VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, признаки и функции суда как органа судебной власти

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008255
Тема: Понятие, признаки и функции суда как органа судебной власти
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего образования

«тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»

Институт _________________________________________

(наименование института/факультета)

Кафедра _______________________________________

(наименование кафедры)



«ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ»

Заведующий кафедрой 

                                                                        __________ / ________________

подпись /расшифровка подписи

                                                                                      «___» _____________ 20__г







Фамилия Имя Отчество

                                          Суд в органах судебной власти

(наименование темы работы)



Дипломная работа

 





     Обучающийся ____ курса очной формы обучения

  Специальности (шифт, наименование)_________ ______

___________________________________________

Научный руководитель ______________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                                     (ученая степень, ученое звание. Должность, Ф. И. О.)

























Тамбов – 2018

СОДЕРЖАНИЕ





Обозначения и сокращения

 Введение................................................................................................................3



Общая характеристика суда как органа судебной власти.......................6

Понятие, признаки и функции суда как органа судебной власти.........6 

Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность суда..........10



Структура суда в Российской Федерации................................................14

Конституционный суд в Российской Федерации..................................14

Особенности судов общей юрисдикции.................................................18

Арбитражный суд в Российской Федерации..........................................27



Развитие судебной системы РФ в ближайшей и отдаленной перспективе.................................................................................................32

Основные проблемы судебной системы РФ..........................................32

Совершенствование организации судебной системы...........................35



Заключение.............................................................................................................41

Список использованных источников...................................................................43













ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ



УК – Уголовный кодекс

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс

КоАП – Кодекс об административных правонарушениях

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс

КАС – Кодекс административного судопроизводства

РФ – Российская Федерация

ФКЗ – Федеральный конституционный закон

ФК – Федеральный закон

п. – пункт

ч. – часть

ст. – статья































ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. Российская Федерация основывается принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, в которой  устанавливается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются  самостоятельными. Судебная власть и судебная система Российской Федерации имеют ключевое значение в построении взаимодействий в гражданском обществе и развитии экономики государства. Независимое и беспристрастное решение споров выступает в качестве неотъемлемого условия сохранения и восстановления нарушенных интересов и прав субъектов страны. Суд является независимым органом из трех ветвей государственной власти. В суд каждый день поступает достаточно много уголовных, административных, гражданских дел. Нагрузка на данный орган очень большая. 

«По данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2016 год в первую инстанцию по уголовным делам поступило 961083 дела, по гражданским и административным делам – 16904275 дел, по делам об административных правонарушениях за 2016 год поступило 6423879 дел, дела которые рассматриваются в соответствии с КАС РФ поступило 4035478. По данным Судебного Департамента при Верховном Суде по Тамбовской области в суд общей юрисдикции по уголовным делам за 2016 год поступило 3295 дел, по гражданским делам поступило 32434 дела, по административным делам поступило 31398 дел».

Объект исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления деятельности судов РФ в рамках своей компетенции, а также регулирования основных принципов построения судебной системы РФ.

Предмет исследования составляет совокупность норм, регулирующих понятие, состав, структуру и круг полномочий судов в РФ в зависимости от вида осуществляемого правосудия.

Степень научной разработанности. В различные периоды времени этой теме посвящали свои работы следующие авторы:  Батонова С. А., Абова Т. Е., Воронов А. Ф., Боботов С. В., Клеандров М. И., Жуйков В. М.,  Козак Д., Немытина М. В., Лазарев Л. В.,  Шичанин А. В., Смыкалин А., Яковлев В. Ф., Эбзеев Б. С. и другие.

Целью исследования является изучение судебного органа в системе судебной власти

Достижение цели исследования осуществляется постановкой и реализацией следующих задач: 

Дать общую характеристику суда как органа судебной власти

Рассмотреть особенности структуры судебной власти в Российской Федерации

Рассмотреть проблемы судебной системы и совершенствование организации суда.

Нормативную базу исследования составили такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и другие.

Методология и методика исследования. Методом познания являются  исторический, логический, системный, сравнительный и конкретно-социологический методы исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость состоит в развитие теоретических основ законодательства регулирующих судебный орган. Данная работа способствует углублению научных представлений о судебном органе как отдельной ветки государственной власти.

Практическая значимость состоит в формулировании предложений по совершенствованию организации судебной системы РФ.

Структура дипломной  работы состоит из введения, основной части, которая содержит три главы и семь параграфов, заключения и списка использованных источников.



































1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДА КАК ОРГАНА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ



Понятие, признаки и функции суда как органа судебной власти



В соответствии со статьей 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Теория разделения властей была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье: «В каждом государстве,  имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

«Термин «судебная власть» имеет множество значений. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, которые осуществляют правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Можно выделить две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда».

Суд, как и другие органы власти, обладает следующими признаками: 

1. Суд является государственным независимым органом. В соответствии с Конституцией судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Суд имеет особый порядок формирования. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3.  Имеет особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4.  Суд имеет особую процедуру реализации своих полномочий. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГПК, КоАП, АПК, КАС (новый кодекс). Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5.  Суд осуществляет свои полномочия в пределах компетенции, определенной юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Суд осуществляет судебную власть в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, которое влечет за собой ничтожность всех принятых судом решений.

«Суд – орган, на который возложено осуществление одной из ветвей государственной власти — судебной власти. От законодательных (представительных) и исполнительных органов суд отличается особенностями порядка его формирования, наделения полномочиями судей, процедуры разбирательства подведомственных дел, а также властностью и ответственностью принимаемых решений, их юридической значимостью».

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

«Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства».

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. 

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

1) рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

2) проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

3) рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

4) проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

1)  обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений;

2) разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

2)   разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

3) реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.



Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность суда



Совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют организационное обеспечение деятельности суда включает в себя не только законодательные акты, но и акты, принятые Правительством РФ, Верховным Судом РФ (или Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в части, отнесенной законодательством к его компетенции), а также отдельные акты, принятые органами судейского сообщества.
В определенной степени можно говорить о наличии более менее сложившейся системы нормативно-правовых актов, регулирующих процессуальную деятельность органов судебной власти, включающую в себя, в частности: акты, регулирующие обеспечение судопроизводства;
-  акты, регулирующие денежное содержание и меры социально-правовой защиты судей; акты, регулирующие денежное содержание и меры социально-правовой защиты судей в отставке; акты, регулирующие трудовые отношения, денежное содержание и меры социально-правовой защиты государственных служащих аппарата суда; акты, регулирующие материально-техническое обеспечение суда; акты, регулирующие информационное обеспечение суда; акты, регулирующие взаимоотношения со средствами массовой информации и другие.
В качестве примера акта, регулирующего организацию деятельности судов,  можно рассмотреть федеральный закон от 8 января 1998 г. №7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».  Данный закон устанавливает структуру, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и входящих в его систему органов. В соответствии с этим законом, Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.
В системе судов общей юрисдикции Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, который является федеральным  государственным органом, осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
        Нормативные правовые акты, которые регулируют организацию деятельности судов, выстроены в определенную систему, исходя из их юридической силы: от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил.
В своей деятельности Судебный департамент руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию деятельности судов, к примеру, являются такие федеральные законы как Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017) «О статусе судей в Российской Федерации» и другие. 
      Также можно рассмотреть такой нормативный правовой акт, как Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. № 36. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности районного суда. 
Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив. Инструкция устанавливает единую систему по делопроизводству и обязательна для всех работников районного суда. Процессуальные документы суда оформляются в соответствии с процессуальным законодательством. Все работники аппарата суда ответственны за выполнение требований инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащихся в них информации.
         Таким образом, можно сделать вывод, что суд является органом государства, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других категорий дел. Суд, как и другие органы государственной власти, имеет свои признаки.  Существует большое количество нормативных правовых актов, которые регулируют организацию деятельности судов. Сложилась система нормативно-правовых актов, которая включает в себя не только законодательные акты, но и акты, принятые Правительством РФ, Верховным Судом РФ, а также отдельные акты, принятые органами судейского сообщества.

















СТРУКТУРА СУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Конституционный суд в Российской Федерации



«Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». В Федеральном законе «О Конституционном суде Российской Федерации» четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд,  прежде всего  составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права. 
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
Изменения, внесенные Конституцией 1993 г. по сравнению с ранее действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном суде 1991 г. в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической силы и последствий его решений.

Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ для кандидата существуют следующие требования: иметь гражданство РФ;  кандидату должно быть не менее 40 лет; иметь высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;  иметь безупречную репутацию;  иметь признанную высокую квалификацию в области права.

«Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность только один раз на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.».

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними; еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3. Проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов.
4. Дает толкование Конституции РФ.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления.
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Одни считают, что Конституционный суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее текста, другие убеждены, что Конституционный суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.
Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. 

Можно рассмотреть следующий пример.

 «Постановлением от 17 ноября 2016 года № 25-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспоренная норма являлась предметом рассмотрения постольку, поскольку на ее основании разрешается вопрос о сроке административного задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, в случае если это лицо в момент административного задержания находится в состоянии опьянения. Оспоренное положение, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно допускает ограничение свободы такого лица до судебного решения на срок более 48 часов».



Особенности судов общей юрисдикции



В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ», «систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К первым относятся: 

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ);

Районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);

Мировые судьи. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, осуществляя наибольший объем судопроизводства».

Низовым звеном системы территориальных судов общей юрисдикции являются мировые судьи. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и законами субъектов РФ о мировых судьях.

Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях». Поскольку мировой судья является «общинным» судом, в его компетенцию входит рассмотрение простых, «обыденных дел». Например, к компетенции мирового судьи относится рассмотрение в первой инстанции:

«1. Уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

2. Дела о выдаче судебного приказа – то есть судебного постановления о взыскании задолженности, которое выдается судьей единолично в явных, бесспорных случаях.

3. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуют спор о детях; а также – о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска – не более пятидесяти тысяч рублей.

4. Другие дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением: всех дел по спорам о детях (об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства и т.д.); о лишении и ограничении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании брака недействительным.

5. Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, за исключением: дел о наследовании имущества; дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности.

6. Дела об определении порядка пользования имуществом.

7.Дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции мирового судьи».

Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствах в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Все дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются им единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысячи человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

«Поскольку мировые судьи являются судьями субъектов, порядок назначения их на должность определяется ФЗ «О мировых судьях» и законами субъекта РФ. Кандидат на должность мирового судьи должен являться гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; кроме того, он должен сдать квалификационный экзамен».

Закон предусматривает два способа назначения мировых судей на должность. Так, мировые судьи могут либо назначаться или избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

«Мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий должен составлять не менее пяти лет».

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, структура и штатное расписание которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.

Следующим звеном в подсистеме территориальных судов являются суды общей юрисдикции города или района – в формулировке ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» – районный суд.

«Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Закон допускает создание судебных районов, охватывающих несколько административно-территориальных единиц субъекта РФ (межрайонный суд)».

Районный (городской) суд общей юрисдикции является тем звеном судебной системы, на которые возложено исполнение наибольшего объема работы. «Компетенция районного суда:

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам».

Что касается организации судов общей юрисдикции города (района), то она зависит от штатной численности судей. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем суда общей юрисдикции в соответствующим субъекте. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Федеральными судами общей юрисдикции в субъекте РФ являются: верховные суды республик в составе РФ, краевые суды, областные суды, городские суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области, суды автономных округов. Данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассматриваемые суды действуют в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ состоит из председателя суда, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ обладает судебными и несудебными полномочиями. Как судебный орган, он рассматривает:

1. дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей;

2. апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

3. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Как несудебный орган Президиум решает наиболее общие вопросы организации и деятельности суда (например, утверждает составы судебных коллегий, р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.