- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
пыт межведомственного взаимодействия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003132 |
Тема: | пыт межведомственного взаимодействия |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт гуманитарных и социальных наук Факультет истории, политических наук и культурологии Кафедра социальной работы и молодежной политики Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа На тему «Опыт межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями» Выполнил студент гр.СРб-4201-51-00 Кропачева Ю. А. ________________________________ (подпись) Научный руководитель Бородатая М. Н., к. пед. н., доцент ________________________________ (подпись) Допущено к защите в ГЭК: ______________ Заведующий кафедрой социальной работы и молодежной политики _________________________ М. И. Лучинина ( подпись) Декан факультета истории, политических наук и культурологии _________________________ Е. А. Юшина ( подпись) Киров 2017 Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 7 1.1. Нормативно-правовые основы межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 7 1.2. Структура и содержание межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 14 1.3. Региональный опыт межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 25 Глава 2. Анализ межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями (на примере комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района города Кирова) 35 2.1. Характеристика материалов и инструментария исследования. 35 2.2. Анализ деятельности субъектов межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями (на примере Первомайского района города Кирова) 38 2.3. Результаты экспертного опроса 50 2.4. Рекомендации по совершенствованию практики межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями для Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района города Кирова 51 Заключение 53 Библиографический список 55 Введение Одной из самых острых и социально значимых проблем, имеющихся в нашем обществе на сегодняшний день, является поиск способов снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, повышение эффективности профилактической работы. Необходимость скорейшего изменения сложившейся ситуации обусловлена, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности вступает все большее число несовершеннолетних, а криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив достижения социальной стабильности и безопасности. Преступность несовершеннолетних в нашей стране, несмотря на предпринимаемые меры государства и общественности, сохраняется на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствуют статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. В нашей стране в 1999 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», посредством которого была создана комплексная система профилактики антиобщественного поведения и правонарушений несовершеннолетних. К системе профилактики правонарушений относятся меры, направленные на то, чтобы оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания; предупредить и предотвратить переход несовершеннолетнего на преступный путь и создать условия для исправления этих лиц. В 2013 году вступил в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и закрепил положение о том, что социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия, а также определил регламент межведомственного взаимодействия. Основной целью организации межведомственного взаимодействия по профилактике правонарушений несовершеннолетних является взаимодействие со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков. Следует отметить особую значимость индивидуальной профилактической работы. Возможности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями очевидны, так как этот вид профилактики рассчитан на конкретную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением. Исходя из того, что профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями не всегда оказывается эффективной, представляется важным изучение опыта межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями для дальнейшего его обобщения и совершенствования данной системы. Проблема исследования: каково содержание опыта межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями? Цель исследования: проанализировать и обобщить опыт межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Объект исследования: межведомственное взаимодействие по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Предмет исследования: содержание опыта межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Гипотеза исследования: межведомственное взаимодействие повышает эффективность проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. В соответствии с целью определены следующие задачи: 1. Изучить нормативно-правовые основы межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. 2. Раскрыть структуру и содержание межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. 3. Проанализировать опыт межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в Первомайском районе города Кирова. 4. Разработать рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Теоретическая основа исследования. В процессе изучения специфики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетних правонарушителей можно выделить труды многих ученых, проводящих исследования в данной области. Основные аспекты девиантного поведения несовершеннолетних, его формы и виды рассматривают в своих работах И. В. Галагузова, Е. И. Холостова, В. Н. Келасьев. Беличева С. А. рассматривает причины и способы коррекции асоциального поведения несовершеннолетних. Причины и факторы, способствующие формированию противоправного поведения несовершеннолетних, а также способы их профилактики раскрывает А. И. Миллер. Иващенко Г. М. в своих работах описывает типы неблагополучных семей, оказывающих влияние на становление противоправного поведения несовершеннолетних, изучает опыт работы специализированных учреждений исследует формы и методы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, рассматривает необходимость предупреждения негативных явлений во взаимодействии с различными учреждениями и организациями. Социально-психологические аспекты становления личности несовершеннолетнего правонарушителя исследовали А. И. Долгова, К. Е. Игошев. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей анализируют в своих работах А.Б. Сахаров, Г. Г. Федорова. Специфика коррекционно-реабилитационной и профилактической работы с подростками-правонарушителями описывается в работах Г. М. Иващенко, В.Н. Келасьева, П. А. Шептенко. Теоретические и практические проблемы исправления правонарушителей были освещены в работах А. С. Макаренко. Методы исследования: – теоретические: обобщение; – эмпирические: экспертный опрос, анализ документов, анализ личных дел несовершеннолетних, анализ планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о межведомственном взаимодействии по организации индивидуальной профилактической работы. Практическая значимость работы. Положения и выводы выпускной квалификационной работы, приведенные статистические данные могут быть использованы Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района г. Кирова и другими организациями и учреждениями межведомственного сообщества по профилактике правонарушений несовершеннолетних. База исследования: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района муниципального образования «Город Киров», организации и учреждения межведомственного сообщества по профилактике правонарушений несовершеннолетних в г.Кирове. Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, объединяющие семь параграфов, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения. Глава 1. Теоретические аспекты межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 1.1. Нормативно-правовые основы межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями Межведомственное взаимодействие – это комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей по определенному направлению деятельности [1]. Статья 28 федерального закона Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ определяет суть межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации: 1. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Регламент межведомственного взаимодействия определяет: 1) перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие; 2) виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) порядок и формы межведомственного взаимодействия; 4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме; 5) механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению; 6) порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия. Подход к организации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, непосредственная работа с подростками группы риска, безусловно, имеет свою специфику и требует скоординированной работы органов и учреждений данной сферы. Одним из механизмов профилактической работы с несовершеннолетними является индивидуальная профилактическая работа. Индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР) — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий [2]. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим организацию ИПР является Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно 120 ФЗ п. 1 ст. 2, основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются: * предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; * обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; * социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; * выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Согласно п. 2 ст. 2 деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Согласно п. 1 ст. 4, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). Согласно п. 1 ст. 5, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: 1) безнадзорных или беспризорных; 2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; 4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; 9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; 11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Ст. 6 определяет основания проведения индивидуальной профилактической работы: 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) приговор, определение или постановление суда; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. Согласно ст. 7, индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет. Согласно п. 2 ст. 9, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: • орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; • орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; • орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; • орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; • орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; • орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; • орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. Таким образом, нормативно-правовая база межведомственного взаимодействия по организации ИПР создает возможности для усовершенствования профилактики подростковой преступности, дальнейшего развития сети учреждений профилактической направленности, применения комплексного решения проблем детей, имеющих конфликты с законом, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики правонарушений. В целом, знание нормативно-правовых документов предъявляет высокие требования к специалистам, работающим с подростками, так как их правовая грамотность способствует совершенствованию коррекционной работы с подростками. 1.2. Структура и содержание межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями Основой межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними являются следующие задачи: * своевременное выявление лиц с антиобщественным поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них; * изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью исключения конфликта подростка с обществом, устранения способствующих ему причин и условий; * разработка плана индивидуального профилактического воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, эффективности их применения; * организация взаимодействия в работе всех субъектов профилактической деятельности, непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на отрицательные действия и поощрение позитивных сдвигов[4]. Если по форме и цели индивидуальная профилактика правонарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совершению правонарушений, и принятии по отношению к ним мер воспитательного воздействия, то по сути своей она представляет собой организованный процесс исправления конкретных лиц, осуществляемый с целью — не допустить совершения рецидивов. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних: * возвратившихся из воспитательных колоний после отбытия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокойство; * осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено; * совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного либо административного воздействия или вследствие амнистии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; * вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; * совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера; * употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества; * ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному приводу для официального предостережения; * злостно уклоняющихся от учебы; * систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих антиобщественный образ жизни. Специфика индивидуальной профилактики, а также психологические и возрастные особенности несовершеннолетних и воспитательного воздействия на них требуют учета: * психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.), которые происходят в сознании правонарушителя при формировании антиобщественного поведения, при зарождении противоправных замыслов и поиске путей их реализации; * уровня мировоззренческого и нравственного развития несовершеннолетнего правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному подростку (чувство стыда перед родными, знакомыми, боязнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, зачастую, заставляют его сохранять в тайне свои замыслы, вести «двойную жизнь», поэтому не всегда удается своевременно выявить таких подростков, определить причины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное профилактическое воздействие; * характерных особенностей личности правонарушителя, движущие им мотивы, а также его поведение до и после правонарушения; * обстоятельств, при которых у подростка возникли намерения совершить правонарушение; * отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения [6]. Нередко отрицательное воздействие социального окружения подростка продолжается в течение достаточно длительного времени, приводит к формированию иных взглядов, способствует становлению на антиобщественный путь. Своевременное вмешательство в этот процесс социального работника может предотвратить негативное влияние на несовершеннолетнего, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полезное русло. Когда становятся понятны цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, оценены мотивы, убеждения, ценности, можно приступать к разработке плана профилактического воздействия на правонарушителя [7]. Многие упущения в работе с подростками являются следствием того, что нет соответствующей системы индивидуальной работы, организации профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом расширить узкое понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету особенностей подростков, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, — писал А. С. Макаренко, — не означает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер. Индивидуальный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания». В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Макаренко, наиболее часто встречаются две ошибки: первая заключается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», поместить подростка в стандартный шаблон. Вторая — «пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым человеком в отдельности» [3]. Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-коррекционную работу в качестве одной из составляющих, но не ограничивается на ней. Это целенаправленный процесс перевоспитания личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием специалистов, общества вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-приемлемого поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие: * выработку нравственного сознания; * формирование положительных навыков и привычек поведения; * воспитание воли, позволяющей противостоять антиобщественным влияниям; * социальное оздоровление микросреды [5]. Однако стоит подчеркнуть, что перевоспитание несовершеннолетнего правонарушителя, выработка позитивных навыков и привычек, волевых установок связаны особыми сферами психологической деятельности, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики. Профилактическая работа становится эффективной, если она учитывает особенности и ход развития подростка и совпадает с его намерениями. Процесс профилактического воздействия со стороны специалистов должен сочетаться с процессом самовоспитания, саморазвития. Разумеется, результаты такого совпадения оказываются максимальными. Весьма часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от интенсивности внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности подростка[26]. Оптимальный выбор форм и методов индивидуальной профилактической работы с подростком в большой степени зависит от того, насколько правильно составлен план профилактического воздействия, который должен включать следующие значимые компоненты: * цели индивидуальной профилактической работы, главная из которых — формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неукоснительно соблюдать требования норм морали и права; * методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на несовершеннолетнего, учитывающие, какие качества в нем необходимо развивать, а какие необходимо устранить; * формы воздействия на непосредственное окружение подростка для того, чтобы устранить негативно влияющие на него факторы и установить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений; * средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект применительно к данному ребенку; * основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности. При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований: * содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания; * осознание перспективности в перевоспитании; * изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка; * поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка; * отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании; * терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса; * активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие [5]. При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы. Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; чувства социальной ответственности и дисциплины [5]. Для достижения поставленных задач перевоспитания несовершеннолетнего важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выявления прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям. Обращается внимание на возможности семьи в перевоспитании и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то специалисту по социальной работе необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, — об изъятии подростка из этой среды [5]. Эти показатели являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в последующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в семье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют о желании или противодействии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение. Далее специалистом прогнозируется возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявля....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: