- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические условия гражданского воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001930 |
Тема: | Педагогические условия гражданского воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности |
Содержание
Педагогические условия гражданского воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников 1.1. Гражданское воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема 1.2. Особенности гражданского воспитания младших школьников 1.3. Коллективная творческая деятельность как средство гражданского воспитания младших школьников Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование гражданского воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности 2.1. Выявление уровней гражданской воспитанности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 2.2. Организация коллективной творческой деятельности по гражданскому воспитанию младших школьников на формирующем этапе эксперимента 2.3. Анализ результатов опытно-эспериментального исследования на контрольном этапе эксперимента Заключение Библиографический список литературы Приложения Введение Становление гражданского общества и усовершенствование российского государства на современном этапе призывают, чтобы система образования способствовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения. Воспитание юного гражданина считается целостным и сложным процессом. Невозможно воспитывать человека, только лишь посредством влияния на его сознание. Полноценность воспитания основывается на единства мысли и действий, убеждений и поступков, сознания и поведения. Большое место по осуществлению гражданского воспитания имеет период обучения детей в начальных классах. Как и другие направления воспитательной деятельности, основной задачей по гражданскому воспитанию является формирование и развитие личности обучающихся, учет их индивидуальных и психологических особенностей, социальных опытов, мотивов, потребностей, способностей. Следовательно, методы и формы по гражданскому воспитанию в начальных классах определяются с учетом возрастных особенностей обучающихся. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматривали в своих работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие отечественные педагоги. Проблемы гражданского воспитания на современном этапе разрабатываютсяв исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е. Е. Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий и др. Для того, чтобы гражданское воспитание младших школьников происходилоуспешнее, необходимы специальные педагогические действия. Подобные условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД). КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь. Актуальность нашего исследования состоит в том, что постоянно развивающееся Российское государство всегда нуждалось в людях, обладающих высокими моральными качествами: нравственностью, духовностью, гражданственностью. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Все выше изложенное обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия гражданского воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности». Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить педагогические условия гражданского воспитания младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности. Объект исследования: гражданское воспитание младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия гражданского воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности. Гипотеза исследования: гражданское воспитание младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности будет осуществляться успешно, если учитель: — опирается на данные диагностики уровней гражданской воспитанности младших школьников; — подбирает комплекс коллективных творческих дел гражданской направленности; — вовлекает детей в процесс подготовки, проведения и анализа коллективных творческих дел гражданской направленности. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме гражданского воспитания младших школьников. 2. Рассмотреть особенности гражданского воспитания младших школьников. 3. Охарактеризовать возможности коллективной творческой деятельности в гражданском воспитании младших школьников. 4. Выявить уровни гражданской воспитанности младших школьников. 5. Провести опытно-экспериментальное исследование гражданского воспитания младших школьников в условиях коллективной творческой деятельности и проанализировать результаты. Методологические основы исследования: — идеи В.А Сухомлинского, В.А Сластёнина о гражданском воспитании школьников; — теоретические положения Т.В Болотиной, Е.Б Евладовой о формировании гражданских качеств у младших школьников; — концептуальные положения И.П. Иванова по организации коллективной творческой деятельности младших школьников. Методы исследования: — теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме гражданского воспитания младших школьников; — эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); педагогическая диагностика: методика «Незаконченный тезис» Н.Е Щурковой, «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающихся младшего школьного возраста» М.И Шиловой, анкета «Коллективная творческая деятельность глазами учащихся» Ф.П Черноусовой. — интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования. Теоретическая значимость исследования определяется расширением багажа знаний по проблеме гражданского воспитания младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы учителями начальных классов и студентами-практикантами в работе по гражданскому воспитанию младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности. Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Идринское. Классы: 3 «Г» (экспериментальный) и 3 «В» (контрольный). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников 1.1. Гражданское воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема Общество, в котором живет современный человек, динамично и радикально изменяется. Эти изменения сопряжены с преобразованиями в сфере экономики, политики, социальных взаимоотношений, культуры и образования. Происходит переоценка ценностей современного общества, потеря нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Национальная доктрина образования Российской Федерации одной из приоритетных задач определяет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, утрата ценностей, рост бездуховности и преступности среди молодежи не может не вызвать беспокойства за будущее страны. С другой стороны, в период становления демократического государства, возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях. В обществе осознана необходимость серьезной комплексной разработки темы гражданского становления школьников в изменившихся социально-политических условиях. Происходит процесс переориентации на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Как одно из основных направлений современной государственной образовательной политики рассматривается усиление воспитательной функции образования, формирование у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, гражданственности. Рассмотрим сущность понятия «гражданственность». Под гражданственностью И.Л Гуляева выделяет«интегративное качество личности» по следующим аспектам: « а) мировоззренческому (знания, убеждения, ценностные ориентации); б) поведенческому (нормы, установки, поступки); в) оценивающему (качественное состояние нравственного, правового самосознания, стиль мышления, познавательные оценки, их характер и содержание); г) культурному (культура чувств, отношений, поведения, содержание и характер самодеятельного творчества)» [12, с. 311]. Гражданское воспитание предполагает развитие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, «питающих» чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны и общественной жизни – в формах, не противоречащих моральным и правовым нормам. Каждый год школа выпускает в быстро меняющуюся жизнь молодых людей, и чтобы сохранить стабильность в обществе, у выпускников должны быть четкие моральные ориентиры и ясная гражданская позиция. Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации, и поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот,– невозможным и недоступным [11, с. 15]. По мнению Д.А Показаньева,именно школа должна формировать в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. Для этого необходимо: «- вооружить подрастающее поколение знаниями основ русской и общемировой культуры, сформировать мотивацию к культурному саморазвитию; - развить в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; - сформировать национальное самосознание; - заложить патриотические основы; - способствовать формированию толерантности». Перед педагогами современной школы, как основного звена воспитания школьников, стоит социально значимая задача по созданию условий, способствующих гражданскому воспитанию, как важного социального свойства индивида. Гражданственность как одно из основных качеств личности имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества и предполагает наличие у человека системы социально значимых нравственных ориентиров [36, с. 41]. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. По мнению О.Г Давыдовой это означает, что он: «- уверен в себе, активен, не боится пробовать; - умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него; - способен к саморазвитию; - умеет принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленной целью; - умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свободы других людей». [12, с. 128] Гражданское воспитание способствует сознательному и активному выполнению гражданских обязанностей перед государством, обществом; разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны. Чувство гражданственности вытекает из осознания человеком себя как личности, обладающей определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующей в принятии решений и руководствующейся в своей жизни определенными моральными нормами и ценностями. Гражданское воспитание– необходимость не только нравственная, но и социальная. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правого государства характеризует высокая потребность в социальной активности. Гражданское воспитание является одним из сторон процесса социализации – включения индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закрепленных в культуре. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая стать ему полноправным членом общества, и в то же время обеспечивает жизнедеятельность самого общества и преемственность его культурных, гражданских традиций. [46, с. 29] Необходимым условием гражданского воспитания младших школьников, являются психолого-педагогические предпосылки: «- наличие знаний о мире, обществе, самом себе; - освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности; - накопление опыта человеческого общения». Приоритетными условиями гражданского воспитания младших школьников являются: - личные качества учителя (его духовность, нравственность, всегда четкая и ясная позиция по какому-либо вопросу). Необходим положительный, высоко нравственный образ человека, который на протяжении длительного времени мог бы работой, отношением к миру и своему государству формировать мировоззренческие позиции младших школьников; - приобщение к традициям школы, через которые происходит формирование отношения к школе как второму дому. На эффективность процесса формирования гражданственности, по мнению Т. М Толкачева, у младших школьников оказывают влияние следующие факторы: «-психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста; - влияние семьи, старшего поколения; - пережитый личный опыт; - средства массовой информации; - общение со сверстниками; - процесс вовлечения младших школьников в деятельность общественной направленности при программно-методической поддержке с учетом тенденций развития современного общества».[48, с. 12] Процесс гражданского воспитания младших школьников начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Сущность этого процесса составляет приобщение младших школьников к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Усвоение и формирование общественных ценностей происходит в сочетании с собственной деятельностью человека в сфере самореализации. [9, с. 215] В ходе самореализации выражается гражданская позиция личности, способность человека сохранять ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Понятие «гражданская позиция» находится в поле зрения общественных наук, психологии, педагогики, социологии, духовной культуры. Данное понятие отображает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству. Гражданская позиция – это характеристика личности, определяющая её общественное поведение, активность, уровень социальной зрелости. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью. Позиция личности как гражданина своей страны является показателем сформированности у нее гражданственности. Она характеризует деятельную сторону личности, определяется тем вкладом, который человек вносит в жизнь общества. Активная гражданская позиция подразумевает сознательное, ответственное отношение гражданина к обществу и является признаком высокого уровня его гражданственности. Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Позиция личности – явление сложное, включающее знания, чувства, отношения личности, формирующееся и проявляющееся в деятельности. Выражением гражданской позиции личности считается ее отношения к обществу, деятельности, людям, государству, Родине, народу, семье, самой себе. Гражданская позиция основывается на нравственных качествах, таких как доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. В структуре гражданской позиции личности Ю.Г Борисова акцентирует три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий. «Познавательный компонент включает в себя формирование ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют смысл жизни человека (что для него особенно важно, значимо). Мотивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение человека к событиям, обществу, людям, самому себе, опосредованное системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством. Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой. Ослабление влияния на один из компонентов отражается на других, следовательно, и на общем уровне сформированности гражданской позиции личности» [6]. Формирование гражданской позиции происходит в процессе интенсивной деятельности, имеющей социально значимую направленность. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему базу для проявления своей гражданской позиции, то есть проявления себя как личности во взаимодействии с определенной действительностью [7]. Формирование гражданской позиции младших школьников является важнейшей составляющей процесса формирования у них гражданственности. Е.Б Евладова выделяет основные показателисформированности гражданской позиции личности: «- познавательная инициатива: желание и стремление человека к расширению своих знаний и умений; - профессиональная направленность: ориентация на получение определенной профессии, нужной и полезной современному обществу; - интеллектуальная развитость: уровень интеллектуального развития; - коммуникативность: владение устной и письменной формой общения, умение строить толерантные отношения; - патриотичность: любовь к своему краю, к своей семье, своей школе; - социальная адаптивность: возможность и умение личности включиться в социальную среду; - политическая грамотность и активность: знание современной политической ситуации в России и за рубежом, сформированная собственная позиция, желание и умение выражать свои взгляды; - экономическая грамотность: знание главных характеристик экономики, способность ориентироваться в экономической жизни государства; - экологическая грамотность: знание и понимание значимости глобальных экологических проблем, ценностная ориентация на поиск их решения; - воспитанность : обладание хорошим воспитанием, умение хорошо себя вести; - нацеленность на ведение здорового образа жизни»[16, с. 123]. Все перечисленные качества имеют большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Важна нацеленность человека на активное участие в жизни общества, гуманные и справедливые отношения. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. - Гражданское воспитание младших школьников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой. - Условия возникновения данной проблемы определяются потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом. - Гражданское воспитание младших школьников направлено на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя определенные идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. - Важнейшим звеном процесса формирования гражданственности у младших школьников является формирование их гражданской позиции, которая так же, как и гражданственность, формируется и проявляется в конкретных делах и поступках. 1.2. Особенности гражданского воспитания младших школьников Начало обучения в школе приводит к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новой для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим формирование на следующем возрастном этапе: - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; - содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная – направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе); -анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений – по В.В Давыдову); - внутренний план действий – планирование («Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задач»); - ориентация на сверстника и группа в целом. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Бесспорный авторитет взрослого со временем утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, увеличивается роль детского коллектива. Ребенок становится самостоятельным, сам непосредственно выбирает, как ему действовать в конкретных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, стремится следовать определенным правилам и законам. Воспитаниеюногогражданинасчитаетсяцелостнымисложнымпроцессом.Невозможновоспитыватьчеловека,толькопутемвлияниянаегосознание.Полноценностьвоспитанияосновываетсянаединствамыслиидействий,убежденийи поступков,сознанияиповедения. Большуюрольпоосуществлениюгражданскоговоспитанияимеетпериодобучениядетейвначальныхклассах.Каки вдругихнаправлениях воспитательной деятельности, основной задачей по гражданскому воспитанию является формирование и развитие личности обучающихся, учет их индивидуальных и психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей. Следовательно, методы и формы по гражданскому воспитанию в начальных классах определяются с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие эмоциональной сферы, когда поступки определяются чувством и выступают в качестве мотивов поведения [1, с. 19]. По мнению П.И. Пидкасистого, в начальных классах у детей происходит формирование самых общих представлений о Родине как о стране, где они появились на свет и где они растут. Вполне естественно, что чем шире представление обучающихся о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формирование их оценочных суждений (взглядов) и развитие их моральных сознаний по этим вопросам. Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно: - усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь. - использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Значимым фактором формирования гражданской сознательности учеников считается освоенность ими фактических материалов о героизме в борьбе наших соотечественников против врагов. Здесь кроме уроков чтения, а также уроков изучения истории России целесообразно проведение различных утренников, литературных вечеров. Кроме того уместны будут интеллектуальные и развивающие игры, конкурсы песен и стихов, выступления перед ветеранами и участниками войны, которые будут проводиться в тесном общении с ними. Воспитание гражданственности проводится в ходе жизнедеятельности детей, основной составляющей которой в данном возрасте является учебная деятельность. В учебном процессе у учащихся начальной школы формируется общая картина мира, закладывается мировоззренческий фундамент человека-гражданина [1, с. 18]. Главной формой учебно-воспитательного процесса в современной начальной школе является урок. Младшим школьникам присуща высокая эмоциональность, внимательность, восприимчивость на все без исключения яркое, необычное. Удовлетворению потребности учащегося в формировании интеллектуальной, эмоциональной и иных сфер помогает проведение нестандартных уроков [3]. В целях воспитания гражданских чувств у обучающихся в младших классах рационально применять такие формы нестандартных уроков, как уроки-игры; уроки-соревнования, уроки мудрости, уроки мужества; уроки, которые основаны на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, ученый совет и др.) [4, с. 16]. Большое значение для эффективного воспитания гражданственности имеет внеклассная работа по воспитательной деятельности, в которых можно применить разнообразные формы. В зависимости от количества обучающихся, выделяются индивидуальная, групповая, коллективная, массовая формы внеклассной воспитательной работы по гражданскому воспитанию [5, с. 296]. Наиболее эффективной формой по гражданскому воспитанию учащихся начальной школы является коллективная творческая деятельность, методика реализации которой включает четыре основных компонента: деятельность коллектива по улучшению окружающей жизни; творческое проявление; сменяемость всего актива; особая позиция педагога [3, с. 20]. Эффективность общественно-полезных и развлекательных внеклассных мероприятий достигается при условии понимания учащимися полезность и важность коллективной деятельности. Многочисленная модель работы дает возможность взаимообогащения, эмоциональность взаимоотношений; содейтсвует развитию каждого учащегося; создает условие для формирования коллективных чувств, мировоззрения; навыков коллективной трудовой деятельности; помогает включить семи и десяти летних школьников в круг интересов старшеклассников и взрослых, привить им принципы, формирующие активных жизненных позиций гражданина России. Исходя из этого, можно сказать, что использование данных форм в воспитании гражданственности младших школьников способствует повышению его эффективности [2, с. 56]. Значимым в гражданском воспитании в начальной школе считается применение игровых форм, таких, как имитация, соревнование, ролевые и деловые игры, игровые ситуации, которые способствуют созданию эмоциональной атмосферы на занятиях, а также как повышению активизации познавательных способностей учащихся, так и раскрытию их творческих способностей [2, с. 57]. В ходе воспитании гражданственности учащихся младших классов формируется опыт активной социально значимый деятельности. Решением данной задачи является создание социальных проектов школьников, которые получили распространение в современном начальном образовании. Формирование гражданских чувств к Отечеству представляется невозможным, если не воспитать любовь к малой родине. Для этого надо изучать природу родного края, его историческое прошлое, что эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Этому способствует разнообразные формы работы по краеведению (краеведческие кружки, туристическая работа, полевая работа, конкурсы, сбор материала для краеведческого музея школы, выставки и т. д.). Большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников имеют словесные методы обучения. Из рассказов, бесед, объяснений учащиеся получают возможность воспринять «дух отношений», которые приняты в обществе [5, с. 287]. Включение обучающихся в различные виды общественной деятельности создает необходимые условия для процесса социализации индивида, приводит к накоплению опыта гражданского поведения. Важно, чтобы дети в своих делах выходили на окружающую социальную среду без отрыва от реальной действительности. Оно может принимать такие формы, как: упражнения детей в нравственном и правовом поведении; общественно-полезный труд; участие в деятельности детских объединений и организаций и т. д. Из практических методов эффективными для решения задач по гражданскому воспитанию являются практические работы, проводимые как в классе, так и на пришкольном участке. Практические занятия обеспечивают включение учащихся в реальную жизнедеятельность [5, с. 279]. В целях формирования человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от младших школьников умения анализировать непростые явления, определять и защищать свои позиции. Для решения задач по воспитанию гражданственности в логико-мыслительной деятельности более эффективны проблемные и исследовательские методы обучения. Далее рассмотрим наиболее эффективные методы организации деятельности в гражданском воспитании младших школьников. Одним из таких методов является метод приучения, сущность которого заключается в выработке умений и навыков гражданского поведения обучающихся, а сутью является определение воспитанниками и выполнение ими разнообразных заданий педагога с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения способствуют формируют ответственность, дисциплинированность, самостоятельность. Метод требований эффективен при условии, что они должны быть выполнимыми и непременно выполненными, должны осознаваться воспитуемыми как общественные [5]. Также эффективным является применение игр и игровых ситуаций. Основное воспитательное воздействие игр состоит в их ролевой природе. Можно выбрать следующие формы воспитания: конкурсы, викторины; создание ситуаций, в которых сами дети должны предугадать дальнейшее свои действия. Эффект от использования игры дает в руки педагога широкие возможности неформального воздействия на сферу гражданских чувств современного школьника. В воспитании гражданских чувств у учащихся младших классов главное значение имеют методы формирования сознания. Богатых воспитательных возможностей имеют методы убеждения. К ним относятся: беседы, рассказы о существе дел с разъяснениями их важности и полезности. Большое значение на этом возрастном периоде имеет пример [6, с. 8]. Для достижения большей эффективности воспитания гражданственности у учащихся младших классов используются дополнительные методы по стимулированию деятельности обучающихся с помощью положительной оценки их поведения – (поощрения), или коррекции неправильного поведения с отрицательной оценкой – (наказанием). В качестве поощрений можно использовать: одобрение, похвалу, благодарность, награду. В качестве наказаний – порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей и другое [5]. Эффективность форм и методов по гражданскому воспитанию учащихся младших классов достигается путем разумного сочетания различных методов, с учетомвозрастных особенностей обучающихся, уровня их развития и воспитанности. Из вышеизложенного можно прийти к выводу в том, что среди важнейших задач, стоящих перед педагогическим коллективом, важной является задача гражданского образования и воспитания младших школьников. При этом требуется глубокое теоретическое осмысление проблемы воспитания гражданственности подрастающего поколения, целенаправленность работы по определению и реализации условий для его гражданского становления. Кроме того, эффективность воспитания гражданственности учащихся начальной школы зависит от тех педагогических приемов и методов, которые используются педагогами в учебном и воспитательном процессе. В связи с этим необходимо создание такой психологической атмосферы и такой системы соци....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: