- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение теоретических основ построения и правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008688 |
Тема: | Изучение теоретических основ построения и правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 6 1.1. Понятие и специфика административного судопроизводства 6 1.2. Задачи, функции и принципы административного судопроизводства 10 1.3. Нормативно-правовая база и источники административного судопроизводства 13 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 17 2.1. Основные стадии административного судопроизводства 17 2.2. Дополнительные стадии административного судопроизводства 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена проведенной в 2015 г. судебной реформой, итогом которой, стало принятие важнейшего, фундаментального и основополагающего правового акта, устанавливающего основы защиты прав, свобод и интересов граждан от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти – Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Значение принятого нормативного акта сложно переоценить, поскольку был сделан важный шаг на пути становления российского законодательства в области административного судопроизводства на уровень общепризнанного в мире понимания данного вида правосудия. Органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, их должностные лица в процессе осуществления возложенных на них особых полномочий, иногда допускают нарушение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Согласно ст. 46 Основного Закона Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Непосредственно, подобные дела и рассматриваются посредством административного судопроизводства. Предоставление подобной возможности – одна из важнейших гарантий, обеспечивающая защиту от злоупотребления полномочиями со стороны публичных администраций, обеспечивая определенного рода баланс во всей системе разделения властей. Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ ежегодно выявляется более 4 тыс. нарушений законов, каждое второе из которых непосредственно связано с нарушениями прав и свобод граждан. За 2016 г. выявлено около 2273 преступлений, связанных с изданием незаконных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина и злоупотреблением должностных полномочий1. По данным судебной статистики, в структуре административных дел, рассматриваемых арбитражными судами, свыше 100 тыс. дел, или 27 % – дела по оспариванию ненормативных правовых актов, не соответствующих закону действий бездействий, решений государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц2. Цель исследования – изучение теоретических основ построения и правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. Заданная цель обуславливает определенные задачи исследования: 1) Рассмотреть понятие и специфику административного судопроизводства; 2) Изучить задачи, функции и принципы административного судопроизводства; 3) Проанализировать нормативно-правовую базу административного судопроизводства; 4) Рассмотреть основные и дополнительные стадии административного судопроизводства. Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают по поводу организации и осуществления судебной власти посредством административного судопроизводства, обеспечивающего реализацию права граждан, физических и юридических лиц на судебную защиту от незаконных действий либо бездействий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Предметом исследования является нормативно-правовая основа организации и функционирования судебной власти в Российской федерации, осуществляемой посредством административного судопроизводства, законодательные акты, устанавливающие порядок формирования и осуществления административного судопроизводства. Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализ, синтез,) и частно-научные методы (сравнительного правоведения, формально-логический, системно-структурный, толкования. Теоретической базой исследования выступили работы таких исследователей-административистов: Д.Н. Бахраха, М.Я. Масленникова, Л.А. Николаевой, И.В. Пановой, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, Н.Ю. Хаманевой и др. Нормативной базой исследования являются: Конституция РФ, международные правовые акты, федеральное законодательство, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты органов государственной власти. Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1.1. Понятие и специфика административного судопроизводства Проблематика отношений, в которых одна сторона имеет властные полномочия, а другая – гражданин или организация, в своей основе всегда несет определенные противоречия, причиной которых выступает определенный «перевес» в пользу более властной стороны, которая и обладает такими властными полномочиями3. Одним из основополагающих в области прав и свобод человека и гражданина является институт административной юстиции. С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, который непосредственно и провозгласил о независимости и самостоятельности административного судопроизводства4. Анализ отечественной научной литературы позволяет сделать вывод, о том, что в правовой науке до принятия Кодекса изучение административного судопроизводства осуществлялось в рамках исследований административно-процессуальной деятельности, административной юстиции, юридического либо административного процесса. По этому, до сих пор не выработано единое понятие административного судопроизводства, хотя его формулирует законодатель в КАС РФ. В науке неоднократно предпринимались попытки дать определение данному правовому явлению. Так, к примеру, по мнению М.В. Баглая, административное судопроизводство это комплекс установленных процессуальных правил, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях5. Есть исследователи, подразумевающие под термином «административное судопроизводство» два конкретных вида деятельности суда: 1) осуществление им полномочий контрольного характера по отношению к законности актов исполнительных органов государственной власти, а также их должностных лиц; 2) принятие судом непосредственного участия в рассмотрении дел по административным правонарушениям6. Л.А. Николаева и А.К. Соловьева, исходит из того, что административное судопроизводство это форма судебного (принудительного) восстановления субъективных публичных прав граждан и организаций, гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина7, а Ю.Н. Старилов приравнивает понятия «административная юстиция», «административный процесс», «административное судопроизводство»8. Также среди исследователей имеются мнения, что административное судопроизводство, прежде всего, важно понимать в качестве правосудия, осуществляемого через специализированные административные суды, посредством особого судебного процессуального порядка рассмотрения и разрешения административных и публичных дел, в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности и гражданина, юридических лиц от произвола должностных лиц»9. Некоторые полагают, что административное судопроизводство – ничто иное, как рассмотрение административных дел судами в порядке, который установлен нормами административно-процессуального законодательства10. На данный же момент, с учетом действующего КАС РФ, под административным судопроизводством понимается порядок защиты прав, свобод и интересов личности и гражданина, юридических лиц в судах общей юрисдикции от неправомерных действий, либо бездействий, решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также непосредственный порядок по рассмотрению прочих административных споров, что вытекают из публично-правовых отношений. Учитывая то, что КАС РФ был принят не так давно, в юридической литературе начинают формулироваться новые понятия административного судопроизводства. Так, к примеру, В.Н. Андриянов говорит, что административное судопроизводство – это судебная деятельность по рассмотрению административно-правовых споров, а также деятельность по исполнению судебного нормоконтроля11. В тоже время остается не разрешенным вопрос о предмете административного судопроизводства, позволяющий говорить об административном судопроизводстве, как о самостоятельной форме отправления правосудия. Одни авторы придерживаются мнения, согласно которому в качестве предмета административного судопроизводства выступает административное правонарушение12. Другие считают, что предметом в данном аспекте выступает правовой спор13. Административному судопроизводству характерен ряд общих родовых признаков с такими отраслями, как конституционное, гражданское, уголовное судопроизводства. К ним относятся: независимость суда, гласность судебного разбирательства, наличие сторон и спора между ними, наличие процедуры разрешения спора и установление объективной истины, осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, обязательность судебных решений, обеспечение предоставления переводчика и пр. Кроме общих родовых признаков административное судопроизводство имеет свои особенности, которые проявляются в процессуальном разбирательстве дел. Таким образом, на основании анализа норм КАС РФ, можно выделить определенные признаки административного судопроизводства: 1) В процессе административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры физических и юридических лиц с органами власти. Под понятием административные споры необходимо понимать рассмотрение дел в рамках административного судопроизводства; 2) В качестве основной функции административного судопроизводства выступает судебный контроль над деятельностью органов власти. Суды в своей деятельности проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, тем самым они осуществляют контроль над органами, которые относятся к другим ветвям власти; 3) Особенный субъектный состав (частные лица и лица публичного права); 4) Особенный процессуальный порядок, оставляющий возможность совмещения частных и публичных интересов в порядке соблюдения основных правил и принципов по осуществлению правосудия; 5) Главной целью и основным предназначением административного судопроизводства выступает непосредственно защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных решений и действий со стороны публичных администраций. 1.2. Задачи, функции и принципы административного судопроизводства Под основной задачей административного производства понимается верховенство права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. Для достижения целей административного судопроизводства на законодательном уровне ст. 3 КАС РФ определяет следующие задачи административного судопроизводства: 1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; 2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; 3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; 4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Не менее важным является определение функций административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Если цели и задачи устанавливаются на законодательном уровне, то функции – явление чисто теоретическое. Следовательно, в науке существует множество точек зрения по рассматриваемому вопросу. К примеру, Ю.Н. Старилов, выделяет следующие функции административного судопроизводства: а) судебная защита человека и гражданина, юридических лиц, организаций от незаконных действий (бездействий) государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; б) судебный контроль за административным нормотворчеством (главным образом, его результатами)14. Д.В. Уткин, как и Н.Ю. Хаманева же выделяют следующие основные функции административного судопроизводства: а) осуществления правосудия; б) контрольно-надзорная функция в сфере организации и действия органов публичной власти; в) осуществления административного нормотворчества; г) нормоконтроля; д) обеспечения режима законности в области формирования и осуществления государственного управления и местного самоуправления; е) применения правовых норм, устанавливающих право человека и гражданина на судебную защиту от действий (бездействия) и незаконных решений органов публичной власти; ж) толкования административно-правовых норм15. Что же касается принципов административного судопроизводства, то согласно ст. 6 КАС РФ это: 1) принцип независимости судей; 2) принцип равенства всех перед законом и судом; 3) принцип законности и справедливости в процессе рассмотрения и разрешении административных дел; 4) принцип осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок; 5) принцип гласности и открытости судебного разбирательства; 6) принцип непосредственности судебного разбирательства; 7) принцип состязательности и равноправия всех сторон административного судопроизводства, с учетом активной роли суда16. Как справедливо отмечает Н.А. Громошина, принципы и общие положения Кодекса административного судопроизводства предоставлены по «сценарию» цивилистического процессуального кодекса17. Так, сущность принципа независимости судей выражается в создании для них таких условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким- либо интересам, внутренним и внешним влияниям18. Принцип законности и справедливости в данном аспекте обеспечивается посредством соблюдения всех положений, что предусмотрены законодательством об административном судопроизводстве, через точное и соответствующее обстоятельствам административного дела правильное толкование и применение законов и иных нормативно-правовых актов, а также получением физическими и юридическими лицами судебной защиты через восстановление их нарушенных прав и свобод19. Принцип разумных сроков заключается в том, что административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок. Согласно ст. 10 КАС РФ, при определении разумного срока административного судопроизводства, включающего в себя период со дня поступления административного иска в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу. Принцип гласности и открытости судебного разбирательства заключается в том, что разбирательство административных дел во всех судах открытое, каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившими в законную силу судебными решениями по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением тех случаев, когда это право ограничено в соответствии с законом. Непосредственность судебного разбирательства обусловлена тем, что при рассмотрении административного дела суд самостоятельно исследует доказательства по делу. Принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства обусловлен тем, что, к примеру, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, суд осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, сообщает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав и пр. Так, рассмотренные функции, задачи и принципы дают возможность учитывать особенности правоотношений, имеющих место между сторонами при осуществлении административного судопроизводства. 1.3. Нормативно-правовая база и источники административного судопроизводства Так, по общепризнанному правилу, под источниками права признаются все правовые акты, содержащие нормы конкретной отрасли права и принято подразделять их на законы и подзаконные акты, нормативные и судебные акты, национальные и международные акты. В соответствии со ст. 2 КАС РФ, порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией РФ, Законами о судебной системе, о военных судах, о судах общей юрисдикции, а также КАС и другими федеральными законами. Особое внимание стоит уделить некоторому обстоятельству при характеристике КАС РФ в качестве источника законодательства об административном производстве. Ч. 1 ст. 1 ГПК и ч. 2 ст. 3 АПК при выстраивании иерархии источников гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства приоритет среди федеральных законов отдается соответственно ГПК и АПК, поскольку другие федеральные законы, регулирующие порядок гражданского судопроизводства по ГПК и порядок судопроизводства по АПК, могут приниматься только в соответствии с названными Кодексами. В ст. 2 КАС нормы о таком приоритете по вопросам осуществления административного судопроизводства судами общей юрисдикции и ВС РФ по делам, отнесенным КАС к их подведомственности, не содержится. Можно полагать, что и в отношении КАС РФ приоритет предоставляется его нормам в случае, если иные законы не будут соответствовать ему или будут приняты не в соответствии с ним. В качестве основания для подобного утверждения выступает ч. 3 ст. 2 КАС РФ, закрепляющая аналогию закона. До принятия КАС РФ административное судопроизводство регулировалось частично нормами Арбитражного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», новый КАС РФ вступил в силу 15 сентября 2015 г20., а наряду с этим утратил свою силу Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который на протяжении длительного времени считался рамочным законом, устанавливающим основы административного судопроизводства в стране21. Кодекс административного судопроизводства выступает регулятором административного судопроизводства, который закреплен ст. 118 Конституции РФ в качестве самостоятельного вида судопроизводства. Его суть отвечает международным стандартам деятельности судов – наличие в любом демократическом государстве специального порядка рассмотрения споров между гражданами и органами власти на условиях преференций гражданину как более слабой стороне22. В КАС РФ детально урегулирован порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Все процедуры по рассмотрению таких дел регламентированы по аналогии с Гражданским процессуальным кодексом РФ. В связи с принятие КАС РФ из Гражданского процессуального кодекса исключены все нормы, по делам, возникающим из публичных правоотношений. Анализ норм Кодекса позволяет говорить о том, что в ряде случаев присутствует фактическое повторение общих положений иных процессуальных законов вместо применения отсылочных норм. Он детализирует общие принципы правосудия, которые реализуются в процессе любого из видов судопроизводства, указывая на специфику реализации некоторых принципов при осуществлении административного судопроизводства. К источникам законодательства об административном судопроизводстве также относится и АПК РФ, ввиду того, что в соответствии с ним осуществляется административное судопроизводство арбитражными судами. Хотя из ГПК РФ и исключены положения, касающиеся административного судопроизводства, его тоже можно относить к источниками данной отрасли, ввиду "генетической" взаимосвязи с гражданским процессуальным правом и необходимости толкования большинства положений КАС РФ на его основе23. К другим федеральным законам можно относить федеральные законы, которые применяются при рассмотрении отдельных категорий дела административного судопроизводства, к примеру КоАП РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве" и др24. Говоря о международных источниках, то в соответствии со ст. 2 КАС РФ если международным договором РФ установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные КАС РФ, то применяются правила международного договора. Так, к примеру, есть возможность применения международных договоров и конвенций, которые регулируют отдельные вопросы судопроизводства. К примеру, в отношении вопросов судебных извещений допускается применение Гаагской Конвенции о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским или торговым делам25, для иностранных участников судопроизводства. ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2.1. Основные стадии административного судопроизводства КАС РФ определяет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел. В основном, данный порядок направлен на урегулирование споров граждан и организаций с государственными органами. Анализ положений КАС РФ дает возможность говорить о том, что производство по административному делу является разновидностью юридического процесса с наличием характерных для последнего свойств, таких как стадийность и временная определенность. В качестве процессуальной стадии большинство исследователей понимают совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами26. Процессуальной стадии присуща совокупность определенных признаков: а) это относительно самостоятельная часть производства, выделяемая по признаку специальной процессуальной цели. Каждая стадия обладает относительно самостоятельной, но подчиненной общей цели процессуальной задачей, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления; б) стадии органично связаны между собой, так как на каждой новой стадии проверяется то, что было сделано на предыдущей; в) стадия обладает своим особым кругом участвующих субъектов; г) стадия является совокупностью юридических процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных рамках; д) каждая стадия оформляется процессуальным документом, подводящим итоги деятельности. Стадии административного судопроизводства совпадают с аналогичными стадиями гражданского и арбитражного судопроизводств. Так, к основным стадиям административного судопроизводства относятся: 1) возбуждение производства по административному делу; 2) подготовка административного дела к судебному разбирательству; 3) судебное разбирательство. Возбуждение административного дела – начальная стадия административного судопроизводства, представляющая собой совокупность процессуальных действий суда и лиц участвующих в деле. Основной задачей данной стадии является обеспечение правомерного начала защиты нарушенного (оспоренного) права свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Основанием для возбуждения административного дела является предъявление административного искового заявления. Гл. 12 КАС РФ содержит требования к форме и содержанию данного заявления. Стоит отметить, что данные требования впервые получили свое нормативное закрепление, поскольку ранее регулирующая этот процесс, глава 23 ГПК РФ не предусматривала данные требования. Согласно ст. 219 КАС РФ общий срок для обращения в суд с административным исковым заявлением составляет 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. С.Л. Басов утверждает, что стадия возбуждения производства по административному делу состоит из двух процессуальных действий: вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда и направления копий определения лицам, участвующим в деле, их представителям27. Вопрос о принятии административного искового заявления о возбуждении производства по административному делу, об отказе в принятии административного искового заявления, оставлении административного искового заявления без движения или о возвращении административного искового заявления решается судьей путем вынесения соответствующего определения. В определении о принятии административного искового заявления к производству указываются процессуальные действия, подлежащие совершению в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству. В соответствии со ст. 127 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение 3 дней со дня поступления административного искового заявления в суд. По мнению Л.Ю. Зуевой, такой короткий срок начальной стадии производства по административному делу обусловлен предшествующим ей принятием административного искового заявления, по сути, являющимся проверкой поступивших в суд документов на соответствие их требованиям, предусмотренным ст. 128-130 КАС РФ28. Второй стадией административного судопроизводства является подготовка административного дела к судебному разбирательству. В соответствии с общим правилом, целью стадии подготовки дел к судебному разбирательству является обеспечение его правильного и своевременного рассмотрения и разрешения, желательно в первом судебном заседании29. Рассматривая задачи, закрепленные в ст. 132 КАС РФ, можно говорить о том, что целью стадии подготовки дела к судебному разбирательству выступает обеспечение верного и своевременного рассмотрения административного дела. Свое нормативное закрепление данная стадия получила в гл. 13 КАС РФ. Так, подготовка дела к судебному разбирательству в административном процессе начинается только после вынесения судьей определения с указанием действий, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также непосредственных сроков совершения этих действий. В связи с этим достаточно интересна ст. 133 КАС РФ, где происходит определенное совмещение первой и второй стадий административного судопроизводства при помощи процессуального документа. Так, согласно данной норме в определении о принятии административного искового заявления к производству суда, может совмещаться с указанием на подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стоит отметить, что общая временная протяженность данной стадии законодателем не определена. В соответствии со ст. 134 КАС РФ подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить. В ст. 135 КАС перечислены действия сторон и суда, совершаемые при подготовке дела к судебному разбирательству и имеющие целью своевременное и правильное рассмотрение дела. Ведущая роль отведена суду, который, помимо прочего, вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или не совершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок, опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений30. Следующим этапом подготовки административного дела к судебному разбирательству является предварительное судебное заседание. Данный этап представляет собой совокупность процессуальных действий, совершаемые сторонами под руководством судьи. После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству, что и является моментом окончания данной стадии. Третьей стадией производства по административному делу является стадия судебного разбирательства, является центральной стадией административного процесса. Она начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству и заканчивается объявлением решения суда. Для данной стадии определен общий срок рассмотрения административного дела в зависимости от суда осуществляющее разбирательство. Так, Верховным Судом Российской Федерации административные дела рассматриваются и разрешаются до истечения трех месяцев, другими судами – до истечения 2 месяцев. Этот срок начинает исчисляться с момента поступления административного искового заявления в суд. Однако установленный срок при необходимости может быть проблем председателем суда на один месяц31. Для данной стадии характерен широкий круг участников. Именно в пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для обоснованного юридического решения. Судебные прения, в качестве стадии судебного разбирательства по административному делу, заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях запрещено, однако если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу – возвращение к началу судебного разбирательства. 2.2. Дополнительные стадии административного судопроизводства К дополнительным стадиям стоит относить стадию апелляционного обжалования, кассационного обжалования, пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. В теории юридического процесса стадия обжалования и опротестования в различных видах судебных производств считается дополнительными. Цель этой стадии заключается в проверке постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. Стадия обжалования в апелляционном порядке состоит из нескольких этапов: подготовка административного дела к рассмотрению и рассмотрение административного дела по существу. КАС предусматривает исчерпывающий перечень отдельных категорий дел и сроков апелляционного обжалования. Общий срок подачи апелляционной жалобы, представления, составляет месяц со дня принятия судом решения. Кроме общих сроков законодателем предусмотрены сокращенные сроки подачи жалобы по отдельным категориям дел (ч. 2-6 ст. 298 КАС РФ), составляющие пять и десять дней. Данный срок начинает действовать с момента та истечения срока обжалования административного дела и направление судом первой инстанции апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции. Общая продолжительность стадии апелляционного обжалования зависит от суда, рассматривающего дело. Так, согласно ст. 305 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают по апелляционным жалобе, представлению дела в срок, что не превышает 2 месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ же рассматривает дело, которое поступило по апелляционной жалобе или предоставлению в срок, что не превышает 3 месяцев со дня его поступления. В соответствии со ст. 295 КАС РФ право апелляционного обжалования решения суда по административным делам принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле. Нововведением на данной стадии является включения в КАС РФ одного из этапов апелляционного производства – подготовка административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции. Она включает в себя право суда по своей инициативе или по просьбе лиц, подавших жалобу, представление, истребовать необходимые доказательства в порядке, установленном ст. 63 КАС РФ. Суд апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе также разрешает вопросы о применении мер предварительной защиты либо о приостановлении исполнения судебного решения. Приостановление исполнения судебного решения возможно при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность исполнения судебного акта. Установив, что административное дело подготовлено к судебному разбирательству, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке32. Следующей стадией административного судопроизводства является пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке кассационного и надзорного производства. По своей сути данная стадия является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, включающая в себя следующие этапы: возбуждение кассационного производства и рассмотрение кассационной жалобы, представления по существу. Согласно ст. 318 КАС РФ правом на обращение в суд кассационной инстанции за восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов судебными актами имеют лица, участвующие в деле, и другие лица, в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу. Основанием для возбуждения кассационного производства является кассационная жалоба. После изучения кассационной жалобы, материалов приложенных к жалобе, представлению, судья выносит определение либо об отказе в передаче кассационных жалобы, либо о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Общий срок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений составляет один месяц. Однако в ст. 322 закрепляет исключения из этого правила. Так, например, в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационные жалоба, представление по де- лам об оспаривании нормативного правового акта, принят....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Основы правового регулирования административного принуждения в Российской Федерации
- Изучение в Российской Федерации системы правового регулирования отношений в области отзыва выборных лиц местного самоуправления
- Изучение теоретических основ и правого статуса дистанционного работника и особенностей регулирования труда