VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка современного концепта феномена одарённости и обоснование новых условий поддержки и развития одарённых детей в действительности Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014534
Тема: Разработка современного концепта феномена одарённости и обоснование новых условий поддержки и развития одарённых детей в действительности Российской Федерации
Содержание
РЕФЕРАТ
      Отчет173 с.,1 таблица,124источника.
      ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, МОТИВАЦИОННАЯ ОДАРЕННОСТЬ.
      Основная цель исследования: Разработка современного концепта феномена одарённости и обоснование новых условийподдержки и развития одарённых детей в действительности Российской Федерации.
      Объект исследования: система поддержки и развития одарённых детей в Российской Федерации.
      Методы и методология исследования:
      методы анализа статистических данных;
      методы операционализации понятий; 
      методы системного моделирования;
      методы формирующего эксперимента; 
      методы экспертного анализа и оценки; 
      методы сопоставительных исследований;
      методы сравнения и обобщения полученных результатов.
      Задачи исследования на данном этапе:
      - провести сравнительно-сопоставительный анализ подходов к психолого-педагогической работе с одарёнными детьми, включающий, в том числе рассмотрение процедур и форм выявления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего становления и развития одарённых детей;
      - провести анализ зарубежных практик работы с одарёнными детьми, включающий в себя обзор и анализ опыта построения систем психолого-педагогической работы с одарёнными детьми в таких странах как США, Германия, Финляндия, Великобритания, Китай, Япония, Южная Корея;
      - разработать методологию и механизмы реализации комплексной модели работы с одарёнными детьми, построенной на выявлении, поддержке и психолого-педагогическом сопровождении мотивационно-одарённых детей;
      - разработать методических рекомендаций по организации и проведению компетентностных испытаний, способствующих выявлению и мониторингу развития мотивационной одарённости.
      На данном этапе в рамках НИР подготовлены:
      1. Аналитическая записка по результатам сравнительно-сопоставительного анализа подходов к психолого-педагогической работе с одарёнными детьми, включающий, в том числе рассмотрение процедур и форм выявления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего становления и развития одарённых детей.
      2. Аналитическая записка по результатам анализа зарубежных практик работы с одарёнными детьми.
      3. Описание методологии и механизмов реализации комплексной модели работы с одарёнными детьми, построенной на выявлении, поддержке и психолого-педагогическом сопровождении мотивационно-одарённых детей.
      4. Методические рекомендации по организации и проведению компетентностных испытаний, способствующих выявлению и мониторингу развития мотивационной одарённости.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
8
1 Аналитическая записка по результатам сравнительно-сопоставительного анализа подходов к психолого-педагогической работе с одарёнными детьми, включающий, в том числе рассмотрение процедур и форм выявления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего становления и развития одарённых детей
9
1.1 Современные представления об одаренности
10
1.1.1 Одаренность и одаренный ребенок
10
1.1.2 Виды одаренности
11
1.2 Процедуры и формы выявления одаренных детей
13
1.3 Подходы к психолого-педагогическому сопровождению, поддержке и мониторингу дальнейшего становления и развития одаренных детей
15
1.3.1 Теоретические основания к психолого-педагогическому сопровождению работы с одаренными детьми
15
1.3.2 Основные направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
17
1.3.3 Специфика организации педагогического сопровождения одаренных детей в системе открытых практико-ориентированных образовательных программ
18
1.3.4 Специфика организации индивидуального педагогического сопровождения одаренных детей
20
1.3.5 Технологические элементы индивидуального сопровождения одаренных детей
23
1.3.6 Принципы и элементы индивидуального сопровождения одаренных детей
24
1.3.7 Форматы и технологии образовательной навигации одаренных детей
27
1.4 Повышение педагогического мастерства для работы по сопровождению одаренных детей
32
1.4.1 Система педагогических позиций, обеспечивающих функционирование открытой модели работы с одаренными детьми
32
2 Аналитическая записка по результатам анализа зарубежных практик работы с одарёнными детьми
35
2.1 Подходы к определению понятия «детская одаренность» и этапы развития работы с одаренными детьми
36
2.2 Особенности национального законодательства и систем психолого-педагогической работы с одаренными детьми в зарубежных странах
39
2.3 Система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в США
41
2.4 Общая характеристика особенностей психолого-педагогической работы с одаренными детьми в странахЗападной Европы
68
2.5 Система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в Германии
73
2.6 Система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в Великобритании
87
2.7 Система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в Финляндии
99
2.8 Педагогическое сопровождение одаренности детей в Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея)
102
2.8.1 Системапсихолого-педагогической работы с одаренными детьми в Китае
103
2.8.2 Система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в Японии
112
2.8.3 Системапсихолого-педагогической работы с одаренными детьми вЮжной Корее
114
3 Описание методологии и механизмов реализации комплексной модели работы с одарёнными детьми, построенной на выявлении, поддержке и психолого-педагогическом сопровождении мотивационно-одарённых детей
127
4 Методические рекомендации по организации и проведению компетентностных испытаний, способствующих выявлению и мониторингу развития мотивационной одарённости
134
4.1 Компетентностный характер современных образовательных практик
134
4.2 Компетентностное испытание: содержание и логика
150
4.2.1 Общие положения
151
4.2.2 Этапы испытания
152
4.2.3 Некоторые темы (направления) испытания
152
4.2.4 Событийность испытания
152
4.2.5 Возможные образовательные результаты испытания
153
4.2.6 Возможные эффекты
153
4.2.7 Основные категории участников испытания
154
4.2.8 Кластер содержательных позиций испытания
154
4.2.9 Кластер игротехнических позиций испытания
156
4.2.10 Общая структура испытания
157
4.2.11 Определение победителей испытания
158
4.2.12 Примерные базовые формы заданий для испытания
159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
164



ВВЕДЕНИЕ
     Проблема работы с одаренными и талантливыми детьми сегодня имеет одно из первостепенных значений в государственной образовательной политике Российской Федерации, т.к. настоящий вопрос непосредственно связан со стратегией развития человеческого потенциала страны и с избранием подходов работы с ним. Особое внимание этому вопросу уделяется как на уровне президента и правительства, так и на уровне органов управления образованием. Несмотря на то, что для продвижения в кругу вопросов обозначенной проблематики необходимо предпринимать ряд институциональных изменений, особое место стала занимать необходимость концептуального и содержательного переосмысления феномена одарённости. Определяя концепт одаренности, государство определяет и фиксирует ориентиры развития общества.
     Исходя из анализа современных концепций и моделей одаренности, используемых в мире, можно увидеть, что сегодня феномен одаренности обсуждается как сложная многофакторная модель, в которой интеллектуальным способностям ребенка давно уже не отводится главенствующее место. Важными факторами высоких достижений признаются устойчивая мотивация, практическая ценность результатов деятельности, способность находить новые уникальные решения. По большому счету одаренность сегодня мыслится как особого рода компетентность, выражающаяся в способности и готовности добиваться рекордных практических результатов в той или иной сфере общественного развития. Такие трансформации понимания самой сущности одарённости приводят нас к необходимости переосмыслить и переоформить концепт системы работы с данным феноменом.
     
      1 Аналитическая записка по результатам сравнительно-сопоставительного анализа подходов к психолого-педагогической работе с одарёнными детьми, включающий, в том числе рассмотрение процедур и форм выявления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего становления и развития одарённых детей

     Настоящая аналитическая записка была подготовлена в соответствии с пунктом 6 Технического задания (приложение № 1 к Заданию № 27.12607.2018/12.1 навыполнениеработыпотеме«Открытая модель работы с мотивационной одарённостью») в рамках работы «Сравнительно-сопоставительный анализ подходов к психолого-педагогической работе с одарёнными детьми, включающий, в том числе рассмотрение процедур и форм выявления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего становления и развития одарённых детей».
      
      Создание методических, институциональных, управленческих условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одним из условий успешного развития современного общества, а следовательно, одной из приоритетных задач образовательной и социальной политики государства. Это положение дел обусловлено ростом значимости человеческого капитала и человеческого капитала в протекании современных социально-экономических процессов.При этом, мировая практика работы с одаренными детьми показывает, что при отсутствии валидных и проверенных методов точной и достоверной идентификации одаренности данная работа может привести к негативным последствиям. Иными словами, чтобы успешно обеспечивать выявление и сопровождение одарённости как фактора развития человеческого капитала и человеческого потенциала, необходимо: а) точно и критериально определить понятие «одарённость» (учитывая его вариативный характер, связанный с тем, какие качества признаются и фактически являются наиболее социально и социокультурно значимыми в настоящее время); б) определить наиболее достоверные методы выявления этих качеств, в связи с конкретными условиями диагностики; в) выстроить сопровождение одарённости таким образом, чтобы оно согласовывалось с наличными условиями и характеристиками социокультурного пространства, а не с формальными характеристиками «выдающихся качеств» детей, признаваемых одарёнными.
      
      
      1.1 Современные представления об одаренности
      1.1.1 Одаренность и одаренный ребенок
      Для целей выполнения данной работы:
      - под термином «одарённость»понималось системная, развивающаяся в течение жизни индивида, совокупность его деятельностных характеристик (как психических, так и социокультурных), которая определяет возможность достижения данным индивидом более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, чем основная масса индивидов, сходных с ним по стартовым условиям и личностным характеристикам.
      - под термином «одаренный ребенок» («одаренные дети») понимался ребенок(дети), который демонстрирует очевидно высокий уровень достижений в решении тех же задач, что стоят перед сверстниками, в актуализированных видах деятельности, а иногда обеспечивает выдающиеся результаты, соответствующие заведомо более старшему возрасту. Признаком одарённости в этом подходе могут считаться также внутренние предпосылки для высоких достижений детей, если они могут быть убедительно и валидно диагностированы.Многие психологи считают, что детский возраст является временем становления способностей и личности. В это время в психике ребенка происходят глубокие интегративные процессы. Широта интеграционных процессов, происходящих в психике ребенка, определяют само явление одаренности. 
      Большинство психологов считает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности является результатом взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка [1].
      При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, его психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации его индивидуальных способностей [2]. 
      Ученые рассматривают детскую одаренность, как потенциалпо отношению кпоследующим этапампсихического развития, создающими возможность для более быстрого и успешного их прохождения или для реализации на более сложном культурном материале, чем это имеет место быть у других детей данного возраста. Сама по себе она еще не является фактором выдающихся экономически-и культурно-значимых достижений. В связи с этим, стоит выделить следующие специфические черты одаренности в детском возрасте, в отличие от одаренности взрослого человека:
      1) детская одаренность менее индивидуализирована и более обусловлена закономерностями возрастного развития.
      При этом каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей» [3]. Необходимо отметить, что иногда признаки одаренности (ускоренное развитие ребенка, повышенный интерес к искусству, науки и т.д.) в детском возрасте создают некую «маску одаренности», под которой находится обычный ребенок. С взрослением ребенка, с получением образования, социокультурного влияния общества, воспитания в семье и т.п., признаки одаренности ребенка могут постепенно утрачиваться. Поэтому очень сложно оценить меру устойчивости одаренности ребенка, проявляемой на определенном отрезке времени.
      2) часто динамика формирования детской одаренности проявляется в виде неравномерности психического развития ребенка, с высоким уровнем развития определенных способностей ребенка, могут наблюдаться отставания в речевом развитии. Более того, по ряду признаков ребенок может рассматриваться как одаренный, а по другим признакам, как отстающий в развитии. Важным здесь становится выделение ключевых, ведущих признаков одарённости, которые, безусловно, должны быть обусловлены базовыми социальными и социокультурными ожиданиями от практической реализации одарённости.
      3) в ряде случаев одаренность ребенка сложно отличить от уровня его общего развития. При одинаковых способностях ребенок из семьи,стремящейся к его развитию и имеющей для этого возможности, может демонстрировать более высокий уровень развития, чем дети из других семей.
      На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе определения одаренности ребенка, следует выделить способность к творчеству, опережающее интеллектуальное развитие иоригинальность мышления. 
      
      1.1.2 Виды одаренности
      Одаренные дети довольно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес [3] предложил различать три категории способных детей:
      1. Дети с ранним проявлением интеллектуальных способностей (прежде всего, на материале занятий, сообразных ранним возрастам, например, игры, а также в бытовых ситуациях поведения и принятия решений).
      2. Дети с ярким проявлением способностей к отельным наукам и видам деятельности.
      3. Дети с потенциальными признаками одаренности.
      Для первой категории детей, характерен быстрый темп обучения в образовательной организации. При этом тем, кого называют интеллектуальными вундеркиндами, быстро развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. У этих детей, возможна смена увлечений, с сохраняющимся стремлением к интеллектуальному развитию. 
      Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным уровнем развития интеллекта, но особой склонностью к какой- либо вида искусства, науки или техники [4].
      Способные дети, которые относятся к третьей категории, не опережают сверстников по общему развитию, но для них свойственнаумственной работы, указывающая на незаурядные способности.
      В силу многоаспектного характера одаренности как личностного образования, внаучной литературе, выделяют следующие виды детской одаренности [5]: 
      - психомоторная; 
      - интеллектуальная;
      - академическая; 
      - творческая; 
      - социальная.
      Ниже мы опишем базовые признаки по каждому из вышеуказанных типов одарённости.
      При психомоторной одаренности (двигательная сфера) ребенок:
      - проявляет значительный интерес к деятельности требующей точности движений;
      - владеет высокой двигательной координацией;
      - любит физическую активность, на высоком уровне выполняет физические упражнения и т.д.
      При интеллектуальной одаренности ребенок:
      - отличается остротой мышления, исключительной наблюдательностью и памятью; 
      - проявляет разностороннюю любознательность; 
      - обладаетбольшей информацией, чем его сверстники и т.д.
      При академической одаренности ребенок любит читать, у него богатыйсловарный запас и сложные синтаксические структуры. Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам. 
      Творческая одаренность(креативность). Ребенок проявляет высокуюлюбознательность, показывает высокую продуктивность работы; в работе независим; изобретателен; дает свои комментарии по поводу конкретной ситуации; генерирует оригинальные идеи или находит оригинальные пути решения проблемы.
      Социальная одаренность (общение и лидерство). Ребенок легко адаптируется в новых для него ситуациях; лидирует среди других детей;уверен в себе. 
      При художественной одаренности ребенок проявляет выдающиеся способности в изобразительном искусстве, музыке и т.д. 
      Необходимо отметить, что оценка одаренности конкретного ребенка является в значительной степени условной. Его выдающиеся способностине всегда можно рассматривать как доказательство его успешности в будущей жизни.
      
      1.2 Процедуры и формы выявления одаренных детей
      Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка [3]. Невозможна идентификация одаренности ребенка путем применения какой-либо одной процедуры, например тестирования, поскольку, не позволяет соотнести наличное состояние ребёнка с предыдущим. Сегодня усилия психологов и педагогов направлены поступательное и комплексное выявление одаренных детей.
      Тем неменее, на практике для выявления одаренных детей достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта (далее – тесты) [6]. 
      Именно такие тесты,наиболее часто используются при отборе детей в классы и школы для одаренных (в этом проявляется инерция психодиагностических методик начала XX века, когда деятельностные задачи могли не развиваться в течение жизни одного человека, и единомоментное тестирование способностей могло быть признано валидным). Но при этом не учитывается наличие ограничений для применения этих тестов.Дело в том, что многие тесты были разработаны не для выявления одаренных детей,а для других целей. 
      Так, интеллектуальная шкала Векслера для детей, оригинальный вариант WISC, а также его отечественные модификации, предназначен для определения уровня общего интеллекта, в частности, выявления задержки в умственном развитии [7]. 
      Текст структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) предназначен для целей профориентации и профессионального отбора[8]. 
      Дифференциальный тест способностей (DAT) был разработан для прогноза академической успеваемости и т.д. [2].
      Следует отметить, что многие тесты направлены на измерениеконкретной интеллектуальной способности, т.е. измерение сформированности конкретных умственных операций. 
      При этом результаты тестирования во многом зависят от той ситуации, в которой осуществляется тестирование, и соответственно отэмоционального состояния ребенка, проходящего тестирование. 
      Таким образом, любая форма выявления одаренных детей по результатам тестирования вызывает сомнения с научной точки зрения. 
      По результатам проведенного анализа методов выявления одаренных детей, можно сделать следующие выводы относительно актуальности использования тестов:
      - нужно применять после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;
      - результаты тестирования могут использоваться для пониманияиндивидуальных особенностей психолого-эмоциональной деятельности конкретного одаренного ребенка с точки зрения выраженности его отдельных способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и т.д.;
      - тесты могут быть использованы только для отслеживания динамики конкретных показателей психического развития одаренных детей. 
      По результатам анализа значительного количества 
      научных публикаций можно сделать вывод об отсутствииединственного диагностического показателя одаренности детей.
      С учетом особенностей одаренности в детском возрасте наиболее приемлемой формой выявления одаренности ребенка является психолого-педагогический мониторинг (мониторинг). 
      При этом мониторинг должен отвечать следующим требованиям: 
      - мониторинг должен носит комплексный характер;
      - в ходе мониторинга должен проводиться анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимально соответствуют его склонностям и интересам; 
      - мониторинг должен предусматривать экспертную оценку результатовдеятельности детей; 
      - в ходе мониторинга должны выявляться признаки одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психологического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
- по результатам мониторинга должен проводиться анализ реальных достижений детей в различных соревновательных мероприятиях (предметные олимпиады, конкурсы, спортивных состязания, смотры и т.д.). 
      
      1.3 Подходы к психолого-педагогическому сопровождению, поддержке и мониторингу дальнейшего становления и развития одаренных детей
      1.3.1 Теоретические основания к психолого-педагогическому сопровождению работы с одаренными детьми
      Одним из главных условий развития одаренности детей является организация их психолого-педагогического сопровождения.
      Это в первую очередь связанно с тем, что у многих одаренных детейвозникают в том числе проблемы в процессе обучения, проблемы при выборе индивидуальной образовательной траектории, а также проблемы при взаимоотношениях с их родителями, одноклассниками и учителями. 
      В «Рабочей концепции развития одаренности» рассматриваются особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития (эмоциональная чувствительность, повышенная впечатлительность, неудовлетворенность собой и результатами своего труда, отсутствие достаточно сформированных и эффективных навыковсоциального поведения и др.). При этом отмечается, что ярко выраженная неравномерность психического развития, оказывает прямое влияние на личность ребенка в период его становления и является в дальнейшем источником многих проблем одаренного ребенка [1]. 
      Принимая во внимание вышесказанное, чрезвычайно важным является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
      Е.А. Чекунова отмечает, что «психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка» [9].
      Цель психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми, можно определить,как:
      - выявление, поддержка и развитие одаренных детей, оказание ним психолого-педагогическая помощив адаптации них к учебно-воспитательному процессу, в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; 
      - создание оптимальных условий, необходимых для гармоничного развития одаренных детей.
      К задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей можно отнести следующие задачи:
      - определение критериев и признаков одаренности детей, создание банка диагностических методик и реализация системы диагностической работы по выявлению одарённых детей;
      - осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникающих проблем у одаренных детей в ходе их обучении, воспитания и развития; 
      - оказание помощи одаренным детям в обучении, развитии, социализации, и в выборе ними их индивидуальной траектории образования и развития;
      - участие в проведении различных мероприятиях по психологическому просвещению педагогов и родителей. Данные мероприятия должны проводиться с целью расширения их представлений о феномене одарённости и особенностях обучения, и воспитания одарённых детей; 
      - развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, работающих с одаренными детьми;
      - психологическое обеспечение образовательных программ и т.д. [10].
      Многие исследователи отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, является комплексной педагогической, психологической, медицинской и социальной проблемой. 
      В связи с этимприобретает особую актуальность координация работы с одаренными детьми специалистов разного профиля. 
      Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей следуетосуществлять на следующих 4-х уровнях:
      - индивидуальный. На этом уровне проводится индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником;
      - групповой, на котором проводится психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников;
      - на уровне класса. На этом уровне педагоги осуществляют деятельность по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
      - уровень специализированного учреждения или общеобразовательной организации[11].

      1.3.2 Основные направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
      Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей являются [9]:
      1) Диагностическое направление, предполагающее составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. 
      2) Коррекционно-развивающее направление, в основе которого -развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
      3) Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологиии повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. 
      4) Консультационное направление, предусматривающееоказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем. Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.).
      5) Психопрофилактическое направление – охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой положительной психологической установки в отношении одарённости. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
      6) Экспертное направление, в рамах которого осуществляетсяэкспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.
       7) Мотивационное направление — поощрение талантливых и одаренных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и т.д.).
      
      1.3.3 Специфика организации педагогического сопровождения одаренных детей в системе открытых практико–ориентированных образовательных программ
      Система практико–ориентированных образовательных программ [12] для одаренных детей строится как открытая сеть образовательных модулей, имеющих принципиально одинаковую структуру, но разворачивающихся на различном материале. В системе этих модулей у ребенка появляется возможность работы с собственным интересом и самоопределением. Так как модульность таких образовательных программ позволяет оформить общее представление о той или иной практике достаточно быстро, то у ребенка, прошедшего ряд модулей, уже появляется возможностьоценить, какая практика (программа) в большей степени соответствует его интересам, и продолжить движение именно в рамках выбранной программы, которая, в свою очередь, должна строиться таким образом, чтобы дать участнику максимально целостное представление о содержании деятельности, современной проблематике и технологиях, развивающихся в выбранной сфере. Именно в таком поле становится возможным самоопределение одаренного ребенка и первичное оформление его практических интересов.
      При проектировании и реализации образовательных программ для одаренных детей необходимо удерживать ключевую задачу образования в отношении такого ребенка – формирование и развитие мотивации к продуктивной деятельности. То есть образовательная программа для одаренного ребенка в первую очередь это не способ освоения нового знания, а способ знакомства с современными практиками, видами деятельности, актуальными практическими проблемами, над решением которых работают специалисты, и возможность самоопределения относительного этого пространства. Открытые практико–ориентированные образовательные программы для одаренных детей должны предусматривать возможность проявления инициативы и осуществления самостоятельного (субъектного) действия обучающимся. Причем программа должна позволять участникам реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в рамках уникальной образовательной ситуации, в которой они сталкиваются с границами собственных знаний, определяют область интереса, обнаруживают для себя различные образовательные потребности и необходимость осуществления тех или иных действий в целях приобретения новых знаний или компетентностей, необходимых для реализации своего интереса или авторского действия. 
      Описываемая образовательная ситуация задается системой особым образом выстроенных открытых образовательных задач [13], формирующих уникальную проблемную ситуацию.
      Открытая образовательная задача строится вокруг модели практики более универсальной, чем модель школьного или даже научного предмета, чем модель профессии. Метафорически можно сказать, что если школа призвана ввести участника в мир наук, сложившиеся формы дополнительного образования (кружки, студии, клубы по интересам) — в одну из профессий, то мы вводим одаренного ребенка в мир практик. Обозначим принципиальность этого определения.
      Мир наук, на основе которого строится предметная организация школьных знаний, предполагает, что действительность описывается разными типами законов. Такие законы действительно существуют и изучаются отдельными науками, науками, возникающими в результате дробления наук, например, физика уже в школе дробится на механику, термодинамику, электродинамику и т. д., и науками, возникающими на стыке наук. Школьная программа не успевает за этим, мир наук теряет целостность, а в результате теряет целостность картина мира, передаваемая школой.
      Мир профессий основан не на знаниях, а на технологиях. Точнее, на типах объектов, которые преобразуются в результате применения разных типов технологий. На этом основана, например, известная профессиограмма: задаются отношения человек – человек, человек – природа, человек – машина, человек – знак… Но в современном мире технологии столь сложны, что такие простые типы, скорее, редкость. Сложность технологий определяется сложностью задач. А сложность профессии определяется ее ролью в решении этих задач. Комплекс задач, научных знаний и технологий, которые могут быть применены для их решения, способы организации взаимодействия знаний, технологий и профессиональных позиций и есть практика.
      В своей работе А.А. Попов [14] предлагает следующие типы практик:
      - социальные: создание новых форм организации социальной жизни;
      - культурные: создание новых культурных форм, отдельных произведений и культурных сред;
      - регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;
      - антропологические: эмоциональное, физическое, волевое, духовное, интеллектуальное развитие и саморазвитие;
      - познающие: формы научной работы — наблюдение, описание, конструирование моделей основных явлений окружающего мира;
      - инженерные: проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;
      - визуальные: конструирование наглядных представлений смыслов, образов, сценариев социального поведения и взаимодействия (например, кино, телевидение, сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн, разработка компьютерных игр и виртуальных сред).
      Таким образом, практико–ориентированная образовательная программа для одаренных детей должна состоять из комплекса открытых образовательных задач, которые вводят ребенка в одну из таких практик, с опорой на современные технологические решения и научные знания.
      Крайне важно, чтобы практико–ориентированная образовательная программа для одаренных детей опиралась на уже имеющиеся у участников представления о действительности, собственные интересы, цели, задачи, а также являлась пространством восполнения образовательных дефицитов, включения в современные формы мышления, коммуникации и деятельности, оформления собственной жизненной стратегии [15]. 
      
      1.3.4 Специфика организации индивидуального педагогического сопровождения одаренных детей
      Если система открытых практико–ориентированных программ строится как индивидуально-массовая технология работы с одаренными детьми, предполагает либо свободный вход, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44