VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы профилактики профессионального выгорания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004884
Тема: Методы профилактики профессионального выгорания
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......31. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………………………...............6

1.1. Теоретические подходы к изучению сущности выгорания в профессиональной деятельности…………………………………………………...6

1.2. Факторы, способствующие возникновению профессионального выгорания .........................................……………………………………………………………19

1.3. Методы профилактики профессионального выгорания…………………….29

2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ В МБДОУ №81 "Мальвина"..............................……………………………………………………..46

2.1. Характеристика МБДОУ №81 "Мальвина".................................……………46

2.2. Анализ кадрового состава МБДОУ №81 "Мальвина"……..…………………………………………………………………..49

2.3. Исследование уровня профессионального выгорания персонала МБДОУ №81 "Мальвина"................................................……………………………............51

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА МБДОУ №81 "Мальвина".............................................……………..………………….………….55

3.1. Описание программы предупреждения профессионального выгорания персонала МБДОУ №81 "Мальвина"................................……………………….55

3.2. Оценка эффективности внедрения программы предупреждения профессионального выгорания персонала МБДОУ №81 "Мальвина".…………………………………………….………………………….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема эмоционального выгорания сотрудников всегда будет волновать руководителей любых организаций. Взаимоотношение с клиентами, коллегами и начальством требует большой эмоциональной отдачи, внимания и индивидуальности подхода. Но, не всегда, рабочий процесс бывает успешным; накапливается раздражение на себя за неудачи, работа перестает вдохновлять, появляется автоматизм в деятельности, все это приводит к эмоциональному напряжению. Руководителям стоит прислушиваться к жалобам сотрудников и обращать внимание на ухудшение самочувствия подчиненного и на его состояние физического или эмоционального здоровья.

Цель работы - Охарактеризовать механизм предупреждения профессионального выгорания работников МБДОУ №81 "Мальвина"

Исходя из цели, в работе ставятся следующие задачи: 

Изучить теоретические аспекты  проблемы профессионального выгорания персонала в отечественных и зарубежных исследованиях.

Исследовать уровень профессионального выгорания персонала МБДОУ №81 "Мальвина".

Разработать механизм предупреждения профессионального выгорания персонала МБДОУ №81 "Мальвина".

Объектом исследования является профессиональное выгорание работников МБДОУ №81 "Мальвина".

Предметом - Механизм предупреждения профессионального выгорания работников МБДОУ №81 "Мальвина".

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких зарубежных исследователей как: Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, П.Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс. А также труды таких отечественных исследователей как: О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, Т.И. Ронгинская, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова.

Практическая значимость исследования заключается в разработке механизма предупреждения профессионального выгорания персонала МБОУ №81 "Мальвина" с учетом психологических и социальных методов, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья работников.

Методы исследования: изучение, обобщение и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, анкетирование, позволяющее определить наличие синдрома «эмоционального выгорания»  работников, наблюдение.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка используемой литературы, списка ключевых слов и приложения. Первая глава раскрывает теоретические подходы к изучению сущности выгорания в профессиональной деятельности; факторы, которые способствуют возникновению профессионального выгорания, а также методы профилактики профессионального выгорания. Во второй главе содержится характеристика данного учреждения, дается анализ кадрового состава учреждения, а так же анализ уровня профессионального выгорания персонала. В третьей главе разработана программа предупреждения профессионального выгорания персонала. В заключении подведены итоги данной дипломной работы.





















1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Теоретические подходы к изучению сущности выгорания в профессиональной деятельности

Одной из проблем ХХI века является «профессиональное выгорание», который включает эмоциональное истощение, деперсонализацию, снижение работоспособности. Проблема эмоционального выгорания сотрудников всегда волновала и волнует руководителей любых организаций. Но наиболее остро этот вопрос стоит на предприятиях, чья деятельность связана с интенсивным взаимодействием большого количества людей. Руководителям стоит прислушиваться к жалобам сотрудников и обращать внимание на ухудшение самочувствия подчиненного и на его состояние физического или эмоционального здоровья.

Интерес к выгоранию возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и по настоящее время эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов. Что касается отечественной науки, то интерес к нему возник сравнительно недавно, в связи с чем данная проблематика не получила пока ещё должного рассмотрения. Интерес к проблеме выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально потухшими, что в итоге сказывается на продуктивности работы учреждения.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники и др.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначается термином burnout (англ.). В переводе этот термин можно сопоставить с такими русскими эквивалентами, как сгорание, выгорание. Термин burnout был введен американским психиатром Х. Фреденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности [9, с. 248].

	В.Е. Орел проводил обзор зарубежных исследований феномена выгорания. Он выделил два подхода к определению выгорания и его симптоматики в зарубежной психологии - результативный и процессуальный [29, с. 92].

Представители первого подхода рассматривают выгорание как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных моментов. Наиболее традиционным и общепринятым является понимание выгорания, предложенное К. Маслач и С. Джексон [26]. У них под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, негуманное, циничное отношение к клиентам. Контакты становятся обезличенными и формальными. Редукция профессиональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу её распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе её. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализация имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [29, с. 90].

А. Пайнс и Э. Аронсон описывают выгорание как состояние физического, психического, эмоционального истощения, вызванного длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере [31, с. 202].

Таким образом, представители результативного подхода рассматривают выгорание как состояние умственного, эмоционального, психического истощения, связанного с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства.

Второй подход акцентирует внимание на процессуальной стороне. Выгорание рассматривается как процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий. Так К. Чернисс определяет выгорание как процесс негативного изменения профессионального поведения в ответ на стрессовый характер рабочей среды [58]. Данный процесс включает три основные стадии. Первая характеризуется дисбалансом между ресурсами и требованиями среды, что порождает стрессовое состояние. На второй стадии у работника возникают краткосрочные эмоциональное напряжение, утомление, истощение. Третья стадия проявляется в изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения, где ведущим симптомом является негуманное отношение с клиентами.

Согласно M. Буриш выгорание проходит шесть фаз: предупреждение, фаза снижения уровня собственного участия, эмоциональной реакции, фаза деструктивного поведения, фаза психосоматических реакций, фаза разочарования. Основной фактор выгорания связан с противоречием между степенью включенности в работу и получаемой от нее отдачей [52].

При этом Д. Эцион определяет выгорание как процесс вымывания психической энергии, который возникает без предупреждения, незаметно для субъекта, развивается достаточно медленно и не имеет временного конечного предела. [28, с. 27].

Первые упоминания синдрома выгорания в отечественной психологии можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял термин эмоциональное выгорание для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек - человек» и связанного с межличностными отношениями [2, с. 15].

В нашей стране исследование этого синдрома были начаты в конце 1980-х гг. Н. Аминовым. По его мнению, сутью синдрома эмоционального выгорания являются неоправданные ожидания, сформировавшиеся во время обучения, что проявляется в иронических, даже ернических высказываниях в адрес своей работы, в хронической усталости, в нежелании повышать квалификацию, а затем у специалиста возникают самые разные болезни, невроз [27, с. 74]. Также в нашей стране В.В. Бойко занимался исследованием эмоционального выгорания [6, с. 137]. Он описывает выгорание с точки зрения основных стадий стресса, согласно концепции Г. Селье: «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. В отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, согласно концепции Г. Селье. 

При эмоциональном выгорании налицо три фазы стресса:

1) нервное напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое возникает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным» [6, с.140].

Такие авторы, как В.В. Бойко, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, считают выгорание формой, одним из проявлений профессиональной деформации личности. Ограничения, которые накладывает профессия на человека, обозначаются как профессиональная деформация. Когда человек незаметно для себя переносит свои профессиональные представления о мире, о человеке в повседневную жизнь - на семью, досуг, можно предполагать наличие у него профдеформации [27, с. 75]. В.Е. Орел, под профдеформацией понимает некоторые сформированные в профессии аспекты личности, имеющие негативный оттенок и проявляющиеся в непрофессиональной жизни. Выгорание же он считает чисто профессиональным феноменом [29, с. 98].

В настоящее время ведётся широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий как стресс и выгорание. В литературе до сих пор отсутствует четкое разделение между двумя этими понятиями. Часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром психического выгорания обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте профессиональной деятельности [17, с. 276]. 

Б. Перлман и Е. Хартман, проведя контент-анализ описанных в литературе симптомов выгорания, предложили свое определение. Выгорание - ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и физическое истощение, снижение рабочей продуктивности, деперсонализацию, или дегуманизацию межличностных отношений [9, с. 150].

Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, потому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры (А. Широм, И. Грюнфелд, Р. Зитцелсбергер). Реакция выгорания начинается в большей степени как следствие требований, включающих стрессоры межличностного характера.

Таким образом, оно представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы. Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. Наряду с этим, Н.Е. Водопьянова, определяет «профессиональное выгорание», как ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения, это комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, на интерперсональных отношениях работника [23, с. 38].

Однако К. Кондо определяет синдром эмоционального сгорания как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений, а Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов [13, с. 51]. Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Р. Пулен получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость [10, с. 32].

Выгорание - синдром или группа симптомов, появляющихся вместе. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что процесс сугубо индивидуальный. В настоящее время исследователи называют более ста симптомов выгорания. Такое их количество потребовало для более удобного анализа классификации.

К. Маслач и С.К. Джексон наиболее характерным проявлениям синдрома «выгорания» относят чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил, дегуманизацию как тенденцию к циничности и негативизму по отношению к зависимым лицам (пациентам, клиентам, учащимся), негативное самовосприятие в профессиональном плане [27].

Среди наиболее характерных последствий выгорания Б. Перлман и  Е. Хартман называют деформацию Я-концепции (повышение негативизма по отношению к «Я»), гневливость, циничность, подозрительность, депрессию, сверхдоверчивость, ригидность, различные формы дезадаптации, которые непосредственно относятся к психо-социальному здоровью личности [9, с. 154].

В.В. Бойко называет следующие симптомы выгорания: на фазе напряжения - симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии»; в фазе резистенции - симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей»; на фазе истощения - симптом «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстраненности», «личностной отстраненности или деперсонализации», «психосоматических и психовегетативных нарушений» [6, с. 146].

Наиболее полная классификация симптомов выгорания представлена в работе У. Шауфели и Д. Энзмана. Их классификация построена по двум основаниям [28, с.281]. Первое основание выделения симптомов - характер той сферы индивида, которую они представляют. В соответствие с этим ими выделены 132 симптома выгорания, объединенные в пять основных групп: аффективные, когнитивные, физические, поведенческие, мотивационные. Указанная симптоматика, с точки зрения авторов, имеет свои проявления на трех уровнях, которые отражают дополнительное основание классификации: индивидуально-психологическом, межличностном и организационном.

Аффективные симптомы выгорания проявляются, прежде всего, в депрессивном, мрачном настроении. Эмоциональные и физические ресурсы

человека находятся на грани полного истощения в связи с большими затратами энергии на преодоление стрессовых воздействий. В связи со снижением уровня эмоционального контроля у субъекта появляется чувство тревоги, возникают определенные страхи, нервозность. Одним из доминирующих проявлений выгорания на индивидуально-психологическом уровне является чувство вины. В межличностных контактах профессионал, характеризующийся наличием выгорания, становится раздражительным, чрезмерно чувствительным к воздействиям социальной среды. Эмоциональная черствость по отношению к окружающим людям, и, прежде всего к клиентам, может сопровождаться вспышками раздражительности и гнева. На уровне организации профессионал испытывает ощущение дискомфорта, возникает неудовлетворенность работой.

Когнитивные симптомы выгорания на индивидуально-психологическом уровне связаны с нарушением протекания психических процессов и функций. Нарушается протекание мышления, появляются расстройства памяти и внимания, что проявляется в снижении концентрации внимания, забывании информации. Принятие решений, особенно в сложных ситуациях, затрудняется, что порождает тенденцию ухода от активного разрешения проблем в мир фантазий и грез. Когнитивные проявления выгорания на уровне межличностных контактов характеризуются циничным и негуманным восприятием своих клиентов. На организационном уровне возникают аналогичные отрицательно окрашенные представления о своих коллегах и руководстве, формируется излишне критичное отношение к окружающим людям, что может привести к агрессивному поведению, направленному против своих коллег.

Физические симптомы обычно группируются в три категории. Первая группа представляет собой жалобы на физический дистресс: головные боли, головокружения, нервные тики, мышечные и суставные боли, нарушение сна, сексуальные расстройства, проблемы с весом. Основным физическим признаком выгорания является общая усталость. Вторая категория - это разного рода психосоматические заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания. Третья категория физических симптомов включает отдельные физиологические реакции (повышение давления, высокий уровень холестерина и др.), которые являются отражением типичной реакции на действие стрессовых факторов.

Группа поведенческих симптомов на индивидуально-психологическом уровне связана с повышением общего уровня возбуждения. Субъект с высоким уровнем выгорания характеризуется неусидчивостью, гиперактивностью, неспособностью концентрироваться на чем-либо. Его поведение отличается импульсивностью, прямолинейностью с одной стороны, и нерешительностью, склонностью откладывать дела со дня на день - с другой. Напряженность, вызванная работой, приводит к повышенному употреблению стимуляторов, что рассматривается как способ борьбы с хроническим стрессом. Межличностный уровень характеризуется двумя формами поведения. С одной стороны, наблюдается агрессивное поведение по отношению к окружающим, что порождает конфликты на работе, в семейной жизни. С другой стороны, может иметь место тенденция к социальной изоляции, избеганию контактов с людьми. Рабочее поведение субъекта характеризуется уменьшением продуктивности профессиональной деятельности и нарушениями трудовой дисциплины. Это проявляется в опозданиях на работу, преждевременном уходе с работы, увеличении количества пропущенных дней по болезни, ожидании скорейшего окончания рабочего дня. Профессиональная активность характеризуется отсутствием творческой инициативы и нежеланием менять что-либо в своей работе, безразличием к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Мотивационные симптомы выгорания на уровне индивида выражаются в противоречии между романтическим образом профессии и реальностью, что приводит к потере смысла выполняемой работы, её значимости. Межперсональный уровень характеризуется потерей интереса к клиентам, их нуждам и нежеланием решать их проблемы, появлением меркантильных интересов, связанных с использованием клиентов в своих целях. Мотивационные проявления организационного уровня связаны с отсутствием желания работать, со снижением роли духовных ценностей в профессии, низким уровнем морали, нежеланием брать на себя ответственность и инициативу в работе.

По мнению В.Е. Орёл, предложенная схема конкретных проявлений выгорания, хотя и существенно упорядочивает представление о его содержании, но имеет ряд недостатков. Прежде всего, она не выявляет специфики выгорания как профессионального феномена. Предложенные симптомы могут проявляться как при воздействии факторов профессиональной среды, так и могут быть вызваны жизненными стрессорами. Кроме того, указанные симптомы могут проявляться на разных по своему содержанию фазах развития выгорания, с одной стороны, и в то же время противоположные по своему содержанию симптомы могут иметь индивидуальное своеобразие в условиях действия одного и того же стрессора - с другой стороны. Помимо этого, конкретная симптоматика выгорания не соотносится с его структурой, отсутствует четкое представление о том, какие конкретно симптомы включаются в каждую из его подструктур и как они взаимодействуют [28, с.24].

Согласно концепции М. Буриша в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз [52]: предупреждающая, фаза снижения уровня собственного участия, эмоциональные реакции,фаза деструктивного поведения, психосоматические реакции, разочарование 

Первая фаза - предупреждающая. Для неё характерно чрезмерное участие, чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребности, не связанной с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов. По мнению М. Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». На этой фазе появляется истощение, чувство усталости, бессонница. 

Вторая фаза - снижение уровня собственного участия. Для неё характерны следующие проявления - потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявление негуманного отношения к людям, отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки, нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой, потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, зависть. 

Третья фаза - эмоциональные реакции - депрессии (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия), агрессии (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением.

Следующая фаза - фаза деструктивного поведения - относительно к сфере интеллекта такие симптомы как снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения. В мотивационной сфере - отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям. В эмоционально-социальной сфере - безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука. 

Пятая фаза - психосоматические реакции - снижение иммунитете, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. 

Шестая фаза - разочарование. Здесь отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.

М. Буриш отмечает, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально - мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека [33, с.86].

Симптомами, сигнализирующими о развитии выгорания, по мнению Н.Е. Водопьяновой, могут быть: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность работой, потеря концентрации и увеличение ошибок, возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами, ослабление стандартов выполнения работы, снижение ожиданий, нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств, поиск оправданий вместо решений, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, раздражительность, нервозность, беспокойство, отдаление от клиентов и коллег и др. [10, с. 36].

Таким образом, существуют различные подходы к определению выгорания. Зарубежные авторы акцентируют внимание либо на его результативной стороне, либо подчеркивают его процессуальный характер. Рядом авторов выгорание рассматривается как синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Некоторые авторы считают выгорание проявлением профессиональной деформации личности. Наиболее распространенным и близким нам является определение выгорания как состояние физического, эмоционального, умственного истощения, включающее в себя три составляющие - эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Выгорание - синдром или группа симптомов (аффективных, когнитивных, физических, поведенческих, мотивационных), проявляющихся вместе. Анализ литературы показал, что многие труды исследователей были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание.



1.2. Факторы, способствующие возникновению профессионального выгорания.

Исследователи синдрома выгорания различают индивидуальные и организационные факторы, провоцирующие выгорание.

К индивидуальным факторам относят социально-демографические характеристики и личностные особенности. Социально-демографические характеристики - возраст, пол, семейное положение, уровень образования и др. Тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается исследованиями. В некоторых исследованиях подтверждается чувствительность старшего возраста к данному синдрому. Склонность молодых к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Что касается пола, то в одних исследованиях отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в других исследователи приходят к противоположным выводам. Если рассматривать с позиции специфики влияния пола на компоненты выгорания, то установлено, что у мужчин более высокие показатели выгорания по деперсонализации, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы. В большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляций между ними. Только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними.

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц, не состоящих в браке, особенно мужского пола.

Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью выгорания. Причиной этого могут быть завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Однако такая тенденция наблюдается только в отношении деперсонализации, а эмоциональное истощение не зависит от этого фактора. Редукция же профессиональных достижений дает обратную картину, имея наибольшие значения у испытуемых со средним, нежели высшим образованием. Причина такого дифференцированного влияния уровня образования на компоненты выгорания, скорее всего, в наличии связи между уровнем образования и конкретным содержанием труда.

Влияние других социально-демографических характеристик - расовая и этническая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты - изучалось в гораздо меньшей степени.

Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания по сравнению с социально-демографическими характеристиками и факторами рабочей среды. Наиболее важной характеристикой является личностная выносливость. Данная характеристика определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью личностной выносливости имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Обзор работ показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

Обнаружена тесная связь между выгоранием и «локусом контроля», который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего локуса контроля склонны приписывать всё происходящее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как люди с внутренним локусом контроля считают свои достижения и все произошедшее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. В большинстве работ отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно деперсонализацией и эмоциональным истощением. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним локусом контроля и высокой оценкой профессиональной эффективности, правда данная тенденция подтверждается только для мужской выборки.

В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляционная зависимость между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, как замечает У. Шауфели, низкая самооценка, хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания [53]. Также выявлялась связь между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, агрессивность. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности.

К организационным факторам относят условия материальной среды, содержание работы, социально-психологические условия деятельности. Что касается условий работы, то основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочные работы стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены между продолжительностью рабочего дня и выгоранием. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Факторы содержания труда включают в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними.

Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны, хотя теоретически можно предполагать наличие положительной связи между ними, что подтверждается рядом исследований. В работе П. Влерик показано, что продолжительный контакт с клиентом в течение рабочего периода может способствовать развитию выгорания [29, с. 95]. Более определенную тенденцию обнаруживает сопоставление глубины контакта с клиентами и остроты их проблем. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют выгоранию. Отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя в конечном итоге к выгоранию. Важный фактор, взаимодействующий с выгоранием, - степень самостоятельности и .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%