- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка теоретических основ института ликвидации юридического лица
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010231 |
Тема: | Разработка теоретических основ института ликвидации юридического лица |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………..2 Глава 1. Понятие и признаки юридического лица……………………………...8 Глава 2. Основания и порядок ликвидации юридического лица ……………12 Глава 3. Специальные случаи ликвидации юридического лица……………17 Заключение…………………………………………………………………...….22 Список использованной литературы…………………………………………...24 Введение Актуальность темы исследования. Развитие российского общества и переход этого общества к жизни в условиях рынка, масштабные экономические преобразования, радикальные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений — всё это наравне с иными факторами непременно влечёт существенное оживление гражданского оборота. Юридические лица, без всякого сомнения, играют в нем немаловажную, едва ли не самую важную роль, в частности, в сфере предпринимательской деятельности. В то же время с преобладающим большинством коммерческих организаций возрастает число некоммерческих организаций, вызванноеувеличением роли гражданского общества в целом и, конечно же,всевозможных его институтов. Физические лица рождаются, живут и умирают. В свою очередь юридические лица создаются, действуют и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Как известно, процесс создания и прекращения деятельности юридических лиц происходит беспрерывно. Эти лица, находясь в отличие от физических лиц искусственными общественными образованиями, которые люди создают по своей воле, не являются чем-то условным, а существуют в нашем обществе, становятся объективной реальностью, устанавливают с другими субъектами гражданских правоотношений различные социальные связи. Очевидно, юридические лица, которые создают учредители по своей воле, прекращают свою деятельность не по законам природы, а все по той же воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации). Иными словами, продолжительность «жизненного цикла» юридических лиц целиком и полностью зависит от чужой воли, а потому их «смерть» никогда не бывает «естественной»; одним словом, она всегда «насильственна». Таким образом, актуальность исследования даннойпроблемы, которая в значительной мере затрагивает ликвидацию юридических лиц, обусловлена, прежде всего, повышенной общественной значимостью этого правового института. Об этом свидетельствуетпостоянное совершенствование соответствующих норм гражданского права путём внесения изменений и дополнений различного рода в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации. Серьезную значимость в правовом регулировании института ликвидации юридических лиц имеет принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1, который также непрерывно совершенствуется. Законодательство о ликвидации юридических лиц, а наравне с ним и практика применения этого законодательства требуют беспрерывного изучения и анализа, целью которого является своевременное выявление основных установок, понимания проблем, вызванных постоянно изменяющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права. Отсюда следует, что проблемы правовой регламентации ликвидации юридических лиц практически не могут утратить актуальности. Степень разработанности проблемы. Проблемыотносительно гражданско-правового статуса юридического лица, его сущности, правосубъектности, а наряду с этим и порядка их создания и прекращения, всегда были и остаются предметом наиболее пристального внимания учёных-цивилистов не только современной науки гражданского права, но и дореволюционной России2, а также советского периода3. Проблемы, касающиеся прекращения юридического лица, безусловно, вызвали в науке активный интерес. Но в учебниках по гражданскому праву, в монографиях, диссертациях, научных статьях вопросы ликвидации юридического лица в лучшем случае рассматривались в сравнении с его реорганизацией, причём реорганизации уделялось существенное внимание. Законодательство о ликвидации юридических лиц в большей степени воспринималось учёными «как данность»; оно комментировалось, ему давалось определённое толкование с большей или меньшей степенью детализации. Однако противоречий и несовершенств в нём практически не усматривалось, научная полемика по этой проблеме почти отсутствовала. К глубокому сожалению, в науке гражданского права до сих пор нет комплексного монографического исследования, специально посвященного этим вопросам. Тем не менее, вряд ли имеется возможность оспорить наличие надобности во всесторонней и целостной разработке указанной проблемы. Необходимо проверить, насколько отражение в нормах о ликвидации юридических лиц соответствует конституционной идее всемерной охраны и защиты прав и свобод человека, исходя из того, что именно права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов4, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В новом теоретическом уяснении в науке нуждается преобладающее мнение о том, что различия между реорганизацией и ликвидацией юридического лица как оснований его прекращения состоят лишь в наличии или отсутствии универсального правопреемства. Надобно выяснить, что представляет собой каждое из оснований ликвидации юридического лица. Насколько современное законодательство о ликвидации юридических лиц отражает установки современного общества, на каком уровне в нем находится осуществление основных конституционных идей, нужно судить с необходимой оценкой учета как прошлого нормотворческого опыта России, так и зарубежного опыта правовой регламентации ликвидации юридических лиц.Несомненно, требуется историко-сравнительный анализ норм о ликвидации юридических лиц, которые имели место в законодательстве дореволюционной России, законодательстве советского периода и в действующем законодательстве. В значительной мере необходимо выявить все точки соприкосновения института ликвидации юридических лиц с нормами других отраслей права: трудового, уголовного, административного и др. - и тем самым определить оптимальное соотношение в деятельности юридических лиц, в том числе при их ликвидации, частно-правовых и публично-правовых начал. При этом нельзя судить о степени эффективности правовой регламентации ликвидации юридических лиц без полного и всестороннего анализа правоприменительной практики, имеющей место более чем за 10 лет действия соответствующих норм ГК. Прежде всего, правоприменительная, а именно, судебно-арбитражная практика поставила перед законодательством и наукой гражданского права целый ряд проблем, которые требуютнеотложного решения, но не получивших достаточного освещения в науке. С другой стороны, она сама довольно противоречива, поскольку испытывает трудности ввиду несовершенства и недочетов законодательства, а значит, нуждается в рекомендациях учёных. Довольно много теоретических и практических проблем возникло в связи с принятиемвышеупомянутого Закона о государственной регистрации юридических лиц. В отношении государственной регистрации ликвидации юридических лиц применение данного закона породило, как принято говорить, больше вопросов, чем ответов. Всё сказанное также подтверждает актуальность этого исследования. Целями исследования являются разработка теоретических основ института ликвидации юридического лица; оценка уровня соответствия законодательства о ликвидации юридического лица потребностям современного российского общества; выявление в этом обществе недостатков и несовершенств, которые приводят к снижению его эффективности; выработка практических рекомендаций по его совершенствованию; оценка правоприменительной практики с позиций её соответствия действующему законодательству о ликвидации юридических лиц, выявление её тенденций, разработка предложений по её совершенствованию. Для достижения указанных целей в работе поставлены следующие задачи: изучение объема законодательства о ликвидации юридических лиц, существовавшего в России на всех этапах исторического развития, его историко-сравнительный и системный анализ; изучение, оценка и новое постижение теорий, раскрывающих сущность юридического лица, изучение в этих целях трудов как российских, так и зарубежных учёных; формулирование теоретических выводов о сущности и правовой природе института ликвидации юридических лиц; изучение и анализ судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц; разработка конкретных предложений по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной практики. Объектом настоящего исследования являются правоотношения, складывающиеся в связи с ликвидацией юридического лица и в процессе его ликвидации, а также комплекс теоретических проблем, возникающих в связи с ликвидацией юридического лица. Предметом исследования являются правовые т нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица, прежде всего, их содержание. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также ряд частно-научных методов, прежде всего, метод системного анализа, сравнительный, в частности, диахронический метод исследования, догматический и другие традиционные методы научного исследования. Теоретической основой исследования явились прежде всего, труды классиков российской цивилистики, посвященные проблемам юридического лица, в частности М.М.Агаркова, С.И.Аскназия, С.Н.Братуся, А.В.Венедиктова, В.П.Грибанова, Н.Л.Дювернуа, О.С.Иоффе, Д.И.Мейера, В.И.Синайского, Н.С.Суворова, Б.Б.Черепахина, Г.Ф.Шершеневича и др. Были учтены и использованы также труды других известных российских учёных в области общей теории права (С.С.Алексеева, В.Б.Исакова, С.Ф.Кечекьяна, О.Э.Лейста, Р.О.Халфиной и др.) и представителей науки гражданского права (Е.В.Богданова, В.В.Витрянского, О.А.Красавичкова, М.И.Кулагина, Е.А.Суханова, К.И.Скловского, Ю.К.Толстого и др.). Эмпирическую базу исследования составили: Свод законов Российской империи (т.т. 10, 11), ГК РСФСР 1922 и 1964 гг., иные нормативные акты СССР и РСФСР, ГК 1994 г. ч. 1, иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, предусматривающие основания, порядок и последствия ликвидации юридического лица, разъяснения высших судебных инстанций по общим вопросам ликвидации юридических лиц, акты Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, конкретные дела, рассмотренные Высшим Арбитражным Судом РФ и федеральными арбитражными судами округов. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Глава 1. Понятие и признаки юридического лица В настоящее время нашу жизнь нелегко представить без различных организаций, объединений людей в группы или профсоюзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Все эти объединения выступают в гражданском обороте как субъекты правоотношений. Таковыми субъектами в гражданском праве выступают не только физические лица. Наряду с ними немало важными являются юридические лица. Понятие юридического лица закреплено законодателем в ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»5. Гражданский кодекс Российской Федерации в отличие от законодательства советского и дореволюционного периода впервые в истории российского права закрепил разработанную систему норм о юридических лицах. Законодатель вводит в кодексе важные для гражданскогооборота основные положения о регулировании и дальнейшем регламентировании юридических лиц, вносит принцип замкнутого перечня этих лиц, согласно которой эти юридические лица могут создаваться и осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами, предусмотренными законом6. Для того, чтобы говорить о юридическом лице как о самостоятельном субъекте гражданского правоотношения, это лицо должно иметь ряд характерных признаков. В перечень этих признаков включают: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, возможность выступать в гражданском обороте и разрешать споры от собственного имени в суде. Стоит подчеркнуть, что наличие вышеперечисленных признаков не приводит автоматически к признанию какой-либо организации юридическим лицом и соответственно субъектом в гражданском обороте. Для этого необходима государственная регистрация в качестве юридического лица в уполномоченном на то органе. Без регистрации юридическое лицо не будет обладать правоспособностью. Для любого юридического лица свойственно организационное единство. Оно определяет юридическое лицо как некую целостную систему, перед которой встает ряд целей и задач, для решения которых это лицо создавалось. В этой системе в обязательном порядке должны быть сформированы органы управления, способствующие реализации поставленных задач. Эти органы определяют внутреннюю структуру юридического лица. Все задачи и цели, а также структура юридического лица должны быть закреплены в учредительных документах – устав, учредительный договор либо в общих положениях организации данного вида. На ряду с этими признаками в учредительных документах обязательно определяют наименование и место нахождение юридического лица, порядок управления его деятельностью, органы управления, их компетенция, предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные для определенных юридических лиц законом. По общему правилу юридическое лицо является собственником своего имущества, что представляет собой признак имущественной обособленности. Но есть случаи и ограничения вещных прав в виде права хозяйственного ведения или оперативного управления. Отсутствие полных прав на имущество ограничивает участие в гражданском обороте таких юридических лиц. Индивидуализацией юридического лица служит его имя, закрепленное в учредительном документе в его наименовании. Наименование должно содержать и указание на его организационно-правовую форму (акционерное общество, полное товарищество). Юридическое лицо также должно иметь и местонахождение, определенное местом его государственной организации и указывается в учредительном документе в обязательном порядке. По юридическому адресу этому лицу отправляются различные документы, и определяется место исполнения некоторых обязательств. Наряду с наименованием индивидуализации юридического лица может служить и товарные знаки или знаки обслуживания. В отличие от физических лиц, у которых правоспособность появляется с рождения, а дееспособность возникает с определенного возраста, юридические лица приобретают правоспособность и дееспособность одновременно, то есть с момента государственной регистрации в компетентном органе. Следовательно, прекращаются они тоже одновременно – с момента ликвидации юридического лица и внесения соответствующей записи в государственный реестр. В связи с этим, для юридических лиц нет жесткой грани между правоспособностью и дееспособностью, как для физических лиц7. Правоспособность юридических лиц бывает общей и специальной. Общей правоспособностью обладают все коммерческие юридические лица, кроме унитарных предприятий. Эта правоспособность состоит в том, что юридическое лицо может совершать любые, не противоречащие закону сделки, даже если указанные виды деятельности прямо не отражены в учредительных документах. Когда юридическое лицо может заниматься только теми видами деятельности, которые прямо отражены в его учредительных документах, значит лицо обладает специальной правоспособностью. Ограничение правоспособности юридического лица может определяться не только ее видом, но и иными случаями, предусмотренными ГК РФ. Для осуществления различных видов деятельности юридическому лицу требуется наличие лицензии. Компетентные органы, которые имеют право выдавать лицензию, могут также ее отобрать или заменить другой в случаях, предусмотренных законом. Гражданское законодательство выделяет два типа юридических лиц – коммерческие и некоммерческие юридические лица. Коммерческие юридические лица основной задачей выделяют извлечение прибыли на постоянной или профессиональной основе. Эти лица профессионально занимаются юридической деятельностью.К коммерческим юридическим лицам законодатель, в соответствие с п. 2 ст. 50 ГК РФ, относит: хозяйственные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия. В свою очередь, некоммерческие юридические лица не преследуют извлечение прибыли в качестве своей основной деятельности. Для них характерны культурные, образовательные, медицинские и иные цели. Некоммерческие юридические лица вправе заниматься деятельностью, приносящий доход, и направлять этот доход на первоначальные цели, ради которых данное лицо было создано. В современном обществе существует значительное количество различных некоммерческих юридических лиц, которые также закреплены в п. 3 ст. 50 ГК РФ8. Глава 2. Основания и порядок ликвидации юридических лиц Термин «ликвидация», прежде всего, происходит от латинского слова «liquidatio – окончание дела». Для нас законодатель закрепил понятие ликвидации юридического лица в ст.61 ГК РФ, как «прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам». Как было отмечено выше, правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц9. Существует два способа ликвидации – добровольный и принудительный10. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или уполномоченного на то органа юридического лица. Зачастую это происходит в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, и с достижением цели, ради которой оно создавалось. Самостоятельным способом прекращения юридического лица является исключение его из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа11. В данном случае речь идет о недействующих юридических лицах. Ликвидация же юридического лица в принудительном порядке производится по решению суда в случае, когда имело место грубое нарушение закона при создании этого лица, и если эти нарушения носят неустранимый характер; в результате осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или запрещенной законом; с нарушением Конституции, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных нормативно правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П положение п.2 ст.61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции12. Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, например, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование соответствующей деятельности. При этом решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В случае, когда обязанности по ликвидации возлагаются на учредителей (участников) юридического лица, ликвидация является вынужденной. Во всех иных случаях, когда суд сам назначает ликвидатора, ликвидация будет являться принудительной. Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, незамедлительно письменно сообщают об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Во-вторых, устанавливается порядок, сроки ликвидации. В-третьих, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее, чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п.4 ст.63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса13. Согласно ст.64 ГК РФ в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (п.1 ст.64); в третью очередь – по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь – с другими кредиторами. При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, илитребований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом (п.1 ст.64). Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица14. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п.2 ст.64). При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными также считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Глава 3. Специальные случаи ликвидации юридических лиц Закон предусматривает возможность упрощенной ликвидации юридических лиц, прекративших свою деятельность, путем их исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению уполномоченного на то органа. Если, юридическое лицо: * Во-первых, в течение последних 12 месяцев, которые предшествовали принятию регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы об отчетности в соответствии с настоящим законодательством о налогах и сборах; * Во-вторых, если это юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету; то такое юридическое лицо признается недействующим и фактически прекратившим свою деятельность. Это лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, решение об исключении которого принимает регистрирующий орган. Информация о соответствующем решении, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений всем лицам, чьи законные интересы могут быть затронуты в результате его исключения (включая само недействующее юридическое лицо и его возможных кредиторов), должны быть приняты уполномоченным органом в течение трех дней. При отсутствии каких-либо заявлений с момента опубликования вышеуказанных сведений в течение трех месяцев юридическое лицо автоматически исключается из реестра. В случае,если такое заявление имеет место быть, решение об исключении юридического лица из реестра не принимается, а это юридическое лицо может быть ликвидировано только в общем порядке15. Упрощенный процесс ликвидации юридического лица направлен на поддержание «чистоты» Единого государственного реестра, поскольку позволяет «очищать» этот реестр от юридических лиц, которые существуют только dejure. Таких ситуаций много и их причины могут быть различными. К примеру, юридическое лицо было создано, но defacto никогда не функционировало или было «брошено» без каких-либо долгов его участниками. Еще одним специальным случаем ликвидации юридического лица является его несостоятельность (банкротство), которое выражается в не состоянии такого лица удовлетворить требования своих кредиторов. В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ любое юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением казенного предприятия, учреждения политической партии и религиозной организации.Из этого следует, что если стоимость имущества юридического лица не является достаточной для удовлетворения требований кредиторов, то такое лицо может и должно быть ликвидировано только в результате признания его несостоятельным (банкротом), при этом основания признания банкротом, порядок ликвидации и соответствующие этому процессу вопросы устанавливаются и регулируются Законом о несостоятельности (банкротстве)16. Закон о несостоятельности (банкротстве) определяет не только вопросы ликвидации юридического лица. Наряду с конкурсным производством (глава 7)он также предусматривает антикризисные процедуры, направленные на предотвращение несостоятельности (банкротства) – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление (глава 4-6). Все это (также мировое соглашение – глава 8) может применяться в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве)17. В случае признания юридического лица арбитражным судом несостоятельным (банкротом), к такому лицу применяется ликвидационная процедура – конкурсное производство, которое вводится на срок до шести месяцев с возможностью продления не более чем на шесть месяцев. С даты признания юридического лица несостоятельным (банкротом), оно претерпевает серьезные изменения: * срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; * прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; * сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; * совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7; * Прекращают свои полномочия руководитель должника и иные его органы, за исключением полномочий органов, которые согласно учредительным документам могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам или третьими лицами для исполнения обязательства должника; * Управление юридическим лицом переходит к конкурсному управляющему, специально назначаемому арбитражным судом, действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда. Конкурсный управляющий обязан принимать в ведение имущество должника, проводить его инвентаризацию и независимую оценку, принимает меры по обеспечению сохранности имущества, мероприятия по поиску, выявлению и возврату этого имущества, взыскивает задолженность. Он также вправе распоряжается имуществом должника, увольняет работников и др. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу18. За счет этой конкурсной массы погашаются требования кредиторов к банкроту. Среди этих требований Закон выделяет следующие категории требований: 1. удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве; выплата вознаграждения арбитражному управляющему; взыскание задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве; требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; 2. удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий; 3. удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных во втором пункте; 4. удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам); 5. Удовлетворяются требования по иным платежам. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. В этом отчете должны находиться: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об учете в системе обязательного пенсионного страхования. После рассмотрения предоставленного конкурсным управляющим отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Вынесенное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным19. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ликвидация, представляющая собой способ прекращения юридического лица, представляет собой достаточно сложное правовое явление, которое влечет своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования. На сегодняшнем этапе развития российского общества ликвидация юридического лица встречается довольно часто: в условиях рыночной экономики множество людей испытывает свои силы в предпринимательстве, безусловно,всем понятно, что не все старания будут удачными. Ввиду всего этого отслеживаетсяоживлённый процесс естественного ухода с рынка большого количества юридических лиц. Все это нельзя считать чем-то непредвиденным: как известно всем, ликвидация соединена с непосредственным риском участия в гражданском обороте. Помимо всего этого, если ликвидация проведена грамотно, она практически решает проблему сохранения собственности учредителей(участников) юридического лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. На мой взгляд, добровольная ликвидация является наиболее эффективным способом прекращения деятельности юридического лица, поскольку она не связана с судебными издержками, а значит, проводится без вмешательства суда, что экономит также и время проведения данной процедуры. Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на строгоеправовое регулирование процесса ликвидации в действующем законодательстве, на практик....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка научно обоснованных предложений по дальнейшему развитию теоретических основ института давности в уголовном праве
- Изучение теоретических основ управления стоимостью проектов, а также разработка технического проекта для «ЮгСтроиИнвест»
- Изучение теоретических и практических основ управления денежными потоками на предприятии и разработка рекомендаций по совершенствованию