VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие и оценкакоммуникативных компетенции младших школьников с использованием коллективных проектов.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000902
Тема: Развитие и оценкакоммуникативных компетенции младших школьников с использованием коллективных проектов.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра психологии и педагогики детства

Допустить к защите в ГАК



_____________
«____»  _____________2016 г.


Клепикова Нина Викторовна
Развитие и оценкакоммуникативных компетенции младших школьников с использованием  коллективных проектов

(Выпускная квалификационная работа)


Научный руководитель
кандидат психол. наук, доцент
Неумоева – Колчеданцева
Елена Витальевна
Автор работы
5 курс, студент гр. 29ПО114-з
 Клепикова Нина Викторовна
Рецензент________________
___________________________



Тюмень, 2016 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты изучения возможностей использования метода проектов для развития коммуникативных компетенций младших школьников
1.1. Коммуникативные компетенции как результаты образования в начальной школе
1.2. Формы и методы развития коммуникативных компетенций младших школьников в образовательном процессе (здесь же анализ проблем развития и оценки коммуникативных компетенций)
1.3. Коллективный проект как метод развития и оценки коммуникативных компетенций младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...
Глава 2 . 
2.1. Актуальный уровень развития коммуникативных компетенций младших школьников
2.2. Опыт разработки и апробирования метода коллективных проектов, направленных на развитие коммуникативных компетенций младших школьников
2.3. Динамика уровня развития коммуникативных компетенций младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….



ГЛОССАРИЙ

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. [37]
Прое?кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.[2] 
Метод проектов- система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.[10]
 Метод проектов - определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.[22]
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формированиепознавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Проектная деятельность– это деятельность, «направленная на решениеконкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранеезапланированного результата» [32].
Проектная задача – это задача, по форме и содержанию приближенная к "реальной" ситуации и ориентированная на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов в нестандартной (учебной) форме [3]
Проектирование - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.[30]
Учебный проект - метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.[31]
Проблемная ситуация - особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин).[30]  
Планирование- процесс отображения предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и деталях.[5]














ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования.Современная ситуация в обществе и образовании заставляет педагогов искать новые методы обучения, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
     Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.
     В настоящее время  все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать тот факт, что учащиеся уже в начальной школе зачастуюне хотят учиться. У них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, т.е. через несколько лет.
     Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучении в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.
     Актуальность данного исследования подтверждается следующими противоречиями:
     1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока.
     2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся.
     3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
     Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования.
     Проблемой исследования является вопрос о том, как коллективная проектная деятельность в начальной школе способствует развитию и оценке коммуникативных компетенций?
     Объект исследования:развитие коммуникативных компетенций младших школьников в образовательном процессе
     Предмет исследования: коллективный проект как метод развития и оценки коммуникативных  компетенций младших школьников. 
     Цель: Определить психолого-педагогические условия коллективной проектной деятельности, которая способствует формированию и развитию ключевых компетенций младших школьников.
     Гипотеза: Если использование метода проектов в обучении младших школьников будет строиться с учетом коллективной формы проектаивключать в себя….
      выполнение проекта в совместной деятельности детей, то это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций младших школьников, а именно……
     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решение следующих задач.
     Задачи исследования:
1. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений школьников.
2. Раскрыть сущность метода проектов.
3. Рассмотреть психолого-педагогические условия использования метода проектов в обучении младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу занятий, построенных на основе использования метода проектов в обучении младших школьников.
5. Оценить результативность программы.
	Теоретико-методологическая база исследования:теоретические концепция «прагматической педагогики» ДжонаДьюи, представители отечественной школы метода проектов П.П.Блонский, С.Т.Шацкий,М.Б.Павлова, Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко и др.
     сущность компетентностного подхода и проблемы формирования компетенцийП. П. Борисов, Н. С. Веселовская, А.Н. Дахин, И. А. Зимняя, Н. А. Переломова, Т. Б. Табарданова, И. Д. Фрумин, Г. А. Цукерман, А. В. Баранников и др.

Исследование проводилось в несколько этапов. 
     На первом, постановочном этапе исследовательской работы (сентябрь 2015 года – декабрь 2015 года) изучалось состояние проблемы в теории и педагогической науке. Анализировалась литература, разрабатывался понятийный аппарат, определялись задачи. 
     На втором, собственно исследовательском этапе (январь 2016 – февраль 2016 года) проводилось экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития коммуникативных компетенций  младших школьников, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию компетенций младших школьников с использованием метода проектов, производилось вторичное диагностическое обследование, формулировались выводы.
     На третьем, оформительском этапе (апрель – май 2016 года) осуществлялась формулировка окончательных выводов, обсуждение результатов исследования, оформление работы.
     Методы исследования: 1) методы теоретического уровня (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение; 2) методы эмпирического уровня (описание передового педагогического опыта, разработка и апробирование диагностического инструментария, описание собственного опыта организации проектной деятельностии использования метода проектов в начальной школе).
	Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в практике преподавания начальной школы.
     Экспериментальная база исследования Троицкая СОШ № 5, пос. Троицкий, Талицкий район, Сверловская область.В эксперименте участвовало 25 человек. 
     
     
     

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.
Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих  умений младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способеностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ФГОС определяет состав коммуникативных действий, куда входят: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. У педагога возникает необходимость в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции учащегося.
     Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
     Когнитивный компонент образует знания о ценностно- смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях.
     Ценностно – смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. В младшем школьном возрасте следует формировать нравтсвенные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).
     Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Коммуникативная компетентность младшего школьника базируется на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к другим людям, справедливости, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.
     Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнера. Обозначенные составляющие эмоционального компонента вырабатываются у младшего школьника.
     Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

1.2. Формы и методы развития коммуникативных компетенций младших школьников в образовательном процессе (здесь же анализ проблем развития и оценки коммуникативных компетенций
Методы обучения, организационные формы, средства формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии обучения.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
по источнику передачи и восприятия учебной информации;
словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссии, конференции)
наглядные (иллюстрации, демонстрации)
практические (лабораторные опыты, упражнения)
по логике передачи и восприятия учебной информации;
индуктивные
дедуктивные
репродуктивные
по степени самостоятельности мышления обучающихся;
проблемные
проблемно-поисковые
эвристические
по характеру управления учебной работой;
самостоятельная работа
работа под руководством учителя
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
стимулирование интереса к учению;
познавательные игры
учебные дискуссии
создание ситуации занимательности
создание ситуации успеха
стимулирование долга и ответственности;
убеждения
предъявление требований
поощрение и порицание
Методы контроля и самоконтроля в обучении;
устный контроль и самоконтроль;
письменный контроль и самоконтроль;
лабораторно-практический контроль и самоконтроль [1];
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная (работа учителя сразу со всеми учащимися в едином темпе с общими задачами);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах);
индивидуальная (взаимодействие учителя с одним учеником);
коллективная.
Средства формирования и развития коммуникативной компетенции:
технические средства;
видеоматериалы;
учебники;
справочники;
научно-популярная литература;
конспекты лекций;
упражнения;
статьи;
Технологии обучения, способствующие формированию и развитию коммуникативной компетенции:
групповые;
информационные;
проблемные;
коммуникационные.




1.3. Коллективный проект как метод развития и оценки коммуникативных компетенций младших школьников
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации [1]. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность. Похожая статья: Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2]. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [4].

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Александрова Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-4.
2. 
3. В рамках нового федерального государственного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть, каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие ее на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Т
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Как отмечает О. Е Жиренко: «В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов». 
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ: 
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность. 
2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. 
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности. 
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному». 
Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. «Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.


Выводы по главе 1
     Анализ психолого - педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы развития компетенций у младшихшкольников посредством метода проектов.

Глава 2 .

2.1. Актуальный уровень развития коммуникативных компетенций младших школьников
2.2. Опыт разработки и апробирования метода коллективных проектов, направленных на развитие коммуникативных компетенций младших школьников
2.3. Динамика уровня развития коммуникативных компетенций младших школьников



  2.3. Опыт организации проектной деятельности в начальной школе

   Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д. Однако в процессе работы над проектом могут возникнуть трудности объективного характера. Это связано с рядом специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогам начальных классов.
   По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст 6-10 лет является сензитивным периодом для воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциал оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, помогает избежать отрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Такой подход ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.
   Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
- сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым мы относим:
-  умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
   Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону - построение высказываний (обращенность, адресность высказывания, внимательное слушание от начала и до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону - содержание высказываний (доказательность, обоснованность предлагаемой точки зрения, положительная направленность, доброжелательность высказываний, конструктивность при критике). 
   Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступаетразвитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
   При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
   К «интеллектуальной зрелости» относятся также наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
   Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с I по IV класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста — теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
   В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
— адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
— обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
— выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
   Возможности технологии проектного обучения и социализации младшего школьника проявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника (см. табл.), которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. [4]
   
   
   
   Таблица 2
   Структура деятельности учителя и младшего школьника
   при использовании метода проектов
   
Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует  прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

  Основываясь на этом, можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
­ исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
­ социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
­ оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
­ информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
­ презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
­ рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
­ менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
   Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. 
   Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
   Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
   Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?»
   Большого внимания от учителя начальных классов требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
   Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны», «Великая Отечественная война в историях наших семей» и др.
   Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей — важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Практика показывает, что совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
   Работа по проекту состоит из нескольких этапов:
   1-й этап: определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.
   2-й этап: происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. Результаты этой работы можно отображать в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).
   3-й этап: осуществля.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44