- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рассмотрение принципов организации и функционирования судебной власти
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010016 |
Тема: | Рассмотрение принципов организации и функционирования судебной власти |
Содержание
Введение Для данной курсовой работы я выбрала тему «Принципы организации и функционирования судебной власти». Она актуальна в связи с тем, что в последнее время возросла роль суда в решении споров, восстановлении нарушенных прав. Судебная система постепенно реформируется, создаются новые суды, в компетенцию которых входит рассмотрение дел по конкретным вопросам. Судебная власть важна в системе «сдержек и противовесов» и она развивается в условиях становления правового государства. Но для её полного функционирования необходимы базовые основы, которые будут соблюдаться всегда, а также появление новых, соответствующих времени, принципов. Данная тема является предметом изучения многих ученых – юристов. Её поднимали в своих работах такие правоведы, как М.В.Баглай, С.В.Васильева, И.В.Выдрин, Е.Н.Козлова, О.Е.Кутафин. Более подробно рассмотрел В.П.Кашепов в монографии «Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы» систему судов общей юрисдикции. Салимзянова Р.Р. в монографии «Независимость судебной власти как гарантия правового государства» осветила вопросы возникновения и развития института независимости судебной власти; неприкосновенность судей как одного из принципов независимости судебной власти. Цель нашей работы – рассмотрение принципов организации и функционирования судебной власти. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: > сформулировать понятие «судебная власть», выявить её признаки, а также уточнить строение судебной системы Российской Федерации; > проанализировать принципы организации и деятельности федеральных судов; > изучить принципы организации и деятельности судов субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия судьями и привлекаемыми гражданами. Предмет исследования – принципы организации и функционирования судебной власти, на которых строится конституционное, административное, гражданское и уголовного судопроизводство. В процессе написания работы были использованы следующие методы: 1. изучение и анализ научной литературы; 2. сравнительно – правовой; 3. синтез, анализ, системный подход; 4. формально – логический и др. Основополагающими документы в изучении данной проблемы являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральные конституционные законы, регулирующие положение Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, статус мировых судей, устройство военных судов, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3 глав, в которых подробно рассматривается судебная власть, её признаки, судебная система РФ, принципы организации и функционирования органов судебной власти, заключения, где мы приходим к общему выводу нашего исследования и список используемой литературы. Глава 1. Судебная власть. Понятие и признаки. Судебная система РФ 7 глава Конституции Российской Федерации рассматривает понятие судебной власти, её признаки, конкретизирует компетенцию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Согласно части 2 статьи 118 Конституции РФ судебная власть – разновидность государственной власти, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства специально учрежденными органами в лице судей и привлекаемых к правосудию граждан; самостоятельный вид государственной власти.1 Носителями судебной власти в РФ являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Существуют признаки судебной власти: * государственная власть; * осуществляется судьями и привлекаемыми гражданами; * самостоятельность судебной власти. Этот признак означает, что данная ветвь власти самостоятельна, только в присуще ей организационных и процессуальных формах, представители других ветвей власти не вправе вмешиваться в деятельность судей. * независимость судей. Данный признак закреплен в Конституции РФ. Он означает также, что судьи подчиняются Конституции РФ и федеральным законам РФ. Гарантии независимости закреплены законодательством, которые будут рассмотрены ниже. * исключительность судебной власти. Только она может осуществлять правосудие, конституционный контроль, судебный контроль, толкование права. Только органы судебной власти могут признать гражданина виновным, применить нормы уголовного наказания, вынести решение об ограничении конституционных прав граждан: постановление об обыске, аресте и другие. * подзаконность судебной власти. * полнота судебной власти. Её решения являются обязательными для всех, не могут быть отменены другими органами государственной власти, действуют на территории всей страны. При неисполнении судебных решений государство применяет меры государственного принуждения. 2 Принцип разделения властей распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, что важно, устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность.3 Необходимо рассмотреть взаимодействие с иными ветвями власти, чтобы понять систему сдержек и противовесов, а также насколько важная данная ветвь власти. Судебная и законодательная ветви власти: * Совет Федерации назначает на должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, но прекратить их полномочия не вправе. * Государственная Дума принимает законы, в том числе о деятельности органов судебной власти. Однако Конституционный Суд РФ при проверке может признать неконституционными законы, и они не подлежат применению, а Государственная Дума должна привести эти законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации. * Судебная власть имеет конституционное право законодательной инициативы. Судебная и исполнительная вести власти: * Правительство РФ принимает бюджет, в том числе выделяет расходы на судебную систему. * Любые действия или бездействия органов исполнительной власти или их должностных лиц могут быть обжалованы в суд и решение суда будет обязательным. * Органы исполнительной власти и системы МВД обеспечивают охрану судей. Представители Министерства юстиции РФ обеспечивают принудительное исполнение по гражданским делам, а также охрану зданий и порядка в судах. * Система исполнения наказаний обеспечивает уголовное наказание. Суды могут досрочно освободить от наказания, либо продлить сроки содержания под стражей. Стоит проанализировать связь судебной власти с Президентом РФ: * Президент РФ назначает на должность судей федеральных судов. Но прекратить их полномочия не может. Он лично представляет кандидатуры судей высших судебных органов в Совете Федерации. * Существует должность полномочного представителя Президента. И этот человек может присутствовать на заседаниях суда. * Только Верховный Суд РФ может дать заключение о наличии признаков преступления или государственной измены в действиях Президента. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения в адрес Президента. И только тогда Государственная Дума может ставить вопрос об импичменте. Говоря о судебной системе, стоит отметить такой важный орган судебной власти, как суд. Он имеет ряд особенных функций: 1. осуществление правосудия; 2. конституционный норма – контроль; 3.контроль законности и обоснованности решения любых государственных органов и их должностных лиц; 4. изучение и обобщение судебной практики; 5. законодательная инициатива; 6. разъяснение действующего законодательства; 7. участие в формировании судейского корпуса.4 Правосудие можно считать важнейшей и основной функцией органов судебной власти. Если разобрать слово «правосудие», мы получим словосочетание «судить по праву». Для подробного изучения нашей темы следует выявить понятие «правосудие», его характерные черты и значение правосудия. Чтобы понять значение термина «правосудие», обратимся к понятию «правовое государство». Учёные дают множество определений данному термину, приписывают огромное количество признаков, но мы рассмотрим 2 важных определения, которые, во-первых, показывают основные характерные черты данного вида государства, во-вторых, определение, приближенное к нашей теме. Итак, правовое государство – государство, в котором обеспечено верховенство права над государственной властью, верховенство закона, реально функционирует взаимная ответственность государства и его граждан, реализуется принцип разделения властей.5 Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, где все взаимоотношения строятся на основе норм права. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществленный судом путем рассмотрения, отнесенных к его компетенции, дел в судебных заседаниях в специальной процессуальной форме с вынесением общеобязательных решений, подкрепленных мерами государственного принуждения. Нарушение установленной процедуры влечет незаконность принятия решения.6 Правосудие происходит в форме судебных заседаний, непрерывно, устно, с участием сторон, наделенных равными правами. В завершении выносится решение по гражданским делам и приговоры по уголовным делам. Если решения будут незаконными, они могут быть отменены вышестоящим судом (вышестоящей инстанцией). Выносимые судом решения и приговоры носят обязательный характер, меры наказания которых определены законом. Осуществляется правосудие в форме судопроизводства – совокупность норм права, регулирующих рассмотрение различных категорий дел. Ведь главная цель правосудия – обеспечение справедливого и законного разрешения дел и споров с целью защиты прав и интересов субъектов права, обеспечение верховенства права, что является непременным условием и гарантией действительной реализации конституционализма в государстве и обществе.7 Правосудие осуществляется только на основе демократических принципов, закрепленных в Конституции РФ и подробно регламентирующих в федеральных законах. Следует рассмотреть значение правосудия в четырех аспектах: для личности, для гражданина, для общества, для государства. * Для личности – защита любых прав и свобод, гарантированных государством при необходимости их ограничения. * Для гражданина – защита гарантированных государством гражданских прав и свобод. * Для общества – регулирование и разрешение социальных конфликтов в соответствии с правом; * Для государства – сохранение конституционного строя, правовых основ развития демократического общества. В соответствии с ч.3 ст. 118 Конституции РФ судебная система устанавливается самой Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе». Говоря о судебной системе, необходимо дать её определение. Судебная система – упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованное и действующее на единых демократических принципах. Системность построения судебной системы определяется: 1) компетенцией судов – категории дел, которые рассматриваются судами; 2) расположением судов с учетом национального устройства и административно – территориального деления субъектов. Такое построение обеспечивает доступность правосудия для граждан на всей территории Российской Федерации; 3) разграничением полномочий, что обеспечивает возможность контроля со стороны вышестоящих судов (например, обжалование судебных решений); 4) строится на основе принципа единства.8 Вспомним характерные черты судебной системы, к которым относится: 1. она устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе»; 2. применение всеми судами норм Конституции РФ, общепризнанных норм международного права, федерального законодательства и законодательства субъектов; 3. соблюдение всеми судами установленных процедур судопроизводства; 4. признание обязательности исполнения судебного решения, вступивших в законную силу на всей территории государства; 5. законодательное закрепление единства статусов судей; 6. финансирование федеральных судов и материальное содержание мировых судей из федерального бюджета. Что касается порядка создания и упразднения судов, то существует определенный порядок. Рассмотрим подробнее. Во-первых, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ создаются на основе предписаний Конституции РФ и могут упраздняться только путем внесения в нее поправок. Во-вторых, другие федеральные суды создаются и упраздняются конституционными законами, которыми они устанавливаются. В – третьих, уставные суды субъектов создаются и упраздняются законами субъекта, а мировые судьи – федеральным законодательством с учетом законов субъектов. Согласно закону «О судебной системе РФ» никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Следует отметить важное определение. Суд общей юрисдикции – суд, осуществляющий правосудие по гражданским делам, делам, возникающим из административных правонарушений, уголовным делам, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Систему судов общей юрисдикции в РФ составляют: 1. федеральные суды, 2. суды субъектов РФ.9 К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, гражданские суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, а также специальный суд, созданный недавно – Суд по интеллектуальным правам, который действует с июля 2013 года. К судам субъектов РФ относятся уставные (конституционные) суды субъектов РФ, которые создаются для решения вопросов о соответствии закона субъекта Конституции РФ или Устава субъекта, не являются обязательными, они создаются субъектов РФ и финансируется им; мировые, которые одновременно по компетенции являются судьями судов общей юрисдикции, создаются обязательно на основании федерального закона, финансируются из федерального бюджета, но порядок назначения на должности определяется законом субъектов РФ и субъект выделяет средства на содержание помещений, охрану, покупку расходных материалов. Вся судебная система делится на подсистемы. Рассмотрим все системы, начиная с высшего звена.10 Существует подсистема гражданских судов, подсистема военных судов и подсистема арбитражных судов. Подсистема гражданских судов включает в себя: 1) Верховный Суд РФ; 2) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 3) городской (районный) суд; 4) мировые судьи; уставные (конституционные) суды.11 Подсистема военных судов общей юрисдикции: 1) Верховный Суд РФ; 2) флотский (окружной) суд; 3) гарнизонный суд.12 Данные суды располагаются с учётом дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Подсистема арбитражных судов: 1) Верховный Суд РФ; 2) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); 3) арбитражные апелляционные суды; 4) арбитражные суды субъектов РФ.13 Таким образом, сегодня высшим звеном для судов общей юрисдикции и арбитражных судов является Верховный Суд Российской Федерации. Единство системы предусматривает организационные и процессуальные связи между её звеньями. Звено – совокупность судов, обладающих одинаковыми полномочиями, имеющих одинаковую структуру и занимающих равное место в судебной системе. Понятие звена показывает место суда в судебной системе, определяет территорию, на которой данные суды осуществляют свою деятельность. Процессуальные связи, в свою очередь, определяются понятием «инстанция». Инстанция – полномочия суда по разрешению судебных дел с принятием решений по существу либо проверка законности и обоснованности судебных решений. Рассмотрим данные процессуальные связи подробнее. Судом 1 инстанции считается суд, который рассматривает дело по существу (в первый раз) с вынесением решений по гражданским и административным делам, приговоров по уголовным. В судебной системе все суды общей юрисдикции могут быть судами 1 инстанции. Однако в подсистеме арбитражных судов будет выступать судом 1 инстанции только арбитражный суд субъекта РФ. Судом 2 инстанции (апелляционной) считается вышестоящий суд, наделенный полномочиями по проверке законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу. В апелляционной инстанции при проверке рассматривают все доказательства заново, решение нижестоящего суда могут быть: 1) оставлено без изменения; 2) отменить и вынести новое самостоятельное решение. Решение, вынесенное судом апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Судом 3 инстанции (кассационной) считается вышестоящий суд, который проверяет законность и обоснованность решений, уже вступивших в законную силу. Они рассматриваются коллегиально. Суд данной инстанции может: 1)прекратить дело, вынести оправдательный приговор (по уголовному); 2)оставить решение без изменений, а жалобу без удовлетворения; 3)изменить решение в какой-либо части. Надзорная инстанция – в порядке надзора пересматривает дела, уже вступившие в законную силу, но основанием для пересмотра в порядке надзора является «существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлекшие за собой правовые последствия». Если же исчерпаны возможности судебной защиты внутри страны, гражданин может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который находится в Страсбурге. К жалобе существуют определенные требования: во – первых, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, физическим лицом должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты и с момента принятия окончательного внутреннего решения должно пройти не более 6 месяцев; во – вторых, жалоба не должна быть анонимной; в – третьих, жалоба не должна быть повторной, за исключением тех случаев, когда она содержит новую информацию, которая относится к делу; и, наконец, в – четвертых, жалоба не должна быть несовместимой с положениями Конвенции о защите прав человека. Только тогда гражданин может подать жалобу и она окажется приемлемой. Пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам является особой формой правосудия, когда новые обстоятельства не были известны суду на момент рассмотрения дела. Решение суда считается законным и обоснованным, но, если выявляются новые факты, имеющие существенное значение для решения по делу – дело вновь поднимается и пересматривается. В этом случае выносится новое судебное решение и изменяется мера наказания, в отдельных случаях – выносятся оправдательные приговоры. Закон «О судебной системе РФ» предполагает, как было уже сказано выше, создание специализированных судов. В Российской Федерации существует один специальный суд – Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. К видам споров следует отнести: * патентные споры; * споры о фирменных названиях; * споры по авторскому праву и смежным правам; * споры по коммерческим обозначениям; * споры по секретам производства; * споры по селекционным достижениям; * споры по товарным знакам и знакам обслуживания; * споры по типологии интегральных микросхем; * споры по наименованиям мест происхождения товаров.14 Таким образом, судебная власть – одна из трёх ветвей власти, занимающая важную роль в системе «сдержек и противовесов», активно взаимодействующая с исполнительной и законодательной ветвями власти, а также с Президентом Российской Федерации. Судебная власть имеет ряд отличительных признаков, таких как самостоятельность судебной власти, её исключительность, независимость судей. Именно судебная власть осуществляет правосудие. Судебная система Российской Федерации имеет особенности. Существует подсистема гражданских судов, подсистема военных судов и подсистема арбитражных судов, рассматривающих дела в пределах своей компетенции. Также в судебной системе мы можем увидеть разделение судов на федеральные суды и суды субъектов РФ. Существует 3 инстанции: судом 1 инстанции дело рассматривается по существу; судом 2 инстанции рассматривается решение по делу, еще не вступившее в законную силу, на проверку законности и обоснованности данного решения; суд 3 инстанции проверяет законность и обоснованность решения по делу, уже вступившему в законную силу. Надзорная инстанция производит пересмотр дела, решение которого уже вступило в законную силу, основание надзора – нарушение норм процессуального права. Этот процесс рассмотрения дела важен, поскольку на каждом этапе происходит взаимодействие с законом, рассматривается соответствие процедуре принятия решения, его законность и обоснованность. Глава 2. Принципы организации и деятельности федеральных судов Как мы помним, к федеральным судам в судебной системе относят Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.15 Федеральные суды являются вышестоящими по отношению к судам субъектов Российской Федерации. Для организации и деятельности данных судов существуют определенные принципы, которые мы рассмотрим ниже. Во второй половине XIX века, в годы правления Александра II были проведены многие реформы: одной из важнейших являлась отмена крепостного права, наряду с ней земская и городская реформа и, затрагивая суд и судебный процесс, судебная реформа, проведенная в 1864 году. Основополагающими документами были Судебные уставы. Реформа предусматривала полное изменение судебного процесса, появление новых принципов судопроизводства. Существовал ряд особенностей: была провозглашена независимость судебной власти, гласность и состязательность судопроизводства, право на защиту в суде (появление защитника – адвоката), право на подачу кассационной жалобы, несменяемость судей, появление суда присяжных, а также создание адвокатуры. Многие черты до сих пор используются в современном судебном процессе. Конституционные принципы правосудия – основные базовые положения, закрепленные в Конституции РФ и определяющие организацию и деятельность судов, реализующую судебную власть. Эти принципы дублируются во всех процессуальных кодексах, где они детализируются и устанавливают законодательный механизм их реализации. Данные принципы носят императивный характер для всех граждан, должностных лиц и государственных органов, вовлеченных в судопроизводство. Принципы правосудия взаимосвязаны и составляют единую систему. Они являются, что немало важно, гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан. Данные принципы характерны для всех судов, входящих в судебную систему. Рассмотрим их подробнее: o принцип законности (общеправовой). Он подразумевает, что все требования закона при осуществлении правосудия должны быть обязательно реализованы. Исходные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, а именно в статьях 15, 19, 47, 52, 76, 118, 120, 123. o принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. Статья 18 Конституции РФ определяет, что все права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Далее в главном законе страны установлено, что любое ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина возможны только по постановлению суда. Несоблюдение этого правила влечет за собой ответственность, а собранные доказательства признаются недопустимыми и не будут рассматриваться судом. o принцип осуществления правосудия только судом. Статья 118 Конституции РФ и часть 1 статья 4 федерального конституционного закона конкретизируется во всех процессуальных кодексах.16 Это означает, что правосудие исходит от имени государства только теми судами, перечень которых установлен Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О судебной системе». В нашей стране действуют федеральные суды и суды субъектов РФ. Конституция РФ устанавливает общий порядок формирования и упразднения судов; согласно ст. 49 только суду принадлежит право признать лицо виновным. Каждый имеет право на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей, которые закреплены законом. o принцип образования судов на началах назначаемости. Все судьи в Российской Федерации назначаются в порядке, установленном законом, он сложен и регламентирован. При этом порядок образования судов субъекта дополнительно регулируется законодательством субъекта РФ. Существуют общие требования для судей: 1. гражданство РФ; 2. наличие высшего юридического образования; 3. отсутствие привлечения к юридической ответственности; 4. отсутствие заболеваний, препятствующих назначению.17 Эти требования обязательны. Однако имеются специальные требования. Для разных судов существуют отдельные требования к претендентам на должность судьи. Рассмотрим их кратко, а также увидим главные различия между ними. Судьи Конституционного Суда РФ: * гражданин должен быть не моложе 40 лет; * стаж работы не менее 15 лет; * иметь безупречную репутацию; * должен обладать высокой квалификацией в области права (ученая степень доктора юридических наук); * назначается Советом Федерации; * возраст до 70 лет.18 Судьи Верховного Суда РФ: * граждан должен быть не моложе 35 лет; * стаж работы не менее 10 лет; * назначается Советом Федерации; * возраст до 70 лет.19 Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов: * гражданин должен быть не моложе 30 лет; * стаж работы не менее 7 лет. Судьи районных судов: * гражданин должен быть не моложе 25 лет; * стаж работы не менее 5 лет; * назначается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда РФ; * возраст до 70 лет; * Председатели данных судов назначаются на 6 лет; * судью можно назначить не более двух сроков подряд. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу в торжественной обстановке. Она такова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Судьи Верховного Суда Российской Федерации приносят присягу на собрании судей Верховного Суда РФ; судьи других судов - на съездах либо собраниях судей. Судьи федеральных округов приносят присягу перед Государственным флагом России. Судьи уставных (конституционных) судов субъектов РФ и мировые судьи приносят присягу перед Государственным флагом РФ и флагом субъекта РФ.20 o принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел во всех судах. В судах общей юрисдикции уголовные дела могут рассматриваться единолично, по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству самого подсудимого могут рассматриваться тремя профессиональными судьями или судьей и 12 присяжными заседателями. Гражданские дела рассматриваются единолично; коллегиально – дела о роспуске избирательной комиссии субъектов, либо центральной избирательной комиссии. Коллегиально будут рассматриваться дела в кассационной и надзорной инстанциях. В арбитражных судах большинство дел рассматриваются единолично, определенные категории дел (в частности о банкротстве) – судьей и арбитражными заседателями, либо тремя профессиональными судьями. В Конституционном Суде Российской Федерации дела рассматриваются только коллегиально в составе 19 судей. o принцип участия присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия. Наряду с судьями, которые являются профессиональными носителями, в соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право на участие в отправлении правосудия, согласно ч. 4 ст. 123 главного закона Российской Федерации в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Присяжные заседатели могут рассматривать дела, отнесенные к подсудности областных, краевых и соответствующих им судов.21 Они должны быть не моложе 25 лет, но и не старше 65 лет; привлекаются к присяге; могут выносить вердикт «виновен», «не виновен», «заслуживает снисхождения», но не дают юридическую оценку. Не должны иметь юридическое образование.22 Арбитражные заседатели наделены полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, которые возникают из гражданских правоотношений.23 Они, в свою очередь, должны иметь юридическое или экономическое образование, стаж работы не менее 5 лет в экономической, финансовой, юридической или управленческой сфере. При вынесении решения имеют равные права с судьей. Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ, кандидатов представляют торгово-промышленные палаты, ассоциации и объединения предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями и утверждаются сроком на 2 года. o принцип независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей. Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе судей» определяется, что судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны (ст. 120, 121, 122 Конституции РФ). Независимость судебных органов является главной предпосылкой обеспечения правопорядка и основной гарантией справедливого осуществления правосудия.24 Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.25 В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судья придерживается независимой позиции в отношении всех сторон по делу.26 Принцип независимости помогает объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Существуют система правовых гарантий независимости судей. Она обеспечивается: * предусмотренной законом процедурой, исключающая постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу и т.д.); * преследованием по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; * правом судьи на отставку; * установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; * неприкосновенностью судей; * системой органов судейского сообщества (основной задачей является защита прав и законных интересов судей и др.); * предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу; * особая защита судьи, членов его семьи и их имущества. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном федеральным законом.27 Несменяемость судей – одна из гарантий независимости, которая означает, что полномочия судьи могут быть прекращены либо приостановлены в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Его нельзя перевести на другую должность или в другой суд без его заявления. Этот принцип предусматривает также, что судья не должен беспокоиться за своё переизбрание, и он чувствует себя независимым. Закон говорит о возможность отставки судей, представляющая почетный уход с занимаемой должности. Однако за ним сохраняется звании судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу и право на социальное обеспечение.28 Неприкосновенность судей предусматривает 3 основания:29 1) неприкосновенность личности, занимаемых судьей жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции; 2) судья не может быть привлечен к какой – либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. 3) ко всем видам юридической ответственности привлекается в особом порядке: а) К уголовной ответственности судья может привлекаться по решению Председателя Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей или квалификационной коллегией судей субъекта РФ (в зависимости от судов); б) К административной ответственности – судебной коллегией в составе 3 судей соответствующего суда по представлению Генерального прокурора РФ; в) К дисциплинарной ответственности – по решению квалификационной коллегии. Вследствие этого налагается дисциплинарное взыскание - замечание, предупреждение и досрочного прекращение полномочий судьи.30 Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в государственный орган, после установления личности подлежит незамедлительному освобождению.31 Личный досмотр не допускается, не иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом. o принцип состязательности и равноправия сторон. Он означает такое построение процесса, где суд выступает в качестве арбитра, а стороны состязаются между собой, представляя доказательства. В состязательном процессе суд не может принимать на себя осуществление ни обвинительной, ни защитительной функции. Он приступает к делу лишь по обвинению, представленному уголовным преследователем. Ни одна из сторон также не может брать на себя даже часть судейской функции, так как иначе суд не был бы отделен от сторон.32 o принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому право на защиту с момента содержания, заключения под стражу, он также вправе защищать себя сам. Он может защищаться с помощью защитника, которого выбирает сам. Существуют случаи, когда участие защитника обязательно – это, прежде всего, дело о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; дела, где предусмотрены высшие меры наказания; судебное разбирательство с участием присяжных заседателей. Государство предоставляет защитника бесплатно. o презумпция невиновности. Каждый считается невиновным, пока его вин....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: