VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка программы профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010790
Тема: Разработка программы профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста
Содержание

     ОГЛАВЛЕНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ 	3
     ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	5
     1.1.Профилактика табакокурения: понятия и виды.	5
     1.2.Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста 	8
     1.3.Обзор программ профилактики табакокурения	10
     ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …	14
     2.1. Описание выборки и обоснование методов исследования	14
     2.2. Результаты исследований и их обсуждение….	16 
     2.3. Программа профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста.	23
     2.4.Оценка эффективности программы профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста	26
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	30
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	32
     ПРИЛОЖЕНИЕ 1	35
     ПРИЛОЖЕНИЕ 2	36
     ПРИЛОЖЕНИЕ 3	38



     ВВЕДЕНИЕ
     Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям (группам людей) в преодолении личностных и социальных трудностей.
     Общеизвестно, что проблему намного проще предотвратить, нежели ее решать. В этом заключается одна из функций социальной работы. Профилактическая функция выступает регулятивной гранью социальной работы.  Опираясь на результаты социального прогнозирования, социальная работа дает возможность предупредить нежелательные социальные явления, в том числе и табакокурение.
     Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, Россия является одной из самых курящих стран планеты. На 2015 год 59,0 % мужчин и 22,8% женщин страны являются курильщиками (учитываются лица от 15 лет и более). Нельзя не отметить тот факт, что 7,3 % на миллион человек пристрастились к курению в возрасте до 15 лет.  [Country profile Russian Federation: [Электронный ресурс]/ World Health Organization// WHO Report on the Global Tobacco Epidemic, 2016. URL: http://www.who.int/tobacco/surveillance/policy/country_profile/rus.pdf?ua=1 (Дата обращения 18.03.2018)].
     Согласно современному пониманию, табакокурение и алкоголь являются своего рода «воротами» приобщения к наркотикам. Поэтому ведение профилактической работы в сфере табакокурения является профилактикой и наркомании.
     Распространение табакокурения приводит к развитию множества болезней, часть из которых являются смертельно опасными. Если рассматривать уровень смертности от употребления психоактивных веществ в России, то смертность от табакокурения стоит на первом месте и составляет 500 тысяч человек в год [https://www.rosminzdrav.ru/news/2013/11/20/1312-zamestitel-direktora-departamenta-natalya-kostenko-prinyala-uchastie-v-press-konferentsii-posvyaschennoy-mezhdunarodnomu-dnyu-otkazu-ot-kureniya].
     Если обратиться к структуре смертности в России по данным Росстата, то можно увидеть, что болезни системы кровообращения занимают первую строчку в структуре смертности, на них приходится 47,8% всех смертей. Главными причинами заболевания системы кровообращения неизменно являются алкоголизм и табакокурение. [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf (Дата обращения 24.01.2018)]
     Таким образом, тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной, так как приобщение к табакокурению происходит в раннем возрасте и несет за собой массу негативных последствий. 
     Цель: разработать и апробировать программу профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста
     Задачи: 
     1) рассмотреть теоретические основы профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста;
     2) выделить социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста;
     3) рассмотреть программы профилактики табакокурения;
     4) выявить склонность к табакокурению у детей младшего школьного возраста;
     5) создать программу профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста.
     5) оценить эффективность программы профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста.
     Объект: дети в возрасте 10-11 лет.
     Предмет: профилактика табакокурения среди детей младшего школьного возраста.
     Гипотеза: если реализовать программу профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста, включающую модуль информированности, модуль развития навыка противостояния давлению и модуль развития уверенности в себе, то их склонность к табакокурению снизится. 
     Методы исследования: 
1) анализ литературы;
2) анкетирование;
3) тестирование.


     ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
     1.1. Профилактика табакокурения: понятия и виды.
     Употребление детьми и подростками психоактивных веществ является одной из самых актуальных проблем не только в России, но и по всему миру. 
     Психоактивные вещества (ПАВ) – любое химическое соединение естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к  изменению психического состояния, и способное привести к развитию зависимости [Епихина П.В. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2016. - №4. – С.63-68.].
     Наиболее опасными для здоровья детей и подростков являются: табак, алкоголь, наркотики и ингалянты.  Приобщение к алкоголю и наркотикам зачастую происходит по пути такого на первый взгляд безобидного увлечения как табакокурение.  
     Проанализировав литературу, можно обнаружить, что определений понятия «табакокурение» не так много. Все они сводятся к медицинскому подходу, согласно которому табакокурение  - это вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дама тлеющего табака, одна из форм токсикомании [Покровский В.И. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицина, 1996. – 544 с.].
     Однако данное определение не раскрывает всей сути табакокурения, упуская психологический аспект в отличие от следующего определения: табакокурение - вариант токсикомании с явлениями психологической и физической зависимости [Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии.  – 2-е изд. – М.:Джангар, 2012. – 864с.].  Наиболее полное определение получится, если совместить предыдущие две формулировки. Итак, табакокурение – это одна из форм токсикомании, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака, что ведет к психологической и физической зависимости. 
     Табакокурение является одной из серьезнейших проблем современности, поэтому большое место в нашем социуме должна занимать профилактика табакакурения.
     Понятие профилактика происходит от греческого слова prophylaktikos, что означает предохранительный [Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.].
     Как показал анализ научной литературы, концептуальные составляющие профилактики рассматриваются в соответствии с принадлежностью к той ли иной области исследования. Так, в юриспруденции термин «профилактика» нашел отражение в виктимологическом направлении. Виктимологическая профилактика понимается как осуществление мер по устранению ситуаций (обстоятельств), способствующих преступному поведению [Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. – СПБ.: Юрид. центр Пресс, 2000. – 332 с.].
     Термин «профилактика» нашел большое распространение в медицине. Здесь под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды [Покровский В.И. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицина, 1996. – 544 с.]. Данное определение достаточно широкое, т.к. охватывает многие сферы жизнедеятельности. 
     В рамках социальной работы доктор философских наук Е.П.Агапов выделяет понятие «социальная профилактика», которая определяется как  профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости. Одним из основных направлений социальной профилактики является профилактика девиантного поведения, к чему относится профилактика табакокурения [Агапов Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие. – Ростов-на-Дону:  Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.]. Данное определение освещает только один уровень профилактики – государственный. Однако профилактика проводится и на региональном и на местом уровне.
     Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений [Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.].
     В рамках профилактической деятельности профилактикой можно назвать целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия многих специалистов (педагогов, психологов, медиков, родителей и т.д.) и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок [Вершинина Н.В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы. – М.:Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 25 с.]. Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно и полно раскрывает сущность профилактической деятельности в рамках социальной работы, в частности профилактики табакокурения.
     Методы профилактики обычно включают в себя обучение клиентов социальной работы новым навыкам, которые помогают им успешно действовать или сохранить здоровье [27.	Чернецкая А.А. Технология социальной работы: - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 400 с.].
     Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, которая сейчас является наиболее распространённой в России, выделяют три вида профилактики: первичная, вторичная и третичная профилактика употребления ПАВ [What in the World Works?: [Электронный ресурс]/ World Health Organization// International Consultation on Tobacco and Youth, 1999. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/66517/1/WHO_NMH_TFI_00.1.pdf (Дата обращения 18.03.2017)]. 
     Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение табакокурения.
     Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с «группой риска». Вторичная профилактика ведётся с лицами, которые уже приобщились к табакокурению. Однако они ещё не являются химически зависимыми людьми и не нуждаются в специальном лечении.
     Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми людьми с целью предотвращения срывов и рецидивов заболевания. [Аверин А.Н. Профилактика употребления психоактивных веществ: учебно-методическое пособие. – Ижевск: Парус, 2012. – 239 с].
     Подробнее остановимся на первичной профилактике табакокурения. Цель первичной профилактики заключается в предупреждении употребления ПАВ. К ее основным задачам относят: 
     1) формирование личной ответственности за своё здоровье; 
     2) формирование навыков, снижающих риск потребления ПАВ [Аверин А.Н. Профилактика употребления психоактивных веществ: учебно-методическое пособие. – Ижевск: Парус, 2012. – 239 с].
     Базовыми принципами первичной профилактики являются:
     - правдивая и доступная информация о веществах, вызывающих зависимость; 
     - развитие личностных качеств, позволяющих справляться с эмоциональным напряжением, сложными жизненными ситуациями, ориентироваться на достижение успеха, согласованного с морально этическими нормами, формированием чувства ответственности по отношению к себе, ближайшему окружению, государству и будущему поколению[Корниенко А. В. Формирование трезвого здорового образа жизни в образовательной среде. – Учебно-методическое пособие для специалистов НКО. – Москва, 2017. – 92 с.].
     Первичная профилактика проводится среди детей и подростков, не имеющих опыта потребления ПАВ. Согласно последним исследованиям Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения возраст первых проб табака составляет 10-13 лет, а значит, в качестве объектов профилактики табакокурения должны выступать дети младшего школьного возраста. Работа с детьми младшего школьного возраста должна строиться исходя из их социально-психологических особенностей. [http://mednet.ru/index.php?option=com_user&view=login&return=aHR0cDovL21lZG5ldC5ydS9zdGF0aXN0aWthLmh0bWw/bGFuZz1ydQ==]
     Таким образом, профилактика табакокурения – это целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия многих специалистов (педагогов, психологов, медиков, родителей и т.д.) и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок. Первичная профилактика направлена на предупреждение табакокурения и проводится среди детей и подростков, не имеющих опыта табакокурения, а именно среди детей младшего школьного возраста.
     1.2.Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста
     Даниил Борисович Эльконин – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию:
     — кризис новорожденности;
     — младенчество (2 месяца — 1 год);
     — кризис одного года;
     — ранний возраст (1 — 3 года);
     — кризис трех лет;
     — дошкольный возраст (3 — 7 лет);
     — кризис семи лет;
     — младший школьный возраст (8—12 лет);
     — кризис 11 — 12 лет;
     — подростковый возраст (11 — 15 лет);
     — кризис 15 лет [Шаповаленко И.В.Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастнаяпсихология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.].
     Более подробно остановимся на характеристике детей младшего школьного возраста. 
     Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 7 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии — комплекс неполноценности. [Шаповаленко И.В.Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.].
     Основной вид деятельности младшего школьника – это учебная деятельность. Однако она тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения происходит возрастание подчинения игры учебной деятельности, увеличение значения игр с достижением определенного результата, в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр. Игра позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. [«Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер.»: ФЛИНТА; Москва; 2015]
     В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. 
     Мотивационная  сфера - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких оценок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Другие  широкие   социальные   мотивы  учения  —  долг,   ответственность,  необходимость получить образование. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье.
     Самосознание. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе - более обоснованными [Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.].
     Младший школьный возраст имеет свои особенности и в эмоциональной сфере. Гонина О.О. выделяет следующие характеристики эмоциональной сферы младших школьников:
     1) легкая эмоциональная отзывчивость на происходящие события и эмоциональной окрашенностью восприятия, воображения, мышления;
     2) непосредственность и откровенность проявления своих эмоциональных переживаний;
     3) различная степень готовности к переживанию эмоции страха как предчувствия неприятностей, неуверенности в своих возможностях; ощущения угрозы своему статусу в классе, семье;
     4) высокая эмоциональная неустойчивость, частая смена эмоциональных состояний, склонность к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям;
     5) интенсивное эмоциональное реагирование на игры и общение со сверстниками, на различные достижения;
     6) несовершенное понимание и осознание своих и чужих эмоций и чувств, часто неверное восприятие и истолкование мимики и других выражений эмоциональных состояний окружающих  [«Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер.»: ФЛИНТА; Москва; 2015]
     В младшем школьном возрасте у ребенка также возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. [Шаповаленко И.В.Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.].
     К новообразованиям младшего школьного возраста относят память, восприятие, воля, мышление. 
     Память. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. 
     Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Если на начальном этапе  у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. 
     Воля. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах. 
     Мышление. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим. Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия. В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях..Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. Издательство: Юрайт, 2010г. 145с.
     Таким образом, младший школьный возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся приобщением к трудовой жизни общества, развитием мотивационно-потребностной сферы и самознания, эмоциональной неустойчивостью и откровенностью. Младший школьный возраст характеризуется такими новообразованиями как память, восприятие, воля и мышление. 
     1.3.Обзор программ профилактики табакокурения
     Профилактические программы в социальной работе направлены на предупреждение потребления табака, алкоголя и (или) наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты целенаправленного воздействия — в основном дети и подростки в целом и те группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик [Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 400 с].
     С точки зрения многих современных отечественных и зарубежных авторов, отмечается, что профилактическая деятельность, основанная на одновременном ослаблении риска табакокурения и увеличение потенциала устойчивости к определенным условиям среды, намного эффективнее, чем профилактическая деятельность, основанная только на уменьшении факторов риска подросткового курения [Сирота Н.А. Программа формирования здорового жизненного стиля. – Южно-Сахалинск: СОИПиПКК, 2002. – 35 с.].
     Как результат научных исследований профилактических программ разработан перечень принципов профилактики:
     * профилактические программы должны усиливать защитные факторы и ослаблять или уменьшать влияние факторов риска; 
     * предусматривать раннее вмешательство; 
     * учитывать возраст, пол, этническую и культурную принадлежность личности и ее окружения; 
     * адресные программы должны соответствовать факторам риска, характерным для конкретной популяции или аудитории [Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками: [Электронный ресурс] / Международный комитет по контролю над наркотиками, 2010. UPL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/incb2009.pdf (Дата обращения 04.04.2017)].
     Систематические обзоры, сравнительные исследования разных подходов к профилактике, доказали эффективность превентивных подходов, базирующихся на школе. Выявлены не только благоприятные изменения на уровне факторов риска, но и на уровне конечных целей превентивных вмешательств – снижение курения [Лозовой В. В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. – 450 с].
     Информационные подходы являются признанными компонентами современных профилактических подходов.
     В тоже время многими исследователями доказано, что лишь одной информации не вполне достаточно: чаще всего используемые школьные программы подтвердили свою эффективность в коррекции установок и знаний, но добиться устойчивых изменений в поведении с их помощью сложно. Программы, основное содержание которых представляло собой информацию о компонентах вещества, последствиях для здоровья и реализующиеся в форме дидактических презентаций, не повлияли на курительное поведение подростков. Удержание знания у младших подростков оказывается выше при условии высокого уровня доверия к коммуникатору и низкого уровня страха, вызываемого сообщением, однако никакого изменения установки при этом не происходит [Лозовой В. В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. – 450 с].
     Более эффективными признаны подходы, направленные на развитие когнитивных, социальных навыков и навыков самоконтроля. Еще более эффективными стратегиями являются комбинированные, сочетающие все вышеперечисленные, подходы с созданием условий для развития альтернативной активности, интегрированием подростков в нормативные группы, где культивируются сверстниковые нормы воздержания и альтернативные способы «хорошо провести время» [8.	Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками: [Электронный ресурс] / Международный комитет по контролю над наркотиками, 2010. UPL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/incb2009.pdf (Дата обращения 04.04.2017)].
     Например, в центре социальной помощи семье и детям г. Бор Нижегородской области проводятся психологические и психотерапевтические тренинги. Сотрудники центра (психолог, психотерапевт, сексолог) совместно с медицинскими работниками проводят занятия со школьными педагогами, педагогами дошкольных учреждений, родителями. Обучение проводится в трех возрастных группах: 12—13, 14—1,5 и 15—17 лет по соответствующим программам. Занятия сопровождаются показом видеофильмов, использованием наглядных пособий. По завершении двухмесячного учебного цикла подростки информируются о возможности индивидуальной консультации у специалистов центра или по «телефону доверия», действующему в центре [25.	Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 400 с.].
     Программы, ориентированные на эффективное воспитание, признаются многими авторами как важная стратегия предотвращения табакокурения среди подростков [15.	Монахова А.Ю. Психолог и семья: Активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия–Холдинг, 2004. – 160 с.]. 
     Родительское образование в предотвращении табакокурения детей признается необходимой и эффективной частью профилактики, обеспечивая позитивные изменения как в родительском восприятии, так и в объективных изменениях поведения детей, сохраняющихся во времени [3.	Ананьев В.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 172с.].
     Эффекты первичной профилактики табакокурения значительно повышаются при вовлечении в профилактические программы родителей, педагогов, позитивных сверстников и всего сообщества 
     Возможности достижения успеха увеличиваются, когда отдельные усилия, инициативы объединяются в одну всеобъемлющую и долгосрочную деятельность на уровне всего сообщества. Это согласованные, долгосрочные, комплексные общинные программы профилактики табакокурения, которые требуют самоотверженности, налаживания партнерских отношений, лидерства и участия населения [8.	Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками: [Электронный ресурс] / Международный комитет по контролю над наркотиками, 2010. UPL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/incb2009.pdf (Дата обращения 04.04.2017)]. 
     Таким образом, эффективная программа по первичной профилактике табакокурения должна включать комбинацию различных подходов (информационный, уменьшение факторов риска, развитие потенциала устойчивости к разным проявлениям внешней среды, формирование навыков и умений) и вовлекать в профилактическую деятельность социальное окружение подростка (школа, сверстники, семья).
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
     Профилактика табакокурения – это целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, интегрирующий усилия многих специалистов (педагогов, психологов, медиков, родителей и т.д.) и обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок. Первичная профилактика направлена на предупреждение табакокурения и проводится среди детей и подростков, не имеющих опыта табакокурения, а именно среди детей младшего школьного возраста. 
     Младший школьный возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся приобщением к трудовой жизни общества, развитием мотивационно-потребностной сферы и самознания, эмоциональной неустойчивостью и откровенностью. В работе с ребенком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные социально-психологические новообразования этого возраста, а именно память, восприятие, воля и мышление. 
     Эффективная программа по первичной профилактике табакокурения должна включать комбинацию различных подходов (информационный, уменьшение факторов риска, развитие потенциала устойчивости к разным проявлениям внешней среды, формирование навыков и умений) и вовлекать в профилактическую деятельность социальное окружение подростка (школа, сверстники, семья).


     ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
     2.1. Описание выборки и обоснование методов исследования.
     Исследование проводилось в Городском центре профилактики «Подросток» в 2 этапа.
     Целью первого этапа было выяснить степень склонности опрашиваемых к табакокурению. При проведении исследования использовалась квотная выборка.  Было опрошено 21 человек из 23 возможных в возрасте от 10 до 11 лет (2 человека отказались от участия в исследовании по личным причинам). Из них: 43%(9 чел.) - женского пола,  57%(12 чел.) - мужского. Исследование на тему: «Склонность к табакокурению среди детей младшего школьного возраста» проводилось методом анкетирования. 
     Вследствие отсутствия готовой анкеты для выявления склонности к табакокурению у детей младшего школьного возраста, необходимо было разработать перечень вопросов самостоятельно, что говорит о недостаточном внимании к изучению проблемы табакокурения. Склонность к табакокурению, на наш взгляд, складывается из следующих факторов, приводящих к приобщению к табакокурению: отношение к табакокурению, информированность о табакокурении, наличие или отсутствие в ближайшем окружении курящих людей, уверенность в себе и умении сказать «нет». Именно  в соответствии с данными факторами была составлена каждая часть анкеты на  выявление склонности к табакокурению у детей младшего школьного возраста.
     Анкета включала в себя 17 вопросов, выявляющих отношение к табакокурению у опрашиваемых, их информированность о табакокурении, наличие или отсутствие в ближайшем окружении курящих людей и умении сказать «нет».  В каждом вопросе необходимо было выбрать один вариант ответа.  За каждый вариант ответа присуждалось определенное количество баллов: «a» - 4 балла, «b» - 3 балла, «c» - 2 балла, «d» - 1 балл, «e» - 0 баллов. Степень склонности к табакокурению у детей младшего школьного возраста определялся по общей сумме баллов, набранной опрашиваемым:
     - менее 17 – низкая склонность к табакокурению;
     - 18-35 – средняя вероятность приобщения к табакокурению, необходимо повышенное внимание;
     - более 36 – ребенок имеет ярко выраженную склонность к табакокурению, большая вероятность приобщения к табакокурению, необходимо применение профилактических мер.
     Анкета представлена в Приложении 1.
     Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Основная функция анкеты – предоставить исследователю достоверную информацию о предмете анализа [Солодянкина О.В.  Методы исследований в социальной работе: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удмуртский университет, 2013. – 223 с.].
     Целью второго этапа исследования было определить уровень уверенности в себе у детей младшего школьного возраста. При проведении исследования использовалась квотная выборка.  Было опрошено 23 человека в возрасте от 10 до 11 лет. Из них: 43%(10 чел.) - женского пола,  57%(13 чел.) - мужского.  Исследование на тему: «Уверенность в себе у детей младшего школьного возраста» проводилось с помощью тестирования.
     В качестве инструментария измерения уровня уверенности в себе у детей младшего школьного возраста нами был выбран тест «Насколько вы уверены в себе?», разработанный доктором психологических наук Прихожан А.М. В пунктах данного теста описаны ситуации, в которых уверенные и неуверенные люди ведут себя по-разному. [Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – СПБ: Питер, 2009. – 104с.]
     Тест состоял из 20 вопросов. В каждом вопросе необходимо было выбрать один ответ, который в наибольшей мере соответствует взглядам опрашиваемого.  За каждый вариант ответа присуждалось определенное количество баллов: «а» — 3 балла,  «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г» — 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл.  Уровень уверенности в себе определялся по общей сумме баллов, набранной опрашиваемым:
     - менее 16 баллов — сильная неуверенность в себе;
     - 17 – 36 балла — низкая уверенность в себе;
     - 37 – 60 баллов — средний уровень уверенности в себе;
     - 61 – 72 балла — высокая уверенность в себе;
     - более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе Содержание вопросов и варианты ответа представлены в Приложении 2.
     Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий [Солодянкина О.В.  Методы исследований в социальной работе: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удмуртский университет, 2013. – 223 с.].
     Таким образом, наиболее подходящими для нашего исследования оказались такие методы как анкетирование и тестирование.
     2.2. Результаты исследований и их обсуждение
     Для выявления склонности к табакокурению среди детей младшего школьного возраста, было проведено анкетирование. В ходе исследования  мы получили следующие результаты:
     В отношении первого утверждения в анкете «Я считаю, что курить – это нормально» опрашиваемые ответили следующим образом:

Рис.2.1.Отношение учащихся к курению.
     Следовательно, большинство опрошенных (76%) считают, что курение нельзя отнести к нормальному поведению, приемлемому в обществе, а остальные 24%  могут поддаться этой пагубной привычке, так как не знают, можно ли отнести курение к понятию «норма».
     На второй вопрос анкеты «Курение вредит здоровью?» были получены следующие ответы:

Рис.2.2.Инфрмированность опрашиваемых о вреде курения для здоровья.
     95% учащихся осознают, что курение опасно для здоровья, что снижает риск начала табакокурения. Однако 5% считают, что курение не оказывает сильного вреда для здоровья человека, что относит их к группе риска.
     В третьем пункте анкеты требовалось высказать свое мнение по поводу следующего утверждения: «Выкуривание одной сигареты никак не повлияет на .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44