- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разговорно- просторечная лексика в повестях Н.В. Гоголя
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006898 |
Тема: | Разговорно- просторечная лексика в повестях Н.В. Гоголя |
Содержание
Дипломная работа на тему: « Разговорно- просторечная лексика в повестях Н.В. Гоголя.» Выполнила : студентка заочного обучения Факультета русской филологии 6 курс обучения Зиновьева Татьяна Борисовна Содержание Введение Глава 1 .Разговорно-просторечная лексика, ее особенности. Общая характеристика разговорной речи. Общая характеристика просторечия. Глава 2. Типы просторечия. 2.1 Просторечие-1, Просторечие-2. 2.2 Литературное просторечие. Глава 3. Лексические , фонетические ,грамматические особенности просторечия. 3.1 Просторечие в лексике. 3.2 Просторечие в фонетике. 3.3 Просторечие в грамматике: морфология, словообразование и синтаксис. Глава 4. Разговорно- просторечная лексика в повестях Н. В. Гоголя 4.1 Биография Н.В. Гоголя. 4.2 Мотивы использования просторечной лексики в своих произведениях. 4.3 Примеры разговорно-просторечной лексики из произведений Н.В. Гоголя. Заключение. Список использованной литературы. Введение: В данной работе предметом исследования является разговорно-просторечная лексика и особенности ее функционирования в произведениях великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Под разговорной и просторечной лексикой понимается стилистически сниженная лексика- т.е. лексика ,отличная от литературного языка или языкового стандарта. Материалом для исследования послужили такие произведения как «Мертвые души», «Миргород», «Петербургские повести». Николай Васильевич Гоголь привнес в литературу свой собственный стиль. Эпоха Гоголя была революционной. В своих произведениях он использовал абсолютно разные стили речи и даже смешивал в литературной системе разные элементы русского языка с формами украинского. Виссарион Григорьевич Белинский отмечал его заслуги в развитии стилей прозы : « Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе такой же переворот, как и Пушкин в поэзии». Следовательно, значение Гоголя определяется тем огромным вкладом, который он внес в развитие прозаических стилей русского литературного языка . В основном, писатель черпал вдохновение из бесчисленных наречении простого народа, под которым он подразумевал не только местные диалекты, но и различные социально- речевые стили, характерные для запорожцев, крестьян , духовных лиц, для чиновников, помещиков и городского просторечия. Очень мало проделано работ по изучению разговорно-просторечной лексики в произведениях писателей в прошлом и настоящем . Критические статьи, рецензии, отдельные художественные произведения не в полной мере заполняют этот пробел, поэтому мы видим актуальность нашей работы в исследовании разговорно-просторечной лексики в произведениях Н.В. Гоголя. Целью данной работы является выявление стилистически сниженной лексики в повестях Н.В Гоголя и определить особенности ее функционирования. В связи с этим ставится следующая задача - выявить в некоторых произведениях контексты, содержащие разговорную лексику и рассмотреть ее морфологические особенности и функции разговорных элементов в авторской речи в художественных произведениях. Материалом для исследования послужили: толковые и энциклопедические словари, критическая литература по творчеству Н.В.Гоголя. Глава 1. Разговорно-просторечная лексика ,ее особенности. Общие характеристики разговорной речи. Разговорная речь- функциональный стиль речи, который служит для неформального общения ,когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Основная форма реализации – повседневное, бытовое общение. Исходя из определения, можно сделать вывод что ключевым фактором для реализации разговорной речи является «неофициальность общения» . По этому признаку она противопоставлена книжно-письменному кодифицированному литературному языку, который охватывает сферу официального общения. Разговорная речь чаще всего включает в себя диалекты и просторечия . Русская разговорная речь и ее место в системе литературного языка в современной русистике определяется по-разному . Например такие исследователи как О.А. Лаптева и Б.М. Гаспаров считают что разговорная речь это устная разновидность литературного языка, а другие исследователи, такие как О.Б. Сироткина считают что это особый стиль русской речи, который нельзя смешивать с другими стилями. Группа ученых Института русского языка РАН под руководством Е.А Земской разработала теоретическую концепцию, согласно которой, русская разговорная речь ,являясь некодифицированной разновидностью литературного языка ,противопоставлена кодифицированному литературному языку в целом и отличается от него как с точки зрения экстралингвистической ( условиями употребления) , так и с точки зрения собственно языковой (специфическими системно-структурными свойствами ).[1] На разговорную речь очень сильно влияет и ситуация в которой происходит общение. Являясь полноправной частью коммуникативного акта, ситуация «входит» в речь ,что является одной из причин высокой эллиптичности разговорных высказываний. Большую роль в разговорной речи играют невербальные компоненты ( жесты, мимика, пантомимика ). Иногда жесты могут полностью заменить языковые средства выражения . Например : А: а что делает Петя ? Б: Он ( показывая сложенными ладонями «книжку» ) читает. Тесная связь между языком жестов и разговорной речью говорит о том, что происходит тесная связь между жестовой и разговорной грамматики . Основные системы разговорной речи это синкретизм и расчлененность. Синкретизм-это слитность в передачи понятий, обозначаемых различными словами, но относящихся к общей категории явлений, действий, предметов . Речевые жесты обладают этим свойством. Расчлененность это обратный процесс синкретизма. Синкретизм в фонетике проявляется «стиранием» конкретных границ слова, другими словами в нерасчлененности отдельных звуков. Например слово «щас». В расчлененности особое внимание уделяется богатству интонаций, удлинения гласных , контрастность тембора. Например «Катя будет дооо восьми». В лексике синкретизм проявляется : А) Употреблением одного слова ,вместо словосочетания ( стиральная машина-стиралка). Б) Устранением зависимых слов ( ты подготовил?). В) В метонимии (помещение по названию лица- в магазине : вы работаете? ). Расчлененность в лексике проявляется : А) Избеганием причастных и деепричастных конструкций( дай карандаш - около тебя лежит ( не лежащий)). Б) Блоками номинаций. Часто имеет место ситуация ( дай чем написать (не ручка)) В синтаксисе синкретизм проявляется нулевыми глагольными предикатами ( вы в футбол ?). Системный характер разговорной речи позволяет говорить о существовании в ней определенных норм. Главной особенностью является высокая вариативность этих норм, часто функционально не дифференцированная.( например возможное использование разных типов слов для определения одного и того же объекта ( запанка, застежка, заклепка и т.д.) Общая характеристика просторечия. Просторечия –это слова, выражения, грамматические формы и обороты ,употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной , грубоватой характеристики предмета, а также простая непринужденная речь с этими словами, формами и оборотами [2].Просторечия в основном, употребляется необразованным населением , тем кто не владеет литературными нормами языка. Термин « просторечие» был введен русским лингвистом Дмитрием Николаевичем Ушаковым. Просторечие является разновидностью разговорной лексики. От территориальных диалектов просторечие отличается тем что не сосредоточено в одном территориальном месте , а от литературного языка ( включая разговорную речь ,являющееся его разновидностью ) – своей ненормативностью , смешанным характером языковых средств. От жаргонизмов отличается тем, что его носители не относятся к ним как ненормативным. В отличие от других функциональных стилей речи, просторечие не имеет собственных признаков системных организации, т. Е. относительно автономного набора фонетических, морфологических, синтаксических, морфологических показателей . [3] Просторечие реализуется в устной форме речи и в основном используется в бытовых ,неофициальных беседах. В современном просторечии выделяются два временных пласта- пласт традиционных средств, отчетливо обнаруживающее свое диалектное происхождение и пласт новых средств-пришедших в просторечие в основном из социальных жаргонов. Следовательно , различается просторечие -1 и просторечие - 2. Носителями просторечия-1 являются пожилые ,малообразованные граждане, в основном престарелые женщины. Носителями просторечия-2 ,наоборот, являются молодое поколение, имеющее низко-культурное развитие и в основном не имеющие достаточного образования . Здесь тоже существует возрастная дифференциация . Носителями просторечия – 2, в основном являются мужчины. В языковом отношении различия между этими двумя пластами просторечия проявляются на всех уровнях- от фонетики до синтаксиса.[4] Нет никаких обязательных черт ,которыми обладал бы носитель просторечия, поэтому и признаки выделить довольно трудно. Однако экспрессивно сниженные оценочные слова, стилистически грубые , вульгарные, являются характерным признаком просторечия. Просторечную лексику можно разделить на две части : собственно-просторечную – лексика, которая используется в повседневной, бытовой речи . Грубопросторечная лексика- имеет сниженную, грубую окраску. К этой же группе можно отнести и вульгаризмы. Главным аспектом просторечия является тенденция к монотипизму, выражающаяся в сопротивлении процессам расширения языкового кода, в активном действии аналогии, в устаревании иносистемных и переферийных звеньев в различных участках языковой системы.[5] Русский филолог Колесов Владимир Викторович в своих трудах отмечает что : «материальным обеспечением русского языка всегда оставалась коренная народная речь». А русский писатель, лингвист, этнограф , лексикограф – Владимир Иванович Даль полагал что « живой русский язык должен послужить источником и сокровищницею для развития образованной ,разумной русской речи взамен нынешнего языка нашего, каженика т.е оскопленного и изувеченного .» Многие лингвисты до сих пор не могут сойтись во мнении, новое ли явление русского просторечие или оно существовало всегда. Так, российский лингвист, литературовед, доктор филологических наук Панов Михаил Викторович считает что это явление новое. Оно появилось в советское время, в 1930 годах . Он отмечает что это явление навязанное политическим режимом и относится к нему крайне негативно . Однако доктор филологических наук, профессор Шапошников Владимир Николаевич считает что это явление исконно русское, подобные черты просторечия были задолго до революции , собственно говоря -всегда. Глава 2. Типы просторечия. 2.1 Просторечие-1 и просторечие-2. Как было сказано выше, понятие просторечия делится на два типа . Просторечие-1 (П-1) и просторечие-2 (П-2). Просторечие –1 отличается определенными чертами на всех уровнях: в морфологии, фонетике, синтаксисе, лексике . Человек, владеющий просторечием-1 имеет особые паралингвистические черты в своем речевом поведение, например – жестикуляция двумя руками, достаточно большая, чем у носителей литературного языка , достаточно эмоциональная и громкая речь , более явная мимика и др. Есть так же особенности речевого этикета у носителей просторечия -1 ,например использование местоимений третьего лица единственного лица по отношению к человеку и т.д [6]( Крысин 2003:57) Просторечие-1 нельзя отнести к группе диалектов ,но в нем отчетливо виднеется их влияние . Носителями просторечия-2 является более молодое поколение ,поэтому оно не такое яркое и включает в себя определенный набор присущих для нее языковых средств. По этой же причине можно сделать вывод что П-2 играет промежуточную роль между литературным языком и территориальными диалектами, но также между групповыми и профессиональными жаргонами ,с одной стороны, и литературным языком –с другой .( Крысин 2003: 64). Через просторечие 2 в литературную речь проникают разные иносистемные элементы- профессиональные, жаргонные .Люди, владеющие П-2 изменяются во времени. Например, среди них приезжие из глубинок, сельской местности, приехавшие в большие города на заработки, учебу. Многие языковые элементы заимствуются литературным языком не прямо из жаргонов, а именно через просторечие -2. (Крысин 2003:65). 2.2 Литературное просторечие. Литературное просторечие – это особый стилистический пласт слов ,фразеологизмов, форм, оборотов речи, объединяемых яркой экспрессивной окраской «сниженности», фамильярности, грубоватости. Норма их употребления состоит в том, что они допускаются в литературный язык с ограниченными стилистическими заданиями : как средство социально-речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц ,предметов, событий.(ЛЭС 1990:402.) Литературное просторечие- это объединение слов и фразеологизмов, которые составляют «нижний» уровень разговорной лексики, происходит из просторечия, частично из жаргонов и диалектов. Это лексика приобретает черты известной обработанности , «олитературенности» вследствие употребления со специальным стилистическим заданием в художественных, художественно-публицистических текстах для воспроизведения речевого колорита изображаемой среды, местности, социально-речевой характеристики персонажей «из народа». Эти слова подвергаются процессам адаптации к литературному языку главным образом в стилях русской реалистической прозы( отчасти поэзии) и публицистики . (РЯЭ 1997:405-406.) Литературное просторечие ограничивается воспроизведением прямой речи, контекстами, ситуациями ( разговорной речи ) допускающими- при коммуникативной мотивированности употребление такого рода слов и объединение стилистически полярных речевых средств. Эти слова отличаются своей экспрессией и эмоциональностью. Слова из литературного просторечия со временем могут перейти в обиходно-бытовую лексику ,нейтральную лексику или даже книжную. Литературное просторечие сближает литературную речь с народно-разговорной речью, осуществляя и поддерживая связи с нейтральным литературным языком. (РЯЭ 1997:405-406.) В литературное просторечие , как и в просторечие включаются диалектизмы и жаргонизмы, утратившие свою территориальную или социальную закрепленность. К литературному просторечию относятся слова, обозначающие реалии, которым нет номинаций в литературном зыке. Пометки в токовых словарях «прост.» или «обл.» означают, что соответствующее слово относится к литературному просторечию. Состав литературного просторечия очень подвижен. Достаточно много выражений приобрели статус «книжных». В научной литературе распространен и суженный взгляд на просторечие как на совокупность описанных выше речевых факторов общенародного характера, составляющих особый стилистический пласт, который используется в литературном языке наряду с диалектизмами и жаргонизмами. Такое понимание просторечия находит отражение в лексикографической практике , в лексикологии- при выделении просторечной лексики и фразеологии ,а также стилистике- при квалификации отдельных форм , конструкций, вариантов произношения ,характеризующихся перечисленными выше стилистическими чертами. (ЛЭС 1990:402.) Глава 3. Лексические, фонетические ,грамматические особенности просторечия. 3.1 Просторечие в лексике. Известный филолог-русист Капанадзе Ламара Андреевна отмечает что : «В области лексики и лексической семантики характерным является наличие довольно значительного числа слов, преимущественно для обозначения обиходно-бытовых реалий и действий, отсутствующих в литературном языке. Исследователи относят сюда слова типа серчать, пущай, черед (очередь), аккурат(точно), шибко, намедни, шитво, харчи, давеча и под [Капанадзе 1984:125], многие из которых исторически являются диалектизмами. Но другой советский и российский лингвист Крысин Леонид Петрович отмечает : « с другой стороны , в просторечии-1 отсутствуют многие разряды отвлеченной лексики ,описывающей абстрактные понятия и отношения.» [Крысин 2003:59.] Помимо этого внешнего своеобразия , Просторечие- 1отличается рядом специфических признаков в использовании лексики. Например, слова осмысливаются иначе ,чем в литературном языке: гулять в значении «праздновать» и «иметь интимные отношения» ( Она два месяца с ним гуляла); уважать в значении «любить» ( о пище) (Я огурцы не уважаю) и т.п. можно отметить также размытость значения слова : атом ( Они без конца с этим атомом носятся)- могут обозначать исследования в области атомной энергии , и испытания атомного оружия, и угрозу атомной войны и т.п.).(Крысин 2003:60.) 3.2 Просторечия в фонетике. В фонетике встречаются многочисленные просторечные явления ,связанные со смещением ударения (килуметр, шуфер, полужить), стяжением гласных (милицанер , эскплатировать ), ассимиляцией (резетка, маненько ,легулятор, кардон), диссимиляцией (анженер, колидор, анпутировать, транвай), аналогическим оглушением или озвончением согласных ( в маринате , дихлофозом, юпочка, крыжечка), эпентезами и наращениями (страм, ндравиться, здря, экскорт ,промблема, дермантин ,плант), исчезновением или «усилением» ослабленного j (ретузы, гравель), изменениями в группах согласных (жись, потрет, суприз, друшлак, пелемени, психиатор), сокращением числа слогов ( струмент, вакуировать, по-человечки) и т.д. (РЯЭ 1997:309-391.) Специфика Просторечия-1 в фонетике заключается в речевой реализации фонем и особенно их сочетаемости друг с другом . В частности , обращают на себе внимание следующие явления : - устранение так называемого зияния путем вставки между двумя соседними гласными [j]или [в]: [п'иjан'ина] (пианино), [какава] ( какао), [рад'ива] (радио) и под.; - стяжение гласных (это явление встречается также и в разговорном языке) : [пр'ибр'ила] (приобрела) , [н'укаво] ( ни у кого), [закном] (за окном), [арадром] (аэродром ) и под.; - ассимиляция гласных соседних слогов : [карас'ин] (керосин ), [п'ир'им'ида] (пирамида), [в'ил'идол] (валидол) и под.; -упрощение групп согласных путем вставки гласного: [жыз'ин] (жизнь), [ру'бел'] (рубль), [сьмарод'ина] (смородина) и под.; - упрощение слоговой структуры слов, в особенности иноязычных : [в'ит'инар] (ветеринар), [мътафон] (магнитофон) ,[м'ин'истратър] (администратор) и под.; - отсечение части консонантных сочетаний в финалях слов [инфарк] (инфаркт) , [сп'иктак] (спектакль) ,[нъпачтам'е] ( на почтампе) и под.; -диссимиляция согласных по месту и способу образования : [къл'идор] (коридор), [с'ькл'итар] (секретарь) , [транвай] (трамвай ), [кънб'икорм] (комбикорм) и под.; -ассимиляция согласных по месту и способу образования, главным образом в окончаниях глагольных форм 2 . лица единственного числа , сопровождающаяся межслоговой ассимиляцией гласных : [баис'и] (боишься), [воз'ис'и] (возишься) ,[кот'ис'и] (катишься) и под.; - сохранение некоторых типов ассимилятивного смягчения согласных , для современного литературного языка являющихся нормативными : ко[н'ф]ета, ко[н'в']ерт, о[т'в']етить , ла[п'к']и, ка[р'т']ина и под. (Крысин 2003:57-58). 3.3 Просторечие в грамматике :морфология , словообразование и синтаксис. В области морфологии это касается изменения рода существительных , (туфель, сандаль, мыш, статуй, мозоль муж.р., с повидлой , под роялью,(крыть) толью, фамилие), изменения в формах склонения –замена падежной флексии (делов, с людями, на пляжу, нет время, к Марии Васильевной ), ненормативное появление беглых гласных в формах косвенных падежей и множественного числа ( на бюллетне, вальтом, брелки, ср. ротом), образование иных форм множественного числа (шофера, волосб, матеря, стаканы), склонение несклоняемых имен (какаву, без пальта, польт, в бигудях , ивасей), отклонения в образовании форм сравнительной и превосходной степени (ширше, красивше ,хуже, наиболее чаще), ненормативные явления в словоизменении местоимений (мене, у ней), глаголов и отглагольных образований (хочут, берегет ,броюсь ,плотить ,ездию, стонает, затоплять, ляжь ,ехай, садися, трудящие) и др. (РЯЭ 1997:391.) В области морфологии и словообразования Просторечие – 1 отличается такими особенностями : [см. Земская, Китайгородская 1984] : -для морфемной и морфологической структуры слова при его изменении по падежам или лицам чрезвычайно характерно аналогическое выравнивание основ : рот- в роту (в роте), ротом ; хочу – хочем , хочете , хочут или же хотим, хотите, хотят – хотишь ,хотит ; пеку- пекешь, пекет, пекем и под.; -иная чем в литературном языке ,родовая отнессеность некоторых существительных : густая повидла, свежая мяса, кислый яблок, этот полотенец или иной тип склонения :церква, простынь, мысля, болезня и т.п.; - меньшая, чем в литературном языке , лексическая обусловленность форм местного падежа на-у у существительных мужского рода с основой на твердый согласный : на газу , в складу, на пляжу и под.; форм родительного партитивного (дождю, хлебу), форм именительного множественного : торта, шофера ,инженера и под.; в том числе от ряда существительных женского рода : площадя, очередя, матеря, скатертя, местностя и др. -смешение форм родительного и дательного падежей у существительных женского рода : у сестре – к сестры , от маме- к мамы и под.; -флексия –ов(-ев) в родительном падеже множественного числа у существительных среднего рода и мужского рода : делов, местов, от соседев, пять рублев и под.; - склонение несклоняемых иноязычных существительных : без пальта, ехать на метре, шли из кина, две бутылки ситра, и под.; -тенденция к «прозрачности» словообразовательной структуры слова: об-вернуть, об-горорить, об-дурачить, и под.; (ср. литературные обернуть , огородить, одурачить); - взаимовлияние различных словообразовательных моделей , результатом чего являются окказиональные образования типа : мозговатый ( вместо более употребительного мозговитый), хлебница в значении «продавщица хлебного отдела» (А у Шуры –то недостача была трицать рублей ,мне хлебница рассказывала), поддобрить в значении «поощрить» : Правильно ,надо его поддобрить , а то мы них все ругаем ( в ситуации ,когда мать хвалит за что-то пятилетнего сына ; реплика принадлежит посторонней пожилой женщине, слышащей похвалу ), или иная, по сравнению с литературным языком, словообразовательная структура слова в его финальной ( суффикс плюс флексия) части: чувствие ( упал без чувствиев ), наследствие ( Говорят, что эта болезня по наследствию передается ), учительша ,хулиганничать и под. (Крысин 2003:58-59.) В области синтаксиса влияние просторечия видно в отступлении от нормативного глагольного управления (интересоваться от политике, достигать до цели, ничем не нуждаюсь), отличные падежные значения (умер воспалением легких), многочисленные конструкции, не свойственные литературному языку (Я не мывши вторую неделю ; он никогда чтоб кого-то обидеть ; Которые моложе пусть поишачут). (РЯЭ 1997:391.) Также для Просторечия-1 характерны и иные синтаксические черты ( они находят отражение у Т.С Морозовой ; см. [Морозова 1984] ) : - употребление полной формы страдательных причастий с перфектным значением и полных прилагательных в именной части сказуемого : Обед уже приготовленный ; Пол вымытый; Дверь была закрытая; Я согласная; А она чем больная ? -употребление в той же функций деепричастий на –вши и –мши (последние – специфическая просторечная форма) : Я не мывши (т.е. не мылся ) вторую неделю ; Все цветы поваливши (т.е. повалились , были поваленными ); Они были выпимши и т.п.; -употребление конструкций с никто ( при местоимении может быть и существительное ,но не обязательно ), в которой сказуемое имеет форму множественного числа ,- своего рода согласование по смыслу : Гости никто не приехали ; А у нее из цеха никто не были? -употребление творительного падежа некоторых существительных для обозначения причины : умер голодом (= от голода ), ослеп катарактой (=от катаракты ); -специфическое управление при словах , совпадающих ( формально и по смыслу) с литературными : никем не нуждаться ( ср.нормативное ни в ком не нуждаться ); Что тебе болит ? ( вместо у тебя); Мне ( или ко мне) это не касается (вместо: меня ); Она хочет быть врач ( вместо: врачом ) и т.п. ; -употребление предлога с вместо из : пришел с магазина , вернулись с отпуска , стреляют с автоматов и т.п .( Крысин 2003:63-64.) Глава 4. Разговорно-просторечная лексика в повестях Н.В. Гоголя. 4.1. Биография Н.В Гоголя. Николай Васильевич Гоголь великий русский классик, поэт, критик, прозаик, драматург , публицист. Он родился 20 марта 1809 года в Сорочинцах ( Миргородского уезда , Полтавской губернии) и происходил он из старинного малороссийского дворянского рода - Гоголь-Яновских. Дед Гоголя Афанасий Демьянович, писал в официальной бумаге что « его предки фамилии Гоголь, польской нации». К какой же нации относит себя сам писатель, сложно сказать. Скорее всего, он относил себя к двум культурам одновременно (русский и украинец). Об этом свидетельствует ответ на вопрос Александры Осиповны Смирновы 1844года: « Скажу вам одно слово на счет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу , что сам не знаю, какая у меня душа , хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русскими, ни русскому перед малороссиянином . Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой , - явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую , дабы порознь воспитались различные силы их характера , чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве.» [Воропаев В.А] Отец писателя Василий Афанасьевич умер, когда Гоголю было 15 лет. Многие исследователи полагают ,что сценическая деятельность отца ,который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашего театра ,определила интересы Николая Васильевича Гоголя- он рано заинтересовался театром. Мать Гоголя Мария Ивановна тоже приняла немалое участие в его творчестве. Когда писатель переехал из деревни в Петербург ,он часто обращался к матери за вдохновением, когда ему требовались новые бытовые подробности для его произведений. Влиянию Марии Ивановны приписывают задатки религиозности и мистицизма, которыми Гоголь был одержим ,особенно к концу его жизни. Гоголь учился в гимназии высших наук в Нежине , где был сначала своекоштным, затем пансионером гимназии. Он не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью. Имел успехи в рисовании и в русской словесности, а вот языки писателю давались тяжело. Во время обучения Гоголь посещал товарищеский кружок, где нашел людей, которые разделяли его интересы ( Высоцкий, А.С. Данилевский, Н. Прокопович.). Там Николай Васильевич писал стихи. Тогда же он пишет сатиру « Нечто о Нежине , или дуракам закон не писан.» Смерть отца была тяжелым ударом для всей семьи. Часть забот теперь ложатся и на плечи Гоголю. Окончив гимназию, он не стремится отдать себя литературному творчеству, он хочет быть общественным деятелем, приносить людям пользу на службе,к которой был совершенно не готов. В 1828 году переезжает в Петербург с другим выпускником – Данилевским. Там Гоголь делает свои литературные пробы. В начале 1829г. выходит под псевдонимом Алова романтическая идиллия : « Ганц Кюхельгартен.» Вскоре, после выхода книжки в свет, он сам уничтожает ее, потому что критика отнеслась к данному произведению крайне отрицательно. В конце 1829г. ему удается поступить на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. В 1831-1832 гг. выходят его первые крупные литературные произведения, которые положили начало его дальнейшей славе : « Вечера на хуторе близ Диканьки», «Повести изданные пасечником Рудым Паньком» , вышедшие в Петербурге двумя частями. В первой были помещены : «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь или Утопленница», «Пропавшая грамота», во второй : «Ночь перед рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место». Следующим сборником были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835г. и составленные отчасти из статей , печатанных в 1830-1834 гг. С конца 1833 г. состоялось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории. К сожалению, кафедру отдали другому человеку, но вскоре Гоголю предложили ввести такую же кафедру только в Петербургском университете, благодаря влиянию высоких литературных друзей. Он действительно провел несколько раз лекции, но далее сам отказался от профессуры, объясняя это тем, что задача ему оказалась не по силам. В 1832 г. работы Гоголя временно приостановились из-за домашних неурядиц, но в 1835г. выходят новые произведения : «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», « Миргород . Повести служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»». Здесь помещен был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые таланты писателя. В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», во второй- «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Тарас Бульба» был написан в первом очерке ,который далее был разработан Гоголем более шире. К этим годам так же относятся замысле и других произведений : «Шинель», «Коляска», возможно « Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения появились в «Современнике» А.С. Пушкина ( 1836г.) и Плетнева ( 1842г.). В 1834 году у Николая Васильевича рождается замысел его знаменитого «Ревизора», основной сюжет которого, (впрочем как и «Мертвых душ»), предложил А.С. Пушкин – поэт, которым сильно восторгался Гоголь. Первая печатная форма комедии появилась в 1836г. Николай Васильевич был увлечен и драмой. Первые драматические задумки появились у писателя еще раньше «Ревизора» . В 1833г. он был увлечен комедией «Владимир 3-й степени», закончена она так и не была, но материал послужил для нескольких драматических произведений, таких как: «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» А.С. Пушкина (1836г), остальные – в первом собрании его сочинений (1842г.). В том же собрании явились первый раз : « Женитьба», первые наброски относятся к 1833г. , «Игроки»- задуманная в половине тридцатых годов. В июне 1836г. Гоголь решает отправиться за границу , где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию в течение многих лет. Пребывание в «прекрасном далеке» дало возможность закончить роман «Мертвые души». Николай Васильевич побывал в разных странах, в том числе в Германии, Швейцарии, Париже- где его застало страшное известие ,о кончине великого русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. В марте 1837г. Гоголь отправляется в Рим, который сильно полюбился ему ,он даже считал это место своей второй родиной. Здесь он тоже усиленно работал. Появились такие произведения как: повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев ,которую после нескольких лет уничтожил. Закончил повесть «Шинель». В сентябре 1841 г.Гоголь собирается печатать в России роман «Мертвые души». Данное произведение не прошло московскую цензуру, которая хотела совсем запретить ее, затем петербургскую и, благодаря участию влиятельных друзей ,была с некоторыми исключениями дозволена. Она вышла в свет в Москве (« Похождения Чичикова, или Мертвые души», поэма Н.Гоголя» М.,1842г.) В начале 1845г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса , в порывах тяжелых раздумьях об исполнении своего долга он сжигает второй том «Мертвых душ», как бы принося его в жертву Богу. Теперь ему казалось что он знает как нужно писать. Спустя некоторое время он опять начал писать второй том «Мертвых душ». В апреле 1848 года , после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, иногда посещает Петербург, а так же в родных местах Малороссии. Николай Васильевич все еще продолжал работать над вторым томом «Мертвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но его душевный кризис все так же не отпускал его, ситуацию усугубила смерть жены Хомякова , которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти. Он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице. Гоголь все больше и больше стал поддаваться религиозным размышлениям и сомнениям что он не так исполняет долг, наложенный Богом. Однажды, в приступах религиозного страха он ночью просит слугу открыть трубу камина и , отобрав из портфеля бумаги ,сжигает их. Наутро, когда сознание его прояснилось, он объяснил это тем, что им овладел злой дух. После этого события он окончательно впал мрачное уныние и через несколько дней умер. Николай Васильевич Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Похоронен был в Москве , в Даниловском монастыре, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии : «Горьким моим словом посмеются»…....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: