VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности строительной фирмы Green House

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001215
Тема: Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности строительной фирмы Green House
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. И. ГЕРЦЕНА»


















Направление подготовки:	«080507- Менеджмент организации»

Основная (профессиональная) образовательная программа:

«Предпринимательство»





Дипломный проект

«Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспо-собности строительной фирмы Green House»




Студентки 6 курса


заочной формы обучения


Коверчаковской Екатерины Витальевны
Допущен к защите

Научный руководитель:
Зав. кафедрой экономического образования
Зав. кафедрой эконом-го образования
______________ Назриева Марина Викторовна
Назриева Марина Викторовна
«____»___________2016г.
Рецензент:





Волхов

2016

2


Оглавление

Введение	3

Глава 1. Основные теоретические положения конкурентоспособности

строительного предприятия	5

1.1. Конкурентоспособность предприятия на рынке	5

1.2. Сущность и стратегии конкурентных преимуществ	16

Выводы	16

Глава 2. Оценка конкурентоспособности Green House на строительном

рынке	25

2.1. Организационно-экономическая характеристика Green House	25

2.2. Оценка финансово-экономической деятельности Green House	27

2.3. Анализ внешней среды и конкурентоспособности Green House на

рынке	37

Выводы	47

Глава 3. Разработка проекта повышения конкурентоспособности Green

House	49

3.1. Проект развития бизнеса и повышения конкурентоспособности

Green House	49

3.3. Оценка эффективности проекта повышения конкурентоспособности . 54

Вывод	63

Заключение	64

3


Введение



     Увеличение конкурентоспособности компании – единственная и наи-более важная задача для современной России. Разрешить комплексные соци-ально-экономические проблемы в условиях суровой конкурентной борьбы поможет знание и использование инструментов новой экономики-сущности и механизма действия экономических законов, законов компании, научных подходов, основ, способов и моделей управления.

     Современная рыночная экономика предполагает собой сложный орга-низм, заключающийся из большого количества разнообразных производст-венных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимо-действующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объ-единяемых единым понятием – рынок.

     Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что в настоя-щее время поле конкуренции для российских компаний существенно расши-рилось. Наблюдается количественное и качественное затруднение конку-рентной среды, увеличение степени и интенсивности конкуренции. Вследст-вие этого вероятность получения большого заказа снижается, а степень вы-живания организаций значительно зависит от их конкурентоспособности. С расширением возможностей для увеличения инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием производства, увеличивается необхо-димость обеспечения конкурентоспособности предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования.

     Степень изученности в литературе. В учебнике «Управление конкурен-тоспособностью организации» Фатхутдинова Р.А. излагаются теоретические, методические и практические вопросы разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности. Отличительными особенностями изда-ния является: интеграция технических, экономических и управленческих ас-пектов; единство обеспечения качества товаров и сервиса потребителей, ре-сурсосбережения по стадиям жизненного цикла товаров; ориентация на по-
     
4


вышение качества процессов управления как основы решения всех проблем. Целью дипломного проекта является разработка путей увеличения

конкурентоспособности строительной компании. В соответствии с постав-ленной целью в работе определены и решены следующие задачи:

     ? исследовать теоретическое обоснование развития конкурентных преимуществ компании;

? провести оценку уровня конкурентоспособности предприятия;

? разработать мероприятия по управлению конкурентоспособностью

Green House (ООО «Грин Хаус») и повышению ее уровня.

     Предметом исследования выступили процессы, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия, тенденции происходящих измене-ний, а также экономические взаимодействия, складывающиеся на предпри-ятии в процессе производства и реализации продукции.

База исследования – Green House (ООО «Грин Хаус»).

     Методы исследования. Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования и подходов к рассматриваемой проблеме: метод сравнительного анализа литературы и периодической литерату-ры;изучения учебно-методических пособий;изучения документации, относя-щиеся к организациям;

     Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы для работы вновь созданных организаций, повышение конкурентоспособности в условиях рынка. Также данное исследование мо-жет служить материалом для изучения в преподавательской деятельности и как методического пособия.

     Работа состоит из введения, тр?х глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены основные теоретические поло-жения конкурентоспособности строительного предприятия. Во второй граве дана оценка конкурентоспособности Green House на строительном рынке. В третьей главе разработан проект повышения конкурентоспособности Green House.
     
5


Глава 1. Основные теоретические положения конкурентоспособности строительного предприятия


1.1. Конкурентоспособность предприятия на рынке


     Условно конкуренция подразделяется на добросовестную и недобросо-вестную конкуренцию. Основными методами добросовестной ее формы яв-ляются: снижение цен и повышение качества товаров и услуг, активное ис-пользование рекламы и развитие услуг сервисного обслуживания, создание новых товаров с использованием достижений научно-технического прогрес-са.

     Функции конкуренции состоят в регулировании, мотивации, распреде-лении и контроле.

     Одна и традиционных форм конкуренции – «война цен» - может быть осуществлена понижением цен, сезонными распродажами, локальным изме-нением ценовой политики, увеличением срока потребительского кредита, предоставлением расширенного ассортимента услуг без увеличения цен на них. Такого рода конкуренция призвана вытолкнуть с рынка неконкуренто-способных, более слабых соперников, а также для проникновения на освоен-ный рынок товаров и услуг.

     Но наиболее эффективной формой конкурентной борьбы за рынки сбыта является повышение качества товаров и услуг, предлагаемых на рынке товаров. При этом, появление на рынке более высококачественной продук-ции весьма затрудняет принятие ответных мер со стороны конкурентов, по-скольку выпуск нового товара сопряжен с долгосрочной программой, вклю-чающей накопление научно-технической и экономической информации, раз-работки и производства.

     Многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере эконо-мики, можно подразделить на пять уровней (в соответствии с субъектами конкурентоспособности):
     
6


- конкурентоспособность продукции, товаров или услуг;

- конкурентоспособность отдельного предприятия;

- конкурентоспособность регионов страны;

- конкурентоспособность отрасли;

- конкурентоспособность страны.

     Между названными выше уровнями конкурентоспособности существу-ет прямая и обратная связь. Говоря о конкурентоспособности, мы обычно сравниваем один объект с другим аналогичным объектом, например, регион будет сравниваться с другими регионами, а товар – с другими товарами од-нородной группы. Вместе с тем, нижние уровни конкурентоспособности бу-дут обеспечивать ее достижение на более высоких уровнях иерархии.

     Для того чтобы обозначить характерную для уровней конкурентоспо-собности иерархическую подчиненность, выделяют следующие категории конкурентоспособности (Табл. 1.1).

Таблица 1.1

Категории конкурентоспособности в зависимости от уровня иерархической

подчиненности

№
Категория
Характеристика
1
Микроконкурен-
Включает конкурентоспособность продукции, товаров, услуг, а также конкурен-

тоспособность
тоспособность предприятий. Соперничество проявляется между товарами и ме-


жду предприятиями за деньги конечного потребителя. Является первым этапом


зрелости конкурентоспособности как развивающегося процесса
2
Мезоконкуренто-
Включает конкурентоспособность отраслей, а также конкурентоспособность

способность
регионов и межотраслевых комплексов. Соперничество проявляется между от-


раслями и регионами за средства инвесторов. В эволюционном смысле возника-


ет позднее микроконкурентоспособности, на стадии индустриальной экономики
3
Макроконкурен-
Относится к конкурентоспособности стран. Соперничество возникает между

тоспособность
странами за более благоприятные условия для вложения национального капита-


ла. Является проявлением современного этапа развития конкурентоспособности


как эволюционирующего процесса

     «Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная ха-рактеристика товара, характеризующая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение».1 В то же время производитель готов предлагать товар на рынок при условии, что он продается и приносит прибыль. Поэтому, можно


1 Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие. – М.: Омега-Л, 2014. – С.54

7


констатировать, что продукт является конкурентоспособным, если он прино-сит прибыль. Следовательно, правомочно считать, что прибыль является ре-зультирующим показателем конкурентоспособности товара.

     Термин «конкурентоспособность» применяется не только относитель-но отдельного товара или услуги, но и также по отношению к отрасли или предприятию. Конкурентоспособность является предметом изучения специа-листов в области менеджмента, маркетинга, микро и макроэкономики, а так-же товароведения.

     Базовым понятием конкуренции в условиях рыночной экономики была и остается конкурентоспособность продукции (товара), которая является от-носительной характеристикой, отражающей принципиальное отличие товара (продукции, услуги) от товара конкурирующей организации и отражающей степень затрат на ее производство. К затратам в этом случае относится цена потребления, которая включает издержки покупателя, а также все сопутст-вующие расходы при его использовании или потреблении.

     В современных исследованиях очень часто в качестве показателей кон-курентоспособности продукции предлагаются различные единичные и инте-гральные характеристики либо стоимостных, либо потребительских свойств продукции. Вместе с тем нельзя не отметить, что все они будут отражаться на прибыли, приносимой этой продукцией. Либо она обладает значительно лучшими показателями, чем у конкурентов, полностью удовлетворяет потре-бителей, поэтому продается и, как следствие, приносит прибыль. Либо про-дукция может своими характеристиками в какой-то части не удовлетворять потребителей, но за неимением лучшего, за неимением товаров-заменителей,

ее все равно могут покупать, и, как следствие, она опять-таки будет приносит прибыль. Поэтому мы согласны с точкой зрения, что прибыль может высту-

пать интегральным показателем конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность предприятия является более сложным и обоб-

щающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособность това-ра». Это объясняется большим количеством важных элементов, по которым

8


определяется показатель конкурентоспособности на уровне предприятия. Конкурентоспособность предприятия в любом случае представляет собой интегральную числовую характеристику, с помощью которой будут оценены достигнутые предприятием конечные деловые результаты его функциониро-вания в течение определенного промежутка времени.

     Конкурентоспособность предприятия может быть обеспечена за счет приобретенных им различного рода преимуществ по сравнению с другими предприятиями-конкурентами, таких как экономические преимущества, фи-нансовые, инвестиционные, кадровые преимущества, имиджевые, структур-ные, технологические и др. На современном этапе развития экономики с по-мощью показателя конкурентоспособности обеспечивается взаимная коорди-нация деятельности субъектов рынка с целью достижения каждым из них наилучшего положения и, как следствие, конечного экономического резуль-тата. В условиях рынка управление предприятием сводится к оценке, анали-зу, прогнозированию факторов, влияющих на повышение или понижение его конкурентоспособности, для обоснования выбора дальнейшей конкурентной стратегии и тактики для достижения конечных целей деятельности организа-ции.

     Следующий иерархический уровень категории «конкурентоспособ-ность» – это конкурентоспособность отраслей, под которой следует понимать эффективность работы отдельных отраслей народного хозяйства, которая помимо традиционных показателей эффективности будет оцениваться степе-нью живучести и динамичности при различных вариантах развития экономи-ки страны.

     Для того чтобы отрасль можно было назвать конкурентоспособной, в ней должны быть сформированы технические, экономические, организаци-онные условия производства и сбыта продукции достаточно высокого каче-ства, которая удовлетворяла бы конкретные группы потребителей. Здесь можно говорить и о рациональной отраслевой структуре, о предприятиях – отраслевых лидерах, вокруг которых концентрируются менее успешные, но
     
9


технологически задействованные предприятия, о налаженной опытно-конструкторской базе, о производственно-технологической инфраструктуре, о коммерческих связях и прочих составляющих, из которых и будет склады-ваться конкурентоспособность отрасли.

     Важную роль в конкурентоспособности отрасли играет ее способность к модернизации, особенно в настоящий момент развития российской эконо-мики, когда правительством взят курс на модернизацию и диверсификацию экономики. Как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлению порождает еще большие опасности.

     На современном этапе развития экономики показатель «конкуренто-способность отрасли» отчасти утрачивает свое значение. Сегодня не принято рассматривать эффективность деятельности совокупности однородных еди-ничных предприятий. Сегодня основу экономики любой страны составляют огромные транснациональные или, как минимум, национальные корпорации, которые традиционно объединяют предприятия различных отраслей на осно-ве мягких или жестких интеграционных взаимосвязей. Широко распростра-нены кластеры, предпринимательские сети, корпорации, холдинги, финансо-во-промышленные группы, другие формы интеграционного взаимодействия, любая из которых представляет собой многоотраслевую совокупность произ-водств.

     Вместе с тем, полностью отказываться от исследования конкуренто-способности на уровне отрасли не следует, хотя границы этого уровня раз-мыты. Конкурентоспособность отрасли сегодня может быть приближена и анализироваться в совокупности с конкурентоспособностью региона или межотраслевого производственного комплекса. Несмотря на многопрофиль-ную деятельность, любая системообразующая интегрированная производст-венная структура, будь то кластер или холдинг, или предпринимательская сеть, все равно имеет отраслевую привязку к тому производственному на-правлению, вокруг которого сформировалось все объединение.
     
10


     Основным отличием уровня мезоконкуренции от уровня микроконку-ренции является объект конкурентной борьбы. Если в случае товаров борьба ведется за конечного потребителя, а в случае с фирмами – за долю рынка, то во время конкурентной борьбы на мезоуровне, т.е. на уровне отраслей, борь-ба ведется за средства для дальнейшего развития, обновления, модернизации, расширения, т.е. за капитал, за инвесторов, за источники вложения средств. Таким образом, более конкурентоспособной будет та отрасль, которая явля-ется наиболее привлекательной для инвесторов.

     Под конкурентоспособностью региона понимают «его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уро-вень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе по-тенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой)»2. С одной стороны, крупные регионы или города играют важную роль в жизни страны как активные субъекты рынка и общества. С другой стороны, их конкурентоспособность напрямую зависит от конкурентоспо-собности предприятий и организаций, расположенных в данном регионе. Чтобы конкурентоспособные предприятия и организации развивались в кон-кретном регионе, им должны быть предоставлены соответствующие условия.

     Поэтому привлекательность самого местонахождения и развития пред-приятий в том или ином регионе будет говорить о его конкурентоспособно-сти как месте размещения различных видов деятельности.

     И, наконец, верхняя ступень в иерархии уровней конкурентоспособно-сти традиционно отводится конкурентоспособности страны или, другими словами, национальной конкурентоспособности, которая является «способ-ностью предприятий, организаций и отраслей страны опережать соперника в завоевании и укрупнении позиций на зарубежных рынках, обусловленной экономическими, социальными, политическими и другими факторами в са-







2 Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие. М.: Омега-Л, 2014. С.41

11


мой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны».3

     В отличие от конкурентоспособности отрасли, конкурентоспособность страны является как нельзя более актуальной категорией для исследований,

поскольку макроконкурентоспособность выступает последним и соответст-венно наиболее молодым витком в эволюции процесса конкуренции, начина-ет развиваться и принимает главенствующее значение с 80-х гг. XX века. Ис-следование конкурентоспособности страны является актуальной экономиче-ской задачей, позволяет оценивать эффективность экономической политики страны и выявлять способность страны к созданию благоприятных условий для роста и реализации преимуществ национальной экономики.

     Таким образом, в виде субъектов конкуренции могут выступать и това-ры, и предприятия, и регионы, и отрасли, и целые страны, как следствие, имеет место многообразие форм существования конкуренции.

     Однако эти формы не независимы друг от друга. Между ними сущест-вует тесная взаимосвязь. Так, конкурентоспособность товара является отра-жением конкурентоспособности предприятия, а конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, повлияет на конкурентоспособность региона, отрасли, страны. В то же время, связь между уровнями конкурентоспособно-сти хоть и присутствует, но не является прямой и однозначной, т.к. каждый последующий иерархический уровень конкурентоспособности, помимо пока-зателей предыдущего, включает в себя новые факторы, отражающие содер-жание конкурентоспособности более высокого уровня. Представим содержа-ние и соподчинение уровней конкурентоспособности на иерархической схе-ме (Приложение 1).

     Обобщение составляющих конкурентоспособности на иерархической схеме, представленной в Приложении 1, позволяет наглядно продемонстри-ровать, что конкурентоспособность продукции вносит свой непосредствен-ный вклад в конкурентоспособность предприятий, а те, в свою очередь, – в


3 Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие. М.: Омега-Л, 2014. С.36-37

12


конкурентоспособность отрасли, региона и страны. В то же время, конкурен-тоспособность предприятия будет зависеть не только от конкурентоспособ-ности производимой продукции, но и еще от ряда факторов, как и макрокон-курентоспособность не будет определяться только лишь конкурентоспособ-ностью на мезо- и микроуровнях.

     Также в процессе иерархической детализации уровней проявления кон-курентоспособности становится очевидным стирание граней между уровня-ми отрасли, региона и межотраслевых производственных комплексов, т.е., по сути, предприятий. Конечно, данное замечание справедливо не для всех предприятий, функционирующих на рынке.

     Анализ литературы по данной теме показал, что в настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности предпри-ятия». Основными факторами, которые обуславливают возможность множе-ственности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов.

     Различные определения конкурентоспособности, приводимые в лите-ратуре, как правило, не противоречат, а дополняют друг другу, так как охва-тывают определенные сферы. Ряд определений конкурентоспособности предприятия представлен в Приложении 1.

     Из таблицы Приложения 1 видно, что авторы, изучая сущность конку-рентоспособности предприятия, затронули все основные аспекты данного понятия. Также видно, что первая часть понятий (1 - 12) – определения, бази-рующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы; вторая (13 - 16) – определения, выделенные на основе товарной составляющей конкурентоспо-собности; третья часть (17 - 23) – определения, сочетающие товар и произ-водственную деятельность субъекта. Из этого можно сделать вывод, что кон-курентоспособность предприятия – понятие многогранное, затрагивающие различные аспекты деятельности фирмы.

     Кроме того, видно, что только одно из определений учитывает специ-фику конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке. Это объясня-
     
13


ется тем, что нет специфических черт конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке. Особенность заключается в том, что необходимо учиты-вать определенные дополнительные затраты при выходе и работе на внешнем рынке, рынок значительно отличается от внутреннего, необходимо более тщательно изучать спрос на внешнем рынке, так как он может значительно отличаться от спроса на внутреннем рынке.

     Предприятие, конкурентоспособное на внешнем рынке, прежде всего, должно быть конкурентоспособно на национальном рынке страны.

     С учетом всего вышесказанного, считаю, что определение, которое наиболее полно характеризует понятие конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке было сформулировано Калашниковой Л.М. конкуренто-

способность предприятия – это комплексное понятие, обусловленное систе-мой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ас-сортимента, стабильным финансовым состоянием, способностью к иннова-циям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы, что позволяет предприятию противостоять конкурентам на внутреннем и внешнем рынке.

     Ключевые элементы конкурентоспособности предприятия – это «то-вар», «рынок». Чаще всего без оценки позиции товара на рынке нельзя вести речь о конкурентоспособности его производителя.

     Таким образом, конкурентоспособность предприятия проявляется в следующих четырех признаках:

1) Потребители довольны товарами и готовы купить повторно про-

дукцию этой фирмы.

2) Благоприятный образ предприятия в глазах общества, партнеров,

государственных и социальных институтов.

3) Акционеры довольны положением дел в организации.

4) Работники удовлетворены своим положением в компании.

14


     Значение конкурентоспособности предприятия обусловлено, прежде всего, возможностью управлять конкурентоспособностью через управление е? факторами. Уровень конкурентоспособности определяется значительным числом факторов, анализ которых дает основания выявить направленность и закономерности их влияния на конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке.

     Таким образом, анализируя деятельность компаний, обладающих кон-курентными преимуществами, можно сформулировать основные причины неконкурентоспособности ряда российских предприятий, а также понять ме-ханизм повышения конкурентоспособности предприятия.

     Кроме того, важно отметить, что конкурентоспособность – это ком-плексное многоуровневое понятие. Уровни конкурентоспособности пред-ставлены на рисунке 1.1.

     Из схемы, представленной на рисунке 1.1, четко видно место конкурен-тоспособности предприятия в системе конкурентных отношений. Существо-вание понятие конкурентоспособности на нескольких уровнях определяет важность и значение данного понятия. То есть конкурентоспособность пред-приятия определяет конкурентоспособность данной отрасли, а также регио-на. Так как определенное предприятие является экономическим субъектом страны, то, являясь конкурентоспособным на внешнем рынке, оно в значи-тельной мере определяет конкурентоспособность страны в мировой эконо-мике. Данная категория в рыночной экономике является одной из ключевых, так как в ней выражаются экономические, научно-технические, производст-венные, маркетинговые и иные возможности коммерческих организаций, от-раслей и национальной экономики в целом.

     Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет предприятию определить его преимущества и недостатки перед конкурентами на внешнем рынке, выработать успешные конкурентные стра-тегии и поддержать конкурентные преимущества. Руководству предприятия необходимо знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к
     
15


другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспо-собности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях жесткой конкурентной борьбы. Проблема конкуренто-способности на внешнем рынке важна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований – предприятий. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предпри-ятий и страны в целом, для поддержания которой на должном уровне необ-ходима их высокая конкурентоспособность.





I уровень






II уровень







III уровень






IV уровень



Конкурентоспо-

собность продук-

ции



Конкурентоспо-

собность предпри-

ятия




Конкурентоспо-

собность отрасли

(региона)



Конкурентоспо-

собность страны


Совокупность качественных и стоимостных харак-теристик товара, способствующих созданию пре-восходства данного товара перед товарами конку-рентами в удовлетворении потребности покупате-ля


Совокупность характеристик, обеспечивающих превосходство на выбранных сегментах рынка, достигнутое без ущерба окружающим, определяе-мое конкурентоспособностью его товаров и уров-нем конкурентного потенциала.

Способность отрасли (региона) обеспечивать сравнительно высокий уровень дохода, оставаясь открытой для международной конкуренции, то есть продуктивность использования ресурсов


Положение страны на внутреннем и внешнем рын-ках, отражаемое через показатели, характеризую-щие такое состояние и его динамику.


Рис. 1.1 Уровни конкурентоспособности

     Подводя итог вышесказанному необходимо подчеркнуть значение кон-курентоспособности предприятия:

     1) Неконкурентоспособность большинства российских предприятий свидетельствует о необходимости изучения понятия конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке и факторов, оказывающих влияние на не?.

2) Существуют конкурентоспособные предприятия в России, опыт ко-

торых полезен для повышения конкурентоспособности других предприятий.

16


3) Повышение конкурентоспособности предприятий является страте-

гической задачей государства.

     4) Уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов конкурентоспособности, что свидетельствует о необходимости изучения направленности их влияния на конкурентоспособность предпри-

ятия.

5) Конкурентоспособность  существует  на  нескольких  взаимосвязан-

ных уровнях, конкурентоспособность предприятия определяет конкуренто-способность страны в целом.

     Таким образом, в настоящее время вопрос сущности конкурентоспо-собности предприятия остается дискуссионным. Не существует определения конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке. Это связано с тем, что нет специфических черт, отличающих конкурентоспособность на внеш-нем рынке от конкурентоспособности на внутреннем рынке. Значение конку-рентоспособности определяется тем, что анализ конкурентоспособности предприятия, а также е? факторов, является основой повышения конкуренто-способности. Так как конкурентоспособность существует на нескольких уровнях, конкурентоспособность предприятия определяет конкурентоспо-собность отрасли, региона, и в конечном итоге конкурентоспособность стра-ны в мировой экономике.

1.2. Сущность и стратегии конкурентных преимуществ


     Постоянное развитие мировых общественно-экономических процессов, быстрое обновление технологий в производстве и науке, усиление требова-ний к деятельности организаций - все это характеризует современную дей-ствительность и стимулирует к принятию важных управленческих решений. Преобразования в системе организаций высшего образования дают возмож-ность формирования собственного пути развития, способного привести к на-меченным результатам. Выбранная стратегия развития, в большинстве слу-чаев, является уникальной, так как в процессе ее создания учитываются осо-
     
17


бенности региона, действующие внешние факторы, динамика их изменений, состояние организации и многое другое.

     В связи с динамичным усовершенствованием систем стратегического развития организаций и расширением точек зрения на основные определения

в данной области появилась потребность в уточнении и конкретизации неко-

торых теоретико-методологических основ.

     С развитием общества и выявлением новых сфер деятельности понима-ние термина «стратегия» изменялось.

     Понятие «стратегия» изначально появилось в военном деле (в переводе с греческого - искусство генерала) и ее определяли как: «Наука о планирова-нии и осуществлении боевых действий, управлении войсками для принятия лучшего местоположения перед началом военной операции».4
     Позже термин «стратегия» принял более широкое значение и в 20-е го-ды XX в. начал применятся руководством организаций. После нескольких десятилетий экспериментального использования стратегического подхода в 40-50-е годы начинали зарождаться научные школы стратегического управ-ления.5

     Проанализировав научные труды по вопросу стратегического управле-ния второй половины XX в., Генри Минцберг смог выделить десять ведущих научных школ.

     Первые три школы (дизайна (1960-е гг.); планирования (1970-е гг.); по-зиционирования 1980-е гг.) имели выраженный предписывающий характер - их представители рассматривали вопросы формирования стратегии. В част-ности, школа дизайна изучала стратегию как процесс неформального дизай-на, используя моделирование и конструирование. Наиболее эффективными при создании стратегии считали - SWOT-анализ и предельный подсчет кри-териев развития предприятия. Школа планирования описывала сущность стратегии как самостоятельную процедуру формального планирования в



4Яблокова С.А., Стратегический менеджмент – М.: Приор, 2015. – С.25
5Веснин В.Р. Стратегическое управление. – СПб: ТК Велби, Проспект, 2012. – С.62

18


рамках политики организации. Процесс разделен на точные операции, с по-стоянным проведением аналитических исследований и решением возникаю-щих вопросов. Однако школа позиционирования решила уделить особое внимание вопросам содержания стратегии, а не ее планирования. В зависи-мости от занимаемой рыночной позиции организацией по отношению к дру-гим участникам рынка использовались соответствующие принципы выбора стратегии. Так помимо аналитических расчетов применялись матричные ме-тоды и анализ конкурентных позиций.

     Следующие шесть научных школ (предпринимательства; когнитивная; обучения; власти; организационной культуры; внешней среды) изучали от-дельные отличительные аспекты формирования стратегии. Сопоставляя стра-тегию с действующими решениями фирмы, некоторые исследователи пыта-лись охарактеризовать стратегию как результат предсказывания будущих со-бытий, предположив, что создание стратегии исходит из идей отдельного ин-дивида (стратега) и может быть объяснено принципами логики и когнитив-ной психологии. В дальнейшем процесс развития стратегического управле-ния переходит к изучению влияния внешней среды. Принимаемая стратегия корректируется с учетом прогнозируемых изменений внешней среды и фор-мирует дополнения перспективных стратегий для возможной минимизации агрессивного влияния внешней и внутренней среды.

     Завершающей научной школой в последовательности Г. Минцберга яв-ляется школа конфигурации. Главной задачей данной школы является объ-единение и систематизация всех критериев необходимых для создания стра-тегии. Представители данной школы так же разрабатывали способы измене-ния стратегии, в зависимости от состояния организации (стадии жизненного цикла).6

     Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что стратегия ор-ганизации - это сложная система действий, используемая для достижения


6Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. – СПб: Питер, 2013. – С.256; Минцберг Г., Альст-
рэнд Б. Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмен-

та. СПб: Питер, 2012. – С.66

19


долгосрочных целей и обеспечения успешного функционирования организа-ции. Внедрение в организацию стратегии развития требует колоссальных за-трат, однако существуют доказательства того, что данное решение оправды-вает себя, отмечает И. Ансофф. Стратегия может рассматриваться как ин-струмент помощи не только организациям, попавшим в обстановку неста-бильности, но и, например, университету, утратившему престиж. Важно осо-знавать, что использование стратегии развития, возможно не только для ком-паний и предприятий, но и для огромного количества социальных структур.

     В современных условиях значение термина «стратегия организации» значительно расширилось и зачастую приравнивается к другим теоретиче-ским понятиям. Необходимо различать, на наш взгляд, сущность и взаимо-связь понятий «стратегическое управление», «стратегическое планирование» и «стратегическое развития».7

     Принято считать, что стратегическое управление - это управление, предполагающее разработку и реализацию стратегии, для достижения долго-срочных целей, повышения конкурентоспособности и результативности ор-ганизации с учетом тенденций изменения внешней среды.

     Для осуществления стратегического управления требуется информаци-онная база с необходимыми данными для изучения поведения организации в различные периоды времени. Анализируя имеющиеся у предприятия ресур-сы, формируются цели с ориентацией на будущее.

     Сущностью стратегического управления является обеспечение и реали-зация стратегического развития организации, с применением последующих процедур контроля и выявлением изменений, возникающих в деятельности организации.

Реализуется система стратегического управления благодаря пяти функ-

циям:

? стратегическое планирование;




7Иванченко С.Н., Зубарев А.Е. [и др.] Стратегическое развитие организаций высшего образо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.