VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого – педагогическая профилактика дезадаптации детей в детском образовательном учреждении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013734
Тема: Психолого – педагогическая профилактика дезадаптации детей в детском образовательном учреждении
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования
 «Российский новый университет»
Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей психологии и психологии труда

Бакалаврская работа
на тему: Психолого – педагогическая профилактика дезадаптации детей в детском образовательном учреждении


Студентки 5 курса
заочной формы обучения
Направление подготовки: Психолого-
педагогическое образование 
Направленность (профиль):  Психолого-
педагогическое консультирование
Королевой Валерии Владимировны

Руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
Каширин Владимир Петрович

     
     Допустить к защите
И.о. заведующего кафедрой 
общей психологии и психологии труда, 
кандидат психологических наук 
                                                                          _______________ Лихачева Э.В.                                                                                                                                                                

«_____»______________ 2018 г.


Москва 2018 г.
Содержание


Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса профилактики дезадаптации детей дошкольного возраста……………………………...7

1.1.Понятие адаптация и дезадаптация…………………………………..7

1.2.Теоретические основы технологий профилактики дезадаптации детей дошкольного возраста…………………………………………….21

Выводы по первой главе………………………………………………....44

Глава 2. Исследование особенностей профилактики дезадаптации детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №5»…………………………..46

2.1.Технология внутриведомственного взаимодействия по профилактике детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №5»……………46                                                                                      

2.2.Содержание, формы и методы профилактики дезадаптации детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №5»…………………………………...60

Выводы по второй главе…………………………………………………64

Заключение………………………………………………………………..66

Список использованных источников…………………………………....68

Приложения………………………………………………………………








Введение
     Процесс адаптации к детскому саду все дети переживают по-разному, но большинству все же удается приспособиться к новым условиям в течение 3-6 месяцев. Однако в некоторых случаях адаптация ребенка затягивается, а то и вовсе терпит крах-это называется дезадаптацией.  Полная дезадаптация встречается довольно редко (примерно в 1 случае из 100), родителям нужно распознавать её признаки, чтобы при появлении первых тревожных звоночков, вовремя принять меры, т.к. игнорирование этой проблемы отразится на темпах развития ребенка и нанесет малышу психологическую травму. Каковы причины дезадаптации ребенка в детском саду? Почему одни дети вливаются в детсадовский коллектив без особых проблем, а другие испытывают непреодолимые трудности? Важный фактор в этом процессе -  индивидуальные особенности ребенка и его характер, но, не меньшее значение имеет психологическая готовность ребенка к детскому саду, навыки общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Принимая во внимание эти факторы, можно отнести некоторых детей к группе риска. Проблема с адаптацией в детском саду возникает, когда с малышом не хотят играть другие дети, они обижают его, отнимают игрушки, дразнят. Происходит это по причине того, что ребенок не умеет общаться с другими детьми или неправильно позиционирует себя в коллективе, обладая завышенной или заниженной самооценкой. К примеру, если ребенок привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам, а шалости сходят с рук, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки. Робкие и стеснительные малыши тоже сталкиваются с определенными проблемами. Они неохотно идут на контакт с другими дошкольниками и становятся мишенью для задир. Если ребенок не умеет постоять за себя, то более активные и решительные дети отбирают у него игрушки. Соответственно, у ребенка появляется страх перед детским садом и другими детьми, возникает ощущение незащищенности и беспомощности. Другой причиной дезадаптации ребенка в детском саду могут стать некорректные действия педагогов. Излишняя строгость и агрессия со стороны воспитателя может вызвать страх перед садиком даже у общительного и всесторонне подготовленного к детскому саду ребенка. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
     Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. 
     Некоторые  трудности возникают и для воспитателей в период приема новых детей в группу. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.
     Мы крайне мало внимания в современной жизни уделяем проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
     Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. 
  	Если психолог, логопед и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
     По существующим данным в литературе, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Такая проблема требует активного вмешательства родителей и специалистов. Все вышесказанное и определило актуальность данного исследования.
     Объектом исследования является: процесс профилактики дезадаптации воспитанников МДОУ «ЦРР – детский сад №5».
     Предметом исследования является: особенности психолого – педагогической профилактики дезадаптации воспитанников МДОУ «ЦРР – детский сад №5».
     Цель исследования: выявить особенности психолого – педагогической профилактики дезадаптации воспитанников МДОУ «ЦРР – детский сад №5».
     Задачи исследования:
     - изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме дезадаптации воспитанников в дошкольной образовательной организации;
     - изучить особенности взаимодействия специалистов, воспитателей и семьи воспитанников ДОО в адаптационный период;
     - спроектировать и провести профилактическую работу по дезадапатации в дошкольной образовательной организации    на основе действующих нормативно – правовых и локальных актов.
     - проанализировать полученные результаты профилактической работы.
     Гипотеза исследования: профилактическая работа дезадаптации воспитанников дошкольной образовательной организации будет эффективной при совместной скоординированной, комплексной и компетентной деятельности всех субъектов МДОУ по профилактике дезадаптации.
     Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, беседы, тестирование и анкетирование родителей, психолого –педагогическая диагностика, изучение продуктов деятельности детей.
     Эмпирическая база: Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №5».
     Научная новизна: в результате проектируется  модель  профилактики дезадаптации воспитанников МДОУ. 
     Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, словаря, списка использованных литературы, а также приложений.
     
     
     
     

















     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса профилактики дезадаптации детей дошкольного возраста
     1.1 Понятие адаптации и дезадаптации
	В литературе любая адаптация рассматривается как приспособление индивида к новым условиям существования. Условно адаптацию можно разделить на биологическую и социальную. Кроме того, выделяют виды адаптации по степени тяжести протекания процесса: легкая, средняя и тяжелая. Легкая адаптация, когда в первые дни после поступления в детский сад у малыша ухудшается аппетит, отсутствует желание общаться и играть с детьми, но это все проходит в течение 10-20 дней. Родителям необходимо помнить, что в первый месяц посещения детского учреждения ребенок может заболеть, но заболевание длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений. Адаптация средней тяжести – эмоциональное состояние у малыша приходит в норму в более длительный срок (через 20 - 40 дней). На протяжении первых двух месяцев у ребенка могут наблюдаться определенные изменения в речи или физической активности. Кроме этого, в некоторых случаях у детей наблюдается небольшая потеря веса на протяжении 30-40 дней. Тяжелая адаптация ребенка заключается в многочисленных заболеваниях, которые протекают с осложнениями (пневмонии, бронхиты, отиты и т.д.), стойкие изменения в поведении (ребенок много плачет, не хочет расставаться с мамой, спит в сидячем положении, прячется от других деток и т.д.). У детей с тяжелой формой адаптации к детскому саду резко замедляется как умственное развитие, так и физические показатели (рост, вес). Родителям необходимо оперативно принимать меры, если состояние ребенка не нормализуется на протяжении 60 дней.
       Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в детской образовательной организации у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша. Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.
     Эффективная адаптация человека к обществу и его способность противостоять обществу в тех жизненных проблемах, которые препятствуют его саморазвитию, самоопределению, самореализации, обеспечивает успешную социализацию.  Таким образом, понятия эти неразрывно связаны, связь их синергестическая по характеру.
	Также выделяют виды адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую [41, с.23]. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления — добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:
а) ознакомление;
б) ролевую ориентацию;
в) самоутверждение.
	Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему [44, с. 124].
	Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
     Социальная адаптация – сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация - одно из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде.
     По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях.
     В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация определяется как активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе [42, с.69].
     С точки зрения  М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой  [5, с.73].
     Социально-педагогическая адаптация – явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания.
     Идейной платформой социальной адаптации является личный и социальный конформизм. Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам).
     С первых дней жизни младенца близкие выступают в роли посредника между ребёнком и окружающим его миром людей и предметов, так ребенок с момента своего рождения попадает в культурную среду человеческого общества. Мать ласково воркует, целует, ласкает, обнимает младенца, кормит, пеленает, укладывает спать. Ребёнок чутко реагирует на её прикосновения, прислушивается к голосу, вдыхает запахи. Активные взаимодействия с матерью способствуют формированию у новорожденного чувства защищённости и открытости миру. Ребёнок начинает взаимодействовать с другими людьми, осваивать различные стороны окружающей действительности [10, с. 93].
     Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый человек для развития личности ребёнка, которые организует взрослый при взаимодействии с младенцем первых дней его жизни. С другой стороны, А.Н. Леонтьев характеризует социальную ситуацию развития как базовое отношение между ребёнком и взрослым через деятельность. При этом он отмечает, что в качестве ведущей деятельности в младенческом возрасте выступает общение ребёнка со взрослым, а в раннем детстве – предметная деятельность. Т.А. Репина считает, что социализация – это усвоение исторического человеческого опыта, который ребёнок приобретает с помощью взрослых и сверстников. И.А. Коробейников утверждает, что социализация – это динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на индивида в процессе его развития.
     Из этого следует,что социализация включает в себя как биологические предпосылки, так и само вхождение человека в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира, - подводит итог Б.Д. Парыгин [1, с. 94].
     Содержанием социальной адаптации и, вместе с тем, показателем ее успешности является усвоение ребенком норм, правил. Содержание процесса социальной адаптации включает следующие компоненты:
> принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды (группы, коллектива, социальной организации, территориальной или национальной общности);
> приспособление к новым формам социального взаимодействия (формальным и неформальные связям, семейным, производственным отношениям и т.д.);
> освоение новых форм деятельности (профессиональной и иной).
     Следует отметить, что успешность социализации проявляется в устойчивом положительном самочувствии ребёнка, его активности, познавательной потребности и обусловлена индивидуальными особенностями восприятия социальной ситуации его развития. Этот процесс определяется характером взаимоотношений, которые устанавливаются между ребёнком и взрослыми. Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидуумом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
     Процесс и результат активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды это социальная адаптация. В процессе жизнедеятельности человек довольно часто попадает в незнакомую обстановку (для ребёнка это поездка в гости, поход в поликлинику и т.п.), и ему приходится приспосабливаться к новым для себя условиям.
     Социализация и социальная адаптация -   оба эти явления выражают процесс взаимодействия общества и личности. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. Появляясь на свет, новорожденный попадает в социальную среду, и социализироваться в ней ему не так уж просто. Период новорожденности (приблизительно до 1 - 1, 5 месяцев) переход новорожденного от внутриутробного к вне утробному развитию (по Л.С. Выготскому). Основное новообразование новорожденного - индивидуальная психическая жизнь, своеобразие которой состоит в преобладании недифференцированных переживаний, неотделимости себя от восприятия окружающего мира. Его социальность характеризуется полной пассивностью. Дальнейшая социальная жизнь младенца -  приспособление к действительности через других людей в ситуации сотрудничества.
     В отсутствие взрослого ребёнок беспомощен, активность его ограничена и стеснена,  взрослый для него центр любой ситуации. С помощью взрослого у младенца развивается интерес к окружающему миру, внимание к собственным и внешним раздражениям.
     Н.М. Лисина характеризует первый месяц жизни новорожденного как фазу адаптации к внешним условиям жизни и формирования потребности в общении, которая не является врождённой, а складывается на основе органических потребностей (в пище, тепле и т.) и новых впечатлений. Потребность в новых впечатлениях концентрируется на взрослом как наиболее информативном объекте в окружающем мире. С первых дней жизни младенца в социуме мать находится рядом. Она с нежностью и любовью воздействует на него. Её ласковые прикосновения, голос очень скоро начинают вызывать ответные реакции малыша. Частые телесные контакты при общении, удовлетворение витальных потребностей способствуют образованию первых социальных связей. С первых месяцев жизни в ситуации эмоционального общения ребёнка со взрослым формируется отношение малыша к другому человеку, к себе, к окружающему миру.
     Эмоциональное общение развивается как взаимный способ  понимания двух партнёров, оформляется как ритуал, основанный на базовом доверии младенца к матери. Затем появляются ритуалы кормления, укладывания, купания. Младенец спокойно воспринимает все манипуляции, так как они ожидаемы и знакомы, выполняются в определённой последовательности, тем самым придавая ребёнку уверенность в стабильности окружающего мира. Это помогает войти ему в мир человеческих отношений, освоить их, опираясь на базовое новообразование как открытость миру, возникающее под воздействием любящей, нежной, чуткой матери [10, с. 95].
     Постепенно ребёнок приобретает опыт общения с разными людьми сначала в семейном кругу, а затем за его пределами, успешно продвигаясь по пути социального развития.
     Одним из важнейших элементов адаптации малыша являются  ритуальные действия (Э.Эриксон),представляющие собой устойчивую модель взаимодействия не только с матерью, но и с другими членами семьи, что позволяет ребёнку приобрести богатый опыт общения с разными людьми вне семьи в условиях эмоционально - позитивной обстановки, обеспечивая успешное вхождение в социум.
     Ритуальное поведение ребёнка проявляется под воздействием окружающих взрослых при чётком соблюдении режима и режимных процессов, что охраняет нервную систему малыша от напряжения, способствует успешному решению задач социальной ситуации развития, его устойчивому поведению, развитию личностных качеств.
     Ритуальные формы поведения, усваиваемые ребёнком с помощью взрослого с 8 - 10 месяцев, помогают малышу обрести стабильность восприятия окружающей действительности, оценить себя глазами взрослого. Ребёнок стремится удерживать структуру ритуала в дальнейшем, чутко реагирует на её изменение. При изменении привычных условий малыш бунтует, возмущается. 
     Рамки вхождения в социум со временем расширяются. Ритуализированные формы поведения позволяют ребёнку с помощью напоминаний взрослого правильно взаимодействовать с окружающими людьми, используя общекультурные нормы поведения: здороваться, говорить спокойно, не шуметь, уметь подождать и т.п. [11, с. 96].
     Ребёнок - не только хороший ученик. Он и сам стремиться как можно быстрее понять окружающий мир. Посещая с мамой общественные места (парикмахерская, магазин и т.д.) ребёнок наблюдает за миром взрослых, многое запоминает: взаимоотношения людей, их оценку происходящего, отношение к нему взрослых, что неизменно сказывается на самооценке малыша, поведении, стимулирует его социальное развитие.
     По присущим детям различиям в поведении и потребности в общении в период адаптации к детскому саду можно условно выделить три группы.
     1. Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
     2. Дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
     3. Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде — повышенной умственной активности.
     Формирование речевых и коммуникативных проявлений в период адаптации детей раннего и младшего школьного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе. Поэтому стоит изложить основные положения по проблеме изменения речевой активности детей в адаптационный период.
       Адаптация протекает под влиянием внушения и осознания личностью необходимости (или потребности) в принятии новых ценностных установок и поведения [19, с. 75]. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть кадров, разводы и т.д.).
     Различные формы носят результаты адаптации (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное морально- и социально - психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта). Одним из распространенных видов социальной адаптации является профессиональная адаптация. В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли.
     Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем – личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон [27, с. 44]. Под аномией они понимают разрушение имеющихся социокультурных представлений, норм, установок. 
     Дезадаптация выступает промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов. Б.Н. Алмазов определяет дезадаптацию как несоответствие и неусвоение социальных норм и правил человеком [14, с. 34]. Это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. 
     Таким образом, социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми [3, с. 82].
     По М.А. Галагузовой социальная дезадаптация ребенка представляет собой процесс утраты или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды [23, с.73].
     К факторам социальной дезадаптации некоторые специалисты относят группы: индивидуальные, психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), социально-психологические факторы, личностные факторы, социальные факторы.
       Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, патологические черты характера, невротические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания.          Агрессия – один из типов поведения, целью которого является нанесение вреда объекту или человеку, и возникающее  из-за того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения. 
     Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Это связано с экологическими, экономическими, демографическими и иными неблагоприятными социальными факторами последних лет, которые  привели к значительным изменениям здоровья детско - подростковой популяции. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. 
     Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах дошкольного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к малышу в сложный жизненный период перемен, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении воспитателя, директивный стиль общения. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против педагогов, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. 
     Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. 
     В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:
      1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
      2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
      3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
      Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
      Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации [45, c.16]: лёгкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжёлая и очень тяжёлая.
     - Легкая адаптация – к новым условиям семья приспосабливается за месяц.
      - Адаптация средней тяжести – семье требуется два месяца.
     - Тяжелая адаптация – для полной адаптация затрачивается  три месяца.
     - Очень тяжелая адаптация – около полугода и более, в этом случае встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
     Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать. При этом, они хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность. [19, с. 66].
     Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь у него развита как в пределах возрастной нормы, так ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители не всегда доверяют своему чадо, пытаются контролировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Родители редко находятся в слиянии с ребенком. С воспитателем они могут быть и откровенны, и держаться на расстоянии. Такие родители советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, но свою точку зрения не высказывают [7, с. 187].
     Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш хватает все игрушки, ни на одной не заостряя свое внимания, не может играть самостоятельно или со сверстниками, выглядит встревоженным, замкнут. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям, которые либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. [7, c.68]
     Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. "Как ни странно, этот очевидный факт не всегда осознаётся достаточно глубоко. Говорят, никто так хорошо не знает ребёнка, как родители..."1 Нередко в такой ситуации родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать [42, с.54].
     Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, частые перепады настроения, срывы, малыш часто капризничает. Кроме того, он очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя чужими, практически ни с кем не контактируют, в совместную игровую деятельность не вступают.
     При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка, схематически можно обозначить таким образом: разлука ? страх ? стресс ? срыв адаптации ? болезнь.
     Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно,в новой среде он чувствует себя комфортно, малыш не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.
     И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать [10, с. 12].
  	Первыми признаками завершения адаптации считаются: хороший аппетит и спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.
	К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвоту, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков. 
     Вывод
     Адаптация – это приспособление организ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44