- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка программы профилактики профессионального выгорания персонала
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015914 |
Тема: | Разработка программы профилактики профессионального выгорания персонала |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Уральский государственный аграрный университет» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА Направление 38.03.03 Управление персоналом Профиль «Управление персоналом организации» КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА Допущен к защите Протокол № ___________ "____"_______________ 201__ г. Заведующий кафедрой _______________ Б.А. Воронин (подпись) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Разработка программы профилактики профессионального выгорания персонала Исполнитель студент группы УП-2 _________ ______________ дата подпись ФИО Научный руководитель, доцент, к.ф.н _________ ______________ дата подпись ФИО Нормоконтроль _________ ______________ дата подпись ФИО Дата защиты _____________ Оценка __________________ Протокол ГЭК №______ Екатеринбург, 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания 1.1 Подходы к изучению феномена синдрома профессионального выгорания 6 1.2 Динамика развития и симптоматика синдрома профессионального выгорания 13 1.3 Факторы формирования у работников производства синдрома профессионального выгорания. 18 Глава II. Исследование факторов, влияющих на возникновение синдрома профессионального выгорания у работников производства ОАО «СМАК» 2.1 Общая характеристика организации как объекта управления 19 2.2 Анализ производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности 30 2.3 Анализ действующей системы управления персоналом 32 2.4 Эмпирическое исследование факторов, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у работников производства 33 Глава III. Пути совершенствования методов профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания 3.1 Развитие навыков саморегуляции и самопомощи 44 3.2 Содействие в профилактике руководителей организации 47 3.3 Профессиональное выгорание: Симптом/Способы профилактики. Памятка руководителя Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Большую часть своего времени человек проводит на работе и в процессе профессиональной деятельности, зачастую, неизбежно сталкивается с контекстами работы, связанными с возникновением стресса и его увеличением К данным контекстам относятся: длинный рабочий день, высокая нагрузка на работе, недостаточное количество времени на отдых из-за напряженного графика, конфликты и эмоционально сложные ситуации на работе, отсутствие контроля, отсутствие социальной поддержки, автономия на работе. Все перечисленные факторы (контексты) являются причиной эмоциональных перегрузок и синдрома хронической усталости, а на первое место из указанных расстройств можно поставить синдром профессионального выгорания, который сказывается негативным образом не только на выполнении работы и показатели производительности труда, но и на психологическое состояние работника, то есть на его здоровье. Актуальность темы, обусловлена тем, что жизнь в современном обществе требует от каждого максимальной отдачи, вне зависимости от сферы деятельности. Каждый человек стремится к улучшению качества свое жизни – получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе. Но в сложившейся ситуации на рынке труда, все сложнее добиться желаемого результата. Работодатели предъявляют все более высокие требования к уровню образования, профессиональной компетентности, результативности, и даже к личностным качествам сотрудников. В связи с этим, людям приходиться преодолевать ряд профессиональных стрессов, связанных не только с поиском работы, но и попыткой удержаться на своем месте и двигаться по карьерной лестнице. Все это оказывает негативное влияние не только на эффективность или успешность профессиональной деятельности, но и на психологическое состояние персонала. В связи с этим значительно увеличилось число работающих, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально?потухшими, что в итоге сказывается на продуктивности работы. Выгорание проявляется, с одной стороны, в душевном неблагополучии (дискомфорте), неудовлетворенности качеством личной и трудовой жизни, а также в физическом недомогании. С другой стороны, оно отрицательно сказывается на продуктивности трудовой деятельности работников. Поэтому выгорание, как феномен, попадает в поле зрения работодателей и специалистов по управлению персоналом. Выбор темы обусловлен тем, что именно от уровня обеспечения работников необходимыми условиями труда и отдыха, характера труда, аспектов организационной культуры, способствующих профилактике рассматриваемого явления, от грамотно выстроенных алгоритмов снижения факторов возникновения стресса и умения работника с ним справляться зависят уровень подверженности и риска развития синдрома профессионального выгорания. От уровня исследованности влияния данных факторов на психо-физиологическое состояние работника, зависит качественная профилактика синдрома. Исходя из этого, не теряет своей необходимости поиск факторов и технологий, способствующих снижению возможности возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия, помогающих сохранить психологическое здоровье работника и высокий профессионализм его деятельности. Уровень научной разработанности обусловлен работами и исследованиями таких ученых, как В.А. Бодров, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, С. Сиднева. Из западных ученых можно выделить труды С. Джексона, К. Маслач, а также труды Г. Фрейденберга, ставшие фундаментальной основой для дальнейшего исследования профессионального выгорания. Однако проведя анализ литературы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что несмотря на выраженность профессионального выгорания среди представителей различных профессий сам вопрос относительно конкретных причин возникновения синдрома профессионального выгорания изучен недостаточно. Объект исследования: синдром профессионального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия. Предмет исследования: коррекция и методы диагностики синдрома профессионального выгорания работников производства в организации. Цель: выявить факторы, влияющие на развитие синдрома профессионального выгорания, разработать методы профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: 1. Провести понятийный и теоретический анализ объекта исследования; 2. Выбрать и обосновать методы исследования; 3. Провести исследование; 4. Разработать методы профилактики и коррекции профессионального выгорания. Методы исследования: анализ научной литературы, методика диагностики профессионального выгорания В. В. Бойко. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1.1 Подходы к изучению феномена синдрома профессионального выгорания К. Кернис в 1980 г. определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации к работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении [17, с. 112]. По мнению К. Кондо, синдром «эмоционального сгорания» следует определять как дезадаптированность к рабочему месту из - за неадекватных отношений между людьми или чрезмерной рабочей нагрузки. К. Маслач, одна из основных специалистов по изучению «эмоционального сгорания», в 1981 году конкретизировала этот феноменкак некое состояние, включающее в себя чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации, негативного самовосприятия, а в профессиональном плане – утрату профессионального мастерства [14, с. 17]. В отечественной литературе при исследовании феномена выгорания использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» или «эмоциональное выгорание» (Форманюк Т.В.; Бойко В.В.), «психическое выгорание» (Орел В.Е.,; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.,), «профессиональное выгорание» (Ронгинская Т.И.,). Одним из первых в России проблему «эмоционального выгорания» исследовал В.В. Бойко. По его мнению «синдром эмоционального выгорания» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгораниеявляется формой профессиональной деформации личности [5, с. 9]. По мнению В.Е. Орла, психическое выгорание представляет собой сложный психофизиологический феномен эмоционального, умственного и физического истощения, возникающего из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, развивающейся на трех уровнях –индивидуальном, межличностном и организационном [16, с. 9]. Н.Е. Водопьянова определяет «синдром профессиональноговыгорания» как совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии), личных достижений и субъектов делового общения [6, с. 11]. Х. Фройденбергер в начале своих исследований различал только две стадии: раннюю, когда чувства еще сохранены и последующую, характеризующуюся полным отсутствием эмоций. Впоследствии он выделил 12 стадий развития синдрома. На начальной стадии присутствует навязчивое стремление проявить себя, включаясь в активную деятельность. На следующих стадиях наблюдается пренебрежение к собственным потребностям, переосмысление ценностей, отрицание возникающих проблем. Наконец, на завершающей стадии мы встречаемся с феноменами отступления (апатия, человек внутренне «сдается»), деперсонализации, внутренней пустоты вплоть до полного эмоционального и физического истощения [22, с. 4]. Согласно К. Маслач, эмоциональное выгорание развивается в три стадии, каждая из которых имеет свои особенности. На первой стадии эмоционального выгорания индивидуум истощен эмоционально и физически, он может жаловаться на головные боли и другие различной локализации боли, простуду. Для второй стадии характерны два набора симптомов: отрицательное, циничное, обезличенное отношение к пациентам/клиентам и негативные мысли относительно себя из-за чувств, возникающих по поводу такого отношения. Избегая этих негативных чувств, работник выполняет только минимальное количество работы и стремится избегать конфликтов и ссор. Признаки каждой группы могут проявляться как самостоятельно, так и совместно. Заключительная стадия – полное эмоциональное выгорание, обнаруживается не часто, выражается в полном отчуждении, отвращении ко всему окружающему [14, с.58]. Синдром профессионального выгорания у личности развивается постепенно, как считает Н.Г. Осухова, и проходит 3 стадии, как 3 лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности профессионала: 1 стадия. Начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств и яркости переживаний. Профессионал неожиданно замечает: в целом все сейчас хорошо, но пусто и скучно на душе. Исчезают эмоции повышающие настроение. Выявляется отстраненность в личном взаимодействии с членами семьи, близкими друзьями. Повышается тревожность. По возвращении домой человек чаще всего хочет остаться в одиночестве, наедине с самим собой. 2 стадия. Появляются недоразумения с коллегами. Специалист начинает в своем рабочем коллективе с пренебрежением говорит о некоторых из коллег,клиентов. Далее проявляется неприязнь в присутствии коллег, клиентов. Вначале это с трудом придерживаемая антипатия, но далее это и вспышки раздражения. Такое поведение работника – это неконтролируемое и неосознаваемое им самим проявление самосохранения при межличностном общении, превышающем сам безопасный для организма уровень. 3 стадия. Уже притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», специалист становится достаточно опасно равнодушным ко всему, и даже к своей собственной жизни. По привычке такой специалист может еще некоторое время сохранять некоторый апломб и внешнюю респектабельность, но все же его глаза теряют блеск интереса к чему либо, и даже почти физически ощутимый холод безразличия появляется в его душе [17, с. 28]. В.В. Бойко разработал следующую методику, рассматривающую процесс развития синдрома эмоционального выгорания в виде трех фаз: 1. Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловлено изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Эта фаза включает симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия. 2. Фаза резистенции (или фаза сопротивления). Человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты происходит на фоне следующих симптомов: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально - нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. 3. Фаза истощения. Выраженное падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Психологическая защита в форме эмоционального выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности. Наблюдается присутствие следующих симптомов: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [5, с. 22]. Дж. Гринберг [5, с. 61] предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. 1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. 3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера). 4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. 5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. В настоящее время хорошо известны 3 модели профессионального выгорания и соответственно им разработанные методы его оценки. По 1-й, одномерной, модели, профессиональное выгорание – это состояние такое физического и психического и, прежде всего, эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Такая трактовка понятия близка пониманию эмоционального выгорания как синдрома «хронической усталости». В разрез двум другим подходам, приверженцы одномерного подхода не ограничивают эмоциональное выгорание какими-либо определенными профессиональными группами. Модель №2 составлена голландскими исследователями. Она изучает профессиональное выгорание как двухмерный конструкт, строящийся из деперсонализации и эмоционального истощения. Деперсонализация проявляется в ухудшении отношения к другим, но иногда и к себе лично. Наиболее распространенной является 3-х компонентная модель синдрома эмоционального выгорания зарубежных исследователей К. Маслач и С. Джексон. В рамках данной модели «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение изучается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в равнодушии или эмоциональном перенасыщении и достаточно сниженном эмоциональном фоне. Деперсонализация как вторая составляющая – выражается в деформации отношений с другими людьми. Поэтому в одних случаях это может быть увеличение зависимости от других личностей, в других – повышение циничности установок и негативизма, чувств по отношению к подчиненным, воспитанникам, клиентам, и другим людям. Третий компонент эмоционального выгорания - редукция личных достижений - проявляется как либо в тенденции к негативному оцениванию своих профессиональных достижений и успехов, себя, негативизме относительно профессиональных возможностей и достоинств, либо же в ограничении своих возможностей, редуцировании собственного достоинства, обязанностей по отношению к другим [14, с. 139]. Таким образом, под синдромом профессионального выгорания понимается комплекс различных психологических проблем, возникающих у личности в рамках его профессиональной деятельности. Чаще всего эмоциональное выгорание определяется как феномен, который может проявляться из-за чрезмерной рабочей нагрузки, неудовлетворенности, потери мотивации к работе, включающий в себя чувство эмоционального истощения, негативного самовосприятия, а профессиональном плане утрату профессионального мастерства. Возникает эмоциональное выгорание в результате продолжительной эмоциональной нагрузки, развивающейся на трех уровнях – индивидуальном, межличностном и организационном. Оно ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека. В соответствии со своей научной позицией, мы рассматриваем эмоциональное выгорание целостно. Это глубокая профессиональная деформация личности. А. Пинес и Е. Аронсон видят синдром профессионального выгорания, как простую одномерную конструкцию, содержащую смесь физического и психического истощения, вызванных долгим нахождением в эмоционально перегруженной атмосфере. А. Чиром трактует эмоциональное выгорание, как сочетание физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Здесь главным фактором эмоционального выгорания является эмоциональное истощение, а прочие факторы -лишь следствия: поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации и, собственно, когнитивно-эмоционального выгорания (редуцирование собственных достижений, деформация самооценки). Всё это проявляется в деформации личности и отражается на её социальном здоровье. В отличие от предыдущих взглядов на синдром профессионального выгорания, сторонники одномерного подхода не считают его проблемой лишь какой-то определенной группы специалистов. 1.2 Динамика развития и симптоматика синдрома профессионального выгорания Синдром профессионального выгорания носит стадиальный характер развития. Сперва наблюдаются существенные энергетические затраты, как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональных обязанностей. Затем, по ходу развития синдрома эмоциоанльного выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, падением интереса к работе. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Вначале наблюдается затухание эмоций, уходят острота чувств и тонкость переживаний. Затем начинают надоедать коллеги, подчиненные или начальство, с которыми нужно взаимодействовать и работать. В трудовом коллективе, начинающий «выгорать» работник, с пренебрежением и издевкой отзывается о каких-либо своих коллегах. В дальнейшем, в ходе общения, он начинает испытывать к ним неприязнь. В первое время, он её легко сдерживает, но в дальнейшем маскировать раздражение становится сложнее, и, в итоге, агрессия проявляется открыто. Мишенью становится обычный человек, чаще всего подчиненный, ожидавший от работника помощи. При этом, «выгорающий» сам не осознаёт причин своего агрессивного выпада. И, под конец - окончательное «выгорание» профессионала. Тот, по привычке, сохраняет апломб и респектабельность, но при этом, уже заметны холодный взгляд и каменное сердце. Присутствие окружающих людей будит у него чувство дискомфорта различные болезненные ощущения. Синдром профессионального выгорания почти всегда сопряжён с психосоматикой. По мнению исследователей Капуто и Спаниол, в эмоциональном выгорании можно заметить присутствие трёх уровней и трёх стадий. У человека, находящегося в профессиональном выгорании первой стадии, наблюдаются незначительные, короткие и эпизодические признаки данного процесса. Эти симптомы выражаются в лёгкой форме и проявляются в заботе о себе, например, за счёт моментов расслабления или организации непредусмотренных перерывов в рабочей деятельности. При второй стадии профессионального выгорания симптомы наблюдаются более регулярно, имеют затяжной характер, и сложнее поддаются лечению. Обычные способы коррекции тут неприменимы. Работник может испытывать истощение даже после полноценного сна и долгих дней отдыха. Для заботы о себе ему теперь нужны значительные усилия. Показатели и симптомы третьей стадии профессионального выгорания уже хронические. Появляются соматические и психологические проблемы типа язв и депрессий; старания позаботиться о себе теперь не приносят облегчения, а квалифицированная помощь не даёт скорого результата. В своей работе Б. Махер обобщает список симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, плохой сон, негативные чувства к рабочему процессу, скудность набора профессиональных действий, злоупотребление вредными веществами (табак, кофе, алкоголь, наркотики), плохой аппетит или переедание, негативная Я - концепция, проявления агрессии (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, волнительная перевозбуждённость, гнев), упаднические настроения и связанные с этим эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и чувство вины). Симптомы профессионального выгорания напрямую связанны с длительным стрессом и психической перегрузкой, которые ведут к полной дезинтеграции различных психических сфер: – изменения в поведении «выгорающего» специалиста: он всё время смотрит на часы; откладывает встречи с пациентами; регулярно опаздывает; теряет творческий подход к решению задач; работает старательнее и дольше, а успехи приходят всё реже; прячется и избегает коллег; присваивает собственность медучреждения; учащает употребление психоактивных веществ (в т. ч. кофеин и никотин); не может удовлетворить свои потребности в отдыхе и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него формируется стойкое противодействие к выходу на работу; – изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или «черный» юмор; постоянное чувство неуспеха, вины, гнева, обиды и горечи; повышенная раздражительность на работе и дома; чувство несправедливого отношения к себе окружающих; чувства опустошенности, равнодушия и бессилия; – изменения в мышлении «выгорающего» специалиста: все более навязчивые мысли об увольнении; снижение способности к концентрации внимания; ригидность мышления; возникновение подозрительности и недоверчивости; циничное отношение к пациентам; менталитет жертвы; озабоченность лишь личными потребностями; – изменения в здоровье «выгорающего» специалиста: бессонница; частые, незначительные, но затянутые болезни; повышенная подверженность инфекционным заболеваниям; усталость и истощение в течение всего дня; учащение нарушений в психическом и соматическом здоровье. Подытоживая, можно определенно утверждать, что симптоматика и последствия эмоционального выгорания очень индивидуальны. Специальная литература отмечает ступени в развитии эмоционального выгорания, которые постепенно сменяют друг друга, и разнятся по степени вовлечённости индивида в данный процесс, а также, по степени его обратимости: 1. Невротическая реакция. Изменяется, прежде всего, телесное и эмоциональное состояние человека. Перемены представляют собой классические признакиизвестной формы невроза –неврастении (она же - синдром раздражительной слабости). Это набор составляющих истощ?нной нервной системы: высокая утомляемость; снижение умственной и физической работоспособности; различные виды телесного дискомфорта; раздражительность и повышенная конфликтность. 2. Невротическое развитие. Трансформируется поведение человека. Изменяется его отношение к профессиональному труду, даже до чувства отвращения кнему. Выполнение профессиональных обязанностей становится формальным. Появляется социальная отгороженность. Человек выстраивает вокруг себя незримую стену от окружающих. В общении с ним складывается чувство, что тот находится как будто за ширмой. 3. Стойкое изменение личности. Такие перемены попадают в рамки явления, известного как профессиональная деформация личности. Как правило, это выражается в виде душевной черствости, циничности и заметной агрессивности (колеблющейся от обычной раздражительности до откровенного и неприкрытого хамства). Все эти процессы протекают параллельно с серьезным эмоциональным оскудением, при котором человек медленно, но верно теряет способность радоваться жизни. Ситуация может отягощаться подверженностью к перепадам настроения, возникновением коротких периодов эмоционального спада или затяжной депрессии (часто скрытой, в которой человек может находиться годами). Эмоциональное выгорание появляется постепенно, его развитие разделено на три стадии: – на 1-ой стадии специалист перестает остро воспринимать окружающую действительность. Профессионал неожиданно замечает: в целом все сейчас хорошо, но пусто и скучно на душе. – на 2-ой стадии специалист начинает в своем рабочем коллективе с пренебрежением говорит о некоторых из коллег, клиентов. Далее проявляется неприязнь в присутствии коллег, клиентов. – на 3-й стадии развития профессионального выгорания к специалисту приходит равнодушие и безразличие к происходящему вокруг. Он только выполняет свои рабочие обязанности, но уже без интереса, без инициативы. Динамику развития процесса «выгорания» определяет взаимодействие факторов. Р. Т. Голембиевский и Р. Ф. Голембиевский, в своей динамической фазовой модели, выделяют три уровня и восемь этапов «выгорания», разнящихся взаимодействием показателей по всем тр?м факторам. Данная модель даёт возможность вычислить средний уровень «выгорания», при котором видны высокие показатели эмоционального истощения, и который является переломным моментом. До этой точки «выгорания», эмоционально-энергетический «резерв» еще ведет борьбу с растущей деперсонализацией и редукцией личных успехов. М. Буриш выдвигает концепцию развития синдрома профессионального выгорания, в которой выделяются шесть основных фаз: 1. Предупреждающая фаза – избыточное участие (активность, ощущение незаменимости, отказ от не связанных с работой потребностей, уменьшение количества социальных контактов), истощение (усталость, бессонница). 2. Снижение уровня собственного участия – по отношению к коллегам, пациентам (утрата положительного восприятия сослуживцев, переход от помощи к критике; обвинение других в собственных неудачах; приверженность стереотипам поведения по отношению к коллегам, больным и к прочим окружающим; отсутствие эмпатии и безразличие; отсутствие мотивации к выполнению свои рабочих обязанностей; преднамеренное затягивание перерывов в работе; упор на материальный аспект; неудовлетвор?нность профессиональной деятельностью). 3. Эмоциональные реакции – депрессия (навязчивое чувство в ины, пониженная самооценка, неосознанные страхи, апатия, лабильность настроений); агрессия (защитные установки, обвинение окружающих, отсутствие терпимости и неспособность к компромиссу, подозрительность). 4. Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта (падение концентрации внимания, неспособность к решению сложных задач, ригидность мышления,утрата воображения), мотивационная сфера (потеря собственной инициативы, падение эффективности деятельности, действия только по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформального общения, избегание участия в жизни окружающих, либо излишняя привязанность к одному человеку, избегание обсуждений профессиональной деятельности, самодостаточность и одиночество). 5. Психосоматические реакции – падение иммунитета, невозможность релаксации в моменты отдыха, плохой сон, расстройства сексуальной сферы, повышенное давление, тахикардия, головные и позвоночные боли, пищеварительные расстройства, зависимость от алкоголя, табака и кофе. 6. Разочарование – отрицательная жизненная установка, ощущение беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние. В ходе анализа фаз развития синдрома профессионального выгорания, нужно отметить определённое явление: чрезмерная зависимость от рабочей деятельности ведёт к масштабному отчаянию и экзистенциальному вакууму. На первой фазе развития синдрома выгорания, профессиональная деятельность является основной ценностью и целью жизни человека. В ситуации несоответствия собственного вклада и полученного вознаграждения (не обязательно финансового), приходят начальные симптомы профессионального выгорания. 1.3 Факторы формирования у работников производства синдрома профессионального выгорания Б. У. Шауфели отметил тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально-экономической нестабильности. Профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания. Им также отмечено, что выгорание реже встречается у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом. К организационным факторам, способствующим профессиональному выгоранию, по мнению В.В. Бойко относятся: 1. Высокая рабочая нагрузка; 2. Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; 3. Недостаточное вознаграждение за работу (как моральное, так и материальное); 4. Невозможность влиять на принятие важных решений; 5. Двусмысленное, неоднозначное требование к работе; 6. Однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; 7. Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; 8. Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы [5, c. 19]. А. Пайнсом установлена связь выгорания с чувством собственной значимости на рабочем месте, с профессиональным продвижением и уровнем контроля со стороны руководителя. Отечественные исследователи В.В. Бойко и Н.Е. Водопьянова не выявили прямой взаимосвязи между удовлетворенностью денежным и моральным вознаграждением и наличием синдрома профессионального выгорания [6, c. 80]. При этом замечено, что для предотвращения профессионального выгорания важно справедливое вознаграждение, что подтверждается данными С.Л. Корда. В напряженных социальных ситуациях у большинства сотрудников возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационной и эмоциональной деформации личности. Отмечено, что социальная поддержка, особенно со стороны представителей администрации, препятствует развитиюсиндрома профессионального выгорания, а получающие поддержку пработники могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и менее подвержены выгоранию [10, с. 40]. Ведущим же фактором в феномене профессионального выгорания является стресс. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Е.М Синюкова выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса): – информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в атмосфере высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ней) и быстрой переменной информационных параметров. – эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией [20, с. 23]. В.В. Бойко предлагает рассматривать развитие синдрома выгорания сотрудников в соответствии с механизмом развития стресса. В данном подходе уровень выгорания сотрудников оценивается по двенадцати показателям сформированности ряда симптомов, которые в свою очередь группируются по трём фазам: тревожное напряжение, резистенция, истощение. Именно затяжной хронический стресс приводит к нарушению дееспособности и потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях. Проблема управления стрессом на предприятии становится все более актуальной, потому, что быстро меняется экономическая, политическая ситуация, увеличиваются нервно-психологические нагрузки, происходит диверсификация производства, постоянно растет конкуренция и обостряется борьба за рынки сбыта. Чтобы лучше разобраться в природе стрессов, возникающих на предприятии, их можно разделить на три вида: 1. Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой, условиями работы и места работы. 2. Профессиональный стресс – из-за причин, связанных с видом деятельности. 3. Организационный стресс – влияние на сотрудника особенностей организации, в которой он работает, ее организационной культуры и межличностных отношений. Далее можно разбить каждый вид стресса на классификации. Таблица 1. Источники рабочих стрессов Содержание работы Рабочее место Социальные условия 1 2 3 Большие объемы работы Шумы, вибрации, слишком яркое или слишком тусклое освещение Напряженный пс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: