- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рациональное планирование тренировочного процесса бегунов – марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки спортсменов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006738 |
Тема: | Рациональное планирование тренировочного процесса бегунов – марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки спортсменов |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Р.Державина» Педагогический институт Кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ И.о. зав. Кафедрой ___________С.А.Загузова «___» ___________2016 г. Туманова Светлана Юрьевна Рациональное планирование тренировочного процесса бегунов – марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки спортсменов. Магистерская диссертация Студент 3 курса заочной формы обучения Направления подготовки 49.04.03 Спорт Магистерская программа «Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов» Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин Загузова Светлана Александровна Тамбов – 2016 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 Глава 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ ……………………....10 1.1 Система периодизации спортивной тренировки………………................10 1.2 Период специальной подготовки бегунов-марафонцев………………….17 1.3 Интенсивность тренировочных нагрузок в циклических видах спорта…………………………………………………………………………………..22 1.4 Энергообеспечение мышечной деятельности в марафонском беге………………………………………………………………………………….28 1.5 Показатели АнП и ЧСС при планировании тренировочного процесса у бегунов на выносливость…………………………..…………............................33 Заключение по главе……………………………………………………..…......36 Глава 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....38 2.1 Анализ и обобщение литературных источников, данных научно-методического материала и практического опыта построения тренировочного процесса у бегунов-марафонцев……………………………………………………………………….38 2.2 Педагогические наблюдения и анкетирование………..…...……….……..38 2.3 Педагогический эксперимент………………………………………………39 Глава 3 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ…………………………………………………………………………………………41 3.1 Результаты анализа анкетирования спортсменов и тренеров об особенностях тренировочного процесса при подготовке к соревнованию по марафонскому бегу………………………..………………………………………..... 41 3.2 Разработка функциональной модели тренировки бегунов-марафонцев в период специальной подготовки……………………………………………...48 3.3 Экспериментальное обоснование методики тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов-марафонцев…………………………….51 Заключение по главе………………………………...…………………………..56 ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………..57 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….…..59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..………..…………60 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….70 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Сфера спорта в настоящее время характеризуется интенсивным развитием и ростом спортивных достижений. Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требуют поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса. Ведущее место среди различных видов спорта занимает легкая атлетика. Особое положение занимает марафонский бег (бег на дистанцию 42 км 195 м). Марафонский бег в настоящее время очень популярен во всем мире, поэтому в настоящее время большой интерес многих специалистов вызывает тренировочный процесс бегунов–марафонцев в разных периодах подготовки, так как от грамотного использования физической нагрузки зависит результат выступлений спортсменов в соревнованиях [1, 2]. В период специальной подготовки повышается объем работы, и интенсивность тренировочной работы увеличивается. Очень часто в этот период дозирование нагрузки и отдыха не соразмерны с текущей готовностью организма спортсмена, что приводит к травмам и другим негативным последствиям. На современном этапе развития марафонского бега ставится задача достижения максимально высоких спортивных результатов, которая связана с повышением эффективности тренировочного процесса за счет увеличения суммарного объема и интенсификации работы в течение года. Отсутствие рекомендаций о разумной организации спортивной тренировки с различной преимущественной направленностью физических упражнений, которые позволяют достичь наиболее высоких результатов, побудило к изучению данной проблемы. Поэтому нами была выбрана тема исследования «Рациональное планирование тренировочного процесса бегунов–марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки спортсменов». Объектом исследования является тренировочный процесс бегунов–марафонцев высокой квалификации при подготовке к соревнованиям. Предметом исследования является рациональное планирование тренировочного процесса бегунов-марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла. Рабочая гипотеза. Нами было сделано предположение, что достижение высоких спортивных результатов будет зависеть от рациональной организации спортивной тренировки бегунов-марафонцев. Достоверность результатов и выводов исследования определяется корректной и обоснованной постановкой задач работы; использованием апробированных методов исследования при соблюдении требований, предъявляемых к педагогическим обследованиям. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в дополнении апробированной теории организации тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов данными о формировании выносливости при подготовке к основным соревнованиям. В исследовании были обоснованы упорядоченность распределения и объединение средств специальной физической нагрузки с целью получения максимально возможного эффекта адаптации организма к напряженной мышечной деятельности. Результаты исследования привели к разработке методики проведения тренировочных занятий высококвалифицированных марафонцев в период специальной подготовки. Упорядоченность распределения и объединения комплекса средств специальной физической подготовки дала возможность использовать тренировочные нагрузки с максимальным эффектом для решения этапных задач подготовки марафонцев. Практическая значимость заключается в том, что разработана и обоснована методика планирования тренировочного процесса бегунов к соревнованиям по марафонскому бегу. Использование компьютерных технологий в оперативном контроле дает возможность повысить эффективность тренировки и корректировать физическую нагрузку спортсменов в период специальной подготовки. Полученные данные позволяют планировать оптимальные физические нагрузки во время тренировочного процесса, прогнозировать динамику подготовленности спортсмена в макроцикле. Апробация работы. Апробация разработанной методики проходила во время педагогического эксперимента, в котором принимали участие 15 спортсменов (2-МС, 6-КМС, 7-1-ого разряда), готовящихся к соревнованиям по марафонскому бегу. Во время базового мезоцикла, длительность которого составляла 4 микроцикла, спортсмены средствами аэробных физических нагрузок решали задачи развития аэробной мощности, на базе которой совершенствовались основы спортивной техники и повышения общей физической подготовленности организма. Основная часть физических нагрузок выполнялась в 1 и 2 зонах интенсивности и составила 90% от общего объема бега. Использовался непрерывный метод тренировки в виде кроссов при ЧСС 110-150 уд/мин. Переменный метод и бег на ритм применялись с целью поддержания уровня анаэробных возможностей. Для поддержания общефизических, силовых и специальных способностей спортсменов использовались разработанные нами комплексы упражнений. Объем беговой нагрузки у спортсменов на базовом мезоцикле составил: аэробная – 90% от общего объема бега, аэробно-анаэробной 9%, анаэробной – 1%. Контрольно-подготовительный мезоцикл включал в себя четыре микроцикла, в которых решались задачи повышения аэробной мощности источников энергообеспечения, уровня показателей долговременной адаптации к физическим нагрузкам аэробного характера и совершенствования технического мастерства спортсменов. В связи с повышением интенсивности работы в этом мезоцикле объем беговой нагрузки у спортсменов снижался. Со снижением объема возрастала скорость выполнения отдельных тренировочных упражнений. Основные тренировки проводились при ЧСС 140-170 уд/мин во 2 и 3 зонах интенсивности. Использовался непрерывный метод тренировки (длительный кроссовый бег в переменном темпе, фартлек, прогрессивный бег) и повторный метод (бег на отрезках от 1 до 5 км с фиксированным интервалом отдыха) тренировки. Объем беговой нагрузки относительно зон энергообеспечения составил: в аэробной - 80% от общего объема бега, аэробно-анаэробной -18 %, анаэробной - 2%. В конце контрольно-подготовительного мезоцикла у спортсменов был проведен контрольный бег на 30 км. Результаты контрольной тренировки показали высокую готовность спортсменов, а при наблюдении за временем прохождения контрольных отрезков, было выявлено, что бегуны смогли удержать ровный темп бега по всей дистанции и на заключительном отрезке увеличили скорость. Таким образом, спортсмены за 4 недели до основного соревнования имели высокую функциональную подготовленность. По нашему мнению, положительному росту функциональной подготовленности спортсменов способствовал большой объем проделанной работы в аэробной зоне энергообеспечения во время базового мезоцикла периода специальной подготовки. В предсоревновательном мезоцикле решались задачи закрепления адаптационных процессов в организме спортсменов, повышение специальной психомоторной функции органов и систем организма, а также мощности (емкости) энергетического потенциала. В этом мезоцикле общий объем беговой нагрузки был снижен, вместе с тем произошло повышение интенсивности тренировочных занятий с целью выхода спортсменов на максимальные скоростные режимы, характерные для соревновательной мышечной деятельности. Тренировочные занятия в предсоревновательном мезоцикле проводились в 3 и 4 зонах интенсивности при ЧСС 155-180 уд/мин. Применялись упражнения повторного, интервального и контрольно-подготовительного методов тренировки. При повторном методе применялся бег на отрезках 1000-3000 м на скорости АнП, интервальная тренировка выполнялась на отрезках 400-800 м выше скорости АнП, контрольно-соревновательный метод тренировки проводился на отрезках от 5 до 10 км, где ставилась задача копирования соревновательной скорости предстоящего марафонского бега. На остальных тренировках восстановительный и компенсаторный бег в 1 зоне относительной интенсивности при ЧСС 110-120 уд/мин выполнял роль активного отдыха после напряженной работы. В последнем микроцикле периода специальной подготовки проводилась в основном восстановительная работа, были проведены две поддерживающие тренировки небольшого объема на скорости АнП и с использованием интервального и повторного методов тренировки. Такое распределение тренировочной нагрузки на заключительном этапе подготовки способствовало повышению работоспособности организма спортсменов на высоких скоростях и умению эффективно и экономично использовать его энергетический потенциал в условиях напряженной мышечной деятельности. После этапа специальной подготовки бегуны принимали участие в соревнованиях, соответствующих уровню их спортивной квалификации. Показанные спортсменами результаты оказались достоверно выше их предыдущих. Таким образом, разработанная нами методика организации тренировочного процесса в специально-подготовительном периоде бегунов-марафонцев, позволила спортсменам достигнуть высокого уровня специальной подготовленности и реализовать ее в главных соревнованиях года. Положение, выносимое на защиту Рациональное планирование физической нагрузки на этапе специальной подготовки к основным соревнованиям по марафонскому бегу. Цель исследования заключается в разработке методики спортивной тренировки марафонцев на основе использования средств оперативного контроля за уровнем физического состояния спортсменов в специально- подготовительном периоде годичного цикла. Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи исследования: 1. Изучить структуру и динамику психофизических нагрузок тренировочного процесса бегунов в период подготовки к соревнованиям по марафонскому бегу. 2. Исследовать взаимосвязь результатов выступлений бегунов-марафонцев в соревнованиях на смежных дистанциях. 3. Разработать методику тренировочного процесса и экспериментально апробировать ее. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: Анализ литературных источников. Анализ и обобщение практического опыта построения тренировочного процесса у бегунов–марафонцев. Педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент. Анкетирование. ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. 1.1 Система периодизации спортивной тренировки. Растущий уровень спортивных достижений, лимит времени у занимающихся спортом требуют поиска более рациональных средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса [1, 2]. По свидетельству Л.П. Матвеева (1978), историческая практика показала, что прирост достижений спортсменов при относительном равенстве прочих условий в решающей мере зависит от четкой системы спортивной подготовки, которая развертывается, главным образом, в процессе спортивной тренировки. Спортивная тренировка – целостное основное звено тренировочного процесса, на базе которого складывается структура малых циклов (микроциклов), является упорядоченным звеном в решении определенных промежуточных задач подготовки спортсменов. Цикловое планирование тренировки по дням позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь необходимый перерыв в занятиях, осуществляемый не только за счет дней отдыха, но и путем целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных нагрузок. Продолжительность микроцикла может колебаться от 3-4 до 10-14 дней. Наиболее распространен семидневный микроцикл, который совпадает с продолжительностью календарной недели. Методика построения микроциклов зависит от ряда факторов, таких как: • динамика работоспособности в ходе календарной недели; • содержание, количество занятий, суммарная нагрузка, индивидуальный календарь стартов; • место микроцикла в структуре мезоцикла тренировки; • возможное согласование фаз индивидуальных биоритмов (лунных, физических, интеллектуальных, эмоциональных и др.). Оптимальное сочетание и последовательность распределения микроциклов, различных по своей целевой направленности, обеспечивают неуклонный рост специальной выносливости спортсменов, что является необходимым условием достижения планируемого результата (Суслов Ф.П., 1990). В последнее время меняется представление о соотношении и взаимосвязи тренировочных нагрузок различной целевой направленности в годичной подготовке спортсменов высокой квалификации [1, 4]. В зависимости от задач, поставленных на соответствующем этапе подготовки, могут использоваться различные комбинации стандартных микроциклов. Так, при повышении специальной физической подготовки у высококвалифицированных спортсменов в подготовительном периоде используются микроциклы с однонаправленным содержанием нагрузки, что позволяет повысить силу тренирующих воздействий ее и получить более высокий эффект в развитии желаемых физических качеств [5, 8]. Нельзя забывать о целесообразности комплексной тренировки в подготовительном и соревновательном периодах подготовки, т.к. применение одних и тех же тренировочных нагрузок одинаковыми средствами делает тренировку монотонной и тренировочный эффект постепенно снижается [ 8, 9 ]. Основополагающей концепцией построения комплексного тренировочного процесса является волнообразность изменения нагрузок на этапах подготовки. Данное положение было теоретически обосновано Л.П. Матвеевым (1978) как один из принципов спортивной тренировки. Дальнейшее развитие этой концепции привело к формированию “принципа маятника” (Аросьев Д.А., 1969), при котором тренировочные нагрузки в отдельных микроциклах изменяются не плавно, а путем резких смен. Метод “принцип маятника” хорошо способствует поддержанию уровня тренированности в соревновательном периоде, где мезоцикл состоит из нескольких чередующихся микроциклов. В одном широко применяются соревновательные упражнения и близкие к ним специально-подготовительные, в другом – общеподготовительные и специально-подготовительные, значительно отличающиеся содержанием и целью от соревновательных упражнений. Высокий уровень функциональной тотальной работоспособности организма представляет собой материальную (биоэнергетическую) основу для системной, высокоинтенсивной подготовки и участия в соревнованиях, которые предлагает современный спортивный календарь [ 9, 10 ]. В связи с этим наступили качественные изменения в периодизации спортивной тренировки, в структуре и содержании тренировочного процесса во времени. Фазовый характер развития спортивной формы не потерял своего принципиального значения, но в технологии ее моделирования и управления произошли серьезные качественные изменения. Прежде всего, изменения накопленного теоретического и практического опыта тренировочной и соревновательной деятельности при изучении механизмов адаптационных процессов были связаны с коммерциализацией и профессионализацией спорта высших достижений. Эти причины внесли ряд существенных изменений в структуру и содержание макро-, мезо- и микроциклов тренировки [9, 10]. С приходом в спортивный календарь коммерческих стартов соревновательный сезон у спортсменов высокого класса значительно растянулся и практически не осталось времени для целенаправленного и планомерного тренировочного процесса между стартами. Поэтому перед высококвалифицированными спортсменами встала проблема поиска новых эффективных методов подготовки, которые смогут вывести на более высокий уровень их физические кондиции [ 14, 15, 16 ]. Вместо традиционной методики построения тренировочного процесса Ю.В. Верхошанский предложил свою методику подготовки спортсменов высокого класса, заменив ее принципиально новой моделью, которая называется «блоковая система» [ 28, 29 ]. Данная система не отвергает коренным образом общий принцип комплексной физической подготовки в спорте, а лишь развивает его применительно к условиям и требованиям тренировки спортсменов высокой квалификации. Целью блоковой системы тренировки являются системный подход и структурно-функциональный анализ содержания и динамики процессов, которые лежат в основе становления спортивного мастерства и заключаются в адаптации атлета к условиям напряженной мышечной деятельности [ 31, 32 ]. С точки зрения программно-целевого подхода тренировочный процесс представляется как система тренирующих воздействий, дифференцирующаяся на микроциклы, содержание и организация которых определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей адаптации организма к конкретному двигательному режиму [31, 32 ]. При этом целевая задача подготовки спортсмена проецируется на все микроциклы тренировочного процесса и выражается в конкретном содержании, форме организации и объеме тренирующих воздействий. Это, в свою очередь, изменяет и функцию микроциклов в системе тренировки, вместо «основной структурной единицы построения тренировки» они приобретают функцию рабочей (организационно-временной) формы для упорядочения той доли тренировочной нагрузки, которая каждому из них отведена в соответствии с общей стратегией построения тренировочного процесса [ 31, 32 ]. В основе блоковой системы Ю.В. Верхошанского лежит принцип суперкомпенсации на определенном адаптационном периоде тренировки, где происходит планомерное повышение интенсивности тренировочной нагрузки, которая способствует росту механизмов аэробного и анаэробного энергообеспечения организма [ 32, 33 ]. Марафонский бег является одним из самых трудоемких видов легкой атлетики, он требует высоких аэробных способностей организма занимающегося, формирование которых занимает длительный промежуток времени. Поэтому свои первые высокие результаты спортсмены начинают показывать через 5-6 лет упорных тренировок. За этот период времени они овладевают рациональной техникой и тактикой бега, повышают уровень развития двигательных качеств и функциональных систем организма, деятельность которых адаптирована к этому виду легкой атлетики [ 32, 33 ]. Наиболее рациональной структурой построения тренировочного процесса для бегунов-марафонцев является двухцикловое и трехцикловое планирование годичной подготовки. Такое планирование обусловлено участием спортсменов в 2-3 соревнованиях по марафонскому бегу, что является наиболее оптимальным количеством выступлений, так как частые выступления на соревнованиях по марафонскому бегу приводят к перенапряжению нервной системы и срыву адаптационных процессов организма [ 33 ]. Специфическая особенность тренировочного процесса заключается в реализации достигнутого уровня тренированности при длительной системе подготовки (макроцикл), который концентрируется на участии спортсмена в одном-единственном старте [ 33 ]. В настоящее время при подготовке к ответственному старту (Олимпийские игры, чемпионат мира и Европы, Кубок мира и Европы и т.д.) в марафоне у некоторых бегунов макроцикл может длиться один год. В этом случае тренировочный процесс организуется таким образом, чтобы спортсмен достиг наивысшей спортивной формы к запланированному главному старту года; выступления в остальных соревнованиях оцениваются как вспомогательные, носящие характер подготовки [ 34, 36 ]. В остальных случаях организация тренировочного процесса строится на основе двух типов макроциклов, которые различаются по времени и зависят от периода, отведенного для подготовки к предстоящему марафону. Макроциклы могут иметь долгосрочный цикл подготовки – 4-6 месяцев и краткосрочный – 2-4 месяца. Каждый макроцикл независимо от времени подготовки состоит из 3 периодов, которые различаются по своим целям и задачам. Название каждого периода подготовки отражает специфическую направленность работы [ 34, 36 ]: 1.Подготовительный период, включает в себя следующие мезоциклы: - втягивающий, следует после восстановительного периода и служит для плавного и безопасного начала тренировочной деятельности, перед сложными и большими нагрузками; - базовый, где преимущественно используются объемные беговые нагрузки для развития выносливости как основы интенсивной беговой работы; - специально-подготовительный, который предполагает развитие качеств, которые необходимы в предстоящей соревновательной деятельности. - предсоревновательный, где продолжается дальнейшее совершенствование качеств соревновательной деятельности путем уменьшения объемных тренировок и увеличения их интенсивности. 2. Соревновательный период осуществляет подводку и участие в соревновании или серии соревнований, которые являются итоговым показателем всей предшествующей тренировочной работы. 3. Восстановительный период обеспечивает восстановление организма спортсмена после соревнования или серии соревнований перед началом нового цикла тренировок. Исследования, проведенные В.Н. Кулаковым (1995) и А.И. Галимовым (1996) среди бегунов-марафонцев, позволили выявить три часто встречающихся методических подхода построения тренировочного процесса, различных по характеру и распределению тренировочной нагрузки: 1) последовательное развитие общей и специальной выносливости, где в базовом мезоцикле 90 % объема составляет медленный и длительный бег и 6-8 % – темповый и повторный, на соревновательном – 70 % и 16-18 % соответственно; 2) комплексное развитие общей и специальной выносливости, т.е. одновременное развитие этих качеств на всех периодах подготовительного сезона; 3) построение тренировки с изменением направленности тренировочных занятий предусматривает чередование объемных и интенсивных микроциклов. Соотношение объемных и интенсивных средств тренировки во всех трех методических подходах примерно одинаково, различия имеются только в подходах к планированию тренировочного процесса. Управление тренировочным процессом должно осуществляться на основе всестороннего изучения содержания и цели тренировок, предусматривать индивидуальные особенности, состояние здоровья, соотношение объема и интенсивности беговой нагрузки с учетом функциональной готовности спортсмена в данном периоде подготовки. При достижении спортсменом вершин спортивного мастерства перед ним и тренером встает новая, более сложная задача выбора оптимальных средств и методов спортивной тренировки, которая даст существенный толчок дальнейшему росту его спортивного результата. Уровни подготовки спортсмена 1-го разряда и КМС существенно отличаются от уровня подготовки МС и МСМК; и те методы подготовки, которые обеспечивают положительный эффект для первых, для спортсменов высокой квалификации могут не дать положительных результатов, так как с ростом мастерства добиваться новых качественных эффектов становится сложнее [ 42, 43 ]. Для получения наиболее ощутимого эффекта при планировании тренировок необходима полноформатная информация о функциональной подготовленности спортсмена на данный момент времени. Знание индивидуального анаэробного порога (АнП), который является одним из основных показателей, характеризующих уровень выносливости спортсмена, помогает оптимально распределять физическую нагрузку и планировать скорость тренировочных средств [ 43 ]. Следует отметить, что анаэробный порог стайеров и бегунов-марафонцев является наглядным свидетельством уровня подготовленности спортсменов к предстоящим соревнованиям и определения оптимальной скорости преодоления соревновательной дистанции [42, 43]. Существующие комбинации тренировочных микроциклов отражают динамику физической нагрузки по волнообразной или вариативной схемам, они продолжаются одну или три недели, по завершении которых следует восстановительный микроцикл. В отношении специализированных тренировочных нагрузок у марафонцев следует заметить, что в отличие от других видов спорта целостное выполнение соревновательного упражнения является нецелесообразным. Поэтому накануне главного старта большинство спортсменов предпочитают использовать контрольный бег на 20-30 км или участвовать в небольших соревнованиях по шоссе на дистанции от 10 км до полумарафона (21,1 км), главными целями которых ставятся проверка функциональной подготовленности организма и определение скорости бега в предстоящих соревнованиях [ 42, 43 ]. 1.2 Специально-подготовительный период годичного цикла подготовки спортсменов. Теоретики и практики в области спорта постоянно ведут научные поиски вариантов организации эффективной и рациональной тренировки в разных периодах спортивной подготовки [ 43, 46 ]. И хотя в любом тренировочном процессе всегда выделяются отдельные этапы, принципам их построения уделяется значительно меньше внимания, чем того требует современный спорт. Такие этапы складываются иногда случайно и произвольно, но впоследствии занимают свое должное место в процессе подготовки (Матвеев Л.П., 2005). Эти обстоятельства привели к тому, что возникла практическая необходимость в разработке особых систем подготовки, которые объединяют содержание тренировки на отдельных этапах в органически целостные и функционально завершенные формы. Существует возможность принципиального подхода к организации большого периода предсоревновательной подготовки как функционально определенной и относительно самостоятельной части годичного цикла подготовки, целесообразность которого продиктована закономерностями адаптации организма к напряженной мышечной деятельности, а также оптимальными сроками реализации тренировочного адаптационного резерва организма (Волков Н.И.,1990; Верхошанский Ю.В., 1998). Ю.В. Верхошанский (1985) отмечает, что оптимальная продолжительность тренирующих воздействий, необходимых для полноценной реализации тренировочного адаптационного резерва организма без угрозы срыва адаптации, составит 5-6 недель при умеренном объеме нагрузки и 3-4 – при применении концентрированной. После этого должна следовать реабилитационная пауза для активизации компенсаторных процессов. По данным Ю.В. Верхошанского (1988), организм тренированного спортсмена способен воспринять три таких последовательных блока нагрузок с непродолжительными реабилитационными паузами общей длительностью 18-22 недели, это совпадает также с наблюдениями В.А. Сиренко (1990), которые были проведены за подготовкой высококвалифицированных спортсменов в циклических видах спорта. Период специальной подготовки является главным для повышения и сохранения специальных качеств спортсменов на достигнутом уровне и реализации их в соревновательной деятельности [ 46 ]. Во время периода специальной подготовки (СП) увеличивается применение специализированных средств, решаются задачи совершенствования – до максимальных величин – способностей, которые потребуются спортсмену для успешного выступления на соревнованиях. Чтобы объективизировать этот процесс в период специальной подготовки, необходимо: 1) рационально сочетать и распределять объем, интенсивность тренировочных нагрузок и полноценного отдыха [46, 47 ]; 2) совершенствовать диагностику функционального состояния спортсменов, реакции организма на нагрузку с целью индивидуального планирования и коррекции тренировочного процесса [46, 47]; 3) связать в единое целое тренировочные нагрузки, восстановительные мероприятия и режим питания ; 4) психологически готовить спортсмена к конкретному старту специальными средствами и методами [47 ]. По данным исследования, проведенного Н.И. Волковым и В.М. Зациорским , специальная подготовка к марафону должна осуществляться в последние 12-13-недельные микроциклы, которые, в свою очередь, объединяются в трехмесячный макроцикл, состоящий из 3-х мезоциклов. В конце каждого мезоцикла целесообразно проводить контрольный или длительный бег с постепенным увеличением дистанции по мере приближения старта в марафонском беге. Если продолжительность периода сократится (Матвеев Л.П., 2005), то подготовка может носить форсированный характер, которая снизит эффект повышения общей тренированности и работоспособности организма, а также ограничит возможность развития функциональной подготовленности на этом этапе. Именно на этом этапе, где большую роль играют соревнования, контрольные тренировки и занятия с большой нагрузкой, спортсмены достигают высшей спортивной формы. Соревнования, в которых спортсмен принимает участие во время периода СП, носят тренировочный характер, специальная подготовка к ним не проводится, а сами они являются важным звеном подготовки к главному старту. Некоторые подводящие соревнования предусматриваются существующим календарем соревнований, а в других спортсмен принимает участие в качестве контрольного старта или тренировки [47, 52 ]. В каждом мезоцикле решаются свои конкретные задачи, которые подчинены одной общей цели: повышению общей работоспособности спортсмена. Одни мезоциклы направлены на развитие качеств и способностей, обуславливающих уровень спортивных достижений; другие – на восстановление организма спортсмена, обеспечивая оптимальные условия для протекания адаптационных процессов, подведение к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики дистанции, состава участников, организационных, климатических и прочих факторов [52 ]. Ф.П. Суслов (1982) считает, что период специальной подготовки должен состоять из 4 выраженных этапов, на каждом из которых должна меняться психологическая установка спортсмена на соревнование. Если в подготовительном периоде подготовка стайеров и марафонцев примерно одинакова, то в период специальной подготовке они значительно отличаются, это связано со спецификой дистанций, на которых соревнуются спортсмены. Все мезоциклы состоят из микроциклов, которые в зависимости от задач и целей носят втяги....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: