- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000621 |
Тема: | Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Институт педагогики и психологии Кафедра дошкольной и социальной педагогики Специальность 050400.62 – «Психология и педагогика дошкольного образования» Выпускная квалификационная работа студентки заочной формы обучения, 5 курса, группы ДП-51 Созоновой Надежды Николаевны на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники» Допустить к защите Научный руководитель: Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент канд.пед. наук _________ И.Н. Андреева __________ О.А. Петухова «__» ________ 2016 Рецензент: канд.п.наук…. __________ Студент(ка): _________ Н.Н.Созонова Йошкар-Ола 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………… 1. Теоретические исследования развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники…………………….……… 1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………. 1.2. Особенности развития связной речи у дошкольников 5-6 лет…………………………………………………………………………… 1.3. Использование мнемотехники как средства развития связной речи…………………….…………………………………………………… Выводы по первой главе…………………………………………………. 2. Содержание работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники………………………..…… 2.1. Диагностика уровня развития связной речи у детей 5-6 лет………. 2.2. Система занятий по развитию связной речи с использованием мнемотехники…………………………………………………………....... 2.3. Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники……….…………………………………….. Выводы по второй главе…………………………………………………… Заключение………………………………………………………………….. Список использованных источников и литературы……………………… Приложение………………………………………………………………………… Введение Ни один тип человеческой деятельности не обходится без употребления речи. Она необходима везде. От того, насколько правильно сформирована речь ребенка, зависит возможность его обучения, поэтому важнейшей целью развития малыша считается становление речи. Грамотная, чистая речь — одно из основных условий нормального формирования человеческой психики. Речь помогает детям быстро и незаметно включиться в социум, познать окружающую среду, выражать свои требования, мысли, желания. Формировавшаяся десятилетиями отечественная концепция дошкольного образования испытывает значительные преобразования. Был утвержден Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Такие реформы потребовались в связи с осознанием роли дошкольного воспитания в обучении и развитии детей. Возникла необходимость обеспечить дошкольников качественным образованием. При глубоком исследовании образовательных сегментов ФГОС и недавно появившихся целевых ориентиров выяснилось, что становление речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста по-прежнему считаются самыми злободневными задачами. В последнее время отмечается увеличение процента числа дошкольников, имеющих определенные проблемы в обучении речевым навыкам. Поэтому необходимость использования новейших приемов для воспитания речевой деятельности принимает масштабный характер. Как можно определить связную речь? Это не только череда фраз и слов. Это четкая, логичная последовательность взаимосвязанных, проистекающих друг из друга мыслей, которые выражены определенными словами в верно составленных предложениях. Каждый малыш должен уметь связно, осмысленно и грамматически грамотно формулировать мысли. Однако это не должно лишать речь выразительности, живости, непосредственности. Мир мыслей и речь неотделимы: связность изложения мыслей отражена в связности речи. В верно построенной речи находит свое выражение логическое мышление малыша, его способность осмысливать, понимать воспринимаемую реальность и выражать это понимание в четкой, последовательной речи. Судить о степени речевого развития малыша можно по тому, как он строит свои высказывания. То, насколько успешным будет школьный процесс обучения, зависит от уровня владения ребенка правильной речью. Умение воспроизводить тексты и воспринимать их, способность дать развернутый ответ на предложенную задачу, самостоятельно логически излагать свои рассуждения — подобные действия требуют серьезной базы в виде достаточно развитой речи. Чтобы понять актуальность и ход становления речевых способностей, стоит обратиться к теории порождения речевого высказывания. Ее положения разрабатывались представителями как отечественной, так и иностранной педагогики. Первым научную основу под указанную теорию подвел Выготский Л.С. Обоснованием послужила концепция о единстве речи и мыслительных процессов, учение о структуре внутренней речи, связь понятий «значение» и «смысл». По мнению Выготского, процесс перерождения мысли в речь ведет свое начало «от мотива, служащего основой для зарождения мысли, перехода к оформлению этой мысли, восприятия информации, опосредования ее сначала во внутреннем, затем во внешнем слове [11, с.73]. Теория Выготского Л.С. отразилась и в трудах других российских специалистов (Зимняя И.А., Леонтьев А.А., Жинкин Н.И., Лурия А.Р.). Так, Леонтьев выдвинул мысль о подсознательном программировании речи, которое он рассматривал как процесс создания структуры будущего высказывания. Указанная выше проблема определила наш выбор темы исследования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники». Объект исследования. Связная, логически построенная речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования. Развитие связной речи у старших дошкольников с помощью мнемотехники. Цель нашего исследования. Изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. Гипотеза исследования. Предположение о том, что степень развития связной речи у старших дошкольников можно повысить с помощью мнемотехники. Для достижения данной цели необходимо: Выполнить анализ научно-методической литературы по указанному вопросу. При помощи мнемотехники выявить отличительные черты связной речи детей старшего дошкольного возраста. Представить структуру обучения по развитию связной речи у старших дошкольников (выбрать для этой цели наиболее подходящие, эффективные методики, игровые средства, занимательные приемы, которые способствуют мотивации обучающихся к работе с речевой деятельностью, осуществить разработку занятий). Осуществить анализ итогов трех видов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. Для решения указанных задач и проверки поставленной гипотезы использовались следующие методы: 1. Теоретические. Анализ и подробное изучение литературы по указанной проблеме; 2. Практические. В первую очередь - педагогический эксперимент. Диагностические методики: комплексное обследование связной речи по Глухову и исследование связной речи Н.В.Нищевой. 3. Статистические. Обработка результатов с количественной и качественной стороны, графический анализ полученной информации. Практическая значимость работы: исследование может выступать в роли методического пособия для специалистов педагогической сферы (воспитателей, психологов МДОУ) и родителей. Опытно-экспериментальная база работы. МДОУ «Детский сад «Колосок», г. Йошкар-Ола, группа №1 старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек (экспериментальная группа), старшая группа старшего дошкольного возраста №2 в количестве 22 человек (контрольная группа). Структура работы. Ведение, две главы (теоретическая и практическая часть), заключение, изложенные на 42 страницах, список литературы, приложения. 1. Теоретические исследования развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники 1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования Связная речь — это цельное, развернутое, осмысленное высказывание (ряд взаимосвязанных предложений), которое способно обеспечить коммуникативную связь с другими индивидами. С.Л.Рубинштейн под связностью подразумевал соответствие словесного выражения мысли произносящего или пишущего параметрам доходчивости для представителя социума, будь то слушатель или читатель [37, c.256]. Отсюда следует, что важнейшая характеристика связности речи — это ее доходчивость для остальных участников беседы. Леушина А.М. под этим термином понимала речь, отражающую значимые моменты собственного содержания. Несвязность речи возникает в двух случаях. Первый: неосознанность связей между словами и фразами в мыслях говорящего, второй — недостаточная представленность этих связей в самой речи [31, c.78]. Термин «связная речь» имеет несколько смысловых значений: 1) деятельность говорящего; 2) итог этой деятельности; 3) обозначение раздела работы по воспитанию речевых навыков. Многие российские ученые занимались изучением отличительных черт связной речи. Среди них можно назвать Сохина Ф.А., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л. и др. С.Л. Рубинштейн дает связной речи определение как понятной на базе только ее содержания без вспомогательных инструментов [37, c.167]. По словам Сохина Ф.А., за становление связной речи отвечает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка, качество его мышления, уровень его наблюдательности, жажды познания, восприятия окружающей среды[36, c.84]. «Дети, стараясь научиться владеть речью, идут от простого к сложному, от частного к целому, от слова к словосочетанию, следом — к коротким, трех- и четырехсложным, потом уже к сложным фразам. Завершающим этапом является последовательная, осмысленная речь, состоящая из ряда сложных предложений», - таково мнение Л.С.Выготского [11, c.207]. В психологическом плане, со стороны самого говорящего, любая речь, передающая требование, мысль, относится к связной. Однако в процессе развития формы связности претерпели определенные изменения. Поэтому терминологическое значение словосочетания «связная речь» подразумевает отражение всех значимых связей своего содержания в словесном плане. По словам Рубинштейна С.Л., «связность — это соответствие словесного оформления мыслей пишущего или говорящего параметрам понятности для читающего или слушающего. Связная речь должна быть ясна, доступна пониманию только на основе собственной структуры и содержания [37, c.148]. Рассматривая речь, Тихеева Е.И. говорит о неотделимости её от мыслительного процесса. «Именно связная речь способна отразить всю глубину логического мышления, способность ребенка рассуждать о воспринятых явлениях и выражать мысли в четкой, последовательной речи. По умению малыша выстраивать высказывания судят о степени развития его речи [43, с.59]. Леонтьев А.А. говорит о речи как о последовательности взаимосвязанных мыслей, выраженных словесным образом в грамотно выстроенных предложениях. Малыш учится думать, рассуждать мысленно в процессе обучения речевой деятельности. И в то же время он развивает и речь, обучаясь правильно мыслить [30, с.49]. Сохин Ф.А. направляет свое внимание именно на связь речи и умственных способностей, становления детского восприятия, любознательности, умения замечать детали окружающей обстановки [36, с.126]. Текучев А.В. под данным термином в самом широком его значении понимает любую речевую единицу, базовые языковые составляющие которой выглядят как одно целое, сформированное по законам грамматики и логики. Соответственно, по Текучеву любое «отдельное предложение подлежит рассмотрению как вид связной речи» [22, с.62]. Этот термин равноценно относится к обеим формам речи : как к монологу, так и к диалогу. Независимо от формы речи, главным фактором возможности находить общий язык с собеседником является именно связность речи. Чтобы ребенок мог овладеть данной стороной речи, необходимо воспитывать умение составлять связные предложения, высказывания. Под понятием «высказывание» подразумеваются коммуникативные единицы, которые характеризуются конкретной грамматической или содержательной структурой и смысловой законченностью (Леонтьев А.А). Перечислим значимые характеристики развернутого высказывания любого типа (повествовательного, описательного и т. д.): - последовательность; - связность; - логико-смысловая композиция; - соответствие организации сообщения теме высказывания и задаче [30]. Связность устного высказывания в специализированной литературе определяется следующими параметрами: - связь между частями повествования по смыслу; - связь между отдельными предложениями грамматического и логического характера; - связь между коммуникативными единицами (частями предложения); - законченность мысли. Литература нашего времени использует категорию «текст», чтобы охарактеризовать связную речь. Базовый признак текста — связность его частей грамматически, тематически, структурно и по смыслу. Осмысление этого факта необходимо для разработок методов воспитания навыков речевой деятельности. Работы Т.А. Ладыженской раскрывают такие признаки связности повествования, как присутствие синтаксических связей между отдельными текстовыми единицами, поочередное раскрытие сути сообщения в последовательно идущих частях, связь рематических и тематических компонентов в структуре текста и внутри предложений. Что касается синтаксиса, то он играет особенную роль в синтезе фрагментов сообщения в единое целое. Происходит это с помощью средств связи между и внутри предложений — местоимения, служебные слова, лексический повтор и т.д. [21]. Вторая, не менее важная составляющая связной речи — последовательность изложения событий, мыслей. Проблемы с последовательностью нарушают структуру всего текста и отрицательно сказываются на связности рассказа. Самый распространенный ее вид - последовательность сложных соподчиненных отношений: - качественных; - причинно-следственных; - пространственных; - временных. Препятствиями к последовательному изложению мыслей служат перестановка отдельных фрагментов, пропуск части рассказа, смешение (малыш, не закончив одну мысль, начинает другую, а затем снова возвращается к первой и т.д.) [21]. Другой автор считает, что связность высказывания предопределяется его логически-смысловым устройством, которое на уровне текста выглядит как сложная, единая конструкция и имеет в своем составе отдельно логическую составляющую и предметно-смысловой компонент. Последний демонстрирует, насколько адекватно восприятие реальных явлений и объектов. Логическая же составляющая отображает ход самой мысли (Зимняя И.А.). Именно умение организовывать высказывания правильно с логико-смысловой стороны позволяет спланированно выразить свои мысли, то есть осуществлять свою речевую деятельность осознанно и произвольно. При этом индивид следует «внутренней логике» при определении структуры отношений между объектами. Самое простой вид смысловой связи — связь, наглядно показывающая взаимодействие двух понятий. Элементарный подвид межпонятийной связи — предикативная смысловая связь. Именно она формируется раньше всех остальных в процессе личного развития [21]. В трудах специалистов так же подвергаются анализу отдельные элементы механизма создания текста, который рассматривается как продукт речевой деятельности (сюда относится внутренняя речь, формирование программы речевого единства в виде поочередных смысловых «зарубок» и др.). Особое внимание уделяют значению кратковременной и долговременной памяти в процессе организации речевого высказывания (Зимняя И.А., Жинкин Н.И. и т.д.). Понимание механизма формирования связной речи (таких его элементов, как общая структура высказывания, отбор слов и последовательное их размещение в соответствии с мыслью и избранным синтаксисом, контроль за полноценной реализацией мысли в словесной форме) требуется для анализа ее состояния у детей. Речевая деятельность и ее продукт (конкретное речевое произведение) — эти два понятия объединяет термин связное высказывание. Его фундамент — это смысл (по Львову М.Р., Ладыженской Т.А.) Связная речь — это структурное и смысловое целое, которое объединяет между собой законченные, но связанные тематически фрагменты. Главная её функция — коммуникация, которая реализуется в формах монолога и диалога. Каждая из форм имеет отличительные черты. Эти особенности преопределяют природу метода их организации [40]. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: