- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Этический аспект в комедии н.в. гоголя «ревизор»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008125 |
Тема: | Этический аспект в комедии н.в. гоголя «ревизор» |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского») Таврическая академия (структурное подразделение) Факультет славянской филологии и журналистики Кафедра русской литературы Борисюк Наталии Николаевны Этический аспект в комедии н.в. гоголя « ревизор» Выпускная квалификационная работа Обучающегося 3 курса Направления подготовки 45.04.01. Филология ( русский язык и литература) (код и наименование) Форма обучения заочная (очная, заочная) Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент А.Д.Терлецкий К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ: Заведующий кафедрой, Симферополь, 2017 Введение 3 Раздел 1. Общий обзор этической проблематики в творчестве Н.В.Гоголя 1.1. Жизненный путь Н.В. Гоголя: основные духовные вехи. 7 1.2.Этическая проблематика в ранних произведениях писателя. 16 1.3. Духовно-этические аспекты в зрелом творчестве Н.В. Гоголя 22 Выводы к 1разделу 29 Раздел 2. Своеобразие авторского видения духовно-этических аспектов комедии « Ревизор» 2.1. Основные способы раскрытия этических аспектов в комедии 32 Образ города и его обитателей 40 Образ мнимого « ревизора» в комедии и указание на настоящего 52 Выводы ко 2 разделу 63 Заключение 66 Список использованной литературы 72 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Философской, эстетической, поэтической концепции творчества Н.В. Гоголя посвящены многочисленные литературоведческие исследования. Немало исследователей обращались и к этической проблематике в произведениях Гоголя. В 20 веке была осознана необходимость психологического анализа произведений Гоголя, получило распространение этическое (гуманистическое) истолкование, которое строилось на «жалостливых и сентиментальных» моментах гоголевских повестей (например, рассматривалась «Шинель»). Однако это направление недостаточно затрагивало духовно-нравственную проблематику гоголевских произведений, по сути, примыкая к «социальным» интерпретациям. «Ревизор», например, рассматривался как политическая сатира на самодержавие и крепостничество. При этом самому Гоголю были чужды социально-политические устремления. Писателя интересовала правдивая передача образов в литературе и возможности драмы в этом вопросе. Исследователей творчества Гоголя 20 века интересовало эстетическое начало: структура, форма, язык, фабула, сюжет. Изучение произведений писателя в свете целостного мировоззрения начало распространяться только в последнее время. В нашей русской национальной православной традиции ( с которой Н.В.Гоголь неразрывно связан) нравственность ( мораль), определяющая поведение человека в обществе, неотделима от духовности, характеризующей его внутреннее состояние и по сути определяющей внешнее поведение . «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Еванг. От Марка, гл. 7,стихи. 21-22). Поэтому, рассматривая этические аспекты, мы уделяем серьезное внимание и духовным началам, соединяя их по необходимости. А духовная сторона жизни и творчества Гоголя как раз еще недостаточно изучена. Что касается «Ревизора», данное произведение традиционно рассматривается с точки зрения сатиры на консервативно-бюрократическую часть общества. Все это определяет актуальность исследования духовно - этического не только в творчестве Н.В. Гоголя вообще, но и в «Ревизоре» в частности. Степень разработанности темы. Исследованию творчества Н.В. Гоголя посвящено большое количество научных работ (Ю.В. Манн, Н.Л. Степанов, Н.П. Дашкевич, Г.А. Гуковский и др.). Литературоведами описаны творческий метод писателя, эволюция взглядов, типология героев, отдельные темы, а также многие частные вопросы (отдельные образы, персонажи и т.д.). Но проблема истолкования творчества Гоголя с точки зрения духовной и нравственно-этической проблематики привлекает исследователей только в последнее время. Данному аспекту посвящены работы В.Воропаева, М.Дунаева, П.Паламарчука, И. Есаулова и др. Объект исследования – творческое наследие Н.В. Гоголя в общем и комедия «Ревизор» в частности. Предмет исследования – этический аспект в творчестве Н.В. Гоголя. Цель исследования: провести теоретико-методологический анализ творчества Н.В. Гоголя и выявить характер подачи этического аспекта через систему художественных образов в комедии «Ревизор». В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, решение которых составляет содержание данной работы: Исследовать влияние особенностей жизненного пути Н.В. Гоголя на формирование его мировоззрения и специфики творчества. Рассмотреть этическую проблематику в раннем и позднем творчестве В.Н. Гоголя. Выявить особенности раскрытия этических аспектов в комедии «Ревизор». Проанализировать духовно-этические аспекты в образе города, в образах главных героев и чиновников комедии «Ревизор». Определить своеобразие авторского видения духовно-этического смысла комедии. В основу организации и проведения исследования положена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что при создании художественных произведения (конкретно – «Ревизора») Н.В. Гоголь руководствовался стремлением максимально эффективно передать именно этические аспекты жизнедеятельности и взаимодействий персонажей. Теоретико-методологические основы исследования. Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, основанные на единстве историко-литературного и биографического анализов. Теоретическую базу исследования составляют: - концепция главенства проблем души в творчестве Н.В. Гоголя, рассмотренная в трудах Ким Хюн И [30]; - концепция эволюционирования методов раскрытия Гоголем этического аспекта (при неизменности последнего на протяжении всей жизни), рассмотренная в трудах Десницкого В.А.[20]; - концепция многообразия творческой деятельности художника Мочульского К.[35] В основе методов исследования, продиктованных задачами данной дипломной работы, лежит комплексный подход к творчеству Н.В.Гоголя, основанный на принципах сравнительно-исторического и проблемно-типологического анализа. Научная новизна исследования. Проблема духовно-этического истолкования творчества Гоголя, в частности – «Ревизора», лишь в последнее время начинает привлекать к себе внимание исследователей. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании комедии «Ревизор» с точки зрения этических и нравственных характеристик персонажей. Практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по истории русской литературы и творчества Н.В. Гоголя. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного 50 источниками. РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЙ ОБЗОР ЭТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Жизненный путь Н.В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич родился 20 марта (по старому стилю - 2 апреля) 1809 года в Великих Сорочинцах (Полтавская губерния). Семейное предание гласило, что семья имела отношение к старинному казацкому роду Остапа Гоголя – гетмана Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой. Хотя большинство биографов склонны считать, что Николай Васильевич был «малороссом» (украинцем), данное предание и тот факт, что некоторые из его предков приставали к шляхетству, а дед Гоголя (Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский) указывал в официальной бумаге, что его предки – польской нации, дает право предполагать наличие польских корней у автора. Существует мнение, что происхождение семьи Гоголя от гетмана Остапа могло быть сфальсифицировано дедом писателя для получения дворянского титула [9]. Тем не менее, свою жизнь Гоголь связывал с Украиной, воплощая в своих произведениях народные поверья. В детстве, благодаря тому, что жизнь Николая до школы и после, на каникулах, проходила в деревне, будущий писатель непосредственно и в подробностях ознакомился с характером малороссийского быта, особенностями крестьянской и панской жизни. Свои впечатления он, в последствие, выражает в своих произведениях, формируя сюжет вокруг исторических, этнографических и бытовых особенностей Малороссии. Своими мистическими и религиозными воззрениями Гоголь обязан матери – Марие Ивановне [29, С. 53]. С 1821 по 1828 гг. Николай обучался в гимназии высших наук в г. Нежин. Перед поступление мальчик некоторое время жил в Полтаве, подготавливаясь к поступлению. Впечатления от этого города также оказали влияние на формирование творческих взглядов будущего писателя. Во время учебы проявилась уникальная черта Гоголя: хорошая память позволяла ему за несколько дней изучать предмет, подготавливаясь к экзамену. У Николая присутствовал интерес к рисованию и словесности, что выдавали в будущем писателе живую фантазию, а способность быстро запоминать информацию позволяла долго удерживать образы. Тот факт, что юный Гоголь учился слабо, может быть связано не только со сложностью в восприятии материала, отсутствием навыков к самоорганизации и усидчивости, но и с плохой организацией преподавания в самой гимназии (при поступлении Гоголя работавшей первый год). Неприятие методик обучения и позиций преподавателей относительно представителей современной на то время культуры (например, Пушкина и Жуковского) вызывало у студентов дух бунтарства, который у Гоголя проявлялся через посещение литературного кружка[43, С. 182 - 183]. Деятельность литературного кружка, в который входили Герасим Высоцкий, Александр Данилевский, Николай Прокопович, Нестор Кукольник, не ограничивалась совместным выписыванием журналов и обсуждением статей. Кружок издавал рукописный журнал, в котором творчеству Гоголя уделялось много внимания. В это время интересы писателя были связаны с элегическими стихотворениями, трагедиями, историческими поэмами и повестями. В этот период проявляется склонность к сатире («Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан») и комизму (участие в театральных постановках со второго года пребывания в гимназии). На творчество Гоголя в гимнастический период оказывала влияние романтическая риторика того времени, творческий стиль Бестужева-Марлинского, образ и характер Пушкина [29, С. 88]. В период обучения в гимназии умирает отец Гоголя, поэтому ответственность за положение семьи отчасти ложиться на плечи Николая. Данный инцидент повлиял на пересмотр писателем своей жизни, заставил не только задуматься о будущем, но и почувствовать на себе ответственность за собственное положение в обществе. В этот период Гоголь определяется с форматом своего участия в общественной жизни. Необходимость заниматься бытовыми семейными вопросами, давать советы матери по управлению домом влияет на формирование желания заниматься широкой общественной деятельностью. Литература в этот период отходит на второй план. Переезд в Санкт-Петербург в 1828 году приводит Николая к разочарованию: выясняется, что для проживания в столице необходимо больше средства, чем он предполагал, а реализация честолюбивых устремлений требует большего времени. В это время Гоголь пробует себя в разных амплуа: пытается (неудачно) стать актером, чиновником (уходит от этой деятельности из-за монотонности и бессодержательности работ). Единственным способом себя выразить становится литературная деятельность. Потребность в самореализации, присутствие желания участвовать в творческой жизни и необходимость решать материальные проблемы заставляет Гоголя искать темы для значительной работы. Обращение к образу Малороссии происходит по следующим причинам: - в то время Малороссия вызывает в петербургском обществе живой интерес; - неудачи в поисках призвания способствовали тому, что Николай испытывал ностальгию по родине [29, С. 99]. В это время зарождаются планы создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Но первым выпущенным произведением автора становятся не «Вечера», а романтическая идиллия «Ганц Кюхельгартен», написанная еще в Нежине в 1827 году и изданная в 1829. Герой этого произведения – альтер-эго писателя, каким он был в последние годы обучения в гимназии, стремится к идеальным мечтам. Критика неблагосклонно отнеслась к произведению, и честолюбивый Гоголь со своим слугой Якимом купил все издания собственной поэмы и сжёг их у себя в номере [26, С. 221]. Различия между мечтаниями и действительностью, переживания несбыточности надежд, с которыми юноша не может справиться, приводят его в 1829 году к кратковременному путешествию в Любек и поспешному возвращению обратно. Метания Гоголя того времени нацеливают его живой ум на Америку, которая виделась писателю «страной счастья и разумного производительного труда» [9]. Но благодаря протекции Фаддея Булгарина Николай попадает сначала на службу в III Отделение, а в 1830 – в департамент уделов, где служит до 1832 года. Решительное влияние на дальнейшую судьбу Гоголя и его литературную деятельность оказало знакомство с писателями: - в 1830 году с Орестом Сомовым, бароном Дельвигом, Петром Плетнёвым; - в 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина. В это время Гоголь начинает серьезно изучать малорусские обычаи и предания. Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» и задумка «Вечеров» указывали писателю на его литературный путь [45]. В 1829 году были написаны «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В начале 1830 года в был напечатан «Вечер накануне Ивана Купала» («Отечественные записки» Свиньина). Другие сочинения Гоголь печатал барон Дельвиг (издания «Литературная газета» и «Северные цветы»). С подачи Дельвига Гоголь знакомится с Жуковским. Их сближает не только любовь к искусству, но и религиозность, склонность к мистицизму. По просьбе Жуковского, Плетнев – инспектор Патриотического института – рекомендует Гоголя на должность учителя в учебное заведение. Вступление Гоголя в круг Жуковского и Пушкина оказало огромное влияние на смену ориентиров Николая Васильевича: он перестал стремиться к успеху и служебной карьере, посвятив себя литературной деятельности [38, С. 63]. Не только нравственная среда оказывала влияние на писателя в то время, но и возможность не испытывать материальные затруднения позволяла думать о творчестве, а не о заработке (кроме места в институте Гоголь вел частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). После того, как в 1834 году Николая Васильевича назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете, он вошел в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы [50]. Знакомство с людьми, долгое время являвшимися идеалами Гоголя, произвело на писателя настолько серьезное впечатление, что служение искусству он начинает воспринимать как высокий нравственный долг. В результате формируется известная гоголевская медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана во всех его подробностях. В этот период у Жуковского Гоголь встречает избранный круг, частью литературный, частью аристократический, общается с людьми широко образованными, что формирует его мировоззрение. Творчество этого периода отличается наибольшей плодотворностью, произведения создают Николаю Васильевичу Гоголю славу [48, С. 16 - 25]. Выход сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) делает автора популярным. Это способствует три фактора: - необычность украинского фольклора, быта; - тонкий юмор; - уникальный стиль писателя, который создает оригинальные образы своих персонажей [38, С. 156]. В 1835 году выходя «Арабески» и «Миргород», с которым слава Гоголя становится общепринятой. В авторе признают мастера и друзья-литераторы. Поездка домой в 1832 году через Москву приводит к знакомству с Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым. Эти люди в последствие становятся близкими друзьями Гоголя. Приезд на Украину приводит Николая Васильевича к разочарованию: писатель видит несоответствие романтических образов, представляемых в его фантазии и прописанных в произведении и реальной жизни. После этой поездки в произведениях писателя появляется грустная нотка [37]. С 1833 года Гоголь мечтает заняться преподаванием: он метит на кафедру истории в Киевском университете. В этом стремлении проявляется опять-таки романтизация Николаем Васильевичем Киева, который виделся ему как русские Афины. Писатель надеялся, что благодаря духу этого города он сможет стать известным не только как автор художественных произведений, но и как ученый, прославиться трудом по всеобщей истории. Хотя место преподавателя в Киевском университете Гоголю не досталось, он смог ощутить себя в данной роли в Петербургском университете, где практиковал в 1834-1835 годах. За это время писатель издал несколько статей по средневековой истории, прочел несколько эффективных лекций. Но склад его характера не соответствовал педагогической деятельности [38, С. 183]. К началу тридцатых годов относятся замыслы «Шинели», «Коляски», «Ревизора», первая печатная форма которого появилась в 1836 году. Сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был рассказан в качестве анекдота Гоголю Пушкиным. Исходя из короткой истории Николай Васильевич создал богатые художественные произведения [47, С. 109 - 120]. С «Ревизором» проявилась старая страсть Гоголя к театру. Автор старался, чтобы пьеса максимально соответствовала его идеям о характерах и действии. В результате получившееся произведение, не смотря на то, что описывало жизнь шести провинциальных чиновников, не понравилось консервативно-бюрократической части общества, но имело успех у членов общества с «передовыми» взглядами. Что касается писателя, то его интересовала, в первую очередь, художественная правда в литературной стороне произведения. Свое произведения Гоголь не трактовал в общественно-политическом русле активного выражения протеста. Автор считал, что в любом произведении нужно стремиться к максимальной правдивости фактов и образов [29, С. 153]. Образы Гоголя являются честным отображением действительности, как ее видел писатель, а не демаршем или манифестов, как трактовала пьесу социально активная часть населения [46]. С 1833 по 1842 автор пишет и издает еще несколько драматических произведений: «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». В 1836 году Гоголь переезжает за границу. Смена обстановки успокаивает мечущуюся душу писателя, и он заканчивает «Мертвые души». При этом ряд событий (работа над «Мертвыми душами», влияние, которое произведения автора оказывали на общество) в сочетании с мистическими воззрениями приводят Николая Васильевича к убеждению в своем пророческом предназначении. Из чего Гоголь делает вывод о необходимости направлять свой талант на благо общества [3, С. 102 - 103]. В 1836-1837 годах Гоголь жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Рим для писателя стал второй родиной. При этом европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю, которого всегда привлекала природа и произведения искусства. В Риме автор закончил «Мертвые души», «Шинель», писал повесть «Анунциата» (она же – «Рим»). Выпуск «Мертвых душ» в России сопровождался борьбой с цензурой, окончившейся положительно благодаря участию влиятельных друзей [21, С. 240 - 250]. С 1836 по 1842 год Гоголь дважды приезжал в Россию. Третья поездка за границу оказалась сопряжена с окончательным переломом в душевном состоянии писателя: в Николае Васильевиче всё сильнее развивалось религиозно-пророческое настроение. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное [3, С. 105]. Целью своей деятельности Гоголь видел обличение людских пороков, для чего требовалось внутреннее совершенствование и богомыслие. Религиозное настроение было увеличено также перенесенными тяжелыми болезнями. Пророческая идея в совокупности с необходимости максимального очищения души для вмещения богоугодных мыслей привели Гоголя к тому, что он отверг свои прошлые достижения как греховные и недостойные высокой миссии, возложенной на писателя Богом [34, С. 240]. Летом 1845 года Гоголя настигает мучительный душевный кризис. Написав завещание и уничтожив вторую часть «Душ», Гоголь решает уйти в монастырь. Хотя монашество не состоялось, писателю пришла идея того, как можно реализовать свою высокую миссию: Николай Васильевич решает служить Богу в литературе, направляя общество к прекрасному [36, С. 452]. Желая передать миру все свои мысли в одной книге, Гоголь решает опубликовать свои письма к друзьям, которые были написаны в 1845-1846 годах. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847 год) сквозной была тема назидания и пророчества. Писателя абсолютно не волновали проблемы западников и славянофилов (главная дискуссия 1840-ых годов), а идеи противоречили стремлениям к переустройству общества и сопутствовали переосмыслению своего прошлого творчества как греховного и недостойного его высокого посланничества. Это привело к сложностям в общении с друзьями и коллегами. Гоголь не отвергал необходимости социального переустройства, но основную цель видел в духовном совершенствовании, которое даётся только богомыслием. Несмотря на свое устремление к изучению трудов отцов Церкви, Гоголь так и не примкнул полностю к духовной литературе [49]. Он остался самим собой. Неприятие и непонимание книги « Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь переживал мучительно: общественный смысл полемики был ему чужд. Неудачи последующих книг и статей приводят к тому, что с 1847 года с писателя спадает высокомерный тон проповедничества. Теперь описывать русскую жизнь Николай Васильевич стремиться без отвлеченных нравоучительных аллегорий. Но религиозное чувство осталось, и Гоголь предпринял поездку к Гробу Господнему в Палестину. Паломничество не произвело на писателя такого впечатления, ка он ожидал. «Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, — говорит он. — У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия» [15]. С 1849 по 1851 Гоголь живет попеременно у друзей и родственников в России и на Украине. В январе 1852 года после смерти сестры друга (Екатерины Михайловны Хомяковой) его начинает преследовать страх смерти. Гоголь бросил литературные занятия. Однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [41]. Смерть знакомой, осуждение протоиереем Матфеем Константиновским второй части «Мертвых душ» приводят к тому, что Гоголь отказывается от творчества и начинает поститься в ожидании смерти, которая наступает 21 февраля 1852 года. 1.2 Этическая проблематика в ранних произведениях писателя Комедия «Ревизор», принесшая Н. В. Гоголю славу и литературную репутацию, оставалась для писателя наиболее проблемным фактом его творческой биографии. Гоголь не только многократно возвращался к редактированию и переделке своей главной комедии (оставляя при этом загадочные нестыковки-мистификации), но и предпринимал попытки истолковать, интерпретировать свою пьесу в контексте актуальных для него в те моменты эстетических и мировоззренческих понятий. Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя - очень сложное произведение, и, несмотря на то, что комедии уже 180 лет, интерес к ее изучению до сих пор не угасает. Ю. В. Манн, говоря о первой реакции современников Гоголя на «Ревизора», отмечает состояние писателя: «Угнетало не только недоброжелательство и брань, но и грубое непонимание замысла комедии» [11. с. 117]. М. С. Щепкину Гоголь писал: «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня » [11, с. 107]. Причиной однозначного и негативного отношения к произведению разных социальных групп людей является содержание комедии и уровень читателя [9]. Одним из положений, выводимых при исследовании произведения Гоголя, становится выявление способов объективизации лексем грех и добродетель, лексическое наполнение данных концептов, обозначение особенностей воплощения авторского замысла, для которого использование языковых средств в пределах содержательных полей грех-добродетель также служит универсальной установке писателя на охват материала. При рассмотрении этической проблематики в раннем творчестве Гоголя, в первую очередь, следует говорить о «петербургских» повестях писателя («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»). Название «петербургские» является условным и не имеет отношения к обозначению своих произведений писателем, который позиционировал произведения с петербургской тематикой в более широком идейном контексте. Практика употребления такого названия для пяти повестей сложилась в конце 19 века. В советскую эпоху Халабаев К.И. и Эйхенбаум Б.М. издали «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой. В «петербургских» повестях появляется основополагающее для Гоголя понятия «пошлости пошлого человека». Название «пошлость пошлого человека» было введено в обиход Гоголем [40, С. 28]. «Пошлым» является человек, который утратил духовное измерение жизни: - смысл своего существования он сводит к потреблению материальных благ; - для получения материальных благ он может прибегнуть к расчетливости, хитрости, лжи. Гоголь стремится выставить манеру поведения «пошлого» человека таким образом, чтобы у читателя возникла неприязнь не к самому человеку, а к «пошлости» как явления современного писателю (и нам) времени. В этом Гоголь представляет в ранний период творчества свою нравственную обязанность [29, С. 144]. Показывая «отклонения» человеческой души, писатель одновременно указывает на ответственности за существующий порядок вещей каждого члена общества. При этом, Гоголь не предоставляет обществу нести всю полноту ответственности за душевную «гибель» людей. В отличие от западного критического реализма Флобера и Бальзака, Гоголь стремился показать не то, как личность деградирует под влиянием социальных условий, а возможность человека противостоять негативному влиянию. Каждый персонаж «петербургских» повестей выбрал путь «пошлости» сознательно [42, С. 45]. Для более полного отражения человеческой «пошлости» (концентрация на внешних атрибутах жизни), Гоголь представляет своих персонажей не как индивидуальностей, а дает им емкие характеристики, указывающие на характерные особенности. Так, на улице можно встретить «узенькие талии», «дамские рукава», «щегольской сюртук с лучшим бобром», «галстук» (повесть «Невский проспект»). Таким образом, Гоголь указывает, что все это – люди, которые стремятся казаться красивее, богаче, солиднее, чем они есть на самом деле. За всем этим пышным великолепием Гоголь прогнозирует внутреннюю пустоту. Чтобы показать ничтожество человека без отличительных особенностей, Гоголь может лишить персонажа сути его важности. Так, например, от майора Ковалева уходит его нос (повесть «Нос»). Нелепость ситуации удачно подчеркивает существующую в обществе проблему: уделяя все внимание внешнему лоску, люди перестают следить за миром внутренним. И если по воле случая внешний лоск спадет с человека, под ним обнажиться безобразная внутренняя сущность [40, С. 124]. Следующий тип этических проблем освещается в повести «Шинель». Герой этого произведения не является «пошлым», это – «маленький» человек, который таковым сделал себя сам: своим малодушием или неспособностью бороться за свою честь. Человек, который сознательно отказывается от своего права на свободу самовыражения, постепенно приходит к механическому существованию. При всей жалости к такому образу, становится ясно, что при всей своей «затравленности» герой потерял основную составляющую человеческого естества – духовность. Такой герой не только позволил поставить себя на колени другими, стоящими выше по положению, людьми, но, вероятно, воспринимает свое существование не достойным и оправданно ничтожным. Человек теряет веру в смысл своего существования, что убирает из его жизни духовный аспект. Лишившись духовности, человек перестает быть способным на следование морали и этическим нормам, так как сам факт их существования нивелируется при потере значимости самой жизни [6]. Этической оценке подлежит также «значительное лицо»: данный персонаж также не осознает факт своей принадлежности к людям с их способностью к эмпатии и сопереживанию. Н.В.Гоголь утверждает, что такое «понимание роли начальника опирается не на личные качества этого человека, а навязывается ему самой системой общественных отношений.» [ 30, С. 146 ]. Его действия не определяются душой, которой как бы нет в пустой оболочке. Подмена настоящего лица смоделированным обликом раскрывается Гоголем в повести «Портрет». Художник Чартков, по мнению автора, совершает преступление против общества – идет на уступки людям-«манекенам», не разбирающимся в искусстве и требующим, при этом, от портретиста соглашения с их мнением на счет творчества. Потакая таким людям, не останавливая их ложное самопревозношение, Чартков позволяет обществу деградировать. Наиболее остро проблема «мертвой» и «живой» души ставится в повести «Записки сумасшедшего» [40, С. 186]. Аксентий Поприщин отличается от других петербургских обывателей наличием страдающего духа. Об этом можно даже судить по характеру названия: в этой повести оно отсылает к одухотворенному существу, в то время, как в других («Шинель», «Нос», «Портрет», «Невский проспект») указывает на вещественность как составляющую черту всех образов. Это подтверждает также то, что в автографе к повести значится первоначальное название «Записки сумасшедшего мученика» [10, С. 256]. Герой «Записок» не страдает за идеал, но и на фоне людей, не способных к самосознанию, предстает как человек с более тонкими чувствами. Будучи таким же как и все «пошлым» человеком, Поприщин отличается от других персонажей: - в его речи улавливается не только эмоция, но и живое чувство; - у него широкие интересы: музыка, стихи, театр; - его «писательский» талант по определению предполагает способность к самовыражению, а следовательно – к самоосознанию, что вводит героя в дискурс духовности. При всех переживаниях о судьбе отечества, герой не отходит от канонов «пошлости» своего мира: вершина мечтаний Поприщина – быть генералом или «испанским королем». При этом Поприщин стремится к облечению «честолюбцев», хотя и сам является не менее тщеславным, чем они. При всей величине самомнения Поприщина все в нем маленькое: и помыслы, и занятия («очинивает перья для его превосходительства»), и желания, и бунт (на казенных бумагах не пишет «ни числа, ни номера», а титулы пишет с маленькой буквы). Этический аспект в этом произведении проявляется в стремлении человека, не отличающегося высокодуховной жизнью, судить других. Будучи «маленьким» человеком, Поприщин, воображая себя в будущем генералом, без особых прав и заслуг перед обществом судит его представителей. Тот факт, что Поприщин находится в «вечном раздоре мечты с существенностью», бессодержательный характер его работы отсылают героя к самому Гоголю. Таким образом, писатель создает не просто маску, отвлеченный, архетипичный образ, но указывает на настоящего, живого человека, делая образ психологичным. Особенную распространенность образа человека, страдающего от противоречия между идеальным и реальным мирами, подтверждают аналогичные персонажи в других повестях: - «художники»-ремесленники Шиллер и Гофман, гибнущий художник Пискарев в «Невском проспекте»; - пьяница-портной Петрович в «Шинели». Важным для выявления этических аспектов в раннем творчестве Н.В. Гоголя является рассмотрение образа самого Петербурга – города, в который писатель еще в период своего обучения в гимназии стремился для реализации своих как духовных, идеальных целей и мечтаний. В «петербургских повестях» Петербург – бесцветный город, в котором царит равнодушие и пошлость. Столица не связывается в ранних произведениях Гоголя с высокими и благородными деяниями Петра I, духовным могуществом или, хотя бы, демоничностью, как у Пушкина. У Гоголя отсутствует романтическое представление об имперской мощи. Петербург – столица секуляризованной цивилизации, такая же мелкая, как и проблема, трогающие ее мелких жителей. Радикальная критика окрестила государственный механизм как бездушный, а значит, не способный на искреннее рассмотрение этичности во взаимоотношениях [ 42, С. 69]. Отсутствие осознания важности этических норм происходит, по мнению Гоголя, также из-за замены анализа событий и других субъектов взаимодействия, который проводит каждый человек, на суеверные представления. Данный «свод правил» не позволяет обозначать, что из происходящего – хорошо, а что – плохо. Также наличие суеверий говорит об отсутствии у человека внутреннего развития и просвещенности [40, С. 145-146]. Исследователи первой русской эмиграции оценивали гоголевские произведения с близкой им позиции историософских размышлений о трагизме в судьбе России и всего человечества. Гоголь виделся многим как один из первых писателей, который видел охвативший европейский мир кризис гуманизма. Как указывает Франк С.Л.: «Гоголь своим художественным взором увидел у человека звериную морду, а своей религиозной мыслью — теоретически довольно беспомощной — ясно осознал одно: что человечество охвачено демоническими, дьявольскими силами и несется к какой-то ужасной катастрофе» [44]. 1.3. Духовно-этические аспекты в поздних произведениях Н.В. Гоголя Поздний Гоголь – носитель «средневекового», мистико-аскетического мировоззрения. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: