- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психолого-педагогические основы по проблеме совершенствования навыков бега у детей
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003092 |
Тема: | Психолого-педагогические основы по проблеме совершенствования навыков бега у детей |
Содержание
Введение Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные физические качества, где особую роль занимает ловкость. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Большую потребность в движении дети, как правило, стараются удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают работу мысли, созревание кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, улучшению всех психических процессов, развивает и стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника. Игровая ситуация захватывает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно воздействует на физические двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих высокой затраты энергии (бег, прыжки и др.), увеличивают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее воздействие на нервную систему ребёнка, содействуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения увеличивают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, содействует улучшению питания тканей, развитию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Во время подвижных игр у детей улучшаются движения, формируются подобные качества, как инициатива и самостоятельность, твердость и настойчивость. Они приучаются согласовывать собственные действия и даже соблюдать определенные правила. Противоречия исследования: - с одной стороны повышаются требования к организации в дошкольном учреждении системы по физическому воспитанию детей дошкольников; - с другой стороны воспитатели на недостаточном уровне владеют методами, формами приемами для поддержания физического развития на полноценном уровне. Проблема исследования: заключается в том, что ряд проблем, объединенных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, применение большего количества многообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников. Одним из средств развития ловкости у детей дошкольного возраста, по мнению П. Ф. Лесгафта являются подвижные игры с бегом. Отечественные педагоги Е. Н. Водовозова, П. Ф Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др, считали подвижные игры эффективным средством в развитие физических качеств детей. Вопросы теории и методики подвижной игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым, А. И. Быковой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Л. В. Артамоновой и др. Они анализировали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и качеств. Исходя из вышесказанного, определена цель данной работы - рассмотреть степень влияния подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: подвижные игры, направленные на развитие навыков совершенствования бега, как показателя физического развития детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: подвижные игры будут способствовать закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию старшего дошкольного возраста, при условии их систематического проведения. Задачи исследования: - рассмотреть проблему обучения навыкам бега у детей старшего дошкольного возраста; - описать и проанализировать особенности совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр; - выявить уровень сформированности навыков бега у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр - разработать и апробировать серию подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: 1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования 2. Психодиагностические методы: 1. «Методика исследования мышечной ловкости в беге на дистанцию» (автор Н. Ноткина) 2. « Ловкость в челночном беге» (автор О. В. Головин). 3. «Типичные ошибки дошкольников в беге» (автор О. В. Головин) Теоретическая основа: В данной работе рассмотрены особенности совершенствование навыков бега у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр. С позиции многих психологов проанализированы подвижные игры, как один из методов физического воспитания. Практическая значимость: выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа в рамках производственной практики и молодыми воспитателями в профессиональной деятельности. База исследования: МБОУ «Кулюшевская СОШ» Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Глава 1. Теоретическое основы проблемы совершенствование навыков бега у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр 1.1. Психолого-педагогические основы по проблеме совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста Бег чаще других движений применяется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения, верно, выполнять бег зависит, к примеру, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол. Вавилова Е.Н. пишет о том, что в беге нужна хорошая координация движений рук и ног, верная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Неоднократное повторение некоторых циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег продолжительное время, не ощущая перенапряжения, вырабатывая выносливость [6, с. 34]. Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. в своих исследованиях рассматривают легкость бега, которая объединена с присутствием оптимальных усилий при совершенной координации движений. Одним из главных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или длительность бега), является равномерность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и равномерность, свойственные при беге в зале или на специальной дорожке. Подобный бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений. Задачей упражнений при обучении бегу детей старшего дошкольного возраста является формирование беглого, быстрого, свободного, сконцентрированного вперед движения с хорошей координацией рук и ног. В процессе бега проистекает попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. При беге резко повышается расход энергии, поэтому повышается объем дыхания, скорость кровообращения, газообмен. Верно, дозированный бег содействует общему физическому развитию, улучшению функции центральной нервной системы, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Быстрый, напряженный бег должен заканчиваться постепенным понижением физической нагрузки — переходом на ходьбу с последующим замедлением, что способствует приведению пульса к норме. Резкий переход от быстрого движения к статике (стоянию или сидению) в силу недостаточной тренированности сердечно-сосудистой системы, порождает нездоровые явления, что нужно учитывать в работе с детьми [13, с. 112]. Антонов Д.Е. говорит о том, что дети должны уметь применять наиболее рациональный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку — мелким шагом, с горы — широким, в играх с ловлей и увертыванием — бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками [2, с. 167]. Волошина Л.Н. в своих трудах говорит о том, что в собственной повседневной деятельности и играх дети чаще всего применяют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но нужно обучить детей и иным видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег, высоко поднимая колени), имеющим существенное значение для всестороннего физического воспитания, формирования двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость [7, с. 13]. Карасев А.В. пишет о том, что при обучении бегу детей старшего возраста педагог меньше показывает сам, больше разъясняет, сосредоточивает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, равномерно, правильно соблюдая технику бега) и может служить образцом. Для того чтобы не уменьшался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: поменять темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с иными движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др. [12, с. 156]. Мащенко М.В. и Шишкина В.А. описывают разные виды бега: Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги — не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, воздействующий на совершенствование координации движений, скорость бега, на формирование ловкости. Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений различаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать данные особенности, чтобы предотвратить ошибки, легче и быстрее их поправить, верно, определить задачи и методику обучения. Обычный бег. Верной техникой подобного бега считается: умение бегать легко, свободно, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх приблизительно до уровня груди немного внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка нагнуто вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища. Обычный бег в среднем темпе обширно применяется для обучения некоторым элементам техники, навыкам верного координированного движения. При подобном беге дети могут лучше контролировать собственные движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия. Для детей 6—7 лет в конце учебного года продолжительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами верной техники бега, повышается их функциональная подготовка. Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс. Бег с высоким подниманием колен. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время довольно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с небольшим продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перескакивая через воображаемую преграду ). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, активно отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище нагнуто вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу. Бег прыжками. Выполняется активно, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх. Длительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10—20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2—3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10—12 м. Для этого бега можно применять разнообразные ориентиры — линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи. Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег используется чаще всего в играх с элементами соревнования. Продолжительность подобного бега невелика — 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4-5 раз. Медленный бег завоевал значительную популярность, в главном как средство формирования общей выносливости, увеличения функциональных потенциалов организма. В данном беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать равномерно. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены. Бег в переменном темпе применяется в сочетании с другими движениями. Основная задача при обучении данному виду бега — обучить детей предпочитать темп и вид бега, наиболее отвечающий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к активному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. К примеру, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения. Челночный бег. Широкий быстрый шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах. Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Тут надо уметь задерживать и ускорять темп бега перед одолением препятствия. Бег в разнообразных естественных условиях формирует умение применить наиболее соответствующий данным условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо содействовать формированию столь нужного в жизни умения — применять наиболее результативный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки). При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад. При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук. К 6-7-летнему возрасту бег у детей делается свободным, равномерным, в нем хорошо сформулирован полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится гибким перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разнообразные виды бега, применяя разнообразную его технику. К примеру, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные [21, с. 34]. 1.2. Особенности организации проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста Матвеев Л.П. пишет о том, что «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в концепции дошкольного образования – является поиск результативных средств улучшения, формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе развития у них потребности в движениях». Дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок интенсивно подрастает и формируется, этап развития человеческой личности, когда закладывается основа здоровья [19, с. 47]. Неопровержим тот факт, что хорошее здоровье, приобретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего формирования и сохраняет своё значение в последующие годы жизни. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети ощущают двигательный дефицит, который приводит к эффектно сформулированным функциональным нарушениям в их организме. Уменьшается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координации движений, выносливости, эластичности, силы). Филиппова С.О. пишет о том, что подвижная игра имеет высокое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются главные движения: бег, ходьба, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, формируют и укрепляют организм, совершенствуют обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. В развитии многосторонней сформированной личности ребенка младшего дошкольного возраста подвижным играм отводится важнейшее место. Они анализируются как главное средство и метод физического воспитания. Являясь значительным средством физического воспитания, подвижная игра в то же время оказывает оздоровительное влияние на организм ребенка. В игре он тренируется в самых многообразных движениях, проявляет интерес к бегу, прыжкам, лазанию, перелезанию, бросанию, ловле, увертыванию и т.д. [37, с. 9]. Большое число движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное воздействие на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр увеличивается при проведении их на свежем воздухе. Весьма важно учитывать роль повышающегося напряжения, радости, интенсивных переживаний и незатухающего внимания к итогам игры, которые ощущает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и совершенствует эффективность движений. Высокое внимание следует уделить основанию условий для независимой двигательной деятельности детей. Для этого необходимо расчистить довольно просторную площадку – сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут содействовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет содействовать активизации автономной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, увеличению их интереса к прогулке и более продолжительному нахождению на свежем воздухе.[45, с.58] Ильин Е.П. говорит о том, что развитие движений, моторики ребенка — один из главных компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются основными источниками мотивации физической активности детей [11, с. 123]. Абранян Л.А. сообщает о том, что подвижная игра — одно из значительных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Специфическая ее особенность — комплексность влияния на организм и на все стороны личности ребенка: в игре в то же время реализовывается физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко сформулирована роль движений. Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отображает ее действия (к примеру, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается намеренно, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при разнообразных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает некоторым приемам техники и элементам тактики целенаправленность, делает игру интересной. Двигательные действия в подвижных играх очень многообразны. Они могут быть, к примеру, подражательными, образно-творческими, ритмическими; осуществляться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, стремительности, силы и иных физических качеств. Все двигательные действия могут реализовываться в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях [1, с. 65]. Филиппова С.О. в своем исследовании пишет о том, что энергичная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции увеличивают все физиологические процессы в организме, совершенствуют работу всех органов и систем. Появляющиеся в игре внезапные ситуации приучают детей рационально применять приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх основываются наиболее подходящие условия для формирования физических качеств. К примеру, для того чтобы увернуться от «ловишки», необходимо проявить ловкость, а избавляясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут осуществлять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не подмечая усталости. А это приводит к формированию стойкости. Во время игры дети воздействуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и содействуют формированию взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также одолевать препятствия, неминуемые в игре, способствует развитию волевых качеств — выдержки, храбрости, решительности, умения справляться с негативными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как воздействовать, чтобы добиться цели. Скорая и периодом внезапная смена условий заставляет отыскивать все новые и новые пути решения появляющихся задач. Все это содействует формированию независимости, инициативности, инициативы, творчества, смышлености [38, с. 120]. Погадаев Г.И. сообщает о том, что игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя разнообразные роли, показывая многообразные действия, дети практически применяют личные знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр образовываются возможности для формирования выговоре, упражнения в счете и т. д. Подвижные игры разделяют на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия объединены с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила определяют начало и прекращение движения, определяют поведение и отношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные игры по преимуществу коллективные. Бессюжетные подвижные игры типа «ловишки», «перебежки» не имеют сюжета образов, но схожи с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Данные игры объединены с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве [16, с. 78]. Вавилова Е.И. пишет о том, что подвижные игры отличаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую приобретает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых в то же время участвует вся группа детей и выстроены они в главном на подобных движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже инициативно участвует вся группа, но характер движений играющих сравнительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна [5, с. 37]. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. К примеру, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой. Объяснение игры должно быть коротким и ясным, увлекательным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти рациональное применение в объяснениях для того, чтобы выделить основное, основать атмосферу радости и придать целеустремленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры. Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты» [28, с.6]. Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного применения многообразных приемов, устремленных на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста, умелое педагогическое руководство ею. Особенное значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка внимание к игре, завлекая его игровой деятельностью, воспитатель примечает и выделяет основные факторы в развитии и поведении детей. Нужно определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в познаниях, умениях и навыках. Значительно помочь ребенку закрепить позитивные качества и помаленьку одолеть негативные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво предпочитать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое личное, основывать веселую, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является сильным фактором развития физических, психических, духовных, эстетических и моральных начал становления ребенка. Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста устремлена на воспитание эмоционального, сознательно воздействующего в меру собственных возможностей ребенка и владеющего многообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя определяется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, инициативно одолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к друзьям, выдержку, самообладание. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Проведение подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые нужно учитывать воспитателю или педагогу [39, с.12-13]. В играх закрепляются навыки движений, которые делаются более верными, координированными, дети выполняют движения в разнообразных изменяющихся условиях, ориентируются в обстановке. Веселое настроение ребенка является существенным элементом игры и оказывает позитивное воздействие на состояние нервной системы, радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: увеличивается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность радостных эмоциональных переживаний детей во время игры делают ее результативным средством воспитания дружественных отношений, умением воздействовать в коллективе, толерантности – играть дружно, не ссориться. Подчинять собственные желания общим для всех правилам игры. Подвижная игра – это основное средство в укреплении здоровья [22, с. 67]. 1.3. Особенности совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр Подвижные игры с правилами - это сознательная, энергичная деятельность ребенка, характеризующаяся верным и своевременным выполнением заданий, объединенных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Занимательное содержание, эмоциональная яркость игр побуждают ребенка к определенным интеллектуальным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры с бегом состоит в молниеносной, моментальной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. В работах Полякова С.Д. и Хрущева С.В. подвижная игра с бегом - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, формирования мышления, сообразительности, сноровки, ловкости, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного применения многообразных методов, сосредоточенных на развитие личности ребенка. В процессе игры проистекает не только упражнение в уже существующих навыках, закрепление их, улучшение, но и развитие новейших качеств личности [29, с. 46]. В созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основным являлся принцип гармоничного развития. По мнению П.Ф.Лесгафта, гармоничное развитие вероятно только при научно аргументированной системе физического образования и воспитания, в которой преобладает принцип осознанности. Гармоничное развитие проистекает при целостной, комплексной, сбалансированной осуществлении всех вероятных возможностей человека. По мнению Пегадаева Г.И. свободу действий дошкольник осуществляет в подвижных играх, которые являются ведущим методом развития физической культуры. В педагогической науке подвижные игры с бегом анализируются как основное средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать главным воспитательным институтом, содействующим как формированию физических и интеллектуальных способностей, так и усвоению моральных норм, правил поведения, нравственных ценностей общества [26, с. 22]. По мнению Кособуцкой Г.В. подвижные игры с бегом являются одним из условий формирования культуры ребенка. В них познается окружающий мир, формируется интеллект, фантазия, воображение, формируются физические качества. [15, с.6] В работах Руновой М.А. замечается, что в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре с бегом принадлежит ведущая роль. Являясь одним из главных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет результативно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, увеличивает процессы обмена, умножает жизненный тонус [31, с. 16]. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно объединен с положительными эмоциями детей, появляющимися в процессе игровой деятельности и благотворно воздействующими на психику ребенка. Эмоциональный подъем формирует у детей влечение к достижению общей для всех цели и обнаруживается в отчетливом понимании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При подобной увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать разнообразные препятствия. В работах Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. замечается, что подвижные игры с бегом служат методом улучшения уже усвоенных детьми двигательных навыков и развития физических качеств. [13, с. 45]. Бернштейн Н.А. сообщает в своих работах, о том, что бег – это циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Бег, способ передвижения, при котором (в отличие от ходьбы) обе ноги ни на один момент не касаются земли одновременно, так что тело соприкасается с землей одной ногой или вовсе отрывается от земли. Бег является одним из наиболее распространенных и физиологически ценных физических упражнений, входя составной частью в игры, гимнастику и спорт. [4, с. 373] В работах Вавиловой Е.Н. замечается, что умение быстро и ловко бегать нужно в основной деятельности ребенка - игре. Бег чаще других применяется в повседневной жизни всеми детьми не зависимо от того, посещают ли они детские учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения, верно, выполнять бег зависит, к примеру, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений включающих элементы игр. [6, с. 24]. По мнению Степаненковой Э.Я. к 4 - 5 годам под воздействием подвижных игр с бегом у детей совершенствует координация движений рук и ног в беге, улучшаются полетность, равномерность. В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, равномерно, ритмично, с хорошей координацией движений, соблюдением направления [34, с. 90]. В работе Т.В. Савельевой раскрывается методика подвижных игр с бегом, а также подводящих к бегу упражнений, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста элементами бегового шага, формированию «беговой осанки» и прямолинейности передвижения. Бег ок....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психолого-педагогические основы по проблеме совершенствования навыков бега у детей
- Психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста.