VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009373
Тема: Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Педагогический институт
Кафедра дошкольного образования


Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.
                               
Курсовая работа
                                                                                                                                                              
Выполнила: Цой Виктория Николаевна.
Специальность: Дошкольное воспитание
Курс: 2, До-15 группа
Форма обучения – очная
Руководитель – 
                               
                               
                               
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Теоретические изучения вопроса развития коммуникативных способностей дошкольников средствами театрально-игровой деятельности
1.1. Особенности  формирования  коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте
1.2. Организация театрально-игровая деятельности в условиях детского сада
1.3. Влияние театрально-игровой деятельности на процесс развития коммуникативных способностей дошкольников
Выводы по первой главе.














ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования. Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
    В воспитании детей дошкольного возраста  особо актуальным является проблема  формирования личности в процессе общения. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований В.С.Мухиной, Л.А. Венгера, Е.О.Смирновой и Д.Б.Эльконина, именно в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, воспитателями, сверстниками и т.д.) приходит становление личности, формирование важнейшей её свойств, нравственной сферы, мировоззрения [11].
    Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Взаимодействие со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. В то же  время в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
     В последнее время вопрос несформированности у детей коммуникативного поведения, инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе и т. д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов, а также родителей. Специалисты  подчеркивают, что этим  детям с большим трудом удается  наладить отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться, мешают им, разрушают игру.
     В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие  личности является приоритетной частью   образовательного процесса  и направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
     В современной практике социально-коммуникативного развития личности дошкольника используются разнообразные средства.  Театрально-игровая деятельность – это деятельность,  в которой  решающее значение придается  возможности  развития социально-культурного опыта. 
    Проблема исследования. Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования остается подбор средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. 
    Тема дипломной работы: Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
    Цель исследования: определить эффективность театрально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников
    Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников в общении со сверстниками
    Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков  дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
    Гипотеза исследования: театрально - игровая  деятельность является эффективным средством развития  коммуникативных навыков детей дошкольного возраста при  условиях:
     -организации и проведения развивающих занятий с использованием игровых технологий;
     -учета индивидуальных и возрастных особенностей детей
    Задачи: 
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;
2. Провести формирующий эксперимент с целью развития коммуникативных навыков  дошкольников посредством театрально-игровой деятельности;
3. Сформулировать выводы и рекомендации
    Методологические основы исследования представлены в трудах выдающихся педагогов и психологов в области  исследования проблем общения и развития коммуникативных навыков  дошкольников: Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И.Божович, В.С. Мухина, Л.А.Венгер, Е.О.Смирнова ,  Л.М. Галигузова и др., а также педагогические разработки в  области детской театральной деятельности: Антипина Е.А., Доронова Т.Н., Карпинская Н.С., Чурилова Э.Г., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Петрова Т.И. и др.
    Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический  эксперимент
    Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования  педагогами детского сада  в   развитии  коммуникативных навыков дошкольников в общении сверстниками.
    База исследования:  МДОБУ ЦРР детский сад №33 «Теремок» г. Якутск.
    Структура исследования: дипломная работа состоит  из введения, двух  глав, заключения, библиографии, приложений.


















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
                               
1.1. Особенности  формирования  коммуникативных навыков детей в дошкольном возрасте

    Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка.
    В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него [13].
    Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.  
    Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка состоявшимся, успешным в жизни и такое качество «коммуникативность» одно из составляющих этой успешности [11].
    Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
    М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Р.С. Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные навыки. 
     Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми,  если возникает «угроза» его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет [10].
    Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон "очередности" и отдавая на время свое "сокровище" товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникшая сюжетная игра, настолько привлекательна, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам [26].
    К 6 годам время игры увеличивается и дети как бы обособляются. Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать. Но самое главное теперь – стремление завоевать уважение сверстника.
    6-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют. Такая группа детей, значимых для малыша, дает ему психическую стабильность и эмоциональный комфорт [3].
    Получение или создание группы для коммуникации каждому ребенку формирует особую среду, в которой он чувствует себя психологически защищено.
    Если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы. Действительно ли сверстники так важны? Не могут ли родители или близкие взрослые заменить ребенку дефицит общения со сверстниками? Единого мнения по этому поводу нет. Одни психологи считают, что взрослый способен дать ребенку все, если включится в детскую игру как полноценный партнер. Другие не согласны с этим: взрослый просто не в состоянии уделять ребенку столько времени, сколько необходимо для игры, а умение, пусть даже на время, "впадать в детство" разрушает его родительский авторитет и сбивает с толку ребенка. Взрослый и сверстник играют каждый свою неповторимую роль – важно знать, какую именно. Осознание своих индивидуальных качеств, способность оценивать себя в разных ситуациях – не являются врожденными. Первоначально они формируются у ребенка в общении с самыми близкими людьми. И роль родителей здесь неоспорима [23].
    Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство "доверия к миру", которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д. [14].
    Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и,  естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. Круг замыкается. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики.
    Среди множества методов работы с детьми в том числе, и коррекционной, можно выделить метод конгруэнтной коммуникации, который «в системе отношений взаимодействия «ребенок – взрослый» базируется на принципах гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Дрейкурс). Основная цель конгруэнтной коммуникации – обеспечение системы психологических условий позитивного личностного развития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач, включающих:
-Установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества на основе эмпатии;
-Формирование позитивного образа Я у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях.
     Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того ,чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. 
     Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь [22].
     Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – воспитателями и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущем. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на развитие личности человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
     Очень точно, на наш взгляд значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно».
     Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к без проблемному общению более безболезненно.  Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности [18].
     «Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучению художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это распространенным видом детского творчества». (Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников») [27].
     Развитие коммуникативной деятельности детей неразрывно связано с развитием у них творческих способностей.
     Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
     Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Примером того являются интересные рисунки, стихотворения, песенки, танцевальные импровизации 
детей в процессе театрального воплощения. 
     На основе многолетних исследований был сформулирован подход к формированию детского творчества. Творческий ребенок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, - результат его общения и совместной деятельности со взрослым, - результат его собственной активности. Основной путь формирования творчества у дошкольников заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и (и это главное!) формирование структуры личности ребенка, которое благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач [23].
     Аутичные дети. Аутизм — крайняя форма отчуждения, полный уход от действительности. Такие дети практически не встречаются в детском саду, они не могут выдержать нагрузки, связанной с необходимостью контактов. Поэтому работа с ними выходит за пределы компетентности воспитателя и психолога дошкольного учреждения. Их необходимо показать специалисту, который профессионально занимается ранним детским аутизмом.
     Замкнутые дети. Такие дети, хотя и не часто, но встречаются в дошкольных учреждениях. Они характеризуются суженным кругом общения, что выступает как своеобразная психологическая защита. К себе они не допускают других или допускают только ограниченную часть. Со сверстниками и взрослыми могут вообще не разговаривать, иногда по полгода или год, при этом участвуют в работе, выполняют задания и инструкции.
     Причинами замкнутости может выступать длительный стресс, недостаток близкого эмоционального общения, изоляция, инертность психических процессов или, наоборот, возбудимость.
     Главная задача в работе с этой категорией дошкольников — помочь ребенку преодолеть барьер и способствовать установлению контактов между ним и окружающими людьми. В соответствии с задачами выстраиваются следующие направления работы:
* Ни в коем случае не «давить», не заставлять что-то делать, а постараться найти и установить контакт, например, подключиться к тому, чем занимается ребенок;
* Использовать прием эмоционального заражения, подчеркивать и радоваться успехам ребенка, тем самым вывести его из «скорлупы», но дальнейшего продвижения можно не добиться очень долго;
* Постепенно расширять контакты, вводить новые детали в структуру взаимоотношений, обучать навыкам общения.
     Застенчивые дети. С ними трудно общаться из-за их осторожности, робости, неуверенности, ощущения неполноценности. При контактах они проявляют некоторую замкнутость, малую инициативность, смущение. 
     В качестве причин застенчивости могут, выступать врожденная предрасположенность, благодаря слабому типу нервной системы, особенности воспитания (подражание застенчивому родителю), развитое супер-эго (наличие гиперсоциальных установок), социальное программирование, изоляция и одиночество. Застенчивость может быть и признаком скрытой враждебности, недоверия к людям.
     Коррекционная работа с ними должна идти в направлении:
* Постепенного расширения контактов;
* Формирования доверия к людям с попутным обучением навыкам взаимодействия;
* Развития позитивного представления о себе, своих возможностях, повышения уверенности и снятия тревожности.
     Необщительные дети. Это обычные дети, которые неплохо адаптированы к социальному окружению, хорошо справляются с разными видами деятельности, однако их особо не интересует сфера общения и установления контактов. Их устраивает небольшой круг (чаще один-два человека) сверстников, с которыми они взаимодействуют. Необщительные дети мало инициативны, предпочитают индивидуальные виды деятельности, не любят шума и соревновательных ситуаций. Если это не мешает ребенку, то не нужно насильно втягивать его в контакты. Главное — постепенно пробудить интерес к другим людям, сформировать мотивацию общения [29].

1.2. Особенности развития театрально-игровой деятельности в период дошкольного детства

    Театрально–игровая деятельность – один из самых эффективных способов воздействия детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном [11].
     Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
     Одной из задач организации театрально-игровой деятельности становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике) [2].
    Организация театрально-игровой деятельности начинается с выполнения игровых заданий. 
    Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач [16].
    Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности [3].
    В средней группе ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); 
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
    Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
    Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»). [9]
    Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста [7].
    В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
    А в подготовительной группе дети живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию [9].
    Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
    Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений [24].
                               
1.3. Влияние театрально-игровой деятельности на процесс развития коммуникативных навыков  дошкольников
     
     Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, является мощным психотерапевтическим средством, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Она понятна ребенку и находит свое отражение потому, что связана с игрой. Благодаря творчеству, театральной игре мы развиваем в детях высшие психические качества, такие как память, внимание, фантазию; целеустремленность, решительность, трудолюбие – волевые черты характера. Занятия театральной деятельностью, выступления перед зрителями в процессе обучения позволяют ребенку научиться правильно реализовывать свои творческие силы и духовные потребности, раскрепощаться и отстаивать свои позиции в обществе. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации [28].
    Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются [8].
      Таким образом, театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном процессе.
    Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, в театрализованной деятельности, в  дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, коммуникативных играх.
    Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно – ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок.
    Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:
 	-игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Игра со стульчиками»,   «Бабочка и ветерок», «Волшебник и цветы», «Водоросли», «Бабочки и жуки»).
     -игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения  «Море волнуется», «Зеркало»,  «Мышки на зарядке», «Ткачи», «Король», «Позы»,  «Тряпичная кукла», «Водители машин»).
     -тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки  («Цепи кованные», «Гори ясно», «Горелки», «Волк и гуси»,  и т.п.). 
     -ритмо–интонационные игры с именами. 
     Эти игры являются своеобразными тренингами, дающими возможность.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44