- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ювелирного магазина
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013163 |
Тема: | Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ювелирного магазина |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО «КГУ») Кафедра экономики и управления «К защите допускается» Зав. кафедрой ЭиУ проф. А.Л. Немиров ___ ____20__ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направление подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ювелирного магазина ( на примере магазина «Серебряные линии» , г.Кострома) Студент Ю.А.Румянцева (гр. 14-ээбо-8) Руководитель к.т.н., доцент М.Л.Ершова г.Кострома, 2018 г. К О С Т Р О М С К О Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т Кафедра экономики и управления УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой _______________(А.Л. Немиров) “___”_________ 20__ г. ЗАДАНИЕ по выпускной квалификационной работе студенту Ю.А.Рмянцевой 1. Тема работы: «Разработка мероприятий по повышению кокурентоспособности ювелирного магазина ( на примере магазина «Серебряные линии» , г.Кострома)» (Утверждена приказом по университету от_______________________ 201___ г. №________) 2. Срок сдачи студентом законченной работы ____________________________________ 3. Исходные данные к работе: литература отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, публикации научных исследований, нормативно-правовые документы, отчетность организации, результаты экспертного опроса, информация сети Интернет. 4. Содержание расчетно- пояснительной записи (перечень подлежащих разработке вопросов) 5. Перечень графического материала 6. Руководитель 1. Введение М.Л.Ершова 2. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 3. Анализ конкурентоспособности ООО “Серебряные Линии” 4. Повышение конкурентоспособности 5. Заключение 7. Дата выдачи проекта “__”___ ______ 20__ г. Руководитель___________________(М.Л.Ершова) Задание приняли к исполнению “__”___ ____ 20__ г. Подпись студента________________(Ю.А. Румянцева) СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ 4 ВВЕДЕНИЕ 5 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7 1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 7 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14 1.3 Стратегия обеспечения конкурентоспособности преприятия 21 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СЕРЕБРЯНЫЕ ЛИНИИ» 29 2.1 Характеристика и организационная структура компании 29 2.2 Анализ динамики развития компании 35 2.3 Оценка конкурентоспособности компании 38 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 43 3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности 43 3.2 Организационно-технические мероприятия по повышению конкурентоспособности 45 3.3 Экономический эффект от проделаных Организационно-технических мероприятий 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61 ПРИЛОЖЕНИЕ А 64 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Конкуренция стала неотделимой частью рыночной экономики и является обязательным условием для развития предпринимательской деятельности. Роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России стало важной задачей регулирования экономики со стороны государства. Всё это способствовало отделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды компании, потребность в анализе и исследовании которого объясняется его значительным влиянием на экономико-хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. Эффективное использование резервов конкурентоспособности требует наиболее полного и систематического их выявления. Данная задача может быть решена в течение анализа деятельности организации, позволяющего измерить, определить и сопоставить величину данных резервов. Другими словами на основе такого анализа компания может выработать собственную стратегию деятельности по повышению конкурентоспособности. Проблемы обеспечения конкурентоспособности не могут быть решены без создания соответствующих методов, позволяющих оценивать, формировать и поддерживать конкурентоспособность организации. С учетом этого появляется необходимость в разработке научных подходов к определению и оценке конкурентоспособности на основе показателей деятельности организаций розничной торговли. Большая практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность указанных вопросов предопределяют важность и актуальность выбранной темы дипломной работы. Целью данной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности ООО "Линии Любви". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. исследовать теоретические основы понятия "конкурентоспособность", 5 выявить наиболее результативные методы ее оценки; 2. проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Линии Любви", провести оценку конкурентоспособности данного предприятия; 3. разработать пути повышения конкурентоспособности ООО " Линии Любви", рассчитать их экономическую эффективность. Объектом исследования является организация розничной торговли ООО " Линии Любви", предметом исследования является конкурентоспособность рассматриваемого предприятия. При написании данной работы использовались учебные пособия отечественных и зарубежных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятий, материалы, предоставленные ООО "Линии Любви ", характеризующие основные показатели конкурентоспособности, материалы периодической печати. 6 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДРИЯТИЯ 1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия. Рассматривая конкурентоспособность в современной рыночной экономике, можно отметить, что она связана с термином "конкуренция". На сегодняшний момент в России происходит значительное усиление позиций конкуренции, вследствие этого руководители предприятий постоянно ищут новые и совершенствуют действующие методы управления компаниями и способов усиления конкурентоспособности организации. В литературе присутствуют три подхода к определению конкуренции: * в соответствии с первым подходом конкуренция определяется как состязательность на рынке. Данный подход присущ отечественным авторам; * второй подход отмечает конкуренцию как часть рыночного механизма, который может позволить сбалансировать предложение и спрос. Этот взгляд отражен в классической экономической теории; * третий подход рассматривает конкуренцию как условие, по которому определяется тип отраслевого рынка [20]. Конкуренция хотя и в различной трактовке, но все же выражается как борьба экономических субъектов за определенную нишу рынка, поэтому конкуренция - это механизм противоборства рыночных агентов за право найти своего потребителя и за возможность продажи своего товара на наиболее выгодных условиях с целью получения максимальной прибыли [9]. Благодаря присутствию конкурента на рынке создается элемент состязательности: компании борются за право лучше удовлетворить спрос потребителя, сделать его своим постоянным потребителем. В современных условиях рыночной экономики конкуренция выполняет следующие функции [2]: * функция регулирования. Для того чтобы быть успешным в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать такие товары, 7 которые предпочитает покупатель (суверенитет потребителя). Поэтому факторы производства с учетом влияния цены направляются в тот сектор, где в них существует большая потребность; * адаптационная функция. Нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности; * распределительная функция. Конкуренция оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей; * контролирующая функция. Конкуренция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. [1]. Конкуренция существует при определённом состоянии рынка. Различные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенного состояния рынка. В соответствии с этой зависимостью различают рынки несовершенной и совершенной конкуренции. Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие факторы [4]: * на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом; * рынок характеризуется товарной однородностью; * потребители должны быть хорошо информированы о рыночных предложениях; * должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е. должны отутствовать рыночные барьеры; * потребители и производители имеют возможность формироват независимые решения, т. е. должна отсутствовать возможность сговора между субъктами рыночной деятельности.[10]. 8 В наши дни рынки свободной конкуренции фактически отсутствуют, так как на реальных рынках данные условия в большинстве случаев не удовлетворяются. Как правило, и производители, и продавцы, воздействуют на объемы выпускаемой продукции, на рыночную цену товаров, вступают в сговоры для контроля ситуации на рынке; государство лимитирует доступ на рынок зарубежных производителей или не выполняются какие-либо другие условия из вышеперечисленных. В силу указанных причин большинство рынков относятся к типу рынка несовершенной конкуренции. Таблица1.1 Типы рынков несовершенной конкуренции Один продавец Несколько продавцов Много продавцов Недифференцированный продукт Чистая монополия Чистая олигополия Чистая конкуренция Дифференцированный продукт Диференцированная олигополия Монополистическая конкуренция Как видно из таблицы 1.1, классификационных признака два: * количество продавцов на рынке; * дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых проихводители могут менять. Чистая монополия характерезует рынок единственного продавца,не имеющая близких заменителей. [19]. Олигополистическая конкуренция возникает тогда, когда в отрасли действуют несколько, как правило, организаций и подразделяется на 9 дифференцированную и чистую олигополии. В первом случае производятся и продаются дифференцированные товары, напрмер, автомобили; во втором случае недефференцированные продукты, например, металлы, газ, нефть. [28]. Чистая конкуренция возникает в тот момент, когда множество предприятий производят серийную продукцию с однородными характеристиками, например, масло, зерно и др. В рамках чистой конкуренции потенциальные преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются за счет создания устойчивой и надежной репутации фирмы, эффективных систем сервиса и сбыта, проведения рекламных кампаний по продвижению собственной продукции. Поскольку в этом случае наблюдается наличие большого количества производителей, чьи товары являются почти идентичными, увеличивать цену на свой продукт выше уровня рыночной цены не имеет практического смысла. С другой стороны, понижать цены также нет насущной необходимости, так как фирма может продать все, что может произвести.[25]. Монополистическая конкуренция. В данном случае производители-конкуренты продают дифференцированные типы одной и той же базовой продукции. Это объясняется наличием в предложении продавца тех элементов, которые крайне важны для большей части потребителей. Однако, с другой стороны, так как товары дифференцированы, организация имеет возможность снижать цены, но в таком случае не переманит к себе потребителей от всех конкурентов [30]. Конкурентная среда рынок в целом или его сегмент, где предприниматели могут свободно соперничать за право продать свой товар покупателю. На рынке развертывается острая конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими однотипную продукцию одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба совокупность деятельности фирмы, направленной на 10 достижение конкурентного преимущества, на завоевание и удержание устойчивых позиций на рыночном сегменте и вытеснение с него фирмы-конкурента. Рассмотрим факторы, которые влияют на конкурентную борьбу [31]: * объем рынка - чем больше, тем лучше выглядят конкуренты; * темпы роста рынка - усиленный рост облегчает проникновение на рынок; * мощности - большие мощности приводят к снижению цен; * препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию компании, т.е. их присутствие делает рынки неуязвимыми для проникновения в нишу рынка неконкурентных новичков; * уровень стандартизации продукции - покупатели имеют возможность легко переключаться с одного товара на другой; * цена; * требования к размерам капитальных вложений - сильные требования повышают риск, создают дополнительные преграды для входа-выхода на рынок; * быстрое обновление ассортимента продукции. Формы конкурентного соперничества зависят от множества факторов, например, времени и места, но ее суть всегда постоянна: захватить большую, чем у фирмы-конкурента, долю сегмента рынка или убрать его с рынка. Основная цель конкурентной борьбы выражается в достижении конкурентного преимущества, т.е. занятии более прочной конкурентной позиции на рынке. Конкурентная позиция - характеристика для сравнения основных рыночных параметров фирмы и ее продукции относительно конкурента [2]. От предприятия требуется обеспечение определенного уровня его конкурентоспособности вследствие наличия конкуренции на рынке товаров и услуг, в противном случае, существует угроза вытеснения его с данных рынков Современная экономическая теория оперирует тремя подходами к 11 формированию категории "конкурентоспособность" [29]: * наличие необходимых средств для осуществления деятельности; * существование собственного мотива к деятельности, предвидение положительных для себя результатов; * потенциальная способность противоборствовать конкурентам. Таким образом, обобщая данные понятия, можно отметить, что конкурентоспособность объекта - это состояние, которое описывает фактическую или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях противодействия конкурентов. Данное определение описывает самую общую, применимую без исключения ко всем объектам, характеристику. Практический опыт показывает, что финансового процветания наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом фирмы предполагается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в определенных сегментах рынка конкурентоспособные товары, т.е. продукцию, превосходящую по качественно-ценовым характеристикам аналоги и пользующуюся преимущественным спросом у потребителей [13]. Высокая конкурентоспособность фирмы предопределяется наличием трех следующих признаков [44]: * потребители удовлетворены и готовы купить повторно продукцию этого предприятия; * общество, партнеры, акционеры не имеют претензий к фирме; * сотрудники осознают свою пользу в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь работать в этой компании. Чтобы стать достаточно конкурентоспособной компанией необходимо: * обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности производимой продукции в основных сегментах рынка. Под конкурентоспособностью изделия 12 понимается признанное покупателем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по ценовым и качественным характеристикам товары-аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя [8]; * повысить потенциал конкурентоспособности предприятия, а вследствие этого и его подразделений, до уровня мировых производителей в конкретной отрасли. Конкурентоспособность характеризует эффективность функционирования компании, продуктивность использования всей совокупности ресурсов. Она проявляется в уменьшении издержек производства и повышении качества продукции [7]. Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия, руководство должно постоянно проводить [3]: * исследование динамики конкурентного преимущества по основным аспектам деятельности на рынке; * изучение рынков потенциальной продукции и выбор новых стратегических зон хозяйствования для обеспечения выживаемости фирмы за счет переключения к принципиально новым сфере деятельности, товарам; * становление активной ценовой политики, обеспечивающей в долгосрочной перспективе стабильное финансовое положение организации; * формирование товарного ассортимента, в наибольшей степени удовлетворяющего производственный и индивидуальный спрос потенциальных потребителей; * раннее выявление кризисных тенденций, как внутри предприятия, так и во внешней среде; * формирование инвестиционной политики, предоставляющей осуществлять деятельность, как в устоявшихся, так и во вновь осваиваемых сегментах рынка, которое оказывает большое воздействие на деятельность любого предприятия. 13 Таким образом, в заключение данного пункта можно сделать следующие выводы. С экономической точки зрения конкуренция понимается как способ отбора наиболее эффективных разновидностей организации производства, лучших вариантов решения организационных, технико-технологических и экономических проблем. Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения. С теоретической точки зрения, конкурентоспособность организации характеризует ее способность выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы, успешно использовать стратегию предприятия, а также успешно действовать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный момент времени путем изготовления и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. Конкурентоспособность описывает результативность функционирования фирмы, эффективность использования всех видов ресурсов. Она выражается в снижении издержек производства и повышении качества товара. В целом можно отметить, что конкурентоспособность предприятия является важной его характеристикой на рынке, т.к. в настоящее время в условиях рыночной экономики выживают наиболее конкурентоспособные фирмы [5]. 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия Разные авторы предлагают множество методов оценки конкурентоспособности предприятий. Анализируя работы Р.А. Фатхудинова, можно выделить следующие этапы оценки конкурентоспособности фирмы [40]: * оценка конкурентоспособности с точки зрения сравнительных преимуществ – суть этого метода состоит в том, что создание и реализация продукции предпочтительнее, когда затраты на производство ниже, чем у 14 конкурентов. Главный критерий, применяемый в этом методе – это низкие издержки. Достоинством метода является легкость оценки степени конкурентоспособности и отсутствие больших затрат при осуществлении сравнения; * оценка с точки зрения теории равновесия – в основании данного метода рассматривается позиция, при которой фактор производства учитывается с идентичной и одновременно наивысшей производительностью. Вместе с тем у предприятия отсутствует дополнительная прибыль, вызванная действием одного из факторов производства и у организации нет заинтересованности для улучшения применения того или иного фактора. Основной мерой оценки является присутствие тех факторов производства, которые не используются в полном объеме. Безусловным достоинством указанного метода является возможность измерения собственных запасов. * оценка с точки зрения концепции эффективности конкуренции – выделяется два подхода при использовании этого метода: 1)структурный, суть которого заключается в организации эффективного, крупномасштабного производства и деятельности фирмы. Основной мерой конкурентоспособности при использовании этого подхода является сосредоточение капитала и производства организации [27]; 2) функциональный – оценка уровня конкурентоспособности в соответствии с данным подходом выполняется на основе сравнения финансово-экономических коэффициентов деятельности. * оценка на основе уровня качества продукции – этот метод охватывает сопоставление ряда характеристик продукции, выражающих потребительские свойства. Мерой конкурентоспособности в данном случае является качество товара. Достоинство метода – учет потребительских желаний при обеспечении необходимого уровня конкурентоспособности. Исходя из того, что качество продукции оценивают назначенным набором показателей, оценка степени конкурентоспособности продукции основывается на использовании 15 * «параметрических» индексов, характеризующих уровень удовлетворения ожидаемых потребностей в рассматриваемом товаре [6; 42]; * профиль требований – содержание метода основывается на том, что на основе шкалы экспертных оценок измеряется степень продвижения предприятия и устанавливается наиболее сильный конкурент. В виде основного критерия используется сравнение профилей. Главным преимуществом указанного метода является его наглядность [39]; * профиль полярностей – в основании метода лежит выявление показателей, по которым предприятие отстает или опережает конкурентов, т. е. оценивание ее слабых и сильных сторон. В качестве критерия применяется сопоставление параметров отставания или опережения, то есть при этом методе происходит сопоставление негативных и позитивных параметров конкурентоспособности предприятий, особо влияющих на деятельность фирмы на определенном сегменте рынка; * метод с использованием матриц – при применении него выявленные параметры конкурентоспособность предприятия рассматриваются в динамике. Критерием оценки конкурентоспособности является сопоставление показателя конкурентоспособности с базовым табличным значением; * SWOT-анализ – указанный метод позволяет исследовать сильные и слабые области внутренней среды компании, возможные угрозы внешней среды и, в конечном итоге, на основе анализа подготовить действенные решения для развития предприятий, а также утвердить действия по устранению выявленных в ходе анализа недостатков. Данный метод оценки уровня конкурентоспособности легок в применении, так как не использует продолжительные расчеты и не требует особых материальных затрат. * создание «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» – суть метода состоит в оценке конкурентоспособности фирмы по восьми факторам [38]: 16 1) качество, проявляющееся в соответствии продукции данного предприятия уровню товаров рыночных лидеров и определяемое с помощью опросов потребителей и сравнительных тестов; 2) концепция продукции, на которой основывается деятельность предприятия; 3) капитал – как собственный, так и заемный; 4) цена продукции с возможной наценкой; 5) торговля — с точки зрения средств деятельности и коммерческих методов; 6) послепродажный сервис, обеспечивающий предприятию постоянную клиентов; 7) внешняя торговля компании, которая позволяет ей регулировать отношения с общественным мнением, властями, прессой и т.д. После оценки возможностей организации по данным факторам строится «гипотетический многоугольник конкурентоспособности», отражающие особые преимущества одной компании в отличие от фирмы-конкурента и выявить тенденцию в заранее определенный промежуток времени . Если подходить равноценно к оценке конкурентных возможностей организаций, то, наслаивая сделанные схемы друг на друга, можно заметить сильные и слабые области одного предприятия касательно к другому [33]. Необходимо отметить, что вышеуказанные методы оценки конкурентоспособности организаций однонаправлены, так как один метод исследует резервы в применении факторов производства, другой – качество продукции, следующий — стоимость данных факторов. 17 Рисунок1.1 - Многоугольник конкурентоспособности [32] Исходя из этого, конкурентоспособность предприятия необходимо оценивать по всем критериям комплексно. Главным преимуществом комплексного метода является его низкая затратность и рассмотрение единовременно различных факторов конкурентоспособности. Анализируя основные параметры состояния организации и известные подходы к повышению и оценке ее конкурентоспособности, возможно определить основные положения теории обеспечения конкурентоспособности компаний, учитывая различную степень конкурентоспособности предприятия на фиксированный промежуток времени и его перспективу как на имеющимся участке рынка, так и на новых развивающихся сегментах потребительского рынка. 18 Рисунок 1.2 - Обеспечение конкурентоспособности предприятия На основании схемы, приведенной на рисунке 1.2, можно отметить следующее: * необходимо выделять различные показатели конкурентоспособности организации в зависимости от направлений управления и планирования на предприятии; * задача обеспечения должного уровня конкурентоспособности организации состоит в обеспечении конкурентоспособности товаров и собственно конкурентоспособность организации; * главным параметром конкурентоспособности организации на оперативном уровне является комплексный показатель конкурентоспособности товара; * тактический уровень конкурентоспособности организации обеспечивается ее общим финансово-экономическим положением и оценивается интегральным показателем его состояния; 19 * на уровне стратегии конкурентоспособность организации характеризуется инвестиционной прибыльностью, критерием которой является увеличение стоимости бизнеса и его доходность в долгосрочной перспективе. Целью формирования системы оснащения конкурентоспособности является увеличение конкурентоспособности организации на стратегическом уровне на основании создания механизма комплексной оценки состоятельности всех утверждаемых управленческих решений с точки зрения их воздействия на повышение стоимости бизнеса [23]. Внедрение данной системы позволяет: * результативно использовать финансовые, материальные и человеческие ресурсы; * системно и комплексно решать вопросы, связанные с разработкой и оптимизацией производственной, финансовой и инвестиционной политики; * сформулировать приоритеты и сбалансировать цели всех стратегий предприятия; * и в конечном итоге обеспечить конкурентоспособность фирмы. При этом необходимо рассматривать управление стоимостью как интегрирующий процесс, сконцентрированный на обеспечении конкурентоспособности организации за счет направления общих усилий на преобладающих факторах стоимости. [21]. Стоимостное регулирование не предполагает никаких кардинальных изменений – оно лишь привносит системообразующую идею, преобразующую точку зрения на уже известные управленческие аксиомы, позволяя любому менеджеру утверждать, что область его ответственности – не управление затратами, а повышение стоимости компании с целью обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Таким образом, анализируя публикации по конкурентоспособности организаций и методам оценки конкурентоспособности можно отметить 20 следующий вывод по данному пункту: конкурентоспособность на данный момент является неотделимой частью экономики в целом. Каждый метод имеет свою специфику, их возможно применять как к отдельному фактору, так и по организации в совокупности [34]. Существенно влияют на предприятие и факторы внешней среды, так как деятельность конкурентов может в значительной степени понизить уровень конкурентоспособности, поэтому для этого требуется оценивать конкурентоспособность фирмы в течение всей ее деятельности. 1.3 Стратегия обеспечения конкурентоспособности преприятия Согласно научным работам М.Е. Портера [35; 36], состояние конкурентоспособности на каждом сегменте рынка можно описать пятью конкурентными силами, которые представлены в виде таблицы 2. Таблица1.2 Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера [35] № Название силы 1 Борьба между конкурирующими производителями одной отрасли 2 Соперничество со стороны товаров-аналогов 3 Угроза входа в данную нишу рынка новых фирм- конкурентов 4 Торговые возможности и экономичесие способности производителей 5 Торговые возможности и экономические способности потребителей 21 Анализируя указанную таблицу, можно отметить, что положение каждой отдельной силы, и их общее влияние определяют потенциальные возможности конкретной организации в исходе конкурентной борьбы. Самым сложным при определении стратегии конкурентоспособности организации является определение характера конкурентного преимущества предприятия в сравнении с другими фирмами.Рассматривая роли, которые предприятия играют на рынке, можно выделить четыре типа фирм: лидер, кандидат на лидерство, последователь и обитатель ниши [16]. Стратегии фирм-лидеров рынка включают в себя следующие элементы: * расширение рынка, * защита * и расширение доли сегмента рынка. Кроме действий, предпринимаемых лидирующей организацией для расширения размеров рынка, фирма-лидер проводит мероприятия по защите собственной доли рынка от атак конкурентов. На сегодняшний момент можно выделить пять оборонительных стратегий, используемых предприятиями в различные периоды деятельности [37]: * позиционная оборона – используя данную чисто оборонительную стратегию, фирма защищает завоеванные позиции, стремится возвести труднопреодолимые барьеры на наиболее уязвимых направлениях атакующих ударов. С точки зрения маркетинга позиционная оборона означает нахождение средств для защиты производимой продукции и используемых технологий. Однако товары компании всегда будут уязвимы перед изменениями ожиданий покупателей и влиянием новых технологий, т. к. технологии не стоят на месте, а все время развиваются. Поэтому рассмотренная пассивная защита (ценовая политика или рекламная кампания) не убережет товары от неизбежного устаревания [11]; * защита флангов – хорошее дополнение к стратегии позиционной 22 обороны. Для избежания и предотвращения атак конкурентов на слабые фланги компания-лидер создает так называемые второстепенные «сторожевые укрепления». В терминологии маркетинга фланговая защита, как правило, подразумевает изготовление специализированной конкурентной торговой марки. В итоге, если успеху ведущей торговой марки угрожает товар другого предприятия по более низкой цене, лидирующая компания отражает угрозу, изготовляя еще более дешевый товар, что приведет к потере продукцией конкурента преимущества со стороны цены и позволит обеспечить относительное затишье на всей линии фронта; * стратегия упреждающих оборонительных действий – стратегия фланговой защиты не всегда является эффективной, так как она подразумевает использование встречной борьбы после атаки противника, поэтому в ход идет стратегия агрессивной обороны, которая заключается в нанесении ударов по вероятному конкуренту заранее, до того момента, как он станет серьезно угрожать вашей компании. Примером таких действий является снижение цены на атакуемые конкурентами позиции своего ассортимента. Данная стратегия помогает фирме сберечь свою долю рынка, однако неизбежно снизятся показатели прибыли [38]. Однако бывают ситуации, когда лидеру достаточно лишь показать готовность резко снизить цену на свои товары, чтобы заставить конкурентов отказаться от активных действий; * контратака – вторжение на основной сегмент рынка конкурента, его экономическая или политическая блокада. Лидер, как правило, чаще всего наносит ответный удар по атакующему конкуренту, причем в большинстве случаев - в его самое уязвимое место. К примеру, фирма может резко снизить собственные цены настолько, что компания-конкурент теряет большую часть своей доли рынка, вплоть до полного банкротства, а после лидер восстанавливает цены до прежнего уровня, таким образом избавляясь от соперника в конкурентной борьбе; 23 * вынужденное сокращение – стратегический отход, сосредоточение ресурсов фирмы на перспективных направлениях, концентрация на выполнении четко поставленных задач. Время от времени лидеру приходится признавать, что у него нет возможности защитить всю свою продукцию, и в данном случае он может принять решение уйти от обороны отдельных позиций и сконцентрировать ресурсы на поддержке своих основных позиций на рынке. Однако данная стратегия небезопасна, т.к. уход от борьбы на отдельных сегментах предоставляет фирмам-конкурентам хорошую возможность для захвата малой ниши рынка, которая в дальнейшем может быть использована для атаки на основные рынки компании [12]. Основная суть стратегий фирм-претендентов на лидерство заключается в наступлении на позиции лидера рынка и в ата....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: