- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001465 |
Тема: | Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы |
Содержание
Частное образовательное учреждение Высшего образования «Самарская гуманитарная академия» Кафедра Менеджмента Направление 38.03.02 Менеджмент РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ИНТЕР-Ю») Выпускная квалификационная (дипломная) работа Выполнил студент 4 курса С– БМн 342Т группы __________ Шебунов Алексей Васильевич (подпись) Научный руководитель ________профессор Руденко Александр Алексеевич (подпись) Работа защищена «____» _________________ 2016 г. Оценка _____________________ Допустить к защите Зав. кафедрой __________ д.э.н., профессор Сахчинская Н.С. Самара 2016 г. Реферат Дипломная работа содержит 88 страниц, в ней 3-и приложения, 26 таблиц, 3 формулы, 13 рисунков, количество использованных источников - 51. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ИНТЕР-Ю») Цель работы - разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю». Объект исследования: ООО «ИНТЕР-Ю». Основным направлением деятельности фирмы является производство и сбыт товаров, и в первую очередь шкатулок, фоторамок, блокнотов, копилок, игрушки, а также продажа детских игр, ламп и часов. Границами исследования являются 2012-2014 гг. Краткие выводы по работе - под конкурентоспособностью предприятия понимают его способность противостоять всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями. Оценивают конкурентоспособность фирмы: по рыночным позициям фирмы; по сравнительным преимуществам; по качеству продукции; матричные методы. Для повышения конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю» предложено: повысить качество обслуживания путем повышения квалификации персонала; эффективно применять маркетинговые мероприятия; осуществить планирование и контроль уровня товарных запасов. Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.2, 2.3, 3.1 могут быть использованы руководством ООО «ИНТЕР-Ю» для повышения конкурентоспособности. Частное образовательное учреждение Высшего образования «Самарская гуманитарная академия» Кафедра менеджмента ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную (дипломную) работу Студент Шебунов Алексей Васильевич Руководитель профессор кафедры менеджмента Руденко Александр Алексеевич 1. Тема работы: Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Интер-Ю») (утверждена приказом по академии от «___» _______________ № ________) 2. Срок сдачи законченной работы 02 июня 2016 г. 3. Исходные данные к работе Федеральные законы регулирующие рассматриваемые вопросы, учебные пособия и статьи ведущих экономистов. 4. Перечень подлежащих разработке вопросов или краткое содержание выпускной квалификационной работы: Рассмотреть экономическую сущность и понятие конкурентоспособности предприятия. Рассмотреть основные направления и методы анализа конкурентоспособности. Проанализировать условия обеспечения конкурентоспособности предприятия. Выполнить анализ конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю». Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду функционирования хозяйствующего субъекта. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю» и оценить их эффективность. 5. Перечень графического материала (таблиц, диаграмм и т.д.): 26 таблиц, 3 формулы, 13 рисунков. 6. Консультант по работе нет 7. Дата выдачи задания: «29» апреля 2016 г. Частное образовательное учреждение Высшего образования «Самарская гуманитарная академия» Кафедра менеджмента «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель выпускной квалификационной (дипломной) работы __________ профессор Руденко Александр Алексеевич Календарный рабочий план Студента Шебунов Алексей Васильевич группы С-БМн 342Т По дипломной работе на тему: Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Интер-Ю») № п/п Наименование этапа работы Срок выполнения Отметка руководителя о выполнении Примечания руководителя 1. Сбор материала по теме дипломной работы 29.04.2016 Выполнено 2. Предоставление на проверку 1 главы 06.05.2016 Выполнено 3. Предоставление на проверку 2 главы 10.05.2016 Выполнено 4. Предоставление на проверку 3 главы 16.05.2016 Выполнено 5. Написание введения и заключения 20.05.2016 Выполнено 6. Подготовка доклада и иллюстративного материала 26.05.2016 Выполнено 7. Предварительная защита 02.06.2016 Выполнено Студент _____________________ «29» апреля 2016 г. (подпись) Содержание Введение………………………………………………………………………. 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия………………………………………………………………….. 1.1 Экономическая сущность и понятие «конкурентоспособность предприятия»…………………………………………………………………. 1.2 Основные направления и методы анализа конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………….. 1.3 Условия формирования конкурентоспособности предприятия......... 2 Анализ конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю»…………………….. 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….. 2.2 Анализ внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта….. 2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия и товара……………… 3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю»............................................................................................ 3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия. 3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………… Заключение…………………………………………………………………….. Список использованных источников………...………………………………. Приложения……………………………………………………………………. 6 8 8 14 28 32 32 40 46 68 68 77 79 81 85 Введение Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества фирмы являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке, путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами. Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов. Типы взаимодействия конкурентов классифицируется по степени конфликта между фирмами: конфронтация, соперничество, соревновательная конкуренция, кооперация (сотрудничество). Типы конкурентного взаимодействия зависят от активности конкурентоспособности организации в направлении противодействия конкурентам. Противодействие может заключаться в агрессивном ценообразовании (снижении цен), интенсивной рекламной кампании, привлечении органов государственной власти и других влиятельных структур для воздействия на конкурентов. Наиболее часто используемыми показателями конкурентных преимуществ являются торговый баланс и обменный курс валюты. Оба этих показателя, конечно, связаны с конкурентоспособностью, но ни один из них не может служить надежным измерителем ее уровня. Торговый баланс зависит от большого числа различных факторов, не связанных напрямую с производительностью: обменными курсами валют, государственными бюджетами, различиями темпов роста и прочими. Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью конкурентоспособности как качественной характеристики успешного предприятия, а также тем, что конкретизация этого понятия до сих пор не завершена и в разные периоды экономического развития страны обеспечивается разными показателями. Целью исследования является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю». Задачи, поставленные для ее достижения: 1) Проанализировать теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия. 2) Оценить конкурентоспособность ООО «ИНТЕР-Ю» и его продукцию. 3) Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ИНТЕР-Ю». Объект и предмет исследования. Объектом исследования в дипломном проекте является общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР-Ю» (ООО «ИНТЕР-Ю»). Предметом исследования являются процессы и методы управления конкурентоспособностью ООО «ИНТЕР-Ю». Границами исследования являются 2012-2014 гг. Теоретической и методической базой исследования являются нормативно-правовые акты, труды зарубежных (Портер М.Э.) и отечественных (Фатхутдинов Р.А.) ученых, справочная и методическая литература современный авторов по теме исследования Ковалев А.И., Веселов К.Р., Ефимов, Е.П., Шматков Д.Н. и др., а также финансовая и маркетинговая отчетность предприятия ООО «ИНТЕР-Ю». Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.2, 2.3, 3.1 и 3.2 могут быть использованы руководством ООО «ИНТЕР-Ю» при разработке и реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы. Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, заключения, 3-х разделов, списка литературы из 51 источника и 3-х приложений. Общий объем работы 88 страниц машинописного текста. 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 1.1 Экономическая сущность и понятие «конкурентоспособность предприятия» Современный этап экономического развития отличается тем, что его движущая силой является конкуренция, так как производители вынуждены постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Это понятие относительно ново для российской действительности, поэтому для определения его экономической сущности необходимо уточнить термин «конкурентоспособность предприятия». Конкурентоспособность - это свойство объекта, которое характеризуется степенью удовлетворения им конкретной потребности (потенциального или реального) по сравнению с объектами-конкурентами, представленными на этом же рынке. Конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию на рынке по сравнению с такими же объектами. [23] Конкурентоспособность определяется по конкретному объекту на конкретном рынке. Конкурентоспособность бывает тактической и стратегической. На этапах стратегического менеджмента и маркетинга, а также инновационного менеджмента определяются и постепенно конкретизируются показатели стратегической конкурентоспособности, а после производства продукта находятся методы и средства наиболее эффективного использования конкурентных преимуществ готового объекта, т.е. осуществляется реализация тактической конкурентоспособности. Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов» [30]. Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики. Конкурентоспособность объекта исследуется для конкретной группы потребителей, которая формируется по определенным признакам стратегической рыночной сегментации. Если не указан сектор рынка, на котором объект конкурентоспособен, то это значит, что данный объект в данное время является лучшим образцом в мире. В условиях рынка конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия проведем анализ литературных источников. Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции (Мескон М.Х.) Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на внешнем или внутреннем рынке [50]. Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала [11]. Конкурентоспособность предприятия - это совокупность таких характеристик, как: доля рынка, захваченная предприятием; способность высшего руководства фирмы к реализации поставленной цели; способность предприятия к производству, сбыту и развитию [36]. В результате проведенного исследования можно сделать такие выводы: многие авторы не рассматривают понятие «конкурентоспособности предприятия» с позиции доли рынка, занимаемой предприятием, и конкурентоспособности продукции, выпускаемой им. Подобный подход не является точным с экономической точки зрения; конкурентоспособность предприятия определяет эффективность и величину использования всех ресурсов предприятия; конкурентоспособность предприятия является динамическим показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов; конкурентоспособность предприятия - относительный показатель. Для сравнения используются подобные показатели конкурентов, либо показатели эталонных предприятий. Конкурентоспособность предприятия и продукции - это взаимосвязанные понятия. Предприятие является носителем конкурентоспособности посредством своих товаров или услуг. Характеристики, которыми определяется конкурентоспособность предприятия, отличаются от характеристик конкурентоспособности товара [30]: * конкурентоспособность товара - это такое свойство товара, которое определяется уровнем удовлетворения определенной потребности потребителя по сравнению с такими же продуктами, представленными на данном рынке другими предприятиями; конкурентоспособность предприятия - это способность выдерживать конкуренцию на данном рынке в сравнении с аналогичными предприятием; конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной компании в сравнении с уровнем развития компаний-конкурентов по эффективности производственной деятельности и по степени удовлетворения своими товарами потребности покупателей; * способность конкурировать с другими производителями характеризует величину привлекательности данного предприятия для инвестора; * на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние экологическая и социальная среда. Ведь конкурентоспособность предприятия - это его способность бороться за рынок, то есть, в зависимости от стратегии предприятия, возможность уменьшать, сохранять или увеличивать занимаемую долю рынка. Основой для этого являются: внедрение инновационной техники и технологий, дающих социальные, экономические и экологические эффекты; максимально эффективное использование резервов предприятия; достижение инвестиционной привлекательности высокого уровня, что в совокупности может обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Понятие «управление конкурентоспособностью предприятия» содержит в себе экономический смысл: это деятельность, которая направлена на создание системы управленческих решений, в свою очередь, направленных на противостояние различным воздействиям внешней среды для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями [30]. Конкуренция - одна из форм борьбы за существование и развитие. Конкуренция (в переводе с лат. - соревнование) в узком смысле - это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо поприще с целью достижения одной и той же цели. Конкуренция охватывает по существу все сферы человеческой деятельности. Она имеет место в семье, коллективах, спорте, искусстве. Особое место конкуренция занимает в экономической сфере. Конкуренция вынуждает производителей понижать цены и постоянно улучшать свою продукцию, чтобы укреплять свои позиции на рынке. Виды конкуренции. С позиции маркетинга конкуренция может быть трех видов [34]. Функциональная конкуренция возникает потому, что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами. Например, различные продукты питания удовлетворяют потребности в еде, разнообразные спортивные принадлежности решают потребности в физическом развитии людей. Видовая конкуренция возникает, когда имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-либо важным для потребителя параметром. Например, автомобили одного и того же класса могут отличаться друг от друга экономичностью (заднеприводные и переднеприводные автомобили) или мощностью двигателей (автомобили «Волга», «Москвич», «Таврия»). Предметная конкуренция возникает в ситуациях, когда различные фирмы выпускают практически идентичные изделия, которые могут отличаться разве что по качеству. Наиболее характерный пример такой конкуренции - телевизоры, которые изготовляются практически из одних и тех же комплектующих деталей и узлов, и если и отличаются друг от друга, то только качеством сборки. Помимо типов конкуренции существуют различия в методах конкурентной борьбы. Методы конкурентной борьбы. В экономической литературе конкуренцию обычно разделяют на ценовую и неценовую [53]. Ценовая конкуренция известна еще со времен свободного рыночного соперничества, когда с помощью изменения цены (обычно ее снижения) торговец привлекал к своему товару внимание и тем самым увеличивал его сбыт. В те времена покупателям на рынке предлагались однородные, практически полностью заменяемые товары, средний доход покупателей был относительно низким, поэтому они осуществляли свой выбор, ориентируясь только на уровень цен. [28] После Второй мировой войны значимость методов ценовой конкуренции стала снижаться. В борьбе за покупателя стали активно использоваться неценовые методы конкуренции, когда на первый план начали выдвигаться потребительские свойства товара: качество продукции, ее новизна, надежность конструкции, оформление, упаковка, условия гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также различные методы воздействия на потребителя, включая рекламу. В последние годы немаловажными факторами неценовой конкуренции выступают более низкое энергопотребление и металлоемкость, меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, различные формы стимулирования сбыта. Среди методов неценовой конкуренции следует выделить конкуренцию по качеству и конкуренцию по условиям продаж. Конкуренция по качеству нашла особенно широкое применение в Японии, где многие японские фирмы, совершенствуя технологию производства и повышая качество своих товаров, сохраняли продажные цены на мировом рынке неизменными. А это означало фактически снижение цен на товары, поскольку снижался удельный показатель отношения продажной цены к единице качества или полезного эффекта. Конкуренция по условиям продаж проявляется, когда две и более фирм продают однотипные товары с одинаковыми техническими характеристиками и примерно по одной и той же цене, но при этом одна из фирм предлагает дополнительные услуги (например, более длительный гарантийный срок или доставка товара покупателю). По существу, здесь предлагается больший объем потребительских качеств за одну и ту же цену. Проведя сбор данных обо всех конкурентах, присутствующих на рынке, и проанализировав их можно сделать некоторые выводы о наиболее слабых сторонах того или иного конкурента и о важнейших факторах успеха их стратегии. Под ключевыми факторами успеха понимаются факторы, дающие фирме решающие преимущества перед ее конкурентами. Одним из таких факторов может быть так называемая «рыночная ниша», т.е. потребности, которые еще полностью не удовлетворены производителями. Для удовлетворения этих потребностей фирма может предложить готовый товар или разработать совершенно новый товар (что чаще всего и бывает). Примером использования ключевого фактора успеха может служить история выхода на рынок США сначала компании «Форд», удовлетворившей потребности широких слоев населения в личном автотранспорте, а затем компании «Дженерал моторе», предложившей ряд автомобилей для более узких групп потребителей, желавших иметь не стандартизированную продукцию, а продукцию, обладающую значительным разнообразием. Ключевыми факторами успеха могут стать усилия по совершенствованию сбытовой сети. Например, гораздо эффективнее стимулировать работу небольшого числа оптовиков, чем выстраивать отношения с большим числом розничных торговцев. Говоря о товарной конкурентоспособности, можно выделить две ситуации. Первая связана с оценкой конкурентоспособности уже находящегося на рынке товара, а вторая касается нового товара, который должен быть создан таким, чтобы конкурировать с товарами, уже имеющимися на рынке. Конкурентоспособность лучше всего оценивать методом комплексного исследования рынка, включающего анализ конкурентов, потребителей, спроса, так конкурентоспособность товара определяет в первую очередь покупатель. Именно он делает свой выбор на потребительском рынке среди ряда подобных товаров, и приобретает максимально удовлетворяющий его потребности. Уровень конкурентоспособности в принципе оценивают по целому ряду показателей, которые можно объединить в три группы: нормативные; экономические, технические. К техническим показателям относятся: - функциональные характеристики, которые определяют назначение изделия, - эргономические параметры, которые оценивают продукт с точки зрения удобства и безопасности потребителя в процессе его использования и создания психологического комфорта, - эстетические параметры, дающие оценку дизайну, степени благотворного воздействия и позитивного восприятия продукта с позиции покупателя. Именно с помощью технических параметров можно оценить качество и удобство предоставляемых услуг и товаров, а по определению Международной организации по стандартам (ИСО), качество - это набор свойств товара, которые могут удовлетворить конкурентную потребность. Технические параметры определяют конкурентоспособность только по отношению к изделиям одного класса, например автомобилей с мощностью двигателей от 69 до 70 л.с. («Фиат», ВАЗ), пассажирских самолетов класса аэробусов и т.д. Эти параметры могут содержать конструктивные особенности, например кузова автомобилей типа «седан», «хэтчбэк», самолеты типа бипланов и монопланов и т.д. [41] 1.2 Основные направления и методы анализа конкурентоспособности предприятия В России проблемам повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять внимание только с 2000 г. Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, включая задачи социальной политики, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности товара должна осуществляться на основе измерения факторов конкурентоспособности: цены товара, его качества, затрат в сфере потребления, качества сервиса. Эти факторы по анализируемому товару должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами. Оценка конкурентоспособности организации должна осуществляться на основе двух показателей: интегрального показателя конкурентоспособности товаров организации и устойчивости (эффективности) ее функционирования. Оценку конкурентоспособности объектов можно осуществлять на основе следующих 11 принципов [29]: 1. Применения преимущественно количественных методов оценки. Число показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности. Максимальный уровень конкурентоспособности должен быть равен или больше единицы. 2. Использования данных статистики, имеющихся в распоряжении международных организаций. При этом показатели должны быть одного уровня иерархии, по возможности. 3. Применения показателей системного подхода (прежде всего, с позиции изучения интеграции объекта с другими странами, его взаимосвязей с внешней средой) и синергичности. 4. Применения комплексного подхода, т. е. оценки конкурентоспособности с точки зрения политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития объекта. 5. Применения показателей, отражающих прошлое, настоящее и будущее развитие объекта (смотреть в будущее в настоящем через прошлое). 6. Структура оценки конкурентоспособности страны должна соответствовать структурам оценки товара и организации, с определением важности конкретных частных показателей конкурентоспособности. 7. В параметры оценки конкурентоспособности страны необходимо включить показатель, определяющий естественные конкурентные преимущества страны. 8. Показатели не должны иметь прямой зависимости от численности населения страны и размера ее территории. Нужно пользоваться только относительными показателями, с тем, чтобы в число сравниваемых стран можно было включить и крупные развитие страны и при этом показатели были сопоставимы. 9. Оценка конкурентоспособности стран мирового сообщества должна регулярно осуществляться Организацией Объединенных Наций. Ее результаты должны публиковаться в открытой печати, доступной всем жителям планеты. 10. Должны быть установлены ежегодные международные знаки отличия, которые присваивались бы по результатам оценки конкурентоспособности страны. 11. Ориентации на конкретный рынок. В современных экономических условиях предприятие, поставляющее свою товары на рынок (отечественный или зарубежный), не может сохранять устойчивые позиции длительный период, опираясь только на конкурентоспособность своей продукции, то есть, не беря в расчет в своей стратегии издержки по созданию и реализации продукции. Оценка конкурентоспособности всего предприятия, а не отдельного товара требуется, например, при выходе на новый рынок, при принятии решений о расширении или сокращении производства, при принятии решений о вложении средств в модернизацию технологического оборудования или в обновление выпускаемых товаров. [28] Существует несколько подходов к оценке конкурентоспособности фирмы: * по рыночным позициям фирмы; * по сравнительным преимуществам; * по качеству продукции; * матричные методы [40]. Оценка конкурентоспособности по рыночным позициям фирм, реализуемая в рамках теории эффективной конкуренции, основывается на двух основных подходах к определению критерия конкурентоспособности: структурном и функциональном. [35] При структурном подходе, оценка положения может быть сделана исходя из данных об уровне концентрации капитала и производства, т.е. монополизации отрасли, и об уровне барьеров для компаний впервые вступающих на отраслевой рынок. На пути новых участников рынка обычно возникают следующие основные препятствия: уровень дифференциации продукции, степень экономичности крупномасштабного производства, размер капитала, необходимый для организации эффективности производства, абсолютные преимущества в издержках у конкурирующих фирм. Влияние внешних условий на конкурентоспособность фирм изучаются на основе теории международного маркетинга. Способность завоевания фирмой нового рынка зависят не только от ее внутренних факторов, но и от обстоятельств, складывающихся на рынке. [36] Факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и на уровень конкурентоспособности фирмы, можно выделить следующие: * вид и специфические особенности товара; * потенциал (возможная емкость) и однородность рынка; * входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование); * диверсификация фирм, их конкурентные позиции и степень вовлечения фирм в определенную отрасль; * инновативность отрасли. При функциональном подходе в мировой практике при определении конкурентоспособности используются три основные группы экономических показателей деятельности фирм. Первая группа включает показатели, отражающие результативность производственной и сбытовой деятельности предприятий отрасли, такие как: отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов, отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу, отношение чистой прибыли к чистым продажам. [45] Вторая группа показателей отражает состояние производственной сферы деятельности компании, точнее интенсивность использования основного и оборотного капитала: отношение основного капитала к стоимости материальных активов, отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов, отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу, отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу, отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов. Третья группа показателей - это показатели, характеризующие финансовую деятельность предприятий: отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу, отношение оборотного капитала к текущему долгу (погашаемому в течение одного года), отношение общего долга к стоимости материальных активов, отношение текущего долга к стоимости материальных активов, отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов, период оплаты текущих счетов. [22] С помощью функционального метода можно оценить конкурентоспособность отдельных предприятий, входящих в состав крупных компаний. Также в этом случае можно применить показатели, использующиеся обычно для оценки целой компании: отношение чистой добавленной стоимости к количеству работников, занятых на предприятии, производительность труда, рассчитанная как отношение величины добавленной стоимости к общему количеству занятых на предприятии. Сопоставление вышеуказанных показателей отражает уровень конкурентоспособности всей компании и ее отдельных предприятий. Достаточно крупные и диверсифицированные компании, обычно, по результатам данных показателей могут отличаться в 2-3 раза по отдельным предприятиям или видам деятельности, что указывает на то, что на одном из них отсутствует необходимая эффективность производства [39]. Сопоставляя общую производительность труда предприятия с другими в данной отрасли, можно выяснить место, которое оно занимает по отношению к его конкурентам по отрасли. Разрыв показателей производительности труда на 10 % и более в настоящих экономических условиях представляет собой угрозу конкурентоспособности. В качестве критериев конкурентоспособности дополнительно используются норма прибыли и рентабельность инвестиций. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории равновесия и факторов производства, хотя и может использоваться в отношении фирм и отраслей экономики, имеет все же в своем применении существенные ограничения. Принимая во внимание тенденции глобализации бизнеса, изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ предполагает, что страна специализируется на ввозе тех товаров, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри страны, а производит и экспортирует те товары, производство которых ей обходится относительно дешево. Измерить сравнительные преимущества напрямую невозможно, поэтому разработаны косвенные методы. Наиболее часто используется метод, построенный на предположении о том что, чем издержки производства в отрасли ниже, тем большим преимуществом обладает отрасль по отношению к конкурентным отраслям. Оценка конкурентоспособности фирмы по качеству продукции осуществляется, как правило, «методом профилей», в основе которого лежат положения теории маркетинга [37]. Он заключается в следующем: - выявлении требований потребителя к товару; - установлении иерархии параметров в зависимости от их значимости для покупателя; - определении размерности параметров в пределах диапазона значений, которые в состоянии заметить и оценить потребитель; - измерении технико-экономических параметров данного изделия и сравнения его с конкурирующими. Оценка конкурентоспособности по данной методике осуществляется в три этапа: [9] - устанавливается рынок изучаемого товара и анализируются его особенности, в том числе определяется насколько предлагаемые на нем товары соответствуют представлениям покупателей об идеальном товаре; - определяются параметры, которыми должен обладать новый товар, чтобы его сбыт обеспечивал максимальный доход; - анализируется деятельность подразделения, осуществляющего сбыт в сравнении с деятельностью аналогичных подразделений фирм-конкурентов. Данный метод имеет ярко выраженную сбытовую направленность [53]. Конкурентоспособность фирмы определяется различными критериями удовлетворения запросов потребителей. Применительно к конкретному продукту устанавливается иерархия соответствующих показателей, которые может оценить покупатель, и по которым проводится сравнение данных продукта с данными других продуктов-конкурентов. Это трехэтапная процедура. [8] Первый этап – установление рынка (или рынков) для данного продукта и требований этих рынков. Необходимо установить для каждого рынка, насколько его требования удовлетворяются конкурирующими товарами в сравнении с продуктом, который идеально удовлетворял бы запросам потребителя. На данном этапе сбор информации идет путем опроса достаточно крупных групп потребителей. Затем определяется, каков должен быть произведенный продукт, чтобы фирма могла достичь максимальной рентабельности его продаж. Затем производится анализ работы отдела сбыта фирмы и всей сети товародвижения в сравнении с такими же подразделениями фирм-конкурентов. Целью этого этапа является определить продолжительность (время) сбыта и изучить возможности его снижения. Разновидностью такого подхода служит сравнение фирм по векторам компетентности, с помощью построения секторограмм - многоугольников конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности фирм представлен на рисунок 1.1 [34]. Матричные методы занимают особое место в оценке уровня способности фирмы вести конкурентную борьбу. В основе этих методов лежит идея анализа процессов конкуренции в развитии. Их теоретическая база заключается в концепции жизненного цикла технологии и товара. Любая технология или Рис.1.1- Многоугольник конкурентоспособности фирм: прерывистая линия - фирма 1; сплошная линия - фирма 2 товар, начиная с его появления на рынке и до его исчезновения, проходи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: