VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Различия бюджетного процесса в странах БРИКС

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007596
Тема: Различия бюджетного процесса в странах БРИКС
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономической теории и прикладной экономики



	РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ 

	В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ

	Заведующий кафедрой 

д-р экон. наук, профессор

____________И.А. Лиман

	«___»________________2017 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Роль бюджетного процесса в развитии стран БРИКС

38.04.01 Экономика

Магистерская программа «Экономика и правовое регулирование бизнеса»

Код и наименование направления подготовки

Выполнила работу

Студентка 2 курса

Очн заочной формы обучения

 

Панкова

Жанна

Андреевна









Руководитель работы

к.э.н, доцент 



Вилков

Николай

Олегович



г. Тюмень, 2017

Содержание



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ    ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА	8

	1.1  Теоретические основы бюджетного процесса	8

	1.2 Функции и основные механизмы государственного бюджета	19

	1.3 Различия  бюджетного процесса в странах БРИКС	24

	ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СТРАН БРИКС	29

	2.1. Приоритетные направления развития экономических связей БРИКС.	29

	2.2 Динаминка и структура экономических связей России со странами БРИКС.	37

	3.ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРТНЕРСТВА И И РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ СТРАН БРИКС                                 44

	3.1 Инвестиционная привлекательность бюджета стран БРИКС	44

	3.2. Основные двусторонние инвестиционные проекты в рамках БРИКС.	73

3.3. Влияние бюджетного процесса на экономическое развитие и взаимодействие стран БРИКС …………………………………  97

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	107






ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. Долгое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план. 

Актуальность рассматривается с точки зрения, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. 

Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. 

Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в целом виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Оценка устойчивости и роли бюджетной политики стран БРИКС является чрезвычайно важной и очень сложной. Трудности возникают в связи с необходимостью оценки долгосрочных последствий текущей бюджетной политики и из-за высокой степени неопределенности, связанной, в частности, с экономической ценностью бюджетных запасов стран. 

Суммы государственных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения пока в БРИКС существенно ниже, чем в развитых странах. В Индии, например, этот показатель в 155 раз меньше, чем в США, имеющих наивысший показатель в рамках G7, или в 60 раз меньше, чем в Италии, демонстрирующей наиболее скромные результаты среди развитых стран Запада. Но положительная тенденция налицо. Для Бразилии – лидера стран БРИКС по размеру государственных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения соответствующий разрыв сократился до 8,5 и 3,3 раз.

Так, на основе данных 2014 г. в январе 2017 г. Мировой банк разделил все страны мира на четыре группы, учитывая размеры подушевого ВВП. В первую группу вошли страны c показателем, превышающим 12 476 долл. (группа высокодоходных стран); к числу стран с доходами выше среднего отнесены те, которые имеют подушевой доход в пределах 4 036 – 12 475 долл. В странах с доходом ниже среднего уровень ВВП в расчете на душу населения составляет от 1 026 – 4 035 долл. 

К беднейшим государствам отнесены те, где данный показатель ниже 1 025 долл. В соответствии с данной классификацией страны БРИКС попадают в первую (Россия, 14 050 долл.), вторую (Бразилия – 11 463 долл.; ЮАР – 7 790 долл. и Китай – 6 091 долл.) и третью (Индия - 1 440 долл.) группы.

В сфере торгового оборота со странами БРИКС по высокотехнологичной продукции Россия имеет отрицательный баланс. Российский экспорт высокотехнологичной продукции в эти страны в 2016 г. был невелик и составлял от 0,76% в ЮАР до 12% в Бразилию. Лишь российский экспорт в Индию по данной товарной группе достиг отметки в 14%5. 

Вместе с тем, Россия довольно активно импортировала высокотехнологичную продукцию из Индии и Китая, доля которой в общем импорте из этих стран достигала соответственно 39 и 26%.

В последнее десятилетие страны БРИКС уделяли большое внимание наращиванию финансирования сферы НИОКР. Динамика роста абсолютных затрат на науку была для всех стран положительной, однако наиболее значительный рост затрат на науку наблюдался в Китае – более чем в 5 раз. В 2016 г. Китай по этому показателю переместился на второе место в мире после США. По прогнозным оценкам, в 2018 г. Китай вложит в наукуоколо 199 млрд долл., это примерно 2/3 общего объема затрат на науку в Европе. 

По мнению экспертов в 2020 г. Китай будет тратить на исследования и разработки столько же, сколько США, и на треть больше, чем страны ЕС.

Однако по показателю доли затрат на науку в ВВП, который за исключением Китая близок к 1%, страны БРИКС, серьезно отстают от развитых стран Запада, имеющих данный показатель на уровне 2-3%. Осознавая, что такой уровень финансирования науки и инноваций не содействует их превращению в генератор новых идей, разработок и нововведений, страны БРИКС планируют существенно увеличить их финансирование. 

Все страны БРИКС входят в состав «большой двадцатки» и, тем самым, обладают потенциалом для формирования консолидированной позиции стран с формирующимися рынками в отношении актуальных проблем текущего этапа развития мировой экономики, в том числе реформирования мировой валютно-финансовой системы. 

Для этого необходимо проанализировать роль бюджета самих стран БРИКС в мировой валютно-финансовой системе. 

Для написания диссертационного исследования особое значение имели труды таких ведущих отечественных авторов как Е.Ф. Авдокушин, В.Г. Гельбрас, СП. Глинкина, В.М. Давыдов, Т.Л. Дейч, А.В. Кива, О.В. Климовец, Е.А. Козловский, А.В. Лукин, Б.Ф. Мартынов, В.А. Никонов, А.В. Островский, В.Я. Портяков, И.А. Рогачев, М.Л. Титаренко, Г.Д. Толорая, И.С. Троекурова, СВ. Уянаев и др.

Среди зарубежных исследователей можно выделить работы аналитика Дж. О'Нила, экспертов Дж. Киртона, К. Брахт, труды китайских исследователей Лю Цинцай, Сунь Тонин, Лю.Гучан, Ли Синь, Чжай Цзюнь, политических деятелей Индии М. Сингха, М. Ганди, А. Дж. Калама, Ы. Рао, индийских ученых Ч. Машапатры, Г. Капура, Б.П. Саха, которые внесли значительный вклад в теоретическое осмысление процессов развития двустороннего сотрудничества стран БРИКС.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования - на основе всестороннего анализа выявить роль бюджетного процесса в развитии стран БРИКС.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть роль бюджета и бюжетной политики государства;

- выявить цели и задачи цели и задачи интеграции стран БРИКС;

- рассмотреть основные этапы совместного развития стран;

- выявить приоритетные направления товаропотоков стран БРИКС.

- провести динамику и структуру внешней торговли России со странами БРИКС;

- рассмотреть инвестиционную привлекательность экономик БРИКС;

- выявить основные двусторонние инвестиционные проекты в рамках БРИКС.

Предметом исследования являются экономическое взаимодействие стран БРИКС, динамика и перспективы их торгового, инвестиционного и финансового взаимодействия, влияние этой группы стран на мировую экономику.

Объектом диссертационного исследования являются страны БРИКС и их взаимное торгово-экономическое сотрудничество.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в раскрытии причинно-следственных связей между факторами, состоянием и динамикой бюджетного процесса, в разработке на этой основе прогноза дальнейшего развития бюджетного процесса в странах БРИКС, как системы мер, охватывающих его важнейшие институты, стадии, инструменты и повышающих качество бюджетного управления.

Теоретической и практической значимостью диссертационного исследования послужили результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области двустороннего сотрудничества стран БРИКС.

Информационная база исследования была сформирована на основе материалов ООН, ЮНКТАД, МВФ, ВТО, Всемирного банка, банка Goldman Sachs, Росстата, таможенной статистики РФ, важные данные были получены из зарубежной и российской периодической печати и Интернета.

Во время написания данной работы были использованы следующие методы научного исследования: аналитический, сравнительный и метод статистического исследования. В качестве статистической базы использовались материалы с сайта Goldman Sachs.




ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ    ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА



1.1  Теоретические основы бюджетного процесса



Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

С точки зрения финансового права бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность государства по формированию, утверждению и исполнению бюджета. 

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. [27; 50]

Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. 

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода. 

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

1.  максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;

2.  определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

3.  установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

4.  сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

5.  осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;

6.  контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств. 

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

1)  единства бюджетной системы;

2)  принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;

3) принцип самостоятельности;

4) сбалансированности;

5) гласности;

6) достоверности.

7)  адресности и целевого характера бюджетных средств. 

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

1.  Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

2.  Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3.  Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4.  Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:

- классификация доходов бюджетов РФ;

- функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

- экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

- классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;

- классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

- ведомственная классификация расходов РФ. 

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права. [13; 54]

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса представлены в виде схемы на рисунке 1.






Рисунок 1 – Участники бюджетного процесса

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций. 

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. [12; 30]

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. 

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. [1]

Можно выделить несколько стадий бюджетного процесса, которые представлены на рисунке 2.









Стадии бюджетного процесса

Стадии бюджетного процесса







1.Разработка проекта бюджета

1.Разработка проекта бюджета



4.Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

4.Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

3.Исполнение бюджета

3.Исполнение бюджета

2.Рассмотреие и утверждение проекта бюджета

2.Рассмотреие и утверждение проекта бюджета







Рисунок 2 – Стадии бюджетного процесса.

Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом. [12; 30]

Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года, например (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). 

Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.

Вначале в течение первых трех месяцев составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период. 

Работа по составлению проекта бюджета продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета. [27; 50]

Полномочия министра финансов в отношении сметных предложений министерств (ведомств) варьируются. В некоторых странах 6н имеет право лишь принять их к сведению и включить в целом без изменений в проект бюджета, вносить же изменения может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предложения. 

При составлении проекта бюджета ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.

После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом проект бюджета поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. Бюджет после утверждения законодательным органом поступает на подпись главы государства и становится законом. 

В других странах при возникновении разногласий по бюджету между законодательным органом и правительством может быть поставлен вопрос о доверии правительству и предоставлении ему "чрезвычайных полномочий" по финансовым вопросам, дающих право утвердить бюджет без парламента. В противном случае правительство, бюджет которого парламент отклонил, уходит в отставку. Глава правительства формирует новый кабинет министров, который составляет новый бюджет. Наконец, возможны роспуск законодательного органа и новые выборы. Тогда бюджет вторично рассматривается новым составом законодательного органа (данный вариант зависит от прочности положения правительства в стране). 

Если законодательный орган не успевает принять бюджет до нового года, правительство получает право производить расходы на установленный срок (в днях, неделях, месяцах) на уровне прошлого бюджета.

Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств. 

Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. 

Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки. 

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая, таким образом необходимые условия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает возможность распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает маневрирование этими средствами. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря. 

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. 

После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом. На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса. 

Таким образом, бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контроль за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок их осуществления, прописанные в бюджетном кодексе, законе о бюджетном процессе.



1.2 Функции и основные механизмы бюджетного процесса



Бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная. 

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. [27; 50]

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей экономики. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. 

Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, угольной промышленности и некоторым другим. 

Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро-окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. 

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы. 

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. 

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 

1) перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 

2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, объема экономики и культуры регионов РФ. 

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. 

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств. 

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях (на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства. 

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. 

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. 

Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. 

Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. 

С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44