VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000215
Тема: Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный 
экономический университет» в г. Чебоксары
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента в туризме и социальной сфере

Д И П Л О М Н А Я  Р А Б О Т А

НА ТЕМУ: РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ», Г.ЧЕБОКСАРЫ)

Выполнила студентка
__________________
(подпись)
Руководитель дипломной работы,ст.преподаватель

__________________
(подпись)
«Допущен к защите»
Зав.кафедрой, д.б.н., доцент

__________________
(подпись)

Р.А. Шуканов

Работа поступила
на выпускающую кафедру Рег.№___
методист ______________________
(подпись)           (И.О. Фамилия)



Чебоксары 
2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»  в г. Чебоксары
Факультет  экономики и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента в туризме и социальной сфере
"Утверждаю"
Заведующий кафедрой
___________ Шуканов Р.А.
ЗАДАНИЕ
на дипломную работу 
по специальности 080502/8  "Экономика и управление на предприятии 
туризма и гостиничного хозяйства»
студентке Мамаевой Марине Владимировне

1.  Тема дипломной работы «Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии (на примере ООО «Чувашия Турист», г.Чебоксары)»
(утверждена приказом по вузу от________________________)
2.  Срок сдачи законченной работы  «15» мая 2014г.
3.  Исходные данные к дипломной работе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.
4.  Содержание дипломной работы  
Глава 1. Конкурентоспособность предприятий туриндустрии, 
Глава 2. Анализ финансовой деятельности ООО  «Чувашия Турист», 
Глава 3. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности туристической фирмы
5. Перечень графического материала: 29 таблиц и 18 рисунков
6.  Дата выдачи задания "29" сентября  2013 г.
Руководитель _____________ (
Задание принял к исполнению________________(

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

на тему: «Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии (на примере ООО «Чувашия Турист», г. Чебоксары)»
студентки группы11-09
по специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»

№ п/п
Наименование разделов
Установленный срок
Фактическое выполнение
Примечание
1
Введение. 
Глава 1 . Конкурентоспособность предприятий туриндустрии
9 декабря 2013г.
9 декабря 2013г.
Выполнено
2
Глава 2. Анализ финансовой деятельности ООО  «Чувашия Турист»
20 марта 
2014 г.
20 марта 
2014 г.
Выполнено
3
Глава 3. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности туристической фирмы
10 мая 2014 г.
10 мая 2014 г.
Выполнено
4
Заключение
 10 мая 2014г.
10 мая 2014 г.
Выполнено
5
Предоставление готовой дипломной работы на кафедру
 15 мая 2014 г.
 15 мая 2014 г.
Выполнено
Дата представления законченной работы «15» мая  2014г.
Руководитель дипломной работы:     ______________  
                                                                                          (подпись)
Студентка:                                           ______________    
 ( подпись)


АННОТАЦИЯ
     Дипломная работа студентки на тему: «Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии (на примере ООО «Чувашия Турист», г. Чебоксары)», содержит теоретическую часть, где раскрывается конкурентоспособность предприятий туриндустрии, анализ финансовой деятельности предприятия производится во второй части работы, а разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности туристической фирмы путем внедрения нового тура осуществляется в третьей главе выпускной квалификационной работы.
     В настоящее время существует множество турфирм, в которых имеется большой перечень предоставляемых услуг. Для того чтобы обеспечивать выживаемость туристского предприятия в современных условиях и оставаться конкурентоспособным, нужно развивать старые услуги и создавать новые, чем обосновывается актуальность  работы.
     Цель работы - разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии (на примере ООО «Чувашия Турист», г. Чебоксары).
     В дипломной работе рассматривается конкурентоспособность, ее сущность, факторы влияния на конкурентоспособность предприятия туриндустрии, пути повышения конкурентоспособности предприятия туриндустрии, методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия туриндустрии. Так же рассматриваются организационно-экономическая характеристика деятельности, маркетинговый и финансовый анализы деятельности  ООО  «Чувашия Турист».
     В результате выполнения дипломной работы создан новый туристический маршрут, произведена оценка изменения показателей доходности на основе использования метода статистической зависимости.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
5
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ………………………………………………………...

7
    1.1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ………...……….

7
    1.2. МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ…………………………………….…………

11
    1.3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ.………………………………………………………...........

25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ»……………..………………………...…………

31
    2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ»…………………………..…….

31
    2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ»…
36
    2.3. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ»……………………………………………………………………..

46
    2.4. АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ООО «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ»……
56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ...


60
    3.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЧУВАШИЯ ТУРИСТ»  ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО ТУРА…………………………………………………...


60
    3.2. ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОХОДНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ…..……..........

81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….
89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………….
90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….
91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………….
93


ВВЕДЕНИЕ

     В современных экономических условиях деятельность каждого предприятия туризма  является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На сегодняшний день существует множество турфирм, в которых имеется большой перечень предоставляемых услуг. Для того чтобы обеспечивать выживаемость туристского предприятия в современных условиях и оставаться конкурентоспособным, необходимо развивать старые услуги и создавать новые, чем и обосновывается актуальность  работы.
     С развитием рыночного механизма, проблема конкурентоспособности предприятия и его продукции в нашей стране резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии предприятия туризма становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. 
     Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации. 
     Конкурентоспособность по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих:  конкурентоспособности услуг и ресурсного потенциала организации. 
     Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности. 
     Цель работы – разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии (на примере ООО «Чувашия Турист», г.Чебоксары).
     Исходя из цели дипломной работы, требуется решить следующие задачи: 
     - определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние; 
     - изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия; 
     -провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности; 
     -  провести анализ финансового состояния ООО «Чувашия Турист»;
     - провести анализ конкурентоспособности ООО «Чувашия Турист»;
     - вывести и экономически обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Чувашия Турист».
     Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью«Чувашия Турист».
     При выполнении работы использованы  следующие методы: анализ литературы и интернет-источников; анализ первичных документов турфирмы;  прогнозирование и сравнение.
     Информационной базой послужили работы  В.С. Боголюбова, В.А. Квартального, Г.В. Савицкой, Р.А. Фатхутдинова, данные сети Интернет и финансовая отчетность ООО «Чувашия Турист» за 2010-2012гг.
     
     


ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ 
ТУРИНДУСТРИИ
1.1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ
Конкурентоспособность предприятия можно характеризовать как возможность или способность предприятия использовать свои сравнительные преимущества в производстве и реализации товаров и услуг по отношению к производителям и поставщикам аналогичных товаров и услуг.
      Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке зависит прежде всего от конкурентоспособности товара, т. е. эффективности использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
      Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть одного целого, при этом конкурентоспособность товара является лишь частью конкурентоспособности предприятия.
     Исследования конкурентоспособности предприятия имеют важное значение при разработке практических рекомендаций по укреплению позиции предприятия на определенном сегменте рынка, а также при выборе им партнера для организации совместного выпуска продукции, при при влечении средств инвесторов для развития производства и т. д.
      В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.
      Суть первого — более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.
      Второй тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену.
      Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.
      Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность.
      
      Кроме того, М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество:
      * Новые технологии;
      * Новые или изменившиеся запросы покупателей;
      * Появление нового сегмента рынка;
      * Изменение стоимости или наличия компонентов производства;
      * Изменение правительственного регулирования [4].
      Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
      Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:
      * Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
      * Близость предприятия к клиенту.
      * Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
      * Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
      * Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
      * Умение твердо стоять на своем.
      * Простота организации, минимум уровней управления и служебного
       Конкурентоспособность фирмы – это способность предприятия с учетом имеющихся ресурсов и возможностей проектировать, изготавливать и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.
      Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. По мнению автора Азоева Г.Л. [1,с.92] с экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
      В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
      -ценовую (конкуренцию на основе цены);
      -неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
      Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
      В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.
      Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
      К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой (таблица 1). По мнению Портера М. [9,с.59] степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:
      Таблица 1 - Маркетинговые методы управления турфирмой.
        Метод маркетинговой политики
        % компаний поставивших фактор на 1-ое место
        1
        2
        Разработка и выпуск новых услуг
        Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга
        Реклама и стимулирование сбыта
        Усовершенствование выпускаемой продукции
        Политика цен
        Совершенствование организационной структуры
        
        79
             73
              50
        44
        41
        17
        14
      Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы.
      - Конкуренция на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией для получения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов на ресурсных рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы.
      - Конкуренция продавцов в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
      - Конкуренция покупателей на сбытовых рынках.
      В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
      В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.
      Основным направлением конкурентной деятельности абсолютного большинства российских предприятий, производителей продукции производственно-технического назначения является конкуренция продавцов в области сбыта товаров и услуг на рынке.
      Смит А. [12,с.115] впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле, А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки», понятно, какое большое значение Смит А. уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общественных интересов. На примере ценовой конкуренции он убедительно доказал ряд существенных положений, ставших впоследствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.
      Несмотря на то, что Смит А. не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
      -  на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
      -  определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
      -  впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капиталов между отраслями;
      -  разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
      -  сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
      В целом весь конец 19 и начало 20 веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции, главным образом, было вызвано чрезмерным вниманием только одному виду конкуренции – ценовой и невозможности раскрыть с ее помощью сущности конкурентной деятельности.
      А уже к середине 20 века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии (Таблица 2).
Таблица 2 - Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию
Экономическая модель конкуренции
Основоположники модели и их основные труды
1
2
ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Очень большое количество предприятий, реализующих стандартизованную продукцию; контроль над ценой отсутствует; очень эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия для организации бизнеса
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
А. Смит «Исследования о природе и причине богатства народов» (1776 г).; Д. Рикардо «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817г.); Дж. С. Милль «Принципы политической экономии» (1848 г.); К. Маркс «Капитал» (1863-1894 гг.)
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию; диапазон цен узкий; эластичный спрос; входной барьер в отрасль незначительный
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
А.О. Курно «Исследования математических принципов теории богатства» (1838 г.); Ф.И. Эджуорт «Теория монополии» (1897 г.);
 К. Викселль «Лекции по политической экономии» (1901 г.);
Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933г.)
Э. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.); Дж. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)
Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.); А.П. Лернер «Экономика контроля» (1944 г.);
Ф.А. Хайек «Индивидуализм и экономический порядок» (1948 г.)
П. Саффа «Производство товаров посредством товаров» (1960 г.)
 
 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно не ценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
Одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющее эффективных заменителей; контроль над ценами значительный; спрос неэластичный; вход в отрасль для других фирм заблокирован
 

       
1.2МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ
            Для управления конкурентоспособностью предприятий туриндустрии необходим объективный инструмент ее оценки. Конкурентоспособность представляет собой оценочную величину. Она отражает отличия процесса развития данного предприятия от предприятия-конкурента по степени удовлетворения своими услугами, конкретной производственной или личной потребности, а также эффективности производственной деятельности. Оценка конкурентоспособности – это расчет, интерпретация и анализ комплекса показателей, характеризующих конкурентоспособность продукции, маркетинговой деятельности, предприятия в целом.
     При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:
* дифференциальный;
* комплексный;
* смешанный.
     Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.
     При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам [16,с.54]:
     (1.1.)
     (1.2.)
     где Pi - значение i-го показателя;
     Рi*б - базовое значение i-гопоказателя;количество показателей.
     Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2).
     Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.
     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):
       (1.3.)
     где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;
     ?П, Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
     ?З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.
     Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):
       (1.4.)
     где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;
     , (1.5.)
     средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;
     T - срок службы;
     n - количество статей эксплуатационных затрат.
     При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (3):
     (1.6.)
     где 
     (1.7.)
      - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;
     q - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;
     mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;
     T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;
      (1.8.)
     - относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1….,n);
     miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;
     Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 
     При К (t) ? 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.
     Для определения уровня конкурентоспособности тур услуг может быть использован и смешанный метод оценки.
     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.
     Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.
     На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом. 
     Данный метод имеет ряд недостатков:
     1) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;
     2) не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;
     3) при сравнении нескольких услуг  необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;
     4) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;
     5) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность услуг факторов, не поддающихся количественной оценке;
     6) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;
     7) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какая услуга является лучшей?
     Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.
     Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и других данных затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.
     Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности услуг, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности услуги. Ее обобщенный алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого тур продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного услуги-конкурента.
     Оценка конкурентоспособности туристских услуг является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях ассортимента услуг, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.
     Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности услуг. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:
     -дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров сильнее отличаются от базовых;
     -маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.
     При исследовании конкурентоспособности предприятия, одной из главных задач является исследование конкурентной среды предприятия. Для проведения анализа конкурентов, необходимо определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучения последних, имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности, и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия: возможные стратегии конкурентов; текущее положение конкурентов; их финансовые возможности; предпринимательская философия и культура; цели конкурентов.
     Практически собрать все данные, необходимые для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется следующие исследования конкурентов:
1. Метод, предложенный М. Портером (рис. 1.1);
     
     Рис. 1.1.  Схема анализа конкурента
     Метод  заключается в сведении информации к четырём элементам, а именно: цели на будущее; текущие стратегии;п редставления о возможностях;возможности конкурентов.
     2. Метод, предложенный Р.А. Фатхутдиновым, основан на суммировании конкурентоспособностей 30 товаров отрасли с наибольшими объёмами продаж;
     3. Метод оценки конкурентов с помощью расчёта индексов выявленных сравнительных преимуществ (RCA). Этот показатель позволяет оценить уровень конкурентоспособности товара на мировом рынке к доле данной страны в мировой торговле. 
     Диагностика конкурентной среды включает следующие этапы:
     * выявление перечня фирм, находящихся на целевом или новом рынках;
     * сбор исходной информации;
     * приведение стоимостных и финансовых показателей к сопоставимому виду;
     * определение типа выбранного рынка (рынок продавца, рынок покупателя);
     * расчет характеристик, отражающих состояние рынка;
     * определение рыночных долей фирмы на конец базисного и анализируемого периодов;
     * построение таблицы рыночных долей фирм и расчет средней рыночной доли, приходящейся на одну фирму;
     * расчет обобщенных характеристик интенсивности конкуренции;
     * оценка степени монополизации рынка;
     * факторный анализ динамики рыночных долей конкурентов;
     * выбор вида статистического распределения рыночных долей:
     * формирование групп фирм, находящихся на рынке, и расчет средней рыночной доли, приходящейся на группу;
     * расчет темпа прироста рыночной доли каждой группы фирм;
     * построение конкурентной карты рынка;
     * выявление типовых стратегических положений фирм на рынке;
     * ситуационный анализ и прогнозирование стратегии конкуренции фирмы на данном рынке.
     Таким образом, оценку конкурентной среды, деятельности конкурентов следует считать важнейшим звеном всего процесса маркетинговых исследований, так как она является условием, гарантией успеха товара, технологий, услуг, предлагаемых фирмой на рынке.
     Оценка конкурентоспособности товаров и услуг необходима для обоснования принимаемых решений. В получении информации о результатах оценки конкурентоспособности заинтересованы не только товаропроизводители и торговые организации. Она также нужна потребителям. Публикации результатов сравнительного теста конкурирующих товаров облегчают потребителям выбор товаров, а производителей стимулирует к выпуску конкурентной продукции.
     При оценке конкурентоспособности следует опираться на определенные исходные положения. Следование им  позволяет повысить точность оценки, унифицировать порядок действий,составляющих содержание процедуры оценки, учесть интересы субъектов рынка.
     1. Оценка с позиции определенного субъекта - изготовителя, продавца, потребителя. В зависимости от субъекта рынка выбирается номенклатура групповых и единичных критериев.
     2. Ориентация на определенный сегмент рынка. При производстве товаров следует руководствоваться универсальным критерием - выпуском на рынок товара, который нужен потребителю и за который он захочет и сможет заплатить.
     3. Соответствие требованиям нормативных и юридических документов. Отечественные товара, предназ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44