VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Расцвет творческой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004410
Тема: Расцвет творческой деятельности
Содержание
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА



Тема работы: «Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского»



Курсовая работа студента
2 курса 22 группы
Полякова Евгения Александровича
Научный руководитель
Доктор педагогических наук, профессор Башманова Е. Л.








Курск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава 1. Биография В. А. Сухомлинского
5
1.1. Детство и юность Сухомлинского В. А. Становление профессиональных взглядов
5
1.2. Расцвет творческой деятельности
9
Глава 2. Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского 
15
2.1. Идеи о воспитании
15
2.2. Идеи о гуманизации образовательного процесса
21
Заключение
24
Список используемых источников
26



ВВЕДЕНИЕ
     Отечественное образование всегда отличалось присутствием самобытных авторских подходов и концепций, которые позволяют существенным образом повысить конечные результаты учебного процесса. Необходимо отметить, что именно образовательная сфера, откликаясь на проблемы общества и цивилизации в целом, способна и обязана существенно влиять на развитие тех или иных тенденций в обществе, предупреждать нежелательное развитие событий и находить свои специфические возможности для решения глобальных или локальных социальных проблем. Таким образом, педагогическая наука нацелена на разрешение главной проблемы – повышение качества образования, которое должно соответствовать социальному заказу общества.
     Огромный вклад в теорию и практику формирования педагогической культуры в 50–60-е гг. XX века внес выдающийся отечественный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно обладает силой. 
     Педагогическое наследие Сухомлинского с каждым годом привлекает к себе все более пристальное внимание со стороны мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Педагогическая система, созданная им, обогатила отечественную педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла свой вклад как в теорию, так и в практику воспитания и образования.[1]
     Целью работы является анализ основных положений концепций педагогики Сухомлинского В. А., как основы гуманистического воспитания.
     Объект исследования: педагогическое наследие Сухомлинского В. А.
     Предмет исследования: идеи о воспитании и гуманизации образовательного процесса.
     Задачи курсовой работы:
* Ознакомиться с биографией Сухомлинского В. А. 
* Проанализировать педагогическое наследие педагога.
* Рассмотреть идеи о воспитании детей и гуманизации образовательного процесса.
     Данная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы с подразделами, заключения и списка литературы. Во введении сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования. В основной части решаются поставленные задачи. В заключении подведены итоги курсового исследования.






ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ В. А. СУХОМЛИНСКОГО
1.1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ
     Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в крестьянской семье в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в самом центре Украины. Он стал вторым ребенком из четверых детей, родившихся в семье. Условия, в которых рос будущий педагог, были очень сложными: революция 1917 г., гражданская война, частая смена украинских правительств, принудительная коллективизация, голодомор 1933 года.
     В эти тяжелые годы украинское село выносило все тяготы только благодаря патриархальным традициям с их преданностью семейным ценностям, нравственным устоям и природе. Оно руководствовалось, в первую очередь, трудовыми ценностями и традициями: постоянная и тяжелая работа, ответственность и самоограничение стали тем стержнем, который поддерживал людей в эти нелегкие годы, в том числе и семье Сухомлинских, а Сухомлинскому-юноше еще и настойчиво учиться, искать свое место в жизни.
     Отец Сухомлинского — Александр Емельянович — был значимым человеком в селе: и учитель труда, и плотник, и сельский корреспондент, и член правления колхоза, и активный участник сельской самодеятельности. Мама и бабушка были талантливыми и творческими натурами, носительницами народных обычаев, великолепными рассказчицами, что немало повлияло на личность будущего педагога.
     На протяжении 1926 — 1933 гг. обучался в семилетней школе.
     Ученики и учителя, с которыми мальчик общался в эти годы, наблюдали ранние проявления его творческой натуры — пишет стихи, хорошо рисует, играет на народных музыкальных инструментах. В это же время раскрываются и его педагогические склонности: зачастую, в окружении детей, он заменяет учителя, помогает одноклассникам.
     Природные способности Василия Сухомлинского, которые были развиты в школьные годы, определили выбор его жизненного пути: в 1934 г. он вступает на подготовительные курсы педагогического института в Кременчуге (Полтавская обл.) и, окончив их, поступает на факультет украинского языка и литературы в том же институте.
     На выбор профессии, а затем и направление творчества Василия Александровича в значительной мере оказало влияние то, что рос он болезненным ребенком. С одной стороны, это побуждало к самоанализу, углублению в мир собственных чувств и переживаний, а с другой — вызывало его пристальное внимание к тем, кто нуждался в помощи, к меньшим, беззащитным, более слабым.
     В 1935 г. в связи с болезнью Василий Сухомлинский был вынужден оставить учебу в институте. Он начинает работать в школе, которой (за исключением двух военных лет) посвятил всю свою жизнь. Он учительствует в сельских школах Онуфриевского района, откуда родом, и заочно обучается в Полтавском педагогическом институте. «С большой теплотой вспоминаю о Полтавском педагогическом институте, который окончил, — писал он со временем, — о преподавателях педагогики, литературы, истории. Здесь педагогика была не засушенными выводами, а живым, ярким рассказом об искусстве воспитания, о методах воздействия на сознание и чувства».  
     В 1938 г., окончив обучение, он продолжает работать в школе, но уже завучем в Онуфриевке, районном центре. Работа в школе в сочетании с самостоятельным овладением педагогическими познаниями дала простор педагогическому творчеству, разработке самостоятельного, незаимствованного подхода к проблемам воспитания и обучения детей.
     В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, В. А. Сухомлинский был призван в армию, направлен на кратковременные курсы политруков в Москву, а затем, после их завершения, принимал участие в боях на Калининском фронте. Война оставила глубокий след в творчестве педагога. В своих работах, в воспитательной деятельности он много писал и говорил о ней, о бедах и несчастьях, которые принесло это нашествие, о героизме советского народа. Война прошла сквозь его жизнь и судьбу: участник тяжелых боев, серьезно раненный под Ржевом и растерявший своих родных, Василий Александрович писал о ней болью своих незаживающих ран, считал ее источником воспитания, гражданственности и патриотизма.
     После ранения и многочисленных госпиталей в 1942 г. В. А. Сухомлинского комиссовали из армии как инвалида. До 1944 г. работал директором школы в небольшом поселке Ува в Удмуртии. Как и у большинства учителей того времени, вся его деятельность была направлена на то, чтобы обогреть, накормить, обуть, одеть и научить израненных войной детей.
     Это были нелегкие для педагога годы. Он горячо любил Украину, которая изнемогала в войне. О своих родных не знал ничего — матери, отце, двух братьях и сестре. Он всюду писал письма, разыскивая их. В это же время Василий Александрович знакомится со своей будущей женой Анной Ивановной Девятовой, работником Наркомпроса Удмуртии. Они поженились в 1944 г. И как только была освобождена Украина, супруги уехали на Родину. Украина собирала своих сыновей на восстановление народного хозяйства, разрушенного войной. Это был довольно рискованный шаг — В. А. Сухомлинский был инвалидом, Украина сожжена и разрушена. Но им управляло только одно желание — лично сделать что-то для Родины.
     С 1944 по 1948 год Сухомлинский – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. Восстановление школ, подбор кадров, организация детского питания, непосредственная помощь детям-сиротам. Работы много. И вся эта административная деятельность его не удовлетворяла, не давала простора для его творческой, инициативной натуры. При первой же возможности он попросился в школу — к детям, к живому делу.
     С 1948 г. и до конца своей жизни Василий Александрович работал в средней школе в Павлыше. Именно здесь он был дома. Здесь он реализовался как личность, как педагог и как писатель-моралист. Жизнь в Павлыше дала ему силы и чувство внутренней свободы. Именно здесь он мог проявлять личностные качества, высказывать свои взгляды, отстаивая собственные убеждения. Здесь он действовал самостоятельно и, зачастую, вопреки официальным указаниям.
     Ежедневное общение с детьми ставило перед директором большое количество педагогических проблем, требующих теоретического осмысления и практической проверки. Он занимается исследованием средств повышения успеваемости и грамотности учащихся, а так же задумывается над усовершенствованием форм обучения, над взаимосвязью между его условиями и результатами. Свои соображения педагог делает достоянием гласности на страницах сначала областной и районной печати, а затем — республиканских и всесоюзных средств массовой информации.
     Проблемы организации и руководства учебно-воспитательной работой школы находятся в центре его внимания. В 1955 году в Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко на философском факультете  Василий Александрович защищает кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы —  руководитель учебно-воспитательной работы».
     Научные и практические поиски педагог осуществлял в русле развития официальной педагогики, которая в целом ставила перед собой те же задачи, но у Сухомлинского, как творческого человека, они не всегда вписывались в задекларированные и запланированные каноны.
     Жизнь В. А. Сухомлинского оборвалась очень рано — на 52-м году жизни. В отличие от множества его предшественников и современников, Василий Александрович был учителем-практиком, создателем экспериментальной и авторской школы, где апробировались его педагогические идеи, и к которой обращалась передовая интеллигенция.
     Своим образом жизни В. А. Сухомлинский также оказывал влияние на распространение своих педагогических взглядов. Его личность была необычной для педагогической науки того времени: сельский учитель, аскетический образ жизни, неутомимый труженик. Это придавало идеям Василия Александровича особый вес и звучание.[2]
     
     
     
     1.2. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО
     Расцвет творческой деятельности великого педагога пришелся на 50 – 60 гг. XX века.
     В конце 50-х годов Василий Александрович в своей теоретической и практической деятельности идет от школы обучения (учения), от направленности лишь на развитие интеллекта учеников к трудовой школе как основе развития детей и подготовки их к жизни, где основным средством воспитания был избран педагогически обоснованный и методически направленный труд. Эти идеи наиболее выразительно звучат в таких работах: «Воспитание коммунистического отношения к труду» (1959), «Формирование коммунистических убеждений у молодого поколения» (1961), «Воспитание советского патриотизма у школьников» (1959). Его собственные творческие изыскания совпали с интересным и плодотворным периодом в жизни Советского Союза. Приближалось время XX съезда КПСС, 1956 год, период, который получил название «хрущевской оттепели» и был связан с частичной демократизацией общественной жизни.
     «Оттепель» стала мощным стимулом для творческой интеллигенции всего Советского Союза по развитию идей, которые отталкивались от их личностного выбора, собственных интересов и потребностей. В эти годы появляется много ученых — философов, психологов, педагогов-дидактов, писателей, художников, которые начинают развивать новаторские по форме и содержанию концепции, идеи, создавать произведения искусства. Это были так называемые шестидесятники, ставшие предвестниками процессов перестройки и демократизации общества конца 80-х — начала 90-х годов. В. А. Сухомлинский принадлежал к их числу.
     С 1956-го и до середины 1960-х годов Василий Александрович разрабатывает свою педагогическую систему. Двигателем творческого процесса для него становится неудовлетворенность существующими в педагогике и практике работы школы авторитарно-догматическими структурами воспитания и схоластическим, оторванным от жизни содержанием образования. Это особый этап жизни Сухомлинского, время ожидания радикальных изменений.
     В эти годы он обращается к темам и проблемам, которые раньше не были предметом педагогической рефлексии. Так, в 1961 г. он публикует книгу «Духовный мир школьника», в 1962 — «Человек неповторим», в 1963 — «Нравственный идеал молодого поколения», а в 1965 г. — «Воспитание личности в советской школе». Эти работы вдохновили на дальнейшие творческие поиски.
     Именно в этот период педагог высказывает довольно критическое отношение к государственной политике руководства школой — пишет письма первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву, где не соглашается с партийной программой реформирования школы, а также выступает на совещании при ЦК КПСС по поводу организации школ-интернатов, где называет идею общего общественно-государственного воспитания детей с двух лет необоснованной и опасной [3,4].
     Со временем, в 1990-е годы была высказана мысль о значительном влиянии идей В. А. Сухомлинского на развитие образования в государстве. 
     Поскольку поиски педагога совпадали с общим направлением демократизации советского общества, они были поддержаны на общегосударственном уровне: в 1957 г. Сухомлинский был избран членом корреспондентом Академии педагогических наук РРФСР, а в 1958 г. ему было присвоено звание заслуженного учителя школы УССР. В 1960 г. он был награжден орденом Ленина.
     На деятельности В. А. Сухомлинского как педагога-мыслителя сказались процессы, которые сводили на нет достижения «оттепели» конца 50-х — начала 60-х годов. Возвращенная в свое обычное русло школа, еще больше заидеологизированная и заполитизированная педагогика, догматизм духовной и моральной жизни поставили точку на официальных поисках в этой области, очертили четкие рамки, ограничивавшие появление и распространение новых идей.
     Вопреки этому Василий Александрович продолжал экспериментировать, что, в конце концов, привело к личностной драме и драме его идей, с одной стороны, а с другой, через глубокий катарсис поставило в ряд выдающихся педагогов-гуманистов современной эпохи.
     В целостном виде гуманистические педагогические идеи Сухомлинского впервые изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967). Вот главнейшие из них: доверие и уважение к детской личности, взгляд на учебную деятельность школьников как насыщенный творческими открытиями процесс познания и самопознания, ограничение сферы влияния коллектива на личность, воспитание без наказаний, возрастание влияния роли слова и личности учителя на ребенка. [5]
     Эти взгляды Сухомлинского на воспитание вызвали негодование со стороны официальной педагогики. «Этюды о коммунистическом воспитании» были подвергнуты сокрушительной критике (Б. Лихачов, В. Кумарин, Л. Гордин, В. Коротов).
     Лишенный возможности отстаивать свою позицию в педагогической печати из-за отказа газет и журналов печатать его статьи в защиту своих идей, в условиях неприятия В. А. Сухомлинский продолжает развивать свои идеи в таких общеизвестных сегодня произведениях, как «Сердце отдаю детям» (1968 — ГДР, 1969 — УССР), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1970).
     Вот главные положения, которые Василий Александрович развил в этих и других своих произведениях:
* любовь к ребенку;
* развитие творческих сил каждой отдельной личности в условиях коллективного содружества на основе этико-эстетических ценностей, интересов, потребностей, направленных в конечном итоге на творческий труд;
* культ природы, природа как важнейшее средство воспитания чувства прекрасного и гармонии;
* формирование у детей «культуры желаний» и «культуры потребностей»;
* разработка демократических средств и методов обучения и воспитания (уважение, поощрение, опора на положительное, нравственный характер педагогических влияний);
* обращение к внутреннему миру ребенка, опора на его силы, внутренние потенции, поддержка и развитие того позитивного, что есть в каждой личности;
* развитие идеи «радости познания», построение процесса обучения как свободного раскрытия и стимулирование возможностей и способностей каждого ребенка;
* демократизация структуры управления учебно-воспитательным процессом в школе (психологический и педагогический семинары, школа для родителей и т.п.).
     Все эти положения были подчинены идее коммунистического воспитания. Коммунизм выступает у Сухомлинского как общество счастливых, гармонично развитых людей, где властвуют высоконравственные отношения, утверждается социальная справедливость, развивается высокая духовность. Одновременно он говорит и про общественные недостатки. Противоречия, возникающие между запланированными воспитательными воздействиями и стихийными влияниями среды, он называет «педагогическим диссонансом» и утверждает: «Чем резче диссонанс между предусмотренными, рассчитанными способами воспитания и способами непреднамеренными, которые являют собой среду для формирования общественных инстинктов человека, тем труднее воспитывать и тем труднее формировать то, что в практике называется «голосом совести».[6] Те недостатки, которые он видел в жизни, считал просчетами, ошибками и призывал своих воспитанников бороться с ними доступными юношам и девушкам средствами и методами.
     Особое внимание педагог уделяет идее самоценности и неповторимости, талантливости каждого без исключения ребенка. Он заботится о свободном развитии личности в педагогически продуманных условиях, активно включая социальную среду, естественное воспитание (то есть в единстве с природой) в сферу педагогических влияний как важных факторов формирования человека — его ума, ощущений, эмоций («уроки мышления на природе», «школа под голубым небом», «школа радости»). Сухомлинский прилагает немало усилий для организации переживания детьми накопленного опыта, где главная роль принадлежит учителю. В. Сухомлинский предлагает и обосновывает новый стиль воспитания — авторитетное воспитание, основанное на высоком авторитете учителя, владеющего высокими профессиональными и нравственными личностными качествами, а также способного поддержать личностное развитие ребенка на принципах уважительного и гибкого подхода к нему. Он предлагает отказаться от коллективных средств влияния на личность, в особенности, когда речь идет о каком-то проступке, разрабатывает комплексную программу «воспитания красотой» человека, природы, действия. Педагог доказывает важность включения полового воспитания в структуру учебно-воспитательного процесса. Он решает проблему биологического и социального в пользу двухфакторного влияния (учет, кроме социальных факторов, физического состояния, пола, наследственности, уровня развития способностей).
     В последний период жизни В. А. Сухомлинский все громче и эмоциональнее отстаивает народные императивы и ценности, опирается на украинскую этнопедагогику, вводит ее во все звенья педагогического процесса, акцентируя на значении родного языка, слова, песни, поэзии, сказки. Расширяя педагогическое пространство, он начинает сам создавать для павлышских детей сказки, рассказы, притчи, которые являются ярким отражением украинской ментальности, украинского мировосприятия, и широко применяет их в учебно-воспитательном процессе.
     Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского, которые с насмешкой отбрасывало консервативное крыло официальной педагогики, с энтузиазмом и радостью воспринимали учителями, родители, широкая педагогическая общественность. Павлышская школа, которой руководил и где экспериментировал педагог, постепенно превратилась в педагогическую Мекку — побывать в ней стремились учителя не только с Украины, многих уголков СССР, но и из-за рубежа.
     Позиции В. А. Сухомлинского поддерживали также некоторые официальные лица, в частности первый секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, которому, без сомнения, импонировало обращение Василия Александровича к национальным истокам. Именно благодаря его поддержке педагогу было присвоено в 1968 году звание Героя Социалистического труда, и он был награжден вторым орденом Ленина. [2]
     Жизнь В. А. Сухомлинского оборвалась на взлете — на 52-м году жизни. Он был преисполнен замыслов, мечтаний, творческих находок. Об этом свидетельствуют произведения, опубликованные в 70-е годы — «Методика воспитания коллектива» (1971), «Разговор с молодым директором школы» (1973), «Письма к сыну» (1978). В них он расширяет и углубляет свои гуманистические идеи в направлении развития духовности, которая, по убеждению педагога, опосредствует все другие черты личности.
     Работы, над которыми он трудился до последних дней — «Как воспитать настоящего человека» (1989), «Хрестоматия по этике» (1990) — целиком посвящены формированию духовности как определяющего, основного качества личности путем нравственно-этического воспитания, привития духовно-моральных ценностей. В. А. Сухомлинский включил этику в структуру педагогической науки, наполнил ее педагогическим содержанием, ценностными основами, исходя из социальных реалий, а также народной и классической культуры. Он выстраивает воспитательный процесс в направлении привития «культуры чувств», «культуры желаний», красоты и любви, создает «философию для детей», ее основой выступают написанные им художественные миниатюры, а педагогическая аргументация закладывается в моральных поучениях («Как воспитать настоящего человека»), в которых важное место принадлежит экзистенционально направленной «педагогике сердца». [7]
     
     ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
2.1. ИДЕИ О ВОСПИТАНИИ
     Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.
     Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
     * воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
     * общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
     * в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
     * ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях
     Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика,  возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
     Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:
     * перед людьми
     * обществом
     * родителями
     * коллективом
     Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность. [8]
     Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию. [9]
     Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех. [10]
     Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
     Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду. [11]
     Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа. Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту. [9]
     Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.
     Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.
      «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
     Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
     Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
     Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального. [9]
     На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний.  Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
     Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.
     «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно искренний, поскольку любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. [12]
     В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой- либо работы, записывание жалоб в дневник.
   * Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках. (В. Сухомлинский)
     Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».
   * Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (В. Сухомлинский)
     Сухомлинский считал, что правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.
     Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.
     Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».
     Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».
     Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике. [13]
     Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
     И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей».
    
    

     2.2. ИДЕИ О ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
     В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».
     Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
     Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.
     Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но приде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%