VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016086
Тема: Формирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка
Содержание
     Департамент образования города Москвы
     Государственное автономное образовательное учреждение
     высшего образования города Москвы
     «Московский городской педагогический университет»
     Институт педагогики и психологии образования
     Кафедра филологических дисциплин
     и методики их преподавания в начальной школе
     
     Петуховой Елены Игоревны
     
     Формирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка
     
     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     
     Направление – Психолого-педагогическое образование
     Профиль – Начальное образование
     (3 курс; очная форма обучения)
     
     
     Научный руководитель:
     доцент
     
     
     
     
     Орлянская
     Ростислава Ростиславовна
     
     
     
     
     
     
     Зав. кафедрой:
     д.п.н., профессор
     
     Десяева
     Наталья Дмитриевна
     
     
     
     
     
     
     
     


Москва 2017
     
     Содержание
       ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………….…………...………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………...................................6
1.1.  Понятие "творческая деятельность и особенности его развития у младших школьников……………..………...........................................................6
1.2. Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения………....................................................................................................15
Выводы по 1 главе .........................………………………………………….......20
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО...............................................21
2.1. Диагностика уровня творческой деятельности учащихся 3 класса...........21
2.2. Система упражнений, способствующих формированию творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка ......................23
Выводы по главе 2……………………………………………….........................32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………...................36
Приложение………………………………………………………………………39










ВВЕДЕНИЕ
      
     В настоящее время происходят заметные изменения в социально- экономических основах общества, науке и технике. Человеку, если он хочет активно участвовать в жизни общества, необходимо проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Если школа не хочет оказаться тормозом в развитии общества, то она должна жить и работать по нормам не сегодняшнего дня, а по законам и идеалам будущего. Обучение должно обеспечить воспитание личности учащихся характеризуемой как творчески активной, социально зрелой, культурной и высоконравственной. Образование, в том числе, также, как и обучение, должно быть направлено прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволило бы им не только успешно использовать приобретённые знания, умения, навыки, но и самостоятельно добывать новые. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Направленность образования на развитие личности ребёнка требует выявления, определения тех свойств воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и характеристикой её движения к самосовершенствованию. Постановка и предварительное исследование проблемы развития творческой деятельности младших школьников в процессе обучения обнаружили её многогранность в теории и практике образования. Актуальной является такая тема, как «Формирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка». Прежде всего, важно определить существенные стороны понятия «творческая деятельность», раскрыть пути развития этого качества личности на уроках русского языка. Вопросы развития творческой деятельности школьников нашли своё отражение в работах психологов А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского и других. В настоящее время в системе образования актуальны проблемы повышения творческой активности школьников в учебном процессе, поиска способов стимулирования общеинтеллектуального развития учащихся и повышения качества их знаний по конкретным учебным дисциплинам, в том числе по русскому языку. Формирование творческой деятельности и развитие творческих способностей - важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В связи с этим, мы пришли к выводу, что тяга к творчеству, которая ( как и всякая чисто человеческая потребность ) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания ( стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования творческой деятельности младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания [22].
     Таким образом, проблема формирования творческой деятельности на уроках русского языка актуальна в наше время ,так как способствует развитию индивидуальных качеств ребёнка, его эмоциональной сферы, повышает интерес к родному языку.
Цель исследования - разработать систему творческих заданий, способствующих формированию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - Творческая деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - Формирование творческой деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание понятия «творческая деятельность».
2. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников.
3. Выявить степень разработанности проблемы в современной педагогической литературе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу.
Гипотеза исследования: эффективность формирования творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка достигается при соблюдении следующих условий:
1. Создание специально подобранной системы упражнений;
2. Учёт систематизации контроля за уровнем творческой деятельности (от диагностики до контрольного среза);
3. Учёт психологических особенностей младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ № 1259
     Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались следующие методы: 
Теоретическая значимость:
-историко-генетический (исторический анализ проблемы);
-сравнение, аналогия, систематизация, классификация;
-анализ и синтез;
-обобщение и конкретизация.
Практическая значимость:
-изучение литературы по проблеме, методических материалов;
-изучение продуктов деятельности учащихся;
-изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
-тестирование;
-педагогический эксперимент.
     
     

     Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  
      1.1.	Понятие «творческая деятельность» и особенности его развития у      младших школьников
     Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского сrеаtiо- творчество, сотворение.)
     Однако, как ни привлекательно творчество, но исследователи этого феномена, к сожалению, не отмечают роста его среди современных людей. Наоборот, его снижение - констатируют учёные. Снижается не количество творческих действий, а креативность или «творческость», потребность в творчестве и подготовленность к нему. А стандартизация в мыслях и чувствах возрастает.
     Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармоничного развития личности школьника. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической[1].
     Поэтому к творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одарённости, а именно:
1. ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач и прочее;
2. ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, изучением иностранных языков;
3. познавательная активность, инициативность, способность к лидерству, настойчивость, и умение достигать поставленной цели; готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
     По мнению М.Н. Скаткина (Школа и всестороннее развитие детей.). Творческий характер деятельности определяется её высокой социальной значимостью, неповторимостью её продукта- личности ученика и самим процессом педагогической деятельности, не терпящей шаблона и стандарта[21].
     Понятие творчества содержит в себе два взаимосвязанных аспекта – это утверждение Л.С. Выготского. Во-первых, творчество- деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей, имеющих социальное, а не только личное значение. Речь идёт, следовательно о результате, о продукте, который сотворён личностью или коллективом людей, причём о результате новом, оригинальном, общественно значимом. Во-вторых, под творчеством понимается сам процесс достижения результатов, причём такой процесс, в котором личность сама реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в которых она сама развивается[5].
     Психические новообразования, (по мнению Б.Г.Ананьева, Э.П.Ильенкова), характерные для творческого процесса, могут возникнуть не только в результате продуктивной деятельности, но и репродуктивной, которую не следует понимать упрощённо, как применение лишь готовых способов решения задач. Репродуктивная деятельность, связанная с решением даже обычных задач, часто включает целеполагание и разработку субъектом нового для него способа решения задачи. Однако указанная разработка осуществляется при наличии необходимых для этого знаний. Творческая деятельность, как считает Г.К. Селевко, 
- направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области или субъекта не только способа решения, но, главное, и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки- постулатов, теорем, законов;
- связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровне новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;
- характеризуется для субъекта неопределённой возможностью разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи. Неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку[21].
     По утверждению Л.С. Выготского, в творческой деятельности большую роль играет потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество начинается тогда, когда появляется новая позиция личности в отношении к учению, связанная со становлением мотива творческого достижения. Это происходит на таком этапе обучения, когда школьник начинает решать учебные задачи без прямой помощи преподавателя, то есть, переходит к саморегуляции учебной деятельности.
     При этом у него формируется тот тип знания, который можно назвать «личностным знанием»,лежащим в основе появления оригинального, качественно- нового продукта, характерного для творчества. В педагогических исследованиях и психологических трудах (Н.Г.Дайри, Н.И.Запорожца, И.Я.Лернера, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова) Творческий характер деятельности расценивается высшим уровнем приложения всех индивидуальны сил и возможностей учащихся. В учебном же процессе все часто сводится к решению задач, поставленных учителем, без приложения индивидуальных сил учеников, что подрывает основа творческой деятельности, развития индивида[18].
     Общая проблема деятельности, освещаемая комплексом современных научных знаний заключается в том, что развитие общества и отдельного человека в полной мере обусловлено человеческой деятельностью, познанием, многообразием и разносторонностью творческой деятельности. (А.Н.Леонтьев). Именно в процессе деятельности развивается и изменяется сам человек, раскрывается свои потенциальные возможности. Все это способствует индивидуальному обогащению человеческой личности, ее всестороннему, гармоническому развитию. Рассмотрим основное понятие, данное Л.С.Выготским. Деятельность - источник познания, формирования личностных свойств учащихся, основа совершенствования учебного процесса [24].
     Деятельность открывает в школьнике сокровенное, глубоко спрятанное от других. В учебном процессе деятельность не только выявляет возможности ученика, но и реализует их, превращает возможное в действительное. Многообразная , разносторонняя деятельность, включённая в учебный процесс, помогает школьнику обнаружить себя, показать на что он способен. Важным критерием для организации творческой деятельности младших школьников являются приёмы, при помощи которых активизируется позиция ученика в учебном процессе. Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму или простой по структуре. Это определение приводит И.П .Подласый (Педагогика. Общие основы процесса обучения). Приёмов, при помощи которых достигается активизация учебной деятельности, множество. Но нужно обратить особое внимание на необходимость использования таких приёмов, которые направлены на формирование активной позиции ученика в учебном процессе, приёмов организации творческой деятельности младших школьников. К таким приёмам, которые содействуют развитию активных самостоятельных проявлений учащихся на уроках, способствует активизации творческой деятельности, можно отнести ситуации, в которых школьник должен:
- рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
- привлекать сверстников к созданию чего-то нового, ранее неизвестного;
- делиться своими знаниями с другими;
- стараться находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
-практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
- создание ситуаций самопроверки, анализа, собственных познавательных действий [19].
     Анализ философской и психологической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Коган, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин и др.) позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества.
     Иными словами, творческой мы можем считать такую деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. А следовательно, результат мышления будет творческим только в том случае, если он не мог быть получен простыми логическими действиями по алгоритму. Творчество необходимо рассматривать как деятельность, в процессе которой формируются социально значимые качества личности, т.е. оно предстаёт в различных аспектах: что создано, как создано и как развивается. И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ; умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных [15].
Г.Я. Шишмаренкова определяет творческую деятельность как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального.
     Способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Многие учёные-исследователи (Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленский, Э.Ф.Зеер и др.) и авторы учебников (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, Н.В.Ладыженская, Л.Г.Петерсон, О.В.Пронина и др.) сходятся во мнении, что развитие индивидуальных творческих способностей требует значительных усилий как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.
     Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая «запрограммированность» поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, чувства протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм [16].
     При определении понятия творческой деятельности также имеют значение критерии творческого поведения. Под творческим поведением мы понимаем такое поведение, которое характеризуется безоценочным отношением к жизни; возникающие жизненные ситуации не воспринимаются как хорошие или плохие, к ним не прикладываются оценочные критерии; они воспринимаются просто как ситуации, требующие разрешения, т.е. проблемные ситуации. Тем самым они не воспринимаются как результат прошлых действий [28].
     Итак, творческая деятельность- это развитие и формирование у учеников таких качеств, как наблюдательность, общительность, речевая активность, память, сообразительность, привычка анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать объективные трудности, активность во всех делах, и в первую очередь -в познании. В тоже время предпосылками для творчества являются: мир эмоций, способность увлекаться, развитие познавательных интересов и воображения.
     Психологи отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования» [29].
     И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую адекватную и учебную деятельность, при которой учение превращается в «квазиисследовательскую деятельность», которой, по нашему мнению, можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей, стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи.
     Великий писатель – педагог Лев Николаевич Толстой в своей статье «Кому у кого учиться писать…» говорил о важности развития у учащихся их творческих способностей. Творческую деятельность он определял как «проявление детьми творческих сил, природных возможностей».
Л.Н.Толстой сумел постичь тонкие движения психической жизни детей и показать, что обучение нельзя сводить лишь к заучиванию определений, правил, формул.
     Успешность обучения находится в прямой связи и зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности. Еще Я.А.Коменский писал: «…всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению» [30].
     К.Д. Ушинский предостерегал, что «умение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет».
Толстой считал, что основная задача школы заключается в том, чтобы ученик учился хорошо. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1. чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2. чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.
     Следует отметить еще раз, что важную роль в формировании творческой деятельности школьников играет начальная школа. Ведь именно в этом возрасте закладывается психологическая основа творческих способностей детей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются смостоятельность, активность, инициатива.
     Мы уже говорили о том, что в современной психологии и педагогике под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего в его непосредственном жизненном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества [12].
     Отличительный признак творческой деятельности – субъективная новизна продукта деятельности. Школьники должны сами получить результат, основываясь на догадку, творческое мышление.
     П.П. Блонский писал, что главным фактором, определяющим творческие возможности детей, является его опыт: творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.
     Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, Н.Т. Дайри, Л.Н. Толстой, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет определить творческую деятельность как процесс совершенствования своей личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто новое, оригинальное.

















1.2.  Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

     В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих предметов, или же декларируемое направленное («специализированное») развитие школьников за счет более полного усвоения отдельных предметов, соответствующих определенным отраслям научного знания и искусства. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности школьников, развитию их творческого потенциала. Это приводит к тому, что, с одной стороны, большинство школьников не до конца осознают себя реальными субъектами процесса обучения, а с другой стороны, школа все более и более утрачивает свои позиции в плане воспитания и развития учащихся. Происходит отчуждение личности и деперсонализация участников взаимодействия в процессе обучения, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности как школьников, так и учителей, репродуктивному характеру их труда, а кроме того — к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам[25].
     Решение задачи формирования у школьников творческого отношения как к своей учебной деятельности, так и к любой другой полагает, в свою очередь, профессиональную компетентность педагогов, их потребность в достижении высокого уровня профессионального мастерства, углубление опыта и совершенствование профессиональных умений, личностно-деловых профессионально важных качеств, достижение высокого уровня мотивации деятельности, что предполагает наличие соответствующих педагогико-психолого-акмеологических детерминант профессионализма последних.
     Между тем традиционно сложившаяся система вузовского и поствузовского образования не дает внешних и внутренних стимулов к формированию у учителя как закрепленной потребности в творчестве, творческого отношения к педагогической деятельности, так и педагогических активно-действенных технологий развития творческого потенциала учащихся.
     В результате выявляются противоречия в реальной организации учебно-воспитательного процесса:
* между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой среднего образования;
* социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников;
* уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий;
* необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и неразработанностью целостной концепции его развития. Представляется, что достижение высокого личностного уровня развития школьников и личностно-профессионального развития учителей возможно при создании соответствующей акмеологической системы развития творческого потенциала учащихся в рамках среднего общего образования[26].
     И в этом плане становится актуальным выявление закономерностей и механизмов, условий и факторов оптимизации процесса формирования творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы — процесса, ориентированного на акмеологически задаваемые принципы и нормы развития [11].
     Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, так и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни. Целенаправленное развитие-формирование творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера; знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом; знание степени своего признания в мини-сообществе (класс, группа, компания и др.); оценка предпосылок последующего развития способностей и самореализации; знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества; отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; представление о своем будущем в перспективе избранной профессии; контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими [23].
     Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения субъективных и объективных условий организации процесса воспитания учащихся и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.
     Целенаправленная организация воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его акмеологической концепции развития:
* основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся и педагогов как субъектов саморазвития;
* организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений;
* планирование и реализация проекта развития творческого потенциала учащихся проходят при постоянном акмеологическом сопровождении с соблюдением акмеологических условий и факторов оптимизации развития творческого потенциала учащихся.
     Создание в соответствии с акмеологической концепцией развития творческого потенциала учащихся комплексного, акмеологически ориентированного образовательного и развивающего процесса обеспечивает формирование наиболее высокого уровня такого творческого потенциала при наименьших психических, физических и временных затратах. Характеристики развития творческого потенциала учащихся (самотождественность и высокий уровень продуктивности учебной деятельности) при этом могут выступать показателями оценки эффективности учебной деятельности учащихся [10].
     Исходя из вышеуказанных позиций и учета главной цели — разработки акмеологической концепции творческого потенциала учащихся, автор поставил задачу — выявить некоторые общие закономерности, зависимости и связи в развертывании целенаправленно организованного учебно-воспитательного процесса по формированию творческого потенциала учащихся.
     Развивающие творческий потенциал учащихся технологии предполагают наличие программы самосовершенствования школьника, формирования потребности к самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации, развития творческого субъективного потенциала, необходимого для эффективного учебного труда, оказания психологической поддержки и обучения навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса школьника [16].
     Дружинин В.Н. говорит о том, что существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей.
     1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в творчестве играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Такой точки зрения придерживались А. Маслоу и А. Адлер, Р. Кеттелл и Г. Олпорт.
     Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
     2. Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "теория интеллектуального порога" Э. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
     3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области психологии интеллекта, в частности, Г. Айзенк.
     Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом [6].


Вывод по первой главе

     Творческая деятельность – это развитие и формирование у учеников таких качеств, как наблюдательность, общительность, речевая активность, память, сообразительность, привычка анализировать и осмысливать факты. Анализ философской и психологической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Коган, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин и др.) позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества. Целенаправленная организация воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его акмеологической концепции развития:
* основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся и педагогов как субъектов саморазвития;
* организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений;
* планирование и реализация проекта развития творческого потенциала учащихся проходят при постоянном акмеологическом сопровождении с соблюдением акмеологических условий и факторов оптимизации развития творческого потенциала учащихс
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО
2.1. Диагностика уровня творческой деятельности учащихся исследуемого класса

     Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности образовательного процесса.
     Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят. Еще в 40-е года советский психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их – таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей» (Проблемы общей психологии. 1973) [14].
     В 60-70-е годы идея была подхвачена и творчески разработана педагогами – исследователями В.И.Петровой и О.С.Богдановой. Ими был разработан целый комплекс диагностических методик по изучению особенностей детей младшего школьного возраста. 
     Для выявления уровня творческой деятельности нами были проведены исследования в виде заданий, в результате которых мы пришли к определенным выводам. Способом проверки выступали творческие задания на уроках русского языка [Приложение].
     Прогрессивная матрица Равенна – это измерение уровня интеллектуального развития; тест Торренса – измерение творческого потенциала личности; шкала Пирса – Харриса – измерение самооценки.
     Проверка уровня творческой деятельности учащихся осуществлялась после выполнения первого задания творческого характера и после нескольких уроков, на которых осуществлялась творческая деятельность школьников. 
     В исследовании принимали участие – дети 3 класса. Всего – 5 человек.
Результаты диагностики


Номер исследования
Итог
ФИ ученика
№1
№2
№3

Даша Т.
17б
12б
16б
45б
Юля В.
13б
13б
16б
42б
Егор Б.
14б
8б
12б
34б
Игорь К.
12б
8б
8б
28б
Алина К.
10б
12б
12б
34б







     Учащиеся третьего класса – Даша Т. и Юля В. набрали самое большое количество баллов. Игорь К. – самое меньшее количество б.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44