VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика психолого-социальной профилактики интернет зависимости

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006893
Тема: Специфика психолого-социальной профилактики интернет зависимости
Содержание
Размещено на http://allbest.ru/

	Содержание



	Введение

	Глава 1. Природа Интернет-зависимости

1.1 Природа и факторы риска зависимого поведения

1.2 Особенности Интернет-зависимости

1.3 Профилактические программы зависимого поведения

1.4 Выводы по теории Интернет-зависимости

	Глава 2. Практическое исследование Интернет-зависимости

2.1 Программа исследования. Обоснование методов исследования

2.2 Выявление лиц, склонных к Интернет-аддикции. Характеристика виртуального мира Интернет-зависимых

2.3 Определение направлений профилактической работы с Интернет-зависимыми

2.4 Выводы по исследованию

	Заключение

	Список использованной литературы

	Приложение




Введение



Актуальность темы исследования исходит из того, что последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, берется информация обо всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое. По мнению ряда психологов, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет. Все это привело к тому, что для общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом, обозначенная еще в конце 80-х гг. В середине 90-х гг. прошлого века для обозначения этого явления И.Голдберг (1996) предложил термин «Интернет-аддикция», а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга). Согласно западным источникам, распространенность этого расстройства составляет от 1 до 5 % населения; в России также отмечается неуклонный рост «нетаголиков» (этот термин ввёл С.Войкунский в 2004 году). Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета в России с 1992 по 2009 гг. удельный вес подростков увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем, и увеличиваются случаи Интернет-аддикции среди молодежи.

Цель исследования: охарактеризовать специфику психолого-социальной профилактики интернет зависимости

Задачи исследования:

Изучить различные подходы к проблеме интернет-зависимости на основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных психологов.

Провести анализ личностных характеристик лиц, склонных к интернет-зависимости.

На основе выявленных у испытуемых проблемных зон, связанных в Интернет-зависимостью, разработать основе рекомендации по проведению профилактики

Объект исследования: интернет-зависимые подросткового возраста (15-19 лет).

Предмет исследования: факторы склонности к интернет-зависимости.

Гипотеза исследования: в группу риска Интернет-зависимых могут входить подростки с преобладающей поведенческой стратегией избегания, и слабыми поведенческими ресурсами. Эффективная работа по профилактике Интернет-зависимости может быть осуществлена с учетом: знания психологических особенностей подростков, склонных к Интернет-аддикции; разработки и реализации на этой основе программы по формированию конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирования самоконтроля за своим поведением в Интернет

Экспериментальная база и выборка. Настоящее исследование проводилось непосредственно через интернет.

Число респондентов – 25, возраст – от 15 до 19 лет.

Методы исследования:

1) опрос (анкетирование).

2) психодиагностики (тестирование).

Для диагностики интернет-зависимости и выявления социально-демографических особенностей личности респондентов тест на Интернет-зависимость С.А.Кулакова. Использованы также материалы из опросника «Поведение в Интернете», разработанного А. Е. Жичкиной. При проводимом исследовании отдельные вопросы модифицировались или вообще исключались, учитывая возраст респондентов.




Глава 1. Природа Интернет-зависимости



1.1 Природа и факторы риска зависимого поведения



Аддиктивное (зависимое) поведение связано желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. [24] Мало, кто задумывается над тем, что проблема психологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Зависимость в широком смысле слова – это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умоляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелейшая наркомания или патологическая ревность оказывается главной преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечии именуемой счастьем. Зависимости – это психологические причины всевозможных катастроф и раздоров, разрушений и заболеваний. Именно от них указывали пути спасения религиозные наставники и проповедники, ибо зависимости представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческие чувства и разум в постыдном плену. [10]

Психологическую зависимость нередко считают уделом слабых и неудачников, выросших в неблагополучных семьях. Как утверждают специалисты, всякий здоровый, нормальный человек постоянно балансирует на грани той или иной зависимости, которую окружающие до поры до времени воспринимают как невинной хобби. [25]

Большинство взрослых людей в не зависимости от их этнической принадлежности, профессионального статуса и благосостояния имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости. Можно определиться еще жестче: вряд ли сегодня можно отыскать человека, действительно личностно – свободного от спутывающих его уз тех или иных зависимостей. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными алкогольными возлияниями, он всё равно тем или иным способом находит для себя лазейку в круговороте повседневности – то и дело выскакивает в некое параллельное райское состояние, даже если поводом для такого временного атлета оказывается ненаркотический фактор, будь то азартная игра или будоражащий нервы близостью смерти экстрим.

Аддикция – это не совершенный способ приспособления к невыносимо сложным условиям деятельности и общения. Аддикция может рассматриваться как попытка бегства из реальности в некое соседнее смысловое пространство, в котором можно отдохнуть, порадоваться, собраться силами для того, чтобы после вновь возвратиться в небезопасную ситуацию реальной жизни. [10]

Проявление психологической зависимости, формирующиеся в детстве, во многом определяет весь жизненный путь человека. И может служить невидимым двигателем поступков и выбора. [26]

Для зависимого человека, с одной стороны, характерна низкая переносимость напряжения и стрессовых ситуаций, с другой стороны, он может сутками выносить любое напряжение и стресс, если они необходимы для реализации зависимого поведения. Человек всё время балансирует между стремлением к доминированию в силу жесткости отстаивания своих интересов и непризнанностью со стороны окружающих, что приводит к большому количеству конфликтов. Уход в «Другие миры» используется человеком в качестве иллюзорного способа решения конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни. Зависимая личность предпочитает избегание проблем как главный способ их преодоления. Человек не может существовать без своего пристрастия, оно заменяет ему всё - друзей, реальные эмоции, становится центром его существования.

Пристрастия поглощают личность целиком, занимает все мысли, время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что он уже не может адаптироваться к жизни и заниматься чем-то другим, получать удовольствие каким-либо иным способом. Мир реальной жизни оказывается для него закрытым.

Зависимость сама по себе делает человека более поверхностным в оценках и суждениях. Он начинает оценивать внешние признаки состояния окружающих, а не их внутреннюю суть. Оценка формы поведения начинает превалировать над оценкой содержания и реального анализа общения. Человек как бы надевает специальные фильтрурующие очки, которые сужают поля зрения и позволяют ему видеть в людях лишь то, что важно для обслуживания его зависимости.

Зависимое поведение молодежи проявляется в таких формах, как неуправляемая ложь и воровство, неуправляемая страсть к компьютерным и азартным играм, уход от реальной жизни к культовые процессы, неуправляемое употребление психоактивных веществ. У всех субъектов зависимого поведения есть нечто общее: субъектом поведения в специфической ситуации управляет объект влечения, поэтому, манипулируя объектов зависимости, можно манипулировать субъектом; взаимодействуя с объектом влечения, воспринимается субъектом поведения как единственный способ достижения максимально комфортного состояния; влечение к объекту является настолько сильным, что преодолеть его очень трудно или невозможно. Симптомами зависимого поведения является неуправляемая страсть, отсутствие саморегуляции и самодисциплины специфической ситуации.

Источником формирования зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему особой привлекательностью для человека. По мере развития отношений с объектом, влечение возрастает и становится непреодолимым, что выражается в потере контроля над поведением. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, а с другой стороны – ведущим мотивам деятельности.

Корни зависимого поведения лежат в отношении человека к себе, другим и окружающему миру, то есть в философии человека, которая влияет на выбор человека в определении способов удовлетворения базовых потребностей. Динамика формирования зависимого поведения определяется результатом разрешения конфликтов между стремлением человека к удовольствию и необходимостью учитывать интересы других людей или общества.

На зависимое поведение влияет ряд факторов: биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска в формировании в предрасположенность к зависимому поведению. Зависимое поведение может быть рассмотрено как девиантное. Как отмечает И.С. Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. При общении подростков к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.

В процессе развития зависимого поведения постепенно формируется зависимость, а вместе с ней и ощущение своего бессилия перед ней. Это вносит определенный вклад в мотивацию принятия решения искать пути выхода из создавшейся ситуации. Однако до тех пор, пока подросток не осознает, какой вклад он вносит сам в формирование своей зависимости, не оценит влияние зависимого поведения на свою жизнедеятельность, не поверит, что проблема может быть решена, вероятность того, что будет принято решение об изменении поведения, невелика. Оценка своего поведения – критический момент в принятии решения об изменении поведения.



1.2.Особенности Интернет-зависимости



Выделение в отдельную группу технологических аддикции оправдано по той причине, что, несмотря на широкое распространение, все они с точки зрения аддиктологии являются спорными в плане феноменологической самостоятельности. Особенность технологических аддикции, на наш взгляд, в том, что объект зависимости (компьютер, мобильный телефон) на самом деле является предметом зависимости, средством реализации других поведенческих форм зависимого поведения.

Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 году К. Янг [13] разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. Она получила почти 500 заполненных анкет, из которых около 400, по ее мнению, были отправлены аддиктами.

М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

невозможность остановиться;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьей и друзьями;

ощущение пустоты, раздражение, возникающие во время любой деятельности, не связанной с компьютером;

скрывание от работодателей или членов семьи правды о своей деятельности;

проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

сухость в глазах;

головные боли, мигрени;

боли в спине;

нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

пренебрежение личной гигиеной;

расстройства сна, изменение режима cна.

Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

предвкушение следующего онлайн-сеанса;

увеличение времени, проводимого в Сети;

увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Признаками сформировавшейся интернет-аддикции, согласно К. Янг, являются следующие критерии:

всепоглощенность Интернетом;

потребность проводить в Сети все больше и больше времени;

повторные попытки уменьшить использование Интернета;

возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство

при прекращении пользования Интернетом;

проблемы контролирования времени;

проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

ложь по поводу времени, проведенного в Сети;

изменение настроения посредством использования Интернета.

К. Янг охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:

1)компьютерная зависимость (computer addiction): обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2) компульсивная навигация в Сети (net compulsions): компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;

3)перегруженность информацией (information overload): патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4)киберкоммуникативная зависимость (cyber-relational addiction): зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;

5)киберсексуальная зависимость (cybersexual addiction): зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

М. Гриффитс выдвинул гипотезу, что интернет – аддикция может формироваться на базе различных форм использования интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интересов к непосредственному содержанию сайта (например, порносайты), он-лайновой социальной активности (например, общение в чатах или игры с участием нескольких человек). Полимизируя с К. Янг, М. Гриффитс утверждает, что многие интенсивные пользователи интернета не являются собственно интернет-аддиктами, а используют сеть для реализации других аддикций. Дж. Кэнделл определил интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в сети. Соглашаясь с позицией К. Янга и Р. Дэвиса о неоднозначности феномена интернет-аддикции, и поддерживая точку зрения М. Гриффитса, считается, что зависимость от интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интенет является лишь средством их реализации, а не объектом.

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает.

Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

Пользователь совершает попытки отказаться от Интернет или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени

Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течение от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами:

Эмоциональное и двигательное возбуждение

Тревога

Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет

Фантазии и мечты об Интернет

Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Таким образом, можно выделить следующие типы интернет-зависимых:

1) Интернет-гемблеры, пользующиеся разнообразными играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д.;

2) Интернет-трудоголики, реализующие свой работоголизм посредством Сети (поиск без данных, составление программ);

3) Интернет-сексоголики, посещающие разнообразные порносайты, занимающиеся виртуальным сексом;

4) Интернет-эротоголики – любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством Сети;

5) Интернет-покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн;

6) Интернет-аддикты отношений, которые часами общаются в чатах, бесконечно проявляют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальную аддикцию отношений на виртуальную.

Следует выделить еще один важный аспект, связанный с интернет-аддикцией и влияющий на становление иных форм девиантного поведения. Это серьезные опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в режиме он-лайн:

эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, а часто вообще отсутствует: его может не быть в школе, в библиотеке;

неподходящие контент-сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям поведения ребенка;

увлечение играми типа DOOM, QUAKE, сетевыми играми с насилием, повышает агрессивность детей. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.

Совершенно очевидно, что с ростом компьютеризации в странах СНГ будет неуклонно увеличиваться число и интернет-аддиктов, особенно среди молодой части населения.

Среди Интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств, а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении. Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида. Израильский исследователь Е. Бен Арци, изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у Интернет-зависимых, обнаружил, что интроверты и эктраверты используют разные ресурсы Интернета, при этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно коррелировала, а нейротизм – положительно с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже те же авторы установили, что для Интернет-аддиктов, преимущесвенно женского пола, характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить проводя время за общением в чатах. Американский исследователь С. Каплан выделяет следующие особенности личности Интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие.

Обобщив результаты всех перечисленных исследований, можно привести следующий список черт Интернет-зависимости:

сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела);

сложности в непосредственном общении (замкнутость);

склонность к интеллектуализации;

чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом);

низкая агрессивность;

эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;

наличие хотя бы одной фрустрированной потребности;

независимость выступает как особая ценность;

представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;

самооценка занижена;

склонность к избеганию проблем и ответственности.


1.3 Профилактические программы зависимого поведения

поведение зависимость психологический компьютер

Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих провоцирующее воздействие на человека непосредственное их устранение или сведение до минимума, например, оказание своевременной материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция зависимых состояний, соблюдение всех социальных гарантий, а также совместная работа по предупреждению ряда форм зависимого поведения.

В настоящий момент в различных социальных учреждениях обеспечение профилактической работы по проблеме зависимостей сводится в основном лишь к чтению лекций, то есть к сообщению информации о вреде, наносимом зависимым поведением. Несмотря на то, что такая информация, скорее всего, является полезной при ее грамотной подаче, только лекторско-просветительная работа не решит проблему. В целях предупреждения развития зависимого поведения необходимо целенаправленно формировать личностное сопротивление к приему вредных для здоровья веществ, чувство меры при взаимодействии с компьютером, формировать и развивать экзинстенциальный комплекс базовых социальных умений, формировать автономное ответственное поведение, подразумевающее ответственный выбор подростков способов удовлетворения своих потребностей и способов решения своих проблем. Требуется специальная организация молодежи в приобретении такого опыта, а, следовательно, и соответствующего обеспечения. В отношении терапии интернет-аддикции высказываются мнения о пользе когнитивно-поведенческой психотерапии, которая должна включать когнетивное реструктурирование использования Интернета, поведенческие упражнения, провокационная терапия, когда пациент остается вне сети всё больше и больше времени [15]. Другие исследователи предполагают, что обучения и тренинги по поводу риска интернет-аддикции могут облегчить многие проблемы, связанные с интернетом. И наконец, когда появится достаточное количество работ в области в нейрохимии поведенческих аддикций, возможно, будут разработаны схемы использования психотропных препаратов в сочетании с другими стратегиями, которые в настоящее время с успехом применяются при лечении химических зависимостей и патологического гемблинга. Назначение антипсихотических и антидеприсивных препаратов, уже сейчас должно быть обязательным в случае наличия коморбидной психотапотологии, которая встречается достаточно часто.

В качестве одного из профилактических мероприятий представляется полезным вывешивание на различных сайтах в онлайновом режиме диагностических опросников и шкал (которые разработаны почти для всех форм кибераддикций), что пользователи сети могли самостоятельн определить насколько они продвинулись в плане развития онлайнового аддиктивного расстройства.

Важным условием в организации работы с Интернет-зависимыми подростками является диагностическое исследование их предрасположенности к зависимости от компьютера. Необходимо выявить уровень понимания этой темы юношей, понять, на каком логическом уровне находятся информация и его убеждение (мнение) на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с учащимся. Можно выделить три группы риска:

первая - слабая;

вторая - умеренная;

третья - высокая (ярко выраженная).

К первой группе относятся типы рассуждений о компьютерной зависимости, исходящие из первого и второго уровней проявления (см. таблицу 1) Например, подросток знает о существовании людей, испытывающих зависимость от компьютера, и излишне эмоционально реагирует на любые темы, связанные с этим.



Таблица 1. Уровни проявления зависимости от компьютера и методы ее профилактики

№ п/п

Уровни проявления

Признаки предрасположенности к Интернет-зависимости

Методы профилактики

1

Внешнее окружение

Знает о существовании зависимости от компьютера

Информирование о вреде чрезмерного увлечения компьютером

2

Поведение

Эмоциональная реакция на компьютер и компьютерные игры

Техники, обучающие социальному взаимодействию

3

Способности

Знает о причинах повышенного увлечения компьютером других людей

Техники тренингов умений, уверенности в себе и самопознания

4

Ценности и убеждения

Думает о компьютере как о единственном способе решения личностных проблем

Техники, формирующие новые ценности

5

Идентичность

Рассуждает о компьютере как о самой главной сфере своей жизни

Техники, формирующие мировоззрение

6

Духовность

Рассуждение о своем зависимом от компьютера образе жизни позиции мистики и предназначения

Экзистенциальная психотерапия



Ко второй группе относятся суждения подростка о компьютере и обо всем, что с ним связано (например, о компьютерных играх), с позиции их функционального использования. На этом этапе он умеет пользоваться компьютером, Интернетом, знает компьютерные сайты, разбирается в компьютерных играх, знает, где их можно достать (купить, обменять и т. д.). К сожалению, наряду с пользой таких знаний это может привести юношу к незаметному втягиванию в виртуальную реальность.

Третью группу риска составляют подростки, считающие свою явную зависимость от компьютера нормой жизни. Для них характерны рассуждения типа: «Скоро, в связи с быстрым развитием компьютерных технологий, люди совсем откажутся от живого общения и будут «жить» в виртуальном мире».

Профилактика отклоняющегося поведения (в том числе и зависимости от компьютера) предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации.

В целом принято выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди учащихся юношеского возраста. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», то есть с юношами, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также должна быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Суть профилактики может состоять в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности возникновения зависимости от компьютера (работа с убеждениями учащегося: изменение их). То есть после профилактических занятий юноша или девушка сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с компьютером.

При Интернет-зависимости можно рекомендовать подростку, который, прежде всего, сам хочет избавиться от аддикции, полностью исключить посещение чатов. Консультирование может затрагивать более глубокие проблемы учащегося, которые часто сосуществуют рядом с Интернет-зависимостью (например, социальные фобии, расстройства настроения и др.).


1.4 Выводы по теории Интернет-зависимости



«Интернет-зависимость» - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным. Не удалось также существенно развить на примере Интернет-аддикции теоретические и методологические представления о поведенческих формах зависимости, активно разрабатываемые в настоящее время специалистами по психическому здоровью. Возникла даже точка зрения, согласно которой Интернет-аддикция может трактоваться как одно из заблуждений современного поколения психологов и психотерапевтов. Определенное эмпирическое обоснование данной точки зрения предлагают тайваньские специалисты, трактующие зависимость от Интернета не с позиций психологии аддиктивиого поведения, а как феномен массовой культуры.

А вот само существование феномена зависимости от Интернета и соответствующих форм поведения представляется несомненным. Он требует тщательного психологического изучения и все чаще проведения практической терапевтической работы.

Большое внимание специалистов привлекает пристрастие субъектов к общению в Интернете и интерактивным (оn-line) играм. Наименее опасными считаются аркадные игры, с простой графикой и звуком. Очень опасны - ролевые игры, когда игрок «перевоплощается» в управляемого им героя. Существует мнение, что наибольшую опасность представляют игры - «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Но здесь можно поспорить.

Хочется отметить, что для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета – явление, основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете.

Исследователи приводят различные критерии, по которым вы можете судить об Интернет - зависимости. Так, Кимберли Янг приводит такие признаки: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное желание следующего выхода в Интернет, жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет и на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

В дальнейшем все приёмы диагностики Интернет-зависимости строились исходя из выявления наличия перечисленных четырёх признаков.

Интернет-зависимые обладают характерными личностными особенностями в эмоциональном плане, такими как: эмоциональная неустойчивость, тревожность, напряженность.




Глава 2. Практическое исследование Интернет-зависимости



2.1 Программа исследования. Обоснование методов исследования



Цель исследования: охарактеризовать специфику поведения Интернет-зависимых и направления психолого-социальной профилактики Интернет зависимости.

Задачи исследования:

Подобрать методы и методики для эмпирического исследования.

Провести анализ личностных характеристик лиц, склонных к интернет-зависимости.

На основе выявленных у испытуемых проблемных зон, связанных в интернет-зависимостью, разработать основе рекомендации по проведению профилактики

Объект исследования: интернет-зависимые молодого возраста (15-19 лет).

Предмет исследования: факторы склонности к интернет-зависимости.

Гипотеза исследования: в число Интернет-зависимых могут входить подростки с преобладающей поведенческой стратегией избегания, и слабыми поведенческими контрольными ресурсами. Сооттветственно, эффективная работа по профилактике Интернет-зависимости может быть осуществлена с учетом: знания психологических особенностей подростков, склонных к Интернет-аддикции; разработки и реализации на этой основе программы по формированию конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирования самоконтроля за своим поведением в Интернет

Экспериментальная база и выборка. Число респондентов – 25, возраст – от 15 до 19 лет. Исследование проводилось анонимно, учёт респондентов вёлся по вымышленным именам (которые они сами используют в Интернете).

Методы исследования:

1) опрос (анкетирование).

2) психодиагностики (тестирование).

Используемые в исследовании методики и их описание:

Для диагностики интернет-зависимости и выявления социально-демографических особенностей личности респондентов тест на Интернет-зависимость С.А.Кулакова. Данный тест в виде списка из 20 вопросов приводится в приложении. Существенным его недостатком является то, что этот тест не позволяет определить вид Интернет-зависимости и мотивацию, а степень Интернет-зависимости весьма условна. Фактически подход С.А.Кулакова не разделяет зависимость по видам (обычная компьютерная зависимость – без Интернета, игромания и др.). Поэтому дополнительно использованы также материалы из опросника «Поведение в Интернете», разработанного А. Е. Жичкиной. При проводимом исследовании отдельные вопросы модифицировались или вообще исключались, учитывая возраст респондентов.



2.2 Выявление лиц, склонных к Интернет-аддикции. Характеристика виртуального мира Интернет-зависимых



Основные четыре типа зависимости, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети. Всего этот вид зависимости отмечен у 8 человек (32 %).

Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах. Этот вид зависимости наименее распространён среди старшеклассников, возможно, в связи с ограничением их материальных возможностей – диагностировано только у 2 человек (8 %).

Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам. Основу Интернет-зависимости это оставило у 4 человек (16 %).

Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты). Данный вид зависимости является доминирующим у 11 человек (44 %)

Следует указать, что речь идёт о преобладающем направлении в Интернет-зависимости, например, могут сочетаться такие её формы, как web-серфинг и пристрастие к виртуальным знакомствам.

Респондентам были заданы вопросы по предлагаемой методике, укажем только количество респондентов, ответивших утвердительно:

Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)? (утв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44