- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка и апробация системы работы с младшими школьниками по формированию и развитию ритмико-интонационной выразительности речи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014452 |
Тема: | Разработка и апробация системы работы с младшими школьниками по формированию и развитию ритмико-интонационной выразительности речи |
Содержание
Введение Актуальность работы. Одной из основных задач обучения и воспитания согласно новым ФГОС НОО, является формирование и развитие у младших школьников правильной речи как способа самовыражения и одной из коммуникативных функций языка. Смысл русской речи передается не только словами, но и интонацией. Именно благодаря интонации русский язык обладает гибкостью, плавностью, ритмичностью, мелодичностью, поэтому одним из показателей овладения речью является умение пользоваться её богатыми средствами ритмико-интонационной выразительности. Современное состояние культуры русской речи среди младших школьников показывает, что большая часть детей не владеет умением кратко, эмоционально, ясно и точно выражать мысли и чувства, многие школьники среднего звена стесняются читать стихи выразительно, потому что недостаточно сформировано это умение в начальной школе, а в среднем звене этому вопросу уделяется недостаточное внимание [39]. В связи с этим особую актуальность приобретают поиски эффективных средств, методов и приёмов обучения младших школьников использованию в своей речи всех средств ритмико-интонационной выразительности русского языка, как одному из компонентов развития речи, её коммуникативной стороне. Большие возможности для решения данной проблемы представляет включение в процесс обучения таких средств, как стихотворный текст и музыка, что позволяет сформировать устойчивую ритмико-интонационную речь школьников, научить их избегать монотонности, вялости речи, использовать весь богатый спектр интонационных возможностей русской речи: её мелодику, экспрессивность, живость, плавность, ритмичность и пр.. Педагоги, методисты, психологи отмечают, что наиболее эффективными средствами обучения младших школьников в связи с их психолого-педагогическими возрастными особенностями являются те, которые воздействуют на эмоциональную сферу, и способствует их личностному развитию. Одним из таких средств некоторые исследователи (В.Д. Виноградов [16], В.Г. Граф [21] и др.) называют музыкальные средства и стихотворный текст. Исследователи указывают на то, что недаром в народной педагогике активно используются ритмизированные малые фольклорные формы, такие как частушки, заклички, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые помогают развить темпо-ритмическую сторону речи, развить чувство ритма, музыкальный слух. Русская речь обладает удивительной мелодичностью, плавностью, именно поэтому обращение к музыкальным средствам является вполне оправданным. Психологи JI.C. Выготский [17], Немов Р.С. [40] и др. так же подчеркивают роль музыкальных средств и стихотворений в развитии интонационной выразительности речи детей, поскольку музыка и стихотворение влияют на эмоциональную сферу детей, на актвизацию их образного и абстрактного мышления, что, в свою очередь ведёт к развитию интеллектуальных способностей ребёнка. При этом происходит развитие личности ребёнка не только в эмоциональной сфере, но и в языковой и интеллектуальной. В настоящее время существует противоречие между важностью ритмико-интонационной выразительностью речи и недостаточно раскрытыми психолого-педагогическими возможностями музыки и стихотворного текста для её формирования и развития в начальной школе. Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников при использовании стихотворного текста и музыкальных средств. Цель исследования - разработка и апробация системы работы с младшими школьниками по формированию и развитию ритмико-интонационной выразительности речи посредством стихотворного текста и музыки. Объект исследования - процесс обучения младших школьников устной речи. Предмет исследования - формирование ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников посредством стихотворного текста и музыки. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие ритмико-интонационной выразительности речи. 2. Рассмотреть современные подходы к формированию ритмико-интонационной выразительности младших школьников; 3. Выявить возможности стихотворного текста и музыкальных средств как основы для формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников; 4. Определить первоначальный уровень сформированности ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников; 5. Разработать и апробировать систему работы по формированию ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников посредством стихотворного текста и музыкальных средств; 6. Проанализировать динамику уровня развития ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников посредством разработанной системы занятий с использованием стихотворного текста и музыки. Гипотеза исследования - процесс формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников может быть более эффективен, если: • будет осуществляться поэтапное формирование ритмико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов; • в ходе работы будет применяться стихотворный текст и музыка, направленные на развитие темпо - ритмической стороны речи, высоты голоса, умения как правильно воспринимать интонацию, так и правильно воспроизводить её. Методы исследования: • анализ и обобщение теоретических работ в области лингвистики, психологии, теории общения, культуры речи, педагогики, методики обучения в начальной школе; • наблюдение за учебной деятельностью младших школьников в процессе формирования ритмико-интонационной выразительности их речи при использовании стихотворного текста и музыки; • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); • математическая обработка полученных данных. Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБОУ Ризоватовская СОШ Починковского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 4-го класса в количестве 17 человек. Апробация материалов осуществлялась в ходе педагогической деятельности на базе Ризоватовская СШ Починковский район село Ризоватово с учениками 4 «Б» класса. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей», Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых». Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена проблема формирвоания и развития ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников, рассмотрены психологические, методические и дидактические аспекты организации работы по повышению ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников посредством стихотворных текстов и музыкальных средств. Практическая значимость заключается в подборе диагностического инструментария, позволяющего выявить уровень развития ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников; в подборе комплекса упражнений (заданий) по развитию ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников посредством стихотворного текста и музыкальных средств, направленных на развитие темпо-ритмической стороны речи, высоты голоса, умения как правильно воспринимать интонацию, так и правильно воспроизводить её, которые могут быть использованы в работе учителя начальных классов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников 1.1. Понятие ритмико-интонационной выразительности. Выразительность - это способ обработки и овладения полученной информацией, механизм, который помогает выразить себя, способ усвоения информации и адекватного транскодирования и передачи. Существуют следующие типы выразительности: • выразительность языка - выбор необходимых языковых инструментов для выражения мыслей, чувств, состояний и т. д.; • интонационная выразительность - использование ударения, мелодики речи, ритма, пауз, темпа, тембра, интенсивности, высоты голоса и т. д.; • экстралингвистическая выразительность - использование невербальных средств коммуникации - выражение лица, жесты. Интонационная выразительность речи, в свою очередь, состоит из следующих компонентов: а) логических, направленных на убеждение в передаче мысли; б) образный, направленный на отражение явлений, образов; в) эмоциональный, передающий состояние ума, эмоций, чувств; г) стиль, предназначенный для соответствия формулировке определенного литературного стиля. Интонационная выразительность речи выражает настроение, передает эмоции, чувства; подчеркивает содержание речи; помогает держать внимание собеседника; уменьшает усталость. По интонации можно определить физическое и психическое состояние человека, его намерения и индивидуальные черты. В устной речи интонация, помимо выразительной функции, также несет смысловую нагрузку, является средством выражения мысли. Эту роль играет интонация в большинстве вопросительных предложений, в интонационных отрицательных предложениях и т. д. Ритмическая интонационная выразительность речи включает в себя сочетание следующих компонентов: ритм, мелодия, ударение, пауза, темп, тембр, громкость. Все средства интонационной выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга [34]. Многие современные исследователи обращают внимание на то, что многие дети перестали читать стихи с выражением, если дошкольники ещё любят выступать на сцене и заниматься декламацией стихов, то уже в начальной школе этого желания у детей нет. Многие стараются просто пробубнить выученный стих под нос и лишь немногие декламируют стихи выразительно, красиво. Необходимо сформировать желание у детей говорить выразительно, красиво, чётко, ясно, ведь особенность русской речи в том и состоит, что значительная роль в передаче сообщения принадлежит именно звуковой стороне. Только в русской речи, когда говорят да, интонационно подразумевается «Нет» и наоборот. Именно поэтому русский язык так труден для иностранцев. Только в русском языке, блестящая речь, с прекрасным содержанием. или, как сейчас говорят, контентом, если произносится невыразительно, с ошибками, проигрывает простенькой речи, но произнесённой с чувством, с толком, с расстановкой. Речь будет выразительной, более убедительной и эмоциональной, тогда, когда у ребёнка будет сформирована техника речи. В технику речи входят такие компоненты, как фоновое дыхание, придающее силу голосу; голос, который имеет громкость, силу, выразительность; дикцию - четкое произношение каждого звука и комбинации звуков; интонацию - ритмично-мелодическое и логическое разделение речи; фонетическую культуру - правильное ударение в словах и правильное произношение слов [21]. Интонация - это не только средство выразительности, но и важный способ формирования текста высказывания и раскрытия его смысла. Одно и то же предложение, но произносимое с разной интонацией, приобретает различные значения - вплоть до совершенно противоположного. Выделяют пять основных функций интонации: фонетическую; эмоционально-экспрессивную; синтаксическую; стилистическую; смыслоразлнчительную [12]. Кратко рассмотрим каждую из них. Интонация формирует фразу, придаёт ей фонетическую цельность и в этом состоит её фонетическая функция. Эмоционально-эксперессивная функция интонации - это выражения эмоций, чувств собеседника, выражение состояния, настроения говорящего и начатую интонация передаёт это более полно, чем словесная формулировка фразы. Синтаксическая роль интонации состоит в том, что она определяет границы между ведущими фразами высказывания с помощью пауз, логического ударения (акцентирования внимания на важных словах и пр.) Так же с помощью интонации тексту высказывания придаётся та или иная стилистическая окраска - так интонация выполняет стилистическую функцию в сообщении. С помощью интонации в тексте предаётся смысловая окраска предложения - утверждение, вопрос, восклицание, побуждение к действию. Интонации, с которыми говорят фразы, доверяют больше, чем слову, то есть прямому значению этой фразы. Интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, о его отношении к теме речи и его собеседнике, о его характере и даже о его профессии. Так, например, фраза «Ну ты и умник!» можно произнести с интонацией восхищения и благоговения, а можно произнести с уничижающе-саркастической, язвительной интонацией, которая говорит о том, что человек, к которому обратились с таким высказыванием скорее не умник, а наоборот. Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодичность, громкость, логическое ударение, скорость речи и паузы. Эти интонационные средства в речи появляются в различных комбинациях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Тон голоса - это та высота голоса и его окраска, с которой произносится текст высказывания. Одно и то же предложение можно сказать строгим голосом, можно нежно и ласково, можно грубо и жестко. Тон голоса в процессе говорения может меняться в зависимости от смысла текста, где-то слово надо сказать громко и строго, где-то нежно и ласково. Во время чтения вслух текста или произнесения текста, тон голоса изменяется - то есть мы произносим те или иные слова с определённой мелодикой. Мелодика - это изменение тона голоса во время речи. Это основная составляющая интонации, иногда она называется интонацией в узком смысле слова [32]. Мелодика может быть нескольких типов: мелодика завершенности, мелодика вопросительности и мелодика незавершенности. При завершенности мелодики высота голоса понижается к концу фразы, такая мелодика свойственна больше повествовательным предложениям, которые описывают картины природы, или какую-то ситуацию спокойно, умеренно, безэмоциоанльно. Кроме этого, такой тип мелодики - мелодики завершенности может быть применён и в случае вопросительного предложения, когда вопросительное предложение начинается вопросительным словом. Мелодика завершенности говорит о том, что высказывание закончилось или окончилась его значимая часть. Второй тип мелодики - вопросительный. Она характерна для предложений, которые выражают вопрос без вопросительного слова, так называемые общий вопрос. Вопросительной мелодике свойственно повышение высоты тона к концу предложения. Третий тип мелодики - мелодика незавершенности, она близка к вопросительному типу мелодики, но обладает меньшим подъёмом тона голоса и чаще всего используется в тех частях высказывания, когда продолжение следует. Громкость - это интенсивность, сила звука акустического колебания, которую воспринимает слушатель. Обычно более важные части предложения характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем другие, менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания. Громкость с которой мы произносим то или иное высказывание так же является важной его характеристикой. Можно фразу сказать шепотом, можно полушепотом, можно прокричать, проорать - в каждом случае эффект от высказывания будет различным. С помощью мелодии и громкости подчеркиваются некоторые части высказывания, это подчёркивание определённых мест в высказывании и называется логическим ударением [35]. Логическое ударение (или акцент) - выделение посредством интонационных средств слова (или нескольких слов) в высказывании, которое представляется говорящему как самое важное, чтобы привлечь внимание слушателя к нему. Это интонационный центр высказывания, то есть слог или слово, на котором у говорящего сосредоточен акцент, и следовательно, он обращает внимание слушателя именно на этот участок высказывания, потому что именно это он и хотел сказать, донести до партнёра. В зависимости от того, какое слово фразы стоит под логическим ударением, утверждение меняет свой смысл и требует другого речевого ответа собеседника [35]. Так, например, известная фраза - казнить нельзя помиловать. Надо точно знать, какое слово важно - казнить или помиловать. Именно от этого - от логического ударения, меняется весь смысл фразы и уже после этого оформляется запятой в том месте, в котором она необходима в этом случае. Казнить, нельзя помиловать. Или казнить нельзя, помиловать. Ещё одна характеристика нашей речи - скорость произнесения фразы, скорость речи. Скорость речи - это скорость, с которой произносятся речевые элементы. Темп включает такие компоненты, как: скорость речи в целом; длительность отдельных фраз; паузация [35]. Скорость речи так же придаёт дополнительный смысл высказыванию. Так, замедление темпа дает ощущение эпичности, важности, торжественности темы или события, о котором говорится, ускорение темпа речи помогает создать ощущение динамики, неожиданности и быстроты происходящего. Пауза так же играет свою роль в высказывании. Когда говорящий останавливается, он, таким образом, привлекает наше внимание, чтобы мы особенно послушали следующая часть текста, поскольку именно она важна для говорящего. Пауза - перерыв в звучании - важное средство семантического разделения предложения. В зависимости от местоположения паузы смысл текста может измениться. Паузы делают живую речь естественной, ясной, выразительной. Следующее средство ритмико-интонационной выразительности нашего языка является голос и его характеристики. Голос - это такая же особая черта человека, его особая примета, как отпечатки пальцев, почерк, походка, жестикуляция. Голос каждого человека обладает уникальной комбинацией свойств, которое соответственно только ему в силу строения своего голосового аппарата. Голос можно измерить по таким его составляющим, как высота голоса: его высота измеряется в герцах в секунду; сила звука - его интенсивность зависит от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряется в децибелах, тембр голоса - совокупность основного тона и дополнительных обертонов, они как раз и придают человеческому голосу уникальное, неповторимое звучание, окраску и насыщенность. Повышая или понижая голос, увеличивая или уменьшая его громкость и силу, ускорение или замедление темпа создает логическую мелодию фразы. Тембр голоса каждого человека является одним из самых характерных индивидуальных свойств, которые отличает его от других людей. Поскольку нет двух абсолютно одинаковых друг с другом людей, так и тембров голосов нет двух абсолютно одинаковых. Бывают случаи, когда люди не могут узнать человека, которого не видели много лет, по внешности, но они узнают его голос, его тембр, его интонации. Тембр голоса также называется его «окраской», тембр является наиболее характерным, неотъемлемым свойством каждого человека, что итальянцы в старину включали в паспорт в количестве характерных черт, так называемых «особых примет» и тембр голоса [12]. Тембр голоса у одного и того же человека так же может меняться - именно поэтому говорят, что человек говорит правду или ложь можно по его голосу. Так же тембральная окраска голоса меняется, если человек заболел и у него меняется голос при этом. Но если человек здоров, то его тембр хорошо узнаваем и именно по тембру голоса, по его объёму, глубине, наполненности звуками узнают голос человека. Тон, мелодика, громкость, ритм, темп, скорость, интонация, тембральная окраска, тона и полутона, паузация, акцентирование (логическое ударение или расстановка акцентов в фразе) - всё это средства выразительности речи которыми должны овладеть школьники для того, чтобы оптимально донести до собеседника мысль и чувства в процессе коммуникации. Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность. 1.2. Современные подходы к формированию ритмико-интонационной выразительности младших школьников Формирование знаний, умений и навыков в области русского языка и литературного чтения в начальной школе определяется стандартом, содержательные линии которого - коммуникативная, языковая и читательская компетенция. Коммуникативная компетенция предусматривает формирование выразительного чтения, эмоциональной и стилистической окрашенности слов. В области языковой компетенции предлагается познакомить учащихся с ударением, слогом, интонацией. При изучении синтаксиса и пунктуации предполагается знакомство со словосочетанием, разными по цели высказывания предложениями и соответствующими знаками препинания в конце предложения. Стандартом предусмотрено обучение осознанному правильному чтению художественного и научно-популярного текста целыми словами вслух (с соблюдением пауз, логических ударений, интонаций) и про себя. Читательская компетенция связана с ознакомлением учащихся со средствами художественной выразительности в тексте - эпитетами, сравнениями; в стихах - звукописью, рифмой. Интонации с точки зрения всех её языковых и коммуникативных функций в большей степени уделяется внимание на уроках литературного чтения. В курсе русского языка - только при работе над предложением с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией. Т.И. Зиновьева рекомендует формировать выразительность речи на уроках чтения, формулируя основные принципы обучения выразительному чтению: 1) понимать, что передать слушающим, читая текст; 2) живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении; 3) читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события и т.п. Т.И. Зиновьева считает, что ритмичность стихотворной речи усложняет воспроизведение стиха детьми, хотя ритм стихотворения создаёт условия для правильного интонирования: соблюдения пауз, смены тона на границе тактов [21]. Т.И. Зиновьева предлагает систему работы над интонацией в период обучения грамоте. Она предлагает разграничить эмоциональную и логическую интонации. Работа над эмоциональной интонацией основана на накоплении словаря эмоциональных состояний; начинается с первичных эмоциональных состояний (радость, гнев, печаль, страх, удивление) [21]. М.И. Оморокова предлагает систему заданий и упражнений, которые помогают детям овладеть «произносительной техникой» (дыханием, голосом, дикцией), выразительными средствами речи (интонацией, умением читать выразительно произведения разных жанров). Выразительное чтение рассматривается как компонент читательской компетенции. Задания строятся на доступных детям простых текстах. Учащиеся знакомятся с понятием и компонентами интонации, учатся составлять партитуру текста, знакомятся со структурой стихотворения, его ритмом и рифмой [39]. М.И. Оморокова так же уделяет особое внимание постановке правильного речевого дыхания, четкой реакции органов речи при произнесении звуков и интонировании. Для развития умения ставить логическое ударение она предлагает разные стихотворные размеры (хорей, ямб, тонические стихи) [39]. Т.И. Зиновьева предлагает для развития чувства темпа речи использовать приём чтения текста под дирижирование. Обучая выразительному чтению в школе, достаточно добиваться различения следующих синтаксических конструкций: 1) повествовательное предложение; 2) вопросительное предложение, начинающееся вопросительным словом; 3) вопросительное предложение, не имеющее вопросительного слова; 4) вопросительная реплика в составе диалога (неполное предложение) [21]. М.И. Оморокова рассматривает понятия такт и фраза как равнозначные, но сопоставляет фразовое и логическое (смысловое) ударение. При работе над чтением стихотворения она замечает, что нарушение ритма разрушает его структуру, так как в нем содержание, звуковая инструментовка, синтаксис, интонация представляют собой художественное единство [39]. На уроках грамматики, правописания и орфографии вырабатывается интонация предложения. На уроках чтения ведутся работы по восприятию всего текста и его интонации. Необходимо выбрать текст, который дети уже прочитали, и разобрать его содержимое, поскольку интонацию можно наблюдать только при условии полного ознакомления с содержанием произносимой речи. Рекомендуется использовать звуковые пособия: записи мастеров слова - артистов, чтецов, а также образцы интонационных моделей и пр.. Интонационная работа над предложением помогает лучше понять его содержание, структуру, идентифицировать его компоненты, что положительно повлияет на грамотное письмо, возможность организовать пунктуацию. В процессе интонационной работы над предложением нужно обратить внимание на: 1) интонационное распределение предложения, снижение голоса, сопровождаемого паузой; 2) интонация вопросительного предложения (логический акцент на вопросительном слове или другом семантическом центре, восклицательном или прерывном, незаконченном предложении; 3) интонация перечисления для однородных членов или в некоторых типах сложных предложений; 4) интонация выбора - слов автора в прямой речи, обращениях, вводных словах, обобщённых второстепенных членах. T.A. Потапенко связывает работу над предложением с обогащением детского репертуара различными синтаксическими конструкциями, развитием интонационных навыков, то есть больше на реализацию предложения как единицы звучания, ярко выраженной, слышимой [42]. T.A. Потапенко отмечает, что содержание, выразительность и образы речи определяются его интонационной гибкостью и разнообразием. Она разработала систему упражнений, которые используются на разных этапах обучения, с учетом языковой подготовки детей и цели урока. Упражнения способствуют подготовке детей к правильной интонации и творческой интерпретации поэтических текстов [42]. T.A. Потапенко описывает систему работы по обучению ритму русского слова и его произношению. По мнению автора, решающим фактором в ритме слова, связанным с чередованием ударных и безударных слогов во времени, подчеркивается не сила ударения, а его периодичность [42]. По мнению ТА. Потапенко, тексты песен основаны на активных моделях разговорного языка, включают в себя текущую, эмоционально окрашенную и выразительную лексику и фразеологию. В песнях, которые используют речевые интонации, отчетливо слышны словесное и логическое ударения [42]. Уроки пения в школе, или, как их сейчас называют, уроки музыки, способствуют развитию артикуляции, развитию чувства ритма, темпа, чистоты, гибкости, силы и тембра голоса. На этих уроках развивается музыкальная сторона речи (ритм, интонация, модуляция, гибкость, сила, чистота голоса). Брайнин В.Б. разработал систему речевых упражнений, которые способствуют развитию слуха. Именно слух является основой для усвоения речи. Разработанные упражнения усиливают чувство ритма, способность дышать в процессе речи и пения, улучшают артикуляцию. Дети учатся вдыхать, различать высокие и низкие звуки и движение мелодии, темп, силу звука, регистр (высокий, низкий), плавное и резкое движение мелодии, ясность произношения, чистоту звука, тон и интонацию, тембр, как эмоциональную окраску текста высказывания [7]. Брайнин В. Б. разработал и апробировал систему уроков по развитию связной речи с привлечением музыкальных произведений с учетом программы по развитию речи и по музыке. Брайнин В. Б. утверждает, что при использовании вокальных упражнений на уроках по родному языку дети приобретают четкую дикцию, ясность образования звуков в речи, их речь становится более выразительной, звучной. В результате систематических занятий пением происходит более интенсивное развитие слуха, правильного дыхания, подвижности и силы голоса, расширение его диапазона. Он разработал систему вокальных упражнений, которые помогают интенсифицировать слуховое развитие при обучении школьников родному языку [7]. Большинство ученых считают, что необходимо знакомить учащихся с особенностями диалектного произношения, но также необходимо учить их умению варьировать свою речь в соответствии с характером той или иной ситуации общения. Рекомендуется демонстрировать учащимся диалектную речь, оценивать вместе с ними её интонационные особенности с точки зрения норм литературного языка, проигрывать ситуации, в которых выбор языковых средств определялся ролью и целевыми установками в определенной коммуникативной ситуации. Чтобы младший школьник овладел интонационной выразительностью, учитель должен: 1) создать речевую среду, максимально благоприятствующую развитию речи, 2) сообщать элементарные знания об интонации и её компонентах; 3) использовать разнообразные упражнения, в том числе и индивидуальные и дифференцированные; 4) применять наглядные пособия, звуковую наглядность; 5) расширять возможность самостоятельно решать интонационные задачи по подготовке текста и произношению вслух; 6) использовать музыку. Таким образом, существует множество возможностей на уроках музыки, литературного чтения, обучения грамоте и письму, чтобы сформировать у детей понятие о ритмико-интонационной выразительности и научить пользоваться ритмическими и интонационными средствами языка для процесса коммуникации. Кроме этого, необходимо использовать и возможности во внеурочной деятельности для формирования ритмико-интонационной стороны речи детей (кружки, факультативы, классные часы и совместные родительские собрания, коллективные творческие дела, проектная деятельность, участие в драматизациях и концертах, конкурсах чтецов и спектаклей, организация народных праздников, где звучит народные ритмизированные тексты - частушки, сокроговорки, заклички, потешки, пословицы и поговорки и пр.). Музыка и стихотворный текст являются эффективными средствами обучения ритмико-интонационной выразительности, её мелодичности, плавности, ритмичности. Особенно важно сформировать ритмико-интонационную выразительность речи младших школьников. И музыка и стихотворный текст являются важными средствами для этой цели. 1.3. Стихотворный текст и музыка как основа для формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников В возрасте 7-10 лет у ребёнка происходит становление и развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, интеллектуальный, коммуникативный и т. д. При развитии интеллектуальной сферы формируется ритмическая интонационная выразительность речи. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, их эмоциональность, образное мышление, предполагают возможность использования поэтического текста и музыки в процессе преподавания русского языка и литературы, для формирования ритмической выразительности интонации. Единство музыки и речи особенно четко и ясно проявляется в вокальных произведениях, в них тесно переплетаются музыка и слово, слово входит в систему музыкальной интонации, внедряется в определенную музыкальную организацию: звучную, ритмичную и ладовую [34]. Использование музыки и стихов как средства обучения важно с точки зрения лингвистического образования, развития языковой культуры речи школьников [28]. Говоря о важности поэтического текста и музыки как средства обучения, необходимо подчеркнуть их активную роль в развитии фонемного слуха, что особенно важно при преподавании русского языка и литературного чтения в начальной школе. Кроме того, при использовании поэтического текста и музыки на уроках русского языка, литературного чтения, грамотности нельзя обойтись без использования богатой музыкальной и поэтической культуры. Художественное, эмоциональное воздействие музыки и поэтического текста, их положительное влияние на ученика в физиологическом и психологическом плане позволяют включать их в уроки русского языка и литературного чтения, во внеучебные мероприятия как эффективный способ обучения ритмическая интонационная выразительность речи. Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Эти упражнения должны быть направлены на способность использовать голос, правильно поставить логические стрессы - акценты во фразе, правильно рассчитать дыхание при чтении и разговоре, собственный тембр и скорость речи и т. д. Младший школьный возраст - это период формирования и развития всех сфер личности ребёнка: эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной и пр.. При развитии интеллектуальной сферы как раз и происходит формирование ритмической интонационной выразительности речи. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, развитие эмоциональной сферы ребёнка, наталкивают на мысль о возможности использования стихотворного текста и музыки в процессе обучения речи, для формирования ей ритмико-интонационной выразительности. Единство музыки и речи особенно ярко и чётко проявляется в вокальных произведениях, в них тесно переплетаются музыка и слово, слово входит в систему музыкальной интонации, вводится в определенную музыкальную организацию: звуковую, ритмичную и ладовую [34]. Использование музыки и стихотворного текста как средств обучения представляется важным с точки зрения лингвистического воспитания, развития языковой культуры речи школьников [28]. Говоря о значимости стихотворного текста и музыки, как средств обучения, необходимо подчеркнуть их активную роль в развитии фонематического слуха, что особенно важно в преподавании русского языка и литературного чтения в начальной школе. Кроме того, при использовании поэтического текста и музыки на уроках русского языка, литературного чтения, обучения грамоте, нельзя обойтись без использования богатой музыкальной и поэтической культуры. Образное, эмоциональное воздействие музыки и поэтического текста, их положительное влияние на школьника в физиологическом и психологическом плане делают возможным включение их в уроки русского языка и литературного чтения, во внеклассные занятия, как эффективное средство обучения ритмико-интонационной выразительности речи. Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Эти упражнения должны быть направлены на умение пользоваться голосом, правильно ставить логические ударения - акценты в фразе, правильно рассчитывать дыхание при чтении и разговоре, владеть тембром и скоростью речи и пр. Всему этому ребёнка необходимо обучать. Необходимо, чтобы учебная работа проводилась таким образом, чтобы можно было увлечь всех, так чтобы даже самый инертный ученик был удовлетворен практическими результатами своей работы. Очень полезно для развития интонационной выразительности давать детские стихотворения, в которых ес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: