VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми – инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения КЦСОН

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000527
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми – инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения КЦСОН
Содержание
    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)»
    
    Психологический факультет
      
                                    
                                    
                                    Кафедра педагогической 
                                    психологии и педагогики
      
                                                                    «Допустить к защите»
                                                                     Заведующий кафедрой
                                                                     __________________________
                                                                     к. пед.н., профессор.
                                                                    Скоробогатова  А. И.
                                                                     «___» ______________ 2017 г.


      
     Психолого-педагогическое сопровождение  семей с детьми – инвалидами  в условиях комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН)
     
    Выпускная квалификационная  работа
     
    Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
    Профиль подготовки «Психология образования»
      
      
      
                               
                               
                               Выполнил: ____________________
                               Студент  гр. 2341-у заочного отделения
                               Енизеркина Наталия  Петровна
                               Научный руководитель:____________
                               к. пед. н., профессор 
                                                   Скоробогатова А. И.
      
      
      
      
      

     Казань – 2017г.
     Содержание
     Введение……………………………………………………………………3
     I  глава. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН)........................9
      1.1. Психолого- педагогическое сопровождение семей с  детьми – инвалидами, как объект педагогического исследования………………………9
     1.2.Психолого-педагогические характеристики семей с детьми-инвалидами……………………………………………………………………….15
     1.3. Психолого - педагогическое сопровождение семей с детьми – инвалидами в условиях КЦСОН  ………………………………………………27
     Выводы по I главе ………………………………………………………31
     II глава. Экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.................................................................................................33
     2.1. Описание выборки и методики исследования психолого-педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях КЦСОН на диагностическом этапе..……………………………………………33
     2.2. Реализация  программы по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми-инвалидами на формирующем этапе………………………………...…………………….………………………43
     2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования……………………………………………………………............55
     Выводы по II главе……………………………………………………...61
     Заключение………………………………………………………………63
     Список использованной литературы…………………………………66
     Приложение………………………………………………………………69.
     
     Введение
     Актуальность исследования. Рождение ребенка с отклонениями в развитии всегда считается большим стрессом для семьи. Ребенок-инвалид во многом ограничен. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка непосильна для многих семей. Родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, часто впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.  Поддержка семей, воспитывающих ребенка с патологиями, не является новой проблемой. 
     Еще в 19 веке психологи (В.М. Бехтеров, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский и другие) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Современные подходы к воспитанию детей с отклонениями  в развитии предполагает активное участие семейства в процессе формирования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 
     Проблема инвалидности детей, как в России, так и в других странах приобретает особую важность на фоне роста количества детей с ограниченными возможностями. Рост и высокая распространенность детской инвалидности обусловливает необходимость совершенствования профилактики, изучения и целенаправленного воздействия на основные факторы риска. Для России проблема детской инвалидности является крайне актуальной. По официальной статистике (на 2013 год) в Российской Федерации около 545 тысяч россиян до 18 лет имеют статус детей-инвалидов [21].
     Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. 
     Инвалидность является мощным стрессом, который видоизменяет взаимоотношения личности и окружения, приводит к ухудшению психологического состояния, что отрицательно сказывается на всем процессе жизнедеятельности инвалида и порождает необходимость применения технологии социального консультирования специалистами по социальной работе в Комплексных центрах Управления социальной защиты населения. 
     Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
     Вопрос о психологическом сопровождении детей с отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом. Проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
     В настоящее время 4,5 % детей (1,7 млн. человек), проживающих в России, относятся к категории дети - инвалиды. Они нуждаются в специальном психолого – педагогическом сопровождении. Система психолого – педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами развита недостаточно.  Её получают только 1/3 часть таких детей. 
     Анализ теоретической, психолого - педагогической литературы по проблеме сопровождения семей с детьми – инвалидами, а также изучение проблем реабилитационной работы в центрах социального обслуживания населения подтверждают существование ряда противоречий между:
     - общественной потребностью в сопровождении семей с детьми – инвалидами и несовершенством систем их сопровождения и реабилитации в специализированных учреждениях;
     - уровнем психолого – педагогического сопровождения семей с детьми - инвалидами и недостаточностью разработанных программ, методического материала для специалистов реабилитационных центров, которые сопровождают данные семьи.  
     Объект исследования – психолого - педагогическая деятельность с семьями, имеющими детей – инвалидов.
     Предмет исследования – психолого- педагогическое сопровождение семей с детьми - инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения  (далее КЦСОН).
     Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность  психолого - педагогического сопровождения семей с детьми - инвалидами в условиях КЦСОН.
     Гипотеза исследования: психолого- педагогическое сопровождение детей - инвалидов в условиях комплексного центра социального обслуживания населения КЦСОН будет успешным при соблюдении следующих условий:
     - разработаны педагогические и социально-психологические (инклюзивные) программы психолого -  педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях КЦСОН на основе принципов научности и доступности, системности и комплексности;
     - определены технологии и средства психолого – педагогического сопровождения,  направленные на поддержку и развитие личности ребенка и опирающиеся на личностно – ориентированный подход;
     - организовано тесного сотрудничество с родителями детей – инвалидов с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию психолого – педагогических средств эффективного сопровождения  детей – инвалидов.
     Задачи исследования:
     1. Обосновать теоретические основы психолого- педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях КЦСОН.
     2. Разработать программы психолого- педагогического сопровождения семей с  детьми – инвалидами  в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
     3. Выявить педагогические условия психолого- педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения и экспериментально проверить их эффективность.
     Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: анкетирование, анализ документов, экспериментальная диагностика, тренинги.
3. Экспериментальные (эксперимент диагностический, формирующий, контрольный).
     Методики исследования: 
     1. Методика определения родительского отношения к детям (ОРО),   
     А.Я. Варга и В. В. Столин (см. приложение 1).
     2. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова
      в модификации И.И. Махониной  (см. приложение 2).
     3. Методика «Заучивания 10 слов» (см. приложение 3)
     4. «Тест эмоций» (тест Басса – Дарки в модификации Г. В. Резанкиной) (приложение 4).
     Экспериментальная база исследования: 
     Исследование проводилось на базе государственного автономного учреждения социального обслуживания КЦСОН «Нежность» МТЗ и СЗ в Аксубаевском муниципальном районе Республики Татарстан. В экспериментальном исследовании участвовали 20 детей предшкольного возраста (5-8 лет)  и их 42 родителя в возрасте от 25 до 45 лет.  В экспериментальную группу (далее ЭГ) были отобраны дети разных заболеваний (сахарный диабет, шизофрения, задержка психического развития (далее ЗПР) и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата). 70% детей ЭГ посещают дошкольную образовательную организацию. Все дети (100%) посещают занятия  КЦСОН «Нежность» Аксубаевского муниципального района РТ,
     Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
     Была обоснована теоретическая необходимость использования современных организационных методов и педагогических средств эффективного сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях КЦСОН. Определены педагогические  условия эффективности психолого – педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях реабилитационного центра «Нежность» 
     Практическая значимость исследования:
     Разработанные организационно-педагогические компоненты психолого – педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами могут быть использованы в практической деятельности психологов, педагогов, медицинского персонала и других специалистов, работающих в реабилитационных центрах и других детских образовательных организациях.
     Теоретико-методологическая основа исследования:
     Актуальность развития системы психолого – педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами рассматривали в своих исследованиях Б. С. Братусь, О. С. Газман, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, А. Т. Цукерман и другие. 
     Многие идеи Л. С. Выготского определили направление и тематику психолого – педагогических исследований в области аномального детства почти до конца ХХ века.
     Методы и приемы психолого – педагогического сопровождения детей – инвалидов отражены в исследованиях Т. Н. Головиной, Т. В. Розановой, Л. П. Носковой, А. А. Венгер, Л. И. Плаксиной, А. Г. Асмолов, У. В. Ульенковой, А. Г. Асмолова и других.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,  двух глав, выводов,  заключения,  списка  использованной литературы.   
      Объем работы составляет 68 страниц печатного текста.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
I. Теоретические аспекты психолого - педагогического сопровождения семей с детьми – инвалидами в условиях комплексного центра социального обслуживания населения
     1.1. Психолого – педагогическое сопровождение семей с детьми – инвалидами, как объект педагогического исследования.
     
     Социальная политика в России, ориентированная на детей-инвалидов, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка, социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет неравный  социальный статус, обрекая его на признание неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми.
     Инвалидность традиционно рассматривается как отклонение от социальной нормы. По сей день, люди с отклонениями в физическом и психическом развитии остаются социально-незащищенной категорией населения.  Семьи, которые имеют «особенных» детей, вынуждены  вести изолированную жизнь, в которой мало места для общения их детей с обычными сверстниками. Часто нормой бытия является изоляция ребенка-инвалида от здоровых сверстников, ограничение в общении и получении информации, появление чувства отчуждения, неуверенности, недоверия, страх перед миром.
     С одной стороны – «нетипичный» ребенок чувствует себя уверенно, а с другой – он вынужден встретиться с миром, недостаточно подготовленным к этому.  И не всегда общество здоровых людей готово принять ребенка с отклонениями в развитии таким, какой он есть. В Российской Федерации, в том числе регионах Приволжского Федерального округа, накоплен позитивный опыт по сопровождению семей инвалидов.  
     К определению понятия «сопровождение инвалидов» разные авторы подходят с разных сторон, рассматривая его и как стратегию, и как технологию, и как метод профессиональной помощи. Эти различия в определениях обусловлены не только различиями в теоретических взглядах, но и развитием более глубокого понимания процесса сопровождения инвалидов. Подчеркнем, что в профессиональной литературе представлено сегодня от 200 до 400 подходов к определению «сопровождение инвалидов» и его моделей. Большинство определений включают в себя одинаковые элементы. Часто определения включают понятие научения, хотя существуют значительные разногласия в определении факторов, влияющих на научение, и того, как научение происходит. Еще одним общим элементом является понятие личностного развития, однако до согласия по поводу того, каким образом ему наилучшим образом способствовать, еще далеко [37, c. 34].
     Согласно Р. Кочюнасу, все определения сопровождения,  так или иначе,  включают следующие положения:
     - сопровождение помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
     - сопровождение помогает обучаться новому поведению;
     -  сопровождение способствует развитию личности;
     - в сопровождении акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения. А социальный работник создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
     Сердцевиной сопровождения является «консультативное взаимодействие» между клиентом и специалистом, основанное на философии “клиент-центрированной” терапии К. Роджерса. Он выделил три основных принципа этого направления:
1. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
2. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
     3. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения [9, c. 132].
     Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [4]. 
     В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется достаточно широко применительно к сфере образования, проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образовании. Все большее значение приобретают представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития (М. Р. Битянова) [2]. 
     Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [1]. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки. Она отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами. 
     Л. М. Шипицына сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система (психолого-педагогическая система). Л. М. Шипицына отмечает, что, «сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого». Автор рассматривает процесс сопровождения как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают [8]. Кроме того, психологическое сопровождение рассматривается как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике [2]. Автор определяет свой подход как «парадигму сопровождения», подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития 
     (Литовченко О. С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 695-697)
     Сопровождение - сравнительно молодое направление деятельности. До начала 1990-х годов сопровождение осуществлялось преимущественно в форме предоставления советов или информации. Многие основоположники сопровождения считали себя учителями. Их основной задачей было обучение детей и молодежи, предоставление им знаний, позволяющих лучше ориентироваться в себе, в других людях и в мире профессий [23, c. 122]. 
     Вначале эти профессиональные помощники были вовлечены главным образом в работу по осуществлению реформ в области защиты детства, образования, занятости, законодательства. Основой их работы, нередко проводившейся в виде лекций, было распространение специальных знаний, например инструкций морального характера на тему: как быть хорошими и поступать правильно.
     В начале века, когда в практике оказания психологической помощи преобладала психологическая теория Фрейда, сопровождение - консультирование пребывало в зачаточном состоянии. Тем не менее, было три личности, чье появление в качестве лидеров развития сопровождения стало поворотным для профессии: Джесси Б. Дэвис, Фрэнк Парсонс и Клиффорд Бирс [9, c. 145].
     Джесси Б. Дэвис был первым человеком, который внедрил систематизированную программу персонального руководства в муниципальных школах США. В 1907 году Дэвис предложил преподавателям английской литературы раз в неделю проводить уроки персонального руководства с целью воспитания характера учащихся и профилактики возможных проблем. Под влиянием прогрессивных американских просветителей, таких как Хорас Манн и Джон Дьюи, Дэвис полагал, что именно персональное руководство в состоянии помочь лечению болезней американского общества. То, что отстаивали Дэвис и другие прогрессивные педагоги, еще не было сопровождением в современном понимании этого термина, но это было предвестие сопровождения: школьное персональное руководство (превентивное образовательное средство обучения молодых людей эффективно справляться с жизненными проблемами).
     Как и Дэвис, Фрэнк Парсонс концентрировал усилия на воспитании учащихся и предотвращении проблем развития, однако его вклад оказался более значительным. Парсонс работал с молодыми людьми, помогая им в выборе профессии. Он опирался на положение, что выбор профессии обусловлен тремя факторами: представлением о работе, представлением о себе и соответствием одного другому. Парсонс разработал множество процедур для того, чтобы помочь своим клиентам лучше узнать себя и мир профессий. 
     Клиффорд Бирс, выпускник Йельского университета, в течение своей жизни несколько раз становился пациентом психиатрической больницы. Он столкнулся с плачевными условиями пребывания в психиатрическом учреждении. Бирс настаивал на принятии мер по улучшению психического здоровья населения и проведении реформы в лечении психических заболеваний. Он явился инициатором движения за психическое здоровье в США, а его деятельность стала предшествием сопровождения в сфере психического здоровья.
     На протяжении 1950-х годов, по мере возникновения новых психологических теорий, начали приобретать вес прикладные бихевиоральные и когнитивные теории, теории обучения, количество и сложность теорий, связанных с сопровождением, существенно возросли. В начале 60-х годов преобладал взгляд на сопровождение как на развивающую профессию. Эволюция сопровождения в отдельную профессию, имеющую отношение к психическому здоровью, произошла в 1980-х годах. На протяжении десятилетия сильно возрос интерес к вопросам сопровождения, относящимся к целостной личности. 
     Социальные работники, специалисты начинают больше интересоваться социальными факторами, влияющими на возникновение и протекание, как психических расстройств, так и психического здоровья, включая значение взаимодействия организма и среды. К числу этих факторов относятся: духовность, семейная обстановка, социально-экономические обстоятельства, влияние групп и групповой работы, а также меры профилактики.
     Таким образом, сопровождение - это непрерывно развивающаяся профессия, которая высвечивает определенные аспекты, вопросы, проблемы развития в соответствии с потребностями обслуживаемых клиентов и общества. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития.
     
     1.2. Психолого-педагогические характеристики семей с детьми-инвалидами.
     
     Инвалидность – это такое состояние человека, при котором его способность к различным видам деятельности ограничена ввиду физических, психических или умственных отклонений. Этот термин одновременно является медицинским и юридическим. 
     Инвалидность – это не просто наличие хронического заболевания или патологического состояния, которое ограничивает способности человека. Это еще и особые взаимоотношения человека с обществом. Юридически инвалиды имеют право на пенсионные выплаты и определенные льготы. Они нуждаются в социальной реабилитации для того, чтобы могли чувствовать себя полноценными членами общества.
     К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучением, общением, трудовой деятельностью в будущем [6]. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулёзные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установить ребёнку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребёнка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребёнка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребёнка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности.
     Понятия «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» — это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность возникает вследствие заболевания, травмы или дефекта, проявившегося в детстве, то есть  возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врождённым дефектам, подтверждённым данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».
     Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (далее - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
     Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. «Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».
      Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности [16].
     И. В. Лобастова, К. Г. Языков, А. Н. Корнетов [22] отмечают, что на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора
     1. Вид (тип) нарушения.
     2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
     3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
     4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним [22].
     Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными способностями:
     1. Умственная отсталость. Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, более многочисленную группу составляют интеллектуально отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
     Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в итоге поражения центральной нервной системы (далее – ЦНС), и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем шаге прижизненного развития) периоды. По глубине недостатка умственная отсталость при олигофрении обычно подразделяют на три ступени: идиотия, имбецильность и дебильность. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными,  и над ними устанавливается забота родителей или замещающих лиц [7].
     Развитие интеллектуально отсталого ребенка с первых дней жизни различается от развития обычных детей. У них отмечаются задержки в физиологическом развитии, общественная психологическая инертность, снижен энтузиазм к окружающему миру, приметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие интеллектуально отсталые дети начинают произносить слова лишь к 4—5 годам. Речь интеллектуально отсталого ребенка не исполняет собственной главной функции — коммуникативной.
     Существенные конфигурации в физиологическом и психическом развитии манят за собой нарушения в личной сфере. Основными ее чертами являются [1]:
     — предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у привычно развивающихся детей, а только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность интеллектуально отсталого малыша создается с большими отклонениями, как в высококачественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
     — первые проявления самосознания, отделения собственного «Я» у интеллектуально отсталого ребенка начинает обнаруживаться не с 3-х лет, как в критериях обычного развития, а только после 4-х лет, когда у них начинают организовываться простые действия с предметами;
     — ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых) приводит к тому, что интеллектуально отсталые дети становятся отверженными в среде ровесников. Желание самоутвердиться часто проявляется в патологической форме. Они могут повести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их еще наиболее отверженными в среде ровесников.
     2. Эндогенные психические болезни. К эндогенным психическим болезням относят шизофрению, маниакально-депрессивные состояния, генуинную эпилепсию и др.
     Шизофрения — тяжкая психическая болезнь, характеризующаяся потерей целостности психических действий с быстро или медленно развивающимися переменами личности и различными психопатологическими расстройствами. Заболевание чаще только соединено с потомственным предрасположением и приходится в основном на подростковый и молодежный возраст. К изменениям личности при данном  заболевании относят понижение энергетического потенциала (амотивационность), выраженную интровертированность (уход в себя, отчуждение от окружающих), эмоциональное обеднение, расстройство мышления и др. Выраженность психопатологических конфигураций может варьироваться от легких конфигураций личности до грубой и стойкой дезорганизации психики.
     Маниакально-депрессивный психоз — эндогенная болезнь, протекающая приступами. Состояние веселости, возбужденности, энергичности (маниакальная фаза) меняется заторможенностью, подавленностью (депрессивная фаза). Нередко заболевание характеризуется сменой маниакальных или депрессивных фаз. При выходе из больного состояния начинается практическое излечение. Заболевание может завязаться во всяком возрасте, но преимущественно в 12—16 лет. В большей степени этому заболеванию подвержены девочки на шаге препубертатного и пубертатного периодов. При данном заболевании стойких психических нарушений и значимых конфигураций склада личности и признаков недостатка не наблюдается [25].
     Эпилепсия — болезнь головного мозга, характеризующаяся различными расстройствами в облике небольших и огромных судорожных эпилептических припадков. Чаще симптомы болезни эпилепсией появляются в возрасте до 15 лет. Классический финал генуинной эпилепсии - нарушения интеллектуальной возможности вплоть до выраженного слабоумия и деформации личности.
     В личной сфере у страдающего эпилепсией наблюдается зато.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44