VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка теоретических основ административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в случае введения, действия и при отмене режима чрезвычайного положения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006707
Тема: Разработка теоретических основ административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в случае введения, действия и при отмене режима чрезвычайного положения
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность и правовые основы режима чрезвычайного положения..9 

1.2. Становление института чрезвычайного положения: историко-правовой анализ…………………………………………………………………………25

1.3. Международно-правовые аспекты режима чрезвычайного положения..38

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Условия, основания введения   режима чрезвычайного положения…52

2.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих реализацию режима чрезвычайного положения…………………………………………..67

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА  В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Проблемы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения………………………………………..82

3.2.Понятие, виды и значение гарантий для обеспечения основных прав и свобод   человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения…94

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………109

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….116















ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность темы исследования. Современное развитие Российского государства характеризуется переломным моментом в приоритетах безопасности личности и государства в целом. Стратегия социально-экономического развития России определяет проблему защиты прав и свобод личности как одну из важнейших функций государства на современном этапе. Нестабильность политической обстановки, экономические и социальные кризисы в обществе, рост преступности, правовой нигилизм и другие негативные процессы, возникающие в современной России, прямо или косвенно провоцируют возникновение различного рода чрезвычайных ситуаций.

        Широкомасштабные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера периодически возникали в нашем обществе. Ежегодно регистрируется сотни чрезвычайных ситуаций различного характера, в результате которых погибают и получают повреждения люди. Это обосновывает существование в правовой системе России режима чрезвычайного положения. 

        Принимая во внимание «молодость» российского законодательства о чрезвычайном положении, невозможно не отметить недостаточность научных исследований этого правового института. На сегодня в России четко прослеживается отсутствие надлежащей научной разработки и законодательной регламентации одного из административно-правовых институтов - правового режима чрезвычайного положения.

         Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в разработке теоретических основ административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в случае введения, действия и при отмене режима чрезвычайного положения, а также разработке и обосновании предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности органов государственной власти в указанных условиях.

Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие основные задачи:

- Осуществить системное исследование становления института чрезвычайного положения;

- Осуществить анализ международно-правовых норм, направленных на обеспечение прав и свобод человека в условиях действия режима чрезвычайного положения;

- Определить специальные признаки режима чрезвычайного положения;

- Охарактеризовать систему обеспечения режима чрезвычайного положения;

- Определить место режима чрезвычайного положения в системе права;

- Раскрыть порядок введения и отмены режима чрезвычайного положения;

- Определить систему органов государственной власти, обеспечивающих реализацию режима чрезвычайного положения; 

- Раскрыть проблемы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения;

- Проанализировать гарантии прав и свобод человека и гражданина в условиях введения чрезвычайного положения.  

         Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случае введения, действия и при отмене режима чрезвычайного положения.

        Предмет исследования составляют теоретико-методологические и организационно-правовые основы правового режима чрезвычайного положения.

        Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые в отечественной науке комплексно исследованы теоретические и практические проблемы введения, действия и отмены режима чрезвычайного положения, а также правовые и организационные вопросы деятельности органов государственной власти в указанных условиях. В результате проведенного исследования сформулирован ряд новых научных положений и выводов, предложенных лично.  

          Методологической основой исследования является совокупность методов и приемов научного познания: логико-семантический метод,  метод анализа и синтеза, методы классификации, группировки, сравнительно-правовой, документального анализа. 

        В процессе написания работы нами проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

         Научно-теоретические основы диссертации составили общетеоретические научные работы, разработки таких ведущих специалистов в области конституционного, административного и других отраслей права:                          С.С. Алексеева, Ф.Ардана,  Д. Бахраха, Д. Власова, В.М. Григорьева, Ж.Гримо, А.В. Грязнова, В.В. Гущина, А.Л. Дубовика, Р.Драго, А.Е. Жалинского,           А.П. Коренева, Ю.М. Козлова, А.М. Ларина, С.В. Лебедь, В.В. Лозбинева,               И.Л. Петрухина, Б.Н. Порфирьева, С.В. Пчелинцева, В.Б. Рушайло,                    С.Д. Хазанова  и другие.        

       Эмпирической  базой исследования является анализ ранее проводимых диссертационных исследований по данной теме.

       Научная новизна полученных результатов состоит:  

- на принципиально новой основе (в историко-правовом аспекте) рассмотрено становление и развитие режима чрезвычайного положения;

- получил дальнейшего развития процесс систематизации международно-правовых норм, направленных на обеспечение прав и свобод человека в условиях действия режима чрезвычайного положения;

- впервые выделены специальные признаки режима чрезвычайного положения;

- усовершенствована характеристика системы обеспечения режима чрезвычайного положения;

- впервые определено место режима чрезвычайного положения в системе права;

- усовершенствован порядок введения и отмены режима чрезвычайного положения;

- впервые раскрыто содержание организации деятельности системы органов государственной власти, обеспечивающих реализацию мероприятий режима чрезвычайного положения; 

- внесены предложения по изменению действующего законодательства о чрезвычайных ситуациях;

- рассмотрены с принципиально нового ракурса гарантии прав человека при введении чрезвычайного положения.

          Практическое значение полученных результатов заключается в том, что они составляют как научно-теоретический, так и практический интерес:

- В научно-исследовательской сфере - положения и выводы диссертации могут стать основой для дальнейшей разработки проблем административной процедуры введения чрезвычайного положения;

- В правотворчестве - в результате исследования сформулирован ряд предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство;

- В правоприменительной деятельности использование полученных результатов позволит улучшить практическую деятельность различных государственных органов в сфере реализации процедуры введения чрезвычайного положения;

- В учебном процессе - материалы диссертации могут использоваться для чтения дисциплины  «Административное право».   

    Положения, выносимые на защиту:

-  Предложено разработать соответствующими экспертами и принять на уровне ООН специальный международный акт, который бы детально регламентировал и определял понятие режима чрезвычайного положения, цель режима чрезвычайного положения, условия введения режима чрезвычайного положения, порядок введения режима чрезвычайного положения, определял границы и объем ограничения прав и свобод человека в условиях действия режима чрезвычайного положения, определял объем прав, которые не могут быть ограничены при любых условиях, порядок информирования международного сообщества о введении режима чрезвычайного положения, максимальные сроки действия режима чрезвычайного положения и тому подобное. Таким актом может быть Декларация «Об обеспечении и защите прав человека в условиях действия режима чрезвычайного положения».

         - Определено понятие режима чрезвычайного положения. Режим чрезвычайного положения это система, в основном, административно-правовых и конституционно-правовых норм, которая определяет особый, временный порядок деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, вводится Указом Президента Российской Федерации, который подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направлен на ликвидацию внутренней угрозы, на обеспечение национальной безопасности государства, личной безопасности граждан, защита прав и свобод физических и юридических лиц, а также устанавливает определенный Конституцией и Законом объем ограничения прав и свобод физических и прав юридических лиц, наложения на них дополнительных обязанностей.

        - Выведены признаки режима чрезвычайного положения, к ним относятся следующие: особый порядок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций; временность; специальные условия введения; специальная процедура введения; перераспределение властных полномочий, расширение компетенции органов государственной власти, ответственные за реализацию режима; ограничения правового статуса личности.

       - На основе анализа мнений учёных сделан вывод, что режим чрезвычайного положения представляет собой систему правовых норм преимущественно административного характера.

    -    Предложено внести изменения в статью 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»(обстоятельства введения чрезвычайного положения), отменить статью 13 этого же закона и другие статьи, касающиеся урегулирования техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

       -  Предложено возложить исполнение обязанностей Президента России, в случае невозможности выполнения им своих полномочий, на Председателя Государственной Думы. Таким образом, в случае невозможности выполнения своих обязанностей Президентом, ввести режим чрезвычайного положения вправе Председатель Государственной Думы.

       - Обращено  внимание на то, что коменданта территории, на которой введен режим чрезвычайного положения, было бы целесообразно назначать в зависимости от характера чрезвычайной ситуации, которая обусловила введение режима чрезвычайного положения.

     - Предложено дополнить полномочия коменданта и закрепить следующие: установление, при необходимости, времени и сроков действия комендантского часа и привлечения лиц, нарушивших правила комендантского часа к административной ответственности; оказание помощи населению; рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных правонарушениях и преступлениях и др..

       - Предложена разработка на уровне Правительства РФ  нормативно-правового акта, определяющего условия и порядок оказания государственной помощи, а также конкретизирующего её объем. 

      Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной  литературы.































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ



Сущность и правовые основы режима чрезвычайного положения

 

         Государство постоянно «озабочено» необходимостью обеспечения безопасности своих граждан. Социальные конфликты, экологические, техногенные катастрофы делают эту задачу еще более сложной, ведь она требует подключения всех ресурсов государственного механизма, общественных и личных сил и средств. Проблема становится особенно актуальной в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что заставляет государственные структуры применять меры, которые в обычных условиях являются противозаконными - ограничивать конституционные права граждан и организаций, накладывать на них дополнительные запреты и обязанности.

          Меры, применяемые в условиях действия режима чрезвычайного положения, являются недопустимыми и антиконституционными в обычных условиях жизнедеятельности, но их применение необходимо в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, когда для ликвидации угрозы безопасности недостаточно обычных правовых средств. Чрезвычайная ситуация требует применения адекватных мер - в противном случае, государство не будет способно обеспечить выполнение возложенных на него функций, которые закреплены в Конституции.

         Следует отметить, что закон предоставляет право индивиду действовать, несмотря на закон, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, то есть совершать действия, которые в обычных условиях противозаконны. Так и государство в условиях исключительной угрозы национальной безопасности может действовать по праву «государственной необходимости», то есть пользоваться исключительным правовым механизмом - режимом чрезвычайного положения. Однако, наличие права «государственной необходимости» еще не означает, что органы государственной власти имеют право применять любые меры, необходимые для устранения угрозы безопасности. Такие меры должны быть закреплены в Законе и могут быть оправданы лишь при условии, что причиненный ими вред меньше, чем вред, который эти меры предотвратили [53, с. 73].

      Известны случаи, когда «государственная необходимость» сводилась к потребностям правящей политической группы, которая любую ситуацию, угрожающую ее власти, спешит объявить чрезвычайной, опасной для всего общества и требующей применения ограничительных мер. Это привело к тому, что режим чрезвычайного положения у большинства граждан ассоциируется не со средством защиты их прав и свобод от незаконного ограничения, а наоборот, с применением к ним пыток, осуществление репрессий и других противоправных действий.

       Конституционная регламентация введения режима чрезвычайного положения, в сочетании с исчерпывающей регламентацией всех допустимых ограничений в работе государственных органов и правового статуса личности, при их наступлении должна препятствовать злоупотреблениям со стороны органов исполнительной власти [19, с. 4, 98, с. 75]. По нашему мнению, такой подход позволяет говорить о демократических гарантиях как в качестве обеспечения деятельности государственных институтов, так и основных прав и свобод граждан.

        Наука административного права традиционно выделяет три вида чрезвычайных режимов: военное положение, чрезвычайное положение, особое состояние [21, с. 208]. Однако, в силу определения предмета диссертационного исследования, более подробно мы рассмотрим правовой режим чрезвычайного положения.

        Правовую основу режима чрезвычайного положения составляют соответствующие нормы, закрепленные в  ст. 88 Конституции РФ и положениях Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005;). Чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ (далее — Указ) с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. Затем Указ передается на утверждение Совета Федерации. Изучение Закона России  «О чрезвычайном положении» [2] позволяет сделать вывод о том, что режим чрезвычайного положения является системой согласованных правовых норм, устанавливающих:

- Основания введения режима;

- Цель введения режима чрезвычайного положения;

- Порядок его введения;

- Субъекта, уполномоченного вводить режим чрезвычайного положения;

- Пространственные и временные пределы действия;

- Особый режим деятельности органов государственной власти и управления, позволяет ограничивать права и свободы граждан и права юридических лиц, накладывать на них дополнительные обязанности.

       Рассматривая понятие режима чрезвычайного положения, следует отметить, что под чрезвычайным положением мы понимаем не только наличие  определенных законом обстоятельств, нарушающих установленный в обществе и государстве обычный порядок и требуют применения ограничительных мер по нормализации обстановки, но и форму реагирования на такие обстоятельства со стороны государства.

        Понятие режима чрезвычайного положения для российского законодательства хотя и не новое, но мало исследовано и недостаточно четко определено в науке.

         Институт режима чрезвычайного положения, с юридической точки зрения, представляет собой комплексный правовой институт со специфическим содержанием и структурой. Институт режима чрезвычайного положения обеспечивает регулирование общественных отношений, возникающих в связи с возникновением чрезвычайной ситуации. По нашему мнению, в случае введения режима чрезвычайного положения возникают такие группы отношений:

- Между различными органами государственной власти;

- Между органами государственной власти, которые ответственны за реализацию режима чрезвычайного положения, и физическими и юридическими лицами, находящимися на территории действия режима и на сопредельных территориях.

       Данные отношения определяют комплекс соответствующих действий по:

- Защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, находящихся на территории действия режима чрезвычайного положения;

- Введение ответственности за нарушение установленных мер режима чрезвычайного положения и привлечения к ответственности лиц, нарушивших эти меры, а также привлечения к ответственности должностных лиц, превысивших предоставленные им полномочия и др.

          Рассматривая сущность режима чрезвычайного положения, обязательно следует определить его признаки и принципы, поскольку они указывают на существенные аспекты в содержании и значении режима чрезвычайного положения, а также на устойчивость общественных и государственно-правовых отношений в этой сфере.

        На сегодня в юридической литературе специально не определялись признаки режима чрезвычайного положения. По мнению диссертанта, к признакам режима чрезвычайного положения относятся следующие:

- особый порядок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

- временный - вводится в строго определенный срок;

- специальные условия ввода - режим вводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации и других факторов опасности, предусмотренных в Законе и урегулирование которых без применения чрезвычайных средств невозможно;

-  специальная процедура введения;

- осуществление перераспределения властных полномочий, расширение компетенции органов государственной власти, ответственных за реализацию режима чрезвычайного положения;

- соответствующее ограничение правового статуса лица, в условиях действия режима, - применяются меры по ограничению прав и свобод человека и гражданина.

           Несмотря на то, что вопрос принципов и системы режима чрезвычайного положения рассматривался учёными, мы приводим собственные принципы и систему режима чрезвычайного положения.

          Принципы режима чрезвычайного положения - это основные идеи, отражающие закономерности в общественных отношениях, связанных с процессом урегулирования чрезвычайной ситуации, которая обусловила введение режима чрезвычайного положения. Общий анализ законодательства России по чрезвычайным ситуациям  и практики его применения в других государствах позволяет выделить основные принципы режима чрезвычайного положения: верховенство права; законность, приоритет прав человека и гражданина; соблюдение прав юридических лиц; своевременность введения режима чрезвычайного положения; соответствие  применяемых мероприятий характеру чрезвычайной ситуации. Также следует отметить, что режим чрезвычайного положения обязательно включает в себя совокупность процедур, связанных с порядком введения режима чрезвычайного положения и его отмене, порядком применения дополнительных мер, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

        По нашему мнению, режим чрезвычайного положения следует рассматривать как некую систему, направленную на ликвидацию чрезвычайной ситуации. Система обеспечения режима чрезвычайного положения условно состоит из трех составных частей (подсистем) - нормативной, организационной и материальной.

          Нормативная включает в себя: основные принципы (принципы) правового регулирования, нормативно-правовые акты, устанавливающие общие основания введения режима чрезвычайного положения и применения мер, ограничивающих права граждан, а также устанавливают ответственность за нарушение режима чрезвычайного положения.

      Организационная подсистема состоит из органов государственной власти, ответственных за реализацию мероприятий режима чрезвычайного положения. Организационная подсистема режима чрезвычайного положения включает в себя  в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности и внутренние войска, однако в исключительных случаях допускается привлечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований.

        К материальной подсистеме принадлежит соответствующая инфраструктура: транспортные средства, средства личной защиты, средства связи, специальные средства, необходимые технические средства, а также дополнительные линии и каналы связи, применяемые для реализации мероприятий режима чрезвычайного положения.

       Переходя к рассмотрению понятия режима чрезвычайного положения, следует отметить, что сам термин «чрезвычайное положение», как правило, используют в двух значениях. В первом значении, он соответствует английскому  emergency, который в фундаментальном «Новом словаре английского языка» толкуется как «внезапное или неожиданное событие, требующее немедленных действий»[80, с. 125].

     Для четкого понимания понятия режима чрезвычайного положения представляется целесообразным обратиться к определению этого понятия в справочной и научной литературе. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова режим чрезвычайного положения определяется как «специальные правила, применяемые к гражданам при каких-либо особых обстоятельствах» [45, с. 887]. Понятие режима чрезвычайного положения в «Большом толковом словаре современного украинского языка» вообще отсутствует, однако приводится понятие «чрезвычайное» - это непредсказуемый, вызванный определенной необходимостью, специально предназначенный для чего-либо [24, с. 558].

        Определение этого понятия в справочной литературе не всегда однозначно, ведь с развитием общества меняется цель, сущность и содержание режима чрезвычайного положения. Для подтверждения этого обратимся к трактовке этого понятия в прошлые годы и настоящее время.

      «Юридический словарь» 1956 г. не содержал в себе определение режима чрезвычайного положения, но в нем было определение понятия «чрезвычайных мер охраны государственного порядка», что является аналогом мероприятий режима чрезвычайного положения. Под чрезвычайными мерами охраны государственного порядка понималась система особых мероприятий, которая устанавливалась уполномоченными органами государственной власти в условиях, когда нормальный порядок жизни нарушен чрезвычайными обстоятельствами и предусматривал предоставление дополнительных полномочий соответствующим органам государственной власти и государственного управления, а также повышение ответственности виновных за нарушение государственного и общественного порядка. Также, было указано, что эти меры применялись только до принятия Конституции СССР 1936 года, а после этого в СССР был лишь один чрезвычайный режим - военное положение.      В буржуазных странах, как было определено в данном словаре, эти меры применялись только в целях угнетения трудящихся, для ограничения прав и свобод человека, для борьбы с национал-освободительным движением [69, с. 614].

       «Юридический словарь»  1974 года издания определяет чрезвычайное положение как временный, особый правовой режим в стране или в отдельной ее местности, который вводится при чрезвычайных условиях и заключается в передаче функций государственной власти военным или специально созданным чрезвычайным органам, в расширении полномочий органов государственной власти и управления, в ограничении гражданских свобод населения [70, с. 417].

   «Юридическая Энциклопедия» 1998 года издания определяет чрезвычайное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций [61, с. 494].

       Следует отметить, что в современной юридической литературе не содержится единого определения режима чрезвычайного положения, однако необходимо учесть сходство трактовок этого понятия различными учеными. Так, А.Б. Агапов под чрезвычайным положением понимает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, муниципальных органов, организаций частного и публичного права, их должностных лиц, общественных объединений, допускающих установленные Законом ограничения прав и свобод граждан, иностранцев, а также предусматривает возложение на них дополнительных обязанностей [12, с. 378-379].

         Д.М. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Старилов, В.В. Гущин, А.П. Коренев определяют, что чрезвычайное положение - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, допускающий применение установленных законодательством ограничений прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей [13, с . 61; 20, с. 433; 76, с. 9].

            А.И. Соловьев режим чрезвычайного положения определяет как систему правовых норм конституционно-правового и административно-правового характера, выражающиеся в изменении режима государственного управления [9, с. 10].

        Проанализировав разные понятия режима чрезвычайного положения, которые  были определены в справочной литературе в разное время, мы можем сделать вывод, что в любое время, в любом политическом режиме, чрезвычайное положение - это, во-первых, расширение полномочий органов государственной власти, а во-вторых - это ограничение прав и свобод личности.

        Соглашаясь с мнением вышеуказанных авторов и опираясь на проанализированную литературу, следует дополнить их определения и отметить, что режим чрезвычайного положения - это система, в основном, административно-правовых и конституционно-правовых норм, которая определяет особый, временный порядок деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, который вводится Указом Президента Российской Федерации, с незамедлительном сообщении об этом Совету Федерации и Государственной Думе и направлен на ликвидацию внутренней угрозы, на обеспечение национальной безопасности государства, личной безопасности граждан, защиту прав и свобод физических и юридических лиц, а также устанавливает определенный Конституцией и Законом объем ограничения прав и свобод физических и прав юридических лиц, наложения на них дополнительных обязанностей.

     Мы согласны с учеными [19, с. 4, 53, с. 77], которые считают, что институт чрезвычайного положения имеет преимущественно административно-правовой характер, поскольку его юридическая конструкция строится на основании норм административного права. Однако, некоторые отношения регулируются с помощью и других отраслей права - конституционного, гражданского, экологического, международного и др.

        Конституционно-правовой блок составляют нормы, закрепляющие цели и задачи чрезвычайного положения, условия его введения, перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению. Также, по нашему мнению, принятие решения о введении режима чрезвычайного положения является политическим решением, которое регулируется нормами конституционного права. Осуществление власти является главным предметом конституционно-правового регулирования. Нормы гражданского права регулируют порядок проведения реквизиции. Гражданский кодекс определяет, что принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено как исключение по мотивам общественной необходимости - на основании порядке, установленном законом и при условии предварительного возмещения стоимости. Причем, принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях действия режима военного или чрезвычайного положения.

       Нормы международного права регламентируют также отдельные вопросы, касающиеся ликвидации чрезвычайной ситуации различного характера, условия и процедуру введения режима чрезвычайного положения, объем ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, например, Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года определяет условия введения режима чрезвычайного положения и объем ограничения прав человека в условиях действия режима чрезвычайного положения. Также, согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11 февраля 1964, на иностранных граждан, которые имеют дипломатический иммунитет, не распространяются ограничения, которые вводятся в связи с введением режима чрезвычайного состояния.

        Нормы трудового права определяют порядок привлечения трудоспособного населения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оплату его труда, процедуру возмещения убытков и тому подобное.

       Следует отметить, что, по нашему мнению, режим чрезвычайного положения являются преимущественно институтом административного права и для него характерны административные методы управления. Существенной чертой режима чрезвычайного положения является применение прямого государственно-властного воздействия. 

      Административное принуждение во время действия режима чрезвычайного положения становится основой правового регулирования общественных отношений, он словно проникает во все общественные отношения: трудовые, административные, гражданско-правовые, конституционно-правовые, экологически правовые и другие. С целью скорейшего устранения влияния негативного фактора на население на соответствующей территории применяются правовые меры чрезвычайного характера, которые вызывают интенсивные ограничения прав и свобод граждан [79, с. 226].

          Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан, выступая реализацией режима чрезвычайного положения, стало основанием для выделения особой формы административно-правового регулирования. Его специфика заключается в характере правового воздействия в указанных условиях и выражается в установлении режима административно-правовых ограничений. Расширение компетенции органов управления дает возможность определенным образом изменить характер принудительного воздействия на граждан и юридических лиц [79, с. 226-227]. Действие предписаний об ограничении прав и свобод в условиях действия режима чрезвычайного положения распространяется не на конкретных лиц, а на население всей территории.

        Таким образом, нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях действия режима чрезвычайного положения, не являются чисто конституционными или административными. Они имеют так называемую «двойную прописку» в административном и конституционном, в административном и международном, в административном и гражданском праве.

            Вместе с тем, режим чрезвычайного положения представляет собой систему правовых норм преимущественно административного характера, которые  выражаются прежде всего в ограничениях прав и свобод граждан, прав юридических лиц, в изменении полномочий органов государственной власти, которые вводятся на определенной территории с целью нормализации обстановки.

       Институт режима чрезвычайного положения напрямую связан с понятием чрезвычайной ситуации  и введение его фактически обусловлено ею.

В отечественных толковых и энциклопедических словарях определение чрезвычайной ситуации отсутствует. Однако, необходимость существования понятия, которое бы описывало и объединяло все факторы опасности и показывало бы негативную оценку общества к этим явлениям, была большой, что и вызвало появление термина «чрезвычайная ситуация». «Чрезвычайный - исключительный, очень большой, который над всем преобладает. Специально для чего предназначенный, не предусмотренный привычным ходом дела»[45, с. 770]. «Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, состояние» [55, с. 548].

       Рассматривая генезис понятия чрезвычайная ситуация, необходимо отметить, что Б. Порфирьев в своих работах дает первое научное определение чрезвычайной ситуации - это внешне неожиданная обстановка, возникшая внезапно и характеризующаяся прежде всего человеческими жертвами, неопределенностью, остроконфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительными социально-экологическими и экономическими убытками, необходимостью быстрого реагирования (принятия управленческих решений), большими человеческими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, ликвидации негативных последствий (разрушение, пожара и т.д.). Это определение, несмотря на его развернутую форму, не отражает всего многообразия и сложности реально существующих ситуаций. Любое определение «недостаточно, поскольку оно далеко от того, чтобы охватить все явления жизни, а напротив, ограничивается более общими и простыми из них» [51, с. 36-37; 52, с. 17-26].

       Зарубежная практика показывает нам такой подход: ООН квалифицирует ситуацию как чрезвычайную, кризисную, если 10 человек погибли или материальный урон составляет один миллион долларов [40, с. 12; 51, с. 8]. В пользу понятия «чрезвычайной ситуации» как унифицированного и стандартизированного термина свидетельствует его широкое применение как в законодательстве, так и в международных договорах. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация»: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 

      В законодательстве  существует около 20 терминов, описывающих факторы опасности. В разных источниках используются разные понятия об одних и тех же явлениях, а, с другой стороны, одно и то же понятие в разных источниках имеет разный объем содержания, в свою оче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44