VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс авторских упражнений, реализуемых на занятиях иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011597
Тема: Разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс авторских упражнений, реализуемых на занятиях иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении
Содержание
3



Содержание





	Введение	3

	Глава I. Теоретические основы формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников на основе дидактических песен	6

	1.1 Содержание понятия «ритмико-интонационный навык» и требования к уровню овладения навыком учащимися дошкольной возрастной группы	6

	1.2 Дидактические песни как средство формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников	16

	Выводы по Главе I	23

	Глава II. Экспериментально-опытное обучение с целью формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников на основе дидактических песен	25

	2.1 Комплекс упражнений для формирования ритмико-интонационных навыков учащихся-дошкольников на основе дидактических песен	25

	2.2 Алгоритм реализации дидактических песен на занятиях английского языка с целью формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников	38

	2.3 Статистический анализ результатов экспериментально-опытного обучения дошкольников с целью формирования ритмико-интонационных навыков на основе  дидактических песен	44

	Выводы по Главе II	56

	Заключение	59

	Список использованной литературы	61

	Приложение	66















Введение





Актуальность исследования. В настоящее время система дошкольного образования включает в себя большое разнообразие дисциплин. Отдельное место среди них занимает иностранный язык. Это обусловлено тем, что изучение иностранного языка является необходимым условием общего развития ребенка и его дошкольной подготовки к обучению в начальной школе. 

В процессе овладения иностранным языком детьми дошкольного возраста важным является не только их знакомство с языковыми и речевыми единицами, но и то, как правильно их использовать в практике общения. В этом смысле наряду с проблемой корректного выбора лексико-грамматических форм встает вопрос о необходимости освоения точной ритмико-интонационной структуры иноязычных высказываний, соответствующей требованиям изучаемого языка. 

В связи с этим формулируется проблема исследования, которая  заключается в поиске эффективных путей формирования ритмико-интонационных навыков учащихся дошкольного образовательного учреждения, отвечающих их образовательным интересам и когнитивным возможностям.

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс авторских упражнений, реализуемых на занятиях иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении и ориентированных на формирование ритмико-интонационных навыков учащихся. 

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

изучить содержание понятия «ритмико-интонационный навык», выявить и определить комплекс ритмико-интонационных навыков, соответствующие требованиям образовательного стандарта для учащихся дошкольного образовательного учреждения;

раскрыть содержательное наполнение дидактических песен и изучить их образовательный потенциал для формирования ритмико-интонационных навыков учащихся детского сада;

разработать и описать комплекс авторских упражнений, нацеленных на формирование ритмико-интонационных навыков учащихся-дошкольников;

определить и описать этапы применения комплекса авторских упражнений на занятиях по английскому языку с целью формирование ритмико-интонационных навыков учащихся-дошкольников;

провести экспериментальную проверку эффективности применения разработанных авторских упражнений на занятиях английского языка с целью формирование ритмико-интонационных навыков дошкольников.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку учащихся дошкольной возрастной группы.

Предмет исследования – процесс формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников на основе использования дидактических песен. 

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование ритмико-интонационных навыков учащихся дошкольного этапа обучения будет более эффективным, если:

определить цель, задачи и принципы использования дидактических песен для формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников;

разработать и внедрить в процесс языковой подготовки дошкольников комплекс фонетических упражнений, предназначенный для формирования ритмико-интонационных навыков на основе дидактических песен.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования: анализ методической и научной литературы по проблеме исследования, экспериментально-опытное обучение, которое включает в себя методы  наблюдения, анкетирования, тестирования, выполнения учебных заданий, а также статистический анализ результатов полученных в процессе экспериментально-опытного обучения. 

Новизна работы заключается в использовании существующей теории и опыта обучения музыкальной интонации в перспективе формирования навыков речевой интонации  учащихся дошкольного образовательного учреждения, а также в описании возможных способов использования дидактических песен  на занятиях английского языка с целью формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: организовано методическое обеспечение для воспитателей дошкольного образовательного учреждения для наиболее эффективного использования  дидактических песен с целью  формирования ритмико-интонационных навыков учащихся; разработан комплекс фонетических упражнений, нацеленный на формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников.

Структура и содержание настоящей выпускной квалификационной работы имеет традиционную форму и состоит из введения, двух глав, заключения, выводов по каждой главе, списка использованной литературы и приложений. 	



















Глава I. Теоретические основы формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников на основе дидактических песен





1.1 Содержание понятия «ритмико-интонационный навык» и требования к уровню овладения навыком учащимися дошкольной возрастной группы





В настоящее время система образования дошкольников расширяет свои возможности – появляется большое количество дополнительных занятий, таких как математика, развитие речи, изобразительное и прикладное искусства, различные виды спорта. Среди них особое место занимает изучение иностранного языка (ИЯ), что, в свою очередь, создает дополнительные условия для проектирования и внедрения учебных программ данной дисциплины в образовательный процесс дошкольников.

Среди ведущих факторов, обуславливающих актуальность обучения ИЯ на дошкольном этапе в детском саду, необходимо выделить такие, которые тесно связаны с психолого-педагогическими характеристиками учащихся дошкольного возраста, а именно: 

высокую подражательную способность;

гибкость механизма запоминания;

отсутствие языкового барьера.

Рассмотрим их более подробно. Подражание – это  «следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека» [4]. В развитии ребенка-дошкольника подражание выступает не только способом приобретения опыта общения, приобщения к предметным действиям и нормам повеления, но и одним из эффективных способов овладения речью, в том числе иноязычной. Так, дошкольник способен в более короткие сроки и с большой точностью, чем взрослый обучающийся, воспринимать и продуцировать не только лексико-грамматические явления языка, но и его фонетические особенности.

Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость овладения ИЯ на дошкольном этапе обучения. Способность усваивать информацию, полученную в ходе занятия, гораздо выше, чем этот же показатель у взрослых обучаемых. К трем годам мозг ребенка активно формирует надежную базу для своего последующего развития – закладываются лингвистическая и психологическая основы для дальнейшего изучения ИЯ [39].

В настоящее время наблюдается все возрастающий интерес к раннему обучению ИЯ. Дошкольный период рассматривается как наиболее благоприятный для изучения ИЯ. Знакомство с предметом «Иностранный язык» на дошкольном этапе позволит не только подготовить ребенка к обучению в школе, но также будет способствовать формированию у него коммуникативных навыков и умений, правильного произношения, созданию основы для накопления базового словарного запаса. 

Актуальность обучения ИЯ на дошкольном этапе также обусловлено тем, что в отношении дошкольников ИЯ:

развивает речь и интеллектуальные способности, такие как память, мышление, восприятие, воображение и т.д.;

создает условия для мотивации к изучению первого, а позже и второго ИЯ;

вызывает интерес к языковому и культурному многообразию мира;

воспитывает уважение к языкам и культурам других народов [27].

Обучение ИЯ дошкольников  – это сложный и многоплановый процесс, включающий в себя работу не только с лексико-грамматическим и речевым материалом, но и фонетическим. Помимо слухо-произносительных навыков отдельное внимание следует уделить ритмико-интонационной структуре ИЯ, так как именно формирование ритмико-интонационного навыка позволит учащимся в дальнейшем успешно овладеть такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение и аудирование. В частности, знакомство с ритмико-интонационным навыком в условиях детского сада создает основу для: правильного интонационного оформления устной речи, формирования умений адекватного восприятия звучащей речи при аудировании и более глубокого понимания текста при чтении в рамках иноязычного образования в школе.

Ритмико-интонационные навыки (РИН) – это  «навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи» [35]. Основными составляющими РИН являются интонация и ритм.

Интонация – это «фонетическое средство языка, организующее предложение в звучащее высказывание» [32]. Под интонацией также понимается «ритмико-мелодический строй высказывания, представляющий собой повышение и понижение голоса, которое происходит на ударных и безударных слогах» [32].

Интонация является важным элементом системы ИЯ. Согласно результатам экспериментально-фонетических и экспериментально-психологических исследований В.А. Артемова интонация – это «языковое явление, с помощью которого смысловое содержание предложения, его коммуникативное значение, синтаксический строй и лексический состав получают свое конкретное выражение, то есть, при помощи которого предложение становится фразой» [18].

В иноязычном высказывании интонация выполняет следующие функции:

различает коммуникативные типы высказывания, такие как побуждения, вопрос, восклицание и др.;

оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы;

выражает конкретные эмоции;

вскрывает подтекст высказывания;

характеризует говорящего и ситуацию общения; 

определяет содержание каждой отдельной коммуникативной ситуации [2].

Интонация играет особую роль и в рамках целого текста, так как она: 

окрашивает содержание различных текстов и жанров; 

расчленяет текст на смысловые отрезки, осуществляя вместе с тем межфразовую связь; 

является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя [14].

Особенность английской интонации проявляется в разнообразии различных интонационных структур при повышении и понижении тона (см. Приложение 1).

Правомерность обучения интонации на дошкольном этапе объясняется психологической готовностью дошкольников к ее восприятию и овладения ею.

Согласно результатам исследований О.И. Яровенко [13], интонационные структуры повествовательного предложения, вопроса и восклицания уже присуще устной речи детей в середине второго года жизни (в возрасте 2 лет 6 мес.), а их произнесение по заданию доступно для детей в возрасте 3 лет 6 мес. В связи с этим «рубежом» в усвоении различных типов интонаций автор считает возраст 4-х лет. В 5 лет интонационные возможности детей соответствуют аналогичным возможностям взрослых. 

Интонационные средства врожденных эмоциональных состояний универсальны для всех детей, они социализируются на протяжении раннего детства и служат основой становления особых зонных характеристик фонетических форм языка [7].

Распознавание интонации зарождается в мотивационной эмоциональной сфере дошкольников и служит средством общения, выражения потребностей и эмоций ребенка [16].

Восприятие и декодирование интонации детьми дошкольного возраста осуществляется значительно быстрее, чем значение слов. Слушая интонацию, дети учатся распознавать ее значение, что может быть использовано в качестве дополнительного источника семантизации иноязычной речи.

В структурном отношении интонация представляет собой единство таких ее составляющих как: фразовое ударение, мелодика, пауза, темп, тембр речи.

Логика дальнейшего исследования требует их более детального рассмотрения.

Понятие «Ударение» является важным средством «объединения последовательности слов в единое целое и выделение одного слога речевого потока на фоне других» [37]. Английское ударение имеет свои особенности. В отечественной англистике обычно различают словесное ударение и фразовое [22].

Словесное ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Эта объединяющая функция словесного ударения осуществляется за счет выделения одного из слогов в слове (ударного), который «подчиняет» остальные (безударные) [3].

Под фразовым ударением понимается выделенность слов в высказывании. Оно организует высказывание, служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения [10].

В связной речи фразовое ударение, взаимодействуя с другими компонентами интонации, организует высказывание, выделяет его смысловой центр (см. Приложение 2).

В процессе формирования ритмико-интонационных навыков учащихся-дошкольников обучение ударению является особенно важным. Они приобретают возможность с самых первых ступеней изучения ИЯ познакомиться с базовыми правилами использования ударения в иноязычных словах и способах его применения в речи для решения элементарных коммуникативных задач, соответствующих этапу дошкольного обучения. 

Под мелодикой речи подразумевается «изменение в высоте голосового тона в процессе говорения или чтения» [8].

Мелодика и фразовое ударение тесно связаны между собой: каждое высказывание образует не просто мелодический ряд, а ударно-мелодический ряд, где слоги характеризуются как наличием (отсутствием) ударения, так и определённой высотой тона в голосовом диапазоне. Однако для краткости такой ряд называют мелодическим. «Мелодический ряд» — это «упорядоченный строй речи, состоящий из следующих друг за другом слогов, каждый из которых имеет свою высоту тона» [32].

Мелодика английского языка значительно отличается от мелодики русского языка: 

диапазон английского речевого голоса значительно шире русского, т.е. начало фразы выше, а конец – ниже, чем в русском; 

движение голосового тона в английском языке существует внутри одного гласного звука, происходящие на значительном для восприятия отрезка времени, поэтому создаётся впечатление, что англичане «поют» ударные слоги;

маркировка ударных (неядерных) слогов в английской фразе осуществляется движением голосового тона сверху вниз, в русской – снизу вверх;

высказывание в английском языке характеризуется наличием централизованного ударения, т.е. одно (ядерное слово) значительно больше выделено, чем остальные ударные слова. На нём осуществляется значительное (самое широкое по диапазону и длительности голосового тона) падение. В русском высказывании ударение децентрализованное, т.е. все ударные слова получают более или менее одинаковую степень выделенности.

Выделяют некоторые особенности интонационных моделей в английском языке (см. Приложение 3).

Обучение мелодике тесно связано с обучением ИЯ на дошкольном этапе. В силу большой подражательной способности  учащиеся копируют мелодику ИЯ и используют ее в своей речи, тем самым подсознательно усваивая систему интонирования изучаемого языка. Обучение мелодике это первый шаг к освоению устной иноязычной речи. 

Особое место среди компонентов интонации занимает пауза. Пауза (молчание) — это «интонационно-смысловой или ритмический элемент речи, единовременная остановка речевого потока» [5]. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. 

В устной речи пауза выполняет ряд важных функций (см. Приложение 4). В частности, она является средством:

членения речи на интонационно-смысловые единицы — фразы и синтагмы;

выражения характера связи между частями высказывания, т.е. пауза позволяет расставить смысловые акценты в озвучиваемом тексте, например, перед кульминационным моментом; 

смыслового и эмоционального выделения слова или синтагмы, передавая эмоциональное состояние говорящего. В случае его неуверенности паузы вытесняются, в результате чего речь становиться торопливой, сумбурной и менее понятной.

Различают паузы межсинтагменные, межфразовые, демонстрирующие смысловое членение речи, и паузы хезитации (обдумывания, размышления), возникающие в любом месте высказывания и отражающие колебания и перестройки в процессе порождения речи [14].

Актуализация пауз в обучении английскому языку дошкольников обусловлено тем, что в процессе совершенствования речевых навыков, дети начинают говорить быстро, торопливо или, делая долгие остановки, пытаясь сформулировать свои высказывание. В связи с этим необходимо, чтобы учащиеся не только понимали значение пауз, но вместе с тем приучали себя делать фактические остановки в высказываниях, логически выстраивая их, стремясь к менее прерывистой речи.

Еще одним важным компонентом интонации являет темп. Темп речи  — это «степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока» [9].

Функции темпа заключатся в передаче логической и эмоциональной информации. В устной речи темп является одним из ее выразительных средств. Он помогает слушателю получить важную информацию о том, что и как говорит собеседник. Когда человек замедляет темп своего высказывания, этим он подчеркиваем важность, особую значимость того, что хотел сообщить. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, подчеркивает второстепенность сообщения. 

Темп речи обуславливается различными факторами: pазмерoм аудитории, ее акустической характеристикой, количеством слушающих, индивидуальными особенностями гoвоpящегo и т. д. Темп классифицируется на пpoстой и слoжный (см. Приложение 5). 

В целом в процессе обучения английскому языку следует уделять внимание темпу речи потому, что от него зависит понимание содержания, смысловое восприятие произносимого высказывания, сила и глубина его воздействия на слушателя [12]. Несмотря на то, что на дошкольном этапе учащиеся испытывают определенные сложности в восприятии речи в быстром темпе, обучение различным видам темпа позволит им познакомиться с его разнообразием и коммуникативными функциями, поможет глубже понимать эмоциональное и смысловое значение высказывания, ориентируясь на скорость звучащей речи. 

Тембр голоса — это «звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи» [20]. Тембр определяется изменениями в качестве и высоте звука. Эти компоненты находятся в тесной связи друг с другом и образуют широкий спектр тембральных оттенков.

Функция тембра в устной речи заключается в определении ее эмоциональности, так как говорящий для более точной передачи своей мысли прибегает к изменению тембра голоса, с помощью которого он передает различные эмоциональные значения, например, радость, грусть, досада, обида и так далее.

На дошкольном этапе обучения дети уже способны различать тембр разных звуков или голоса. В силу своего эмоционального восприятия действительности дошкольники овладевают новым лексическим материалом благодаря тому, насколько ярко была выражена тембральная окраска отдельных иноязычных слов. В связи с этим, необходимость обучения корректно воспринимать и тембрально правильно оформлять иноязычные высказывания является принципиально важным для учащихся дошкольной возрастной группы.

Еще одним из ведущих компонентов входящих в понятие «ритмико-интонационные навыки» является ритм. Ритм – это «регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющие структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции» [14].  

Особенностью ритма английского языка является то, что ударные слоги в предложении произносятся через более или менее равные промежутки времени, что приводит к тому, что скорость произнесения неударных слогов зависит от того, сколько неударных слогов находится между двумя ударными: чем больше неударных слогов, тем быстрее они будут произноситься. Для английского языка характерна тенденция к возможному «сжатию» слова и словосочетания за счет сокращения безударных слогов, что приводит к равномерности ритма, его изохронности. 

Главными функциями ритма являются:

текстообразующая — ритм служит одним из средств формирования текста;

организующая — состоит в способности ритма объединять и разъединять части целого, что проявляется как на уровне отдельных речевых единиц, так и на уровне текста как целого;

смыслообразующая — её сущность заключается в способности речевого ритма передавать различные смысловые оттенки значения, коммуникативную направленность текста, то есть участвовать в формировании смысла высказывания, что достигается взаимодействием средств супрасегментного уровня со средствами других уровней языка (лексики, грамматики);

экспрессивно-эмоциональная — основой этой функции является степень периодичности повторяющихся речевых явлений. Равномерное повторение ритмических единиц того или иного объема оказывает на человека эмоционально-эстетическое воздействие [19].

На дошкольном этапе формирование навыка речевого ритма английского языка является самым важным компонентом РИН, так как овладение ритмом знакомит дошкольника с моделями правильного оформления устной речи и демонстрирует вариативность ритма в зависимости от содержания высказывания и личного отношения говорящего к ситуации общения. 

Все представленные выше компоненты РИН (интонация, фразовое ударение, мелодика, пауза, темп, тембр и ритм) гармонично взаимодействуют друг с другом, выстраивая ритмико-интонационную систему ИЯ.

Отдельное внимание к каждому компоненту РИН при обучении дошкольников позволит им в дальнейшем овладеть грамотно-оформленной речью ИЯ и преодолеть возможные трудности в процессе иноязычного общения. 

Главной целью формирования РИН на дошкольном этапе является освоение элементарных языковых и фонетических навыков (т.е. навыков интонационно и ритмически правильного оформления речи, таких как: интонация, фразовое ударение, мелодика, пауза, темп, тембр и ритм речи и, соответственно, понимания речи партнеров по общению), являющихся базовыми для овладения английским языком на последующих этапах обучения в школе.

Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования [38] и учебно-образовательным и методическим программам английского языка для дошкольников в детских садах [25; 28; 34], особое внимание уделяется формированию таких навыков, с точки зрения норм изучаемого языка, как:  

различение интонационных структур повествовательного предложения, вопроса и восклицания;

идентификация интонационных структур повествовательного предложения, вопроса и восклицания в потоке звучащей речи;

корректное интонирование повествовательного предложения, вопроса и восклицания;

правильная расстановка фразового ударения;

целенаправленное использование пауз в потоке звучащей речи [6; 33].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что РИН — это комплексное явление, которое включает в себя такие компоненты, как: интонация, фразовое ударение, мелодика, пауза, темп, тембр и ритм, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. На дошкольном этапе обучения очень важно осуществить первичное знакомство дошкольников со всеми компонентами РИН как по отдельности, так и в комплексе, чтобы подготовить их ритмико-интонационную сторону речи к последующему развитию в условиях школы.  





1.2 Дидактические песни как средство формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников





Традиционно в процессе обучения ИЯ активно используются такие средства формирования РИН, как:

поддержание образцовой речи учителя;

выполнение упражнений на отработку всех компонентов РИН с использованием скороговорок, пословиц, поговорок, рифмовок и фонетических стихотворений;

применение дидактический игр, таких как: репродуктивные дидактические игры, частично-поисковые, поисковые, творческие без элементов ролевых, творческие с элементами ролевых [21].

Особое место среди всех вышеперечисленных средств занимает «Музыка». Музыка — это «искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства» [29].

В контексте обучения ИЯ музыка рассматривается как искусство звуков. Звуки, основными характеристиками которых являются высота, длительность, громкость и тембр, организованные интонацией, темпом, ритмом, общей мыслью и единой концепцией, трансформируются в единое целое художественное произведение и являются основой музыкального искусства. Звук, зафиксированный с помощью техники на каком-либо носителе (пластинки, кассеты, диски и т. д.) в виде музыкального произведения открывает дополнительные возможности, как для музыкального исполнительства, так и для процесса обучения [23].

Обращение к музыке как одному из средств формирования РИН обусловлено тесной взаимосвязью музыки и устной речи. 

Данное явление подробно описано в  результатах исследования                         Л.А. Джалагонии о «взаимосвязи речи и музыки как форм человеческого общения», которые свидетельствуют о том, что музыковеды и филологи, этнографы и фольклористы, педагоги и психологи неизменно обращаются к сравнительному изучению устной  речи и музыки, а именно:

выделению эмоционально значимой окраски звуков музыки и речи [17];

поиску общих и специальных закономерностей музыкальных и речевых интонаций [1];

исследованию музыкальных эмоций [30].

Важной содержательной составляющей музыки для развития РИН является понятие «Музыкальная интонация», под которым понимается «высотная организация музыкальных тонов по горизонтали (соотношение тонов и полутонов в развитии музыкальной линии)» [40]. Вместе с тем музыкальная интонация — это «один из самых глубоких слоев музыки, наиболее полно отражающий качество осмысленного исполнения в музыке [1].

Музыкальная и речевая интонации тесно связаны и взаимодействуют между собой. Данное сходство объясняется тем, что в основе речи и музыки заложено одно и то же физическое явление – «Звук».

В основе речи и музыки лежат такие сходные характеристики, как:

звук — как физическое явление;

механизмы воспроизведения и восприятия звуков (музыки и речи) на уровне фонетики — на элементарном уровне звуков и слогов, и на уровне синтаксиса — мотивов, фраз, предложений. Подобно тому, как в речи предложение повествовательного характера длиннее предложения эмоционально-действенного, волевого, в музыке повествовательные интонемы (мотивы и фразы) также отличаются развернутостью;

способ воспроизведения звуков, их акустические характеристики и  артикуляция. В музыке, как и в речи, артикуляция придает осмысленность и особую выразительность исполнению. Музыкальная артикуляция сходна с речевой, при этом наиболее важным общим принципом является принцип членораздельности. Человек воспринимает и оценивает речь, невольно сравнивая со своими артикуляционными эталонами;

наличие опорных звуков — в расположении главного опорного звука в нижнем регистре голосового диапазона, чередовании волнообразных подъемов и спусков звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового высказывания [31];

наличие таких компонентов в речи и музыке, как: ритм, тембр, темп, мелодика, фразовое ударение — они будут нести в себе схожие значения и пути достижения их корректного воспроизведения.

Принимая во внимание сходство основных характеристик музыки и речи, процесс формирования РИН дошкольников может осуществляться на основе использования музыкального материала, а именно «Дидактических песен».

«Песня» — это «стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами» [11]. В свою очередь, дидактическая песня (ДП) — это «музыкальное произведение, исполняемое голосом, музыкальная интонация которой может использоваться в качестве опоры для формирования речевой интонации изучаемого ИЯ». 

Свое начало ДП  находит в сфере музыкального образования и выступает одной из форм музыкально-дидактических игр. При этом, под музыкально-дидактическими играми (МДИ) понимается «разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях музыкального воспитания, обучения и развития детей» [25]. В то же время МДИ ассоциируется с «музыкально-сенсорной деятельностью учащихся, в процессе которой они учатся различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, такие как: мелодия, ритм, темп, тембр, интонация, сила, энергия  звучания речи или песни» [24].

Таким образом, образовательные ориентиры и практическая значимость музыкально-дидактических игр позволяют рассмотреть теоретические основы использования ДП, ориентированных на формирование РИН дошкольников [36].

Так, основной целью ДП в процессе формирования РИН дошкольников является демонстрация эталонных моделей ритмико-интонационной структуры изучаемого языка, а именно: интонации, фразового ударения, пауз, ритма, темпа, тембра, мелодики и обеспечение отработки и закрепления корректного воспроизведения различных ритмико-интонационный структур с точки зрения норм изучаемого ИЯ [36].

Содержательное наполнение ДП отражает контент тематического планирования курса Иностранный язык в дошкольном образовательном учреждении и находится в строгом соответствии с темой каждого отдельного занятия ИЯ. Среди основных тем выделяют такие, как: знакомство, числительные, семья, дом, цвета, части тела, времена года, школьные принадлежности.

В качестве основных содержательных компонентов формирования РИН на основе ДП выступают такие, как: 

постановка фразового ударения в высказываниях на английском языке; 

ознакомление с мелодикой, темпом, тембром, паузацией английского языка;

корректное интонирование повествовательного предложения, вопроса и восклицания.

Образовательный процесс приобретает игровой контекст, в рамках которого ДП выполняют ряд функций, а именно: 

помогают детям в доступной игровой форме разобраться в соотношении звуков по высоте;

развивают чувства ритма, тембрового и динамического слуха;

побуждают дошкольников к реализации самостоятельнымх коммуникативных действий на ИЯ.  

Выбор ДП из всего многообразия музыкального материала осуществляется в соответствии с определенными требованиями к их содержанию. В частности: 

ритмико-интонационная структура высказываний на ИЯ ярко выражена в музыке;

музыка не нарушает интонационную структуру высказываний на ИЯ;

содержание песенного материала соответствует изучаемой теме, ее лексическому и грамматическому компонентам, а также уровню восприятия и запоминания детей дошкольного возраста; 

песня является мелодичной, ритмичной и не слишком длинной;

образовательный потенциал ДП отвечает поставленным целям и задачам каждого отдельного занятия ИЯ. 

ДП принято классифицировать по степени активности учащихся. ДП разделяются на спокойные и подвижные:  

спокойные песни — это песни в которых для работы над формированием РИН, предусматривается статическое поведение дошкольников — они могут располагаться на стульях, за партами т.д. и при этом исполнять песню, ориентированную на формирования РИН;

подвижные песни, активизирующие физическую активность учащихся, например, исполнение песни с использованием движений рук, ног, головы, прыжков [15].

Использование ДП в практике обучения дошкольников предполагает руководство учителем ИЯ такими принципами построения образовательного процесса, направленного на формирование РИН учащихся, как: 

принцип активности – актуализирует творческий потенциал дошкольников, их полное участие в овладении учебным материалом, активизацию мыслительной и речевой деятельности учащихся;  

принцип последовательности и систематичности – требует, чтобы работа с ДП с целью формирования РИН дошкольников отличалась системностью и осуществлялась в соответствии с определенным алгоритмом действий учителя ИЯ и учащихся; 

принцип доступности – предполагает учет психолого-педагогических и индивидуальных характеристик дошкольников в процессе формирования РИН на основе ДП, а также опору на уже имеющиеся лексико-грамматические знания и навыки учащихся;

принцип наглядности – требует использования средств наглядности для повышения мотивации и уровня понимания излагаемого учебного материала о ритмико-интонационной структуре английского языка [13].

принцип добровольности участия в исполнении песни — учитель не вправе оказывать давление на ребенка с целью принудить его к участию или неучастию в пении;

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности — в процессе исполнения ДП, учащиеся получают определенный комплекс знаний и умений [26].

Алгоритм применения ДП в практике обучения дошкольников с целью формирования РИН включает три этапа: начальный, деятельностный и итоговый. Начальный этап нацелен на осуществление подготовительной работы по формированию РИН учащихся дошкольного этапа обучения на основе ДП. Деятельностный этап предполагает сам процесс применения ДП на занятиях английского языка учащихся подготовительной группы дошкольного этапа обучения. Целью итогового этапа является подведение итогов занятий по формированию РИН у учащихся дошкольного этапа обучения на основе ДП. Более подробно данный алгоритм представлен в параграфе 2.2. «Алгоритм реализации дидактических песен на занятиях английского языка с целью формирования ритмико-интонационных навыков дошкольников» настоящей научной работы.

Использование ДП в работе над формированием РИН дошкольников дает возможность детям познакомиться с интонацией, ритмом, паузой, тембром, темпом, мелодикой и ударением в английском языке. Тесная связь ритмико-интонационных особенностей музыки и речи, позволяет учащимся по принципу подражания использовать музыкальную интонацию текста в устной речи. 











































Выводы по Главе I





Исследование теоретических основ формирования ритмико-интонационных навыков на дошкольном этапе обучения на основе дидактических песен позволяет сделать следующие выводы:

формирование ритмико-интонационных навыков является важным аспектом иноязычного образования дошкольников, так как именно сформированность данных навыков позволит учащимся в дальнейшем в рамках иноязычного образования в школе успешно овладеть такими видами речевой деятельности как говорение, чтение и аудирование;

основные требования к овладению ритмико-интонационными навыками дошкольниками з.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%