VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого – педагогические основы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008940
Тема: Психолого – педагогические основы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике
Содержание
Соде?ржание

Введение……………………………………………………………………………........3

Глава 1. Те?ретические основы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы при обучении математике с использованием информационных технологий………………………………………………………….6

1.1 Психолого – педагогические основы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике …………………………………………………6

1.2 Роль и место информационных технологий при обучении математике............14

1.3 Дидактические особенности организации исследовательской деятельности учащихся основной школы при обучении алгебры с использованием информационных технологий…………………………................................................23

Глава 2. Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся 7 – 8 классов при обучении алгебре с использованием информационных технологий……………………………………………………………………………..27

2.1 Комплекс исследовательских задач по алгебре для учащихся 7 – 8 классов……………………………………………………………………………….....27

2.2 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся 7 – 8 классов при обучении алгебре с использованием информационных технологий……………………………………………………………………………..29

2.3. Проведение и результаты педагогического эксперимента………………

Заключение………………………………………………………….……….......

Список используемой литературы…………………………………………......

П?риложения………………………………………………………………..…….





Введение………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Те?ретические основы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы при обучении математике с использованием информационных технологий……………………………………………………6

Введение

Актуальность темы обосновывается тем, что информационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии реализуют себя на практике в образовательном процессе.

Информационные технологии включают в себя различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

В основе средств информационных технологий, используемых в образовательной сфере, находится персональный компьютер, оснащенный набором устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства. 

С помощью сетевых средств ИТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования в дипломной работе будут описаны и другие многочисленные "плюсы" информатизации.

Учитывая вышеизложенное, мы можем сформулировать цель, объект и предмет исследования.

Целью дипломной работы является разработка технологий применения коммуникационных технологий в методике изучения алгебры 7 – 8 класса.

Предметом исследования является применение компьютера в исследовательской деятельности при изучении тем алгебры 7 – 8 класса.

Объектом исследования является процесс изучения линий «уравнения с параметром», «линейные уравнения с параметром», «графический способ решения линейных уравнений с параметром», 

Гипотеза: процесс обучения может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы коммуникационные технологии.

В ходе постановки цели, были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Исследование уже имеющейся научно-методической литературы по этой теме;

2. Проведение логико-дидактического анализа изложения данных тем в учебных пособиях по алгебре за 7 – 8 классы;

3. Составление комплекса исследовательских задач по алгебре 7 – 8 классов;

4. Проведение педагогического эксперимента;

5. Обобщение и систематизация полученных знаний.

В п?роцессе написания дипломной работы п?рименялись следующие методы: 

1) Анализ источников информации и проблемы исследования;

2) Наблюдение за выполнением заданий учащимися;

3) Статистическая об?работка ?результатов.

Методологические основы исследования. Разрабатываемая в исследовании проблема носит междисциплинарный характер, что требует интеграции положений методологии научного познания, философии, логики, педагогики, психологии. Для решения конкретных задач исследования привлекались:

- фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области философии образования и методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, Н.Ф. Талызина и др.);

- методологии построения образовательных технологий (Л. Андерсон, Н.В. Апатова, В.И. Боголюбов, В.В. Гузеев, Ф.С. Келлер, Г.С. Курганская, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, Н.Н. Тулькибаева, Н.Е. Эрганова и др.);

- труды ученых, посвященные исследованию качества образования (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Г.В. Гутник, П.И. Пидкасистый, В.А. Федоров, В.С. Черепанов и др.).

Теоретическими основами исследования являются:

- работы по проблемам педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Макарова, А.Г. Мордкович, В.В. Петрусинский и др.);

- работы по проблемам конструирования педагогического процесса (Б.И. Ананьев, Р. Аткинсон, Б.С. Блум, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.), концепции построения содержания образования (В.П. Беспалько, В.С. Леднев, В. Оконь и др.), методы обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

- теория деятельности и положения о ее роли в развитии личности (В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);

- исследования в области технологизации учебного процесса (К.Я. Вазина, А.В. Гребенщикова, В.И. Загвязинский, Г.К. Селевко, М.В. Кларин, S. Gorinskiy, T. Sakamoto, S.C. Spaulding, M, Woolman и др.);

- личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.);

- теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности (В.П. Беспалько, Б. Блум, Л.И. Божович, М.Н. Скаткин, А.А. Кузнецов, Г.Ю. Ксензова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина, С.Е. Шишов и др.).

         Цель и задачи дипломного исследования обусловили ст?рукту?ру ?работы. Дипломная ?работа состоит из введения, двух глав, поделенных на па?раг?рафы, заключения, библиог?рафического списка и п?риложений.

В пе?рвой главе ?работы анализируется понятие информационно-коммуникационных технологий, информатизации обучения математике.

Вто?рая глава является п?рактической. В ней п?редставлена методика информатизации обучения, использование ИКТ в исследовательской деятельности учащихся.

Тео?ретическое значение дипломной ?работы оп?ределено тем, что она п?редставляет комплексное исследование материалов школьных учебников и материалы данной исследовательской работы могут быть использованы преподавателями при изложении материала в курсе алгебры 7 – 8 класса.








1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы при обучении математике с использованием информационных технологий.

1.1 Психолого – педагогические основы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике

В широком смысле слова, деятельность - это вид активности человека. Существует множество определений понятия "деятельность". 

Д. Н. Ушаков определяет деятельность, как работу, систематическое применение своих сил в какой - либо области [93, c. 576]. 

С точки зрения психологии по определению Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, деятельность - взаимодействие с окружающей средой, где живое существо - это субъект, который воздействующий на объект с определенной целью и так он удовлетворяет свои потребности. [57, c. 434]. 

В связи с историческим развитием изменяются как содержание деятельности человека, так и технические средства. Именно это будет определять формирование сознания человека.

Основой в педагогической практике является исследовательская деятельность учащихся. Этот процесс обучения связывают с технологией, основанной на реализации метода ключевых (эмпирических) вопросов. Основа метода - умело поставленные вопросы, которые служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления [9, 25 с.].

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учеников, которая по своей структуре соответствует научной деятельности, характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивацией и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [78, c. 122]. 

Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [100, c. 45]. 

Н. А. Семенова выделяет 2 основных пути учения: «учение пассивное» (его еще можно назвать «традиционное» с репродуктивными методами), и «учение активное» (т.е. «исследовательское обучение» с продуктивными методами) [78, c. 35].

В.А. Далингер [5, с. 25] выделяет основные признаки учебного исследования: 

a) постановка познавательной проблемы и цели исследования; 

b) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы; 

c) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний; 

d) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки [6, с. 28]: 

1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.); 

2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что- либо новое; 

3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания; 

4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. Содержанием учебно- исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно- практических и теоретических задач [7, с. 10].

Задача педагога состоит в том, что он должен помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Исследовательская деятельность дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю [6, 5 с.].

Эффективность исследовательской деятельности напрямую будет зависеть от того, как ученик будет увлечен исследовательской деятельностью, и оттого, как он умеет ее выполнять [24, 96 с.].

Сейчас, педагоги стремятся приблизить учебную деятельность к познавательной. Основной тенденцией изменения образования в России является активизация его развивающей функции. Следовательно, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся – одна из главных и актуальных задач современного образования. Учебно- исследовательская деятельность учащихся предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: 

1) выработка у учащихся исследовательских навыков; 

2) в процессе творческого поиска и в процессе выполнения учебных исследований формирование аналитического и критического мышления учащихся; 

3) выявление одарённых учеников и гарантия проведения в жизнь их творческого потенциала; 

4) развитие целеустремлённости в учебной деятельности; 

5) помощь в будущем выборе профессии; 6) самореализация учащихся [77, c. 356].

Исследовательская деятельность может быть организована как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. 

К творческим, например домашним заданиям можно отнести: 

1) сообщения; 

2) самостоятельный поиск ответов на заданные вопросы; 

3) написание рефератов; 

4) составление кроссвордов. 

Большим «помощником» на уроке могут стать различные виды заданий: 

1) разноуровневые, 

2) нестандартные, 

3) интерактивные. 

Регулярное использование проблемно-исследовательского метода в преподавании разных дисциплин может помочь развитию универсальных познавательных действий и приобретению важных исследовательских умений у учеников. 

В ходе осуществления исследований дети учатся: [77, c. 148] 

1. Формулировать проблемы. 

2. Выдвигать гипотезы. 

3. Составлять план своей деятельности. 

4. Проводить наблюдения. 

5. Строить планы и проводить опыты для нахождения информации, а также для проверки гипотез. 

6. Отличать важную информацию от несущественной. 

7. Объединять информацию из разных источников в одно целое. 

8. Презентовать результаты своей работы в разных формах, например, в виде схемы, рисунка, доклада или реферата. 

9. Выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом. 

В результате работы учителя можно получить развитие исследовательских и коммуникативных умений, высокую познавательную и учебную мотивацию у учащихся. Это дает учителю поддержку его творческих усилий и удовлетворение от педагогической деятельности. В выделении этапов исследовательской деятельности важную роль играют работы И. Я. Лернер, Е. В. Ларькиной, Е. В. Барановой, Л. В. Лихачевой и др. 

И. Я. Лернер выделил этапы, по которым может проходить учебное исследование [52, c. 78]: 

1. Постановка и осознание цели всего исследования. 

2. Определение объекта изучения. 

3. Познание известного об объекте, о его элементах и связи между ними. 

4. Постановка проблемы. 

5. Определение предмета исследования. 

6. Выдвижение гипотезы. 

7. Построение плана исследования. 

8. Осуществление намеченного плана, который по ходу исследования может не раз корректироваться. 

9. Проверка гипотезы, в том числе экспериментальная, если это необходимо. 

10. Определение ценности найденного решения избранной проблемы, понимание сфер и границ применения найденного решения. 

Согласно исследованиям Е.В. Ларькиной, организация исследовательской деятельности состоит из следующих этапов [48, c. 196]: 

1. Постановка и понимание проблемы. 

2. Изучение необходимой литературы по данной проблеме. 

3. Определение методов и методик проведения исследования. 

4. Поиск материала с разных источников и его обобщение. 

5. Научный комментарий. 

6. Собственные выводы. 

Таким образом, можно прийти к выводу, что основными этапами исследовательской деятельности учащихся являются: 

1. Постановка проблемы. 

2. Формулировка гипотезы. 

3. Проведение исследований. 

4. Анализ данных проведенного исследования. 

5. Доказательство либо опровержение гипотезы. 

При решении исследовательских задач развиваются исследовательские умения. 

В психолого-педагогической литературе под умением понимается внедрение имеющихся познаний и способностей для выбора и воплощения способов действия в согласовании с установленной целью. К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов. 

Например, Н.В. Сычкова [88, с. 99], рассматривает исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.

Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся является средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме. Сам процесс исследования представляет собой свободный научный поиск, который не связан с заранее определенной логикой исследования, именно поэтому он может и преподнести самые необычные результаты [33, с. 85].

При формировании личностных качеств, необходимых любому человеку, немалую роль может оказать школьная дисциплина - математика. Одной из главных целей математики является то, что происходит формирование и развитие математического мышления. Это способствует выявлению и более эффективному развитию математических способностей школьников, подготавливает их к творческой деятельности вообще и к математике с ее многочисленными приложениями в частности [6, с. 7].

В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, человек может начинать собственный исследовательский поиск  только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. 
       Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни.

Александр Ильич Савенков в своей книге «Одаренный ребенок в массовой школе» пишет о том что, в настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать  как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение учениками готовых знаний, преподносимых преподавателем. Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализирование.   

На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Современная отечественная педагогика и психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ученика в процессе обучения.

Таким образом, учителю математики предоставляется уникальная возможность - пробудить интерес и любопытство учащихся, предлагая им задачи, соразмерные их знаниям. При это,  урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит:

· Ситуацию успеха (ученикам предлагается задание, которое он решает без затруднений);

· Ситуацию затруднения (ощущения проблемы). Ученикам предлагается задача, похожая на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как не имеют необходимых знаний;

· Постановку учебной проблемы. Учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее и говорят, каких им знаний не хватает, для того, чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;

· Решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление на группы;

· Презентация проекта исследовательской деятельности членами каждой группы (проблема - гипотеза - задачи группы - пути решения проблемы - выводы).

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам [10, с.78].

В заключение хочется отметить, что формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании математики является залогом высокого уровня знаний учащихся по предмету.



1.2 Роль и место информационных технологий при обучении математике

Информационные процессы всегда играли, и будут играть важную роль в жизни общества и науки. 

 Информационные технологии - обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации [75, c. 2]. 

Информационные технологии рассматривают в трех аспектах: 

1) как предмет изучения; 

2) как средство обучения; 

3) как инструмент автоматизации учебной деятельности, т.е. в парадигме системного подхода [75, c. 4]. 

Технологизация учебного процесса позволяет: 

1) обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); 

2) повысить объем выполняемой работы на уроке; 

3) усовершенствовать контроль знаний; 

4) формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; 

5) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам [75, c. 8]. 

Основной целью создания и объемного использования информационных технологий является решение проблемы развития информационного общества [21, с. 45].

Для учителя еще раскрываются большие возможности: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, иллюстрировать материал, сложные для осознания моменты продемонстрировать в динамике, повторить то, собственно, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в согласовании с индивидуальными особенностями каждого учащегося. 

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что собственно они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы дают возможность быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых есть пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Существуют компьютерные программы, позволяющие самим создавать подобные тесты. 

Внедрение компьютера с целью презентации, как технического средства обучения, считается его наиболее распространенной функцией. Для этого потребуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или же переносной вариант данной техники. На этом уроке информация изображается на большом экране и имеет возможность быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения применяются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по разным темам.

При использовании такого программного обеспечения, повышается интерес учащегося к такому уроку. Психологи [90, c. 12] отмечают, что современные дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими гораздо лучше, чем печатная книжная информация. 

Мультипликация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс изучения в более удобный для учащегося. Использование информационных технологий на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке. Заблаговременно приготовленная информация к уроку появляется в нужное время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может применяться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики позволяет обучающимся лучше познать самих себя, личные особенности своего учения, содействует развитию самостоятельности. 

Ключевой задачей применения компьютерных технологий считается расширение умственных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. 

Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. В следствие этого для обеспечения наибольшей эффективности обучения учителю необходимо отыскать лучшее сочетание средств, методов обучения и технологий. 

Все педагогические технологии по существу считаются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств [90, c. 12].

И.В. Роберт выделяет такие дидактические принципы обучения, как: [70, c. 98]

 1) принцип адаптивности; 

2) принцип интерактивности; 

3) принцип индивидуальности. 

Так, принцип адаптивности возможен для реализации на всевозможных уровнях (базовом и профильном) со средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по трудности, объему и содержанию. 

Принцип интерактивности выражается в интенсивном содействии пользователя с компьютером в форме диалога педагогической направленности и предполагает сознательную активность обучаемого, подкрепляемую управляющей деятельностью компьютера и реализуемую на различных уровнях. 

Принцип же индивидуальности подразумевает создание условий для самостоятельной работы обучаемых за счет обеспечения их персональными заданиями и проверки результатов их выполнения, содействуя активизации учебной работы и повышая прочность усвоения учебного материала.

Так же информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат: 

1) техническая среда (вид применяемой техники для решения ведущих задач); 

2) программная среда (набор программных средств); 

3) предметная среда (содержание определенной предметной области науки, техники, знания); 

4) методическая среда (инструкции, порядок использования, оценка эффективности и др.) [66, c. 54].

Исходя из выше перечисленного, использование информационных технологий при изучении математики в первую очередь требует высочайшей подготовки учителя, который не только знаком с этими программами и умеет с ними работать, но и обязан обучить своих учеников владеть ими. 

Информационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что ориентированы на становление коммуникативных способностей учащихся, делая при этом работу учителя более продуктивной. 

Так, компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, дают возможность выполнить многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.

Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий: 

1) урок-лекция; 

2) урок постановки и решения задачи; 

3) урок введения нового материала; 

4) интегрированные уроки и т.д. [66, c. 87]. 

Применение информационных технологий является перспективным, так как позволяет: 

1) комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи; 

2) поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) определенные задачи в зависимости от его возможностей, мотивации, уровня подготовки; 

3) применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность; 

4) частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций; 

5) формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями; 

6) развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет; 

7) стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности; 

8) осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи [66, c. 78]. 

Таким образом, использование средств информационных технологий является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации интенсивной самостоятельной учебной работы, для воплощения дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении подростков.

В качестве основных направлений развития математического образования на современном этапе выделяется информатизация, которая заключается как в развитии личности учащегося, так и в реализации целей обучения математике с использованием современных средств обучения. Становление личности учащихся, как ключевая задача обучения, закрепленная в нормативных документах, считается общей основой и развития информационных технологий, и реализации исследовательской деятельности. В этой связи внедрение информационных технологий в обучении в целом, и геометрии, в частности, в условиях развития исследовательской деятельности учащихся, как одного из основных средств интеллектуального развития личности, представляет собой важное направление в методике обучения математике. 

Внедрение компьютера содействует оптимизации учебного процесса и изменению роли учителя, который теперь выступает в качестве направляющего звена учебной деятельности. Ученики, в свою очередь, получают определенную самостоятельность в учебной деятельности, что создает условия для формирования благоприятного отношения к использованию информационных технологий. 

При анализе необходимости применения компьютера в учебном процессе надо принимать во внимание следующие дидактические возможности компьютера: 

1) расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учеников, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; 

2) привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; 

3) развитие познавательных способностей учащихся; 4) интегрированное обучение предмету [34, c. 76]. 

При этом компьютер может представлять: 

1) источник учебной информации; 

2) наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); 

3) тренажер; 

4) средство диагностики и контроля. 

Исследовательская деятельность учащихся является важнейшим фактором активизации познавательной деятельности. Раскрывая методические особенности организации учебных исследований можно сказать о том, что они имеют все шансы использоваться как с целью открытия новых знаний учащихся, так и для закрепления уже раннее изученных.

В процессе обучения математике, в частности планиметрии, у учеников формируются такие компоненты мышления, которые необходимы не только для усвоения новых областей знаний, но и для обеспечения успешности в других сферах деятельности. В первую очередь, это развитие абстрактного и логического мышления, и в то же время приобретения опыта творческой деятельности. Как раз учебное исследование как метод обучения математике способствует формированию творческого мышления.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;

обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;  появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др [2, с. 18].

Итак, основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно – образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам). По мнению Т.Е.Булгаковой основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам) [12, с. 120].

 При обучении математике, информационные технологии могут быть использованы для предъявления учебной информации обучающимся, а также для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. 

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы: сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet и технологии, ориентированные на локальные компьютеры  [5, с. 369]. В настоящее время очень часто учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно.

Применение компьютера в обучении математики позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели. Использование ИКТ да?т возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Творческие работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания. В условиях модернизации образования нужно найти такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным, насыщенным, ярким, вызывающим интерес к учению.

Применения учебно-исследовательских проектов в обучении математики обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной учеником. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе [10, с. 203].

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые инф.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%