VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016104
Тема: Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста.
Содержание
Содержание
     Введение…………………………………………………………………….3
     Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста
     1.1.Понятие «общения» в дошкольном возрасте…………………………5
     1.2. Характеристика ребенка дошкольного возраста…………………...13
     1.3. Особенности общения детей дошкольного возраста………………20
     Глава 2. Диагностика общения детей дошкольного возраста
     2.1. Социальное взаимодействие детей дошкольного возраста………..25
     2.2. Основные методы и методики исследования общения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...29
     Заключение……………………………………………………………….36
     Список литературы……………………………………………………….37

Введение
     Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж. Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. [2, с.34]
     По словам С. Л. Рубинштейна первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. [5, с.73]
     Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
     Целью работы является: изучение особенностей общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
     Объект нашего исследования - общение дошкольников.
     Предмет исследования - процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
     Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.
     Задачи:
     -Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
     -Изучение понятия общения.
     -Характеристика детей дошкольного возраста.
     -Развитие общения детей со сверстниками.
     -Обобщение и систематизирование полученных сведений.
     Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
     -теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
     -методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);
     -диагностические методы;
     -психолого-педагогический эксперимент.
     
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «общение» в дошкольном возрасте
     Общение - это сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности; включает обмен информацией, развитие единого процесса взаимодействия, восприятия и понимания партнера.
     Общение - одной из основных психологических категорий. Человек становится человеком в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение- это сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с необходимостью совместной деятельности, включая обмен информацией, разработку единой стратегии коммуникации, восприятие и понимание партнеров по коммуникации.
     Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.
     Существуют следующие виды общения:
     1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации;
     2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
     3. аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
     Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.
     Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.
     В раннем детстве ребенок узнал социальную реальность от объектов, созданных людьми. Перед дошкольником мир взрослых «открывается» от своих отношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте реконструируется в следующем соотношении: ребенок-объект-взрослый.
     Основная потребность ребенка - войти в мир взрослых, быть похожим на них и действовать вместе с ними. Но ребенок не может действительно выполнять функции старших. Поэтому существует противоречие между его потребностью быть взрослыми и ограниченными реальными возможностями. Эта потребность встречается в новых действиях, которые изучает дошкольник. Диапазон его деятельности значительно расширяется. Все действия дошкольника объединяют их модельный характер. Дети имитируют отношения людей, когда они играют какой-то сюжет в игре. Они создают модели, которые отражают отношения между объектами, когда они используют заменители вместо реальных объектов. Рисунок представляет собой визуальную модель изображенного объекта или ситуации. Построенные конструкции представляют собой объемные модели объектов.
     В то же время деятельность дошкольника различается с точки зрения отношений, которые развиваются между ребенком и взрослым, то есть в зависимости от формы, в которой взрослый присутствует в той или иной деятельности ребенка. В игре взрослые, его социальные функции, отношение к вещам и другим людям присутствуют косвенно, через роль. Благодаря роли, ее эффективной реализации, дошкольник усваивает отношения в обществе с людьми и вещами. Близко к игре - продуктивная деятельность. В них окружающая реальность опосредуется в форме представления детьми предметов и ситуаций. В повседневной деятельности, связанной с выполнением режимов режима, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.
     В различных работах, доступных для дошкольника, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как в повседневной жизни. И в то же время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.
     В дошкольном возрасте значительно расширяется структура коммуникации со взрослым, в первую очередь путем овладения речью, которая выводит коммуникацию из конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь речь идет о когнитивных, моральных, личных проблемах. Кроме того, ребенок общается не только с близкими людьми, учителями, но и с аутсайдерами, формы и содержание общения со сверстниками интенсивно развиваются, становясь мощным фактором психического развития, что влечет за собой развитие соответствующих коммуникативных навыков и навыков.
     Ведущая деятельность – сюжетно-роллевая игра. Именно в ней ребенок принимает на себя роль взрослого, выполняя свои социальные, социальные функции. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного развития значений и целей человеческой деятельности, периода интенсивной ориентации в них. Главная новая формация - это новое внутреннее положение, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», то дошкольник в возрасте до 7 лет начинает считать себя маленьким. Это понимание основано на осознании своих способностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы принять участие во взрослом мире, необходимо долго учиться. В конце дошкольного детства отмечается желание заняться более взрослой позицией, то есть ходить в школу, выносить более высокую оценку со стороны общества и более значимую для нее деятельность - образовательную. В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех областях психического развития ребенка. Как и в любом другом возрасте, ребенок изучает широкий спектр видов деятельности - игры, труд, продуктивность, быт, общение, сформированные в качестве их технической стороны и ориентированные на мотивацию. Основным результатом развития всех видов деятельности, с одной стороны, является освоение моделирования как центральной умственной способности (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится устанавливать более отдаленные цели, опосредуемые идеей, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.
     В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и методов познавательной деятельности. Между когнитивными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более интеллектуализируются, реализуются, приобретают произвольный, контролируемый характер. Первый схематический план мировоззрения ребенка формируется на основе дифференциации естественных и социальных явлений, живой и неживой природы, флоры и фауны. В области личностного развития возникают первые этические случаи, складывается подчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личное сознание.[19,с.156]
     Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного до школьного возраста очень сильно меняется и становится более сложным в образовательных условиях, чем раньше. Это своего рода переходный этап - ребенок больше не является дошкольным ребенком и еще не школьником.
     По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличает, прежде всего, от потери детской непосредственности. Когда ребенок дошкольного возраста входит в кризис, наиболее неопытный наблюдатель поражается тем, что ребенок внезапно теряет свою наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с другими, он становится менее ясным во всех его проявлениях, чем это было раньше. Ребенок начинает суетиться, быть капризным, не ходить так, как раньше. В поведении есть что-то преднамеренное, смешное и искусственное, какое-то ерзание, клоунада, клоунада: ребенок строит шут.
     Выготский говорил: «Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение».
     Выготский считал, что речь как средство коммуникации ведет к тому, что нужно назвать, соединить со словами наши внутренние состояния. Связь со словами никогда не означает формирование простой ассоциативной связи, но всегда означает обобщение.
     В возрасте 7 лет мы имеем дело с возникновением такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «Я счастлив», «Я огорчен», «Я злюсь», Я хороший », т. Е. Он имеет значимую ориентацию в своем собственном опыте.
     Опыт приобретает смысл, благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения, которые были невозможны перед обобщением опыта.
     В возрасте 7 лет существует обобщение единого опыта общения, связанного с отношением, прежде всего от взрослых. Динамика семилетнего кризиса ребенка зависит от качества и богатства этого опыта.
     В культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается возникновение личного сознания.
     Обобщая разнообразные теоретико-экспериментальные исследования, Д.Б. Эльконин выделяет следующие основные симптомы кризиса:
     1) Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
     2) Манерничанье. Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.
     3) Симптом «горькой конфеты». Ребенку плохо, он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
     Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что основой этих симптомов является обобщение опыта. У ребенка есть новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая непосредственно и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Появление внутренней жизни является чрезвычайно важным фактом, теперь ориентация поведения будет реализована в этой внутренней жизни.
     По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности.
     Д.Б. Эльконин говорил: «Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено» [33,с.187].
     Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется:
     Система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка с родителями и отношения ребенка к детям. Впервые отношения «ребенок-учитель» становятся отношением «ребенок-общество». Учитель воплощал требования общества, в школе существует система одинаковых стандартов, те же меры для оценки.
     Деятельность, первоначально разделенная между участниками, сначала выступает в качестве основы для формирования интеллектуальной деятельности, а затем становится формой существования новой умственной функции. Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготский, происходит от совместной деятельности, от формы коллективных отношений и взаимодействий. «Психическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» - писал Л.С. Выготский.
     Г.А. Цукерман считает, что начало учебного процесса должно строиться как обучение навыкам сотрудничества в области образования. Усилия детей должны быть направлены на развитие отношений: на способность соглашаться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
     Г.А. Цукерман определяет сферу общения в качестве главного источника эмоционального неблагополучия детей. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться.
     Психологи во всем мире показали, что, отрезая прямую связь между детьми во время занятий (запрещая им говорить, подходить друг к другу, обмениваться идеями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, зависимым и, следовательно, гораздо более зависимым от учителя , склонный ко всем подражать ему и не ищет своей собственной точки зрения.
     По мнению Г.А. Цукерман, учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее детей не к пассивной позиции обучаемого, а с активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.
     Г.А. Цукерман исследовала роль сотрудничества со сверстниками в умственном развитии младших школьников. Она получила экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза чаще оценивают свои возможности и уровень знаний; они более успешны в формировании рефлексивных действий, по сравнению со студентами, занятыми традиционным способом.
     Г.А. Цукерман выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества с взрослыми, является необходимым условием психического развития ребенка [57,с.210].
     М.И. Лисина, опираясь на концепцию Л.С. Выготского, стал основателем оригинальной и самоценной научной школы. Она привнесла в российскую психологию новую тему - общение ребенка со взрослыми - и новый подход к его научным исследованиям.
     Задача исследований М.И. Лисиной состояла в выявлении содержания личных новообразований, возникающих в кризисные периоды. Под личными новообразованиями она понимала такие качества, которые проявляются во всех сферах взаимоотношений ребенка: с другими людьми, с объективным миром, с самим собой.
     Исследования кризисных периодов, задуманные М.И. Лисиной, позволили наметить содержание личностных новообразований каждого возрастного этапа.
     Изучение кризиса в 7 лет показало, что в этом возрасте его роль среди сверстников и его роль в более широком социальном контексте приобретают особое значение для ребенка. Социальная активность, направленная на завоевание признания, уважение к другим и самоутверждение, определяет всю его деятельность.
     Высок широкий представлена в работает М. А также, изучение влияние общение на умственный развитие ребенок. Она исходила из того факта, что основным условием развития психического развития ребенка является его общение со взрослыми. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что в общении развивается внутренний план действий ребенка, его эмоциональные переживания, познавательная деятельность детей, произвол и воля, самооценка и самосознание.
     Взаимоотношения рассматриваются М.И.Лисиной как один из продуктов коммуникационной деятельности. Они рождаются, меняются и развиваются в процессе общения. В этом случае степень и качество отношений определяются характером коммуникации. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворять потребность в общении на уровне развития, достигнутом детьми, вызывает у него симпатию и склонность. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребностей ребенка (внимание, уважение, сочувствие), тем больше он его любит [37, с.234].
     По словам И.Ю.Кулагина, ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться, потому что у него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию в обществе, у него также есть когнитивные потребности, которые не могут быть удовлетворены дома.«Слияние этих двух потребностей - познавательный и необходимость общения со взрослыми на новом уровне - определяет новое отношение ребенка к обучению, его внутреннее положение как школьника» [23, с.198].
     Появление внутреннего положения ученика связано с изменением самосознания ребенка. Это не одноэтапный процесс, он имеет свои корни в предыдущем периоде и, прежде всего, в не образовании кризиса семи лет, названного в честь Л.С. Выготский «интеллектуализация аффекта».
     Качественный скачок в развитии ребенка проявляется в изменении его поведения и общения, главной особенностью которого является произвол (Выготский Л.С., Лисина М.И., Кравцова Е.Е. и др.). Арбитраж в общении является одним из показателей готовности ребенка к школе и эффективности его дальнейшего образования.
     Развитие произвола в общении ребенка со взрослым в дошкольном возрасте по данным М.И.Кравцова, проходит следующие этапы:
     -ребенок не учитывает положение взрослого, не сосредотачивается на нем, не принимает цель, установленную взрослым;
     -внешне ведет себя почти так же, как на первом этапе, но у него есть способность развивать самостоятельную деятельность, цель которой устанавливается взрослым;
     -пебенок начинает обращать внимание на положение взрослого, но у него не было возможности учесть его в своей деятельности;
     -ребенок в диалоге со взрослым переходит к активному диалогу: находясь на этом уровне, он способен делать «наоборот» нарочно, выполнять действия, противоположные требованиям взрослого;
     -ребенок осознает начальные формы произвола в общении в ожидаемых ситуациях;
     -ребенок обнаруживает относительно стабильные формы произвола в общении, но в то же время способен играть только взрослым, строит свою позицию в зависимости от позиции партнера, а не от логики и содержания совместной деятельности;
     -ребенок намеренно и намеренно строит свое сообщение, уделяя особое внимание содержанию совместной деятельности, принимая во внимание позиции партнеров.
     Развитие произвола у ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте проходит следующие этапы:
     -ребенок не обращает внимания на партнера;
     -ребенок пытается контролировать сверстника, становится по отношению к нему в положении «выше»;
     -начинает фокусироваться на позиции сверстника и пытается подражать ему, тем самым реализуя положение «под»;
     -ребенок появляется и начинает доминировать в таком способе общения со сверстниками как конкуренция;
     -там является произвольное общение со сверстниками, отношения партнерства и конструктивного сотрудничества.
     Арбитраж в общении у детей дошкольного возраста тесно связан с развитием игровой деятельности. Развитие добровольной коммуникации является сложным процессом и развивается на определенных этапах. К концу дошкольного детства ребенок может участвовать в совместных действиях с разными партнерами, используя различные коммуникационные позиции; в индивидуальной деятельности ребенок самостоятельно создает контекст совместной деятельности, в котором он включает партнера и неуклонно удерживает содержание семантическую часть; в общении со взрослым ребенок сознательно и намеренно строит свое сообщение, уделяя особое внимание содержанию совместной деятельности, принимая во внимание позиция партнера; в игровой деятельности есть игра с правилами, в которых осуществляется взаимодействие между двумя и более позициями. Положительные неоплазмы кризиса семи лет - это случайность и посредничество в умственной жизни. Существует обобщение собственного опыта; круг интересов и социальных контактов ребенка расширяется, общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредуется определенными правилами и является экстра-ситуацией [18, с.209].
     Отношение к обучению неразрывно связано с отношением к учителю. В конце дошкольного возраста, как известно, эта форма общения между ребенком и взрослыми должна формироваться, как и в не пощадное - личное общение. Взрослый становится неоспоримым авторитетом, образцом для подражания.
     Система образования класса-урока подразумевает не только особые отношения ребенка с учителем, но и особые отношения с другими детьми. Образовательная деятельность - это, по сути, коллективная деятельность. Студенты должны изучать деловое общение друг с другом, способность к успешному взаимодействию, совместные учебные мероприятия. Новая форма общения со сверстниками развивается в самом начале обучения. Такое общение не может возникнуть без определенной базы. Для 7 и 6-летних детей с высоким уровнем психологического развития наиболее характерно сотрудничество и конкурентное общение со сверстниками. Они следуют общей цели, но видят друг друга у соперников, противников. Они планируют свои действия, предвосхищают результаты и следуют действиям партнера, пытаясь его предотвратить.
     Сотрудничества редко бывает достаточно, когда дети берут на себя общую задачу для них и сочувствуют своему партнеру. Иногда дети, которые знают, как сотрудничать друг с другом, пытаются найти общий способ решения проблемы, спланировать свои действия. Все дети, лично подготовленные к школе, могли общаться со сверстниками на кооперативном уровне или на уровне сотрудничества. Таким образом, средства эффективной коммуникации, которые ребенок может поглощать и использовать, в первую очередь определяют отношение окружающих его людей.
     1.2. Характеристика ребенка дошкольного возраста
     Дошкольный период - очень важный этап в жизни люди. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
     Особенности развития детей дошкольного возраста посвящены исследованию таких научных психологов как Л. С. Выготский Г.А. Урунтаев, Л.А. Венгер, Н.К. Крупская, Е.Е. Кравцова, Г.С. Абрамова и другие.
     Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и педагогам правильно реализовать художественное и творческое воспитание дошкольников: следить за их физическим умственным и творческим развитием, выбирать методы обучения, доступные для ребенка, готовить необходимые материал для занятий.
     Великий русский учитель К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, тогда она должна сначала изучить его во всех отношениях» [44, с.23]
     «Педагогическая сущность процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных характеристик заключается в том, что с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые, содержательные идеологические идеи о прекрасном, об обществе, о человеке , об отношениях между людьми, делая это в разнообразном, изменяющемся на каждом новой и увлекательной формы " , - отмечает EM Торшилов [42, с.26].
     Дошкольный возраст имеет большое значение для физического, умственного, эмоционального и творческого развития ребенка. Он выделяет три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соответствуют кризису в 3 года. [36, с. 68]
     Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, возникающие в связи с развитием ряда его потребностей. Важнейшие из них: необходимость общения, посредством которой усваивается социальный опыт; потребность в внешних впечатлениях, приводящих к развитию когнитивных способностей, а также необходимость движения, ведущие к овладению целой системой разнообразных умений и способностей. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждый из них приобретает самостоятельное значение.
     Социальная ситуация развития дошкольника. Необходимость общения со взрослыми и сверстниками определяет формирование личности ребенка. Общение со взрослыми разворачивается на основе возрастающей независимости дошкольника, расширяя его знакомство с окружающей реальностью. В этом возрасте, речь становится ведущим средством коммуникации , Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят узнать, куда идет ночь, из чего сделаны звезды, почему корова стонет, а собака лает. Слушая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый серьезно относился к нему как к другу, партнеру. Такое сотрудничество называлось когнитивным сообщение [21, с.210 ]. Если ребенок не встречает такого отношения, он развивает негативность и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения - личная (см. Там же). Характеризуется тем фактом, что ребенок активно пытается обсудить со взрослым поведение и действия других и своих собственных с точки зрения моральных норм. Но для разговоров по этим темам требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится ученической позицией, и возлагает роль учителя на взрослого. Личностное общение наиболее эффективно готовит ребенка к обучению, где он должен слушать взрослого, чутко поглощая все, что скажет учитель.
     Существенную роль в формировании личности ребенка играет необходимость общения со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет своей жизни. Между детьми может быть множество форм отношений. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала своего пребывания в дошкольном учреждении приобрел положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На третьем году жизни отношения между детьми возникают главным образом на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже овладевают следующими формами сотрудничества: альтернативные и координационные действия; совместно выполнять одну операцию; контролировать действия партнера, исправлять его ошибки; помогать партнеру, выполнять часть своей работы; принимать комментарии от партнера, исправлять свои ошибки. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к лидерству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции лидера. Дошкольники еще не осознают борьбу за лидерство. В дошкольном возрасте методы коммуникации продолжают развиваться. Генетически самой ранней формой общения является подражание. средний Запорожец отмечает, что произвольная подражание ребенку - один из способов овладеть социальным опытом.
     Таблица 1-Изменение характера общения в дошкольный период
Возраст ребенка
Характер общения
2-3 года
Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками
4 года
Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры
6 лет
Появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми
     
     В дошкольном возрасте меняется характер ребенка. Если в младшем дошкольном возрасте он имитирует индивидуальное поведение взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок больше не имитирует слепо, а сознательно ассимилирует модели поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, построение, элементы работы и обучения, в которых проявляется деятельность ребенка.
     Ведущая деятельность дошкольника - ролевая игра. Суть игры как ведущей деятельности заключается в том, что дети отражают в игре различные аспекты жизни, характеристики взрослой деятельности и отношений, приобретают и совершенствуют свое знание окружающей действительности, овладевают позицией субъекта деятельности, на котором это зависит.
     В дошкольном возрасте деятельность ребенка проявляется в элементах работы. Его работа создает моральные качества, чувство коллективизма, уважение к людям. [11, с. 84]
     
     Дети в дошкольном возрасте думают конкретно, думают в живых образах. Окраска имеет особое значение. Если вы скажете дошкольнику сказку о девушке в розовом платье, а если вы скажете в следующий раз, что девушка синеет, то вы возмутитесь молодого слушателя. [19, с. 171]
     Развитие когнитивной сферы дошкольного возраста. В дошкольном возрасте, под влиянием образования и воспитания, происходит интенсивное развитие всех когнитивных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.
     Сенсорное развитие - это улучшение ощущений, восприятий, визуальных представлений. У детей есть более низкие пороги ощущения. Увеличивается острота зрения и точность цвета, возникают фонематический и тональный слух, точность весовых оценок объектов значительно возрастает. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцепционными действиями, основная функция которых состоит в том, чтобы исследовать объекты и изолировать наиболее характерные свойства в них, а также ассимилировать сенсорные стандарты, общепринятые закономерности сенсорных свойств и объектных отношений , Наиболее доступными сенсорными стандартами для дошкольника являются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) и цвет спектра. Сенсорные стандарты формируются в деятельности. Формирование, рисование и построение большей части способствуют ускорению сенсорного развития [8].
     В исследовании EE Кравцовой показал, что неоформой дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три этапа и одновременно три основных компонента этой функции: зависимость от видимости, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Главное свойство воображения - способность видеть целое перед частями - обеспечивается интегральным контекстом или семантическим полем объекта или явления. Оказалось, что система ознакомления детей с разными стандартами, применяемая на ранних стадиях жизнь, а также предшествующий развитию воображения, противоречит логике развития центральной неоформы дошкольного возраста[18, с.14]
     Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго - начале третьего года жизни. Присутствие изображений в результате воображения можно судить по тому факту, что дети с удовольствием слушают рассказы, рассказы, сочувствующие героям. Развитие воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения детей дошкольного возраста облегчается различными видами деятельности, такими как игра, дизайн, моделирование и рисование. Особенность образов, созданных ребенком, заключается в том, что они не могут существовать независимо. Им нужна внешняя поддержка в своей деятельности. Так, например, если ребенок должен создать образ человека в игре, он берет на себя эту роль и действует в воображаемой ситуации. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словообразование. Дети составляют сказки, тизеры, прилавки и т. Д. В младшие и средние дошкольные годы процесс создания слова сопровождает внешние действия ребенка. В старшем дошкольном возрасте он становится независимым от своей внешней деятельности.
     В дошкольном возрасте К.И.Чуковский, ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Ему достаточно услышать определенную звуковую комбинацию, поскольку она сразу же идентифицируется с вещью и служит стимулом к созданию образа«Что такое Бардадым?» — спрашивают у четырехлетнего Вали. Он сейчас же отвечает без всяких раздумий: «Страшный, большой, вот такой». И показывает рукой в потолок. Характерным для дошкольника является растущий произвол воображения. В процессе развития он превращается в относительно независимую психическую деятельность[11, с.91] С раннего возраста ребенок живет в атмосфере позитивного отношения к другим, любви, доверии, пониманию.[24, с.59]
     Главное - воспитывать, развивать такие качества, такие способности, которые позволят человеку не только добиться успеха в любой деятельности, но и стать создателем эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Различные творческие действия детей способствуют развитию их мышления, воли, настойчивости, организации и дисциплины.[47, c.35]
     Чтобы взрослый стал духовно богатым, особое внимание следует уделять образованию дошкольников и детей младшего школьного возраста. B. T. Лихачев пишет: «Период дошкольных и младших школьников является почти самым решающим с точки зрения образования и формирования художественного и эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование отношений с миром, которые постепенно превращаются в свойства личности [22, c.42]
     Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личности. У детей есть такие личн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44