VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические основы профилактики интернет-зависимости в условиях среднего профессионального образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000769
Тема: Психолого-педагогические основы профилактики интернет-зависимости в условиях среднего профессионального образования
Содержание
      СОДЕРЖАНИЕ
      Введение …………………………………………………………………………3
     Глава 1. Психолого-педагогические основы профилактики интернет-зависимости в условиях среднего профессионального образования……6
     1.1 Организация профилактической работы в учреждении 
            среднего профессионального образования…………………………………....6 
     1.2 Предпосылки развития зависимого поведения у студентов……………...10
1.3 Психологические особенности личности и критерии 
            интернет-зависимости студентов……………………………………………...13
     1.4 Формы профилактики интернет-зависимости у студентов………………20
     Выводы…………………………………………………………………………..30
     Глава 2   Экспериментальное изучение проблемы интернет-зависимости 
            у студентов среднего профессионального образования……………………32
      2.1  Характеристика базы исследования………………………………………32
      2.2  Изучение особенностей проявления интернет-зависимости у 
            студентов техникума…………………………………………………………...33
      2.3 Анализ хода и результатов работы по профилактике 
             интернет-зависимости у студентов техникума……………………………....43
     Выводы…………………………………………………………………………...56
     Заключение……………………………………………………………………….59
     
     
     
     
     
     
      
      
      
      
      

     ВВЕДЕНИЕ
     
     В современной России одним из самых значимых процессов  является переход к информационному обществу. Ключевой технологией информационной эпохи является Интернет.
     Компьютеризация и информатизация современного общества приобретает все более глобальные масштабы. По данным проекта, проводимого фондом «Общественное мнение» «Интернет в России / Россия в Интернете», по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Испанию, Австралию, Италию, Великобританию, Францию и Бразилию, и занимает третье место в мире. Число интернет - пользователей в России в период с 2002 по 2009 годы выросло с 8% (8,7 млн. человек) до 36% (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории - с 2,1 млн. до 23,9 млн. человек. Каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой - посещает Интернет ежедневно.
     Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как негативные, так и позитивные последствия. Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий являются развитие зависимости, уход от реальности в виртуальный мир и сужение круга интересов. Неуклонно растущая компьютеризация российского общества актуализирует проблему патологического использования Интернета.
     Преобладающей группой пользователей Интернета в России по результатам опросов фонда «Общественное мнение» являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, которые представляют студенческую аудиторию. Данная группа составляет 48% от общего числа пользователей Интернета. Молодое поколение воспринимает Интернет как основное средство личной коммуникации и образования [27]. Но внезапно открывшиеся интернет-возможности поглотили большую часть молодежи. С одной стороны, разработка новых скоростных программ виртуального взаимодействия и общения, увеличение количества пользователей Интернета студенческого возраста, а с другой - отсутствие комплексных мер, которые включают психологическую профилактику, привело к росту интернет - зависимости. В нашей стране стремительный рост числа интернет - зависимых пользователей связан с тем, что у четверти зависимость от Интернета формируется уже после полугода его использования.
     Широкое распространение интернет - зависимости в современном обществе подтверждает изучение психологических характеристик их личности, необходимость выявления зависимых личностей и разработки эффективных профилактических мероприятий.
     В России проблема интернет - зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А. Е. Войскунским были разработаны собственные критерии данной зависимости. В. Д. Менделевич выделил типы интернет - зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета. А. Е. Жичкиной, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, И. В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей. Однако, наиболее эффективные направления профилактики интернет-зависимости и психологические характеристики личности интернет-зависимых студентов исследованы недостаточно.
     Итак, проблематика исследования складывается из следующих обнаруженных в социально-педагогической литературе противоречий между потребностью в разработке определенной программы профилактики интернет-зависимости у студентов техникума и отсутствием таковых в условиях среднего профессионального образования (техникума).
     Так как среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, направленный на подготовку работников среднего звена и специалистов-практиков, обучение осуществляется на базе основного общего (после 9 класса), среднего (полного) общего (после 11 класса) или начального профессионального образования [29], в работе будем рассматривать студенческий возраст.
     Объект исследования: профилактика интернет-зависимости в образовательной организации.
      Предмет исследования: формы профилактики интернет-зависимости у студентов образовательной организации.
     Цель исследования – изучить формы профилактики интернет-зависимости у студентов среднего профессионального учреждения.
     Гипотеза исследования: Индивидуальная и групповая форма работы являются наиболее эффективными формами профилактики интернет-зависимости у студентов техникума.
     Для достижения цели поставлены задачи:
     1)	Описать сущность и содержание профилактики в образовательной организации.
     2)	Выявить сущностные характеристики и критерии интернет - зависимости.
     3)	Определить предпосылки развития интернет-зависимости у студентов.
     4)	Охарактеризовать содержание профилактики интернет-зависимости у студентов.
     5)	Охарактеризовать учреждение среднего профессионального образования как базу исследования.
     6)	Изучить психологические особенности личности интернет - зависимых студентов. 
     7)	Разработать и апробировать программу профилактики интернет-зависимости у студентов техникума.
     Методы исследования: анализ источников по проблеме  исследования, беседа, тестирование, констатирующий и преобразующий эксперименты: качественный и количественный анализ эмпирических данных 
     База исследования: ГБОУ СПО «Сердобский многопрофильный техникум».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     
     1.1 Организация профилактической работы в учреждении среднего профессионального образования 
     
     Приоритетным направлением в решении проблем студенческого зависимого поведения на сегодняшний день является профилактика. Наличие больших трудностей при формировании эффективных программ профилактики связано с отсутствием достаточного количества апробированных техник, теоретически обоснованных моделей и неточным определением предмета и объекта воздействия.
     Оптимальным местом осуществления реабилитационной и профилактической работы считаются образовательные учреждения. Во-первых, студенты проводят большую часть своего времени именно в образовательных учреждениях. Во-вторых, сам процесс обучения может оказывать огромное воспитательной и организующее значение. И, в-третьих, образовательное учреждение представляет собой микромодель общества, где учащиеся могут получать навыки эффективного межличностного и социального взаимодействия, созидательной деятельности, [28, с. 191].
     Профилактика - совокупность мероприятий, которые направлены на предупреждение распространения и возникновения болезней человека, охрану здоровья, улучшение психо-физического развития населения, обеспечение долголетия и сохранение его трудоспособности [13, с. 34].
     Профилактика зависимого поведения является целостной системой мер, имеющей этапы, содержание, динамику развития и определенный конечный результат. В вопросах зависимого поведения профилактика рассматривается как комплекс медико-психологических и социально-образовательных мероприятий, которые направлены на устранение и выявление условий и причин, способствующих распространению зависимости, предупреждение развития и ликвидацию негативных медицинских, личностных и социальных ее последствий [24, с. 470].
     На уровне государства выделяют два основных направления профилактической деятельности: меры, направленные на снижение распространения зависимого поведения и меры, направленные на уменьшение последствий зависимого поведения [23, с.120-121].
     В истории профилактической работы большинство исследователей условно выделяют три периода:
     I	период - Профилактика, которая ориентирована на патогенную основу факторов риска. На данном этапе основная стратегия профилактики сводилась к запугиванию со ссылкой на негативные последствия зависимого поведения.
     II	 период - Профилактика, которая ориентирована на личность.
     III период - Каузальный подход к профилактике зависимого поведения. В рамках данного подхода профилактика ориентирована на устранение и выявление причин возникновения зависимого поведения [18, c. 308].
     Выделяют три этапа профилактики зависимого поведения:
     1)	 Диагностический этап, заключающийся в диагностике личностных характеристик, оказывающих влияние на формирование зависимого поведения.
     2)	 Информационно-просветительский этап, который включает в себя рассмотрение основных механизмов и динамики развития аддиктивного поведения, видов аддикции, последствий зависимого поведения; расширение компетенции аддикта в межличностных отношениях, способах преодоления стрессовых ситуаций.
     3)	Тренинги личностного роста с элементами развития и формирования навыков работы над собой и коррекцией личностных характеристик и форм поведения [17, c. 41].
     Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил выделить основные подходы к профилактике зависимого поведения:
     1)	Информационный подход, базирующийся на представлении информации о зависимом поведении, его вреде и негативных последствиях зависимости. В рамках данного подхода знания о аддикциях и их последствиях являются эффективным стимулом при формировании здорового поведения.
     2)	 Социальный подход, с точки зрения которого, зависимое поведение объясняется влиянием социальной среды на человека, являющейся источником обратной связи для личности. Именно в социуме, согласно данному подходу, следует искать предпосылки формирования зависимого поведения.
     3)	Согласно данному подходу, программы, основанные на учете влияния социальных факторов, включают развитие критичности к информации, которая предоставляется в СМИ; тренинг сопротивления социальному давлению; предоставление информации о влиянии со стороны окружения.
     4)	Компетенстностный подход, согласно которому зависимое поведение рассматривается как обучение определенной форме поведения, транслируемой конкретной субкультурой. В рамках данного подхода профилактическая работа подразумевает помощь в достижении личных целей.
     5)	Подход, основанный на развитии эмоциональной сферы личности, концентрируется на переживаниях и ощущениях человека, навыках их распознания и управления ими. Согласно постулатам аффективного обучения, зависимое поведение развивается у человека при недостаточном развитии эмоциональной сферы, когда имеются трудности в определении и выражении эмоций, низкая самооценка и слабо развитые навыки принятия решений.
     6)	 Личностно-ориентированный подход, согласно которому для профилактики зависимого поведения необходимо формирование внутриличностных мотивов.
     7)	 Духовно-ориентированный подход, при котором зависимое поведение понимается в виде выражения кризиса духовности в обществе. С точки зрения данного подхода, цель профилактики аддикции состоит в формировании определенной системы ценностей и нравственного поведения.
     8)	 Досуговый подход рассматривает профилактику зависимого поведения через развитие альтернативной деятельности. Значимая деятельность, альтернативная зависимому поведению, способствует снижению его распространенности. В рамках данного подхода необходимо развивать такие социальные программы, в которых личность могла бы реализовывать собственные потребности в стремлении к риску, острых ощущениях, повышенной поведенческой активности.
     9)	 Здоровьесберегающий подход базируется на создании здоровой личности, которая имеет здоровый стиль жизни, способствующий позитивным изменениям среды и влияет на собственное благополучие.
     10)	 Этно-культурный подход рассматривает аддиктивное поведение через «кризис сознания» и «кризис культуры». Под кризисом понимается сложившееся рассогласование внутренней и внешней среды личности. С точки зрения этого подхода, агенты зависимости выполняют определенные функции в обществе и могут включаться в процесс освоения индивидом культурных норм [1, c. 224].
     На данный момент основными принципами профилактической деятельности являются:
     а)	Комплексность - согласованное взаимодействие:
     -	на межведомственном уровне - учреждений, ответственных за государственную систему профилактики зависимого поведения;
     -	на профессиональном уровне - специалистов, функциональной обязанностью которых являются различные аспекты профилактической работы (психологи, педагоги, врачи, воспитатели, социальные работники);
     -	в системе образования - органов управления образованием на муниципальном, региональном, федеральном уровнях и образовательных учреждений, которые отвечают за координацию профилактических мероприятий в рамках единой целостной программы комплексной профилактики.
     б)	 Дифференцированность - дифференцировка задач, целей, планируемых результатов и средств профилактики при учете возраста и степени зависимости.
     в)	 Аксиологичность - формирование мировоззренческих представлений о здоровом образе жизни, общечеловеческих ценностях, уважении к государству, окружающей среде, человеку, которые являются регуляторами и ориентирами их поведения.
     г)	 Многоаспектность - использование в целевой профилактической деятельности различных направлений.
     д)	Этапность (последовательность) — разделение задач и целей профилактики на частные и общие стратегические с включением в профилактическую программу социально-психологического мониторинга.
     е)	 Легитимность — необходимость осуществления профилактики в рамках правовой базы [15, c. 470].
     Таким образом, зависимое поведение — аутодеструктивное поведение, которое выржается в стремлении человека уйти от реальности за счет употребления определенных веществ или постоянного сосредоточения на определенных видах деятельности с целью искусственного изменения своего психического состояния.
     Основной задачей организации профилактики зависимого поведения среди студентов является проведение целевых программ с учетом возрастных, социально-психологических и половых характеристик их личности, направленных на снижение спроса на агенты аддикции, уменьшение вреда от их использования, расширение знания о последствиях зависимого поведения и укрепление в сознании личности студента негативного отношения к зависимому поведению; увеличение социально-психологической компетентности студентов в межличностном общении; формирование самоактуализации, самодостаточности и твердости в противостоянии давлению окружающих. Среди студентов организация профилактической работы должна осуществляться с использованием информационного, личностного, духовно-ориентированного, досугового, этно-культурного подходов, реализуемых в образовательных, психосоциальных и медицинских моделях, третичных, вторичных и первичных профилактических программ, проводимых на социальном, семейном и личностном уровнях. 

     
     1.2 Предпосылки развития зависимого поведения у студентов
     
     Сложившаяся ситуация приводит молодое поколение к самостоятельному выбору и контролю своего поведения, принятию ответственности на себя за собственное будущее. Молодежь и, особенно студенты, находясь под воздействием постоянно увеличивающихся интенсивных ситуаций хронического стресса, страдают от их последствий в связи с неспособностью их преодоления. Данная ситуация побуждает молодых людей искать средства, которые помогают уходить от тягостных переживаний. В современном обществе одним из популярных и достаточно эффективных методов ухода от реальной жизни становится пристрастие к Интернету и замещение реальной жизни виртуальной.
     Термин «виртуальная реальность» был введен специалистом в области компьютерных технологий Ж. Ланье в 1984 году для обозначения трехмерных макромоделей, реализующихся с использованием компьютера. Под виртуальной реальностью понималась такая реальность, которая может существовать как в действующем, так и в потенциальном состоянии [11, c. 96].
     Первыми исследователями виртуальной реальности явились У. Брикен, Дж. Гибсон, М. Крюгер, Дж. Ланье. Интерес к проблематике виртуальной реальности в нашей стране начал формироваться в начале 90-х годов прошлого века. Попытки осмыслить феномен виртуальной реальности привели к созданию бурно развивающегося, отдельного направления - виртуалистики.
     Анализ зарубежных и отечественных  исследований позволил выделить негативные и позитивные эффекты всемирной компьютеризации общества [33, c. 283].
     1)	 Позитивные эффекты взаимодействия компьютера и человека:
     а)	 Развитие оперативного, прогностического и логического мышления;
     б)	Усиление интеллектуальных способностей при решении неординарных и все более сложных задач;
     в)	 Адекватная специализация познавательных процессов — памяти, мышления,  восприятия;
     г)	Формирование позитивных личностных черт: уверенность в себе, деловая активность, аккуратность и точность.
     2)	 Негативные эффекты взаимодействия компьютера и человека:
     а)	 При решении примитивных задач снижение интеллектуальных способностей;
     б)	При длительной работе с компьютером снижение гибкости познавательных процессов;
     в)	 Деформация личностной структуры;
     г)	Деструктивные формы поведения.
     Анализ исследований позволил выделить основные теоретические предпосылки философско-психологической концепции виртуальной реальности:
     1)	 Реальность понимается как среда существования множества различных объектов.
     2)	 Виртуальная реальность состоит из отношений разнородных объектов, которые расположены на разных иерархических уровнях взаимодействия, то есть, виртуальная реальность всегда является производным исходной реальности;
     3)	Виртуальная реальность соотносится с исходной реальностью в виде автономной и самостоятельной реальности. Объект виртуальной реальности всегда реален и актуален, виртуальная реальность может продуцировать виртуальную реальность следующего уровня [32, c. 148].
     Сеть Интернет сегодня – это прообраз виртуальной реальности. Сеть Internet - это глобальная сеть, которая объединяет в себе миллионы компьютеров и тысячи разных сетей , которые расположены на разных континентах и  в разных странах.
     Таким образом, интернет-среда является прообразом виртуальной реальности, которая замещает реальную жизнь социально изолированных людей за счет возможности изменения собственной идентичности путем создания нового образа «Я», оригинальной самопрезентации, возможности анонимных социальных контактов и свободного доступа к большому количеству информации, проигрывания различных социальных ролей.
     Перенос своей цели в виртуальную реальность позволяет человеку не заботиться о развитии реальных способностей. Стираются препятствия для достижения целей, человеку не надо создавать в себе новые способности, наращивать силы, все это виртуальная реальность даст ему автоматически, по требованию [12, c.187].
     Таким образом, виртуальное пространство создает иллюзию удовлетворения практически всех потребностей человека. Виртуальная реальность пропагандирует очевидные, легко доступные преимущества перед реальностью. Это возможность добиться успеха за счет сокрытия своих реальных физических показателей, которые сам человек считает недостатками, за счет возможности оставаясь анонимным взять себе любую роль, а также в любое время ее сменить. Виртуальная реальность предоставляет все возможности для того, чтобы быть тем, кем хочется, и проявлять свои эмоции без контроля и оценки со стороны.
     1.3 Психологические особенности личности и критерии интернет-зависимости студентов
     
     В данном параграфе рассмотрим критерии интернет-зависимости и исследования психологических особенностей личности интернет-зависимых студентов таких современных авторов, как О.Н.Арестова, К.Г.Дмитриев, В.Н.Друзин, Т.В.Коваль, Е.Макеенкова, Т.А.Максимова и других.
     Психологические особенности – это причинные факторы, происходящие от свойств личности и предопределяющие развитие и формирование личности [25]. Следовательно, под психологическими особенностями интернет-зависимой личности будем понимать свойства и качества личности студентов, которые способствуют развитию интернет-зависимости.
     Е.Макеенковой выявлено, что больше всего зависимости от интернет-общения подвержены люди, которые ведут достаточно скучный образ жизни, они повышают свою самооценку посредством сетей, пытаясь выдать информацию, которая представлена на странице, за действительную. Некоторые люди настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать общения и личных встреч, чтобы не разрушить сложившееся о себе мнение [21]. 
     К.Г.Дмитриевым были проведены исследования психологических особенностей интернет-зависимости и выявлено, что ими являются недоразвитие коммуникативной сферы в сочетании с эмпатическими способностями, акцентуированные черты характера, которые создают предпосылки для общения в виртуальном пространстве и блокируют взаимодействие с социальной средой [6].
     Друзин В.Н. называет компьютерную аддикцию видом девиантного поведения, характеризуемое формированием склонности к уходу от реальности через изменение своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на интерактивном взаимодействии с компьютерными игровыми программами или с другими пользователями при помощи этих программ. Причинами ее, с точки зрения В.Н.Друзина, выступают внутренние факторы - личностные особенности подростка (ярко выраженные истероидные, шизоидные, эпилептоидные, неустойчивые типы акцентуаций характера, поведенческие реакции, нервно-психическая неустойчивость) и особенности нарушения социализации подростков (комплекс социальной неполноценности, плохая переносимость трудностей социальной жизни, социальная дезадаптация), а также внешние факторы (условия, которые препятствуют реализации широкого круга форм поведения и воздействия социальной среды) [8].
     Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. утверждают, что к интернет-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: сексуальной и социальной. Социальная дезориентация выражается в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости, избегании ответственности и проблем, низкой самооценке. Также социальная дезадаптация характеризуется не умением высказать, поделиться своими переживаниями, узким кругом общения, импульсивностью, не достатком близких отношений, не умением спланировать свое время, хорошо планировать свою деятельность и добиваться поставленных целей [34].
     Интернет-зависимый с сексуальной дезориентацией- это новый тип человека. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. К. Янг для понимания, что делает киберсекс зависимостью, предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, являющиеся тремя базовыми причинами этой зависимости [15]. 
     Т.А.Максимова, Л.А.Андреева считают, что существует так называемый зависимый тип личности с определенными чертами, которые способствуют попаданию в зону риска. Этими чертами являются не умение сказать «нет», отказать из-за страха быть отвергнутым другими людьми, крайняя несамостоятельность, не желание принимать решения и брать на себя ответственность, ранимость неодобрением или критикой и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается самостоятельно принимать решения и первым вступать в контакт с окружающими и [22, c. 193].
     Психологическим факторами возникновения интернет-зависимости у подростков Т.В.Коваль считает низкую самооценку, ощущение одиночества и проблемы с общением. При аддиктивном поведении эмоциональные отношения с людьми постепенно все больше нарушаются. Это выражается в нарастающей изоляции от других людей, уходе от реальности, уменьшении общительности [12]. 
     В исследовании Т.В.Коваль было выявлено, что предрасположенность к компьютерной зависимости связана с такими личностными особенностями студентов, как преобладание в межличностных отношениях доминирования, высокий уровень тревожности, прямолинейности, агрессивности, эгоистичности. Юноши и подростки, склонные к развитию компьютерной зависимости, чаще проявляют агрессивные и доминирующий типы межличностного взаимодействия. Это связано как с наличием внутриличностного конфликта, когда возникает желание выражать свои мысли, общаться, быть среди лидеров в сочетании с низким уровнем развития социальных навыков общения, так и с наличием неблагополучия в эмоциональной сфере студентов, которое также характеризуется высокой тревожностью. В связи с этим студенты склонны уходить в виртуальную реальность и реализовывать там свои потребности в общении наиболее безопасным для них способом [12]. 
     Н.С.Хомерики с помощью опросника Р.Кеттелла было выявлено, что личностные свойства студентов с интернет-зависимым поведением описываются статистически значимым снижением способности  к организованности и самоконтролю, повышением возбудимости. Юноши и подростки с интернет-зависимым поведением статистически значимо отличаются от юношей нормативной группы по показателям возбудимости, эмоциональной устойчивости и демонстрируют большую робость в поведении и межличностных контактах [32]. 
     Н.С.Хомерики по шкалам теста Модифицированного Патохарактерологического опросника выявлено, что ведущими акцентуациями характера в группе юношей с интернет-зависимым поведением являются: возбудимый тип, астено-невротический тип, интровертированный тип. Увеличение риска возникновения интернет-зависимого поведения связано со снижением эмоционального и социального интеллекта студентов, расторможенностью, возбудимостью, снижением самоконтроля, тревогой и общим беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [32]. 
     Исследование личностных особенностей студентов с признаками интернет-зависимости, которое проведено А.Ю. Егоровым с коллегами в 2005 году, показало, что по тесту личностных акцентуаций В. Дворщенко среди интернет-зависимых преобладают студенты с истероидным, шизоидным, эпилептоидным, лабильным типами акцентуации [9]. Среди интернет-аддиктов достоверно чаще присутствовал риск социальной дезадаптации и психопатии (возможных личностных расстройств). 
     Егоров А.Ю. объясняет преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет-аддиктов особенностями деятельности в сети: это определенный уход от реальности, что свойственно шизоидам. По мнению Егорова А.Ю., большое число лиц с истероидной акцентуацией среди Интернет аддиктов, объясняется тем, что это студенты, чьи потребности фрустрированы в реальном мире, и они стремятся к реализации своих истероидных черт в виртуальном мире (например, это может быть общение и знакомство в чатах, имеющее относительно истероидов элементы псевдологии) [9].
      Егоровы А.Ю. также была исследована сфера потребностей с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла. Выяснилось, что юноши и подростки, имея высокую доминирующую потребность в близком общении, при этом не имеют достаточной социальной смелости для установления отношений с окружающими людьми в реальном мире. Интернет-аддикты застенчивы и низко адаптивны, что мешает им налаживать тесные доверительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, искать близких себе людей. Возможно, удовлетворение их потребностей в общении, одобрении, поддержке смещается из рамок повседневной жизни в виртуальную жизнь. В целом студенты с аддикцией имеют фрустрированную потребность в общении, что им заменяет Интернет [9]. Данные Егорова А.Ю.также как и данные Лоскутовой В.А. свидетельствуют о низкой самооценке интернет-аддиктов[20].
     О.В.Литвиненко выявлено, что психологический статус лиц с компьютерной игровой зависимостью характеризуется нарушением эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, признаками нравственной деструкции, напряжением и психическим утомлением, снижением функциональных резервов ЦНС и адаптивных возможностей, сочетанием нескольких типов акцентуаций характера. По данным теста Леонгарда-Смишека ведущими акцентуациями характера в группе «увлеченных» являются «возбудимый», «гипертимный» и «демонстративный» типы акцентуаций. Для «зависимых» подростков ведущими акцентуациями характера являются - «гипертимный», «неуравновешенный» и «возбудимый» типы акцентуаций. Психологический статус студентов с компьютерной игровой зависимостью по данным тестов шкала реактивной тревожности, САН характеризуется высоким уровнем ситуационной тревожности, снижением активности, самочувствия. По данным цветового теста психологический статус «увлеченных» студентов характеризуется снижением работоспособности, высоким уровнем тревоги, психического напряжения, вегетативного коэффициента, суммарного отклонения[19].
     Таким образом, теоретический обзор современных исследований авторов по проблеме интернет-зависимости позволил нам выявить следующие психологические такого вида зависимого поведения:
      - низкая самооценка (Е.Макеенкова, О.Н.Арестова, Т.В.Коваль, В.А.Лоскуова);
      - акцентуированные черты характера (К.Г.Дмитриев, Н.С.Хомерики, А.Ю.Егоров, О.В.Литвиненко);
      - недоразвитие коммуникативной сферы (К.Г.Дмитриев, В.Н.Друзин, О.Н.Арестова, Т.В.Коваль, А.Ю.Егоров);
      - нервно-психическая неустойчивость (В.Н.Друзин, О.В.Литвиненко);
      - нарушение сексуальной ориентации (О.Н.Арестова, К.Янг);
      - высокий уровень тревожности (Т.В.Коваль, О.В.Литвиненко);
      - агрессивность (Т.В.Коваль).
     В настоящее время изучение феномена интернет-зависимости ведется в двух направлениях: изучение интернет-зависимости в структуре зависимого поведения и выделение специфических особенностей интернет-зависмости.
     К. Янг считал зависимость от Интернета - многомерным явлением, которое включает в себя несколько компонентов:
     1)	 Проявления эскейпизма — уход в виртуальную реальность склонных к депрессиям и тревожных лиц, имеющих низкую самооценку, ощущающих собственную незащищенность, тяготящихся собственной жизнью и одиноких;
     2)	 Поиск новизны;
     3)	 Стремление к постоянному стимулированию чувств;
     4)	 Эмоциональная привязанность - возможность высказаться, освободиться от переживания неприятностей в реальной жизни, быть эмпатийно принятым и понятым и получить одобрение и поддержку;
     5)	 Возможность ощущения себя «виртуозом» в применении компьютерных технологий и специализированных поисковых или коммуникативных программ вследствие преодоления компьютерофобии [38].
     	 Соглашаясь с позицией Р.Дэвиса и К. Янг о неоднозначности феномена интернет-зависимости и поддерживая точку зрения М. Гриффитса, В. Д. Менделевич считает, что зависимость от Интернета представляет сборную группу разных поведенческих зависимостей, где компьютер выступает не объектом, а средством их реализации[28, c. 768].
     1)	Внешние причины:
     А	Факторы, которые способствуют дезадаптации в реальной жизни.
     а)	Стресс, травматическая ситуация, породившие отчуждение от людей и реального мира.
     б)	Социальная изоляция – нарочно созданная или вынужденная. Человек оказывается в изоляции и пытается искать пути выхода из нее.
     Б Особенности интернет-среды:
     а)	Престижность Интернета.
     б)	Доступность.
     в)	Возможность поиска необходимой информации.
     г)	Возможность общения со знакомыми, которые находятся на расстоянии.
     д)	Возможность быстрого поиска новых социальных контактов (любимых, друзей, людей, знакомых).
     е)	Легкость общения в Интернете за счет его неполноценности, так как данный вид общения на 70-80% состоит из игры воображения, которая позволяет сделать идеального собеседника из своего собеседника.
     ж)	Возможность создания собственного образа, вызвав желательную и предусмотренную реакцию окружающих, получение их признания.
     з)	Возможность удовлетворения сексуальных желаний.
     и)	Возможность ухода от проблем в реальной жизни.
     к)	Свобода высказываний, поступков, действий: свобода от ограничений и социальных норм, которые накладывает общество; возможность общения на «запрещенные» обществом темы; свободное управление информацией.
     л)	Безответственность в общении.
     2)	Внутренние причины:	
     А Расстройства психики:
     -	 Страх открытого пространства - агрофобия.
     -	 Ксенофобия - страх чужих.
     -	Постоянные переживания по поводу собственной внешности - дисморфобия.
     -	 Страх общения с другими людьми.
     -	 Комплекс неполноценности.
     -	 Депрессии.
     -	 Патологии и акцентуации, которые толкают человека на удовлетворение противозаконных фантазий: педофилия, мазохизм, садизм.
     Согласно К. Янг, выделяют следующие виды интернет-зависимости:
     1)	 Компьютерная зависимость: обсессивная привязанность к любым видам деятельности за компьютером.
     2)	 Компульсивная навигация в Сети: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных.
     3)	 Перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным Интернетом электронным покупкам, онлайновым аукционам, азартным играм.
     4)	 Киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в телеконференциях, чатах и групповых играх, приводящая к замене реальных отношений виртуальными.
     5)	 Киберсексуальная зависимость, реализуемая путем посещения в Интернете порнографических сайтов или обсуждения тем сексуального характера в закрытых группах или чатах [38].
     В ходе исследований К. Янг были выявлены первые признаки интернет- зависимости:
     1)	 Навязчивое стремление постоянной проверки электронной почты.
     2)	 Ожидание следующего сеанса выхода в сеть Интернет.
     3)	 Увеличение времени, которое проводит в Интернете.
     4)	 Жалобы окружающих на проведение человеком слишком большого количества времени в Интернете.
     5)	 Увеличение количества денег, кот.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44