- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Работа с фольклорными текстами на уроках русского языка как средство формирования личностных компетенций
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014431 |
Тема: | Работа с фольклорными текстами на уроках русского языка как средство формирования личностных компетенций |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра русского языка Направление 44.03.01 Педагогическое образование Профиль Русский язык Кеденова Ольга ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА РАБОТА С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «Допустить к защите» Декан факультета, к.г.н, доцент _______________ Т.Н. Никонова «__»__________2018 г. И.о.зав. кафедрой к.г.н., доцент _______________ «___»___________2018 г. Научный руководитель, к.г.н., доцент _______________ Работа защищена «____»______________ 2018 г. с оценкой ___________________ председатель ГЭК ____________ (подпись) Горно-Алтайск 2018 1 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1 Речевые жанры детского фольклора………………………………………….6 1.1 Понятие «детский фольклор»……………………………….……………….6 1.2 Речевые жанры детского фольклора……………………………………..…12 2 Работа с текстами детского фольклора как средство формирования личностных компетенций……………………………………………………31 2.1 Компетентностный подход в преподавании русского языка в современной школе………………………………………………………………………….31 2.2 Использование детского фольклора как средства формирования личностных компетенций………………………………………………… 41 2.3 Анализ текстов детского фольклора из произведений русской литературы……………………………………………………………………42 Заключение…………………………………………………………………………60 Список использованных источников и литературы……………………………..61 2 ВВЕДЕНИЕ Исторический опыт развития и процесса формирования нашего государства показывает в направлении на то, что важнейшим средством становления по граждански значимого общества, укрепления единства и единства многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание соотечественников. Фольклор русского народа – необходимая часть его традиционно-общественной психологически душевной культуры. А еще Фольклор — это драгоценность не только народной поэзии, прозы и музыки, но и из народа традиционной педагогической мысли. Именно в фольклоре тысячелетним из народа педагогическим экспериментом отобраны самые нормально элементарные и существенно нужные модели содержания формирования процесса речи, музыкальных и поэтических способностей, логически правильного и образного осознания, сообразительности, юмора, сатиры, трудовых и физиологических навыков, причём представлены они в художественной форме. Фольклор – неписаная литература, устное из народа творчество, уходящее корнями в исторический рассказ народа. Проблема фольклора в русскоязычной детской литературе имеет очень большое теоретически описанное и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни. Таким образом, актуальность работы заключается в том, что использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной (Т. Г. Баринова; Л. В. Емельянова; М.Ш.Палжанова). 3 Цель работы – выявить и охарактеризовать, средством формирования каких компетенций является работа с использованием текстов детского фольклора на уроках русского языка. В соответствии с данной целью, в ходе выполнения работы поставлены следующие задачи: 1) выявить и охарактеризовать виды, этапы и жанры детского фольклора; 2) охарактеризовать компетентностный подход в преподавании русского языка в современной школе; 3) выявить и охарактеризовать особенности использования детского фольклора как средства формирования личностных компетенций; 4) произвести анализ текстов детского фольклора из произведений русской литературы. Объект исследования – жанры детского фольклора. Предмет исследования – жанры детского фольклора на уроках русского языка как средство формирования личностных компетенций. Практическая значимость трудовые нагрузки заключается в применении итогов экспериментальные изучения в школьном курсе литературы, а еще при чтении лекций студентам вузов по дисциплинам «История русскоязычной литературы», «Детская литература» и других филологических дисциплин, а еще спецкурсов, увязанных с изучением литературы, литературоведения и спецкурсов по литературной публицистике студентами филологических факультетов. Материалы трудовые функции имеют все шансы быть использованы в классах в рамках основополагающий образование дающей программы при изучении предметов «Литература», спецкурсов, увязанных с изучением гуманитарных дисциплин, а еще в свойстве дополнительной коммуникационным данным в рамках главный в основном программной разработки в классах. Также, подтвержденная практически важность предоставленной трудовые нагрузки заключается в возможности ввода в эксплуатацию итоговых эффектов 4 экспериментальные изучения при изучающем науки изучении детского фольклора. Научная новизна заключается в том, что в первый раз в способу преподавательного обучения русского языка предпринята попытка экспериментальные изучения (внедрения итоговых эффектов исследования) внедрения эффектов в итоге исследования (внедрения результатов исследования) применения результатов исследования жанров детского фольклора в школьном курсе русского языка. Теоретической основой исследования послужили работы таких исследователей в области жанров детского фольклора как Виноградов, Г.С., Мельников, М.Н., Новицкая, М.Ю., Архипова, Н.Г., Аникин, В.П., Азбелев, С.Н. и др., а также специалистов в сфере компетентностного подхода в обучении русскому языку, как Баринова, Т.Г., Емельянова, Л.В., Палжанова, М.Ш., и др. Методологическую основу дипломной работы составляют различные методы научного познания: анализ, синтез, системный подход, а также метод жанрового анализа. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Содержит 63 страниц машинописного текста. Список используемых источников и литературы содержит 35 наименований. 5 1 ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ 1.1 Понятие «детский фольклор» Детский фольклор - особенный вид народной культуры, выполняющий самую важную роль в становлении и развитии личности, изучении духовных ценностей бывших прежде поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного обличия народа. Детский фольклор предложение вносит ребенку выработанные временной порой словесно-поэтические передвижного актива, нужные для выражения в художественной форме особого, детского видения мира, порожденного возрастными невралгическими специфичностями. Эти особенности и обусловленные ими формы взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми чрезвычайно сильно меняются по мере развития ребенка в период от рождения до отрочества. «Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства» [23, c. 5] Жизнь любого практически малыша необычайно интенсивна. Своими потребностями в заинтересованности и потребностями она связана с таковой же многогранной жизнью сверстников и взрослых. По особому назначению в жизненного пути малышей, вышедших из детского возраста, определяют жанровые циклы во внутренности собственно детского фольклора: детский народный ежедневник, ребяческий игровой фольклор, детская сатира, бытовые и правовые приговоры, «страшное и таинственное»; детский юмористический фольклор, ребяческие головоломки. «Каждый из этих циклов и входящих в него жанров своеобразно выстраивает общение детей между собой, общение разных детских поколений друг с другом, обеспечивает преемственность культурных жизненных стереотипов» [6, c. 2]. Невзираявсущественныеобщественные,цивилизованно- многознаменательные изменения в события люди и существования нынешного сообщества, действительному и образному обществу раннего возраста характерны определенные единые закономерности, свойства, характерные 6 непосредственно с целью младенческой культуры равно как действа, хорошего с культуры старших и в в таком случае ведь период сопряженного с ней крепкими узами. Данное гарантирует последовательность в культуре люди, с одной края; с иной края, привносит в ее новейшие окраски. Подобным способом, ребяческий устное народное творчество - данное активное, активное проявление [6, c. 2]. Обучающимся нужны специальные, установленные в младенческом коллективе фигуры отношений в забаве, в самоутверждении из числа друзей, старших ребенка и старших, в регулировке чувств, вожделений, порывов. Все без исключения данные чувственные, моральные, эстетические, общественные необходимости, равно как большое количество столетий обратно, в наше период порождают постоянно активные фигуры младенческой культуры - нынешний ребяческий устное народное творчество. Некто способен значительно различаться с конфигураций классического младенческого устнофольклорного творчества, однако его основные, ключевые законы все без исключения ведь стабильны, многофункциональны, неминуемы, равно как стабилен и неминуем с целью любого лица подход с раннего возраста к взрослости. Младенческая уровень культуры может помочь проделать путь данный подход, отметить его ключевые рубежи в внутреннем обществе персоны, предоставить наружные методы укрепления навыка младенческой жизнедеятельности, создать мостик среди народом и окружением, среди народом, близким стилем, классическими конфигурациями обихода, ценностями этнической культуры. До сих пор в фольклористике существует разнобой в вопросе, что понимать под детским фольклором [25, c. 44]. Нам представляется наиболее верной точка зрения Б.П. Кирдана [16, c. 12], ибо он рассматривает детский фольклор, исходя из его происхождения, функциональных признаков жанров. На основании этого, фольклорист делит его на: 1) фольклор взрослых, исполняющийся в детской среде; 2) фольклор, созданный взрослыми для детей; 3) фольклор, созданный самими детьми. 7 Действительно, с раннего детства ребёнок приобщается к устной народной поэзии. Он слушает сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни. Это помогает ему развивать образное мышление, воспитывает в нём чувство родного слова, умение видеть красоту окружающего мира. При этом немалое значение для детей играет обрядовая поэзия, различные празднества, игры, народный театр. Дети не только знакомятся с фольклором взрослых, но и активно используют его в своей среде [25, c. 44]. Согласно суждению Зуевой, Т.В., ребяческий устное народное творчество — своеобразная сфера произносимого образного творчества, обладающая, в различие с фольклора старших, собственную поэтику, собственные фигуры бытования и собственных носителей. Единый, наследственный критерий младенческого фольклора — сопоставление образного слова с забавой [16, c. 12] Г.С. Виноградов ребяческий устное народное творчество устанавливает равно как «комплекс произносимых творений, никак не вступающих в запас старших, однако сохраняемых и выполняемых ребенком». Подобное распределение Г.С. Виноградов аргументирует усвоением родимого стиля ребятами с помощью изучения общенародного вербального художества, этим наиболее устанавливая «непосредственно ребяческий устное народное творчество» [12, c. 22] В.П.Аникин к младенческому фольклору причисляет «творческий процесс старших с целью ребенка, творческий процесс старших, ставшее с периодом ребяческим, и младенческое творческий процесс в своем значении фразы» [3, c. 176]. Данное суждение делят Э.В.Померанцева [26, c. 89] В.А.Василенко [10, c. 56] Виноградов, Г.С. [10, c. 85] М.Н.Мельников [20, c. 78] и др. Перечисленные ученые характеристику младенческого фольклора, равно как принцип, приступают с рассмотрения творений, сформированных старшими и выполнения выделиться с целью ребенка (люлечные песенки, поговорки и песенки) Первоначальным, кто именно обрисовал, сущность, объём и пределы определения «ребяческий устное народное творчество», наименовав ею 8 «особенным феноменом изолированного младенческого обихода и изолированной младенческой существования», был Г.С.Виноградов: «…вся комплекс различных типов вербальных творений, распространенных ребятам и никак не вступающих в запас старших», [13, c. 66]. Отвергая этому, то что никак не осуществляется самими ребенком, то что никак не является напрямую их запас (а данное весь «исходная тонкость», либо «поэтичность нянченье») в приспособления младенческому фольклору, Г.С.Виноградов придерживается один обстоятельством - кто именно считается носителем фольклора. Совместно с этим Г.С. Виноградов акцентирует люлечные песенки, песенки и поговорки «в особенный отделение фольклора, произносимую литературу с целью ребенка», объединяя ее с исходной школой. Практически в то же время с Г.С.Виноградным О.И.Капица рекомендовала собственное представление и установление младенческого фольклора Слово «ребяческий устное народное творчество» используется с целью обозначения абсолютно всех творений произносимого общенародного творчества, какие имеют место из числа ребенка. Носителями и творцами младенческого фольклора считаются старшие и ребята». С этих времен, в отсутствии тот или иной б в таком случае буква существовало мотивации и объяснения в академических публикациях слов, изучениях, тренировочных пособиях уживаются 2 расклада к суждению «ребяческий устное народное творчество». Обе места зрения уживаются за пределами обсуждения вопроса, за пределами академической полемики, а данное говорит о их созидательной неопределённости. Никак не причисляет творческий процесс мам и пестуний к младенческому фольклору и Ю.М.Соколов [29, c. 90]. Никак не полагает люлечные песенки ребяческим фольклором и В.И.Чичеров. Один с областей его направления лекций «Российское общенародное творческий процесс» (1959) именуется «Люлечные и младенческие песенки» [34, c. 68]. 9 Из данного необходимо, то что установленной места зрения к содержанию определения «ребяческий устное народное творчество» отсутствует. Эти две места зрения уживаются за пределами обсуждения вопроса, за пределами академической полемики, а данное говорит о их созидательной неопределённости. Н.Г. Архипова акцентирует подобное представление равно как «младенческое произносимое общенародное творческий процесс», около каким, согласно суждению профессионала, необходимо осознавать «постоянные слова, сделанные ребенком в классической этнической, писательской либо неподражаемой базе» [6, c. 4]. Подобным способом, Н.Г. Архипова ликвидирует с младенческого произносимого общенародного творчества все без исключения творения, представляющие творчеством старших, специализированным с целью ребенка, и осматриваем только жанры и слова, сделанные ребенком и передаваемые с 1-го детского поколения к иному. Важно выделить, то что к младенческому к младенческому произносимому всенародному творчеству Н.Г. Архипова причисляет всевозможные модифицированные ребенком и стабильно ходовые творения классического фольклора либо трансформированные авторско-писательские слова. Понятие «ребяческий устное народное творчество» возникло в науке не так давно. Безусловно и сбор младенческого фольклора вплоть до половины XIX столетия перемещало непроизвольный вид [27]. Впервые значительное интерес в ребяческий устное народное творчество сконцентрировал знаменитый преподаватель К. Д. Ушинский. В ШЕСТЬДЕСЯТ- х гг. XIX в. в журнал «Педагог» возникли публикации творений стабильно речевую полиэдральной младенческого фольклора и их классифицирует спецлитература предстоящего исследование с места зрения но гольдина кодифицированной физиологии и психологии детей. название происходивших 10 наиболее В таком случае ведь стартовало междунар город нашенский предназначенная регулярное сбор всенародных её альбомчик типам творений с целью ребенка. включает колоссальное окраски 1-ый свод младенческих абль сообщила изящного творений — П. Бессонова «Младенческие численные вида преждевременного песенки » — был выпущен в 1868 г. и фотоснимками лесочком близким включал 19 игр с песнями и 23 обществу перечень слова считалки . Далее сошли в осуществляется требуемые стандартных освещение сборники младенческого нынешняя общенародном важного фольклора Е. А. Покровского и П. В. Шейна, социальной поэтичность паф составившие основа следующих картинки 10 писательскую абстрактных трудов [16, c. 46]. В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследования детского фольклора и сам термин , предложенный Г. С. Виноградовым. С 1960-х гг. русский детский фольклор Сибири изучал М. Н. Мельников . В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор [16, c. 43]. Время появления современного детского фольклора - это, главным образом , вторая половина XX - начало XXI века , хотя сами тексты хронологически неоднородны. Некоторые из них передаются из поколения в поколение еще с начала 20 века , претерпевая структурные и семантические трансформации («Вышел зайчик погулять...», «Вышел ежик из тумана...», «На золотом крыльце сидели»). Многие считалки представлены многочисленными вариантами. В частности, в них могут осовремениваться персонажи. Например, ежик из считалки «Вышел ежик...» трансформируется в немца 11 Другие тексты появились относительно недавно ( «В гараже стоят машины») 1.2. Речевые жанры детского фольклора Современная теория культуры речи связана с изучением не только стилевых, но и жанровых различий форм речевого общения. Собственно любой текст можно рассматривать как отражение определенного типа речевого жанра или некоторой их совокупности, через анализ которых возможно исследование всего универсума речевой культуры. Вероятно, именно преставление о речевом жанре было положено в основу определения функционального стиля в концепции чешских ученых, связывавших данное понятие с функциями речи. Для того , чтобы определить речевые жанры детского фольклора , необходимо определить понятие речевого жанра в лингвистике. Само понятие « речевой жанр» впервые было выдвинуто и последовательно сформулировано в работах М.М. Бахтина, опубликованных большей частью посмертно и до середины 80-х гг. остававшихся неизвестными для многих отечественных лингвистов [8, c. 428]. Речевые жанры у М.М. Бахтина – это определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний . М.М. Бахтин выделяет первичные (простые) и вторичные ( сложные , комплексные) речевые жанры . Его теория охватывает «типовые модели построения речевого целого», всевозможные проявления типичных форм высказываний. Язык, по М.М. Бахтину, существует в системе речевых единиц и в системе речевых форм, т.е. жанров речи, реализуясь в процессе речевого акта в высказываниях, форму которых и составляют речевые жанры [8, c. 428]. Отечественные исследователи жанров речи, развивая идеи М.М. Бахтина, связывают теорию речевых жанров с зарубежными теориями речевых актов (Дж . Сёрль и др.) или с концепцией языковых игр (Л. Витгенштейн). 12 Под речевыми жанрами в современной российской лингвистике, следуя концепции М.М. Бахтина и уточняя её , понимают: «классы высказываний , имеющие общие черты в коммуникативной, семантической и формальной организации», «единственно первичную форму существования языка», «форму, тип высказывания », «тип построения текста », в котором находит отражение ситуация общения, « форму общения» и т.д. (работы Т.А. Ван Дейка, А. Вежбицкой, В.В. Дементьева, Т.А. Демешкиной, Т.В. Матвеевой, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, Б.Я. Шарифуллина, Т.В. Шмелёвой и др.). Можно придерживаться и трактовки речевых жанров как «формы речевого общения» (ЛЭС) или «первичной формы существования языка» (Т.В. Шмелёва): форма – это не только текст, а форма речевого общения не то же самое, что «форма, тип высказывания », «тип построения текста » (Б.Я. Шарифуллин). Типовой речевой жанр повседневного общения является сценарием (фреймом) коммуникативной ситуации, присутствующем в сознании языковой личности и руководящим его речевым поведением (Т.А. Ван Дейк). Поскольку речевое общение – это всегда коммуникативное взаимодействие между говорящим (адресантом, автором) и слушающим (адресатом), то границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов, т.е. сменой говорящих (М.М. Бахтин) [8, c. 428]. Таким образом, речевой жанр – это типовая форма речевого высказывания, проявляющаяся во взаимодействии участников коммуникации (коммуникантов): адресанта и адресата. С. Гайда отмечает разные способы существования и представления речевых жанров : 1) в конкретных текстах, в системе (узусе), на текстовом уровне и в компетенции говорящего и слушающего; 2) в жанровых описаниях, т.е. в лингвистических исследованиях ( как познавательная категория); 3) в 13 кодифицированной норме (запреты и рекомендации), особенно в риторической и дидактической практике [14, c. 107]. Речевые жанры обладают разной степенью жёсткости или открытости , регулярности или спорадичности . М.М. Бахтин чётко противопоставлял первичные (простые) жанры , естественно сложившиеся в практике обыденного общения, жанрам вторичным (сложным), использующимся во всех сферах общения. Вторичные речевые жанры вырабатываются на основе и из « сырья» первичных, они подвергаются более сложной нормализации, стандартизации. Практически у каждого из вторичных речевых жанров есть «прототип» в среде первичных речевых жанров, а любой первичный жанр может послужить исходным материалом для создания его вторичных аналогов. Речевые жанры в современной их трактовке разделяют, с одной стороны, на простые и сложные, а с другой – на первичные и вторичные. Речевое взаимодействие людей, коммуникативная тактика и стратегия речевого поведения в самых разных речевых ситуациях реализуются с участием большого количества различных речевых жанров. Особенно неоднороден, подвижен, многослоен жанровый репертуар молодёжного общения. Сам М.М. Бахтин указывал, что «…к речевым жанрам следует отнести короткие реплики бытового разговора, …и бытовой рассказ, и письмо (во всех его формах),…и короткую военную стандартную команду , и развёрнутый, детализированный приказ, довольно пёстрый репертуар деловых документов, и разнообразный мир публицистических выступлений…» [8, c. 429]. Н. Г. Архипова, выделяет следующие жанры детского фольклора : считалки (наиболее многочисленный жанр), стихи (в том числе переделанные литературные произведения и сокровенные стихи ), частушки, призывалки, мирилки , игры, песни, дразнилки , «приколы», подковырки, присказки , «вызывания» [6, c. 128]. 14 Все произведения детского фольклора по их функциональной роли , по мнению В.Т. Рудневой, можно разделить на две группы: 1). произведения , связанные с игровыми действиями (частушки и пословицы, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки); 2). произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни , призывалки молчанки, прибаутки, небылицы, или скороговорки) [27]. Весомый вклад в исследование детского фольклора внесла О.И. Капица. В работе « Детский фольклор» она поднимает проблему объема и содержания детской поэзии. Исходным началом классификации, по ее данным, является «как творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество». [17, c. 125]. Она акцентирует внимание на возрастном критерии, необходимом для изучения специфики художественного материала , ориентированного на динамично развивающуюся личность ребенка , продолжая традиции эмпирических классификаций XIX века. О.И. Капица выделяет в детском фольклоре две возрастные группы: [17, c. 125] 1) «поэзия пестования» - творчество взрослых для детей; 2) собственно детский фольклор. К первой группе относятся произведения, созданные взрослыми или отобранные в процессе развития жанров поэзии пестования из фольклора взрослых, отвечающие детскому восприятию. Системообразующим принципом в этих произведениях является совокупность разнообразных функций жанров, содержания и формы текстов, соответствующих уровню и особенностям эстетического вкуса, характерных для каждого определенного периода развития ребенка. 15 О.И. Капица отмечает полифункциональность текстов и невозможность провести точную грань между сюжетно -тематическим содержанием произведений, входящих в разные возрастные группы [17, c. 125]. Некоторые жанры в классификации О.И.Капица помимо возрастных циклов группирует в циклы функциональные (календарный фольклор, детский юмор) [17, c. 126]. О. И. Капица, теоретически обосновала деление детского фольклора по годам и генезису поэзии. Этого же поддерживал В. П. Аникин - генетический принцип (поэзия взрослых для детей, произведения , выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей). В. А. Василенко, выделял: [10, c. 88] 1) колыбельные песни, или байки, 2) произведения связанные с игровыми действиями, 3) произведения которые занимают детей словесным содержанием и исполнением независимо от игровых действий. М.Н.Мельников, используя функциональный принцип, выделяет в детском фольклоре: [20, c. 90] 1) поэзию пестования; 2) игровой фольклор; 3) потешный фольклор; 4) бытовой фольклор. Важнейшее место в русской народной культуре занимал и занимает детский игровой фольклор: игровые прелюдии (считалки, жеребьевки) и игры разного типа (в том числе словесные, спортивные, с припевами и приговорами). Игровая деятельность имеет несколько уровней организации. Приговоры-вовлекалки собирают детей к участию в игре, приглашают поиграть. 16 Считалки и жеребьевки распределяют игровые роли среди игроков. Это игровые прелюдии [11, c. 68] Далее идет сама игра со строго определенными правилами. Как показывают работы Г.С.Виноградова [11, c. 25] и В.П.Аникина [2, c. 23], происхождение считалки связано с видом древней иносказательной речи - с тайным счетом . В древности существовал запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода домашних животных и птиц. Но так как знать это было необходимо, наши предки изобрели форму косвенного пересчета, в котором счетные единицы заменялись эквивалентами . Это были измененные порой до неузнаваемости количественные и порядковые числительные . Некоторые из них отражены в современных считалках: ази - раз, двази - два, тризи - три, изи - четыре, пятам - пять, латам - шесть, шума - семь, рума - восемь, дуба - девять, крест - десять ( крестовидная зарубка, обозначавшая десяток ). Или: первый - первенчики , первенцы; второй - другенчики, другичики и т. д. [6, c. 6]. Одной из важных художественных особенностей считалки является заумь , бессмыслица. Заумь представляет собой слова, считавшиеся магическими на ранних этапах существования общества . Также она могла возникнуть в результате восприятия на слух иноязычного текста - учебного или обрядового, ритмизованного для более хорошего запоминания. Неузнанные «взрослые» слова тоже могут превратиться в заумь. Еще одна группа зауми - так называемые парные слова (аты-баты, чики-брики и так далее), которые превращают прозаический текст в стихотворное произведение, создавая впечатление стройной рифмы [6, c. 7]. Г.С.Виноградов делит считалочный материал на три группы: 1) считалки - замены, содержащие счетные слова или их заумные эквиваленты; 2) заумные считалки, которые целиком или частично состоят из заумных слов; 17 3) считалки-замены, в которых нет ни заумных , ни счетных слов . Эти считалки часто завершаются выходом. Выход - это конструктивный заключительный элемент общей композиции , специфический для жанра считалки. Функция его - определенно и точно указать на выбранного участника игры [11, c. 34]. Также Н. Г. Архипова выделяет считалки- числовки : Раз, два, три , четыре, пять - Вышел зайчик погулять, А охотник - пострелять. Пиф - паф, не попал - Серый зайчик ускакал. Раз, два, три, четыре -Меня («кошку» ) грамоте учили: И читать, и писать, И по клеточкам считать. Следующая группа - заумные считалки: Эни - бени, рики - факи, Турба - урба, синтибряки, Деуц , деуц, бац! Атка -батка кочкатаме, Абль -фабль дрюмене, Пике - дрике - драматике, фляу ! И, наконец, считалки- заменки : Завтра с неба прилетит Синий - синий - синий кит. Если веришь - стой и жди, А не веришь - выходи. Темы , образы, сюжеты приходят и из профессиональной литературы . Например, всем известная считалка «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...» принадлежит педагогу, преподавателю - словеснику, поэту XIX в. Ф.Б.Миллеру [11, c. 46] Первоначальные шесть строк, служившие подписью к картинке, очень полюбились детям, и ныне эта считалка имеет множество вариантов, содержащих невероятные приключения зайчика. Например: Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, ой - ой - ой, умирает зайчик мой. Повезли его в больницу - он украл там рукавицу, Повезли его в буфет - он украл сто грамм конфет, Повезли его в гараж - он украл там карандаш, Повезли его домой - оказался он живой [6, c. 6]. Для считалок характерны также подчеркнутый четкий ритм , звонкая рифма, предметность изображения, насыщенность глаголами , несущими динамизм в сфере событий, разнообразие эмоциональных оттенков в мотивах, образах, ситуациях. 18 Развиваясь, варьируясь, меняя форму и содержание, игра жива и до сих пор. Сейчас репертуар детского игрового фольклора значительно изменился . Практически исчезла такая форма игровых прелюдий, как жеребьевые сговорки . Но по- прежнему сохранили свое значение в игровом обиходе детей дошкольного и младшего школьного возраста считалки, хотя активный репертуар, которым владеет каждый ребенок-исполнитель, обычно невелик: 10-20 текстов. К началу XIX в. можно констатировать обеднение считалочного репертуара в целом. Вероятно, это происходит вследствие изменения характера игр и способов выбора ведущих [6, c. 6]. Особым жанром детского фольклора М.Н. Мельников считает колыбельные песни . Колыбельные песни - название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы «колыбать» (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» - от глагола «убаюкивать (баюкать, качать, усыплять)» [21, c. 88]. Её назначение или цель - усыпить ребёнка . Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Старинное значение колыбельных - заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни. Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. « В свои песни мать включает то , что понятно ему . Это «серенький котик », «красная рубашечка», « кусок пирога да стакан молока», «журавлики» и т.д. [23, c. 94]. Слов - понятий в песне обычно немного - лишь те, без которых первичное познание мира невозможно. Частый персонаж в колыбельной песне - кот, фантастические персонажи - Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами – антропоморфизм [13, c. 66]. 19 «Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика , своё композиционное построение . Часты краткие прилагательные , редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги , местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация - повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов» [5, c. 205]. Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило , являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра. Этот процесс вполне закономерен. Коренным образом менялась жизнь трудового народа в нашей стране. Круг интересов матери был ограничен заботами о детях и муже, о поддержании порядка в домашнем хозяйстве, в наши дни женщина наравне с мужчиной участвует в общественной жизни - ей стали чужды «внутренние жесты» колыбельной песни. Художественная литература , радио, телевидение, театры воспитывают эстетические чувства - и художественная ценность колыбельной поэзии начинает вызывать сомнение. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно-музыкальными произведениями [5, c. 206]. Школьное образование, медицинское просвещение, система дошкольного воспитания коренным образом изменили взаимоотношения матери и ребенка, меняются и народно-педагогические воззрения . Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов ( сон, еда и пр.) распорядком ; укачивание признается ненужным и даже вредным. Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью. 20 Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости без обид поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или исполняя новые. Самая популярная считалка последнего десятилетия представляет собой измененный вариант старого текста «На златом крыльце сидели...». В современном варианте этого произведения появляются персонажи мультфильмов Диснея. Проникновение новых образов в традиционные жанры и тексты характерно и для других разновидностей детского фольклора, активно впитывающего в себя всё новое, соответствующее интересам современного ребёнка. Так, в период появления первых телесериалов в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: