VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011150
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии школьников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования 
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»


Кафедра педагогики



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННННАЯ РАБОТА 
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) 
на тему:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии школьников




Выполнена: студентом группы 821731
очной формы обучения
факультета естественных наук
Юдаевым Игорем Александровичем



Тула – 2018
Работа выполнена на факультете естественных наук
ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»
     
     Научный руководитель – Сергеева Алена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
_________________________________________________________________________
                              (Дата)                                                                                                                               (Подпись)



     Работа допущена к защите:
     И.о. заведующего кафедрой педагогики
______________________________________________________       Т.М. Пономарева
                              (Дата)                                                                                                                         (Подпись)

     
     
     
     
     Защита состоится   «___» _________ 2018 г.  в учебном корпусе №__ 
 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ауд. №___  в _____ часов.


Декан факультета естественных наук                                     И.В. Шахкельдян

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ	7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся	7
1.2. Технология формирования коммуникативных  универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии	21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I	32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ	34
2.1. Организация экспериментальной работы	34
2.2. Содержание экспериментальной  работы  по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии	40
2.3.    Анализ результатов экспериментальной работы	75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II	78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	81



ВВЕДЕНИЕ
     Происходящие в обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим в настоящее время важнейшей целью образовательных учреждений является формирование у обучающихся не только знаний, умений и навыков, но и готовности и способности успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в социуме, быстро переучиваться, саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для достижения поставленных перед общеобразовательной школой целей, как обозначено в Федеральных государственных стандартах второго поколения, необходимо формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
     Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой совокупность обобщенных способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяются четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный (А. Г. Асмолов).
     Особая роль принадлежит коммуникативным УУД, обеспечивающим восприятие информации, ее передачу другим субъектам учебного процесса, взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Формирование коммуникативных УУД осуществляется не только в младших классах, перед учителями основной школы также стоит эта задача, поскольку для учащихся 5-7 классов ведущей деятельностью является межличностное общение. 
     Проблема формирования коммуникативных УУД стоит и при обучении биологии. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению окружающего мира велик на начальной стадии, затем он значительно ослабевает. Ребенок подросткового возраста находится на пороге кризиса развития, у него падает интерес к обучению. В результате, как показали диагностирующие срезы среди учащихся 5-7 классов, снижается их уровень владения коммуникативными универсальными учебными действиями, у подростков возникают сложности с построением логичного высказывания, формулировкой проблемы и аргументацией своей точки зрения в процессе обучения. У учащихся возникают сложности при поддержке беседы по проблеме или принятии совместного решения.
     Вышесказанное свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности деятельности педагогов по формированию коммуникативных УУД в процессе обучения. Однако остаются недостаточно разработанными теоретические основы и технологическое обеспечение процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью совершенствования процесса формирования коммуникативных УУД у учащихся и неразработанностью технологии решения этой задачи в процессе обучения биологии школьников.
     С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова технология формирования коммуникативных УУД у учащихся в процессе обучения биологии?
     Объект исследования - процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся.
     Предмет исследования – технология формирования коммуникативных УУД у учащихся в процессе обучения биологии.
     Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию обеспечения процесса формирования коммуникативных УУД у учащихся в процессе обучения биологии.
     В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой коммуникативные УУД у учащихся эффективно формируются в процессе обучения биологии, если:
     - определены сущность и структура коммуникативных универсальных учебных действий;
     - разработаны показатели уровня их сформированности;
     - выявлен педагогический потенциал учебного предмета «Биология» для развития коммуникативных УУД у учащихся;
     - реализуется технология формирования коммуникативных  УУД в процессе обучения.
     В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
     1. Определить сущность коммуникативных универсальных учебных действий; разработать показатели уровня их сформированности.
     2. Выявить педагогический потенциал учебного предмета «Биология» для развития коммуникативных УУД у учащихся.
     3. Теоретически обосновать технологию формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся.
     4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии.
     Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ школьной документации, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
     Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Лицей №2» города Тулы.
      Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся
     Приоритетным направлением и актуальной задачей современного образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий обучающихся, которые способствуют развитию всех сфер личности. Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, овладения умениями, включая умение организации усвоения учебной информации, т.е. умения учиться.
     Универсальные учебные действия рассматриваются как основа активного освоения новых знаний и овладения новыми умениями, саморазвития и самосовершенствования, а также как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование учебных умений, включая организацию этого процесса [36].
     Способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию этого процесса, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, будучи обобщенными действиями, дают школьникам возможность ориентироваться в различных предметных областях, а также в организации и самоорганизации учебной деятельности, включающей осознание цели этой деятельности, ее предназначения, содержания, средств, необходимых для осуществления деятельности.
     Универсальные учебные действия выполняют в учебно-познавательной деятельности следующие функции:
     - обеспечение обучающихся возможности самостоятельно осуществлять
учебно-познавательную деятельность, формулировать ее цель и задачи,
осуществлять выбор средств решения поставленных задач и применять их,
анализировать получаемые результаты, сопоставляя их с намеченной целью,
оценивать качество выполняемой деятельности;
     - обеспечение условий для формирования готовности личности к самообразованию, мобильности в общественной и профессиональной деятельности, толерантности в условиях поликультурного общества;
     - создание базы для эффективного освоения школьниками знаний, овладения ими умениями и навыками, формирования объективной картины мира, компетентности в различных предметных областях познания [35, 36].
     Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, что позволяет говорить о них как об основе для организации и регуляции учебной деятельности школьников безотносительно к изучаемому предмету, обеспечения преемственности учебного процесса на всех ступенях образования и единства общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся [3].
     В составе универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
     Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся [21]. Успешность обучения зависит от качества коммуникации участников образования, от умения учащегося работать с разными типами текстов (письменными и устными). Видами коммуникативных действий, согласно ФГОС, являются:
     - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
     - постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
     - разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
     - управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
     - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
     - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка [35, 36].
     Коммуникативные универсальные учебные действия, в отличие, например, от познавательных, связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Развивать их можно и нужно на любом учебном предмете. Однако в отличие от освоения предметных знаний, освоение коммуникативных УУД требует иных процедур. Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить общение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий. Работа по развитию коммуникативных УУД проводится на уроках не вместо, а в процессе освоения предметных знаний, умений и навыков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения - необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации.
     Изучая научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:
     -	обучающий: обеспечение обменом знаний и информацией между
обучающимися в процессе выработки эффективных совместных решений
поставленных учебных задач; нахождение недостающей информации с
помощью вопросов; аргументация доказательств; работа с информацией;
способность выражать свои мысли в устной и письменной форме, понимать
тексты при их чтении и извлекать при этом необходимую
информацию;
     - развивающий: предвидение разных возможных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;
     - воспитательный: формирование критичности, способности брать на себя инициативу в организации совместного действия; воспитание уважительного отношения к	партнерам,	внимания	к	личности другого, готовности воспринимать и понимать потребности окружающих, помогать и поддерживать психологически и эмоционально других участников коллективной деятельности; формирование стремления добиваться доверия и взаимопонимания со стороны партнеров по общению, развитие эмпатических способностей;
     -	социальный: осознание наличия точек зрения партнеров, не
соответствующих точке зрения школьника; умение поставить цель деятельности
каждого участника совместной деятельности и определить выполняемые им
функции; развитие готовности к анализу различных позиций и выработка общей
стратегии деятельности; формирование умения приводить доводы и
доказательства в пользу своей точки зрения, не демонстрируя при этом
враждебность по отношению к другим участникам совместной деятельности;
выработка умения устанавливать рабочие отношения, сотрудничать;
объединяться в группу со сверстниками и строить продуктивное
взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми; обеспечивать
бесконфликтную совместную работу в группе [1, 4].
     Формирование универсальных учебных действий, входящих в состав всех блоков, согласно требованиям ФГОС, должно осуществляться в процессе обучения всем предметам учебного плана школы. Вместе с тем, мы убеждены, что возможно выделить такие блоки УУД, развитие которых происходит наиболее эффективно в процессе обучения конкретным предметам. В нашем исследовании мы рассматриваем развитие коммуникативных УУД у учащихся в процессе изучения биологии в 5-7 классах. Исходя из того, что ведущей в этот возрастной период является деятельность межличностного общения, то коммуникативные УУД приобретают большое значение в развитии УУД.
     Следует отметить, что подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся, рассматриваемые А. Г. Асмоловым [2, 35], Г. В. Бурменской [11], О. А. Карабановой [18, 19], опираются на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [13].
     Основным положением теории поэтапного формирования мыслительной деятельности является положение о том, что для становления умственных действий необходима материальная деятельность, которая является базой для перевода внешних действий во внутренние. Процесс формирования умственных действий, по П. Я. Гальперину, совершается поэтапно (рис. 1):
     
Рисунок 1. Этапы формирования умственных действий
     На первом этапе учащиеся знакомятся с действием, условиями его выполнения и содержанием ориентировочной основы действия. Учитель демонстрирует последовательность и технологию выполнения ориентировочных, исполнительных и контрольных операций, составляющих действие. Деятельность педагога заключается в том, что он демонстрирует обучающимся свои умственные действия по решению учебной задачи. Обучающиеся должны, опираясь на уже освоенные умения, попытаться понять логику и технологию осуществления нового действия и составить его ориентировочную основу [13]. Само действие обучающийся еще не производит.
     На втором этапе школьник выполняет действие во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. При этом осуществляются все компоненты действия: ориентировочная, исполнительная, контрольная. Школьники усваивают содержание действия, а педагоги могут контролировать выполнение каждой операции, входящей в действие.
     На данном этапе должны предъявляться задачи, включающие типовые случаи применения данного действия, что необходимо для усвоения действия как материального (или материализованного), развернутого, обобщенного в пределах основных типов материала. Подготовка к переходу действия на следующий этап заключается в сочетании материальной, практической деятельности с речевой.
     Третий этап предполагает формирование действия как внешнеречевого. При этом происходит обобщение действия путем введения в учебный процесс ситуаций с неопределенными условиями. Действие начинает выполняться с пропуском отдельных операций при проговаривании вслух. На данном этапе действие до автоматизма не доводится.
     Четвертый этап предполагает выполнение действия с проговариванием про себя. В начале этого этапа действие по своей развернутости, обобщенности и другим характеристикам не отличается от действия на третьем этапе. Но как только оно принимает умственную форму, оно начинает сокращаться, автоматизироваться, принимая вид действия по формуле [13].
     Пятый этап предполагает формирование действия во внутренней речи, когда действие становится автоматическим, недоступным самонаблюдению.
     Таким образом, каждое новое действие вначале должно быть развернутым, до автоматизации оно должно доводиться только на последнем этапе. В зависимости от вида действия поэтапной обработке подвергается или все действие, или только его ориентировочная часть. Последнее имеет место при формировании производственных и спортивных умений, навыков письма и т.д. Достижение умственного этапа овладения действием не означает конца его развития. Его использование в дальнейшем для решения различных задач может потребовать от обучающегося экстериоризации действий, их выполнения во внешнеречевом или материальном виде.
     Деятельность человека, как утверждают психологи, вызвана мотивами этой деятельности. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Роль мотивации очень высока, поэтому наряду с основными этапами в процессе овладения новыми действиями П. Я. Гальперин выделяет в качестве самостоятельного этап формирования мотивации деятельности у учащихся [6, 7].
     В соответствии с перечисленными этапами, как очевидно, должны развиваться и коммуникативные УУД.
     Развитие коммуникативных УУД имеет особую актуальность для учащихся 5-7 классов. Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития. Главное содержание данного возраста составляет переход от детства к взрослой жизни [28]. Это отражается в формировании элементов взрослости в физическом, умственном, эмоционально-личностном и социальном развитии учащегося. Существует несколько обозначений границ детей подросткового возраста. Так, Г. Гримм ограничивает этот период возрастом у девочек 12-15 лет, у мальчиков 13-16 лет. Дж. Биррен обозначает этот период с 12 до 17 лет. В своем исследовании мы придерживаемся границ подросткового возраста, данного Д. Б. Элькониным, который делает акцент не на физическом развитии организма, а на появлении психических новообразований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Д. Б. Эльконин в подростковом возрасте выделяет два периода: младший подростковый возраст (11-14 лет) и старший подростковый возраст, или ранняя юность (15-17 лет) [37].
     Самым сложным в воспитательном отношении считается подростковый возраст, в котором происходит половое созревание, что является причиной различных психо-физиологических и психических отклонений. Особенностями этого периода являются возрастание изменчивости настроения, эмоциональная неустойчивость, придирчивое отношение к родным, возрастание недовольства собой.
     Новообразованием, определяющим все поведение подростка, является чувство взрослости. Но, столкнувшись с тем, что социальный статус в школе и семье не меняется, подросток начинает бороться за признание своих прав, что вызывает конфликты со взрослыми и ровесниками.
     Для подростка общение становится главным видом деятельности и носит интимно-личностный характер. В общении ровесник является предметом общения, а построение и поддержание отношений с ним - его содержание. Этой точки зрения придерживаются Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. В работах Л. И. Божович отмечено, что причиной для объединения учащихся начальных классов является сама совместная деятельность, а для подростков - это возможность общения с ровесниками [9, 10].
     В процессе общения у подростков часто возникают различные затруднения. По данным психологических исследований, подростки часто не могут наладить успешное общение не только со взрослыми, но и со своими сверстниками: не всегда умеют выслушать и понять другого, сформулировать и отстоять свою точку зрения, адекватно эмоционально выразить себя. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к конфликту [26]. 
     Рассмотрим возрастные особенности развития коммуникативной деятельности у подростков.
     1. Усиленное развитие формального, теоретического, рефлексивного,
рассуждающего мышления. Учащиеся 5-7 классов учатся рассуждать
гипотетико-дедуктивно, обобщать и делать выводы, самостоятельно творчески
мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства, вести спор. Подростки пользуются такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение, абстрагирование, индукция и др. Самостоятельным, активным и творческим становится их мышление.
     2.	Совершенствование способа решения коммуникативных задач. Так,
при описании каких-либо событий подросток способен объяснять внутренние
причинно-следственные связи происходящих событий, а не просто их
пересказывать. Подростки при этом стараются найти причины происходящего и
обосновать их. Осуществляется переход к дедуктивному способу построения
объяснения. У подростков усиливается дифференцированное отношение к
задачам, хотя они еще слабо различают разницу между доказательством и
убеждением.
     3. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Учебная деятельность подростков продолжает оставаться преимущественно индивидуальной, но во внеурочной деятельности зачастую формируется настоящее сотрудничество, когда подростки помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. Идет интенсивное установление дружеских контактов, поэтому подростки испытывают необходимость в приобретении навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умения заводить Друзей.
     4. Преодоление эгоцентризма. Накапливая опыт общения, подростки учатся учитывать и предвидеть возможность различных мнений, потребностей и интересов окружающих. Они учатся обосновывать и доказывать собственное мнение, понимать чувства, желания и мысли других людей.
     5.	Согласование усилий. Готовность ребенка обсуждать и
договариваться по поводу конкретной ситуации является необходимым
условием для сохранения доброжелательных отношений со сверстниками не
только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.
     Важной задачей, стоящей перед учителем, работающим с подростками, является учет перечисленных особенностей. Формируя и развивая коммуникативные УУД, необходимо создавать такие условия, при которых у подростков развиваются способности к общению, включающие умение слушать собеседника, находить выход из конфликтных ситуаций, эмоционально сопереживать собеседнику.
     Каждому педагогическому явлению свойственна своя количественная и качественная определенность. Изменение личности может произойти из-за изменения величин, связей и отношений. Предпосылкой для повышения эффективности сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся является разработка системы показателей.
     Для создания технологического обеспечения процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения биологии нами были определены показатели, по которым производилась оценка уровня сформированности изучаемых действий (таблица 1).
     Таблица 1
Показатели сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
№
     Вид коммуникативных действий
     Показатели
1
    Планирование учебного сотрудничества с учителем и ровесниками
      -	умение определять цели и функции
собеседников, способов сотрудничества;
     -	умение составлять план совместных
способов деятельности;
     Продолжение таблицы 1
№
Вид коммуникативных действий
Показатели

     
     - умение брать инициативу в организации взаимодействия;
     - умение участвовать в совместном обсуждении проблем
2
     Постановка вопросов
     - умение получать информацию с помощью вопросов
     - способность задавать вопросы, необходимые для построения сотрудничества с партнером
3
     Разрешение конфликтов
     - способность результативно разрешать конфликты, учитывая интересы всех участников деятельности
4
     Управление поведением партнера
     - умение            осуществлять           контроль, корректировку и оценку речевых действий партнера по общению
5
     Полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
     - способность четко излагать собственные мысли в соответствии с задачами общения

     В соответствии с представленными выше показателями была дана обобщенная характеристика уровней сформированности коммуникативных УУД (таблица 2).
     Таблица 2
Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
№
Вид действий
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1
    Планирование учебного сотрудничества с учителем и ровесниками
    - умеет самостоятельно определять цели и функции собеседников, способы сотрудничества;
     - активно участвует в составлении плана совместных способов деятельности;
     - берёт инициативу в организации взаимодействия;
     - активно участвует в совместном обсуждении проблем
     - испытывает трудности при самостоятельном определении цели и функций собеседников, способа сотрудничества;
    - пассивно участвует в составлении плана совместной деятельности;
    - не инициативен в организации взаимодействия;
    - пассивно участвует в совместном обсуждении проблем
     - не умеет определять цели и функции собеседников, способы сотрудничества;
     - пассивно участвует в составлении плана совместных способов деятельности;
     - пассивен в организации взаимодействия;
     - в совместном обсуждении проблем не участвует;

     Продолжение таблицы 2
№
Вид действий
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
2
    Постановка вопросов
    - умеет самостоятельно получать информацию с помощью вопросов
    - получает информацию с помощью наводящих вопросов
    - не умеет задавать вопросы для получения информации
3
    Разрешение конфликтов
    - способен результативно разрешать конфликты
    - испытывает затруднения в результативном разрешении конфликтов
    - не умеет разрешать конфликты
4
    Управление поведением партнёра
    - умеет самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать учебные действия партнера
    - не умеет самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать учебные действия собеседника, но делает это успешно с помощью учителя
    - не умеет вести взаимоконтроль, корректировку и оценку учебных действий партнёра по общению
5
    Точность выражения своих мыслей
    - способен четко выражать свои мысли в соответствии с  задачами
    - испытывает затруднения при изложении собственных мыслей
    - не умеет выражать свои мысли согласно коммуникативным задачам
     Данные показатели являются в известной степени условными, но они необходимы для более качественного изучения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
     Согласно ФГОС, формирование коммуникативных УУД у учащихся начинается с 1 класса [2, 34]. Учащийся в итоге должен научиться:
     - решать коммуникативные задачи,  применяя  коммуникативные     средства, создавать монолог, вести диалог;
     - принимать во внимание точку зрения других людей;
     - высказывать свое  мнение и позицию;
     - приходить к совместному решению как в коллективной деятельности, так и при возникновении конфликта;
     - ясно выражать свое высказывание;
     - задавать вопросы;
     - осуществлять контроль действий собеседника;
     - регулировать свои действия с помощью речи.
     Как показывает практика, в процессе формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов возникают сложности. В. А. Марахова выделила основные  трудности:   низкий  уровень  коммуникативной  культуры, слабая подготовка детей к сотрудничеству,  фрагментарное использование учителями современных педагогических технологий в образовательном процессе,   замена предметными   занятиями   программ   развития   школьников   во   внеурочной деятельности [23].
     Таким образом, без целенаправленного и систематического продолжения формирования коммуникативных УУД у учащихся 5-7 классов просчеты обучения преодолеть нельзя. В связи с этим можно полагать, что создание в школе реальных условий для успешного формирования навыков эффективного сотрудничества с одноклассниками послужит сильным толчком для повышения уровня успеваемости учащихся. Такое понимание сущности процесса развития коммуникативных УУД имеет большое значение, так как позволяет рассматривать его как сложное взаимодействие ученика с окружающим миром.
     Вышесказанное свидетельствует о том, что развитие личности обучающихся обеспечивается развитием коммуникативных универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного процесса.
1.2. Технология формирования коммуникативных  универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения биологии
     Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения биологии требует создания и использования соответствующей технологии, то есть специфического вида педагогической деятельности, предполагающей активизацию образовательных ресурсов, необходимых для эффективного осуществления образовательного процесса. 
     В разработанной технологии мы выделили наиболее крупные блоки процесса формирования коммуникативных УУД: целевой, методологический, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный.
     Целевой блок включает цель и задачи организуемого процесса. В качестве цели выступает формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-7 классов в процессе обучения биологии. Для реализации данной цели определены следующие задачи:
     - провести диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся 5-7 классов и выявить причины недостаточного уровня сформированности действий;
     - мотивировать учащихся на повышение уровня сформированности коммуникативных УУД;
     - разработать и предъявить учащимся ориентировочную основу решения коммуникативных задач;
     - отработать коммуникативные УУД с использованием ориентировочной основы решения коммуникативных задач.
     В основу методологического компонента положены подходы и принципы. Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся должен организовываться и управляться с позиций системно-деятельностного подхода, принципов гуманизации, системности и комплексности, практической и коммуникативной направленности, вариативности и индивидуализации обучения, коммуникативности, ситуативности, функциональности[24].
     В основных положениях концепции ФГОС системно-деятельностный подход обосновывает действия педагога, необходимые для получения образовательного результата:
     • точно изложить результат обучения, ответив на вопрос: зачем учить?;
     • выбрать средства приобретения нового результата, ответив на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс);
     • определить соответствующие педагогические технологии, методики, ответив на вопрос: как учить? [22, 34].
     Системообразующим компонентом учебно-воспитательного процесса при системно-деятельностном подходе считаются разные виды деятельности, которые являются основой, средством и условием развития личности, субъект обучения занимает активную позицию. Такая постановка меняет модель взаимодействия учителя и ученика. При традиционном подходе целью образования считается вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, а общение выражается в наставлении и разъяснении. Системно-деятельностный подход предполагает решение главной задачи образования — создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. С целью реализации системно-деятельностного подхода следует перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению трудных ситуаций реальной жизни. Следовательно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями [22, 36].
     Значительным отличием ФГОС считается то, что целью
обучения является личностный результат, а не предметный. Главным становится
личность самого ученика и происходящие с ним в процессе обучения изменения,
а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Эту задачу
позволяет реализовать коммуникативно-когнитивный подход в обучении
биологии, который обеспечивает современному ученику
возможность стать активным участником образовательного процесса, научиться
самостоятельно мыслить и приобретать знания, формировать свое
мировоззрение с помощью традиционных источников информации и новых
технологий. Изучение биологии на основе реализации коммуникативно- когнитивного подхода соответствует условиям организации учебно-воспитательного процесса, учитывающим возрастные особенн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44