- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроке английского языка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011338 |
Тема: | Развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроке английского языка |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») ФАКУЛЬТЕТ ИННОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И МОАЯ Развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроке английского языка Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность программы бакалавриата «Иностранный (английский) язык. Иностранный (немецкий) язык» Проверка на объем заимствований _________% авторского текста Работа ____________ к защите рекомендована/не рекомендована Работа допущена к защите « ___ » ___________ 20__ г. зав. кафедрой английского языка и МОАЯ Кунина Наталья Ефимовна Выполнила: Студентка группы 52 а/н Кобзева Полина Игоревна Научный руководитель: доцент каф. англ. языка и МОАЯ Челпанова Елена Владимировна Челябинск 2018 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка 11 § 1.1. Понятие коммуникативных универсальных учебных действий 11 § 1.2. Обучение диалогической речи на уроках английского языка. 21 § 1.3. Модель развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка 40 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка 55 §2.1. Ход, план опытно-экспериментальной работы, методы, план наблюдения. 55 § 2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по реализации модели развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка 69 §2.3. Анализ результатов 81 Заключение 90 Библиография 91 Приложения 93 Введение Актуальность исследования обоснована рядом факторов. На законодательном уровне актуальность обусловлена Федеральным государственным образовательным стандартом, нацеливающим на развитие универсальных учебных действий. На современном этапе обучение иностранному языку в школе определяется ФГОС, который ставит следующие цели: 1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций; 2. развитие личности учащихся; 3. формирование и развитие универсальных учебных действий [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012]. При изучении иностранного языка развитие личности учащегося в целом и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в частности является возможным, если ученик ориентирован на непрерывность образования и самообразования в течение всей жизни. [11, Е.В. Челпанова]. Самостоятельная работа и самообразование помогут молодым людям научиться ориентироваться в потоках информации, освоить роль «критического зрителя» и «критического читателя». УУД закладывают основу дальнейшего саморазвития и самообразования. Универсальные учебные действия представляют совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Это определяет актуальность исследования на социально-практическом уровне. Однако, многочисленные работы, посвященные УУД, имеют, в целом, хаотичный характер, и в частности, отсутствуют конкретные методики развития УУД в процессе изучения иностранного языка. Отсюда вытекает актуальность исследования на теоретико-методологическом уровне. Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью развития УУД, продиктованной современной жизнью и законом, и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка. Вышеизложенное противоречие привело к формулировке проблемы, суть которой заключается в том, как и каким образом должно быть организовано развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка. Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной выше проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроке английского языка». Объектом исследования является процесс обучения английскому языку. Предметом исследования выступает развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи на уроках английского языка. В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что коммуникативные универсальные учебные действия учащихся можно развить, если реализовать разработанную нами модель при обучении диалогической речи на уроках английского языка. Цель исследования состоит в разработке модели развития по развитию коммуникативных УУД при обучении иноязычной диалогической речи. Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи: * проанализировать имеющуюся методическую и психолого-педагогическую литературу по проблемам развития коммуникативных универсальных учебных действий и по обучению диалогической речи в основном общем образовании; * изучить основные способы развития коммуникативных универсальных учебных действий в основном общем образовании; * рассмотреть особенности обучения диалогической речи; * на основе изученного теоретического материала разработать модель развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи; * провести опытно-экспериментальную работу по реализации модели развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи; * подвести итоги опытно-экспериментальной работы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: * анализ методической и психолого-педагогической литературы; * изучение и обобщение педагогического опыта; * анкетирование и тестирование учеников; * методы математической обработки данных. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы: * в области психологии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Л.В. Занков, А.С. Асмолов, А.А. Леонтьев и другие) * в области педагогики (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Л.С. Выготский и другие) * в области методики (Г.А. Цукерман, П.Я. Гальперин, Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова и другие) Теоретическая значимость данной работы состоит в уточнении теоретических основ развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи, а именно …... Практическая значимость работы заключается в разработке модели развития коммуникативных универсальных учебных действий. Эта модель может представлять ценность для всех учителей иностранных языков, т.к. ….. Опытно-экспериментальная работа проходила в МАОУ Гимназия №93 г. Челябинска им. А.Ф. Гелича в девятых классах. Структура ВКР. Настоящая работа включает введение, две главы по три параграфа каждая, заключение, список литературы и приложение. В первой главе раскрыты теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи. Вторая глава - это опытно - экспериментальная работа по реализации модели развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении диалогической речи. Библиография включает в себя __ наименования. Понятийный аппарат исследования Гибкость суждений - отсутствие жестокости и резкости в своих суждения, что противоположно ригидности (изменение программы действий в негативную сторону, согласно ситуации). Несмотря на это ригидная личность часто консервативна в своих привычках, взглядах и привязанностях, авторитетна, отличается жестоким ролевым поведением. [Литвинова Л.Д., 2000: 226]; Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. [Азимов, 2004: 49] Диалогическая речь - процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. [Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2011] Диалогическое единство - объединение соседних реплик диалога на коммуникативно-психологической основе, объём такого объединения определяется информативной и психологической исчерпанностью данного этапа общения с позиций речевых партнёров. [Иванова Н.М., 2013]. Задание - письменная или устная инструкция по работе с учебными материалами. Является одним из средств обучения. [Полонский В.М., 2004: 567]. Иноязычная коммуникативная компетенция – определённый уровень владения языковыми, речевыми, социокультурными значениями, умениями и навыками, позволяющей коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать своё речевое поведение в зависимости от психологических факторов одноязычного или двуязычного общения[Шведова Н.Ю., 2005]. Когнитивный компонент - знания не только культурных особенностей, но и их отличий, ценности и идеалы народа изучаемого языка. [Шведова Н.Ю., 2005]. Коммуникативная компетенция - способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производительной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения. [Сафонова В.В., 2012]. Коммуникативный подход – это подход, возникший в 70-е гг. ХХ в. в связи с выдвижением в качестве главной цели обучения –овладение языком как средством общения, или коммуникацией. [Азимов, 2009] Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому круг предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [Сафонова В.В., 2012]. Микродиалог – наименьшая единица диалогический речи, состоящая из реплики – стимула и реплики – реакции. [Азимов Э.Г., 2009]. Некатегоричность суждений - способность сдерживать резкие суждений относительно к другим, умение использовать косвенные способы выражения мысли при оценке людей и их действий [Мильруд Р.П., 2013: 140]. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. [Мильруд Р.П., 2013: 140]: Опытная работа - это эмпирический метод исследования, в процессе которого вносятся преднамеренные изменения в изучаемый объект (в данном случае в образовательный процесс) для получения более высоких результатов. [Беленкова Н.М., 2009: 66] Опытно-экспериментальная работа - это метод исследования управляемого процесса обучения с преднамеренными изменениями для достижения поставленных целей. [Шишканова В.В., 2012] Речевая ситуация - актуализируемая в речевой деятельности форма функционирования процесса общения, в основе которой лежит микросистема взаимоотношений двух (или нескольких) коммуникантов в её связях с макросистемой общего контекста их деятельности, стимулирующая речевые действия (высказывания) и определяющая их смысловую наполненность, содержание. [Шишканова В.В., 2012] Речь - это результат использования языка, результат отдельного акта говорения. [Беленкова Н.М., 2009: 66] Система заданий — совокупность заданий, направленная на усвоение общения во всех его видах, т. е. говорения, аудирования, чтения и письма во взаимосвязи. Общая система заданий состоит из подсистем заданий. Состав системы заданий зависит от цели учения. [Шишканова В.В., 2012] Умение - сознательная деятельность, основанная на системе подсознательно функционирующих действий и направленная на решение коммуникативных задач. [Сысоев П.В., 2014: 22] Универсальные учебные действия - в широком значении: умение учиться; в более узком смысле: совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [Асмолов А.Г., 2011] Упражнение - структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. [Сысоев П.В., 2014: 22] Эксперимент - это метод исследования явления действительности в контролируемых и изменяющихся условиях, целью которого является опровержение или доказательство выдвинутой гипотезы. [Сысоев П.В., 2014: 22] Эмпатия - способность сопереживать людям, понимать их состояние и учитывать его, т.е. предполагается применение ободряющих выражений, лексики с позитивной семантикой, обращение к чувствам коммуниканта. [Иванова Н.М., 2013: 66] Язык - это система взаимосвязанных знаков, обязательная для всех членов данного языкового коллектива. Он социален, имеет психических характер. Язык как система не определяется речью, т.е. индивидуальным использованием этой системой. [Сысоев П.В., 2014: 22] Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка 1.1 Понятие коммуникативных универсальных учебных действий Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и группой других психологов. Они дают два определения: в узком и широком смысле. В широком значении УУД обозначают умение учиться; в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [Асмолов А.Г., 2011]. Собственную трактовку определения универсальных учебных действий дают и другие учёные. Например, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмова, В.Г. Тютерева определяют УУД как «обобщённые действия, позволяющие учащимся достаточно свободно ориентироваться, как в различных предметных областях, так и в смысле и структуре учебной деятельности, её целевой направленности». У.К. Шамсрахманова даёт следующее определение: «УУД – это обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования». Ещё одно определение даёт А.В. Федотова, обуславливая универсальные учебные действия как «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». Все перечисленные выше ученые подчёркивают главную характеристику УУД – самостоятельность и осознанность. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Универсальные учебные действия выполняют ряд функций: * обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; * создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. При обучении как иностранному языку, так и любому другому предмету, необходимо создать условия, которые обеспечивают развитие УУД. Существуют три взаимодополняющих положения: * формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; * формирование УУД происходит в контексте усвоения различных предметных дисциплин; * сами универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности обучающегося, в том числе социальной и личностной. Существует несколько видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, логические и знаково-символические действия. Описание данных видов представлено в таблице 1.1. Таблица 1.1 Виды и содержание универсальных учебных действий ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ Личностные УУД • самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; • смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, • нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД (в том числе логические УУД И знаково-символические действия) • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. • анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) • установление причинно – следственных связей • доказательство • выдвижение гипотез и их обоснование • моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Коммуникативные УУД • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [Асмолов А.Г., 2011]. По итогам таблицы можно сделать вывод, что существует большое количество разновидностей УУД, и каждая имеет свою характеристику и особенность. Цели нашего исследования обращают нас к коммуникативным УУД. Коммуникативные УУД отвечают за социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий в учебном процессе являются: Наряду с коммуникативными УУД, рассмотренными в таблице, к данному виду действий учёные также относят: 1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; 2. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; 3. формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); 4. формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); 5. формирование умения работать в парах и малых группах; 6. формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). Развитие вышеперечисленных УУД, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и свойства. При правильной организации учебного процесса на каждом этапе обучения формируются определённые УУД. На этапе целеполагания учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД. На этапе планирования формируются регулятивные УУД, т.к. планируются способы достижения поставленной цели занятия. Во время практической деятельности обучающиеся осуществляют различные учебные действия в то время, как учитель их консультирует. Таким образом, развиваются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. На этапе контроля формируются коммуникативные и регулятивные УУД, т.к. обучающиеся осуществляют контроль самостоятельно, а учитель вновь выступает в роли консультанта. Далее обучающиеся сами определяют затруднения и корректируют их при необходимой помощи учителя. На данном этапе, как и на предыдущем, формируются регулятивные и коммуникативные УУД. При оценивании обучающиеся самостоятельно дают оценку проделанной работе, учитель консультирует. Формируются коммуникативные и регулятивные УУД. При рефлексии формируются коммуникативные, регулятивные и личностные УУД. На последнем этапе учитель предлагает на выбор несколько типов домашнего задания с учётом индивидуальных возможностей обучающихся. При этом формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД [Михеева Ю.В., 2011]. Для определения сформированности УУД у обучающихся существует два основных критерия: * соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; * соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. Необходимо остановиться на тех позициях, которые диагностируются при изучении уровня сформированности УУД у школьников в основном общем образовании через выполнение заданий . Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения: * учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, * умение слушать и вступать в диалог, * участвовать в коллективном обсуждении проблем, * интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Для коммуникативной деятельности важно владеть диалогической формой речи. Более подходящие условия для проявления и формирования личности создает диалог, который считается высшим уровнем общения. Умение вести диалог является высшим уровнем развития коммуникативной компетенции. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит так же и с помощью инновационных технологий. Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся используются следующие технологии обучения: 1. Технология интерактивного обучения Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. 2. Информационно-коммуникационная технология обучения Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. 3. Технология проблемного обучения Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Процесс обучения в наши дни строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и специфическое, делать выводы. Речемыслительный поиск способствует развитию речевых способностей, психических функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение мысли, обобщение). 4. Проектная технология. Проектная деятельность является основной формой организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть органи-зована среда для реализации собственных идей учащихся, для реальной самостоятельной деятельности. Каждый учащийся может выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений, а именно: организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. [Челпанова Е.В., Зырянова А.В., Калугина Е.В. Актуальные вопросы реализации ФГОС второго поколения по иностранному языку.- Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2013, 217 с] Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах онлайн, общение со сверстниками из других стран, уроки онлайн, творческие задания, игры позволяют ученику выстроить собственную стратегию изучения иностранного языка, решить некоторые психологические трудности. Выводы по § 1.1. 1. В основе исследования лежит определение А.Г. Асмолова и группы других психологов. Они дают два значения определения УУД: В широком значении УУД обозначают умение учиться; в узком – совокупность способов действий, которые гарантируют способность к самостоятельному освоению новых знаний и умений 2. Существует несколько видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, логические и знаково-символические действия. 3. Коммуникативные УУД соответствуют социальной компетентности и учету мнений других людей, партнеров по общению или деятельности, способности слушать и вступать в диалог; а так же отвечают за участие в коллективном обсуждении проблем; интеграцию в группу сверстников и строение продуктивного взаимодействия, и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 4. При правильной организации учебного процесса на каждом этапе обучения (целеполагание, планирование, контроль, рефлексия) формируются определённые УУД. 5. Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. § 1.2. Обучение диалогической речи на уроках английского языка. На уроках английского языка одной из целей обучения является формирование и развитие диалогической речи. Диалог можно включать в учебный процесс при изучении грамматики, при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. Многие исследователи давали своё определение диалогической речи. Так, Скалкин В.Л. называл диалогической речью «объединённое ситуативно-тематической областью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порождённых двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения» [Скалкин В.Л., 1989, с.6]. Шатилов С.Ф. понимал под диалогической речью «процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации, диалогическое общение может рассматриваться как процесс совместного речетворчества, в котором речевое поведение каждого из участников в значительной мере определяется речевым поведением другого партнёра» [Шатилов С.Ф., 1986, с.70]. Итак, диалог — это разговор двух лиц. Один из участников общения является инициатором коммуникации (её адресантом), другой — партнером по коммуникации (её адресатом). Составляющие диалог высказывания адресата и адресанта образуют реплики диалога, которые в совокупности формируют единое тематическое целое. К особенностям диалога относятся: 1) устная форма общения (в письменной форме диалог может быть представлен в тексте художественного произведения, где он отражает разговорную речь персонажей); 2) краткость, которая выражается в обилии неполных предложений; 3) спонтанность (неожиданность), так как содержание разговора зависит от реплики собеседника; 4) экспрессивность, которая проявляется в использовании разговорных формул, клише, невербальных средств. Обучение диалогической речи начинается с самого первого этапа обучения иностранному языку и развивается на протяжении всего процесса обучения. Учащихся начальной школы учат составлять диалоги, используя картинки – ситуации. Картинка задаёт ситуацию и позволяет говорить на предложенную тему, комбинируя при этом ранее усвоенный материал. В общем основном и среднем образовании обучающимся уже даётся не картинка, а просто проблема, описывается ситуация. При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи: * дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы сами обучающиеся убедились, что вопросо-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.; * обучить учащихся нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации; * научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог. Нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению иностранного языка, а также помогают создать языковую среду, максимально приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на данной основе большое количество программного лексико-грамматического материала. Обучающиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), а затем автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Подобным образом обучающиеся намного быстрее приобретают необходимое чувство языка. В общем основном образовании, когда учащиеся уже познакомились с формами диалогической речи, обучились различным способам выражения своих мыслей, с помощью разнообразного спектра эмоций и выразительных средств, а так же научились анализировать свою речь, именно тогда и возникает необходимость самостоятельного подхода к решению проблем по составлению диалогов. Именно этот момент учащимся необходимо выбирать средства выражения мыслей, сам ход их диалога, развитие дальнейших событий, а также развивать умение спонтанно реагировать на самые разнообразные ситуации реальной действительности. В связи с этим, конечной целью обучения иностранному языку является овладение навыками неподготовленной речи, как монологической, так и диалогической. Как известно, наиболее распространенной формой общения является диалогическая речь и потому, рассматривая язык как средство живого общения, надо уделять максимальное внимание развитию именно диалогической речи [Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2005 г. - 224 c.]. Диалогическая речь является самым эффективным методом формирования иноязычной коммуникативной компетенции учеников, что является конечной целью изучения иностранного языка. Научить их английскому языку можно только при условии общения, только в этом случае возможен автоматический перенос навыков и умений в реальные условия. Современные методы работы в школе нацелены на поддержание интереса и желания учащихся изучать иностранный язык, чему способствует развитие речевых умений. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" современная методика уделяет достаточно внимания проблемам развития речевых умений [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"]. Проблема речевого общения привлекала внимание многих выдающихся ученых, среди которых особого внимания заслуживают М.М. Бахтина, Н.Н. Хомский. Теорию речевой деятельности, как важного элемента культуры общения развивали А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т. Обычная и др. Коммуникативная функция языка раскрыта в трудах лингвистов В. Костомарова, А.Н. Леонтьева, Л. Щербы, Е. Пассова. Диалог - это форма существования языка, связанная с ее социальной природой и коммуникативной функцией; беседа нескольких людей с целью спросить о чем-то и побудить к ответу. Диалогическая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции речи; определяется как форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. [Леонтьев А.А., 2008 – 368с.] Диалогическое умение понимается учеными, как умение детей взаимодействовать между собой, вступать в разговор, поддерживать и завершать ее в соответствии с правилами речевого этикета, уместно используя устоявшиеся языковые выражения; высказываться логично, связно; правильно структурно и интонационно оформлять речи.[Мешимбаева, Б.Ш. Научные и методические основы диалога / Б.Ш. Мешимбаева. - Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. - 162 с.] Диалогическая речь - это процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения. Именно поэтому в пределах одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушателя так и говорящего [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Просвещение, 2011]. Овладение иноязычной диалогической речью представляет определенные трудн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии школьников
- Учебные проекты по математике, направленные на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
- Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике