- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000049 |
Тема: | Воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации |
Содержание
Воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации Содержание Введение…...……………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста образовательном процессе дошкольной образовательной организации 1.1. Воспитание основ толерантной культуры у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………...…..9 1.2. Педагогические условия воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста..……………………………………..…24 Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 2.1. Определение исходного уровня воспитанности основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста..………………………….33 2.2. Педагогические условия воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации……………...……………………………………………………….39 2.3. Анализ результативности экспериментальной работы…………………...47 Заключение…………..………………………………………………………….51 Список литературы…………….………………………………………………53 Приложения………………...…………………………………………………...57 Введение Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Необходимость всестороннего изучения процесса воспитания толерантной культуры определяется тем, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и принятия окружающих людей, поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения, в частности у детей старшего дошкольного возраста, умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе сотрудничества и взаимопонимания. Актуальность воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения на социально-педагогическом уровне заключается в том, что система образования реализует социальный заказ общества на воспитание толерантной личности, это является условием успешной реализации человека в социальном и личностном общении, в деятельности. Принципы толерантной культуры необходимы во всех сферах социальных отношений, что отражено во Всеобщей декларации прав человека, в Законе Российской Федерации «Об Образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Декларации принципов толерантности и других нормативных документах Российской Федерации и документах международного уровня. Дошкольная образовательная организация как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования таких педагогов и психологов, как Л.И. Божович, JI.A. Венгер, A.M. Виноградова, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, JI.B. Крайнова, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Маркова, B.C. Мухина, Н.И. Непомнящая, B.Г. Нечаева, H.H. Поддьякова, Р.Б. Стеркина, Е.В. Субботский, C.Г. Якобсон и др. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по вопросам воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что проблема воспитания толерантности нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных, являющихся представителями различных наук. Но, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых толерантной культуре, недостаточно, и в имеющихся работах толерантная культура упоминается косвенно, через призму толерантности как личностного качества (A.M. Байбаков, Е.Г. Виноградова, A.B. Зимбули, Д.В. Зиновьев, Е.Ю. Клепцова, Е.М. Макарова, O.A. Овсянникова, В.А. Петрицкий, О.Б. Скрябина, Г.У. Солдатова и др.). В связи с этим возникла потребность изучения основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и теоретического обоснования возможности и необходимости воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методическое оснащение процесса воспитания основ толерантной культуры у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации остается недостаточно разработанным, что говорит об актуальности данной проблемы на научно-методическом уровне. Психологами и педагогами разработаны программы воспитания толерантности как психологического качества (Т.Н. Батенева, Р.Т. Гарданова, C.B. Мягченкова, Т.В. Разумовская, Г.У. Солдатова, П.В. Степанова, Л.А. Шайгерова и др.), предназначенные для детей разных возрастов. До настоящего времени возможности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях с целью воспитания основ толерантной культуры использовались недостаточно. Основными причинами этого является отсутствие в существующих исследованиях содержательной характеристики толерантной культуры старших дошкольников, а также недостаточная разработанность содержательного и методико-технологического аспектов воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образования. Таким образом, проблема формирования основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и своевременной, что позволяет выделить некоторые противоречия между: - потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольной образовательной организации в формировании основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста; - имеющимися потенциальными возможностями воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованных педагогических условий, необходимых для реализации этих возможностей. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: Каковы педагогические условия воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации? Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Воспитание основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Объект исследования – процесс воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Предмет исследования – педагогические условия воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. В основу исследования была положена гипотеза: воспитание основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если в образовательном процессе дошкольной образовательной организации реализуются следующие педагогические условия: - использование разнообразных форм и методов обучения с элементами коммуникативных технологий (диалог, дискуссия); - построение предметно-пространственной среды группы, позволяющей применять имеющиеся представления о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях; - сотрудничество педагогов и родителей с учетом воспитывающего потенциала семьи. Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, обосновать ее актуальность и уточнить сущность понятия «Основы толерантной культуры старших дошкольников». 2. Определить критерии и уровни воспитанности основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста; 3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие воспитанию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологические концепции, раскрывающие ведущую роль общения в организации жизнедеятельности в развитии личности детей старшего дошкольного возраста (Глозман Ж.М., Кривцова С.В. и др.); о роли нравственности в формировании личности детей старшего дошкольного возраста (Бондалева Г., Байбаков А.М. др.); работы, посвященные проблеме толерантности (Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. и др.); теории образовательной среды (Анохина Т.). Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, беседы с детьми, анкетирование, анализ педагогической документации, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественная и качественная обработка эмпирических данных. База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МДОО №38 «Зоренька» г. Сургута ХМАО-Югры Тюменской области. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста, 6 педагогов, из них один руководитель, два воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог. Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментальным путем доказана возможность воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - конкретизировано понятие «основы толерантной культуры старших дошкольников»; - разработаны и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитательных основ толерантной культуры у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации; - выявлены критерии и уровни воспитанности основ толерантной культуры у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Практическая значимость исследования заключается в разработке материалов. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современной дошкольной образовательной организации. Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста образовательном процессе дошкольной образовательной организации 1.1. Воспитание основ толерантной культуры у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема Проблема толерантности на протяжении многих десятилетий привлекала отечественных и зарубежных ученых, открывавших все новые грани этого феномена. Поэтому на современном этапе толерантность рассматривается как многоаспектная, так и многомерная категория. Существуют различные трактовки этого понятия. Например, толерантность рассматривается как теоретический конструкт (В.А. Лекторский) или практический принцип (И. Йовел), психологическая устойчивость (А.П. Цуканова), система позитивных установок (Н.М. Лебедева), комплекс индивидуальных качеств, свойство личности (И.Б. Гришпун), система личностных и групповых ценностей (Р.Р. Валитова, А.П. Садохин). Ряд авторов (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова) трактуют толерантность как свойство личности, проявляющееся в критическом, обоснованном понимании различных социальных явлений, в системе позитивных установок к другому, которые основаны на эмпатии, личностном принятии, уважении, социальном интересе [9, с. 205]. Таким образом, толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, т.е. толерантность близка к понятиям милосердия и снисхождения. Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира. [29, с. 36]. В данной декларации говорится, что «толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». Так же 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации [3, с. 61]. Толерантность выражает способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в детском саду и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - это понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании. [32, с. 11]. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Д.М. Бондаренко и Е.Б. Деминцева выделяют семь основных принципов толерантности: * Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей. * Уважение различий. * Понимание индивидуальной неповторимости. * Взаимодополняемость как основная черта различий. * Взаимозависимость как основа совместных действий * Культура мира. * Сохранение памяти. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Толерантность – это активная нравственная позиция личности, основанная на психологической готовности к терпимости ради взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Составляющими элементами структуры понятия являются: позиция, готовность, внутреннее согласие. Согласно определению С.И. Ожегова, «позиция» – явление, обозначающее расположенность к определенным действиям, взглядам; «нравственная позиция» отражает этические нормы человека, его духовные качества. Основу позиции составляет «психологическая готовность» человека, то есть его «внутреннее согласие» к проявлению терпимости. Важен и такой элемент, как «активность», поскольку позиция динамична, способна к развитию (этот аспект особенно значим для понимания педагогического процесса формирования толерантности. [28, с. 254]. Толерантность – это готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие превращается для отечественного образования в стратегически значимую цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна как в психологии, так и педагогике. Рассмотрим исходные идеи для определения понятия толерантность. * Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенциально-гуманистический подход). [7, с. 10]. * Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» (диверсификационный подход). [8, с. 15]. * В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности – ценности, смыслы, личностные установки (личностный подход). [16, с. 43]. * Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия…общения с другим, как межличностный диалог (диалогический подход). [24, С. 28]. * Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития (фасилитативный подход). [8, с. 17]. Рассмотрим каждый из перечисленных тезисов. 1. Экзистенциально-гуманистический подход в понимании сущности толерантности. Толерантность рассматривается в различных философских и психологических подходах. В настоящее время в литературе преобладают бихевиоральный (при котором толерантность рассматривается прежде всего как особое поведение человека) и когнитивный ( когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы) подходы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность – непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность не сводится к автоматизму, к простым стереотипным действиям – это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения [3, с. 5] Главные вопросы состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека. С этой точки зрения «вынужденную» толерантность – т.е. не осмысленную, не принятую как ценность и не ответственную – следует рассматривать как псевдо-толерантность. Отсюда вытекает еще одно важное для понимания толерантности следствие: толерантность – это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. 2. Диверсификационный подход к толерантности Обзоры зарубежных и отечественных работ по толерантности свидетельствуют: не удается не только дать толерантности однозначную дефиницию, свести к какой-то одной характеристике, но даже локализовать в определенной тематике. Одних только «важнейших предпосылок толерантности» некоторые авторы насчитывают пять и более, среди которых: онтологические предпосылки, гносеологические, аксиологические, социологические, психологические и т.д. Но даже если попытаться ограничиться психологическими аспектами, то и здесь феномен толерантности не лежит только в одной плоскости – его содержание неоднородно и не может быть сведено к отдельному свойству, показателю, характеристике… Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития, которые – по аналогии с предложенными Дж. Бюдженталом «базовыми измерениями общения» – могут быть названы базовыми измерениями толерантности. [19, с. 54]. Если мы утверждаем ценности вариативности, если мы сами достаточно толерантны, чтобы признать «многомерность человека» и его жизненного мира, в котором толерантность играет роль одного из ключевых принципов, то и саму толерантность мы будем рассматривать как сопоставимую по сложности и изоморфную по строению этому многоплановому и многообразному Миру… Сложность и многомерность феномена толерантности проявляется в нескольких направлениях. Прежде всего – в многообразии видов и форм толерантности. Этот аспект диверсификации – наиболее очевидный, хотя, во многих философских, теологических трактатах толерантность пытаются представить как нечто однозначно понятое, четко определенное и неделимое. Зато в современной психологии как раз наоборот – толерантность «как таковая» просто исчезает, рассыпаясь на огромное множество вариантов, типов, видов, форм, уровней. Попытки систематизировать психологические исследования по толерантности весьма затруднены – термин «толерантность» оказался приложимым почти к любому психологическому феномену. Толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Из осознания многообразии видов и форм толерантности становится ясно, что вряд ли корректно вести речь о «толерантной (интолерантной) личности» как таковой – точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (интолерантности), о вариантах и формах, о тех или иных акцентах и аспектах применения принципов толерантности в конкретных ситуациях… Можно также говорить об определенной динамике в развитии толерантности и выделять несколько фаз становления толерантности . Причем, нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности всегда предпочтительнее. Имеет смысл прислушаться к тем, кто ставит проблему границ толерантности. Чрезмерное, неадекватное обстоятельствам повышение толерантности (как выражаются некоторые социологи – "толерантность без берегов") может вести к ослаблению сопротивляемости и увеличению уязвимости человека, снижению его дифференциальной чувствительности ( в широком смысле), и даже более того – к возникновению угроз для индивидуальности, идентичности и т.д. Все это требует более осторожного, дифференцированного отношения к вопросам практического применения принципов толерантности в непосредственном межличностном общении – или, другими словами, ставит проблему меры толерантности. Одним из возможных путей решений этой проблемы является отказ от бинарного противопоставления «толерантность-интолерантность» и переход к построению континуума степеней толерантности. [24, с. 28]. Еще один аспект диверсификации – многоаспектность и неоднородность психологического содержания толерантности. Это означает, что невозможно с достаточной полнотой описать толерантность с опорой только на одно понятие, только в одном измерении. В то же время, увлечение разнообразными типологиями, классификациями и аналитическим «препарированием» увеличивает опасность «коллекционерского» подхода, нагромождения «списков черт» и т.п. Поэтому имеет смысл выделить не все, а лишь основные, наиболее важные психологические измерения межличностной толерантности, которые можно рассматривать как приоритетные направления ее исследования и развития. Традиционно для описания сложных психологических процессов и явлений (например, общения) используется триада компонентов – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Появились попытки применения этой схемы и для толерантности. В самом общем виде основное содержание этих компонентов или, точнее – «измерений» толерантности, может быть описано следующим образом. Когнитивный компонент толерантности состоит в осознании и принятии человеком сложности, многомерности – как самой жизненной реальности, так и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира. Эмоциональный компонент толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными по отношению друг к другу… Более того, эмпатия позволяет компенсировать возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Полноценная эмпатия – безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна [13, с. 12]. Поведенческий компонент толерантности оставляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых выделим: * способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения, * готовность к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо от степени расхождения с их собственными взглядами), * способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус); * толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях (при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок) [25, с. 56]. 3. Личностный подход к толерантности Зрелая толерантность – это много больше простой компетентности в толерантном поведении, когнитивной «оснащенности» и эмоциональной готовности. В соответствии со сформулированными положениями экзистенциально-гуманистического подхода нельзя ограничиться описанными выше четырьмя измерениями толерантности –– необходимо добавить еще один компонент, который условно можно назвать «личностный компонент» или, точнее – личностное измерение толерантности. Основное содержание личностного измерения толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему – в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества. Личностное начало по отношению ко всем другим компонентам можно рассматривать как «системообразующий фактор», который интегрирует и регулирует действие всех иных «периферийных» психологических составляющих толерантности. Это, с другой стороны, предполагает различение толерантности как преходящего состояния и как устойчивой личностной позиции. Такой подход представляется перспективным, так как позволяет понять внутренние механизмы проявления толерантности и в других измерениях. В соответствии с экзистенциально-гуманистическим подходом отношение человека к себе и к другим теснейшим образом взаимосвязаны (К. Роджерс, Дж. Бюджентал и др.). Личностная основа межличностной толерантности в качестве своего истока имеет толерантное – уважительное, принимающее – отношение к самому себе. В этом смысле уровень толерантности тесно связан с уровнем самопринятия и самоуважения – которые в определенном смысле можно рассматривать как проявления толерантности к себе самому [22, с. 36]. Таким образом, основными измерениями межличностной толерантности в предлагаемом подходе являются: личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, вербальный. Естественно, следует иметь в виду, что такое «структурирование» – очень условно, между компонентами существуют сложные взаимосвязи и взаимовлияния. 4. Диалогический подход к толерантности Межличностный уровень толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды». Суть межличностной толерантности – в готовности человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку – по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту и т.д.) навстречу «Миру миров» - равнозначных, «равноразных» человеческих миров (М. Гефтер). В этом измерении главное «внутриличностное условие» толерантности – это понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия, а также признание прав и свобод каждого человека, способность к со-существованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия, т.е. – готовность и способность к диалогу. Диалогическая концепция М.М. Бахтина утверждает, что диалог – это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ бытия человека как личности, это «здоровое начало» общения, конструктивный потенциал межличностных отношений, который важно уметь увидеть и поддержать. Соответственно, толерантность, – как важнейший атрибут диалога – будет условием полноценного личностного бытия и развития человека. Межличностная толерантность в концепции диалога может быть раскрыта и исследована также с помощью такого конструкта как «коммуникативные права личности» – с помощью которого описывается система психолого-правовых оснований общения, определяющих границы свободы собеседников таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия. Среди основных, базовых коммуникативных прав личности (КПЛ) – право на свою систему ценностей, право на достоинство и его уважение, право на индивидуальность и своеобразие, на отличие от собеседника, право на точку зрения и др. [3, с. 63] Итак, подводя итог сказанному, можно выделить в качестве главного психологического основания межличностной толерантности – осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор, в соответствии с которым человек, имея собственное мнение, позицию, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения. 5. Фасилитативный подход к толерантности. Многие «составляющие» толерантности могут быть сформированы – путем специального обучения, социально-психологических тренингов и т.д. Но при всей очевидной неадекватности директивных методов «распространения» толерантности, во многих психолого-педагогических разработках отдается предпочтение именно формирующим подходам и даже «целенаправленному изменению личности»; более того – именно подход «формирования и внедрения норм толерантности» заложен и в Федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания…». Понятно стремление прямо и быстро решить проблему «устранения нетерпимости», однако такое нетолерантное отношение к сложной и деликатной проблеме развития толерантности может вести к результатам, которые окажутся не вполне соответствующими, а возможно и противоположными декларируемым целям… Известно, что при формирующем подходе резко возрастает опасность подмены реального становления – конструированием «одномерного морального мышления, взращенному на стереотипах». Для формирующего подхода исходным оказывается представление «о ребенке как пассивном преемнике ценностей, отсюда и манипуляторская лексика педагогического языка. Говорится о необходимости сформировать нравственную личность, снабдить жизненными ориентирами, привить позитивную реакцию на «хорошие» ценности и негативную - на «плохие». Такой тип ценностного обучения в мировой педагогике называют стереотипизацией, т. е. выработкой стереотипного мышления и поведения, реагирующего на определенные шаблоны или знаки». Но даже и менее манипулятивные педагогические усилия, ограниченные только когнитивным и поведенческим измерениями (вполне традиционный путь для нашей педагогики), в отношении такой сложной и глубинной проблемы как развитие толерантности, оказываются явно недостаточными [11, с.13]. Однако, к сожалению, в реальной образовательной практике нельзя исключать не только отсутствие основных условий развития толерантности, но и наличие факторов, влияющих в противоположном направлении – то есть способствующих развитию интолерантности. В этом случае можно говорить уже о наличии гуманитарных рисков для полноценного развития толерантности [19, с. 58]. Таким образом, толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям. Также мы установили, что ученые выделяют 5 подходов к изучению понятия толерантность: экзистенциально-гуманистический подход; диверсификационный подход; личностный подход; диалогический подход; фасилитативный подход. Рассмотрим основные классификации видов толерантности. По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям. Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии [2, с. 13]. Применительно к личности различают несколько видов толерантности. Естественная (натуральная) толерантность. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Моральная толерантность. Этот тип озн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
- Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Индивидуальный подход в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста.