VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психометрический метод диагностики музыкальной памяти

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011181
Тема: Психометрический метод диагностики музыкальной памяти
Содержание
77



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ





МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ





На правах рукописи







ДЫМНИКОВА  МАРИЯ





ПСИХОметрИЧЕСКий  МЕТОД

ДИАГНОСТИКИ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ПАМЯТИ







Специальность: 



19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии





Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук





Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор В. И. Петрушин







Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение – 4

Глава 1. Характеристика рабочей слуховой музыкальной памяти 

                 и её психометрической диагностики – 19

1.1. Характеристика рабочей памяти – 21

1.2. Характеристика музыкального интеллекта и музыкальной памяти – 26

1.3. Психометрические требования для диагностики когнитивных процессов               

        и методология диагностики рабочей слуховой музыкальной памяти 

        в слуховых тестах музыкальных способностей – 36

Выводы по главе 1 – 44

Глава 2. Методология разработки психометрического метода диагностики 

                 музыкальной памяти – 45           

2.1. Объём памяти в определении длительности методических заданий – 52                                    

2.2. Структура лечебной музыки для когнитивных функций и её реализация 

в методических заданиях – 65

   2.2.1. Методология разработки стимульного материала – 68 

2.3. Полушарная специализация слухового восприятия и её материи в структуре

         методических заданий – 71

  2.3.1. Нейропсихологические основы полушарной специализации слухового 

   восприятия музыки – 71

  2.3.2. Понятие «функциональной латерализации» рабочей слуховой музыкальной 

              памяти на базе нейропсихологического принципа слухового восприятия 

              музыки – 75

  2.3.3. Методологические основы нейропсихологических исследований                            

              в разработке психометрического метода диагностики музыкальной 

              памяти – 79

  2.3.4. Методология разработки структуры психометрического метода диагностики 

              музыкальной памяти – 82

Выводы по главе 2 – 92

Глава 3. Организация исследования музыкальной памяти – 94

3.1. Выборка, организация и процедура исследования музыкальной памяти – 94

3.2. Методология обработки результатов диагностики музыкальной памяти – 100

   3.2.1. Анализ нормализации по приравниванию методических балльных шкал 

              к шкалам нормы – 100

   3.2.2. Анализ конструктной (понятийной - концептуальной) валидности  

              факторного анализа методических шкал – 102

   3.2.3. Анализ критериальной (эмпирической) валидности по другому критерию 

              измеряемого свойства в корреляционном анализе методических шкал – 103

   3.2.4. Анализ дискриминантной валидности по показателю точечно – 

          би-сериальной корреляции методических заданий и процентному показателю 

                пропорции верных ответов (сложности) методических заданий – 103 

    3.2.5. Анализ ре-тестовой надежности (устойчивости результатов) двукратного 

                измерения  в корреляционном анализе методических шкал – 104

    3.2.6. Анализ внутренней согласованности методических заданий                       

                по показателю альфа Кронбаха – 104



    3.2.7. Анализ надежности c применением эквивалентного (контрольного) 

         диагностического метода в корреляционном анализе методических шкал – 106

    3.2.8. Анализ эмпирической содержательной валидности метода про предмету 

                 диагностического измерения – 107

Выводы по главе 3 – 110

Глава 4. Эмпирические результаты психометрической диагностики музыкальной 

                 памяти – 111

4.1. Анализ результатов диагностики объёма памяти в нормативных показателях 

         шкал психометрического метода – 111

4.2. Анализ результатов диагностики связи высотной и ритмической музыкальной 

         памяти в балльных показателях шкал психометрического метода – 119

4.3. Анализ психометрических результатов методов диагностики музыкальной 

         памяти - психометрического и контрольного Р. М. Дрейка – 130

   4.3.1. Психометрическая проверка критериальной (эмпирической) валидности 

               по другому критерию измеряемого свойства в корреляционном анализе 

               методических шкал – 131

   4.3.2. Психометрическая проверка конструктной (понятийной – концептуальной) 

               валидности в факторном анализе методических шкал – 133

   4.3.3. Психометрическая проверка дискриминантной валидности по показателю 

               точечно - би-сериальной корреляции методических заданий 

               и по процентному показателю пропорции верных ответов (сложности) 

               методических заданий – 134

    4.3.4. Психометрическая проверка внутренней согласованности методических 

                заданий по показателю альфа Кронбаха – 137 

    4.3.5. Психометрическая проверка ре-тестовой надежности (устойчивости 

                результатов) двукратного измерения в корреляционном анализе 

                методических шкал – 141

    4.3.6. Психометрическая проверка надежности с применением эквивалентного 

                (контрольного) диагностического метода в корреляционном анализе 

                методических шкал – 142

Выводы по главе 4 – 152

Заключение – 153

	Литература – 165	

Приложение 1. Методы диагностики рабочей слуховой музыкальной памяти                         

                             в слуховых тестах музыкальных способностей – 188

Приложение 2. Интерпретация результатов психологической диагностики  

                             музыкальной памяти методов психометрического и контрольного 

                             Р. М. Дрейка – 192

Приложение 3. Образец диагностического бланка психометрического метода 

                             с интерпретацией результатов – 196

Приложение 4. Образец диагностического бланка контрольного метода 

                             Р. М. Дрейка с интерпретацией результатов – 197

Приложение 5. Научная методическая литература по музыкальному сольфеджио 

                            использована в разработке стимульного материала 

                            психометрического метода диагностики музыкальной памяти – 199

Введение  

Актуальность исследования. Память является обще-психическим когнитивным процессом и одним из ведущих компонентов музыкальных способностей, о чем говорят многолетние исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. [Готсдинер, А. Л. 1981; Кирнарская, Д. К. 2004; Тарасова, О. А. 1988; Левочкина, И. А. 1986; Цагарелли, Ю. А. 2008; Теплов, Б. М. 1947; 2004; Seashore, C. E. 1919; Deutsch, D. 2013;                                   Wing, H. D. 1968;] Большинство композиторов и музыкантов-исполнителей, оставивших своей след в музыкальной культуре, от Моцарта до Рахманинова, поражали своих современников прежде всего феноменальной музыкальной памятью, которая позволяла им удерживать в своём сознании почти всю однажды услышанную музыку. Однако количество научных исследований, касающихся этого вопроса, ограничивается всего лишь несколькими названиями. [Seashore, C. E. 1919: Deutsch, D. 2013] Развитие необходимого профессионализма в области музыкального исполнительства в специальных средних и высших учебных заведениях с необходимостью требует изучения феномена музыкальной памяти, её природы, объёма, широты и временного интервала для сохранения воспринятого материала. 

В начале 21-го века в области когнитивной музыкальной нейронауки были получены данные по нейропсихологической организации слухового восприятия музыки, с полушарной функциональной специализацией обработки материи музыки – высоты и ритма. [Cuddy, L. et al., 2005;                       Di Pietro, M. et al., 2004; Hamaoui, K. et al., 2010; Hyde, K. L. et al., 2008; Moore, B. C. J. 2012; Overy, K. et al., 2005; Peretz, I. 2006; Pickles, J. O., 2012; Racette, A. et al., 2004; Spiro, N. 2010;]. В то же время не были разработаны методы психологической диагностики «латерализации» слухового восприятия музыки (рабочей слуховой музыкальной памяти),                         которая является диагностическим маркером для оценки межполушарного взаимодействия. Музыка используется в нейрореабилитации межполушарной функциональности у детей с возрастными когнитивными нарушениями                    и с задержкой психического развития, а также у пожилых людей                               с нарушениями вследствие когнитивного старения, инсультов                                      и черепно-мозговых травм. [Peretz, I. 2003b] 







В последние годы получено медицинские данные                                               о дифференцированном воздействии музыки на человека                                     [Жаринов, Г. М. и др., 2014], без спецификации музыки, оказывающей положительное воздействие на здоровье человека, с поступлением медицинского заказа на разработку научной спецификации структуры лечебной музыки. Поскольку музыка является инструментом биологического воздействия на человека, способным привести как к оздоровительным результатам, так и к разрушительным последствиям. 

В настоящее время резко возрастает потребность изучения механизмов памяти в связи с увеличением в популяции детей с когнитивными трудностями в учёбе и пожилых с нарушениями в когнитивном старении головного мозга человека. В когнитивной психологии были получены эмпирические данные об объёме памяти по количеству единиц                                   и нейропсихологические данные по длительности сенсорной слуховой единицы. [Cowan, N. A. 1999; 2001; Cowan, N. A. et al., 2010;                        Gathercole, S. E. 2003; Gathercole, S. E. et al., 2004; Jarrold, C. et al., 2007; McErlee, B. 1998; 2001; Oberauer, K. 2001; 2002; Saults, J. S. et al., 2007; Szelag, E. et al., 1996; Wittmann, M. 1999]. Они не были переложены                       на материю музыки, хотя объём памяти обусловливает эффективность изучения наизусть музыкальных пьес и нейро-реабилитацию рабочей памяти человека средствами музыкальной терапии. Поэтому работа в этом направлении только начинается. 

Дополнительно разработанная в конце 20-го века классификация видов интеллекта H. Gardner [1983; 1985; 1999; 2007] выделяет обще-психические виды интеллекта, в том числе музыкальный интеллект.                                           Это стало историческим началом легализации обще-психических процессов человека связанных с музыкой. В этой парадигме в настоящее время существует тест музыкального слуха E. E. Gordon [2007], который выявил обще-психический популяционный характер этого процесса, но не были разработаны тесты на остальные виды когнитивных музыкальных процессов. 

В настоящее время открытыми остаются вопросы, связанные: 

1. с изучением объёма памяти при восприятии музыки                                      в виде отдельных музыкальных мелодий; 

2. с возможностями психологической диагностики «латерализации» рабочей слуховой музыкальной памяти; 

3. с изучением особенностей структуры музыки, оказывающей положительное воздействие на когнитивные процессы человека. 

Для ответа на эти вопросы необходим специальный метод диагностики музыкальной памяти, который был бы основан на психометрических параметрах исследуемого объекта. 

Целью исследования является разработка психометрического метода диагностики музыкальной памяти, основанной на: 

1) методологии психометрических требований используемых                           в тесте интеллекта Д. В. Векслера; 

2) принципе одноразового предъявления материала для запоминания                в диагностике рабочей памяти, использованного в тесте интеллекта                          Д. В. Векслера и в слуховых тестах музыкальных способностей; 

3) методологии диагностики музыкального слуха как                             сенсорно-перцептивного музыкального когнитивного процесса,                                               т.е. слухового восприятия музыки как общей когнитивной способности, обусловливающей наличие слуховой музыкальной памяти                                         как обще-психического процесса и составляющей музыкального интеллекта; 

4) использовании запоминания музыкальных мелодий                                      как семантических единиц музыкальной информации, по длительности входящих в объём рабочей памяти; 

5) материи музыки и нейропсихологических данных о полушарной организации (функциональной асимметрии) слухового восприятия музыки, которые доказывают необходимость одновременного измерения двух переменных, характеризующих восприятие основных составляющих – высоты и длины музыкального звука; 

6) медицинских данных о положительном воздействии музыки                         на когнитивную сферу человека во время её восприятия. 

Объектом исследования является слуховая рабочая (оперативная) музыкальная память (англ. WAM memory - working aural musical memory): 

1. как сложная когнитивная функция на базе восприятия и внимания согласно определению Л. С. Выготского памяти как высшей психической функции; 

2. как вид временной - сенсорной памяти для материала музыки                       и музыкальной информации входящий в музыкальный интеллект                           по классификации H. Gardner видов интеллекта. 



Предметом исследования являются психометрические свойства метода диагностики рабочей слуховой музыкальной памяти                                     с его последующими тремя научно-теоретическими положениями: 

1. временным объёмом рабочей слуховой музыкальной памяти – высотной и ритмической – для музыкальной мелодии как целостной единицы (в размере музыкальных тактов и временных секунд),                                                что является методологической основой длительности стимульных заданий. 

2. связью высотной и ритмической видов рабочей музыкальной памяти на базе нейропсихологической организации полушарной специализации слухового восприятия музыки, в межполушарном взаимодействии                          по восприятию музыкальной мелодии как структуры ритмизированных высот.  Это обусловливает «латерализацию» слухового восприятия музыки               и рабочей музыкальной памяти. Данная связь является методологической основой для конструкции «латеральных» вариантов ответов стимульных заданий и разработки методологического конструкта одновременного измерения двух переменных – музыкальной высоты и музыкального ритма – в запоминании музыкальной мелодии как структуры ритмизированных высот. 

3. выявления структуры музыки с положительным воздействием                 на когнитивную сферу человека во время её восприятия. Это является основой для выявления особенностей структуры стимульных заданий. 

Психометрические свойства метода диагностики музыкальной памяти, как когнитивного процесса, учитывают: 

I. характеристики валидности: 

1.1 нормальное распределение балльных результатов методических шкал; 

1.2. конструктную (понятийную - концептуальную) валидность в факторном 

       анализе методических шкал; 

1.3. критериальную (эмпирическую) валидность по другому критерию 

       измеряемого свойства в корреляционном анализе методических шкал; 

1.4. дискриминантную валидность по показателю точечно - би-сериальной 

        корреляции методических заданий и по процентному показателю 

        пропорции верных ответов (сложности) методических заданий. 

II. характеристики надежности: 

2.1. ре-тестовую надежность (устойчивость результатов) двукратного 

        измерения в корреляционном анализе методических шкал; 



2.2. применение эквивалентного (контрольного) диагностического метода 

        в корреляционном анализе методических шкал; 

2.3. внутреннюю согласованность методических заданий по показателю 

        альфа Кронбаха. 

Гипотезы исследования 

1. Временной интервал от 9 до 12 секунд и музыкальный размер                      6 тактов могут служить индикаторами объёма рабочей слуховой музыкальной памяти. 

2. Виды рабочей слуховой музыкальной высотной и ритмической памяти могут иметь обратную корреляционную связь. 

3. Психометрический метод диагностики музыкальной памяти,                     как вид общего психического когнитивного процесса, учитывающий: 

{ 3.1) временной объём рабочей памяти для длительности методических заданий; 

3.2) мозговую нейропсихологическую организацию слухового восприятия музыки (как структуры ритмизированных высот) для структуры вариантов ответов методических заданий; 

3.3) стимульный диагностический материал по структуре музыки                     с положительным воздействием на когнитивные процессы человека                         во время её слушания (восприятия); } 

- может характеризоваться требуемыми психометрическими свойствами валидности и надежности для психологических тестов когнитивных процессов. 

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезами диссертационного исследования в нем предстояло решить следующие теоретические, методические и эмпирические задачи исследования: 

1. Провести анализ современного состояния психологии музыкального интеллекта, музыкальной памяти, рабочей памяти, слухового восприятия музыки и нейропсихологической организации этого процесса.                                                Определить объём рабочей слуховой музыкальной памяти для запоминания музыкальной мелодии, в объединении двух научных эмпирических принципов - соотнести количество единиц входящих в объём рабочей памяти по эмпирическим данным N. A. Cowan в когнитивной психологии и размера временной сенсорной слуховой информационной единицы по эмпирическим данным E. Szelag, M. Witmann, и E. Poppel в когнитивной нейропсихологии. 



2. Разработать методологический конструкт одновременного измерения двух переменных - музыкальной высоты и музыкального ритма -  и диагностическую структуру психометрического метода,                                           с учетом нейропсихологической организации слухового восприятия музыки и рабочей слуховой музыкальной памяти. Разработать стимульный материал психометрического метода диагностики музыкальной памяти, в соответствии со структурой музыки с положительным воздействием на когнитивную сферу человека во время её прослушивания, определённой на основе анализа медицинских данных представленных в литературе из области музыкальной медицины. Записать стимульный материал в студии музыкальной записи                 в консерватории на аудио-диске. 

3. Обосновать специфику и порядок экспериментальной психометрической процедуры исследования музыкальной памяти                            и обработки полученных психометрических статистических данных                           в эмпирической верификации гипотез. Провести исследование музыкальной памяти на 12-летних детях, с применением двух методов диагностики слуховой музыкальной памяти – психометрического метода и контрольного метода Р. М. Дрейка. 

4. Дать содержательную интерпретацию полученным результатам                          по объёму рабочей слуховой музыкальной памяти и связи высотной                        и ритмической рабочей слуховой музыкальной памяти в психометрическом измерении. Провести статистические перерасчеты эмпирических данных                  на популяционные показатели (интервалы) величины на уровне вероятности 99 % по принципу функциональной асимметрии слухового восприятия музыки и по распределениям «латеральных» видов соотношения развития высотной и ритмической музыкальной памяти в психометрическом измерении. 

Методологическими основами исследования послужили: 

1. методология классической психометрики [Nunnally, J. C. et al., 1994; Tabachnick, B. G. et al., 2013] и методология когнитивной психометрики                    на примере психометрических требований используемых в тесте интеллекта Д. В. Векслера [Kaufman, A. S. et al. 2006]; 

2. методологический принцип одноразового предъявления материала для запоминания в диагностике рабочей памяти, использованный                                    в тесте интеллекта Д. В. Векслера и в диагностических тестах                    музыкальных способностей для диагностики слуховой музыкальной памяти                                  [A. Bentley, 1970; J. B. Davies, 1971; R. M. Drake, 1954; R. W. Lundin, 1967;               J. Mainwaring, 1931; C. E. Seashore, 1960; H. D. Wing, 1968],                                       с опорой на метод непосредственного запоминания и распознания                               в решении психологической диагностической когнитивной задачи,                              на фоне однократной и многократной репродукции (в нескольких версиях) изначального запомненного материала после одноразового предъявления. 

Теоретическими основами исследования послужили разработки следующих понятий в психологии: 

1) виды музыкального слуха в классификации E. E. Gordon;                    базовые музыкальные слуховые способности по классификациям                             C. E. Seashore, Б. М. Теплова и E. E. Gordon; 

2) музыкальная память по определению О. А. Тарасовой,                                          Л. Л. Бочкарева,  Ю. А. Цагарелли и её место в структуре музыкальных способностей по 10 классификациям: А. Л. Готсдинера, Д. К. Кирнарской,               О. А. Тарасовой, И. А. Левочкиной, Ю. А. Цагарелли, О. М. Нежинского,                 С. И. Торичной, К. Спинора, Г. М. Цыпина и C. E. Seashore; 

3) рабочая память (Б. Б. Величковский и В. П. Зинченко)                                    и её механизмы как функциональные механизмы непосредственного запоминания (Л. В. Черемошкина); 

4) - понятие музыкального интеллекта (как вида одной из видов интеллекта) в теории множественного интеллекта H. Gardner. 

Эмпирическими основами исследования послужили данные: 

1) модели рабочей памяти A. D. Baddeley и её онтогенеза,                                c эмпирической проверкой по половому фактору, также на музыкантах                       и не-музыкантах с применением W. L. Berz этой модели для музыки,                        с эмпирическими данными N. A. Cowan о выявлении её объёма и онтогенеза; по временному объёму сенсорной слуховой единицы на основе нейропсихологических данных E. Szelag и M. Wittmann принципа динамики временной обработки слуховой информации; 

2) нейропсихологической организации слухового восприятия                  музыки - полушарной дифференцированной специализации                                      в слуховой обработке музыкальной высоты и музыкального ритма; полушарной дифференцированной специализации в обработке положительных и отрицательных эмоций; 

3) медицинских исследований по физиологическому воздействию музыки на здоровье человека и его когнитивные процессы. 

Эмпирическую базу исследования составила группа 12-летних детей (общее количество 907 испытуемых) из общеобразовательных школ: 

1. без дифференциации по факторам пола и уровню музыкальной активности, согласно эмпирическим данным по объёму рабочей памяти                  и нейропсихологической организации слухового восприятия музыки обусловливающей «латерализацию» этого процесса; 

2. с формированием двух эмпирических выборок по разработанным версиям психометрического метода диагностики музыкальной памяти                 (547 испытуемых для первой версии, 360 испытуемых для второй версии), при соблюдении условий добровольности испытуемых для участия                         в исследовании и наличия самостоятельного выполнения всех методических заданий. 

Для психометрической проверки критериальной (эмпирической) валидности по другому критерию измеряемого свойства                     («функциональной латерализации») эмпирическая выборка составила                         51 испытуемых в возрасте 19 - 20 лет. 

Методы исследования 

1. Анализ специальной научной литературы по психологии, музыке                  и медицине, с научными эмпирическими доказательствами положительного воздействия выбранной музыки на психологическое, умственное, когнитивное здоровье человека, с определением структуры лечебной музыки, в том числе для когнитивных процессов человека. 

2. Методы диагностики: 

2.1) рабочей слуховой музыкальной памяти – психометрический метод и контрольный метод Р. М. Дрейка;                                 

2.2) проективный метод оценки положительных и отрицательных жизненных событий. 

3. Наблюдение поведения участников исследования во время проведения психометрического измерения. 

4. Статистический анализ (дескриптивный, частотный, нормальности распределения, корреляционный, факторный) и психометрический анализ (нормализация, валидность, надежность, стандартизация) эмпирических данных диагностических методов с применением статистического сервера «статистика». 





Научная новизна исследования 

1. Разработан психометрический метод диагностики музыкальной памяти с установлением возрастных норм для исследуемой экспериментальной возрастной выборки, на базе музыкального слуха                    как обще-психического когнитивного процесса с нормальным распределением в популяции и как корня музыкального интеллекта. 

2. Метод основан на теоретико-методологических положениях психометрики, когнитивной психологии, музыкальной психологии                       и учитывает объём информации для рабочего запоминания музыки. Благодаря оптимальному размеру методических заданий в виде различных музыкальных мелодий, входящих в объём рабочей слуховой музыкальной памяти, метод лишен влияния ретро- и про- активной интерференции. Временной объём установлено при учёте эмпирических данных                             по количеству отдельных элементов входящих в объём рабочей памяти                    и при учёте временной длины сенсорной слуховой единицы в динамике временной обработке информации. 

3. Метод учитывает нейропсихологическую организацию слухового восприятия музыки, выявляет соотношение уровня развития высотной                    и ритмической музыкальной памяти, с проявлением трёх видов функциональных состояний, формирующих «латеральный» профиль слухового восприятия музыки и рабочей слуховой музыкальной памяти. Возможности такой диагностики обеспечены структурой метода на базе методологического конструкта одновременного измерения двух переменных. 

4. В методе используется стимульный психодиагностический музыкальный материал, соответствующий структуре музыки                                     с положительным воздействием на когнитивные процессы человека                          в процессе её восприятия. Выявлена структура музыки, которая оказывается лечебной как для физиологических, так и когнитивных процессов человека. 

Теоретическая значимость исследования 

В ходе проведения исследования расширено и уточнено понятие музыкальной памяти как обще-психического когнитивного процесса человека, как составляющего компонента музыкального интеллекта                              с возможностью его психометрической диагностики.                                       Описаны структурные компоненты «латерализации» слухового                  восприятия музыки и рабочей слуховой музыкальной памяти,                                 на базе музыкального слуха как обще-психического вида слухового восприятия. 

Полученные эмпирические данные вносят вклад в изучение природы музыкальной памяти человека как когнитивного музыкального процесса. Полученные результаты исследования вносят теоретический вклад                            в: психометрику; когнитивную психологию; психологию памяти; музыкальную психологию; музыкальную нейропсихологию,                  музыкальную медицину (музыкальную терапию). 

Практическая значимость исследования 

Полученные результаты могут быть применены (в том числе                        для направлений будущих исследований): 

1. - в работе учителей музыки детских музыкальных школ и школ искусств, психологов общеобразовательных школ при выявлении уровня развития музыкальной памяти, её прочности и активности, её зависимости  от фактора пола. 

2. - в психологическом консультировании музыкантов, имеющих проблемы с музыкальной памятью. 

3. - при разработке новых мнемонических приемов и методов эффективного запоминания музыкальных произведений. 

4. - при разработке методов музыкальной терапии                                        для целенаправленной стимуляции когнитивных процессов,                                        их улучшения в сфере эмоционального состояния и регуляции сна. 

5. - в разработке приемов и методов целенаправленной стимуляции мозговой деятельности средствами музыки у лиц с нарушениями межполушарного взаимодействия головного мозга в процессе его возрастного старения. 

6. - при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам: «Психометрика», «Психологическая диагностика» «Когнитивная психология», «Психология памяти», «Музыкальная психология», «Музыкальная психотерапия». 

В плане информационной прогностической диагностики данный метод позволяет определить вид музыки, полезной для слушания индивидуумом,               в целях: 1) сохранения оптимального когнитивного состояния                        (близкого к ээг состоянию альфа); 2) эмоциональной регуляции;                            3) регуляции настроения; 4) оптимального засыпания и пробуждения;                    5) регуляции нервного напряжения с успокоительным эффектом. 





Положения, выносимые на защиту 

1. Рабочая слуховая музыкальная память является составляющей музыкального интеллекта и может быть проверена и определена индивидуальной мерой выраженности у каждого человека путём психометрического и психодиагностического измерения, с возможностью определения также её «латерального» профиля по шкале асимметрии музыкальной памяти («лево-право-гомогенно- латерального» состояния). Методологический конструкт одновременного измерения двух переменных для функций разных полушарий, отражающий «латеральное» состояние межполушарного взаимодействия в процессе слухового восприятия музыки, продемонстрировал диагностическую эффективность для исследования рабочей слуховой музыкальной памяти на базе мелодии как:                                      1. структуры упорядоченных ритмизированных высот и                                                2. семантической музыкальной целостной единицы. 

2. Виды рабочей слуховой музыкальной памяти – высотной                           и ритмической, принадлежащие функционально разным полушариям                     в нейропсихологической организации слухового восприятия музыки                      по принципу межполушарной функциональной асимметрии, проявили статистически значимую высокую обратную корреляционную связь.                        Эта связь выявлена также в процедуре факторного анализа                                   при проверке структуры методических шкал психометрического метода. Результаты асимметрии рабочей слуховой музыкальной памяти,                             как функциональных различий между уровнем развития высотной                          и ритмической музыкальной памяти, проявили тенденцию частотного распределения с доказательством наличия нормального распределения этой характеристики музыкальной памяти. Это определяет её функциональность как обще-психического свойства общепопуляционного характера. 

3. Временной интервал от 9 до 12 секунд и музыкальный размер                     6 тактов, в методических заданиях психометрического метода,                           входят в объём рабочей слуховой музыкальной памяти с проявлением нормальности распределения всех методических шкал. 











4. Разработанный психометрический метод диагностики музыкальной памяти проявил наличие: 

4.1. нормального распределения балльных результатов методических шкал; 

4.2. конструктной (понятийной - концептуальной) валидности                        в факторном анализе методических шкал; 

4.3. критериальной (эмпирической) валидности по другому критерию измеряемого свойства («функциональной латерализации» положительных               и отрицательных эмоций) в корреляционном анализе методических шкал; 

4.4. дискриминантной валидности по показателю точечно -                             би-сериальной корреляции методических заданий и по процентному показателю пропорции верных ответов (сложности) методических заданий; 

4.5. надежности по внутренней согласованности методических заданий по показателю альфа Кронбаха; 

4.6. ре-тестовой надежности (устойчивости результатов) двукратного измерения в корреляционном анализе методических шкал; 

4.7. независимости по надежности с применением эквивалентного (контрольного) диагностического метода Р. М. Дрейка в корреляционном анализе методических шкал. 

Контрольный метод проявил отсутствие психометрических свойств, требуемых для психометрических психодиагностических тестов когнитивных процессов, по результатам: 

1) надежности по внутренней согласованности методических заданий по показателю альфа Кронбаха; 

2) дискриминантной валидности по показателю точечно -                            би-сериальной корреляции методических заданий и по процентному показателю пропорции верных ответов (сложности) методических заданий. 

Сравнительный анализ структуры двух методов диагностики музыкальной памяти, используемых в диссертационном исследовании, выявил их методологические различия в диагностике музыкальной памяти. 

Обоснованность, достоверность и надёжность результатов диссертационного исследования отражена в публикациях, обеспечена                  их анализом с опорой на фундаментальные теоретические                                         и методологические положения современной когнитивной психологии памяти и когнитивной нейропсихологии музыки; обоснованностью стратегии организации экспериментального психометрического исследования; 

применением комплекса методов, адекватных целям, объекту, предмету                    и задачам исследования; репрезентативностью выборки 958 испытуемых; многоэтапной обработкой эмпирических данных в сочетании качественных                      и количественных методов, с использованием процедур статистической обработки полученных психологических данных и музыковедческого анализа научного материала; соответствием сформулированных выводов                с полученными и обработанными экспериментальными данными,                        также сведениями в научной литературе по предмету диссертационного исследования. 

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.                           Тема диссертацио.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44