VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Словарная работа на уроках русского языка с учащимися младшего школьного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016777
Тема: Словарная работа на уроках русского языка с учащимися младшего школьного возраста.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования



КУРСОВАЯ РАБОТА


на тему: Словарная работа на уроках русского языка с учащимися младшего школьного возраста 




Обучающейся 3 курса     
очной формы обучения
направления подготовки 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
направленности (профиля) Начальное образование 
Токаревой Юлии Александровны

Руководитель: Супряга Светлана Васильевна

Допустить к защите:
заведующий кафедрой 
_______________ /Сеина С.А./

«____» _________________ 20____ г.

                                            

Курск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
1.1. Сущность и содержание понятия «словарная работа» применительно к начальному общему образованию ………………….…………………………. 6
1.2. Анализ современных УМК по русскому языку в контексте исследуемой проблемы………………………………………………………………………..  9
1.3. Методические особенности словарной работы с учащимися младшего школьного возраста ……….…………………………..……………………….. 13
Выводы по первой главе …………………………………………………….. 19

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………… 22
2.2. Рекомендации по организации словарной работы на уроках русского языка с учащимися младшего школьного возраста …………………………. 31
    Выводы по второй главе …………………………………………….…...  34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….41





ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся. Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. 
     Обучение младших школьников должно быть развивающим, обогащающим знаниями и способами умственной деятельности, формирующим познавательные интересы и способности. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми. Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [2,25]. Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. 
     Словарный состав необходим языку как строительный материал. Бедность словаря учащегося тормозит усвоение ими орфографии слова. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Таким образом, работа над значением и правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников.
     Противоречие состоит в том, что у младших школьников вызывают трудности запоминания словарных слов, однако в учебном процессе на уроках русского языка в начальной школе недостаточно полно реализуются возможности использования методов и приемов  изучения словарных слов.
     Проблема исследования: Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слова, преобладания не яркого материала) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии. 
     Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
     Объектом исследования является процесс обучения младших школьников словарным словам на уроках русского языка.
     Предметом исследования выступает словарная работа как фактор развития речевой культуры младшего школьника. 
     Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
2) выделить направления в организации словарной работы на уроках русского языка;
3) выявить исходный уровень знаний младших школьников словарных слов и проверить эффективность использования методик при обучении младших школьников;
4) сформулировать выводы и рекомендации
     Гипотеза исследования: если предположить, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, то возрастает качество знаний младших школьников.
     Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; экспериментальное исследование; словарный диктант младших школьников. 
     База исследования: МБОУ «СОШ №49» г. Курска. В эксперименте приняли участие учащиеся 1 «Б» класса в составе 29 человек.
     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой их них, заключения,  списка литературы и приложения. 
     
     













ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
1.1. Сущность и содержание понятия «словарная работа» применительно к начальному общему образованию
 
                Словарная работа - это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
          С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (лестница).
          О.Н. Лёвушкина, ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, пишет о том, что "непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым" [12, с.32]. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.
          В.В. Ераткина делится своими результатами наблюдения за организацией словарной работы в школе: "Непроверяемые написания изучаются в начальной и средней школе "в словарном порядке", то есть учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.
          Чтобы повысить процесс запоминания трудных слов В. П. Канакина считает, что «словарная работа должна быть направлена на: 1) обогащение речи младших школьников словами из словаря; 2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; 3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи; 4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи»
          Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
          Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивания средней школы.
          Следовательно, чтобы построить словарную работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.
          Словарная работа преследует определённые цели и имеет разнообразное содержание:
     - направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
     - преследует грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов.
     - проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.);
     - помогает усвоить нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
           Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
          Таким образом, словарная работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. 
         Научить писать ребёнка эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие современных видов работ, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
     

1.2. Анализ современных УМК по русскому языку в контексте исследуемой проблемы 
     Анализ  учебно-методических комплектов, адресованных учащимся начальной школы, показывает, что практический материал учебников позволяет учителю работать над словарными словами разных видов, причем как устных, так и письменных. 
Проанализируем современный учебно-методический комплекс «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100»
          При анализе УМК были выявлены особенности содержания, целей и задач разных УМК.
          Работа со словарными словами ведётся во всех трёх анализируемых программах 3 класса, однако перечень и количество изучаемых слов разных УМК не одинаков.
           По программе УМК «Школа России» представлены следующие слова с непроверяемым написанием: аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, петрушка, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе. (Всего 70 слов) [33:9].
          В программе УМК «Начальная школа XXI века» изучаются слова с непроверяемым написанием: аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вкус, вокруг, восток, впереди, газета, галерея, гигант, горячий, девочка, животное, забота, запад, заря, здесь, инженер, интересный, календарь, картофель, кастрюля, когда, комната, конечно, костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин, малина, мебель, медленно, метро, минута, морковь, обычный, огород, один, океан, организм, орех, осина, остров, охрана, очень, песок, пирог, погода, помидор, потом, прекрасный, привет, природа, профессия, пшеница, ракета, расстояние, салют, сапог, север, сейчас, счастье, тарелка, территория, трактор, трамвай, учитель, фамилия, человек, шампунь, шелест, шоколад, шофёр, яблоко. (Всего 81 слово) [32:7].
          Перечень слов с непроверяемыми написаниями в программе УМК «Школа 2100» не прописан, однако в учебнике 3 класса [4] дан список изучаемых слов: абзац, абрикос, аккорд, аккуратный, акробат, Алла, аллея, алмаз, Анна, апельсин, аппарат, аппетит, аромат, багаж, багровый, багряный, базар, балкон, барабан, баранка, бассейн, батон, блюдце, болото, будто, ванна, ванная, вверх, вдоль, ветер, веять, винегрет, вокзал, волшебник, волшебный, ворона, ворота, вперед, всегда, галерея, гаммы, горох, грамм, грамматика, грипп, группа, дельфин, длина, до свидания, до свиданья, дрожжи, Жанна, желтый, женщина, жжет, жужжит, завтра, завтрак, закон, затем, заяц, изморозь, изморось, иллюстрация, иней, Инна, искусство, как будто, какао, календарь, калитка, картина, касса, каяться, квартира, кенгуру, килограмм, Кирилл, класс, когда, коллектив, команда, командир, командовать, комната, компьютер, коричневый, корреспондент, костер, костюм, кофе, кровать, кровать, кросс, кроссворд, кроссовки, лаять, лелеять, лестница, лимон, лопата, малина, масса, машина, маяться, медленно, метро, мечта, миллиметр, мужчина, навсегда, надеяться, надо, назад, наоборот, например, насекомые, неделя, обед, овощи, огород, огурец, одежда, океан, опушка, оранжевый, орфограмма, осина, оттуда, пассажир, перрон, печаль, платок, погода, помидор, поперек, порядок, потом, потому что, почерк, правило, правильно, праздник, предмет, пример, природа, программа, профессия, пшеница, реять, Римма, роман, рюкзак, салат, сапог, свобода, свободен, север, сейчас, серебряный, сеять, сзади, синица, сирень, смородина, снова, совесть, совсем, соловей, сорока, сосед, сочинение, ссора, стакан, стрекоза, сумма, счет, считать, тарелка, телеграмма, терраса, территория, товарищ, тоска, тоскует, троллейбус, фамилия, Филипп, фонарь, хозяйка, хозяин, хозяйство, хоккей, хорошо, чаять, чемодан, через, черемуха, что, чтобы, чувство, чуять, шампунь, шарада, шасси, шел, шоссе, шофер, юный, яблоко, ягода. (Всего 211слов).
          Количество слов для словарного диктанта одинаково во всех анализируемых УМК и составляет 10 - 12 слов.
          Оценка словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок.
«4» - за работу, в которой одна ошибка.
«3» - за работу, в которой две ошибки.
«2» - за работу, в которой три-пять ошибок.
          План поведения контрольных словарных диктантов по разным УМК неодинаков:
По программе УМК «Школа России»:
1 четверть - 2.
2 четверть - 1.
3 четверть - 1.
4 четверть - 1.
Итого за год - 5.
По программе УМК «Начальная школа XXI века»
1 четверть - 1.
2 четверть - 1.
3 четверть - 1.
4 четверть - 1.
Итого за год - 4
По программе УМК «Школа 2100»
4 четверть - 1.
Итого за год - 1.
           Проанализировав программы и учебники УМК «Школа России», УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа 2100» можно сделать вывод о том, что для обучения правописанию слов с непроверяемыми орфограммами не выделяется достаточно времени и места в контексте урока. Предлагаемый контроль (1-5 контрольных словарных диктантов за год) также является незначительным. Некоторые слова, рекомендуемые программой и орфографическим словарём учебника, вообще не предложены для рассмотрения учащихся. Эти словарные с непроверяемыми написаниями даны в перечне изучаемых словарных слов в программе, а так же написаны в орфографическом словаре учебника, но знакомства с ним на страницах учебника нет.
          Например:
в УМК «Школа России» [17] слово лагерь;
в УМК «Начальная школа XXI века» [13] слова везде, впереди, забота, комната, конечно, лимон, организм, охрана, потом, прекрасный, салют, сейчас, счастье, трактор;
в УМК «Школа 2100» [4] слова лопата, всегда, команда, командовать, потому что, оттуда, картина, кенгуру, ветер, волшебник, ворона, машина, овощи, погода, сапог, сорока, чемодан, акробат, когда, юный, барабан, веять, вперёд, длина, каяться, костёр, лаять, лелеять, маяться, надеяться, порядок, реять, роман, одежда, сеять, стакан, ягода, чаять, чуять.
           Слова квартира, чувство, лестница, характер, снова, например, потом обозначены курсивом на страницах учебника, но не предложены для выполнения в упражнениях урока. (УМК «Школа 2100») . В УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа 2100» словари учебника составлены без повторения слов изучаемых в 1-2 классах слов.
           Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод о том, что качество усвоения словарных слов учащимися во многом будет зависеть от мастерства и творческого подхода учителя к процессу образования.


1.3. Методические особенности словарной работы с учащимися младшего школьного возраста 
            Доказано что, богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. 
             Методика словарной работы предусматривает четыре основных линии:
              Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
              Во-вторых, уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
  а) наполнение словарём тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;
  б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
  в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слова, в том числе значений, обусловленных контекстом;
  г) усвоение лексической синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в отдельной группе.
          По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
          В-третьих, это активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
          В-четвёртых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся.
          Естественно, что все названные направления работы постоянно взаимодействуют.
          В словарно-лексической работе в школе предлагаются особые приёмы:
1) тематическое объединение слов в особые лексические группы;
2) составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов;
3) ведение индивидуальных словариков;
4) обращение к этимологии слов;
5) использование словарных диктантов;
6) обогащение словарного запаса.
7) работа с орфографическими и толковыми словарями.
          Выбор того или иного способа объяснения зависит от самого слова, наличия дидактических средств, уровня подготовки учащихся.
          При изучении словарных слов необходимо использовать различные приемы и методы:
-  приемы зрительного запоминания - зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов. 
-  метод сопоставления математических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака  во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы; метод противопоставления – ученик- учитель; и т.д.; 
- прием сопоставления зрительного и слухового образов ( состава) слов: различные виды слуховых диктантов; 
- метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания. 
- составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.
- составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы; 
- занимательные формы работы - включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин.
          Закрепление слов с непроверяемым написанием
          Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты, которые можно использовать в работе со словарными словами.
1-картинный диктант
          Учитель показывает карточку-картинку. Дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставят знак ударения или дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную в слове, которую нужно запомнить при письме, ставят ударение;
2-зрительный диктант 
          Учащиеся орфоэпически и орфографически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной, выясняют его значение и записывают по памяти;
3-распределительный диктант 
           Группировка и запись слов по орфографическим признакам в заданные столбцы;
4-диктант с использованием загадок
5-диктант по памяти 
           По темам: овощи, посуда, инструменты и др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»;
6-творческий диктант 
          Замена описательных оборотов словами-синонимами.
          При работе в классе на четырех этапах урока можно использовать следующие виды работ:
          Первый этап – проверка домашнего задания. Некоторые ученики работают у доски. В заданиях есть изученные ранее словарные слова. За партами 3-4 ученика работают с карточками и перфокартами. В перфокартах необходимо вставить буквы, слова, подобрать родственные слова. На карточках, которые сделаны из цветного картона, изображены предметные картинки. Дети записывают их названия (это заранее изученные словарные слова) на листок или в тетрадь. Задания, которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель. Задания у работающих у доски проверяют ученики. 
          Второй этап – чистописание – проводится ежеурочно ( кроме контрольных работ). Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием –оро- (сорока, ворона, воробей, скоро, горох, город),записать словарные слова, в которых есть две буквы «д» ( однажды, одежда), записать наречия, которые заканчиваются буквой «а» (слева, справа, издалека) и т. д. 
          Третий этап – словарная работа. Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов ( например, на буквы «а» и « б», ставят ударение, выделяют буквы для запоминания. Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвертой идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель. 
      Игра «Цепочка слов» 
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его. Например: Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня. 
    Игра «Распутай слова» 
Вот так горе, вот беда! Как запутались слова. Все они из трех слогов Кто помочь словам готов? Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака) 
       Игра « Шифровка» 
Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова. Например: З – завод А – адрес В – вдруг Т – товарищ Р – расстояние А – автобус Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова. 
    Игра « Замени одним словом»
Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес) Седьмой день недели. ( воскресенье) Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы) Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир) Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль) Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь) Единица веса, 1000 граммов. (килограмм) Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор) 
          Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
          Чтобы решить задачу обогащения, уточнения, активизации словарного запаса необходимо на каждом уроке в начальной школе использовать разнообразные упражнения.
      

     
Выводы по первой главе
          Словарная работа - это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
           Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
          Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка
         Научить писать ребёнка эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие современных видов работ, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
     Анализ  учебно-методических комплектов, адресованных учащимся начальной школы, показывает, что практический материал учебников позволяет учителю работать над словарными словами разных видов, причем как устных, так и письменных. 
          Количество слов для словарного диктанта одинаково во всех анализируемых УМК и составляет 10 - 12 слов.
           Проанализировав программы и учебники УМК «Школа России», УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа 2100» можно сделать вывод о том, что для обучения правописанию слов с непроверяемыми орфограммами не выделяется достаточно времени и места в контексте урока. Предлагаемый контроль (1-5 контрольных словарных диктантов за год) также является незначительным. Некоторые слова, рекомендуемые программой и орфографическим словарём учебника, вообще не предложены для рассмотрения учащихся. Эти словарные с непроверяемыми написаниями даны в перечне изучаемых словарных слов в программе, а так же написаны в орфографическом словаре учебника, но знакомства с ним на страницах учебника нет.
           Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод о том, что качество усвоения словарных слов учащимися во многом будет зависеть от мастерства и творческого подхода учителя к процессу образования.
          Методика словарной работы предусматривает четыре основных линии:
          Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Во-вторых, уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы.
          В-третьих, это активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
            В-четвёртых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. 
          Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
          Чтобы решить задачу обогащения, уточнения, активизации словарного запаса необходимо на каждом уроке в начальной школе использовать разнообразные упражнения.
     
     










ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
2.1. Констатирующий эксперимент 
     Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ№ 49» г. Курска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2 «Б» класса в составе 29 человек.
     В ходе эксперимента мы исследовали уровень владения младшими школьниками знания словарных слов с учетом ранее изученного материала. 
1 этап - констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента - определить исходный уровень степени обученности учащихся при изучении словарных слов младшими школьниками.
2 этап - формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента - организовать и провести опытно-экспериментальную работу, способствующую повышению степени обученности учащихся.
3 этап - контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента - определить степень обученности учащихся при изучении словарных слов после проведения формирующего этапа эксперимента, дать сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, определить роль используемых приемов в формировании навыков правописания слов из словаря у детей младшего школьного возраста и степени обученности учащихся.
          С целью определения исходного уровня навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, учащимся 2 класса было предложено написать словарный диктант. В словарный диктант вошли следующие 11 слов с непроверяемыми орфограммами, предназначенные для обязательного запоминания в начальной школе и изученные учащимися:  воробей, ворона, заяц, сорока, карандаш, январь, Россия, рябина, Москва, столица, Родина.
После проверки диктанта мы определили уровни  орфографического навыка школьника:
- высокий - соответствует оценки «5»
- средний - соответствует оценки «4»
- ниже среднего - соответствует оценки «3»
-низкий - соответствует оценки «2»
Результаты диктанта с указанием уровня выполнения отражены в таблице 2.1и на диаграмме 2.1.
Таблица 2.1. Уровень степени обученности учащихся в правописании словарных слов
     Таблица 2.1.
Имя учащегося
Количество допущенных ошибок
Уровень (оценка)
Владислав А.
3
НИЗКИЙ(3)
Арина А.
2
СРЕДНИЙ(4)
Платон А.
1
СРЕДНИЙ(4)
Максим Б.
4
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Роман В.
0
ВЫСОКИЙ(5)
Элеонора Г.
4
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Дмитрий Д.
3
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Константин Д.
1
СРЕДНИЙ(4)
Александра З.
1
СРЕДНИЙ(4)
Илья З.
2
СРЕДНИЙ(4)
Дмитрий З.
3
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Ангелина К.
0
ВЫСОКИЙ(5)
Артем К.
0
ВЫСОКИЙ(5)
Софья К.
4
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Владлена К.
4
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Анна Л.
0
ВЫСОКИЙ(5)
Софья М.
1
СРЕДНИЙ(4)
Алина М.
1
СРЕДНИЙ(4)
Дарья П.
4
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)
Полина П.
0
ВЫСОКИЙ(5)
Полина П.
1
СРЕДНИЙ(4)
Екатерина С.
4
НИЗКИЙ(2)
Василиса С.
5
НИЗКИЙ(2)
Иван Ч.
5
НИЗКИЙ(2)
Анна Ч.
0
ВЫСОКИЙ(5)
Артемий Ч.
2
СРЕДНИЙ(4)
Полина Ш.
1
СРЕДНИЙ(4)
Денис Ш.
1
СРЕДНИЙ(4)
Кирилл Ш.
3
НИЖЕ СРЕДНЕГО(3)

          На «5» справились - 6 человек, на «4» - 11 человека, на «3» - 9 человек, на «2» - 3 человека.
Проанализировав результаты диктанта мы пришли к выводу: успеваемость - 65 %, качество - 35%.
Рисунок 2.1. Исходный уровень степени обученности учащихся после изучения словарных слов младшими школьниками.
          На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, учебников по русскому языку для начальных классов и по результатам констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи формирующего эксперимента:
· отобрать из программных списков такие слова с непроверяем.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44