VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Метод группировки информации как метод анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007404
Тема: Метод группировки информации как метод анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



Введение 

3

1 Теоретические основы метода группировки информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия

5

2 Методика построения группировок

8

3 Практическое применение метода группировки информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия

12

4 Обеспечение сопоставимости данных при проведении сравнительного экономического анализа

17

Заключение 

24

Список использованных источников

25

Приложение Бухгалтерский баланс предприятия

26



































ВВЕДЕНИЕ



Современные экономические условия требуют от экономистов, менеджеров и аналитиков умения применять методику экономического анализа, поскольку это является одним из условий исследования конъюнктуры рынка, прогнозирования спроса и предложения. 

Методы анализа данных находят применение во всевозможных областях человеческой деятельности. Их применяют в случае необходимости получения и обоснования каких-либо суждений. Необходимость в осуществлении группировок обусловлена тем, что существует множество форм развития экономических явлений. Группировка – это самый распространенный метод анализа информации. Практические данные играют важную роль в выявлении тенденций развития, их используют при планировании и прогнозировании. Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы является очевидной. 

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия были подробно исследованы в экономической литературе. Данный вопрос рассматривается в трудах многих отечественных ученых, а именно: А.И. Ковалева, Е.В. Негашева, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета и многих других

Цель написания данной курсовой работы состоит в закреплении теоретических знаний по дисциплине анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

- рассмотреть теоретические основы группировки информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- исследовать методику построения группировок;

- рассмотреть примеры практического применения метода группировки в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- исследовать обеспечение сопоставимости данных в процессе проведения сравнительного экономического анализа.

В качестве объекта исследования выступает методика анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом исследования является метод группировки информации как метод анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Теоретической основой при написании курсовой работы послужили научные труды отечественных ученых и периодические научные издания, касающиеся темы исследования.

При написании работы использовались следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, метод классификации, методы и инструментальные технологии научного исследования, методы горизонтального и вертикального анализа, табличный метод, метод анализа документов, метод сравнения и экспертная оценка.

Эмпирической основой исследования являются статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, результаты собственных расчетов автора.






1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ГРУППИРОВКИ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



Группировка информации — представляет собой деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы в соответствии с определенными признаками.

Научно обоснованное разделение совокупности объектов на группы позволяет сделать адекватные выводы по поводу изучаемой совокупности и происходящих внутри нее процессов.

В.И. Ленин в своих трудах изложил принципы метода научной группировки. По его словам, статистическая группировка не относится к второстепенным вопросам. Она требует проведения всестороннего социально–экономического анализа исследуемых явлений. Решающую роль в статистической группировке играет правильный выбор группировочных признаков в зависимости от задач проводимого исследования. В основу группировки должны быть положены признаки, которые являются для изучаемого вопроса самыми существенными, самыми важными и позволяют выявлять социально–экономические типы явлений. В качестве блестящего примера использования статистических группировок для выявления социально–экономических типов можно привести таблицу из труда В. И. Ленина «Развитие капитализма в России».

В статистике метод группировки информации используется, чтобы обобщить и типизировать явления, а в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия – для разъяснения смысла средних величин, изучения роли отдельных единиц в этих средних, выявления взаимосвязи между исследуемыми показателями.

Метод группировки в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет решить следующие задачи:

- выделить экономические типы явлений; 

- изучить структуру явления и структурные сдвиги, происходящие в нем; 

- выделить связь и зависимость между изучаемыми явлениями [12].

С помощью данных таблицы 1 рассмотрим виды группировок, которые могут быть выделены в зависимости от задач группировки.



Таблица 1 – Виды группировки в зависимости от ее задач

Наименование 

Характеристика 

Типологическая

это разделение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.

Типологическая группировка - разделение исследуемой совокупности на однородные группы, классы, экономические типы. Примером может послужить группировка предприятий по формам собственности. 

Одинаковая совокупность может быть разнородной в одном исследовании и однородной в другом. К примеру, совокупность промышленных предприятий является неоднородной, когда изучается налогообложение, и однородной в случае анализа показателей брака при производстве продукции [12]. 

При типологической группировке внимание уделяется идентификации типов экономических явлений. Она осуществляется на основе результатов теоретического анализа изучаемого явления.

Структурная 

это разделение однородной совокупности на группы, которые характеризуют ее структуру согласно варьирующему признаку. Таким, например, является группировка компаний по уровню прибыли.

Аналитическая или факторная

показывает взаимосвязь между изучаемыми явлениями и их признаками. В качестве примера можно привести группировку банков в зависимости от суммы уставного капитала, величины активов.



Простой группировкой называется группировка, группы в которой образованы по одному признаку.

Сложная (комбинированная) группировка – представляет собой расчленение совокупности на группы по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).

Вторичная группировка – предполагает образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Новые группы могут быть получены одним из следующих способов перегруппировки: 

- с помощью объединения первоначальных интервалов через их укрупнение;

- с помощью долевой перегруппировки через закрепление за каждой группой определенного удельного веса единиц совокупности.

Совокупность всех признаков можно подразделить на две группы: факторные и результативные. 

Под факторными понимаются признаки, в результате воздействия которых происходит изменение других признаков. Данные признаки формируют группу результативных признаков. При повышении факторного признака происходит систематическое повышение или понижение среднего значения результативного признака [6]. 

На факторном признаке основывается факторная группировка, а каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака. 

К особому виду группировок относятся классификации, которые представляют собой систематическое разделение изучаемых явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды в соответствии с их сходствами и различиями. Классификация является своеобразным статистическим стандартом.

Преимуществом метода аналитической группировки перед корреляционным анализом является то, что он не требует соблюдать условия для его использования, за исключением качественной однородности изучаемой совокупности. 

В отличие от параллельных рядов сгруппированный материал позволяет более наглядно отразить взаимосвязь между исследуемыми явлениями. При группировке происходит замена индивидуальных величин показателей на среднегрупповые. Вследствие этого совершается взаимное погашение разных случайных отклонений, вызванных неявным воздействием других факторов. Именно поэтому проявление взаимосвязи осуществляется более четко.

Благодаря группировке информации становится возможным изучение зависимости между показателями, более глубокое исследование сущности исследуемых явлений, систематизация материалов анализа, определение главного, характерного и типичного.


2 МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ГРУППИРОВОК



Методика построения группировки в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает проведение следующих этапов:

1) определение целей анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности изучаемых объектов;

3) ранжирование совокупности в соответствии с выбранным для группировки признаком;

4) выбор интервала распределения совокупности и разделение ее на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) проведение анализа полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления влияния факторных показателей на исследуемый результат.

При построении комбинированных группировок данный алгоритм расширяется в результате повтора (несколько раз) п. 4 и п.5 [3].

Первым этапом построения группировки является определение состава группировочного признака. Группировочным называется признак, согласно которому единицы совокупности разделяются на отдельные группы. Основанием группировки могут выступать как количественные, так и атрибутивные признаки.

После определения основания группировки переходят к решению вопроса об оптимальном числе групп, на которые следует разбить изучаемую совокупность. При этом особое внимание стоит обратить на количество единиц изучаемого объекта и степень колеблемости группировочного признака, а также на особенности объекта и цели исследования. 

Для определения оптимального числа групп используется формула Стерджесса:

	,	(1)

где n – оптимальное число групп;

N – число единиц исследуемой совокупности.

После определения оптимального количества групп переходят к выделению интервалов группировки. Интервал – представляет собой значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. У каждого интервала имеется своя величина, верхняя и нижняя границы или хотя бы одна из них. Нижней границей интервала является минимальное значение признака в интервале, а верхней границей – максимальное значение признака в интервале.

Между количеством групп и величиной интервала наблюдается обратная зависимость: чем больше число образованных групп, тем меньше интервал, и наоборот.

Разница между верхней и нижней границами интервала называется шириной интервала. В соответствии с шириной интервала группировки могут быть равными и неравными. Неравные интервалы могут быть прогрессивно возрастающими, прогрессивно убывающими, произвольными и специализированными. В случае, если вариация изучаемого признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение носит равномерный характер, строится группировка с равными интервалами.

Величину равного интервала определяют с помощью следующей формулы:

	,	(2)

где хmах и хmin – соответственно максимальное и минимальное значения признака в совокупности.

Данная формула называется шагом интервала. 

Интервалы группировки могут быть закрытыми и открытыми. В закрытых интервалах указывают нижнюю и верхнюю границу, а в открытых указывают только одну из границ.

На следующем этапе группировки производят отбор показателей, характеризующих группы, и определяют их величины по каждой группе.

Показатели, которые характеризуют работу, разносят по группам, и производят подсчет итогов по ним. Результаты группировки заносят в таблицу, и определяют общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю.

Количественная характеристика исследуемых совокупностей позволяет наглядно представить направления и тенденции развития изучаемых процессов.

В соответствии со статистической структурой показатели, которые входят в систему, условно подразделяют на 3 группы: группа абсолютных (объемных) показателей, группа относительных показателей и группа средних показателей.

Все используемые показатели согласно форме выражения могут быть классифицированы на абсолютные показатели и относительные показатели.

Абсолютные показатели позволяют охарактеризовать абсолютные размеры исследуемых в статистике процессов и явлений, а именно их массу, площадь, объем, временные характеристики Данные показатели также представляют объем совокупности, т.е. число составляющих ее единиц. Фиксирование основной массы народнохозяйственных абсолютных показателей осуществляется в первичных учетных документах. Под абсолютной величиной в статистике понимают численность единиц и сумму по группам и в целом по совокупности, являющиеся непосредственными результатами сводки и группировки данных.

В статистической науке все абсолютные величины являются именованными и могут быть выражены в натуральных, стоимостных, трудовых или условных единицах измерения (чел., руб., шт., кВт-ч., чел.-дни, и т.п.) и, в отличие от математического понимания абсолютной величины, могут принимать как положительные, так и отрицательные значения (убытки, потери и т.д.).

Абсолютные величины часто получают в результате определенных расчетов, цель которых чаще всего состоит в приведении к соизмеримому виду слагаемых, входящих в состав абсолютной величины. К примеру, перед расчетом общего количества выпускаемой продукции, следует привести разнородные виды продукции к соизмеримым показателям. Как правило, это осуществляется с использованием условно-натуральных измерений, ценностного выражения, иногда через затраты труда.

Иногда абсолютная величина того или иного статистического показателя может быть вычислена с помощью определенной теории и определенных правил. 

Относительная величина является важнейшим статистическим показателем, позволяющим дополнить сведения абсолютной величины.

Любая относительная величина представляет собой дробь, в числителе которой находится величина, которую хотят сопоставить, а в знаменателе – величина, с которой производят сопоставление. Знаменатель относительных величин называется база сравнения.

Таким образом, относительная статистическая величина является результатом такого сравнения.

Относительная величина – это числовая мера соотношения двух соизмеряемых абсолютных величин.

В качестве основного условия правильного подсчета относительного показателя выступает сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальной связи между исследуемыми признаками. Относительная величина может быть выражена в коэффициентах, процентах или быть именованным числом.




3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГРУППИРОВКИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



При проведении анализа ликвидности баланса предприятия используется типологическая группировка, представляющая собой поэлементное сравнение отдельных статей пассива и актива бухгалтерского баланса предприятия. Основа метода поэлементного сопоставления отдельных статей пассива и актива баланса заключается в попарном сравнении величин отдельных статей актива и пассива баланса, позволяющем определить платежеспособность организации в различные периоды времени. 

Группировка средств по активу осуществляется в соответствии со степенью убывающей ликвидности, обязательств по пассиву – в соответствии со степенью срочности их погашения. Для определения степени ликвидности баланса предприятия необходимо провести сравнение величин сформированных групп (рисунок 1) [5]. 





Сравнение 

Наиболее ликвидные активы

Высокая  

Высокая  

Степень ликвидности  

Степень срочности  

А1 

Быстрореализуемые активы

Медленнореализуемыеактивы

Труднореализуемые активы

Низкая   

А2 

А3 

А4

Наиболее срочные обязательства

П1 

Краткосрочные обязательства

Долгосрочные обязательства

Собственный капитал и другие постоянные пассивы

Низкая   

П2

П3 

П4 

Рисунок 1 - Группировка активов в соответствии со степенью их ликвидности и пассивов в соответствии со срочностью их погашения

В случае выполнения неравенства А1 > П1 предприятие признается платежеспособным на момент составления баланса, его абсолютно ликвидных активов достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств.

При выполнении неравенства А2 > П2 (превышение быстрореализуемых активов над краткосрочными пассивами) предприятие признается платежеспособным в недалеком будущем (на период от 3 до 6 месяцев) при выполнении условия по своевременному расчету дебиторов и получению средств от реализации продукции в кредит.

Сравнение статей А1 и П1, А2 и П2 позволяет охарактеризовать текущую ликвидность баланса, определяющую платежеспособность (или неплатежеспособность) организации на краткосрочную перспективу.

В случае выполнения неравенства А3 > П3 будущая платежеспособность предприятия признается возможной в случае своевременного поступления денежных средств за реализованную продукцию на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных активов после даты составления баланса. Сравнение статей А3 и П3 позволяет охарактеризовать перспективную ликвидность предприятия, на основе которой строится прогноз долгосрочной ориентировочной платежеспособности.

При выполнении первых трех неравенств, т. е. при превышении текущих активов над внешними обязательствами предприятия, обязательно выполняется последнее неравенство А4 < П4. Данное неравенство обладает глубоким экономическим смыслом: свидетельствует о наличии у организации собственных оборотных средств – минимального условия ее финансовой устойчивости.

Баланс предприятия является абсолютно ликвидным при соблюдении следующей системы неравенств [8]: 

А1 ? П1; А2 ? П2; А3 ? П3; А4 ? П4.

Отклонение от представленной выше системы неравенств свидетельствует о снижении степени ликвидности баланса в отдельном временном периоде, а изменение знака неравенства в противоположную сторону в каждом из элементов системы говорит об абсолютной неликвидности баланса.

Результаты анализа сопоставления активов ООО «Автотранс» в соответствии со степенью их ликвидности и пассивов в соответствии со сроком их погашения представлены в таблице 2. 



Таблица 2 - Анализ соотношения активов по степени ликвидности и пассивов по сроку их погашения, тыс. р.

Активы  по степени ликвидности 

Годы 

Пассивы по сроку их погашения 

Годы 

Излишек/недостаток платежных средств



2013

2014

2015



2013

2014

2015

2013

2014

2015

А1

381

3184

445

П1

1355

4447

3891

-974

-1263

-3446

А2 

316

1953

4616

П2 

287

245

0

+29

+1708

+4616

А3

141

518

238

П3 

4050

4660

0

-3909

-4142

+238

А4

2639

407

274

П4 

-2215

-3290

1682

-4854

-3697

+1408

Итого 

3477

6062

5573

Итого 

3477

6062

5573

х

х

х



В конце 2013 года из 4 неравенств, которые характеризуют наличие ликвидных активов, выполняется только одно. Отклонение от системы неравенств свидетельствует о снижении ликвидности баланса ООО «Автотранс» в отдельном временном периоде, а изменение знака неравенства в противоположную сторону в каждом из элементов системы говорит об абсолютной неликвидности баланса предприятия в начале 2014 года.

В конце 2014 года из 4 неравенств, которые характеризуют наличие ликвидных активов у предприятия, выполняется только одно. Отклонение от системы неравенств свидетельствует о снижении степени ликвидности баланса ООО «Автотранс» в отдельном временном периоде, а изменение знака неравенства в противоположную сторону в каждом из элементов системы говорит об абсолютной неликвидности баланса предприятия в начале 2015 года.

В конце 2015 года из 4 неравенств, которые характеризуют наличие ликвидных активов у предприятия, выполняется только одно. У ООО «Автотранс» отсутствовало достаточное количество высоколиквидных активов, необходимых для погашения наиболее срочных обязательств (недостаток составил 3 446 тыс. руб.). 

Согласно принципам оптимальности структуры активов, суммы краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно, чтобы покрыть среднесрочные обязательства (П2). Исследуемое предприятие краткосрочных кредитов и займов не имеет.

Таким образом, невыполнение представленной системы неравенств свидетельствует о низкой степени ликвидности баланса ООО «Автотранс» в начале 2015 года. Вместе с тем наблюдается положительная тенденция: в 2015 году по сравнению с 2014 годом показатель П4, характеризующий постоянные пассивы (собственный капитал) предприятия, принял положительное значение.

С помощью данных таблицы 3 рассмотрим структуру имущества и источников его формирования ООО «Автотранс».



Таблица 3 - Структура имущества и источников его формирования, тыс.руб.

Показатель

Годы 

Структура, 

% к валюте баланса 

Изменение 







тыс. руб. (гр.3-гр.1)

± %
((гр.3-гр.1) : гр.1)



2013

2014

2015

2013 

2015





А

1

2

3

4

5

6

7

Актив 



Внеоборотные активы

2 639

407

274

75,9 

4,9

-2 365

-89,6 

в том числе:
основные средства

2 639

407

274

75,9

4,9

-2 365

-89,6

Оборотные активы 

838

5 655

5 299

24,1

95,1

+4 461

+6,3 раза

в том числе:
запасы

141

518

238

4,1

4,3

+97

+68,8

дебиторская задолженность

222

1 953

4 616

6,4

82,8

+4 394

+20,8 раза

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 

381

3 184

445

11

8

+64

+16,8

Пассив 



Собственный капитал 

в том числе: 

-2 215

-3 290

1 682

-63,7 

30,2 

+3 897

? 

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-2 225

-3 300

1 672

-63,7

30,2

+3 897

?

Долгосрочные обязательства 

в том числе: 

4 050

4 660

–

116,5

–

-4 050

-100

заемные средства

4 050

4 660

–

116,5

–

-4 050

-100

Краткосрочные обязательства

в том числе: 

1 642

4 692

3 891

47,2

69,8

+2 249

+137

заемные средства

286

245

–

8,2

–

-286

-100

кредиторская задолженность 

1 355

4 447

3 891

39,0

69,8

+2 535

?

Валюта баланса 

3 477

6 062

5 573

100

100

+2 096

+60,3 



Структура активов предприятия на 31.12.2015 г. характеризуется значительным удельным весов текущих активов (95,1%) и малой долей внеоборотных активов. Стоимость активов предприятия в конце исследуемого периода увеличилась на 2 096 тыс. р. или на 60,3%. Учитывая значительное увеличение стоимости активов, следует отметить, что размер собственного капитала увеличился еще в большей степени – на 175,9%. Опережающий прирост собственного капитала над общим изменением активов является положительной тенденцией.

Увеличение стоимости активов предприятия произошел главным образом в результате увеличения дебиторской задолженности на 4 394 тыс. р. или на 96,5%.

Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдался по следующим статьям:

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) увеличилась на 3 897 тыс. р. или на 60,6%;

- кредиторская задолженность выросла на 2 535 тыс. р. или на 39%.

К отрицательно изменившимся статьям баланса относятся уменьшение стоимости основных средств в активе на 2 365 тыс. руб. и долгосрочных заемных средств в пассиве на 4 050 тыс. руб. Резкое снижение величины основных средств произошло в результате продажи недвижимости, не используемой в бизнесе.

С помощью рисунка 2 рассмотрим пример аналитической группировки.





Рисунок 2 - Социально-экономический фактор производительности труда



Аналитическая (причинно-следственная) группировка применяется, когда необходимо определить наличие, направление и форму связи между исследуемыми показателями. В соответствии с характером признаков, лежащих в основании аналитической группировки, подразделяют качественную (когда признак не может принимать количественное выражение) и количественную группировку [1]. 










4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПОСТАВИМОСТИ ДАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



Сопоставимость данных выступает в качестве методологической основы сравнительного экономического анализа, поскольку сравнение разрозненных данных может привести к ошибочному результату и, как следствие, к ошибкам в принятии управленческих решений. Сопоставимость представляет собой обеспечение условий сравнения одних показателей с другими для получения обоснованных выводов. 

Сопоставимость данных определяется двумя группами объективных факторов:

- группа факторов, которые полностью зависят от изучаемого показателя, и способны оказать значительное воздействие на сопоставимость;

- группа факторов формальной сопоставимости, состав которых является постоянным и не зависит от целей сравнительного экономического анализа. 

Общепризнанным является то, что в процессе проведения сравнительного экономического анализа необходимо выполнение ряда условий для того, чтобы обеспечить совместимость всех изучаемых показателей и обеспечить научную достоверность результатов проведенного анализа. 

Для обеспечения сопоставимости данных необходимо решить следующие задачи: 

- определить показатели с различными условиями их формирования, которые должны быть устранены в ходе проведения сравнительного экономического анализа; 

- выделить различия, которые необходимо преодолеть до начала проведения сравнительного экономического анализа, либо в ходе его проведения; 

- выбрать методы и приемы, используемые для обеспечения сопоставимости данных [9]. 

Кроме того, проблема сопоставимости данных заключается в определении последовательности действий по устранению различий, которые необходимо преодолеть до начала проведения сравнительного экономического анализа, либо в ходе его проведения. Данную проблему необходимо решить в зависимости от задач конкретного вида сравнительного экономического анализа. 

Существуют несколько аналитических методов, позволяющих обеспечить необходимый уровень сопоставимости данных: метод детализации, способ разниц, метод группировки, способ цепных подстановок, прием дифференцирования, метод интегрирования, прием исключения несопоставимых элементов, способ корреляции, прием перегруппировки данных, способ корректировки показателей с помощью коэффициентов, метод приведения к одинаковым единицам измерения и т.п. 

К перечисленным выше методам необходимо добавить использование в сравнительном экономическом анализе порогового значения изучаемых критериальных показателей, направленное на достижение сопоставимости итоговых значений целевого, комплексного и консолидированного рейтингов в ходе их построения. При сравнении предприятий из различных экономических областей пороговые значения коэффициентов следует изменить для достижения сопоставимости показателей и точности результатов [9]. 

Задача по обеспечению сопоставимости информации в исследуемых организациях сопряжена с определенными трудностями для аналитика, поскольку доступ к полной и точной информации может быть ограничен или недоступен. Одна из трудностей, в частности, состоит в отсутствии сведений о теневом бизнесе в официальной отчетности. 

Основной проблемой, возникающей при достижении сопоставимости данных при проведении сравнительного экономического анализа, унаследована от плановой экономики. Центральной и наиболее сложной методологической проблемой межзаводского анализа считалось определение границ сопоставимости (сравнимости) организаций или степени однородности, необходимой для данного анализа. Для решения проблемы было выделено несколько условий проведения сравнительного экономического анализа. Границы сравнимости находились в зависимости от конкретных целей и задач анализа; сопоставимость определялась для решения практических задач по управлению производственным процессом. Объектами сравнительного анализа выступили предприятия, цеха, отдельные производства, изделия, обязанность проведения сравнения уровня эффективности в динамике. Для каждой задачи межзаводского анализа необходимо было строить систему сравнимости, при которой сопоставимость определялась действием одних и тех же объективных факторов, а различия касались только ее количественных оценок, связанных с решением конкретной проблемы. Система сопоставимости информации действительно может отличаться, но не для каждой задачи, а для направлений сравнительного экономического анализа предприятия. 

Был предложен метод ранжирования границ сопоставимости данных. При этом необходимо было выполнение условий зависимости уровня сопоставимости от 3 признаков - однородность продукции, масштабы производимой идентичной продукции, размеры организации. Использование данного метода позволяет рассчитать частичный уровень (коэффициент) сопоставимости как средний удельный вес идентичной продукции с помощью формулы простой средней арифметической и установить количественное значение уровня сопоставимости для соответствующей отрасли. На основе частных индексов сравнимости, которые могут принимать значения в интервале от 0 до 1, производится расчет общего коэффициента сопоставимости (как их произведение), а по каждому частному коэффициенту сопоставимости устанавливается минимальное допустимое значение. В случае если соответствующая величина частичного уровня сопоставимости ниже минимально допустимого значения, то изучаемая группа организаций относилась к неоднородной, что могло привести к неадекватным выводам по поводу степени эффективности их деятельности и размера резервов [9]. 

На выбор объектов для сопоставления также оказывают влияние отличия в сравниваемых показателях, количество однородных организаций, их тип производственного процесса. 

В современных условиях трансформации сравнительного экономического анализа использование способа ранжирования границ сопоставимости является нецелесообразным, так как имеет место неясность в его использовании и цели для анализа вероятности правильного или неправильного заключение в современных экономических условиях. 

Наиболее приемлемым решением является использование традиционного метода группировки производственных предприятий по объему реализованной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, но с разделением их на подгруппы для определения точного места этих предприятий в рамках сравнительного экономического анализа (в ходе построения рейтинговой системы). 

Разделение единиц совокупности на группы является следующим важным шагом после определения группировочного признака. На данном этапе необходимо ответить на вопрос о количестве групп и интервалов, которые взаимосвязаны друг с другом. В теории статистики оптимальная наполняемость интервала выступает в качестве важного критерия для правильного формирования группировки. 

Экономическая практика использует как правило неравные интервалы, прогрессивно возрастающие или убывающие интервалы. Это позволяет учитывать неравномерное колебание признака в широких пределах. Очевидно, что использование равновеликих интервалов по объему реализации для малых, средних, больших и крупных организаций является неправильным. Вместе с тем верхняя и нижняя границы интервала для сравнительного экономического анализа можно определять в конкретной их зависимости (минимальное значение интервала составляет определенную долю в его максимальном значении). Общая теория статистики рекомендует устанавливать более короткие интервалы для малых организаций и более длинные (широкие) интервалы для крупных организаций или на основании малых групп образовывать более крупные (путем удлинения интервалов), позволяющие получить качественно новые группы, не нарушая при этом их однородности [9]. 

После введения ОКВЭД в статистическую практику с 1 января 2005 года, была отменена классификация отраслей и подотраслей. В связи с этим для целей сравнительного экономического анализа было предложено применять статистическую группировку по классификационному признаку видов экономической деятельности (сфере деятельности) и дальнейшей детализацией в полном соответствии с ОКВЭД в зависимости от масштаба и цели проведения сравнительного экономического анализа. 

При проведении сравнительного экономического анализ на крупнейших, крупных и средних предприятиях является правильным установление подгрупп интервалов в зависимости от объемов реализации внутри подклассов. С одной стороны, годовой объем реализации может быть скорректирован в соответствии со сферой деятельности. Например, предприятия, отнесенные к группам предприятий по производству пищевых продуктов и производству машин и оборудования, будут иметь значительные отличия по объемам реализации в группе средних, крупных и крупнейших предприятий. С другой стороны, на различных территориях понятия «большая организация», «крупная организация», «средняя организация» могут различаться. Например, при проведении сравнений в областях, объемы реализации в этих группах могут быть ниже по сравнению с объемами реализации в федеральных округах и стране. 

Отмечается, что у предприятий, выпускающих идентичную продукцию (особенно, если предприятия примерно равны по размерам и объему реализации отдельных видов продукции), сравнимость является наивысшей, а однородность продукции выступает в качестве основного, но не единственного фактора, ее определяющего. Сравнительный экономический анализ может быть проведен с любой степенью детализации, а его результаты могут применяться для достижения поставленных целей. 

С этой точкой зрения можно согласиться с тем, что сравнительный экономический анализ между предприятиями, которые производят идентичную продукцию, существенно ограничили бы его, поскольку в большинстве отраслей, таких как машиностроение, удельный вес таких компаний не высок. Необходимо также обратить внимание на то, что в современных условиях появилась новая проблема, связанная с необходимостью сравнения промышленных предприятий не только в одной сфере деятельности, но и на региональном, национальном и международном уровнях [9]. 

Хорошо известным фактом является то, что в сравнительном экономическом анализе для сравнения промышленных предприятий большое значение имеют различия в объемах произведенной и реализованной продукции. Существуют различные точки зрения на соблюдение условий сопоставимости при сравнении предприятий разных масштабов деятельности внутри отрасли. 

В условиях плановой экономики пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44