VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ построения предсоревновательного этапа у фигуристов высокой квалификации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000113
Тема: Анализ построения предсоревновательного этапа у фигуристов высокой квалификации
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА
(ГЦОЛИФК)»


Институт спорта и физического воспитания
Кафедра теории и методики  лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:

«АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ЭТАПА У ФИГУРИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

Специальность 032101.65 – «Физическая культура и спорт»


Исполнитель: 
студентка 6 курса специализации 
ТиМ фигурного катания на коньках
заочной формы обучения
Смехнова Яна Александровна

Научный руководитель:
Доцент кафедры ТиМ лыжного 
 и конькобежного спорта,
фигурного катания на коньках,
к.п.н. Варданян А.Н.



Москва - 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………….………..5
1.1. Характеристика процесса подготовки фигуристов
       высокой квалификации………………………………………………………5
1.2. Характеристика видов подготовки фигуристов 
       высокой квалификации……………………………………………………....8
1.3. Построение учебно-тренировочного процесса подготовки 
       фигуристов высокой квалификации…………………………………….…22
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….28
2.1. Цель и задачи исследования………………………………………………..28
2.2. Методы исследования………………………………………………………31
2.3. Организация исследования…………………………………………………37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…...........38 
3.1. Анализ структуры тренировочного процесса в 
предсоревновательном этапе у фигуристов высокой квалификации….……..38
3.2. Анализ построения предсоревновательного этапа
подготовки у фигуристов высокой квалификации………………….…...…….42
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...62
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….70




ВВЕДЕНИЕ
    Современное фигурное катание достигло высочайшего уровня технического мастерства.  Победы в соревнованиях высокого ранга достигают только те спортсмены, в арсенале которых присутствуют самые технически сложные элементы фигурного катания. Однако  добиться желаемого результата возможно только при условии демонстрации  подобных элементов в соревновательной борьбе. 
    Таким образом, важнейшим условием достижения желаемого результата является эффективная подготовка к старту.  Актуальность выбранной  темы исследования очевидна.  Именно предстартовая подготовка во многом является той основой, на которой строится достижение успеха.
    Научная новизна исследования  заключается в том, что сделана попытка анализа   методики построения предсоревновательного  этапа подготовки фигуристов высокой квалификации, позволяющего добиться необходимой эффективности  планирования работы по подготовке к старту.
    Полученные данные добавляют теоретические сведения теории и методики процесса подготовки к соревнованиям фигуристов высокой квалификации
    Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных материалов в практической работе тренеров и специалистов по фигурному катанию на коньках.
    Предмет исследования – методика построения предсоревновательного этапа  подготовки фигуристов высокой квалификации.
    Объект исследования – процесс тренировки в предсоревновательном этапе подготовки  у фигуристов высокой квалификации. 
    Проблема - современные тенденции методики построения предсоревновательного этапа  подготовки фигуристов высокой квалификации.
























ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1.Характиристика процесса подготовки фигуристов высокой квалификации

    Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности. [2]
    Спортивное совершенствование в процессе тренировки представляет собой использование целой совокупности тренировочных и вне тренировочных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и в конечном счете на повышение уровня его работоспособности (тренированности), то есть приспособленности его организма к конкретной работе.
    Целью  подготовки фигуристов на этапе реализации индивидуальных возможностей в фигурном катании на коньках является достижение максимального для каждого фигуриста уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных результатов в ответственных соревнованиях [24].
    Для достижения этой цели в процессе тренировки фигуристов решаются следующие основные задачи:
1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины
2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов
3. Совершенствование психических процессов, функций, морально этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований
4. Приобретение	теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача
5. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона.
    Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами подготовки спортсмена в процессе тренировки - технической, тактической, физической, психологической, теоретической и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.
    Состояние наивысшей готовности фигуриста на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или многолетнего цикла тренировки) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует максимальный для себя спортивный результат.
    Основные задачи спортивной тренировки фигуристов детализируются в зависимости от:
1. Индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.)
2. Специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины
3. Периода, этапа тренировки 
4. Целого ряда других факторов
    В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тренировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса (месяц, один год, несколько лети т.п.) [10].
     Спортивную тренировку в фигурном катании характеризуют некоторые отличительные черты, которые можно определить следующим образом:
* Направленность на достижение индивидуально возможного высшего результата в фигурном катании
* Ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена 
* Большая продолжительность занятий, необходимая для достижения спортивных максимальных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации
* Исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здоровья спортсменов, его психофизическим возможностям
* Высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов
* Необходимость систематического и углубленного комплексного контроля над состоянием спортсмена в процессе тренировочных занятий и соревнований
* Руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена
* Широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена
    Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортивному достижению. Собственно тренировочные упражнения являются главным средством потому, что их применение позволяет решать основные задачи спортивной тренировки. Все физические упражнения подразделяются на соревновательные и подготовительные, а последние, в свою очередь, на специально - подготовительные и общеподготовительные [21].
    
1.2. Характеристика видов подготовки фигуристов высокой квалификации

    В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации: по преимущественному влиянию на иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка); по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка); по степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).[27]
    Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
    Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом. Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
* Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен
* Разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в фигурном катании это - соотношение частоты использования разных игровых приемов
    Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - фигурное катание, гимнастика, единоборства, спортивные игры.
    Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
    Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.
    Для хорошо освоенных движений типичны:
    а) Стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях
    б) Устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях)
    в)	Сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке
    г) Автоматизированность выполнения действий
    Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
    Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:
* Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в фигурном катании
* Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП
    Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений  фигурного катания. Она обеспечивает решение следующих задач:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано	закономерностями	спортивно-тактического совершенствования)
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее
    Процесс овладения и совершенствования техникой движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.
    В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки:
1. Поисковый
2. Стабилизации
3. Адаптивного совершенствования (приспособительного)
    Техническая подготовка на первом этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. На втором этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий [23].
    Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На третьем  этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.
     Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются:
1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в фигурном катании, повышение их эффективности в соревновательных условиях
2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики
    Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.
    Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.
    Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности фигуристов. Это объясняется следующими факторами:
* Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, в фигурном катании для  выполнения  прыжка в четыре оборота, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силовых и координационных способностей
* Высокий уровень физической подготовленности – одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок.
За последние 20 – 25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших фигуристов мира увеличились в 3 – 4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.
    Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста и квалификации.  Фигурное катание предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
    ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. Задачи ОФП:
1. Повышение	и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма
2. Развитие	всех основных физических качеств - силы, выносливости
3. Устранение	недостатков в физическом развитии
    Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У фигуристов, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится значительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но большим числом повторений.
    СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике фигурного катания. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
    Задачи СФП:
1. Развитие физических способностей, необходимых для занятий фигурным катанием
2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в фигурном катании
3.  Умение проявлять свои функциональные возможности в специфических условиях соревновательной деятельности. Например, у фигуристов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартной нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг мин. А при плавании с соревновательной скоростью – 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК
4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и т.д.) у фигуристов, специализирующихся на разных видах фигурного катания, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в фигурном катании и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.
    Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
    Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, этапов и периодов тренировочного процесса и др.
    Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований [26].
    Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач, в конечном счете, можно свести к 3:
1. Показать	максимальный, рекордный результат
2. Победить	соперника независимо от того, какой будет показан результат
3. Выиграть	соревнования и одновременно показать высший результат
    Задачи тактической подготовки в фигурном катании:  воспитание
способностей мобилизовать все силы в ответственный момент,  совершенствование врабатываемости организма, формирование умений включаться в состязания
    Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
    Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной самарегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д. [5].
    Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.
    Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется  уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. [30]
    Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях [28]. 
    К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высоко развитые  качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.
    Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.
    Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в фигурном катании всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, таки общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь [8].
    В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.
    У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятий спортом - быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности – выполнить     спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др.[16,29]
    Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена. 
    Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера [8].
    Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательном нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.
    Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.
    Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.
Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.
    Основные волевые качества в спорте – целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание [28,30]
    Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и задачи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.
    Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях. Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениями действиям товарищей, исправлять свое поведение.
    Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его
готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.
    Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.
    Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий [11]
    В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа [30]. Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.
    Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. Как правило, у каждого вида спорта своя специфика, исходя из этого могут воспитываться разные волевые качества. В связи с этим заслуживают внимания классификация ведущих и дополнительных волевых качеств спортсмена, которую предложил Генов Ф.Г., (1980).
    Воспитание волевых качеств спортсменов связано с постоянным преодолением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых усилий трудностей, борьба с «тепличными» условиями, создание на тренировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение условий занятий к соревновательным - вот основные требования, которые дают возможность воспитывать волевые качества в процессе тренировки.
    
1.3. Построение учебно-тренировочного процесса подготовки фигуристов  высокой квалификации
    
    У фигуристов высокой квалификации годичный цикл подготовки состоит из подготовительного периода (июнь - ноябрь), включающего этап контрольных соревновании (сентябрь - ноябрь), соревновательного периода (декабрь - апрель) и переходного периода (апрель - май).
    К основным задачам подготовительного периода (этап максимальной реализации индивидуальных возможностей) можно отнести:
1. Повышение общего уровня функциональных возможностей фигуристов
2. Развитие скоростно-силовых способностей фигуристов
3. Овладение новыми техническими элементами, включенными в короткую  программу
4. Овладение сложными техническими элементами произвольной программы
5. Совершенствование исполнения соревновательных программ
     Основной целью переходного периода  является восстановление сил и здоровья спортсменов. Задачами, стоящими перед фигуристами на данном этапе являются:
    1. Освоение  новых элементов
    2. Совершенствование освоенных элементов
    3. Составление новых соревновательных программ
    4. Реабилитация
    Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных соревнований.
    Цель, задачи соревновательного периода. К основным задачам подготовки фигуристов - одиночников в этот период можно отнести следующие:
    1. Достижение высоких спортивных результатов
    2. Повышение специальной выносливости
    3. Совершенствование выполнения сложных технических элементов
    4. Совершенствование выполнения соревновательных упражнений (короткой и произвольной программ)
    В соревновательный период фигуристы - одиночники используют средства вспомогательной и специальной подготовки, однако основной объем нагрузки приходится на СП (85–90 %). Фигуристы высокой квалификации участвуют в 7-8 соревнованиях.
    На этапе основных соревнований (январь – март) ведется целенаправленная тренировочная работа по исправлению ошибок, выявленных в ходе контрольных стартов. Фигуристы - одиночники используют в соревновательный период 5–6–дневные микроциклы, выполняя в каждой тренировке от 200 до 270 элементов, в среднем 40-50 элементов в день (75–90 % общей нагрузки занимают прыжковые элементы).
    В соревновательный период целесообразно моделировать трехдневный микроцикл: 1-й день – тренировка и контрольный старт по короткой программе, 2-й день – тренировка и контрольный старт по произвольной программе, 3-й день – отдых. Приведем пример экспериментальной тренировки: разминка - 6 мин, два полных проката произвольной программы с двухминутным интервалом отдыха (в сумме – 17 мин). 
    Целесообразно не менее чем за две-три недели до предстоящих стартов тренироваться именно в те часы, в которые будут проходить соревнования по обязательным, оригинальному и произвольному танцам. Желательно также за две недели до старта провести контрольную прикидку по программе соревнований или принять участие в показательных выступлениях с произвольной программой [3]. 
    В соревновательный период включает - предсоревновательные этапы.
    Предсоревновательные микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыхав соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.
    Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний. В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника». При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0- циклы), а низкой - чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверх восстановления работоспособности спортсмена [7].
    Напряженность и содержание тренировочны.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44