VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие эстетического вкуса обучающихся с помощью техники канзаши в дополнительном образовании

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014038
Тема: Развитие эстетического вкуса обучающихся с помощью техники канзаши в дополнительном образовании
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. И. НОСОВА»

Институт Строительства, архитектуры и
искусства                                                           
Кафедра – Художественной обработки        
материалов                                                                  
Направление – Педагогическое образование                                                 
Профиль – Технология и Информатика

Допустить к защите
Заведующий кафедрой
С.А.Гаврицков /___________/
«____»_____________20____г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Обучающегося: Ляминой Дианы Азатовны
На тему: Развитие эстетического вкуса обучающихся с помощью техники канзаши в дополнительном образовании



     Состав выпускной квалификационной работы:
1. Пояснительная записка на 69 страницах.
2. Практическая часть. Свадебный набор в технике канзаши.




     Руководитель ________ «___»_____20___г. к.п.н., доцент кефедры ХОМ,
Аверьянова Татьяна Александровна



Нормоконтроль и проверка 
на антиплагиат выполнены.
Оригинальность текста ____ %                                                  Обучающийся _____________
                                                                                (подпись)

________________/ ________________                                     «____»_____________20____г.
(подпись,дата)                   (Ф.И.О.)




Магнитогорск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. И. НОСОВА»

Институт Строительства, архитектуры и
искусства                                                           
Кафедра – Художественной обработки        
материалов                                                                  
Направление – Педагогическое образование 
Профиль – Технология и Информатика

Допустить к защите
Заведующий кафедрой
С.А.Гаврицков /___________/
«____»_____________20____г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ

       Тема: Развитие эстетического вкуса обучающихся с помощью техники канзаши в дополнительном образовании

     Обучающемуся Ляминой Диане Азатовне


Тема утверждена приказом №10-35/733 от 13.04.2018
Срок выполнения «____»_____________20____г.

Исходные данные к работе:
1. Богданцев, А.С. Дополнительное образование обучающихся в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / А.С. Богданцев // ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования: Научно-методический журнал / ГБОУ ДОД ДУМ СПб. – 2014. – №1(3). – С.6 – 92. 
2. Бычков, В.В., Маньковская Н.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта / В.В. Бычков // Вестник славянских культур. – 2016. – Т. 40, № 2. – С. 203–218.
3. Пивоев, В.М. Эстетика: учебное пособие / В.М. Пивоев.– М.: Директ-Медиа, 2013. – 303 с.
Перечень вопросов, подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе:

1. Анализ педагогической и специальной литературы
2. Развитие эстетического вкуса на занятиях по технике канзаши в дополнительном образовании
3. Разработка планов-конспектов занятий по технике канзаши в дополнительном образования


Руководитель:  ________________ «____»____________ 20____г.

Задание получил: ______________ «10» октября 2017 г
ОТЗЫВ
РЕФЕРАТ
     Выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие эстетического вкуса обучающихся с помощью техники канзаши в системе дополнительного образования».
     Работа содержит: страниц – 69, таблиц – 4, иллюстраций – 20, список использованных источников – 31.
     Ключевые слова: дополнительное образование, эстетическое развитие, техника, канзаши, свадебный набор, возрастные особенности обучающихся, технологический процесс создания изделий.
     Объект исследования – система дополнительного образования.
     Предмет исследования – процесс развития эстетического вкуса у обучающихся в дополнительном образовании с помощью техники канзаши.
     Цель работы – развить эстетический вкус у обучающихся с помощью техники канзаши в дополнительном образовании. 
     Сделан обзор  эстетического вкуса, рассмотрены методы его развития. Были  разработаны конспекты занятий по технике канзаши для развития эстетического вкуса в дополнительном образовании. Определили, что изготовление сувениров в технике канзаши развивает художественный вкус, приучает к аккуратности, воспитывает терпение.
     Была рассмотрена такая техника декоративно-прикладного искусства как канзаши, изучены его базовые стили и техники, используемые материалы и инструменты.
     Сделан вывод о том, что данная квалификационная работа может использоваться в качестве методических рекомендаций учителями технологии, руководителями кружковой деятельности, а также студентами при прохождении педагогической практики.
     
     
     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ	9
1.1 Психолого-педагогические особенности обучающихся 12 - 14 лет	9
1.2 Развитие эстетического вкуса обучающихся в дополнительном образовании	14
1.3 Методы и формы организации работы с обучающимися в дополнительном образовании	19
Выводы по первому разделу	24
2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАДЕБНОГО НАБОРА В ТЕХНИКЕ КАНЗАШИ	27
2.1 Историческая справка о технике канзаши	27
2.2	Технология изготовления свадебного набора в технике канзаши	31
2.3 Разработка календарно-тематического плана и планов-конспектов занятий на тему «Техника канзаши»	42
Выводы по второму разделу	62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	66
ПРИЛОЖЕНИЕ А	70

     

     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность. Среди целей воспитания подрастающего поколения важное место занимало и занимает всестороннее и гармоничное развитие ребенка – его формирование как личности, которая сможет не только сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, но и понимать и ценить прекрасное. В контексте достижения данной цели сегодня актуальной задачей становится формирование базовой культуры учащегося и его эстетических вкусов.
     Проблема эстетического воспитания на сегодняшний день действительно является актуальной, и ее решение предполагает формирование эстетических взглядов, вкусов, идеалов ребенка. В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен учебной деятельностью, то в подростковом возрасте начинают преобладать другие интересы. Для того, чтобы возродить интерес к учебной деятельности, необходимо выйти за рамки традиционного обучения. Важнаярольздесьотводитсяобучениювдополнительномобразовании.Тольконаправленноепедагогическоевоздействие,вовлечениедетейвразнообразнуюхудожественнуюдеятельностьспособнообеспечитьи поддержать достаточный интерес к обучению. 
     Объект исследования–система дополнительного образования.
     Предмет исследования–процесс развития эстетического вкуса у обучающихся в дополнительном образовании с помощью техники канзаши.
     Цель работы– развить эстетический вкус у обучающихся с помощью техники канзаши в дополнительном образовании. 
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
     1.  Представить теоретические основы развития эстетического вкуса у обучающихся 12-14 лет в дополнительном образовании.
     2. Описать технологию изготовления свадебного набора в технике канзаши.
     3. Разработать и представить календарно-тематический план и планы-конспекты занятий на тему «Техника канзаши». 
     Степень разработанности проблемы. Проблемамразвитиятворческихуменийучащихсявучебнойэстетическойдеятельностиуделеновниманиевработахиисследованияхпедагоговипсихологов(А.Банфи,Н.С.Боголюбова,И.П.Волкова,Л.С.Выготского,В.П.Зинченко,Е.И.Игнатьева,В.С.Кузинаидр.),висследованияхпопроблемамэстетическогоразвитияивоспитания(М.С.Кагана,Т.Я.Шпикаловойидр.).Основные подходы к изучению личностных особенностей младших подростков (И.В.Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, А.А.Реан, A.M. Прихожан, В.А. Прокофьева, Д.И.Фельдштейни др.). Социально-педагогические основы внешкольного воспитания, научное обоснование влияния окружающей среды на формирование личности ребенка разработаны в научных трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
     Исходя из состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей педагогической практики, в предлагаемой работе ставится, как центральная задача – осветить теоретические основы воспитания эстетического вкуса в дополнительном образовании с помощью техники канзаши.
     Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений, нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
     Теоретическая значимость исследования заключается в развитии эстетического вкуса у обучающихся 12-14 лет в дополнительном образовании.  Рассмотрено развитие эстетического вкуса обучающихся в дополнительном образовании, сделан теоретический анализ методов и форм организации работы с обучающимися в дополнительном образовании.
     Практическая значимость исследования:
     1. Разработка календарно-тематического плана занятий в технике канзаши.
     2. Разработка планов-конспектов занятий в технике канзаши. 
     3. Изготовление свадебного набора в технике канзаши.
     Данные разработки могут быть использованы специалистами в дополнительном образовании. 
     Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.  


     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
     1.1Психолого-педагогическиеособенностиобучающихся12 - 14 лет
     Каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. Советский психолог А. Н. Леонтьев определяет ведущую деятельность как «деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности обучающего на данной стадии его развития» [31].
     У школьников 12-14 лет (младших подростков) значительно увеличивается способность к длительной интенсивной работе. В то же время, у детей данного возраста еще сохраняется склонность превращать серьезное дело в игру, им характерны высокая эмоциональность и резкая смена настроения [15]. 
     Память в младшем подростковом возрасте становится более произвольной и опосредованной. При этом в ряде случаев развивающиеся элементы опосредованного запоминания и непосредственная память функционируют независимо друг от друга, т. е. любой материал запоминается только методом повторения. Только при невозможности запоминания данным методом ребенок начинает искать другие способы запоминания. 
     Можно выделить следующие психолого-педагогические особенности школьников младшего подросткового возраста: 
     – учебной деятельности отводится значительная часть времени младших подростков; 
     – у детей данной возрастной категории возможно развитие теоретического мышления; 
     – учебная и игровая деятельность для детей младшего подросткового возраста очень близки и отличаются только мотивом; 
     – мнение товарищей для них более значимо, чем мнение взрослых (родителей, преподавателей); 
     – школьники младшего подросткового возраста могут проявлять стремление к знаниям, вызванное не столько возрастными интересами, сколько желанием показать свою значимость в обществе[20]. 
     В младшем подростковом возрасте основной деятельностью школьников является учебная деятельность, в ходе которой у них формируются основы теоретического отношения к реальности, умения ориентироваться в теоретических формах отношения вещей и взаимодействий людей. В частности, вырабатывается умение оперировать отвлеченными понятиями. Кроме того, у младших подростков, в ходе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности воспитывается умение выстраивать и регулировать общение в самых различных его формах, умение оценивать и контролировать свои действия с учетом мнения окружающих. 
     Этот возраст особенно благоприятен для стимулирования ребенка педагогами, а также развития самосознания, самовоспитания. 
     Подростковому возрасту характерны способность к творческому воображению и фантазии, точность и глубина мыслительной деятельности, повышенный интерес к любимым дисциплинам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всегда стремится выразить свое критическое мнение, проявить свое отношение к окружающей действительности: позитивное или негативное [17]. 
     Постепенно появляется и увеличивается логичность в его суждениях, обобщениях и выводах, речь подростка становится более образной, выразительной и аргументированной. Понимание сути материала идет не через конкретизацию, иллюстрацию, а через логическое мышление, умозаключение. 
     Как уже отмечалось, значимой психологической особенностью данного возраста является поиск сопричастности к окружающему. При этом отсутствие жизненного опыта, доверчивость, психологическая незрелость с одной стороны, и желание самореализоваться, выбиться из-под контроля взрослых, с другой стороны, делают их особенно подверженными различным негативным воздействиям.
     Подростковый возраст является «переходным» прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст активного полового созревания, параллельно ему достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки младшего возраста – учащиеся, находящиеся под опекой родителей или государства. Социальный статус подростка практически ничем не отличается от детского. В психологическом плане данный возраст весьма противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Чувство взрослости – это новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда возникают частые возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом младший подростковый возраст – это период окончания детства и начала «вырастания» из него [11]. 
     Известно, что в сфере развития человека прослеживаются следующие закономерности: 
     – отдельные стороны, компоненты психики и органы человеческого тела развиваются неравномерно относительно друг друга. 
     – в физическом, психическом и социальном плане человек также развивается неравномерно: в какой-то области быстрее, в какой-то медленнее [8]. 
     Данный факт побудил психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития отдельных сторон и свойств растущего человека и темпов его развития. 
     Вместе с тем, специалистами доказано, что темп развития детей и подростков в несколько раз превышает темп развития взрослых. Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других специалистов выявлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Суть данной закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности человека существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое называется сензитивным [16]. 
     Так, например, для интеллектуального развития человека сензитивным периодом является возраст до 13 лет. Но это не означает, что после 13 лет человек перестает интеллектуально развиваться. Интеллектуальные способности человека развиваются в течение всей жизни, но пиком для сензитивного интеллектуального развития являются первые 13 лет жизни [16]. 
     Для подростков характерно желание самоутвердиться, показать свою общественную значимость, обратить на себя внимание окружающих любой ценой. Большинство специалистов связывают это с кризисом полового созревания, который часто преодолевается в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении. 
     Активно развивается процесс социализации подростка. Именно в этот период происходит процесс приобретения подростком социального опыта, выстраивания системы социальных связей и отношений. В процессе социализации подросток приобретает убеждения, одобряемые обществом формы поведения, необходимые ему для нормального существования в обществе. Несмотря на то, что термин «социализация» обозначает процесс, непрерывно протекающий в течение всей жизни человека (люди ежедневно учатся чему-либо новому и оттачивают свои умения и навыки), он чаще всего употребляется применительно к периоду детства и юности [30]. 
     Также формируется миропонимание подростка, развиваются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не совсем устойчивы, но уже играют главную роль в его поведении и поступках. 
     Именно в подростковом возрасте происходит разрушение мнимых идеалов, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, отчужденности, резким перепадам настроения подростка и вспышкам гнева. Благородные порывы детей подросткового возраста часто остаются непонятыми взрослыми. Более того, лицемерие и открытая ложь взрослых не остаются бесследными для неокрепшей, легко ранимой подростковой души. 
     Поскольку в данном возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают всеми этими качествами. Авторитетом среди детей в данном возрасте могут пользоваться и явные хулиганы и преступники, которые «ничего не боятся» и которым «все разрешено». Попадая под их влияние, подростки быстро перенимают их жестокость и приемы аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки попадают в референтные группы и в так называемые группировки, а затем втягиваются в среду правонарушителей. Девочки в подростковом возрасте также легко могут попасть под влияние мнимых кумиров и вымышленных идеалов. Некоторые девочки позитивно относятся к проституции, не осуждают е? и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами и правонарушителями [28]. 
     В подростковом возрасте возникает и масса других проблем. Нередко причиной этих проблем выступают инфантилизм, безразличие ко всему тому, что предлагают взрослые. 
     
     1.2Развитиеэстетическоговкусаобучающихсявдополнительномобразовании
     Анализ специальной научной литературы показывает, что эстетический вкус понимается как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [4].
     В научном обществе сформировались два подхода к пониманию сущности эстетического воспитания. Одни специалисты под эстетическим воспитанием понимают «воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности» [1], другие – «систему мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2]. Общим для обоих подходов является утверждение того, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и развивать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Различие заключается во взглядах на деятельностную сторону воспитания. В первом случае данный аспект вовсе не рассматривается, во втором – актуализируется: эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцанием, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. 
     Обращение к трудам исследователей, которые занимались и занимаются проблемой эстетического воспитания в целом, показывает, что важным условием воспитания эстетического вкуса является система эстетического воспитания в целом, ориентированная на формирование у детей эстетических потребностей и убеждений, эстетического идеала, стремления к творчеству и эстетической деятельности. 
     Существует два основных подхода, которые необходимо знать при реализации процесса формирования эстетических вкусов учащихся: культурологический и ценностный.
     Культурологический подход, как отмечает в своих публикациях Н. Б. Крылова, изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит в деятельность взрослого и ребенка критерии продуктивности и творчества [20].
     Ценностный подход, по мнению В. П. Бездухова, связан с реализацией ценностей, ценностного отношения субъекта к объекту: «В формировании такого отношения следует видеть сущность ценностного подхода к приобщению учащихся к ценностям, которые определяют, в свою очередь, ориентацию учителя на развитие и становление ребенка как личности, индивида и субъекта деятельности» [21]. За основу ценностного подхода берется понимание мира культуры, картины мира, которая адаптируется к действиям и поведению окружающих, и освоение «опытным путем» культурных норм и ценностей. Реализация данных подходов в комплексе позволит развить структурные составляющие эстетической культуры учащихся: когнитивный, ценностный, эмоциональный компоненты.
     Процесс формирования у детей эстетической культуры, эстетического отношения к нравственным ценностям проходит в две стадии, неразрывно связанные между собой, обуславливающие друг друга. Первая состоит в том, что по мере взросления ребенок усваивает определенные социальные установки. Наряду с этим педагоги целенаправленно стремятся сформировать его представление об идеале – прежде всего с помощью вербально-изобразительных средств. Вторая стадия – практическая реализация идеальных представлений в жизни. Реальная борьба за осуществление эстетических идеалов как социально обусловленных представлений о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве способна превратить их в органическую часть мировоззрения, в действенный фактор воспитания и самовоспитания [30].
     До сознания каждого человека необходимо донести понятие красоты и благородства человека. Ученики уясняют себе, что поступать в интересах товарищей и всего общества – значит поступать красиво. Эстетика поведения – внешнее проявление внутренней моральной культуры. Главнейшим средством формирования эстетической культуры детей является искусство, отражающее окружающую действительность с помощью чувственно воспринимаемых художественных образов и воздействующее через эти образы на сознание и чувство ребенка. Воспитательное значение искусства двояко: с одной стороны, оно доставляет человеку глубокое наслаждение, эстетически развивает его, а с другой – является важным средством восприятия жизни.
     Эстетическое познание природных и социальных явлений, окрашенных присутствием в них элемента красоты, сопровождается совершенствованием художественного вкуса, развитием эстетического идеала, появлением чувства эстетических переживаний, развитием умения видеть, чувствовать красоту и гармонию и оценивать их с эстетической точки зрения. Немаловажная роль в данном случае отводится образовательному процессу в школе. Приобщая к красоте искусства и самой разнообразной деятельности, школа вырабатывает в ребенке способность творчески воспринимать любое проявление эстетического, формирует потребность в эстетическом, совершенствует навыки оценки любого явления искусства и действительности [11]. Годы обучения в средней  школе – наиболее интенсивный период формирования эстетической культуры человека. Немаловажным инструментом формирования эстетической культуры школьников являются уроки музыки. Пробуждая в детях самые разные чувства – от простого удовольствия до глубокого душевного переживания, чувства ответственности перед окружающими и нескончаемой любви к своей Родине, – музыка помогает развитию эстетических вкусов и оказывает положительное влияние на характер и поведение человека. Музыка, пение имеют непосредственное воспитательное значение, так как совместные переживания возвышенных, героических или лирических чувств, заключенных в музыке, объединяют и сплачивают детей. Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит музыкальный слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем чаще школьники вовлекаются в практическую исполнительную деятельность. Такое же огромное значение в вопросах формирования эстетической культуры имеют уроки рисования [9].
     Средствами живописи, скульптуры, графики, архитектуры выражается красота жизни, природы и общества, бичуется все низкое и отвратительное, выражаются самые высокие мысли, чувства и стремления людей. В процессе приобщения к изобразительному искусству начинает развиваться умение понимать и тонко чувствовать прекрасное. У отдельных учеников в процессе восприятия формируется и умение самому создавать произведения живописи, скульптуры и др. Но эстетическое воспитание может и должно осуществляться не только в искусстве, но и при изучении деловых статей, решении математических задач, выполнении различных упражнений. Оно может быть осуществлено как непосредственно в связи с изучаемым материалом, так и опосредованно – общей организацией урока, мероприятия. В вопросах эстетического воспитания и развития эстетической культуры огромную роль играют не только уроки в рамках образовательной программы, но и внеклассные занятия по русскому и иностранным языкам, литературе, пению и изобразительному искусству. На мероприятиях по русскому языку учащиеся познают всю красоту, силу, выразительность языка, учатся творить с помощью слова, образно рассказывать, воспроизводить образы художественных героев в своем воображении, описывать характер и качества отдельных людей, анализировать их поведение. Осуществляя эстетическое воспитание школьников, рекомендуется больше привлекать учеников к самостоятельной деятельности, попутно развивая их духовные силы и совершенствуя у них художественный вкус. Активное участие самих школьников является важным условием проявления и развития у них эстетических переживаний [17]. 
     Появление эмоций, эстетических переживаний школьников достигается и при реализации игровой формы занятий. Все эстетические переживания детей на уроках, внеклассной деятельности, в процессе физической трудовой деятельности и в повседневной жизни вырабатывают у них способность видеть, понимать, ценить прекрасное во всем окружающем и желание участвовать в его создании. Эстетические переживания развивают у детей и умение более глубоко понимать прекрасное в искусстве, так как предварительно развиваются определенные эстетические представления. Тем самым формирование эстетической культуры учащихся через различные формы работы в образовательном процессе будет способствовать одновременно и нравственному, и интеллектуальному развитию их личности.
     Систематические занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования создают наиболее благоприятные условия для формирования художественно-эстетического вкуса воспитанника [13]. Это – та утонченная и изящная среда, где удовлетворяется природная эстетическая потребность ребенка в общении с прекрасным, где воспитывается его творческая неповторимость и индивидуальность. Воспитанник, обладающий сформированным художественно-эстетическим вкусом, не станет неразборчивым потребителем, но будет уважительным к законам красоты (законам мироздания), а в этом и заключается высшее проявление эстетики. 
     

     1.3Методы и формы организации работы с обучающимися в дополнительном образовании
     Дополнительное образование – это процесс свободно избранного обучающимся освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности ребенка, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования [18]. Дополнительное образование направлено на выработку и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, совершенствование культуры здорового и безопасного образа жизни, содействие укреплению здоровья, а также на организацию их свободного времени.
     Главное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. 
     Успех занятия в школьном коллективе зависит от выбора методов его организации. Методика в образовании – это описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [24].
     Рассмотрим виды методов.
     Метод проектов – метод обучения, по которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. 
     Метод рейтинга – определение оценки деятельности коллектива, личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.
     Методы контроля и самоконтроля в обучении - методы получения информации преподавателем и учащимися о результативности процесса обучения. Позволяют выяснить, насколько готовы дети к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т.д. Подразделяются на устные, письменные, практические, графические, программированные, наблюдение, самоконтроль. К ним относятся: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности учащихся, тренинги, создание контрольных ситуаций, психодиагностика [24].
     Методы организации деятельности и опыта поведения – способы выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Реализуется посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).
     Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – это группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
     Методы самостоятельной работы – это самостоятельная работа учащихся, выполняемая ими по заданию преподавателя и при его непосредственном или опосредованном руководстве, а также самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика.
     Демонстрация и наблюдение.
     Главной отличительной чертой данных методов является то, что основным источником информации при их реализации является не слово, а различные объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто применяются в сочетании со словесными методами (с целью подкрепления информации, полученной от педагога), но могут использоваться и с элементами проблемного обучения, носить творческий характер [19].
     Игровые методы. Познавательная игра (дидактическая) – это специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой ученикам предлагается найти выход. Главная цель такого метода – стимулировать познавательный процесс у учащихся. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает в роли активного преобразователя действительности.
     Практические методы. Упражнение – это способ систематической и эффективной отработки умения и навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе общения учеников с преподавателем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Они делятся на два вида: воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или умения, вторые – совершенствованию способностей и дарований детей [7].
     Лабораторный эксперимент – метод обучающего взаимодействия педагога и учеников на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
     Практические работы по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным, но, как правило, проводятся в мастерских, на участке, при работе на компьютерах, тренажёрах.
     Грамотно составленный план занятия, разработка основных моментов каждого из этапов, реализуемых методов обучения и контроля, придает даже педагогу с большим стажем большую уверенность в своих возможностях, и будет способствовать достаточно высокой результативности как занятия, так и образовательного процесса в целом.
     Занятия могут быть организованы по классическим и нетрадиционным моделям. К классическим видам относятся: лекции (изложение преподавателем предметной информации); семинары и коллоквиумы (заранее подготовленные доклады и публичные выступления в группе с дальнейшим обсуждением); дискуссии (рассмотрение спорных вопросов с целью отработки умения высказывать и отстаивать свою точку зрения); конференции (совещания для обсуждения проблемных тем и выработки совместных решений); экскурсии, научные экспедиции (поездки с ознакомительными и информационными целями); туристические походы (выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление); обучающие игры (моделирование различных жизненных ситуаций с дидактической целью) [12].
     Применение на уроках нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение нетрадиционных уроков свидетельствует о попытках педагогов перейти за рамки общепринятых норм в построении структуры учебного занятия. Одним из главных мотивов реализации нетрадиционных занятий в рамках дополнительного образования является развитие творческо-поисковой активности детей.
     В нетрадиционных формах обучения деятельность педагога меняется глобальным образом. Если раньше главной задачей педагога было «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» подопечным, то сейчас его цель – организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи [12]. Педагог начинает выступать в роли режиссера мини-спектакля, который разыгрывается непосредственно в процессе деятельности. 
     Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.
     Замысел – формируется из следующих компонентов: определение временных рамок, темы, типа занятия; выбор наиболее подходящей нетрадиционной формы; выбор форм учебной воспитательной работы. При выборе форм учебной работы следует учитывать два решающих фактора: особенности и возможности выбранной формы; характеристики аудитории (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44