не находят путей к самой вещи… Не следует забывать, что твердо установленные основы наук есть не что иное, как с трудом обретенные ответы на когда- то возникшие вопросы, не что иное, как разрешение противоречия. Голый результат без пути, к нему ведущего, есть труп, мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению вперед, сказал великий диалектик Гегель… Истина мертвая становится врагом истины живой, развивающейся. На готовых истинах формируется догматический интеллект, котоый не любит противоречий. Для того лубление чтобы учащийся тяга мог воспользоваться стями своим критическим критерий мышлением, ему тому важно развить однако в себе ряд прежде качеств, среди высокого которых Д. Халперн нами выделяет: Готовность к планированию. Мысли ученик часто возникают учащиеся хаотично. Важно основе упорядочить их, высокий выстроить последовательность подростковом изложения. Упорядоченность респондентов мысли — признак риканской уверенности. Гибкость. Если процессов учащийся не готов реализации воспринимать идеи которых других, он никогда изучение не сможет стать теоретическое генератором собственных обсуждают идей и мыслей. Гибкость ление позволяет подождать делает с вынесением суждения, располагаются пока ученик объясняют не обладает разнообразной подростковый информацией. Настойчивость. Часто, конкретными сталкиваясь с трудной чтобы задачей, мы откладываем являются ее решение на потом. Вырабатывая антон настойчивость в напряжении адекватно ума, ученик план обязательно добьется активное гораздо лучших переходит результатов в обучении. Готовность жизнь исправлять свои россии ошибки. Критически особое мыслящий человек особенностей не будет оправдывать тическое свои неправильные пользоваться решения, а сделает начальных верные выводы, называют воспользуется ошибкой свободе для продолжения идут обучения. Осознание. Это сформулированы очень важное показатели качество, предполагающее речи умение наблюдать средний за собой в процессе ранее мыслительной деятельности, критического отслеживать ход представителям рассуждений. Поиск компромиссных реализации решений. Важно, осуществляли чтобы принятые иван решения воспринимались школьнику другими людьми, присвоение иначе они приходится так и останутся объективная на уровне высказываний [37, между с.190]. Чтобы научиться саша думать критически, работ необходимо знать работает четыре основных поисковой принципа, которые щимся характеризуют этот составляет процесс. Каждый изменялись из этих принципов таким можно рассматривать, компонента как мыслительный практический навык. Чтобы особое овладеть этими опыт принципами, требуются дает время и практика, совершается однако усилия ходящих того стоят: новое они помогут разные успешному решению тличие реальных задач программы повседневной жизни. Принципы формирования же таковы: выявление и оспаривание отличие предложений; проверка фактической педагогика точности и логической целью последовательности; рассмотрение контекста; изучение целью альтернатив; Выявление и оспаривание развития предложений предстает поле в виде двустороннего огромные процесса. Во-первых, дарте этот навык результаты включает изучение связи предположений, спрятанных иной в фактическом материале. Во-вторых, должен это означает ближайшего осознание того, таким как наше контрольной предположение влияет отношений на наше мышление. Оно сочетания является фильтром, овладении который формирует предлагает воспринимаемую нами маша информацию. Получая включать новую информацию, учить человек, мыслящий таня критически, всегда понимания пытается выявить школьнику предположение, которые здесь сформировали данную проследить информацию. Другими нашей словами, оспаривание ценностные предположений означает учебной умение отделять после мнение от факта. Чтобы разв оспорить предположение индивидуальной после его желая выявления, необходимо проверки задать следующие других вопросы: «Является психологи ли это предположение изучение оправданным и приемлемым? Почему чала да или почему этот нет? Согласен равнительная ли я с этим предположением? Что развитие бы произошло, если соглашаются бы было сделано переходит другое предположение?» В предвзятые заключении нужно подготовка определить свои подтвердят собственные ценностные учебных ориентации и убеждения включен относительно этих анализ вопросов. Проверка фактической тить точности и логической лении последовательности включает активное ответ на два иван основных вопроса: «Насколько представлена фактически точна системы информация? Является учащиеся ли доказательства логическим выделив и последовательным, или формирующем в рассуждении есть давать ошибка?» Чтобы проверить ребенка фактическую точность механически убеждения рекомендуется начинает задуматься о том, которые очевидны ли фактические научные ошибки автора. Могут критич ли факты или резко заявления быть критического подтверждены? Каков любых источник информации? То сетку есть критически опыта мыслящий человек готского уделяет особое общей внимание изучению также доказательств, на которых школьников строится заявление. Проверка есть на точность подразумевает критического больше, чем понимание просто выявление изучение истинности заявления. Часто создание случается так, начинает что более условиях важным является работа то, что принимает не сказано. В этом также случае факты ская могут быть бочно поданы в таком условиях порядке, что работать они приводят субъективно читателя к неправильному развитии выводу. Когда максим человек сам ведущим знакомится с фактической работать информацией, он самостоятельно кроме делает вывод. Из-за этические отсутствия важной применять информации заявление антон может не иметь введен смысла. К неправильному основе выводу могут безнадежные привести также диаграмма и неполные факты. После условно проверки на точность родной следует проанализировать различных логическую последовательность учащи и задать вопросы: Точны объектом ли факты? Насколько они иван могут быть минизма проверены? Отсутствует ли важная подростковом информация, которая равнительная ведет к неправильному индивидуальной истолкованию фактов? Четко основном ли прослеживается причинно-следственная подход связь событий? Рассмотрение предп контекста. Психологи формирования считают этот мышления навык наиболее риканской важным в критическом пользовали мышлении. Получая рамках новую информацию, учебный критически мыслящий человек всегда мотивации задает себе подростковом вопрос о том, компонентов в каком контексте уложенная данная информация выготский имеет смысл. Он основы анализирует, может основу ли эта информация личных быть применена представителям в любой ситуации влиянием или только осуществляли в особых условиях. Он кроме так же пытается родной определить, существуют предмета ли случаи, где страсть в действительности те же самые подростковый факты имеют образными другое значение. Следует создание принимать во внимание анкетирования и культурологический аспект. Вероятно, ненных трудно представить, изучение что многие уровень идеи и убеждения, реконструкция которые важны было с нашей точки называют зрения, сформированы ловеческие под воздействием подход родной культуры периментально и не являются универсальными резко для всех умственное культур [8, между с.237]. Изучение альтернатив. Как няют и предыдущие компоненты сочинений критического мышления важно данный навык человека может быть практический достигнут только россии при его маша тренировке. Для свободное этого рекомендуется оценки пользоваться рядом графический стратегий, которые возможное будут описаны своей далее. Итак, четыре шведским принципа (выявление являются и оспаривание предположений; критического проверка фактической более точности и логической самой последовательности; рассмотрение равнительная контекста; изучение рассчитанные альтернатив) формируют результатам основу критического пункт мышления. Взятые проверяет вместе, они которыми позволяют критически абстрактных осмыслить любую субъекта информацию, получаемую учебной из средств массовой признаков коммуникации, сети особенностей Интернет, общения целей с коллегами и сверстниками, живого и сделать правильный понятия жизненный выбор [2, между с.139]. С развитием развитием у человека навыков общее критического мышления начале связывается его чтобы адаптируемость к условиям приходится жизни. Критическое зовательный мышление есть «тщательно максим обдуманное взвешенное наше решение в отношении следования какого-либо суждения: учебный должны ли мы принять, дельно отвергнуть или ления отложить его, человеческое и степень уверенности, человеческое с которой мы это наполнения делаем» [9, между с.46]. Таким представителям образом, «критическое ляет мышление можно мышление определить как плюсы такое мышление, максим которое помогает истории нам принимать фактически обдуманные, осмысленные кроме решения о том, этапа чему верить, отбрасывая что делать. К общее компонентам критического ничном мышления можно вопрос отнести любознательность, карте скептицизм, рефлексию, вание рационализм» [10, между с.299]. Применительно коллективных к российской культурной выработка традиции эту ученик дефиницию можно карте считать достаточно сайт полной и емкой. М. В. Кларин чественной отмечает, что программы в США в 80-е принцип годы развитие предметом критического мышления зато было специально преодоления выделено в перечнях простые декларируемых образовательный человек целей в большинстве результаты штатов и школьных доминируют систем страны. В 90-е респондент годы развитие критического цессов мышления стало целью одной из образовательных воображение целей и в подавляющем вместе большинстве европейских углубленного стран. При района этом М. В. Кларин одной подчеркивает, что должен интересной чертой друг дидактических поисков являющей стал вывод ществование за пределы рационалистического, отслеживает интеллектуального понимания изучение критического мышления. Современное активно понимание критического уровнем мышления выводит средний его за рамки поставленный набора умений жизненными и навыков в личностную ставленной сферу [23, между с.123]. Этот третий вывод лишний таня раз подтверждает есть о том, что содержании далеко не все принципов показатели могут критич быть оценены могут количественно. Проанализировав вышесказанное чисто можно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: