- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка методических рекомендаций по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014446 |
Тема: | Разработка методических рекомендаций по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
Содержание Введение……………………….……………………….……………………….....3 Глава I Теоретические основы воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Проблема воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях………………………..8 1.2 Особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации……………………………...……………………….………………19 1.3 Педагогические возможности народной музыки в воспитании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста……………………….33 Глава II Опытно-экспериментальная работа воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки 2.1 Изучение исходного уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста..……………….………………..….….42 2.2 Методические рекомендации по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки…………………….……………………………………………….….…56 Заключение……………………….……………………….………………….….71 Список используемой литературы….………...………………….………….…73 Приложение……………………….………………….…….……………………85 Введение Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога дошкольного образования. Проблема воспитания патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время имеет особенно актуальное значение. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнять конституционный долг, социальной толерантностью, в том числе религиозной и национальной, общественно значимым поведением, активной деятельностью. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии со статьей 64, пунктом 1 дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста [104]. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО (от 17.10.2013 года Приказ № 1155). В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему изменились подходы к нравственному образованию. В соответствии с пунктом 2.6. образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [103]. Старший дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется воспитатель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л.С. Выготский [15], А.К. Быков [9], А.Н. Вырщиков [16]) считают, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. В старшем дошкольном возрасте имеются большие возможности в воспитательной работе на фоне активного развития функциональных особенностей, психоэмоциональной, интеллектуальной, нравственной сферы растущего организма ребенка. Именно поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитательных воздействий, в том числе для целенаправленного формирования патриотизма у детей. Для решения задач воспитательной работы со старшими дошкольниками широко применяются самые различные средства и методы. Одним из наиболее перспективных средств воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является музыка, поскольку в этом возрасте она еще имеет существенное преимущество по сравнению с другими видами человеческой деятельности. В то же время музыкальные методы пока мало применяются в педагогической практике воспитания патриотизма, хотя они могут сопряженно и комплексно воздействовать на различные стороны организма и личностные характеристики ребенка. Наряду с этим, в настоящее время мало разработано обоснование учета и реализации регионального аспекта в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных методов, что значительно обедняет педагогический процесс, снижает его эффективность в современных условиях. Музыка являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. По содержанию все музыкальные произведения классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Круг вопросов, изучавшихся авторами, достаточно широк и разнообразен и представляет собой определенную систему. Так, изучались содержание, принципы и методы формирования патриотизма детей старшего дошкольного возраста (М.А. Абдулаева [1], М.А. Мазур [55], В.П. Зиновьев [28], А.К. Мырзагалиева [64], Е.В. Шпилевой [111] и др.); исследовалась сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в образовательном процессе и воспитательном процессе (П.Ф. Лесгафт [51], Л.А. Саклешина [88], Н.М. Снопко [93] и др.). Некоторые ученые, педагоги и психологи, такие как Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков[25], С.А. Козлова[36], Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова[68], В.А. Сухомлинский[99], К.Д. Ушинский[101] исследовали разнообразные вопросы патриотического воспитания. Также и в исследованиях А.К. Быкова [9], Н.А. Григорьева [19] рассматриваются проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Л.Е. Никонова устанавливает патриотическое воспитание как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, развитие взаимоотношения к государству и стране, где существует человек. [65, с.53] С.А. Козлова в своих работах рассказывает о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, задача которого – обогащение познаний дошкольников о Родине, развитие патриотических эмоций, прививание идеалов нравственного поведения, формирование чувства долга, формирование необходимости доставлять пользу людям и Отечеству. [36, с.134-135], В связи с этим, для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных форм и методов воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма, влияющих на становление патриотических качеств личности ребенка, ответственного гражданина своего государства. Поэтому решение проблемы воспитания патриотизма и приобрело государственное значение. Народная музыка привлекает внимание детей, приносит им положительные эмоции, создает хорошее настроение, внутреннее чувство удовлетворения, снимает волнение и тревогу. С помощью народной музыки дети познают жизнь и быт русского народа, знакомятся с образцами народного музыкального творчества. Произведения устного народного творчества, применяемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Одной из форм выражения патриотических чувств, является особое любопытство к истории своей страны, своей национальной культуре, искусству, а особенно к народной музыке. В результате анализа психолого-педагогической литературы мы обнаружили противоречие между воспитывающим потенциалом народной музыки в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и недостаточной разработанностью методического инструментария данного процесса в практической воспитательной деятельности. Проблема исследования: каково влияние народной музыки на воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста? Цель исследования: теоретическое обоснование поставленной проблемы и разработка методических рекомендаций по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной музыкой. Объект исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: народная музыка как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; 2) Определить педагогические возможности народной музыки в воспитании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; 3) Выявить критерии, показатели и уровни сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; 4) Разработать методические рекомендации по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыкой. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, беседа, изучение документации педагогов, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации научных положений о необходимости и целесообразности использования народной музыки в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Опытно-экспериментальную базу исследования составило МБДОУ №29 «Журавушка» города Сургута Тюменской области ХМАО - Югры. В исследовании приняли участие 20 дошкольников старшего возраста, 15 родителей и 5 педагогов. Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. I Глава. Теоретические основы воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Проблема воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях Сегодня в начале ХХI в. формируется новый социальный тип личности. Российскому государству нужны люди деловые, самостоятельные, независимые, с яркой индивидуальностью. Наше нынешнее общество переживает «недостаток нравственности». Характерным показателем подобного недостатка считается внутренняя опустошённость, невысокая культура, кроме того выступила потеря патриотизма как одной из внутренних ценностей нашего народа. Все чаще мы стали говорить об отчуждении подрастающего поколения от нашей культуры и исторического навыка своего народа. По этой причине, безусловно актуальна проблема воспитания основ патриотизма на основе государственной важности. В разный период к вопросу патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. С.Н. Томилина описывает патриотизм как впечатление и сложившегося понимания верности Родине, солидарности с её народом. Любовь к Родине сохраняет ощущение гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. регион, городок или поселок, в том месте, где человек появился на свет и рос. Патриотизм содержит активную позицию, службе Родине [100, с. 17]. Некоторые ученые и педагоги минувшего, раскрывая значимость патриотизма в ходе индивидуального развития человека, направляли на его многостороннюю формирующую силу. Таким образом, к примеру, К.Д. Ушинский [101, с. 84] полагал, что патриотизм представляет собой не только значимой проблемой воспитания, однако и мощным педагогическим стимулом воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Период дошкольных годов согласно психологическим данным более благосклонен для воспитания патриотизма, таким образом, дошкольника различает доверие взрослому, для него характерна подражательность, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость. Знания, эмоции, пережитые в раннем возрасте, остаются с человеком на целую жизнь. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова полагали то, что приступать воспитывать основы патриотизма у ребенка нужно с дошкольного возраста. Основной мыслью воспитания была идея народности. Согласно концепции К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю. В 40-50 гг. ХХ века зародились исследования Е.И. Радиной и А.П. Усовой по патриотическому и интернациональному воспитанию детей. А.П. Усова говорила о потребности воспитания любви к Отчизне с раннего возраста. Также, она сообщала об огромной роли народного творчества в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В 60-70-е гг. ХХ века представление патриотизма начало рассматриваться в виде составной части понятия нравственности. Главный акцент делался на познании детей своего государства. В данный период возникли исследования, какие основывались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, Л.Е. Никоновой. В 70-80 годах возникли исследования, опиравшиеся на эмоциональную сферу детей. В основание воспитания основ патриотизма была возложена система нравственного воспитания, предусматривающая целостность познаний, взаимоотношений, поведения. К окончанию ХХ века идеи патриотического воспитания проявляются в исследованиях Е.В. Бондаренко, З.В. Коваленко, М.П. Чумаковой и др. Так М.П. Чумакова подмечает то, что для патриотизма свойственна любовь к Родине, его культуре, обычаям, социальная динамичности, нацеленная на улучшение экономической и политической силы страны. Устанавливая патриотизм, как одно из нравственных качеств, Л.Р. Болотина вводит в данное понятие гордость за социальные и культурные успехи своего государства, почтение к историческому прошлому Отчизны и её обычаям [68, с.117] Как указывает в своих изучениях Е.А. Казаева, исследование педагогической литературы, согласно этому вопросу, доказывает то, что, признавая патриотическое воспитание как нужную составную часть воспитательной работы, различные ученые причисляют его ко многим направлениям [33]. Такие ученые, как (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) оценивают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, прочие, и их большая часть, (И.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Н.И. Болдырев, Т.И. Щукина, В.В. Белоусова и др.) – как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) отделяют его в независимую область. Некоторые отечественные педагоги выделяли патриотизм как любовь к Родине. Н.А. Добролюбов выявил динамику формирования патриотизма ребенка с этапа его зарождения вплоть до проявления в деятельности. В формировании патриотизма, возможно выделить этапы, которые необходимо принимать во внимание при воспитании ребенка. 1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выявленный в словах: "люблю я родину, за что не знаю сам". Инстинктивный характер патриотизма отображен в идее народности К. Д. Ушинского: " как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" , опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании ребенка весьма значима, так как считается основой с целью формирования у детей патриотизма сознательного. 2-й этап. Потребность в любви к ближним. Этот этап возможно охарактеризовать как предрасположенность к социальной среде – находящимся вокруг людям с их складом ума, традициями, взаимоотношениями, законами и т.д. Следует кроме того выделить то, что Родина - это не только страна с её языком, традициями, историей, это ещё и общество, населяющее её. В связи с этим, расположение к родным и близким, целому народу в общем считается главным компонентом содержания патриотизма, "особенно следует убедить детей родственную справедливости добродетель - готовность помочь другим и желание к этому", - слагал Я.А. Коменский. 3-й этап. Любовь к физической среде с её рекой, тёплым, либо холодным климатом, проявляющаяся в увлечении к находящейся вокруг природе, забавам с первых лет жизни, зажигающие воспоминания о детстве у взрослого человека. 4-й этап. Предрасположенность к духовной среде: фольклору, искусству, науке и т. д. Важным элементом патриотизма считается кроме того знание и почтительный подход к родному языку. Данную идею оглашали некоторые белорусские писатели и педагоги. В частности, Алаиза Пашкевич, слагала, что родной язык "…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать" 5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа свойственно развитие гражданственности как высокого проявления патриотизма. Ценна установка проблемы о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи добивается в том случае, если они проживают общей жизнью, понимают и разделяют радость и несчастье. Единый круг интересов повседневной жизни гарантируют нравственную связь членов семьи. 6-й этап. Исследование историко-культурного формирования иных народов в переход от идеи собственного народа к идее народа и страны в целом. В этом этапе совершается органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания растущего поколения. Характерной чертой патриотизма делается редкий случай вражды к другим народам и стремление человека трудиться для всего человечества, в случае, если он способен принести ему пользу [66, с.50]. 7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на пользу отечества. Базовым этапом развития у ребенка основ патриотизма необходимо рассматривать накопление ребенком социального опыта существования в своем Отечестве и усваивание установленных в нем норм поведения и отношений. И.Ф. Харламов [108, с.26] определяет, что: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, включающее в себя надобность верно служить своей отчизне, проявление к ней любви и верности, осмысление и волнение её величия и славы, своей духовной связи с ней, склонность беречь её честь и достоинство, практическими делами закреплять сила, мощь и свободу». Ю.Ф Шуберт[112, с.26] определяет патриотизм как созерцательно-активное ощущение, зависящее от психологических, индивидуальных характеристик и особенностей личности индивида. Под влиянием индивидуальных, психологических свойств у индивида вырабатываются разнообразные мнения, охватывая и суждения о Родине. Благодаря этому часто в нашей жизни происходит, что «Родина у всех одна, но у каждого она разная». Очень многие просветители, педагоги, психологи в своих психолого-педагогических воззрениях на вопросы воспитания касались проблемы формирования патриотизма. Они давали значительную роль проблемам психологии воспитания, в которых постоянно имелся немалый интерес развития патриотических эмоций уже в детском возрасте (В.Г. Белинский [6, с.364], А.И. Герцен [17, c.97], К.Д. Ушинский [101, с.115], А.С. Макаренко [55, с.146], В.Н. Мясищев [65, с.37], Т.В. Козлова [37, с.664], И.А. Агапова [3, с.81] и другие). В частности, К.Д. Ушинский полагал то, что следует точно принимать возрастные и психологические особенности детей. Он писал, что «педагогика, основанная на психологии, советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой» [101, с.115]. Т.В. Козлова определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками (см. табл. 1) [37, с.664]. Taблица 1 Личностные признаки и компоненты патриотизма по Т.В. Козловой Личностные признаки Компоненты нравственный гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность правовой правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода социально-политический гражданское общество, гражданская активность, политическая культура, патриотизм Одним из важных требований воспитания основ патриотизма детей С.А. Козлова [36, с.81].принимает создание определенной обстановки вокруг ребенка. Важными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова выделяет художественное слово, музыку, изобразительное искусство, исходя из того, что они облегчают дошкольникам эмоционально усваивать окружающее. Проблема патриотизма встречается в современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки» [80]., «Детство» [79], Современная идея воспитания основ патриотизма в контексте всестороннего развития личности выделена в программе С.А. Козловой «Я - Человек». В этих методиках нередко отражаются лишь некоторые стороны нравственно-патриотического воспитания ребенка, также для нее не характерна единая система подхода к воспитательному процессу в данном направлении. Возможно, что это обусловлено разносторонностью понятий нравственности и патриотизма в современном обществе такие, как любовь к родной земле, гордость за свой народ, желание оберегать и увеличивать богатство своей страны. Таким образом, существуют различные определения патриотического воспитания, но мы в своей работе будем придерживаться точки зрения К.Д. Ушинского. Структура патриотического воспитания по К.Д. Ушинскому наглядно представлена на рис. 1 [101, с.68]. Рис. 1. Структура патриотического воспитания К.Д. Ушинского В настоящее время Правительство РФ разработало государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [77]; Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [77]. Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Изучая проблему воспитания основ патриотизма у дошкольников старшего возраста, Л.Е. Никонова [68] выделяет, что эффективность этого процесса обусловлен от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, как: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический. Эти документы решили значительные пути развития концепции воспитания патриотизма с целью абсолютно социальных слоев и возрастных групп граждан Российской Федерации, содействующей на основе патриотических чувств и сознания гарантировать разрешение проблем согласно консолидации общества, поддержанию социальной и финансовой устойчивости, упрочению целостности и дружбы народов России. Самым главным направлением указанной программы считается создание научно-теоретических и методологических основ патриотического воспитания и патриотизма, учитывается разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области воспитания патриотизма с научным объяснением путей приобщения растущего поколения к патриотическим ценностям. Анализ рассмотренных выше работ различных авторов, рассматривающих определения патриотизма, его сущности, структуры, специфику патриотического воспитания патриотизма дошкольников помог выделить теоретические основы, выделяющие подход к рассматриваемой проблеме: - патриотизм – это социальное, исторически определенное явление духовной жизни людей, итог воздействия общества, общественной сферы и воспитания; - патриотизм неотделим от определения «Родина» и «отечество». Сущность его определяется отношением к Родине (народу, культуре, традициям, обычаям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (как социальной, политической, социокультурной среде); - отношение человека к Родине и отечеству выражается в кругу чувств, деятельности и мышления. Научное понимание сущности и специфики патриотизма обусловливает поиск психологами и педагогами путей воспитания патриотизма молодых граждан России. Философы А.Г. Агаев, Ж.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин и др. определяют следующие компоненты воспитания патриотизма, представленные на рис. 2 [2] Рис. 2. Компоненты воспитания патриотизма с точки зрения философского анализа А.Г. Агаева, Ж.Г. Голотвина, Р.Я. Мирского, П.М. Рогачева, М.А. Свердлина. Таким образом, обобщая весь передовой педагогический опыт разных ученых, можно определить следующие положения: - воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс, направленный на приобретение подрастающим поколением знаний о Родине, формирование эмоционально-ценностного отношения у детей к малой Родине, к ее истории, истокам и культуре, и вовлечение в активное и позитивное участие в сохранении и приумножении природных ресурсов, семейных традиций, всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями, результатом которого является патриотизм как нравственное качество личности; - формирование у юных личностей чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений является частью нравственного воспитания; - материальные и духовные ценности упрочивают любовь к Родине, содействуют появлению, увеличению чувства ответственности за их сохранение; - средствами воспитания патриотизма являются родной язык, устное народное творчество, литература, природа. Цель патриотического воспитания представляет собой развитие основ патриотизма, как высоконравственной стороны человека, формирование личности как социально стремительного члена сообщества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности, развитие патриота, способного охранять круг интересов государства и трудится в его пользу. Патриотизм – обширное понятие, включающее в себя следующие смысловые характеристики: привязанность и любовь к местности, где человек появился на свет и провел свое детство; почтительное отношение к языку; охрана интересов Отечества; владение патриотическими эмоциями; преданность Родине; гордость за успехи и достижения; иметь прочные знания об историческом прошлом страны; следование традициям; посвящение своей работы в пользу и процветание Отчизны. [25, с.20]. В своих великих педагогических работах еще В.А. Сухомлинский указывал на то, что детские годы это ежедневное раскрытие общества и по этой причине воспитание обязано являться так, чтобы в этом было познание человека и Родины, великолепия, красоты и глубины находящегося вокруг. Основным шагом при данной работе следует рассматривать накапливание общественного опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих общепризнанных норм и правил, ознакомление с цивилизацией. В главный черед любовь к Родине наступает с любви к малой Родине. Тем не менее недостаточно анализировать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Невозможно опровергать и наличие «природных» основ патриотизма, которые основываются в установленном уровне самостоятельно с раннее осматриваемых условий и характеризуют значительные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, почтение к обычаям, традициям и т.д. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сущность и задачи воспитания основ патриотизма в современных условиях формируется с учётом его отличительных черт, обусловленных модификациями, творящимися в нынешнем мире. Цель этого процесса обуславливается, как воспитание убеждённого патриота, почитающего свою Отчизну, преданного Отечеству, с готовностью служить своим трудом и защищать круг интересов, а воспитание такого патриота следует приступать с дошкольного возраста. Также анализ многообразия подходов к сущности патриотизма подвел нас к уяснению того, что патриотизм причисляется к нравственной категории и изучается как стремление творить добро, иметь чувство собственного достоинства и сострадание, сочувствие, доброту, стремление к единению с другими людьми на основе любви к ним. 1.2 Особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Дети дошкольного возраста весьма любознательны и восприимчивы. Дошкольники умеют от всего сердца сочувствовать и сопереживать, без труда отзываются на все просьбы, иногда проявляют инициативу. Именно в дошкольном возрасте идет становление духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в находящемся вокруг обществе. Так как образы дошкольника в этот период достаточно яркие, следовательно, что они задерживаются в памяти, возможно, что и на всю жизнь, это немаловажно в воспитании патриотизма у детей. На рис. 3 представлены принципы по воспитанию основ патриотизма по Н.А. Григорьеву [19, с.31] . Рис. 3. Принципы по воспитанию основ патриотизма Н.А. Григорьева В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [103], устанавливаются следующие цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания ребенка, возможности позитивной социализации детей, их всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Основные задачи патриотического воспитания дошкольников [103] : * формированию духовно-нравственных отношений; * формирование любви к родному краю (также к родному дому, семье, детскому садику, городу); * формирование любви к культурному наследию своего народа; * воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; * чувство собственного достоинства как представителя своего народа; * толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Данные задачи находят решение абсолютно во всех видах детской деятельности: в НОД, в процессе режимных моментов, в игровой деятельности, в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, самообслуживании и иных видах деятельности. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – труд долгий и непростой, требующий от педагога огромной индивидуальной убеждённости и вдохновения. В НИИ дошкольного воспитания создали методику патриотического воспитания. Под руководством Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской велись изучения согласно этой проблеме [107, С. 639]. Трудность решения задач патриотического воспитания в том, что эмоции детей дошкольного возраста никак не могут сформироваться полностью, они только лишь начинаются и создаются в ходе накапливания знаний о своей семье, ДОО, городе, государстве, о труде народа на благо Отчизны, ее заступниках, природе родного края, национальных обычаях. В целях формирования у детей личностных качеств, необходимо ради его гражданской позиции, педагог создает личные взаимоотношения с ребенком на основе почтения личности любого из детей. Это означает, формируются требования с целью проявления ребенка собственной воли и осуществление волевых обстоятельств. Это крайне тщательный труд, который должен вестись регулярно и систематически во всех возрастных группах, в разных видах детской деятельности и по различным направлениям: воспитание любви к родным, ДОО, к родному городу, к своему государству[3, С. 32]. При воспитании основ патриотизма необходимо сохранить в дошкольниках интерес к событиям и явлениям общественной жизни, общаться с детьми о том, что у них вызывает интерес. Принято считать, что воспитание у дошкольников основ патриотизма, проходит в таком варианте: сперва воспитываем любовь к родителям, к близким, родному дому, детскому садику, затем к городу, ко всей стране. Но неправильно считать то, что воспитывая любовь к близким, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. Л.В. Кокуева считает: «Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Цель патриотического воспитания в условиях дошкольного образования: формирование у ребёнка потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность» [38, С. 21] Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает следующие компоненты: [36, С. 265]. – ознакомление ребенка к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, музыкальному фольклору, народным играм. – ознакомление с семьёй, историей, родственниками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, обычаями; с городом, его историей, гербом, традициями, достопримечательностями; –осуществление целевых наблюдений за состоянием объектов в различные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; –организация творческой продуктивной, игровой деятельности ребенка, в которой он выражает сострадание, заботу о человеке, растениях, животных в любые сезоны года, в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и каждый день по необходимости Дошкольное детство – важнейший промежуток формирования личности человека. Со временем зарождаются нравственные основные принципы гражданских качеств, создаются первоначальные представления ребенка о том, что его окружает, о социуме и культуре. В период дошкольных годов эмоции доминируют над абсолютно всеми сторонами жизни: дошкольник ощущает то, что им совершается и происходит, он определённым образом принадлежит к тому, что его охватывает: переживание данного отношения к находящемуся вокруг является сферой эмоций и чувств ребёнка. Эмоции детей – это отношение его к обществу, миру, к тому, что он ощущает и творит в форме непосредственного волнения. К окончанию дошкольного возраста внешние чувства больше перерастают в мотивы поведения ребёнк....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психолого-педагогическая деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
- Воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
- Совершенствование методических основ финансового анализа в коммерческих банках и разработка рекомендаций по их практическому применению